Что такое байпас, где его применяют и как его установить своими руками

В чём заключается принцип работы байпас-системы

Принцип работы системы Blow-Off устроен таким образом, что оказавшийся бесполезным воздух просто-напросто удаляется из системы, вытравливаясь в атмосферу. Однако, далеко не все автомобилисты считают это целесообразным. Того же мнения придерживаются и автопроизводители. Они считают, что возникший излишек воздуха вполне можно использовать повторно, направив его снова в компрессор турбонагнетателя. При этом мало кто учитывает, что в момент каждого нового сжатия происходит увеличение температуры как самого воздуха, подаваемого в цилиндры двигателя, так и частей его впуска.

Тем не менее, рециркулирующая система продолжает пользоваться большой популярностью. Её также называют «байпасной», отталкиваясь от англоязычного слова bypass, в прямом переводе на русский язык означающего «обход». Принцип работы такой системы можно сравнить с амортизатором, роль которого в данном случае – смягчить удары по оси турбонагнетателя. Герметичность системы рано или поздно перестанет справляться с удерживание постоянно увеличивающегося количества воздуха, который в какой-то момент всё же прорвётся наружу. В итоге, удар по турбонагнетателю неизбежно произойдёт, чего не случилось бы при использовании Blow-Off клапана. Однако в штатной комплектации спорт-каров используется всё же байпасная система.

Дело в том, что система рециркуляции воздуха исключает возникновение лишних шумов в моторном отсеке, которые могут вызвать недоумение у неискушённых водителей. Для многих из них происхождение «пшиков» остаётся вопросом неясным и потому пугающим. Используя байпасную систему отвода воздуха, производители, можно сказать, заботятся о нервной системе потребителей. К тому же, подобная система намного дешевле в обслуживании, отчего и пользуется большой популярностью. Также стоит отметить, что штатные байпас-системы довольно часто работают как ограничители наддува, препятствуя стравливанию подсчитанного расходомером воздуха.

Впрочем, некоторые производители уже додумались до того, чтобы позволить в случае необходимости стравливать лишний воздух насильственным путём и из байпас-систем. В частности, на автомобилях Mitsubishi GTO поршень bypass-клапана имеет специальное выпускное отверстие, откуда можно стравливать часть воздуха даже не испытывая в этом крайней необходимости. Таким образом, байпас-система постепенно превращается в некую щадящую полумеру.

Какие бывают виды байпасов

Хотя байпас является довольно простым элементом, диапазон его функций может быть существенно расширен за счет использования встроенной в него различного вида сантехнической арматуры. Конструктивное исполнение байпаса зависит от линии, в которой его используют, типа жилых или производственных зданий с установленным однотрубным обогревом.

Нерегулируемый обводной патрубок

Наиболее простая конструкция байпаса – обводная нерегулируемая труба, соединяющая трубопроводы между входной и выходной линией. Такой элемент обычно устанавливается в многоквартирных домах, где отсутствие запорного устройства предотвращает случайное перекрытие или частичное запирание байпаса и соответственно нарушение работы всей системы, ее разбалансировку.

Нерегулируемый узел находит широкое применение в распространенной “ленинградке” – однотрубной линии с прямой байпасной трубой большого диаметра и цепочкой параллельно подключенных к ней батарей отопления.

Рис. 5 «Ленинградка» – популярная схема обвязки для однотрубной конструкции

Управляемый вручную байпас

Так как через байпас, установленный параллельно подключенным приборам теплообмена, проходит часть теплоносителя, минуя приборы отопления, для увеличения подачи носителя в радиатор его сечение делают меньше других труб, увеличивая гидравлическое сопротивление. Обычно диаметр байпаса в однотрубной системе отопления меньше подходящих от центрального стояка к радиатору труб на четверть дюйма, которые в свою очередь имеют внешний размер меньше стояковых труб на такую же величину.

Понятно, что данная система является нерегулируемой и не позволяет эффективно использовать систему – радиатор при большом количестве секций не всегда полностью прогревается из-за ухода теплоносителя по байпасной трубе.

К тому же при монтаже теплопроводной линии в частном доме нет смысла использовать трубы разных диаметров с шагом в 1/4 дюйма – получить малое сечение байпасной перемычки относительно центрального трубопровода за счет использования различных отрезков технически трудно выполнимая задача.

Рис. 6 Байпас в системе отопления радиаторами

Поэтому в системе практичнее установить в байпасный переходник регулирующий вентиль – это позволит вручную изменять объем подачи за счет уменьшения сечения перемычки и соответственно регулировать температуру нагрева теплообменников. Если в индивидуальном жилье устанавливают “ленинградку” с горизонтально расположенной прямой магистралью, то регулировку количества проходящего через радиаторы теплоносителя осуществляют терморегуляторами или шаровыми кранами, установленными на входе и выходе радиаторов.

Следует отметить, что вставка шарового крана в байпасную линию многоквартирного жилого дома неприемлема и является грубым нарушением, приводящим к разбалансировке и сбою работы всей системы отопления по однотрубному вертикальному стояку.

Как установить автоматический байпас

Автоматический байпас с клапаном обычно устанавливают параллельно компрессионному электронасосу, в качестве запирающей проходной канал арматуры берут обратный клапан. Система функционирует таким образом, что при работающем электронасосе тепловой носитель проходит по ветви подключения насоса, который втягивает в себя в жидкость из главной магистрали и байпасной ветки.

При этом обратный клапан, сделанный в виде шара или запорной шторки, всасывается потоком и перекрывает обводной канал. При отключении электронасоса его лопасти останавливаются и частично перекрывают канал, запирающий элемент обратного клапана не втягивается электронасосом и под напором открывает канал. В результате тепловой носитель следует по пути, где меньше гидравлическое сопротивление, то есть по патрубку-байпасу.

Рис. 7 Шаровой байпасный клапан в системе отопления – принцип действия и внешний вид

Устанавливается байпас с клапаном на двухсторонние тройники, два штуцера которых подключены в линию, а к третьему отводу присоединен циркуляционный электронасос с двумя запирающими кранами и фильтром.

Существует и другая разновидность автоматического обходного байпаса – инжекторная, в которой узел с насосом вваривается в изогнутый трубопровод главной магистрали. При работающем насосе основной объем теплоносителя проходит через него, а если электронасос отключен, носитель беспрепятственно поступает в магистраль по перепускному байпасному каналу.

Подобная конструкция встречается в быту значительно реже из-за сложности монтажа при использовании полипропиленовых или пластиковых труб, необходимости пайки и сварных работ при применении медных или стальных труб.

Как выбрать

Есть несколько полезных рекомендаций, которые позволяет вам правильно и грамотно определиться с выбором байпаса:

  1. Товар обязан иметь все необходимые сертификаты и документы, технический паспорт.
  2. Требуется наличие сертификата соответствия, а также гигиенического сертификата, подтвержденного печатью.
  3. Внимательно изучите места сварки. Часто на них присутствуют поры, что свидетельствует о низком качестве сборки. Пор быть не должно на хорошем байпасе.
  4. Проверьте резьбовые соединения. Закручиваться и откручиваться они должны свободно.

Установка

Чтобы установить байпас, рекомендуется воспользоваться услугами специалистов. Они выполнят не только монтаж, но также проинспектируют всю систему, определят наличие брака, дефектов и возможных протечек.

Монтируют устройство в непосредственной близости к радиатору, но по возможности подальше от стояков. Если требуется, на байпас дополнительно устанавливают кран, который позволит обеспечить циркуляцию отопления за счет радиатора, а не устанавливаемого байпаса.

Ввод байпаса в стояк потребуется использования запорных клапанов. Монтируют элемент в горизонтальном положении, что позволяет избежать скопления воздуха.

Правила эксплуатации

Существует несколько рекомендаций, при соблюдении которых вы существенно продлите срок службы не только самого байпаса, но и все системы, где он принимает непосредственное участие.

Конструкция байпаса обязана включать в себя исключительно шаровые краны. Их особенности позволяют системе работать в оптимальном режиме и быстро закрывать или открывать обходные каналы, когда это потребуется. Плюс такой вид кранов зарекомендовал себя с самой лучшей стороны.
Систему рекомендуется открывать и закрывать по меньшей мере дважды в год

Не важно при этом, работает система или нет. Это профилактические мероприятия, продлевающие срок службы.
Используйте исключительно высококачественную арматуру, которая позволит вам забыть о возможных проблемах и неприятностях на долгие годы

Если проигнорировать данную рекомендацию, потребуется менять краны. Починить их нельзя, так как они являются непригодными к ремонту. Процедура замена вызовет множество проблем и вопросов, если за нее взяться самостоятельно. А услуги специалистов стоят денег.

Байпас нужен сам по себе в системе отопления, и это обязательные мероприятия при ее устройстве. Но данный элемент служит как дополнительный способ экономить на электроэнергии. Учитывая стоимость коммунальных услуг в наше время, небольшие траты на покупку байпаса очень быстро себя окупят за счет экономии затрат на оплату электричества в доме.

Для справки, нынешние цены на качественные байпасы составляют от 2 до 4 тысяч рублей. Не так много, но при этом очень полезно и эффективно.

Не рекомендуем заниматься его установкой самостоятельно, если отсутствует таковой опыт. При монтаже циркуляционного насоса, специалисты смогут заодно установить ваш байпас. Для них это не составит труда, зато вы сэкономите собственное время, силы и нервы, а также гарантируете длительную работу всей конструкции в течение долгого времени.

Для чего нужен байпас и как он работает

Однотрубная схема разводки отопления до сих пор имеет спрос в индивидуальном строительстве, но и в старых многоэтажных домах такое решение применялось часто, поэтому установка обходной трубы считалась вариантом не обсуждаемым и необходимым.

Целевое назначение:

  1. Обеспечение бесперебойной работы отдельных узлов системы отопления без отключения тепла. Ремонт или замена механизмов, оборудования и отдельных элементов в системе отопления облегчается тем, что входные и выходные запорные вентили (подача и обратка) теплоносителя перекрываются, а рабочая жидкость перенаправляется по перемычке-трубе, в результате чего можно беспроблемно демонтировать сломанный узел или отремонтировать его. Вот зачем нужен байпас в системе отопления, но это не единственное предназначение байпаса;
  2. Функционирование однотрубной отопительной системы можно усовершенствовать, так как она имеет существенный недостаток: температура от нагретого теплоносителя неравномерно распределяется по радиаторам из-за последовательной схемы их подключения. Таким образом, в самом последнем радиаторе температура всегда будет самой низкой. Для получения одинаковой температуры на всех батареях устанавливают байпас перед каждым обогревательным прибором – радиатором, батареей или регистром. Здесь назначение байпаса состоит в том, что некоторый объем носителя направляется в обход секций радиаторов, и горячим попадает даже в самую дальнюю батарею. При этом диаметр трубной перемычки в однотрубной системе отопления должен быть равным или меньше диаметра труб основной схемы;
  3. Поддерживать работу систем отопления при аварийном отключения электричества, так как циркуляционный насос не функционирует, а наличие обвода сделает передвижение теплоносителя бесперебойным.

Виды байпаса

Итак, сразу же нужно отметить, что все модели данного устройства по их признакам можно разделить на две большие группы. Каждая из них имеет свои характеристики, которые будут существенно влиять на принцип работы радиаторных батарей или системы водоснабжения.

  • К первой группе относятся устройства с обратным клапаном. Как правило, такие приборы используются для циркуляционных насосов. Данный байпас работает не постоянно, а когда это необходимо. Работа происходит следующим образом: после включения насоса, клапан автоматически открывается, вследствие переизбытка давления, а затем начинает пропускать горячую воду или другой носитель тепла. После завершения работы насоса, байпас также автоматически прекращает свою работу. Однако следует быть осторожными: при попадании ржавчины, устройство может выйти из строя.
  • Ко второму типу относятся приборы без клапана. Такой тип обеспечит проведение реконструкции или ремонта без отключения всей отопительной системы.

В чем заключается сам принцип байпаса

И впрямь, для русскоязычного человека это наименование звучит очень непривычно. Но именно в значении этого термина наглядно говорится о предназначении элемента.

Если попытаться перевести с английского слово «байпас» дословно, то словари дают массу всяких токований, которые, однако, сводятся к одному принципиальному понятию – существительные «обходной путь», «объезд», «обход», глаголы «обходить», «обтекать», «выбирать иное направление» и тому подобное. Значит, разумно предположить, что имеется в виду какое-то устройство, дающее возможность не прямого, а альтернативного перемещения.

Так оно и есть на самом деле. В сантехнических системах байпасом называют участок трубы, установленный таким образом, чтобы для жидкости (теплоносителя, если речь идет об отоплении, или воды – для водопроводов) открывался путь не только через какой-либо прибор, но и в обход него. Этот «закороченный» поток может быть неуправляемым, когда байпас держится постоянно открытым, и течение жидкости подчиняется только законам гидравлики. Нередко на байпас ставятся управляющие устройства – от простых вентилей до автоматических приборов, изменяющих сечение прохода в зависимости от перемены внешних условий.

Самый, пожалуй, простой и наиболее часто встречающийся пример байпаса – труба-перемычка между подводками к радиатору отопления

Коль речь у нас идет только о системах отопления, то байпас может устанавливаться:

  • В обвязке радиаторов, что в большей степени характерно для однотрубных систем отопления.
  • В обвязке циркуляционного насоса – в системах автономного типа.
  • В смесительных узлах систем водяных «теплых полов».
  • Для создания «малого контура циркуляции» в обвязке котлов (характерно для агрегатов, работающих на твердом топливе).

Что это такое

Нетрудно понять, что даже ничтожные поначалу дефекты в действиях инженерных систем и коммуникаций могут обернуться серьезнейшими проблемами. Доставляемый дискомфорт и даже опасность для здоровья при нарушениях в работе отопления вряд ли получится переоценить. Оттого внимательные, вдумчивые домовладельцы должны быть заняты профилактикой подобных неполадок. Немалую роль в ней играет как раз байпас, широко используемый и в отопительных контурах, и в водопроводных системах. Конструкция его не представляет особой сложности – это всего лишь перемычка в виде трубы, дополненной регулирующими устройствами.

Через байпасный клапан обеспечивается проход жидкости (питьевой воды или теплоносителя в системе отопления) в стороне от того или иного технического узла. Если совсем просто, – это обходной путь для воды на случай непредвиденных ситуаций. Если все работает нормально, по перемычке поток движется спокойно и размеренно. Но при определенных условиях запирающий элемент перекрывается и жидкость устремляется в сторону от прежней траектории. Подобное действие достигается потому, что диаметр байпаса неизменно меньше, чем у трубы, которая подводит к нему воду.

Применение такого устройства позволяет:

  • сделать заметно проще сервисные работы на трубопроводах;
  • поднять коэффициент полезного действия техники;
  • сократить непроизводительные энергетические расходы;
  • радикально решить проблемы заполнения труб и другой водной инфраструктуры воздухом;
  • гарантировать относительно стабильное действие даже в отличающихся от нормальных ситуациях.

Иногда можно столкнуться с рассуждениями, что байпас ставить нерентабельно. На самом деле это не так – при установке такого устройства получается заметно сэкономить электроэнергию. Сокращение подачи воды в батареи составляет до 35%, и потому можно уменьшить расход тепловой энергии примерно на 15%. Так как многие реальные системы расходуют много тепла, никаких негативных последствий не будет. Более подробную картину можно понять при консультации со специалистами.

Зачем нужен байпас в отопительной системе

Чтобы понять, для чего нужен байпас, и оценить важность установки данного элемента, следует рассмотреть основные типы разводки бытовых систем отопления. При монтаже бытовых теплосетей различают последовательное (однотрубное) и параллельное (двухтрубное, коллекторное) подведение рабочего тела к теплообменным агрегатам, в первом случае теплоноситель проходит последовательно через все приборы, постепенно охлаждаясь в конце

При последовательной схеме подача теплоносителя в теплообменники осуществляется с самой верхней точки или снизу, при этом он циркулирует по замкнутому кольцу, возвращаясь к котлу по трубам обратной ветви

При монтаже бытовых теплосетей различают последовательное (однотрубное) и параллельное (двухтрубное, коллекторное) подведение рабочего тела к теплообменным агрегатам, в первом случае теплоноситель проходит последовательно через все приборы, постепенно охлаждаясь в конце. При последовательной схеме подача теплоносителя в теплообменники осуществляется с самой верхней точки или снизу, при этом он циркулирует по замкнутому кольцу, возвращаясь к котлу по трубам обратной ветви.

Однотрубная система требует меньше материалов при размещении и широко используется в многоквартирном жилье, при установке избежать главного недостатка – слабого нагревания наиболее удаленного радиатора в сети, помогает врезка перемычки-байпаса. Предназначение байпаса – создание дополнительного пути в обход всех радиаторов, обеспечивающего подвод теплоносителя одинаковой температуры к каждому из них, это способствует более равномерному прогреву.

Рис. 3 Конструктивное устройство байпаса из металла и его подключение

Вторая важная функция установленного патрубка-байпаса – обеспечение бесперебойной доставки теплоносителя ко всем радиаторам при поломке или отключении одного из них в последовательной цепи. Из схемы на рис.1 понятно, что при отсутствии байпаса между трубами при выходе из строя одного из радиаторов (утечка, засор) доставка теплоносителя в последующие цепи прекращается, в результате чего жильцы остаются без тепла, а всей системе угрожает промерзание.

Третье предназначение байпаса – поддержание постоянной циркуляции теплоносителя при поломке компрессионного насоса системы отопления. В случае применения байпаса система работает естественным образом, обеспечивая циркуляцию в обход насосной ветки – это гарантирует бесперебойный обогрев помещений в жилище. Следует отметить, что для обеспечения режима естественной циркуляции, когда насос отключен, необходимо соответствующее конструктивное исполнение (большой диаметр труб, уклоны), при несоблюдении этих условий круговое движение жидкости за счет теплового расширения не должно работать.

Немаловажное преимущество байпаса – возможность отключения любого радиатора для его ремонта, профилактического ухода или замены. Достигается это за счет расположения двух шаровых кранов на радиаторных входных и выходных штуцерах, после их запирания радиатор можно легко снять для ремонта, технического обслуживания, наращивания дополнительных секций

Подобные функции байпас выполняет при параллельной установке в цепи компрессионного электронасоса – при помощи двух шаровых кранов электронасос легко отключается от теплопроводной сети для ремонта, обслуживания, замены оборудования без слива воды и прекращения отопления помещений.

Рис.4 Принцип работы байпаса в цепи радиатора отопления

Контроль потока теплоносителя

Регулировка потока воды в системе позволяет сделать обогрев жилья более эффективным и менее энергозатратным. Излишки теплоносителя из радиатора возвращаются обратно в трубопровод. Вода проходит через байпас, минуя основную трубу.

При такой установке и эксплуатации, байпас позволяет осуществлять ремонтные работы с радиаторами в разгар отопительного сезона без отключения от общей системы.

Приспособление позволяет увеличить скорость заполнения системы отопления, а также слива теплоносителя.

Работа при наличии циркулярного насоса

Установка в систему с циркуляционным насосом

Байпас для отопления незаменим при работе циркулярного насоса. В тех ситуациях, когда отсутствует электричество в сети, работа насоса невозможна. Байпас с клапанами автоматически перераспределяет поток теплоносителя от насоса к основному трубопроводу.

В ручном режиме, без клапана, перекрываются краны, связанные с поступлением воды в систему. Таким образом, система из принудительной циркуляции переходит на работу с естественной.

Читайте о том, в чем разница между естественной и принудительной циркуляцией.

Установка байпас производится обязательно в горизонтальном состоянии, так как в вертикальном положении возможно образование воздушных пробок, что негативно сказывается на работе системы.

Однотрубная система

Байпас для радиаторов отопления позволяет обновить, улучшить работу однотрубного отопления.

Данная схема работы почти не применяется в современном строительстве в многоквартирных домах и частных жилищах. В постройках советского времени однотрубное отопление — довольно частое явление.

Байпас в данном случае отрегулирует потоки теплоносителя, сделав комфортным климат в помещениях.

Приспособление располагают близко к радиаторам, в удалении от вертикальных стояков. Байпас обязательно должен быть оснащен регуляторам температуры. Таким образом прибор позволяет регулировать температуру в комнате даже при наличии однотрубной системы.

При выборе диаметр трубы байпаса должен быть меньшим, чем у основного трубопровода. Это позволит, согласно законам гидродинамики, теплоносителю обходить батарею через байпас.

Приобретение байпаса

Для установки в систему отопления готовые байпасы для радиаторов можно купить. На этой продукции лучше не экономить, так как недорогие приборы имеют небольшой срок эксплуатации и быстро выйдут из строя.

Качественные байпасы известных производителей часто встречаются встроенными в гарнитуру для подсоединения к батарее. Все необходимые элементы для такого прибора уже входят в предлагаемый комплект.

Выбор продукции осуществляется в зависимости от назначения и принципа работы. Байпасы присутствуют в ассортименте любого строительного магазина.


Байпас для отопления имеет цену от 2 до 4 тысяч рублей.

Затраты на покупку быстро окупаются его эффективностью, сокращая расходы на электричество, предотвращая нагрев лишнего количества теплоносителя в отопительной системе.

Обязательно смотрите видео, которое поясняет работу этого оборудования «на пальцах».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *