Применение литиевых смазок Molykote и EFELE

Производство — литиевая смазка

Производство литиевых смазок включает следующие стадии: подготовку сырья и загрузку расчетного количества реагентов в сырьевые емкости; омыление и обезвоживание; термообработку, охлаждение; введение присадок; доохлаждение и гомогенизацию; фильтрование и деаэрирование; затаривание.

Для производства литиевых смазок применяют не только нефтяные, но и синтетические масла.

Для производства литиевых смазок используют только насыщенные кислоты, чаще всего стеариновую кислоту или аналогичную ей фракцию синтетических жирных кислот.

Расширению производства литиевых смазок способствуют их высокие эксплуатационные характеристики, доступность сырья, меньшая по сравнению с комплексными кальциевыми смазками сложность получения.

Технологическая схема установки по производству литиевых смазок на 12-оксистеарин вой кислоте ( рис. 102) предусматривает получение смазок двумя потоками.

За рубежом алюминиевые смазки производят по непрерывной схеме, аналогичной применяемой в производстве литиевых смазок и описанной выше.

Именно это ограничивает производство литиевых смазок. Животные и растительные жиры используют меньше. Определенные перспективы производства литиевых смазок в СССР связаны с применением синтетических жирных кислот.

Однако при добавке других загустителей ( литиевых, натриевых мыл) свинцовые мыла являются модификаторами структуры смазок. Это приводит ( в частности, при производстве литиевых смазок) к получению продуктов с более высокой коллоидной стабильностью, чем смазки, изготовляемые на чисто литиевых мылах.

Лидерами в производстве соевого масла являются Китай, США и Бразилия; основными производителями касторового масла — Бразилия, Индия и Пакистан. Оно используется для получения 12-оксистеариновой кислоты ( важнейшего компонента я производстве литиевых смазок), тормозных жидкостей.

В случае приготовления смазки в контакторе добавление последних порций масла охлаждает смазку. По мере снижения температуры и повышения вязкости смазки быстроходная роторная мешалка контактора одновременно с циркуляцией смазки осуществляет и ее растир и гомогенизацию. Эта операция особенно важна при производстве универсальных литиевых смазок.

Главными производителями ценных технических масел — пальмового, пальмоядрового и кокосового являются страны Юго-Восточной Азии ( Малайзия. Лидерами а ароилнидстве соевого масла являются Китай, США и Бразилия; основными производителями касторового масла — Бразилия, Индия и Пакистан. Оно используется для получения 12-оксистеариновой кислоты ( важнейшего компонента R производстве литиевых смазок), тормозных жидкостей.

Именно это ограничивает производство литиевых смазок. Животные и растительные жиры используют меньше. Определенные перспективы производства литиевых смазок в СССР связаны с применением синтетических жирных кислот.

Касторовое масло, благодаря уникальности своих свойств — невысыханию, высокой вязкости и сравнительно низкой температуре застывания, издавна используется в производстве смазочных материалов. Это — единственное растительное масло, содержащее в своем составе до 85 % рицинолевой оксикислоты. Вследствие этого оно является единственным источником промышленного получения 12-оксистеариновой кислоты ( путем гидрирования), являющейся важнейшим компонентом в производстве литиевых смазок.

Комплексные кальциевые смазки отчасти лишены указанных недостатков. Образованные на основе комплекса кальциевых мыл высших жирных кислот и низкомолекулярных ( например, стеариновой и уксусной), смазки нерастворимы в воде, имеют высокую механическую стабильность и могут эксплуатироваться при повышенных температурах окружающей среды. Естественно, что термостойкость комплексных кальциевых смазок может быть обеспечена только в случае применения соответствующих дисперсионных сред. В то же время смазки на комплексных кальциевых мылах не лишены некоторых недостатков. Отмечено, например, что смазка ЖТ-72 при хранении на свету в открытой таре также уплотняется. Одновременно с этим происходит накопление кислых продуктов в смазке. Устранение указанных недостатков возможно введением в смазку специальных присадок. За последние годы резко возросло производство литиевых смазок При использовании соответствующих дисперсионных сред, а также бла годаря хорошей загущающей способности литиевых мыл получен ряд смазок, предназначенных для ответственных узлов трения в авиации, железнодорожном транспорте, автомобильной промышленности и других областях техники.

Зимол

Зимол (ТУ 38.УССР 201285—82)—многоцелевая
морозостойкая смазка, по свойствам и назначению близкая к смазкам типа лита и
МЗ. Она изготовляется на облагороженном нефтяном масле АСВ-5, благодаря чему
характеризуется меньшей испаряемостью при хорошей морозостойкости, что
расширяет температурный интервал ее применения. Загущение 12-LioSt
существенно повышает механическую стабильность смазки. Введение в нее
присадок способствует улучшению иротивоизносных и антикоррозионных свойств, а
также химической стабильности. Для смазки зимол нормируют индекс задира— не
менее 30 и воздействие на резину 26-44 при 70 °С за 125 ч — изменение объема
образца резины не должно превышать 8 %.

Смазка зимол предназначена в качестве единой для узлов
трения любых типов (подшипники качения, скольжения, зубчатые передачи и др.)
автотракторной техники, гусеничных и землеройных машин и др. Она является
морозостойким аналогом многоцелевой смазки литол:24. Зимол успешно прошел
эксплуатационные испытания на автомобилях, гусеничных и других машинах на
Крайнем Севере и в Средней Азии. Он допущен к всесезонному применению наряду
со смазкой литол-24 во всех климатических зонах, но в первую очередь для
районов с особо холодным климатом. Зимол заменяет солидолы всех марок,
консталииы, смазки 1-13, автомобильную (ЯНЗ-2), а также морозостойкие смазки
ЦИАТИМ-201, ЦИАТИМ-203 и МС-70 при их использовании в наземных механизмах.
Предполагается применять зимол и для судовых механизмов. Он, а также смазка
лита могут заменить морозостойкие смазки северол-1 и униол-ЗМ, выпуск которых
прекращен. Зимол совместим с заменяемыми смазками (за исключением солидола
С), что позволяет пополнять им узлы трения без их разборки и очистки от
старой смазки. Он вполне совместим также со смазками литол-24, лита, МЗ.

Смазка ВНИИ НП-271 (ТУ 38 101603—76)—узкоспециализированная
морозостойкая смазка, представляющая собой мягкую мазь бежевого цвета с
фиолетовым оттенком. Обеспечивает малые моменты трения подшипников качения
при температурах до —50 °С. Рекомендуется для узлов трения электромашин при
температурах от —60 до 100—130 °С. В приборных подшипниках при 50 СС и
частоте вращения 6000 мин-1 работоспособна в течение 20 000 ч .

Благодаря тому, что смазка изготовлена На сложном эфире —
диоктилсе- бацинате и содержит противоизносную присадку, она может быть
использована в подшипниках качения с высокими контактными нагрузками, в том
числе в подшипниках гироскопов . Смазка обеспечивает при
испытаниях максимальную предельную быстроходность по сравнению с другими
гироскопическими смазками . Ее используют также в оптическом
приборостроении, например для смазывания скоростных элементов шторного
затвора фотоаппарата, но лишь в узлах, изолированных от оптических деталей.

Смазка ВНИИ НП-271 кратковременно работоспособна в
парах трения титан — бронза при нагрузках до 36 МПа. При испытании на машине
трения в паре сталь — латунь противоизносные свойства были
неудовлетворительными; посредственные результаты получены также при испытании
смазки на стенде «Гистерезис» при 150 °С. Ограниченно смазку ВНИИ НП-271
можно применять в контакте с кислородом. По кислородостойкости она аналогична
космической смазке ВНИИ НП-274, несколько превосходя ее при открытом контакте
с 02.

В связи с токсичностью трикрезилфосфата, входящего в
состав смазки, при работе с ней необходимо строго соблюдать правила техники
безопасности.

СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ: Пластичные смазки

К морозостойким многоцелевым
автомобильным смазкам следует отнести зимол, литу, ЦИАТИМ-201 и
ЦИАТИМ-203. Эти смазки работоспособны во всех основных узлах трения
качения и скольжения автомобильной техники, гусеничных, г.

Составы смазок могут быть различными в
зависимости от вида опалубки и условий ее применения. В качестве универсальной
смазки для опалубочных щитов…

Глава 5. ОТДЕЛКА МАЛЯРНЫМИ СОСТАВАМИ, ОБОЯМИ И
ПЛЕНКАМИ. § 5. Комплексная механизация и организация
В зимнее время для окраски фасадов применяют морозостойкие
перхлорвиниловые и цементно-перхлорвиниловые краски.

Такая смазка должна производиться после каждого
оборота опалубки, Смазке должна предшествовать тщательная очистка
опалубки (см. выше).
В качестве универсальной смазки для опалубочных щитов,
используемых при возведении…

Литиевая смазка что это такое

Литиевые смазки – вязкие гелеобразные субстанции, содержащие в своем составе литий. Такие смазки появились в сороковых годах прошлого столетия и в настоящее время представляют собой доработанные почти до идеала многоцелевые антифрикционные смазочные вещества, производимые как в России, так и за её рубежами, путем обогащения  простых нефтяных масел литиевым мылом.

По внешнему виду различные виды литиевых смазок могут отличаться как по цвету (от бледно-желтого, до темно коричневого), так и по степени вязкости, что определяет специфику каждой конкретной смазки.

Популярные у современных автомобилистов литиевые  смазки находят широкое применение и в других областях:

  • радиотехнические приборы;
  • авиационное оборудование;
  • измерительные механизмы высокой точности;
  • машины и механизмы, подлежащие консервации, в том числе тяжелая индустриальная и военная техника;
  • робототехника.
  • всевозможные узлы, в которых протекают процессы трения, качения, скольжения;

Консистентные густые смазки

Продаются в банках и тюбиках. Данный вид смазок относится к пластичным веществам. Густая смазка для велосипедов применяется в механизмах с медленным вращением. Именно ней надо обрабатывать подшипники во всех узлах велосипеда, резьбовые соединения, втулки рычагов. Густые масла применяются при консервации цепи для длительного её хранения.

Как выбрать определенное густое масло, рассмотрим более детально.

Литиевые масла

Смазки, содержащие литий, обычно имеют желтый или красный цвет. Соединения лития в смазочном масле необходимы для увеличения скольжения и расширения диапазона температур, при которых масло сохраняет рабочие свойства. Литиевые масла работают при температурах от -50°C до +180°C. Примерами смазок с литием могут служить отечественные ЛИТОЛ, ЦИАТИМ, ФИОЛ, ШРУС. Они смываются водой, но долго – в течение года.

Высокую адгезию имеет отечественная смазка №158, она практически не смывается водой. У неё отличительный голубой цвет. Такой цвет придаёт пигмент — фталоцианин меди, который является загустителем и антиокислительной присадкой одновременно. При работе это масло вычищает до блеска чашки, конусы, шарики подшипников. Имеет температурный диапазон от -40°C до +120°C. При отсутствии смазки №158, можно смазать втулки рычагов задней подвески, узел каретки, шарикоподшипники вилки другими густыми маслами.

Импортная смазка Lithium Grease английской фирмы Weldtite Products кроме лития, содержит тефлон.

У литиевых смазок есть общий недостаток – они химически взаимодействуют с алюминием. Их общее преимущество – более низкая цена, в сравнении с другими типами смазок.

Кальциевые масла

Масла на основе соединения кальция чаще всего имеют желтый или зеленый цвет. Такие смазки отлично сцепляются с металлическими деталями, поэтому они долго смываются водой. Примерами смазок с кальцием являются отечественные Солидол, Униол. Их нужно применять для подшипников колёс, шарикоподшипников педалей, тормозных ручек и других узлов велосипеда, на которые часто попадает вода.

Вот только, ни в коем случае нельзя смазывать солидолом и другими густыми веществами втулку с тормозным механизмом. Если втулочные тормоза, по неопытности велосипедиста, были смазаны густой смазкой, их необходимо промыть керосином и закапать жидким маслом.

Кальциевыми смазками можно покрывать все металлы, для защиты от коррозии, так как химическая активность кальция очень низкая, в сравнении с литием.

Недостатком кальциевых смазок является узкий, по сравнению с литиевыми, диапазон температур при котором они сберегают свои свойства – от -30°C до +50°C.

Графитовые смазки

Графитовая пудра сама по себе является антифрикционным веществом. После того, как связывающее ее масло высохнет, или выгорит, она останется на поверхности смазанной детали. Оставшийся тонкий слой графита обеспечит хорошее скольжение двух соприкасающихся частей, даже тех, которые находятся под большой нагрузкой. Примером графитовой смазки может служить отечественное масло УССА.

Графитовые масла подходят для нанесения на резьбовые соединения и втулки рычагов задней подвески. Было время, когда велолюбители применяли графитку для проварки в ней цепи. Это была трудоемкая и долгая работа, при которой нужно следить, чтобы масло не кипело и, как следствие, не разрушалось. При наличии большого выбора двухкомпонентных смазок, нет необходимости варить цепь в графитовой или другой густой смазке.

Недостаток графитовой смазки в том, что она сильно пачкает всё, с чем соприкасается.

Технический вазелин

В отличие от медицинского и косметического, технический вазелин подвергается наименьшей очистке. Он не прозрачный, а его цвет может варьироваться от жёлтоватого до темно-коричневого. Технический вазелин лучше других смазок закрывает металлические детали от воздуха и воды, поэтому он замечательно защищает их от коррозии. Вазелин отлично смазывает все тросы велосипеда и долго держится на них.

В состав борного вазелина входят свободные кислоты, которые могут разрушать хромированные поверхности подшипников и ног велосипедной вилки.

Литиевая смазка

Литиевые смазки, изготовленные на таких диэфирах с добавлением вязкостной и противоокислительной присадок, обладают хорошими показателями по морозоустойчивости и испаряемости.

Литиевые смазки имеют высокую вязкость ( температура каплепадения до 200), нерастворимы в воде, устойчивы при Низких температурах. Они сохраняют высокие физические свойства в интервале температур от — 60 до 120 и вполне пригодны для использования как в арктических, так и в тропических условиях. Они применяются в военной и гражданской авиации, реактивной технике, мотомехчастях, в металлургической промышленности, исключительно важны для ответственных и тонких приборов ( в частности, для авиационных и артиллерийских контрольно-измерительных приборов), и также для механизмов, работающих в тяжелых и резкоменяющихся климатических условиях. В частности, отмечается ю ценность для сохранения оборудования ( особенно радиолокационных приборов) в Арктике. Литиевые смазки в большом количестве производятся и используются в США и некоторых других странах для военных нужд. Производство их развивается также в Канаде и во Франции.

Зависимость кинематической вязкости v26 от содержания мыла См в пластичных смазках с заданной пене-трацией ( 220 0 1 мм при 60 С, типа и вязкости минерального масла.

Литиевые смазки обладают рядом существенных преимуществ: температура каплепадения выше 180 С, хорошая водостойкость, превосходные структурная стабильность и предел прочности при сдвиге даже в высокооборотных подшипниках. Стойкость к окислению, антикоррозионные, противозадирные и противоизносные свойства могут быть значительно улучшены с помощью присадок.

Краткая характеристика наиболее употребительных консистентных смазок.

Литиевые смазки ( Циатим 201, Циатим 202 и др.) и кремнистые ( Циатим 221 и др.) обладают высокой морозостойкостью — до 60 — 70 С и хорошими антифрикционными свойствами.

Литиевые смазки начали применяться с середины 40 — х годов.

Литиевые смазки с каждым годом получают все большее распространение. В США, например, их производство занимает первое место, значительно опередив выпуск всех других типов смазок, в том числе кальциевых.

Литиевые смазки по своим характеристикам имеют много общего с комплексными кальциевыми смазками. Температуры плавления литиевых мыл близки к 200 С. Однако максимальная температура применения литиевых смазок, как правило, не превышает 120 С. Литиевые смазки практически нерастворимы в воде и обладают высокой загущающей способностью. Поэтому, несмотря на то что литиевые мыла дороже натриевых, их малый расход позволяет получать достаточно дешевые смазки.

Литиевые смазки, подобно комплексным кальциевым, обладают ценными эксплутационными характеристиками и во многом отвечают требованиям к идеальному смазочному материалу — многофункциональной смазке.

Литиевые смазки в большинстве своем являются смазками специального назначения; они обладают хорошей водоупорностью и хорошими низкотемпературными свойствами, имеют наиболее широкий ( по сравнению с другими смазками) интервал рабочих температур и потому получают все большее распространение в качестве универсальных смазок. Из литиевых смазок наибольшее распространение получили смазки ЦИАТИМ-201, ЦИАТИМ-202, ОКБ 122 — 7, широко применяемые в подшипниках закрытого типа, ЦИАТИМ-203 и ВНИИНП-242 — в подшипниках электромашин.

Влияние окисления ( 32 ч на изменение структуры литиевых смазок.

Литиевые смазки при прочих равных условиях имеют наименьшую химическую стабильность.

Литиевые смазки водоупорны, выдерживают низкую температуру; смазку ЦИАТИМ-201 применяют при температуре от — 60 до 90 С.

Литиевые смазки в основном являются смазками специального назначения, обладают хорошей водоупорностью и хорошими низкотемпературными свойствами, имеют наиболее широкий по сравнению с другими смазками интервал рабочих температур.

Таблица 3

Описание пластичной смазки Применение смазки
Molykote 33 Light, Molykote 33 Medium (-73…+204 °С)
Стойкая к окислению, морозо- и термостойкая, водостойкая, долговременная  силиконовая пластичная смазка для сочетаний металл-металл и металл-пластик, совместимая с пластмассами и эластомерами, в том числе резинами Узлы трения в точных механизмах и приборах, фотографическое и оптическое оборудовании, ролики тележек морозильных установок, конвейерное оборудование холодильных камер, контакты выключателей коммунальных сооружений, пластмассовые механизмы электрических часов,  движущие механизмы стеклоочистителей, приводы сцепления стартеров
Molykote 44 Light, Molykote 44 Medium (-40…+204 °С)
Стойкая к окислению, морозо- и термостойкая, водостойкая, устойчивая к смыванию водой пластичная силиконовая смазка с низким испарением, для сочетаний металл-металл и металл-пластик совместимая с пластмассами и эластомерами, в том числе резинами Вентиляторы обогревателей печей для обжига и сушки, вентиляторы печей, охлаждающие вентиляторы радиаторов; текстильные шлихтовальные машины и сушилки; авиационные двигатели; конвейеры; соединения «винт (шпиндель) – гайка», механизм сцепления; пластиковые детали
Molykote 55 O-Ring (55 M) (-65…+175 °С)
Стойкая к окислению, морозо- и термостойкая, водостойкая, устойчивая к смыванию водой пластичная смазка на основе силиконовых и эфирных масел с высокими антикоррозионными свойствами для сочетаний металл-эластомер и металл-пластик совместимая с пластмассами и эластомерами, в том числе резинами Кольцевые уплотнения между металлическими и резиновыми деталями, например, в пневматических системах самолетов, автомобилей и промышленных приборов общего назначения;  уплотнения в дыхательных аппаратах
Molykote 7325 (-40…+150 °С)
Морозо- и термостойкая, водостойкая долговременная пластичная силиконовая смазка Обгонные муфты автомобильных стартеров
Molykote 822 M (-40…+200 °С)
Морозо- и термостойкая, водостойкая Пластичная силиконовая смазка с низким испарением и высокими антикоррозионными свойствами для сочетаний металл-металл, металл-пластик, металл-эластомеры, совместимая с пластмассами, эластомерами, в том числе с резинами Смазывание уплотнительных колец пневмо- и гидросистем, например, тормозных систем автомобилей
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector