Транспортное движение и его особенности

Содержание и структура.

Тяга поездов рассматривает круг вопросов, связанных с обеспечением движения поездов на железных дорогах. Она включает в себя следующие основные разделы:

  1. механика (кинематика и динамика) транспортного движения (то есть в нашем случае — движения поездов);
  2. энергетика движения поездов;
  3. тяговые свойства и характеристики подвижного состава (локомотивов и вагонов);
  4. элементы управляемости движения поездов и его безопасности в режиме тяги и при торможении;
  5. методы практических решений задач, связанных с механикой движения поездов, и расчета параметров движения;
  6. методы тягово-энергетических испытаний подвижного состава.

Таким образом, наука о механике движения поездов имеет две стороны: теоретическую и практическую.
Теоретическая сторона науки о тяге поездов основана на законах теоретической механики и качественно анализирует движение поездов с позиций физики.
Практическая сторона, то есть оценочная (количественная) база для расчетов механики движения поезда, создается на основе обобщения и систематизации многочисленных экспериментальных данных, полученных как в эксплуатации, так и при специальных испытаниях.
Теория тяги поездов и тяговые расчеты используются:

  1. при проектировании подвижного состава и локомотивов в особенности;
  2. при организации эксплуатации локомотивов;
  3. при организации движения поездов;
  4. при проектировании железных дорог.

Поэтому изучение этого курса необходимо специалистам, связанным с подвижным составом, с управлением процессами перевозок, с изысканиями и проектированием железных дорог. Но, в первую очередь, знание и понимание теории тяги поездов и умение выполнять тяговые расчеты необходимы специалистам, работающим в сферах локомотивостроения и эксплуатации локомотивов.
Теоретической части тяги поездов в стандартном учебном плане высшего технического образования по специальности 150 700 «Локомотивы» посвящен лекционный курс, названный «Теория локомотивной тяги».
Методы использования положений теории тяги для расчетов, связанных с механикой движения поезда и называемых обычно «тяговыми расчетами», рассматриваются на практических занятиях, предусмотренных примерной программой дисциплины «Теория локомотивной тяги». Получаемые при этом знания и навыки закрепляются студентом при самостоятельном выполнении индивидуальной курсовой работы по тяговым расчетам.

Организация безопасной эксплуатации транспортных средств

Общее
руководство организацией безопасной
эксплуатации транспортных средств
осуществляется работодателем или по
его поручению ответственным лицом,
назначенным приказом.

Работодатель
обязан:

  • назначить
    лицо, ответственное за организацию
    безопасной эксплуатации транспортных
    средств с подчинением ему, как правило,
    транспортной службы организации;

  • назначить
    лицо, ответственное за техническое
    состояние транспортных средств;

  • назначить
    лицо, ответственное за содержание и
    обустройство дорог, проездов, переездов,
    площадок, проходов и т.д. на территории
    организации;

  • обеспечить
    аттестацию по безопасности дорожного
    движения не реже одного раза в 5 лет в
    аттестационных комиссиях органов
    государственного управления на
    транспорте:

  • работников,
    ответственных за техническое состояние
    транспортных средств, и работников, их
    замещающих,

  • работников,
    ответственных за безопасную эксплуатацию
    транспортных средств, и работников, их
    замещающих;

  • утвердить
    Схему движения транспортных средств
    на территории организации;

  • установить
    порядок проведения ежедневного
    предрейсового медицинского осмотра
    водителей транспортных средств перед
    выездом их на линию и по окончании
    работы.

Для
проведения предрейсовых
медосмотров

водителей выделяется комната площадью
не менее 12 кв.м с умывальником.

Предрейсовые
осмотры водителей в транспортных
организациях могут осуществляться
медперсоналом
по договору с учреждением здравоохранения
,
при наличии у такого учреждения лицензии
на вид медицинской деятельности «первая
(доврачебная) медико-санитарная помощь».

Работодатель
не имеет права:

  • заставлять
    водителя выезжать на АТС, если его
    техническое состояние и дополнительное
    оборудование не соответствуют требованиям
    Правил и других действующих нормативных
    актов;

  • направлять
    водителя в рейс, если он не имел до
    выезда отдыха, предусмотренного
    законодательством;

  • при
    работе в зимнее время выпускать в рейс
    АТС, имеющие неисправные устройства
    для обогрева салона и кабины.

Руководители
структурных подразделений
,
имеющих транспортные средства,
обеспечивают:

  • организацию
    содержания транспортных средств и
    выпуск их на линию в технически исправном
    состоянии и укомплектованными, что
    подтверждается подписями в путевом
    листе лица, ответственного за выпуск
    транспортных средств на линию, и
    водителя.

  • обучение
    безопасным методам труда водителей не
    реже одного раза в год по утвержденным
    в организации программам (в объеме не
    менее 20 час., ГОСТ 12.0.004-90);

  • ежегодное
    планирование мероприятий по безопасности
    дорожного движения;

  • допуск
    водителей к управлению транспортными
    средствами в установленном порядке.

Должностные
лица организации имеют право осуществлять
контроль на линии, останавливать
транспортные средства, управляемые
водителями организации.

Работник,
ответственный за безопасную 
эксплуатацию транспортных средств:

  • оформляет
    и выдает путевые листы с регистрацией
    в Журнале
    учета

    выдачи путевых листов;

  • осуществляет
    контроль за соблюдением правил
    технической эксплуатации транспортных
    средств;

  • обеспечивает
    проведение инструктажей водителей
    транспортных средств по охране труда
    и безопасности дорожного движения с
    регистрацией в Журнале инструктажа по
    охране труда на рабочем месте;

Особенности транспортного движения.

Транспортное движение имеет некоторые особенности, которые отличают его от других видов движения.
Прежде всего, движение транспортного средства — циклическое. В каждом его цикле есть начало движения (момент во времени и точка—в пространстве) него конец, когда скорости движения равны нулю, то есть транспортное средство и его груз до начала движения и после его окончания неподвижны. Таким образом, каждый цикл движения характеризуется пройденным расстоянием и временем движения. Эти две величины позволяют подсчитать среднюю скорость движения.
Любое движение в пространстве в общем случае может быть трехмерным, то есть при движении тела могут изменяться все три геометрические координаты его положения в пространстве в данный момент.
Однако транспортное движение не стихийное, а целенаправленное. Оно связано с перемещением транспортного средства с грузами или пассажирами на конкретное определенное расстояние и, по возможности, кратчайшим путем, то есть по прямой линии, и, как правило, за минимально возможное время.
Кратчайшим расстоянием между двумя точками, как известно, является прямая линия, их соединяющая. Поэтому оптимальным для любого транспортного средства является движение по прямой (кратчайший путь и, следовательно, минимальное время этого движения). Принимая такое допущение, можно транспортное движение в идеале рассматривать как одномерное (когда в движении меняется лишь одна-единственная геометрическая координата — расстояние от исходной точки начала движения).
Так как в начале и в конце транспортного цикла скорость движения равна нулю, сам цикл движения состоит, как минимум, из трех различных фаз (или режимов) движения: разгон (трогание с места и увеличение скорости движения), собственно транспортное движение в определенном диапазоне скоростей и последующее замедление (вплоть до полной остановки).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector