Тракторы беларус МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-82.1, МТЗ-1221, 1523, МТЗ-892, ЮМЗ, Т-40. Сельскохозяйственная техника плуги, культиваторы, мотоблоки, косилки, сеялки

1 Распределитель гидравлической системы для МТЗ

Минский тракторный завод выпустил две модели МТЗ – 80 и 82. Гидравлика у них раздельно-агрегатная с двумя типами цилиндров. Цилиндр с поршнем в 100 мм диаметром, находится в механизме навески. Два дополнительных цилиндра с диаметром поршня 75 мм — выносные и дополняют главный цилиндр.

Есть несколько способов использования гидрораспределителя в зависимости от типа трактора. Если у машины не предусмотрено наличие опорных колёс, то агрегатирование производится силовым либо позиционным методом. Управление положением оборудования и гидравликой осуществляется одной рукоятью регулятора.

Высотный же способ регулирования гидравлики подойдёт для тракторов, имеющих опорные системы (колёса или дополнительные опорные установки). В таком случае управление производится рукоятями гидроувеличителя сцепного веса (ГСВ), и непосредственно рукоятями самого гидрораспределителя. А вот положение навесного агрегата регулируется уже высотой опорного механизма.

Распределитель на экскаватор на базе тракторов МТЗ и ЮМЗ

Тракторы МТЗ 80 и 82 отличаются тем, что у них отсутствует гидравлическая автоматизированная фиксация золотников при опускании оборудования. Чтобы навесные элементы полностью опустились по окончании работы, необходимо придерживать рычаг управления гидрораспределителя.

1.1 Устройство гидрораспределителя тракторов МТЗ

Список элементов системы гидрораспределения тракторов МТЗ:

  1. Масляный насос.
  2. Распределитель. Осуществляет регулировку потока масла в оборудовании.
  3. Гидроувеличитель сцепного веса. Повышает тяговые качества и сцепление.
  4. Силовые цилиндры. Регулируют подъём и опускание навесного оборудования. Управляют рабочими частями гидрофицированных устройств.

Существует универсальная гидронавесная система. Она состоит из регулятора, распределителя, гидроаккумулятора, ГСВ, насоса, масляного бака с фильтром, механизма навешивающего устройства, разрывных муфт и запорных элементов.

3 Основные неисправности распределителя и способы их устранения

За счет того, что гидравлический распределитель для МТЗ 82 постоянно работает с навесным оборудованием всех типов, он постоянно подвергается нагрузке. Такая нагрузка при сопутствующем воздействии чрезмерного давления или гидроудара часто приводит к выходу агрегата из строя. В результате необходим ремонт или замена узлов.

Явных признаков поломки распределителя существует несколько. Прежде всего, о неисправности свидетельствует невозможность зафиксировать навесной агрегат в верхнем положении. Причинами такого явления могут быть следующие:

  1. Уплотнители устройства износились. Необходимо разобрать конструкцию и заменить кольца.
  2. Масло внутри каналов перегрелось. Это может быть результатом поломки клапана ГСВ. Деталь нужно заменить.

Следующий тип проблемы с распределителем – навесной агрегат не поднимается. Возникает такая неисправность если:

  1. Застрял клапан, который ограничивает движения поршня внутри цилиндра. Исправить положение можно ослабив фиксатор на клапане. После этого упор, отвечающий за позицию «опускание» убирается, а регулятор в это же время выставляется на положение «подъем» при помощи рычага.
  2. В бачке устройства недостаточно гидравлической жидкости. В этом случае ремонт заключается в восполнении запаса жидкости.
  3. В просвет клапана, отвечающего за замедление, набилось много мусора. В этом случае комплектующая разбирается, и прочищаются все элементы.
  4. Неисправен масляный насос. Данный тип поломки встречается наиболее часто. Для его устранения необходимо отремонтировать или заменить насос.

Вариант, когда навесной агрегат не опускается, может быть устранен такими способами:

  • чистка клапана распределения;
  • разборка распределителя и чистка золотника (может от засора заклинивать);
  • повышение температуры масла до показателя в 50 градусов.

Также часто проблемы с механизмом могут возникать в случае перегрева масла. Данная проблема может привести к полному выходу конструкции из строя. К наиболее частым причинам такого явления относятся:

  1. Узлы распределителя неправильно отрегулированы. Необходимо проверить заводские рекомендации и восстановить первоначальные значения регулировки.
  2. Деформация или пережатие линии маслопровода. Решение заключается в замене или в восстановлении формы линий транспортировки масла.

Гидрораспределитель Р-80 для трактора МТЗ 80 — устройство, назначение и возможные неполадки

1 Конструкция гидрораспределителя МТЗ 82

Гидрораспределитель Р75-ЗЗР используется для направления потоков жидкости внутри гидравлической системы машины.  С другими узлами гидросистема соединяется при помощи каналов.  Конструкция агрегата предполагает следующие комплектующие:

  • каналы, по которым перемещается масло и жидкость;
  • пружины;
  • эластичные обратные клапана;
  • три специальных золотника;
  • гильза;
  • фиксирующий элемент;
  • верхняя и нижняя крышки;
  • уплотнительные кольца.

Все детали устройства установлены внутрь чугунного корпуса. Защитные крышки (верхняя и нижняя) выполнены из алюминия. Стык крышек с корпусом уплотняется кольцами. Золотники и клапан вмонтированы в специальные отверстия, которые выполнены в литом корпусе. Все золотники и клапан просверлены, образуя при этом несколько сообщенных каналов. Всего в устройстве три канала:

  1. Нагнетательный. Проходит через все золотники и клапан.
  2. Сливной. Через него производится выпуск отработанной жидкости. Соединяет только золотники.
  3. Канал управления. Соединяет регулятор и трубопровод. Проходит также через все золотники и клапан.

2 Принцип работы распределителя

Благодаря такой конструкции гидравлический распределитель способен работать в четырех различных позициях. К данным положениям устройства относятся:

  1. «Нейтральное».
  2. «Подъем».
  3. «Опускание».
  4. «Положение плавания».

2.1 Работа в «нейтральной» позиции

В «нейтральной» позиции все три золотника удерживаются в позиции пружинами. Все пружины сжаты под усилием, установленным во время сборки каждой модели. Стаканы гильз при этом упираются в крышку, расположенную в верхней части и в фиксирующий элемент в нижней части корпуса.

Данное положение регулятора характерно тем, что золотники перекрывают сливной и нагнетательный каналы. При помощи специальных поясков распределитель препятствует попаданию масла в полость гидроцилиндра МТЗ 82. В результате поршень находится в фиксированной позиции.

В таком положении нагнетательный канал перекрывается. После того, как основной канал перекрывается, открывается линия через препускной клапан устройства и отверстие в жиклере. Данная линия проходит через отрезок трубы и регулятор агрегата в бак.

2.2 Эксплуатация устройства в позиции «подъем»

Данная позиция включается оператором, когда необходимо поднять навесное оборудование.

Вследствие такого процесса, под поршнем и над поршнем давление выравнивается. Усилие пружины снова возвращает клапан в седло. Подъем навесного агрегата осуществляется до того момента, пока оператор не переключит режим вручную. Если ручного переключения не произошло, цилиндр упирается в верхнюю крышку и срабатывает автоматический механизм переключения на «нейтральное» положение.

Состоит автоматический механизм переключения из гильзы, выемки, в которой расположен клапан шарикового типа, пружины и специального толкателя. Весь механизм фиксируется на верхней части корпуса золотника при помощи винта-фиксатора. Для предотвращения ослабления фиксации гильза под винтом в процессе изготовления деформируется. Низ гильзы комплектуется специальным фильтром и уплотнительным кольцом.

2.3 Работа распределителя в «плавающей» позиции

Данная позиция рассчитана на опускание рабочих органов под действием их собственного веса. Также в таком положении осуществляется автоматическая подстройка машины под неровности поверхности грунта и, следственно, постоянное равномерное углубление в толщу грунта.

Золотник при этом переходит в самое нижнее положение. Цилиндр соединяется со сливной полостью. В результате этого канал нагнетания полностью изолируется от полостей гидроцилиндра. Два остальных золотника, при этом, могут самостоятельно переходить в «подъемное» или «опускающее» положения. При работе в такой позиции поршень внутри цилиндра освобождается и может двигаться под действием внешнего усилия.

2.4 Позиция «принудительного опускания»

Данная позиция на гидрораспределителях для модели МТЗ 82 не имеет специальных фиксаторов. Поэтому данная позиция удерживается необходимое время оператором при помощи управляющего рычага.

Данное положение рассчитано на опускание навески трактора для подсоединения навесных агрегатов. Кроме того, за счет такого варианта работы осуществляется движение с усилием вниз отдельных агрегатов (например, устройства для копания или бурения).

Подключение гидрораспределителя

На МТЗ 82 (80) узел расположен на передней стенке внутри кабины под приборной панелью управления. Рычаги управления связанны с золотниками через ось и тяги с шарнирными соединениями выведены на правую сторону панели. Конструкция распределителя позволяет, при переносе узла в другое место или установке на другие модели тракторов, модифицировать расположение рычагов, переустанавливая крышку с выходами под рычаги на другую сторону корпуса распределителя. Для удобного подключения к гидросистеме и гидравлическому оборудованию крайние секции узла имеют фронтальные и дублирующие боковые выходы подъёма и опускания. Кроме этого, одновременное подключение к двум выходам золотника позволяет управлять одновременно двумя гидроцилиндрами. В конструктивно удобные отверстия подключают трубопроводы, остальные закрываются заглушками.

Для герметического соединения трубопроводов штуцера уплотняются медными шайбами и резиновыми кольцами — сальниками. Стандартно один золотник распределителя подсоединен к силовому гидроцилиндру задней навески трактора и два золотника используют для гидропривода выносного гидрооборудования.

При нехватке трех секций распределителя для гидропривода и управления оборудованием на трактор устанавливают дополнительный распределитель. Существует два способа подключения: последовательное подключение и параллельное.

В первом случае второй гидрораспределитель запитывают от одной из секций основного распределителя подключая выход подъема к нагнетательному каналу второго распределителя. Выход обратного хода рабочей жидкости, используемого золотника основного узла для запитки  доп. распределителя, закрывают заглушкой. Сливную полость второго распределителя, так же соединяют с гидробаком системы. Активируют распределитель, фиксируя подключенный золотник в положении «подъем». Таким образом, получают пять рабочих управляемых потоков для привода гидрооборудования. Недостатком является потеря одной рабочей секции и зависимость производительности работы второго распределителя от технического состояния первого узла.

Параллельное подключение осуществляют, устанавливая на магистраль высокого давления, идущего от насоса, гидравлический трёхходовой кран-тройник. Кран разделяет общий поток рабочей жидкости на два потока для подсоединения двух узлов и позволяет переключать поток масла. При переходе работы  с одного распределителя на другой соответственно переключают краном поток масла. Патрубки для слива, идущие от распределителей, соединяют  тройником. Если на тракторе используется силовой регулятор, один распределитель подключяют к регулятору. Второй канал управления перепускным клапаном дополнительного распределителя глушат пробкой. Таким образом, система получает шесть рабочих потоков, три из которых работают с силовым регулятором. Недостатком такого подключения является, невозможность  одновременной работы секциями на разных распределителях не переключая кран.

В зависимости от размещения гидровлического оборудования дополнительный распределитель размещают на задней стенке кабины или на правой передней стенке, вместо нижнего смотрового обзорного окна. Узел выносится наружу кабины, рычаги выводятся внутрь.

Так же стоить отметить, что данный тип распределителя и его модификации может быть использован в комплектации гидросистем тракторов ЮМЗ -6, ДТ-75, Т-40, Т-150 и их модификаций.

многосекционный распределитель с джостиками

Другие марки и конструкции распределителей подбирают при комплектации дополнительных гидросистем трактора, учитывая вид выполняемых работ, назначение и количество приводных гидроузлов навесного оборудования. Так при использовании гидроприводного оборудования с большим количеством гидроузлов используют многосекционные распределители. В конструктивном исполнении управления золотниками используют рычаги-джостики, позволяющие одновременно управлять двумя золотниками распределителя, что повышает производительность и эргономику рабочего места водителя.

Разборка и ремонт распределителя трактора МТЗ-80, МТЗ-50, ЮМЗ-6

Обращаем внимание на распределитель трактора в случае утечек масла из-за износа золотников,
неплотного прилегания перепускного и предохранительного клапанов. Давление подключения автоматов возврата золотников или предохранительного клапана должно
иметь определенное значение

Для осмотра выкручивают пробки-заглушки из корпуса распределителя и подсоединяют нагнетательный рукав (вход)
прибора к полости подъема, а сливной рукав к полости опускания как показано на рис. 2.9.1.

Рис. 2.9.1. Определение технического состояния распределителя трактора МТЗ с помощью прибора КИ-5473:
1 — прибор; 2 — бак гидросистемы; 3 — отметки

Вход устройства КИ-5473 подключают к нагнетательному трубопроводу (отметка «П»), а выход — к сливному (отметка «0») трубопроводу распределителя.

После такого подключения, переведя рукоятку любого золотника распределителя в положение «Подъем», масло, подаваемое насосом в полном объеме
(кроме утечек внутри распределителя), идет через диагностирующее устройство. Далее оно течет в нижнюю крышку распределителя,
а затем в бак гидросистемы. При рабочем распределителе, объем масла, который проходит через него (один из золотников находится в положении «Подъем»),
должен находится в соответствии с измеренной производительности насоса. Для измерения объема масла, который пропускает через себя распределитель трактора,
и обнаружения возможных утечек в его сопряжениях, запускают двигатель и устанавливают номинальную частоту вращения коленвала.
Поворачивая ручку диагностирующего устройства КИ-5473, имеем противодавление по манометру, а по шкале лимба и указателю отмеряем
объем масла, проходящего через КИ-5473. Показатели сравнивают с величиной допустимых утечек масла по нижеприведенной таблице.

Основные показатели распределителя Р75-ЗЗР гидросистемы навески трактора МТЗ-80, справочные данные

Давление срабатывания, МПа:
автомата золотника 12,5—13,5
предохранительного клапана 15,5—16,0
Допустимые утечки масла, л/мин 5,0

При незначительных утечках масла в распределителе, механики иногда пытаются экономить и меняют только один перепускной клапан.
Этого делать не рекомендуется, так как истирается не только конусная (запорная) часть клапана, но и его седло.
Ведь износ острых кромок седла клапана обычно происходит неравномерно, а значит полная герметичность сопряжения при установке нового перепускного
клапана все равно не обеспечивается. При обильной течи масла, распределитель нужно снять с трактора и отправить на ремонт.
При незначительных утечках масла в распределителе, не превышающих нормы, проверку распределителя продолжают.

Гидравлический насос

Назначение гидравлического насоса — создание в гидросистеме потока масла под давлением, необходимым для подъема навешенной на трактор сельскохозяйственной машины, либо приведение в действие гидрофицированного органа прицепной машины.

На тракторе установлен шестеренный насос НШ 32-2 (ГОСТ 8753-71) правого вращения. Цифры в марке насоса означают: 32 — рабочий объем (теоретическая подача рабочей жидкости в см³ за один оборот вала ведущей шестерни); 2-второе конструктивное исполнение в соответствии с ГОСТ 8753-71. Объемная подача, насоса 45 л/мин при частоте вращения коленчатого вала дизеля 2200 об/мин.

Насос (рис. 58) состоит из корпуса 1, закрытого крышкой

3. В корпусе размещен качающий узел, состоящий из ведущей 4 и ведомой 2 шестерен, уложенных в подшипниковую обойму 15 (полуцилиндр с четырьмя подшипниковыми гнездами) платиков, манжет торцового уплотнения и поджимной обоймы 14. Поджимная обойма расположена сверху, если смотреть со стороны нагнетательного отверстия Б (разрез А-А), и опирается на цапфы и огибающие наружные поверхности зубьев шестерен. В зоне нагнетательного отверстия Б давление рабочей жидкости через манжету 11 создает постоянное прижатие уплотняющей поверхности поджимной обоймы 14 к наружной поверхности зубьев шестерен. По мере износа сопряженных поверхностей зубьев шестерен и обоймы это усилие перемещает обойму в сторону шестерен, обеспечивая тем самым требуемый минимальный зазор между наружной поверхностью зубьев и уплотняющей поверхностью обоймы.

Уплотнение по торцам шестерен обеспечивается двумя платиками 12, установленными в углублениях подшипниковой и поджимной обойм в зоне высокого давления (возле нагнетательного отверстия Б).

В зоне манжет 10 платики под давлением жидкости поджимаются к шестерням.

В углублениях корпуса 1 и крышки 3 установлены манжеты 9, создающие зоны противодавления, с тем чтобы разгрузить поджимную обойму 14 от напряжений, возникающих со стороны манжет 10.

Следовательно, в конструкции насоса НШ 32-2 имеет место автоматический гидравлический поджим как по торцам зубьев, так и по их поверхности, что обеспечивает уплотнение зазоров по мере износа деталей качающего узла.

Чтобы во время работы насоса не происходило проворачивания качающего узла, в отверстие корпуса 1 запрессована центрирующая втулка 5. Вал ведущей шестерни 4 уплотняется в корпусе двумя манжетами.

Первая внутренняя манжета установлена пружинным браслетом наружу, вторая — пружинным браслетом внутрь корпуса. Разъем корпуса с крышкой уплотняется кольцом 13.

Масляный насос 8 (рис. 59) при помощи специального центрирующего стакана 6 и четырех шпилек прикреплен к корпусу 1 гидроагрегатов. Приводится насос от промежуточной шестерни 13 привода вала отбора мощности. На шлицы втулки 20, соединенной с хвостовиком 10 ведущей шестерни насоса, надета подвижная шестерня 3, которая может входить в зацепление с постоянно вращающейся шестерней 13 привода.

Рис. 59, Привод насоса:

1 — корпус гидроагрегатов; 2 и 4 — подшипники; 3 — шестерня привода; 5 — уплотнительное кольцо; 6 — стакан; 7 и 11 — стопорные кольца; 8 — насос; 9 — всасывающий патрубок; 10 — хвостовик ведущей шестерни; 12- пластина; 13 — промежуточная шестерня; 14 — стопорный болт; 15 -вилка; 16 — вал; 17 — фиксирующая пластина; 18 — рукоятка; 19 — фиксатор; 20 — шлицевой вал.

Перемещение шестерни 3 по шлицам втулки и удержание ее в требуемом положении осуществляются рукояткой 18, закрепленной на валу 16. На лысках этого же вала крепится вилка 15, пальцы которой входят в проточку шестерни 3.

Положению включенного насоса соответствует установка рукоятки 18 в верхний паз пластины 17, выключенного — в нижний. В этих положениях рукоятка удерживается фиксатором 19.

Насос следует включать только при малой частоте вращения дизеля. При работах трактора с машинами, не использующими гидронавесную систему, насос рекомендуется выключать. В случае разрушения маслопроводов или возникновения других неисправностей, связанных с вытеканием масла из системы, нужно немедленно остановить дизель, выключить насос, после чего продолжить движение. После устранения неисправности насос можно включить снова.

Конструкция распределителя

Гидрораспределительный узел МТЗ 82 (80) — Р75-33Р (ГОСТ 8754-71)

  • Р – распределитель
  • 75 – пропускная способность узла литров в минуту
  • 3-тип золотника конструкция которого не дает фиксации в положении «опускание»
  • 3 –количество золотников в конструкции узла
  • Р— узел предназначен для работы с силовым, позиционным регулятором

Конструкция выполнена в отдельном чугунном корпусе с тремя вертикальными, сквозными посадочными каналами золотников и одним каналом для перепускного клапана. Сверху и снизу корпус закрывается алюминиевыми, цельнолитыми крышками. Соединительные плоскости крышек и корпуса уплотнены прокладками и стянуты винтами.

Гидрораспределитель МТЗ 80(82) Р75-33Р

Распределитель имеет три рабочие магистрали потока рабочей жидкости, размещенные перпендикулярно ходу переключения положения золотников; нагнетательная магистраль «Б» — связывает полости перепускного клапана и золотников, сливная магистраль «В» — соединяет отверстия золотников, магистраль управления перепускным клапаном «Г» проходит через корпус распределителя и отверстия в золотниках, перепускной клапан 14 соединен с трубопроводом.Поршень перепускного клапана оборудован дроссельным жиклером 13 для создания перепада давления в нагнетательном канале и подпоршневой полостях, что обеспечивает его открытие в нейтральном положении.

Золотники перекрывают и открывают рабочие магистрали дросселирующими выточками. Управление осуществляется рычагами, которые размещены в нижней крышке распределителя. Рычаги соединены с золотниками через сферическое сочленение 9 с пластиковыми вкладышами 10 и уплотнительным кольцом 8. Снаружи сочленение закрыто резиновым пыльником 6. Три золотника позволяют управлять одновременно тремя рабочими гидроприводными установками.

Принцип работы

Каждый золотник в зависимости от заданного положения работает в четырёх режимах:

  • «Нейтральное» – среднее между крайним верхним «подъёма» и нижним положением «опускания». Перепускной клапан открыт и сбрасывает рабочую жидкость в слив. Золотники перекрывают  все каналы, тем самым фиксируют ранее заданное положение гидроприводных органов.
  • «Подъём» — первое верхнее положение после «нейтрального». Перепускной клапан закрывает сливную полость. Золотник пропускает масло из нагнетательного канала в магистраль подъёма цилиндра.
  • «Принудительное опускание» — нижнее положение перед крайним «плавающим». Перепускной клапан закрывает сливную полость. Золотник пропускает масло из нагнетательного канала в магистраль обратной полости гидроцилиндра.
  • «Плавающее» — крайнее нижнее положение рычага. Перепускной клапан открыт и сбрасывает поступающую от насоса рабочую жидкость в слив.В таком положении рабочая жидкость свободно перетекает в обе стороны из обеих полостей гидроцилиндра. Гидроцилиндр находится в свободном положении и реагирует на действие внешних условий и собственной тяжести машины. Таким образом, это позволяет рабочим органам агригатируемой машины копировать рельеф при обработке почвы и держать стабильность глубины обработки.

Работа фиксатора золотника.

Золотники оснащены пружинно-клапанным механизмом автоматического возврата в нейтральное положение 3 и шариковыми фиксаторами, которые удерживают его в выбранном положении. Шариковый клапан автоматического возврата срабатывает при превышении в системе давления 12,5-13,5 мПа. Превышение давления возникает при выходе гидроцилиндра в крайнее положение в соответствующем положении подъёма и принудительного опускания, а так же при возникновении перегрузки системы.

Гидрораспредельный узел оснащен устройством аварийного сброса давления 20. Предохранительный клапан отрегулирован на сброс давления превышающее значение от 14,5 до16 мПа. Регулировка производится винтом 18, изменяющим степень сжатия пружины шарикового клапана 17. Срабатывание устройства происходит при несрабатывании механизма — автомата золотника и перепускного устройства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector