Раздатка зил 131 устройство
Содержание:
- 1 Основные функции раздаточной коробки
- 2 Особенности строения коробки ЗИЛ
- 3 Состав раздаточной коробки передач
- 4 Вариант конструкции с блокируемым дифференциалом
- 5 Конструкция мостов автомобиля ЗИЛ-131
- 6 Неполадки и способы устранения
- 7 Таблица запчастей
- 8 Работа раздаточной коробки
- 9 Защита от роботов
- 10 Схемы
Основные функции раздаточной коробки
Основная задача этого элемента – передавать крутящий момент от двигателя к ведущим мостам авто. Кроме того, с помощью раздаточной коробки в трансмиссии растет число передач. Также их предназначение в следующем:
- Распределять крутящий момент между ведущими мостами, это позволяет лучше обеспечивать проходимость автомобиля;
- Когда крутящий момент на ведущих колесах увеличивается, то сразу преодолевается «качание» колес во время езды по плохим дорогам, на крутых подъемах и по бездорожной местности;
- Обеспечивать устойчивое движение автомобиля на небольшой скорости, когда двигатель работает с наибольшим крутящим моментом.
То есть, главная цель раздаточной коробки – обеспечить хорошую работу автомобиля.
Раздаточная коробка ЗИЛ 131 б/у
Особенности строения коробки ЗИЛ
Транспортное средство оснащается механической КПП (5 ст.). Особенность данной коробки передач на ЗИЛ 130 в том, что она позволяет совершать передвижения без помех при переключении передач. Эффективно происходит маневрирование на проезжей части.
КПП ЗИЛ 130
В состав КПП на авто ЗИЛ 130 входят два синхронизатора. Они обеспечивают выравнивание возникающих угловых скоростей соединяемых зубьев. В их основу легли: муфта, конусное кольцо, блокирующий и фиксирующий палец, пружина. Роликовые подшипники отлично переносят приходящиеся нагрузки. На них установлен блок реверсивного движения. Машина поддерживает установку первичного вала на 24 зуба.
Схема КПП ЗИЛ 130
Присутствует ведущий вал, который дополнен шестеренкой, зубчатым венцом. В нижнем отсеке картера КПП ЗИЛ 130 расположен промежуточный вал. Вторичный вал имеет шестеренки, работа которой обеспечивает оперативное включение 2,3 и 4 передачи.
Скоростная КПП на ЗИЛ обеспечивает комфортные условия для перевозки грузов. Такая машина будет отлично перемещаться по бездорожью или строительным площадкам. Коробка отбора мощности ЗИЛ имеет прямые зубья. В чугунном картере автомобиля присутствует главный вал, неподвижные оси. Именно на осях размещен блок зубчатых колес.
При включении первой скорости присутствующее колесо в системе начинает перемещаться по канавкам, далее оно вступает во взаимодействие с шестерней на промежуточном валу. Для включения 2, 3, 4 режима необходимы шестеренки вторичного вала. При активации 3-х скоростного режима, имеющийся диск синхронизатора перестает воздействовать на детали 2-й передачи. Периодически на коробке отбора мощности ЗИЛ 130 необходимо проверять надежность гаек крепления.
Из основных расходников выделяется сальник. Данный элемент не допускает попадания смазки на сцепление. Он подлежит замене, если стало отмечаться подтекание масла или происходит ремонт КПП (по мере надобности).
Система не включает установку раздаточной коробки на ЗИЛ 130. Такая коробка встречается на автомашинах с двумя и более ведущими мостами, например, ЗИЛ 131. Устройство зафиксировано за коробкой передач к двум продольным балкам.
Состав раздаточной коробки передач
Что входит в состав раздатки на ЗИЛ 131? По стандарту, раздаточная коробка включает: валы, картер, шестерни, муфты, шток, пневмокамеры, клапаны, тяги. Схема переключения передач отражает, что в картере на подшипниках имеется ведущий вал с шестерней, зубчатым венцом. Последний расходный элемент предназначен для активации пятой скорости. Установленный картер выполнен из серого чугуна. Имеется системная вентиляция закрытого типа.
Клапаны изготовлены из жаропрочной стали. Благодаря этому они отлично переносят возникающие нагрузки.
В верхней крышке имеется сапун, а в задней крышке – сливное и контрольно-заливное отверстие. На передней стенке картера надежно зафиксирована пневмокамера. Сальники встречаются в крышках подшипников валов.
Во внутренней части картера производителем грузового авто был установлен механизм для осуществления переключения скоростных режимов.
Вариант конструкции с блокируемым дифференциалом
Задний ведущий мост грузовых автомобилей ЗИЛ с одинарной гипоидной главной передачей и блокируемым дифференциалом представлен на рисунке 2.
Рисунок 2 — Задний ведущий мост с блокируемым дифференциалом грузовых автомобилей ЗИЛ
1 — картер; 2 — болт; 3 — втулка; 4, 15 — шестерни главной передачи; 5, 7 — прокладки; 6 — шток; 8 — пневмокамера; 9 — диафрагма; 10 — вилка; 11, 13 — муфты; 12 —корпус; 14 — крестовина; 16 — полуосевая шестерня; 17 — гайка
Ведущая шестерня 4 главной передачи вместе с валом установлена на трех подшипниках. Два роликовых конических подшипника размещены в специальном стакане, а цилиндрический роликовый подшипник — в перегородке картера 1. Регулировка затяжки конических подшипников производится распорной втулкой 3, установленной между ними.
Ведомая шестерня 15 главной передачи приклепана к фланцу левой чашки дифференциала. Ее перемещение при пиковых нагрузках ограничивает опорный болт 2, ввернутый в катер и закрепленный контргайкой. Зазор между торцами ведомой шестерни и болта составляет 0,15…0,25 мм.
Дифференциал конический, симметричный, малого трения, четырехсателлитный, с блокировкой. Корпус дифференциала состоит из двух чашек, соединенных между собой болтами. В корпусе закреплена крестовина 14 с сателлитами, которые находятся в зацеплении с полуосевыми шестернями 16. Дифференциал установлен на двух конических роликовых подшипниках, затяжка которых производится регулировочными гайками 17.
В механизм блокировки входят корпус 12 и муфта 13. Корпус крепится болтами к правой чашке дифференциала.
Привод управления механизмом блокировки дифференциала пневматический. Управление механизмом производится клавишей, расположенной в кабине на панели приборов.
При включении механизма блокировки дифференциала сжатый воздух из пневмосистемы автомобиля поступает в пневматическую камеру 8 и воздействует на диафрагму 9. Диафрагма перемещает шток 6 с вилкой 10 и муфтой 11 включения блокировки. В результате муфта 11 включения торцовыми зубьями соединяется с зубьями муфты 13 блокировки, и правая полуось с чашкой дифференциала блокируется.
Зазор между торцами зубчатых муфт включения и блокировки, равный 1,5…2,5 мм, регулируется прокладками 7.
Полуоси заднего ведущего моста фланцевые, разгруженные. Они прикрепляются к ступицам ведущих колес автомобиля, которые устанавливаются на наконечниках балки моста на конических роликовых подшипниках.
Это интересно: Конструкция и технические характеристики мусоровозов построенных на базе зил: советы экспертов
Конструкция мостов автомобиля ЗИЛ-131
Задний и средний мосты автомобиля — ведущие.
Передний мост — управляемый и ведущий.
Устройство заднего и среднего мостов показано на рис. 1.
Рис. 1
Устройство редукторов заднего, среднего и переднего мостов показано на рис. 2 и 3.
Рис. 2
Устройство поворотного кулака и привода колеса переднего моста показано на рис.
Главные передачи мостов — двойные, состоящие из пары конических шестерен со спиральными зубьями и пары цилиндрических шестерен с косыми зубьями.
Передаточное число конической пары 1,727, передаточное число цилиндрической пары 4,25 и общее передаточное число редуктора 7,339.
Редукторы (рис. 2) заднего и среднего мостов установлены сверху картера моста и крепятся к нему горизонтальным фланцем.
Редукторы заднего и среднего мостов имеют следующее различие.
На обоих концах вала ведущей конической шестерни редуктора среднего моста установлены фланцы 29 и ЗЗ для крепления карданных валов Фланец 33 большего размера установлен на переднем конце вала, а фланец 29 меньшего размера — на заднем конце вала.
Конический роликоподшипник 31 закрыт крышкой 28 с установленным в ней сальником.
Упорная шайба 30 внутреннего кольца роликоподшипника снабжена маслоотгонной канавкой с правым направлением спирали и имеет на торце клеймо С.
Рис. 3
На переднем конце вала ведущей конической шестерни редуктора заднего моста установлен фланец 21, имеющий те же размеры, что и фланец 29 заднего конца вала редуктора среднего моста.
На заднем конце вала редуктора заднего моста вместо фланца установлена распорная втулка 26, а конический роликоподшипник и конец вала закрыты глухой крышкой.
Рис. 4
Упорная шайба 27 не имеет маслоотгонной канавки. В остальном детали редукторов заднего и среднего мостов одинаковы.
Редуктор (рис. 3) переднего моста крепится к картеру моста вертикальным фланцем.
Шестерни, дифференциалы, гнезда подшипников, фланец 24 вала ведущей конической шестерни и все подшипники, кроме подшипника 29 переднего конца вала ведущей конической шестерни редуктора переднего моста, одинаковы с деталями редуктора заднего моста.
Упорная шайба 22 внутреннего кольца конического роликоподшипника ведущей конической шестерни имеет маслоотгонную канавку с левым направлением спирали и на торце клеймо П.
Рис. 5
В крышке 26 (см. рис. 1) правого люка картера редуктора заднего и среднего мостов установлен болт-съемник 27, служащий для выпрессовки пальца реактивной штанги из верхнего реактивного рычага задней
подвески. Во фланце крышки 32 (рис. 3) конического двухрядного роликоподшипника ведущей цилиндрической шестерни редуктора переднего моста имеется отверстие с резьбой, в котором ввернута для хранения пробка 31, используемая для закрывания отверстия в картере сцепления при преодолении брода.
Рис. 6
Передний ведущий мост снабжен поворотными кулаками и рулевой трапецией.
У основания рычагов рулевой трапеции в корпусы поворотных кулаков ввернуты и заварены упорные болты, ограничивающие углы поворота колес.
Полуоси 22 (рис. 4) переднего ведущего моста снабжены шариковыми шарнирами постоянной угловой скорости.
На шейках полуосей заднего и среднего мостов, а также на шейках кулаков шарниров полуосей переднего ведущего моста установлены головки 32 (рис. 4) и 22 (см. рис. 1) подвода воздуха к шинам колес.
На наружных торцах фланцев полуосей установлены шинные краны 6 (см. рис. 1 и 4).
В верхних стенках картеров редукторов всех мостов имеются наливные отверстия, закрытые пробками. Через эти отверстия можно проверить состояние зубьев конических шестерен и правильность пятна контакта.
Неполадки и способы устранения
Очень часто поломку раздаточной коробки можно предвидеть, для этого следует только перед выездом на трассу осмотреть автомобиль и прислушаться к звукам, происходящих во время работы механизмов.
Неполадки возможны следующие:
- Сильный шум в раздаточной коробке. Это показатель того, что разрушены некоторые детали: шестерни или подшипники. В этом случае раздаточная коробка разбирается, а вышедшие из строя детали меняются;
- Передачи выключаются сами, непроизвольно. Скорей всего износились зубчики кареток или малые зубчатые венцы на колесах. Такая поломка возможна, когда изношены вилки переключения передач. Нужно поменять испортившиеся детали;
- Течет масло и прорвана мембрана. Если обнаружено, что через уплотнительные манжеты происходит утечка масла, то нужно внимательно их осмотреть. Если при осмотре будут обнаружены признаки износа на кромках, то надо их заменить. Если прорвана мембрана в пневмокамере, то ее тоже надо поменять;
- Нарушена регулировка тяги управления и изношены пальцы в вилках тяги. В такой ситуации тяги следует снова подрегулировать, а пальцы поменять.
Таблица запчастей
№ | Номер детали | Наименование запчасти | |
— | 137-1701109 | Кольцо проставочное вторичного вала | |
— | 157К-1701147 | Фланец вторичного вала с отражателем в сборе | |
1 | 130-1701015-Б2 | Картер коробки передач | |
2 | 130-1701042 | Прокладка крышки подшипника первичного вала коробки передач | |
3 | 306647-П | Подшипник роликовый | |
4 | 130-1701030-Б | Вал коробки передач первичный | |
4 | 137-1701030-Б | Вал коробки передач первичный | |
5 | 306516-П | Подшипник | |
6 | 307767-П | Кольцо стопорное | |
7 | 308186-П | Кольцо стопорное | |
8 | 309827-П | Манжета в сборе | |
9 | 130-1701040-Б | Крышка подшипника первичного вала | |
9 | 137-1701040-Б | Крышка подшипника первичного вала | |
10 | 306621-П | Подшипник | |
11 | 201498-П8 | Болт | |
11 | 201499-П8 | Болт | |
11 | 201501-П8 | Болт | |
12 | 252136-П2 | Шайба пружинная | |
12 | 252136-П2 | Шайба пружинная | |
12 | 252136-П2 | Шайба пружинная | |
12 | 252136-П2 | Шайба пружинная | |
12 | 252136-П2 | Шайба пружинная | |
13 | 130-1701082 | Блок шестерен заднего хода | |
14 | 120-1701180 | Подшипник роликовый блока шестерен | |
15 | 130-1701086-А | Пружина | |
16 | 130-1701092 | Ось блока шестерен заднего хода | |
17 | 150В-1701098 | Стопор оси | |
18 | 201493-П8 | Болт | |
18 | 201493-П8 | Болт | |
19 | 305070-П | Пробка коническая | |
20 | 130-1701074 | Крышка заднего шарикоподшипника промежуточного вала | |
21 | 130-1701061 | Гайка заднего подшипника промежуточного вала упорная | |
22 | 130-1701075 | Прокладка задней крышки промежуточного вала | |
23 | 307742-П | Кольцо стопорное | |
24 | 306515-П | Подшипник шариковый | |
25 | 130-1701048-Б | Вал коробки передач промежуточный | |
26 | 304918-П | Шпонка сегментная | |
27 | 150-1701049 | Шестерня второй передачи промежуточного вала | |
28 | 130-1701054 | Шестерня заднего хода промежуточного вала | |
29 | 130-1701051 | Шестерня третьей передачи промежуточного вала | |
30 | 130-1701185 | Шестерня четвертой передачи промежуточного вала | |
31 | 130-1701059-А | Втулка промежуточного вала распорная | |
32 | 130-1701056 | Шестерня постоянного зацепления промежуточного вала | |
33 | 307751-П | Кольцо стопорное | |
34 | 306893-П | Подшипник роликовый | |
35 | 308173-П | Кольцо упорное | |
36 | 306026-П | Заглушка | |
37 | 130-1701151-А | Синхронизатор четвертой и пятой передач в сборе | |
38 | 130-1701199 | Кольцо стопорное шестерни 3-й и 4-й передач вторичного вала | |
39 | 130-1701187 | Шайба упорная | |
40 | 130-1701181 | Шестерня четвертой передачи вторичного вала | |
41 | 130-1701182 | Втулка шестерни четвертой передачи вторичного вала в сборе | |
42 | 130-1701130 | Шайба упорная шестерни третьей передачи | |
43 | 130-1701131 | Шестерня третьей передачи вторичного вала | |
44 | 130-1701150-А | Синхронизатор второй и третьей передач в сборе | |
45 | 307771-П | Кольцо стопорное шестерни второй передачи | |
46 | 130-1701128 | Шайба опорная шестерни второй передачи вторичного вала | |
47 | 130-1701127 | Шестерня второй передачи вторичного вала | |
48 | 130-1701112 | Шестерня первой передачи и заднего хода вторичного вала | |
49 | 130-1701105-Б2 | Вал коробки передач вторичный | |
49 | 137-1701105 | Вал коробки передач вторичный | |
50 | 306551-П | Подшипник шариковый | |
51 | 307767-П | Кольцо стопорное | |
52 | 131-1701260-А | Втулка распорная | |
53 | 131-1701200-Б | Крышка заднего подшипника вторичного вала в сборе | |
53 | 157К-1701200 | Крышка заднего подшипника вторичного вала в сборе | |
54 | 309860-П | Манжета вторичного вала в сборе | |
55 | 131-1701147 | Фланец с отражателем в сборе | |
56 | 305745-П | Шайба | |
57 | 130-1701259 | Гайка крепления фланца вторичного вала | |
58 | 131-1701371 | Трубка вентиляционная | |
59 | 288001-П8 | Хомут | |
60 | 131-1701375 | Шланг соединительный | |
61 | 131-1701178 | Трубка крышки заднего подшипника в сборе | |
62 | 300271-П8 | Штуцер ввертной | |
63 | 130-1701146 | Прокладка крышки заднего подшипника вторичного вала | |
64 | 130-1701020 | Крышка люка картера | |
65 | 130-1701021 | Прокладка крышки люка коробки передач | |
66 | 305040-П | Пробка коническая магнитная в сборе | |
67 | 137-1720021 | Крышка картера демультипликатора | |
68 | 137-1701145 | Пластина крепления заднего подшипника вторичного вала | |
69 | 137-1720123 | Шестерня ведущая демультипликатора | |
70 | 137-1720073 | Шайба опорная ведущей шестерни демультипликатора | |
71 | 306659-П | Роликоподшипник | |
72 | 164-1701279 | Гайка крепления ведущей шестерни | |
73 | 258286-П | Шплинт-проволока | |
74 | 206540-П8 | Болт крепления крышки демультипликатора к коробке передач | |
75 | 252006-П8 | Шайба | |
76 | 137-1720013 | Прокладка крышки картера демультипликатора |
Купить комплектующие и запчасти для Коробки передач ЗИЛА 131
Работа раздаточной коробки
Включение переднего моста происходит за счет электропневматического устройства. Оно состоит из:
- Электровоздушного клапана;
- Пневмокамеры;
- Двух микровыключателей;
- Реле;
- Включателя;
- Сигнальной лампы;
Важно знать, что раздаточная коробка в машине ЗИЛ 131 будет работать нормально, если на поперечине рамы установлен электровоздушный клапан, а на передней стенке картера прикреплена пневмокамера. Микровыключатель располагается на корпусе фиксатора и на корпусе пневмокамеры, а включатель и сигнальная лампа находятся в кабине, а под капотом – реле
Вид раздаточной коробки ЗИЛ 131
Когда происходит включение, раздаточная коробка автомобиля ЗИЛ 131 постепенно подключает все остальные механизмы в работу. Водителем перемещается вперед рычаг и тут же он поворачивается вокруг точки крепления на верхней тяге и нижним концом через тягу. С помощью штока и вилки муфта перемещается назад и в этот момент соединяются между собой шестерни. Когда перемещается шток, то сразу начинает работу микровыключатель, благодаря ему замыкается цепь реле, которое тут же замыкает цепь на электровоздушном клапане. Опускается книзу якорь электромагнита, открывается впускной клапан и закрывается выпускной.
Чтобы раздаточная коробка на машине ЗИЛ 131 заработала полностью, сжатый воздух из пневмосистемы должен поступить в пневмокамеру, а она должна через шток переместить муфту назад и при этом соединить с зубчатым венцом вала. Ведущий вал через шестерни передает крутящий момент, который равномерно распределяется между шестерней и валом, а затем переходит к мостам задней тележки и уже, потом через муфту переходит на вал привода переднего моста.
Когда происходит выключение на первой передаче, то раздаточная коробка на машине ЗИЛ 131 работает следующим образом:
- Размыкается цепь электромагнита;
- Впускной клапан плотно закрывается;
- Выпускной клапан открывается;
- При помощи возвратной пружины автоматически выключается передний мост.
Чтобы включить вторую передачу, раздаточная коробка на авто ЗИЛ 131 срабатывает так:
- Рычаг поворачивается вокруг точки крепления на нижней тяге;
- Через тягу, шток и вилку перемещается назад муфта и при этом все механизмы соединяются с зубчатым внутренним венцом шестерни;
- С ведущего вала за счет крутящего момента действие переходит напрямую на вал привода мостов задней тележки.
Если движение происходит на скользкой дороге, то нужно включить мост на передней передаче, и цепь электромагнита следует замкнуть принудительно. Для этого надо воспользоваться включателем. Крутящий момент передастся напрямую через шестерни, муфту сразу на вал привода на переднем мосту.
На всех других передачах, если включен передний мост, то крутящий момент будет распределяться прямо пропорционально нагрузкам, которые приходятся на мост задней тележки и мост передний.
Когда включен передний мост, то микровыключателем цепь автоматически будет замкнута, а в кабине водителя загорится сигнальная лампочка.
Смазывается раздаточная коробка на машине ЗИЛ 131 специальным разбрызгивателем. Масло (в данном случае его марка Тап-15в) заливается в картер коробки. Обычная норма его составляет 3,3 л.
Схема подвески раздаточной коробки, управления и клапана управления ЗИЛ 131
Защита от роботов
Ведомая цилиндрическая шестерня представляет собой зубчатый венец, который крепится к чашкам дифференциала.
При работе главной передачи крутящий момент изменяется в обеих парах шестерен по величине, а в конической паре, кроме того, и по направлению.
Смазка главной передачи осуществляется разбрызгиванием, для прохода масла к подшипникам в стенках картера имеются каналы. В картеры главных передач всех мостов заливается по 5 л масла.
Регулировка конических подшипников вала ведущей конической шестерни производится при появлении в них осевого зазора и осуществляется подбором регулировочных шайб необходимой толщины, расположенных между внутренними кольцами подшипников. Правильность регулировки проверяется по усилию, необходимому для проворачивания вала в подшипниках. Это усилие, определяемое с помощью динамометра, зацепленного за фланец вала, должно быть в пределах 1,3—2,7 кгс.
Двухрядный конический подшипник ведущей цилиндрической шестерни устанавливается с подобранным регулировочным кольцом и дополнительной регулировки не требует.
Боковой зазор между зубьями конических шестерен должен быть 0,15—0,45 мм у широкой части зуба, что соответствует повороту фланца первичного вала на величину 0,18—0,54 мм при замере на радиусе расположения отверстий под болты и при неподвижной ведомой шестерне. Указанный зазор регулируется перемещением ведущей и ведомой шестерен путем изменения количества прокладок.
Правильность зацепления конических шестерен проверяется на краску по пятну контакта.
Дифференциалы автомобиля ЗИЛ-131 шестеренчатые, конические, устанавливаются ;в картерах редукторов мостов на двух подшипниках каждый. Дифференциалы всех трех мостов одинаковы по устройству и отличаются от дифференциала автомобиля ГАЭ-53А лишь размерами и формой деталей.
Полуоси автомобиля ЗИЛ-131 фланцевые, полностью разгруженные, по устройству и креплению такие же, как у автомобиля ГАЗ-66. Каждая полуось уплотняется сальником, расположенным во фланце балки моста.
Шарниры равных угловых скоростей шариковые, по устройству и работе аналогичны шарнирам автомобиля ГАЗ-66. Отличие лишь в том, что центральный шарик не имеет пальца. В каждый шарнир закладывается по 1,3 кг смазки марки AM.
Читать далее: Механизмы ведущего моста автомобиля ЗИЛ-130
Категория: — Устройство автомобиля
Схемы
Изготавливаются раздаточные коробки для авто ЗИЛ 131 по следующим схемам:
- С дифференциальным приводом;
- С блокированным приводом;
- Со смешанным приводом.
Каждый вариант сборки имеет свои особенности. Раздаточной коробкой второго типа обеспечивается синхронное вращение всех мостов. Благодаря такой схеме распределяются крутящие моменты равномерно силе сопротивления.
Раздаточная коробка ЗИЛ 131
У раздаточных коробок, где привод изготовлен дифференциальным, крутящийся момент проходит за счет дифференциала. Благодаря такой схеме выходные валы вращаются с различной угловой скоростью. Такой дифференциал имеет другое название – межосевой.
В раздаточных коробках, где смешанный привод, половина ведомых валов имеют одинаковую угловую скорость, а другая – присоединяется с помощью дифференциала. К «смешанному» типу также относят коробки с блокируемыми дифференциалами.
Из данной классификации можно сделать вывод, что распределяется силовой поток от основной коробки раздаточной на:
- Один передний и один-два задних моста автомобилей;
- Два передних моста и два задних;
- На ведущие колеса левого борта или правого автомобилей.
Вывод следующий. Раздаточные коробки на авто ЗИЛ 131 бывают:
- Межколесными;
- Межтележечными;
- Межбортовыми.