История советского автопрома 60-х годов

Автомобили в дореволюционной России

Историки до сих пор спорят на счет того, когда именно был завезен в Россию первый автомобиль. Некоторые уверяют, что это случилось в 1891 году – Василий Навроцкий, редактор «Одесского листка», привез из поездки французский автомобиль Panhard-Levassor (Панар-Левассор). Другие же считают, что первый самоходный экипаж появился в столице в 1895 году, а позже были завезены еще несколько экземпляров. Третьи же сходятся во мнении, что автомобиль впервые привезли в Россию только в 1899-м.

Первый «безлошадный экипаж» российской сборки был произведен в Санкт-Петербурге в 1896 году. Об этом знаменательном событии было написано в «Журнале новейших открытий и достижений», заметка была озаглавлена  «Производство экипажей с бензиновыми двигателями в России», а текст был следующим: «Производство экипажей с механическими двигателями, принявшее во Франции, Германии, Англии и других государствах довольно обширные размеры, не имело до сих пор предпринимателей в России, если не считать немногих и малоудачных попыток строить велосипеды с бензиновыми двигателями по образцу немецких. Теперь же за это дело взялась известная фирма в Петербурге «Фрезе и Ко», оканчивающая постройку двухместного экипажа с бензиновым двигателем, предназначенного для отправки на Нижегородскую выставку. Фирма «Фрезе и К°» построила только экипаж, двигатель же построен С.-Петербургским заводом газовых и керосиновых двигателей Е. Яковлева. Этот интересный экипаж, вполне русского производства, мы имели удовольствие осматривать в несколько неоконченном виде».

Далее шло описание некоторых технических решений. Журналисты отмечали, что экипаж внешне мало отличается от зарубежных аналогов и имеет складной мягкий верх, «как в крытых пролетках, весьма не лишний для нашего капризного климата». Также в статье упоминается, что передаточные ремни были на резиновые, благодаря чему уменьшается скольжение в шкивах при сравнительно коротком расстоянии между осями. Переднюю же ось создатели сделали более прочной, «кузов ложится на ось крепкими упругими рессорами, дополняющими эластичность хода экипажа». Отдельно журналисты отметили наличие «резиновых шин» и горизонтально расположенный бензиновый мотор мощностью 2 лошадиные силы. В заметке говорится, что экипаж способен развить скорость «20 верст в час по ровной мостовой», а бензина хватает на 10 часов пути. Что же касается стоимости, то, по словам авторов статьи, фирма «Фрезе и Ко» надеется, что стоимость его будет не свыше 1300 рублей серебром, чтобы возможно было конкурировать с иностранным производством».

Предприятие, на котором был собран мотор для данного автомобиля, – «Первый русский завод керосиновых и газовых двигателей им. Яковлева». Он был одним из первых и немногочисленных отечественных заводов, на которых собирали двигатели внутреннего сгорания. А что касается упомянутой компании «Фрезе и Ко», занимавшейся производством автомобиля, то она была настолько известной не только в Российской Империи, но и за ее пределами, что в 1893 году ей поступило предложение представлять Россию на Всемирной Колумбовой выставке в Чикаго. Там самоходный экипаж Фрезе с двигателем Яковлева завоевал бронзовую медаль и был отмечен почетными дипломами.

После смерти Яковлева предприниматель Фрезе подписал договор с французской компанией De Dion-Bouton (Де Дион-Бутон), при поддержке которой он смог организовать собственное производство двигателей.

Еще одно важное автомобильное событие в дореволюционной России произошло в 1898 году: в Санкт-Петербурге состоялось торжественное открытие первого в стране магазина по продаже автомобилей. Правда, изначально в нем не продавали автомобили отечественной сборки, только импортные образцы, привезенные преимущественно из Франции

Ведущие российские автомобильные производства

Несмотря на все большее количество иномарок на отечественных дорогах, две трети автовладельцев ездят на российских машинах. ВАЗ, ГАЗ, Нива, Москвич, УАЗ – заводы, которые работают, задействовав большие мощности и выпуская самые разные модели. Седаны, хэчбеки, универалы, внедорожники, инженеры-разработчики делают все, чтобы характеристики российских автомобилей не отличались от моделей других производителей. Однако, ни форма кузова, ни мощностные показатели двигателя не имеют такого большого значения, как внешний дизайн и качество.

ВАЗ, ГАЗ, КАМАЗ, ЗИЛ, УАЗ

Сегодня автомобильный рынок России очень развит и приносит достаточно неплохой доход в казну государства. Всем широко известны такие предприятия как ВАЗ, ГАЗ и УАЗ (легковые автомобили), КАМАЗ, МАЗ, КРАЗ и ЗИЛ (грузовые автомобили). Продукция эти компаний пользуется широким спросом не только у наших соотечественников, но и за рубежом. Этому сопутствует целый ряд причин:

  • Российский автопром производит надежные и морозоустойчивые автомобили
  • Запчасти и обслуживание автомобилей перечисленных ранее производителей, стоят намного дешевле
  • Все автомобили разработаны с учетом российских дорог
  • Стоимость наших автомобилей намного ниже, чем зарубежных аналогов

Российские легковые автомобили

ВАЗ или Волжский автомобильный завод является одним из самых крупных предприятий России, выпускающих легковые автомобили.

Российские легковые автомобили

Всем известны такие марки как Жигули, Нива, Лада, Ока. В настоящее время разработчики компании работают над новыми усовершенствованными моделями автомобильной промышлености. Результатом их деятельности можно назвать следующие модификации автомобиля Лада – Калина, Самара, Приора. Завод полностью обеспечивает своих потребителей комплектующими и запчастями.

ГАЗ или Горьковский автомобильный завод занимается выпуском легковых и грузовых автомобилей. Это крупнейшее предприятие известное еще со времен первой мировой войны. Продукция предприятия пользуется широким спросом среди потребителей. Особенно широко автомобили данного предприятия применяют для промышленных и бизнес целей. Наиболее популярные модели: «ГАЗель», «Соболь» «Садко», «Волга». Кроме автомобилей предприятие выпускает различные виды станков и оборудования, занимается гражданским и промышленным строительством, а так же производит тепловую и электроэнергию.

УАЗ или Ульяновский автомобильный завод известен своими внедорожниками. Полно приводные автомобили различного типа имеют сотню модификаций. Качественная и надежная техника пользуется широким спросом у российских потребителей.

Российские грузовые автомобили

Российские грузовые автомобили

КАМАЗ или Камский автомобильный завод является крупнейшим производителем специальной техники. В рамках предприятия функционируют девять заводов. Продукция КАМАЗ известна во всем мире и пользуется популярностью. Разработчики обеспечивают не только высокое качество и надежность техники, но и следят за высокой экологичностью двигателей.

МАЗ или минский автомобильный завод находится в Беларуси. Основная продукция предприятия – это тяжелые грузовики, используемые в промышленных целях. Кроме этого компания выпускает автобусы и прицепы. Последние очень популярны среди потребителей, так как легко комбинируются с отечественными марками.

КРАЗ или Кременчугский автомобильный завод был основан сразу после второй мировой войны. Это промышленное предприятие выпускает не только автомобили, но и суда, вагоны, а так же широкий перечень оборудования, которое используется в военной отрасли. Во многих странах мира марка КРАЗ составляет вооружение армий.

Это далеко не полный список автомобильных предприятий России. На сегодняшний день этот вид промышленности активно развивается и с каждым днем новые марки отечественного автопрома радуют потребителя.

Hyundai Creta

Hyundai Creta

Отличный выбор для любой семьи или компании. Среди основных причин, почему россияне выбирают именно это авто:

  • Он имеет практически незначительный шум в салоне.
  • Прочная подвеска обеспечивает комфортную езду.
  • Аэродинамика потрясающая, как и эргономика.
  • Вы почувствуете, что автомобиль едет 50 км/ч, а на самом деле 100. Это доказательство производительности и качества Hyundai.
  • Интерьер – удовольствие для глаз.
  • Он имеет отличную информационно-развлекательную систему наряду с управлением Bluetooth.
  • Выглядит, как вы все уже знаете, потрясающе.
  • Он разработан с использованием новейших технологий, что делает управление довольно плавным.
  • Стандартные динамики фантастические.

Lada Vesta и Vesta Cross

Эксперты и обычные автолюбители назвали именно Ладу Весту самым надёжным автомобилем российского производства. Это можно подтвердить статистикой обращения в автосервисы, а также серьёзностью неисправностей, с которыми приходится сталкиваться владельцам.

Кроссоверная версия Vesta Cross была представлена весной 2018 года. Продажи стартовали в июне того же года. Обычная Веста в кузове седан, которая оказалась первой в линейке, дебютировала в августе 2014 года, а в продажу поступила в ноябре 2015 года.

Lada Vesta

Интересно взглянуть на базовую комплектацию, в которой штатно предусмотрен крайне серьёзный набор систем безопасности. Приятно видеть, что сразу в самой простой комплектации доступно 2 подушки безопасности. Но тут также есть ESC, EBD, ABS, BAS, TCS и HSA. Такого российский автопром ещё никогда не видел.

Также важно отметить использование высокопрочной стали при создании кузова. Машина совершенно поменяла представление об отечественных автомобилях в компоненте безопасности и надёжности при авариях и столкновениях

Да, кто-то скажет, что до зарубежных конкурентов и иных представителей европейского C класса Весте ещё далеко. Но не настолько далеко, как вам могло бы показаться. Тесты и реальные условия эксплуатации доказывают обратное.

Машина легко выдерживает все прелести российских условий. Автомобиль обладает крепким кузовом, грамотно организованной безопасностью. К моторам также нет особых претензий, как и к коробкам передач.

Всегда хочется лучшего и стремиться к совершенству. Лада Веста является примером и показателем того, что российский автопром не стоит на месте, он стремится к усовершенствованию и модернизации. Не всё получается, не все проекты оказываются удачными. Но работа ведётся, и делаются правильные шаги.

Понятие надёжности в отношении российских автомобилей достаточно сложно правильно интерпретировать. Если абстрагироваться от ведущих автопроизводителей, сравнить, что российские компании предлагали раньше, и на какой уровень вышли сейчас, то картина выглядит довольно приятно и перспективно. Да, отечественные производители уступают мировым лидерам. Но они намного лучше, качественнее и надёжнее, нежели представители китайского рынка.

Если бюджет ограничен, но вы хотите купить недорогой и надёжный автомобиль, в большинстве случаев будет правильнее отдать предпочтение одной из новинок российского автопрома. Они привлекают своей стоимостью, легко обслуживаемыми двигателями, довольно крепкой и устойчивой ходовой частью. За те же деньги вы сможете купить лишь какой-нибудь китайский автомобиль или далеко не самые лучшие модели от именитых зарубежных производителей. По надёжности они точно не опережают российские авто, а в обслуживании и содержании обойдутся заметно дороже. Выбор за вами.

Плюсы Российской сборки автомобилей

Как ни странно, но плюсы в такой сборке также есть. Давайте сразу подумаем о цене! Гнаться за крутыми брендами, которые собираются у нас в стране VOLKSWAGEN, AUDI, BMW гнаться не будем, пусть все будет на бюджетном или как сейчас принято говорить на Российском уровне. Простой пример — у меня были два автомобиля FORD FUSION, ничего плохого сказать не могу, и сейчас CHEVROLET AVEO NEW. Допустим, я хотел бы купить тот же FORD FUSION только новый, так как он собирается в Германии, и его качество нареканий не вызывает. У меня был автомобиль в максимальной комплектации, сейчас максимальная комплектация моего FORD FUSION стояла бы около 750 000 рублей, но сейчас модель снята с производства. Конечно, за такие деньги это мягко сказать «дорого», мой CHEVROLET AVEO (Российской сборки) стоит в максимальной комплектации с 6 ступенчатым автоматом и всеми современными наворотами 556 000 рублей, и знаете, я проехал уже около 16 000 километров, нареканий нет. Пока все также как на моем FUSION, ничего не отваливается все работает как надо. Автомобиль просто выполняет свою задачу каждодневно. Кстати недавно съездил на нем в Москву все ОК, нареканий нет. Я просто клоню это к тому, что если вы хотите взять автомобиль импортной сборки, то будьте готовы переплатить как минимум 100, а то и 150 – 350 000 рублей, все зависит от бренда и от модели.

Второй плюс — так это то, что сейчас вмешательство человека сводится к минимуму. Многое делают роботы на производстве. А роботы и в Африке у папуасов – роботы. Как программу заложил, так он и будет делать.

Сварка кузова, без участия человека

Покраска кузова, без участия человека

Третье – все-таки иностранные производители стараются следить за качеством продукции, которая собирается в России. Есть много удачных примеров, такие как RENAULT LOGAN и FORD FOCUS, оба автомобили достаточно качественны, что подтверждает многотысячные продажи.

Четвертое – иностранные производители считают Россию очень крупной сборочной площадкой. Можно сказать второй, после Китая.

Пятое – если бы в России, все действительно было бы плохо, в качестве сборки. То каждый год бы не появлялись новые сборочные площадки и заводы новых иностранных производителей. А уж иностранцы деньги считать могут. Можете почитать какие автомобили собираются сейчас в России (часть 1, часть 2)

Шестое – вы думаете в Германии, Японии и Кореи на сборке работают жители своей страны? Там полно гастарбайтеров.

Седьмое — автомобили производимые у нас — имеют Российскую адаптацию, рассчитанную под наши суровые условия. Ведь если честно посмотреть на факты — то автомобили пригнанные из Европы живут на наших дорогах не долго, умирает и подвеска и двигатель (турбины), да и печка нормально зимой не греет.

Восьмое — заводы строят сами иностранцы, со своими технологиями и своим циклом сборки. Вот кстати небольшое видео нарытое в сети.

Экскурсия на заводе VOLKSWAGEN (Россия, Калуга)

Опять же, никого не хотел переубедить или навязать свое мнение! В Российской сборке автомобилей есть минусы, но как правило, это все решаемо по гарантии. Не так уж все так и плохо!

P.S. И из разговора двух парней – я бы однозначно бы взял VOLKSWAGEN TIGUAN, нежели TOYOTA COROLLA. Это знаете, как сравнивать LED телевизор и старый кинескопный, не в пользу Toyota.

Тенденции развития отечественного автомобильного производства

После кризиса 2009 года производство автомобилей в России хотя и стало увеличиваться, но темпы роста его не значительны. Кроме того, аналитики рынка прогнозируют тенденцию к снижению количества выпускаемых единиц автотранспорта. Сегодня, отечественный автопром принял к действию сценарий, который приносит ощутимый результата – выпуск иностранных моделей на своем производстве. Это могут быть совместные разработки, как например Chevrolet-Niva, или строительство завода иностранного автомобильного концерна на территории России, как например ЗАО «Ford Motor Company».

Соотношение марок автомобилей на российском рынке

Тенденция развития российской автомобильной промышленности, в целом, положительная. Несмотря на некоторые неудачи отечественных компаний, рост производства не останавливается. Во многом это связано с тем, что зарубежные концерны открывают свои производства на территории страны. Благодаря такому внедрению потребитель России не ощущает дефицита автомобильного транспорта. Постоянно выходят новые бюджетные модели самых различных брендов.

Большая доля импорта на рынке России приводит к тому, что отечественные производители терпят потери. Вопрос возрождения автопрома стоит очень остро, и сегодня разрабатываются программы, которые обеспечат возможность конкурентоспособности производителям России.

Для того чтобы поднять уровень отечественного автомобилестроения, разработчики активно работают над улучшением технических и качественных показателей автомобилей. Акцент делают на безопасность, экологическую чистоту, достаточную мощность и надежность транспорта.

Некоторые компании, занимающиеся производством грузовых автомобилей, уже достигли определенных результатов. Теперь необходимо возродить остальные предприятия отечественного автопрома.

По статистике очень сильно забивают продажи ответственных автомобилей, те предприятия, которые осуществляют сборку зарубежных марок. Как бороться в условиях жесткой конкуренции пока неизвестно. Ведь Российский потребитель предпочитает покупать проверенные зарубежные марки, а не отечественные новинки, которые могут проявить себя не лучшим образом.

Очень высокие ставки сегодня делают на ОАО «АвтоВАЗ». На сегодняшний день показатели продаж автомобильного концерна возрастают. Несмотря на то, что процент роста незначителен, всего 5-7% в год, зато стабильно.

Инженеры и техники компании активно работают над созданием новых модификаций с улучшенными показателями. Все автомобили производят с учетом холодных климатических зон, в которых автомобилям предстоит функционировать. Уже сегодня тормозная система некоторых моделей «АвтоВАЗ» не имеет аналогов.

Высокие показатели предприятия привлекли к нему государственные субсидии различного типа. На сегодняшний день автозавод поддерживают и оказывают ему всяческое содействие в приобретении современного оборудования

Особое внимание уделяют новейшим разработкам автомобильной индустрии

Большие изменения начали происходить в управленческой деятельности компании. «АвтоВАЗ» полностью изменил технологию управленческой структуры, на производстве идет не только технологическое самосовершенствование, но и изменение руководящих должностей. Это не значит, что меняются сотрудники, скорее они выходят на высокий современный уровень. Это позволяет компании стать открытой и прозрачной для потребителя, что привлекает партнеров и инвесторов.

Очень хотелось бы верить в то, что следом за АвтоВАЗом подтянутся все остальные производители автомобилей.

Lada Largus Dacia Logan MCV

В 2009 году русские власти обратились к управлению альянса Renault-Nissan с просьбой о модернизации завода «АвтоВАЗ» (Франко-японскому концерну тогда уже принадлежало 25% акций русского предприятия).

Было принято решение о совместном производстве новейшей модели — универсала Lada Largus, который является лицензионной копией франко-румынского автомобиля Dacia Logan MCV. Специально для новейшей модели были сделаны либо переоборудованы новые производственные мощности. Не считая того, уровень локализации новейшей машины превысил 60%, а к 2014 году должен составить 72%.

Агрегатно Lada Largus ничем не отличается от собственного евро «аналога», который в последнее время будет представлен уже во 2-м поколении. Под капотом находится двигатель внутреннего сгорания 1.6 мощностью 84 либо 105 лошадиных сил, состыкованный с пятиступной механикой. Конфигурации российских инженеров свелись к «точечным» доработкам подвески, установке пластмассовых и резинных пыльников, брызговиков и защитных накладок.

Lada Largus доступен исключительно в кузове универсал, при этом как в 5, так и в семиместном выполнении. Также существует грузовая коммерческая модификация. Рассматривается установка автоматической коробки. В любом случае, Lada Largus на сегодня самая современная модель, выпускаемая под русским брендом.

По плану создание автомобиля должно продлиться до 2023 года.

На текущий момент из всех компаний, выпускающих российские легковые авто, «в живых» остался только гигант «АвтоВАЗ» со своим дочерним предприятием «ИжАвто», ну и то, благодаря беспримерным денежным вложениям со стороны страны. Также группа компаний «Соллерс», которая смогла сохранить создание джипов УАЗ.

Вобщем, «АвтоВАЗ» в последнее время должен стопроцентно перейти под контроль альянса Renault-Nissan, который определённо сосредоточит усилия на выпуске в Рф собственных моделей (пускай и под брендом Lada). А «Соллерс» уже на данный момент сконцентрирован на лицензионной сборке автомобилей Форд, SsangYong, Isuzu, а с конца 2012 года — Мазда.

Вероятнее всего, уже в наиблежайшие десятилетия история легкового российского автопрома придёт к собственному логическому концу. Оставив нескончаемые пробы адаптировать и модернизировать устаревшие собственные и западные аналоги, русские предприятия просто станут производственными площадками глобальных авто брендов.

В материале применены фото с веб-сайтов nnm.ru, motor.net.pl, zp-avto.ru, dic.academic.ru, ned.ronet.ru, autowp.ru, telegraaf.nl, wwww.zaz.su, tempauto.su, lada-largus.com, cep.sabah.com.tr.

Volga SiberChrysler SebringDodge Stratus

К концу «нулевых» годов, на предприятии ГАЗ очередной раз встал вопрос о подмене архаичной по всем характеристикам модели «Волга», конструкции которой ударило, ни мало ни много, 38 лет. По сложившейся русской традиции новейшей моделью было решено сделать лицензионную копию уже снятого с производства в Штатах автомобиля Chrysler Sebring (Dodge Stratus) эталона 2000 года, тем паче, что у российского завода уже было соглашение с Chrysler на поставку движков.

В конечном итоге в 2008 году с наименьшими наружными и техническими переменами автомобиль пошёл в создание под заглавием «Volga Siber». На машину устанавливался «родной» движок объемом 2.4 литра поначалу с четырехступной автоматической, а потом с пятиступной механической коробкой. Были планы и по установке бензиновых агрегатов 2.0 и V6 2.7 литра, но им не судьба было реализоваться.

Спустя всего два года, в октябре 2010, из-за очень низкого спроса создание Volga Siber было свёрнуто. Провал объсним: российские потребители ожидали новейшую «Волгу» — другими словами большой, конструктивно обычный и дешевенький автомобиль, а получили относительно современную «импортную машину» соответственной цены.

С окончанием выпуска Volga Siber история производства легковых автомобилей ГАЗ была закончена. На сегодня на освободившихся мощностях налажена контрактная сборка автомобилей Skoda, Фольксваген и Шевроле.

Всего с 2008 по 2010 год было выпущено 8 933 автомобиля Volga Siber.

Ключевые модели 60-х годов

Запорожец. В 1960 году сошел с конвейера народный автомобиль Запорожец. Изготавливал его завод «Коммунар» в городе Запорожье, входивший в объединение «АвтоВАЗ». Под маркой Запорожец фактически выпускались два разных поколения машин, которые были связаны технической преемственностью. Одно время эти машины даже сходили с конвейера параллельно. Необычная для СССР конструкция Запорожца часто встречала иронию у автолюбителей. ЗАЗ-965 называли «горбатым» за характерную форму кузова, а ЗАЗ-966 «ушастым» или «чебурашкой» за форму боковых воздухозаборников.


ЗАЗ-966

Основным прототипом данной модели был итальянский Fiat 600. У него советский автомобиль унаследовал дизайн кузова, независимую пружинную заднюю подвеску, рулевой механизм и трансмиссию. Базовым же образцом модели был Москвич-444, однако его конструкция была существенно переработана.

На машину был установлен редкий в мировой конструкции тип двигателя: четырехцилиндровый V-образный с воздушным охлаждением. Располагался он сзади. Модель отличалась увеличенным объемом двигателя — 887 куб.см — и мощностью 27 л.с. Заднее и переднее ветровое стекло были взаимозаменяемыми, а двери открывались назад, а не вперед. С 1967 года стали выпускать второе поколение машин ЗАЗ-966.

В СССР автомобиль Запорожец был очень популярен, прежде всего, из-за своей относительной дешевизны. Кроме того, машины отличались хорошей проходимостью, а также простотой в ремонте и обслуживании.

Москвич. 1960-е годы — наиболее успешные для завода МЗМА (Московский завод малолитражных автомобилей). В этот период модельный ряд обновляется каждые несколько лет. Едва в 1962 году была освоена модель Москвич-403 со старым кузовом и модернизированным шасси, как уже в 1964 году свет увидел Москвич-408.

Этот автомобиль отличался стильным и вполне современным для тех лет дизайном кузова. В 1967 появился Москвич-412 с совершенно новым 1,5-литровым двигателем по типу BMW. Москвич-412 имел успех и на внешних рынках, и в международных спортивных состязаниях.

В мае 1967 был выпущен миллионный автомобиль Москвич. Им оказался Москвич-408.

Волга. С 1962 по 1970 год серийно производился автомобиль ГАЗ-22-Волга. Выпускал его завод в городе Горький. ГАЗ-22 представлял собой автомобиль среднего класса с пятидверным несущим кузовом универсал. Модель имела различные модификации. С 1965 года наряду с базовой моделью ГАЗ-22 часть универсалов стали выпускать как ГАЗ-22Г. Эта разновидность отличалась более привлекаткльным дизайном и поставлялась на экспорт, в том числе, в капиталистические страны. Британский журнал The Motor в 1964 году хоть и обвинил автомобиль в старомодности, не мог не отметить его положительные стороны: вместимость, запас прочности и неплохую проходимость.


ГАЗ-22-Волга

Нужно сказать, что, несмотря на популярность автомобиля Волга, в СССР выпускалось не очень большое количество машин данной марки. Дело в том, что этот автомобиль не был товаром народного потребления, приобрести его в личное пользование было практически невозможно. Почти все выпущенные экземпляры отправлялись на нужды государственных организаций: в таксопарки, торговые организации, службы скорой помощи.

Таким образом, 1960-е годы стали важным этапом в развитии советского автопрома. В это время рос спрос на легковые автомобили среди населения, а развивающаяся промышленность предлагала покупателям все новые и новые модели, удовлетворявшие потребностям своего времени.

20-е годы XX века первый советский серийный автомобиль

Революции 1905 и 1917 года и последующая гражданская война не могли не сказаться на экономическом состоянии страны и не отразиться на разных отраслях промышленности, в том числе и на автомобильной. Многие заводы перестали существовать, а планы по строительству новых предприятий так и не были осуществлены. Но некоторым удалось остаться на плаву – среди таковых был завод «Автомобильное московское общество». Силами руководства предприятия в 1917 году в Италии были закуплены более сотни комплектующих для Fiat-15 образца 1915 года, и на мощностях АМО было налажено производство этих автомобилей, получивших название АМО-Ф15. При этом сборка осуществлялась ручным методом, даже покраска автомобилей осуществлялась обычными малярными кистями.

Однако первым советским серийным автомобилем стал НАМИ-1, сконструированный по чертежам из дипломной работы студента Московского автомеханического института. В разработке принимал участие инженер по фамилии Липгарт, который впоследствии стал главным конструктором Горьковского автомобильного завода.

Еще одно немаловажное событие, ознаменовавшее конец 20-х годов XX века, – это строительство гигантского автомобильного завода в Нижнем Новгороде. Для работы на предприятии были приглашены квалифицированные инженеры и конструкторы

А чтобы не тратить дополнительные средства на разработку и проектирование собственного транспортного средства, было принято решение закупить технологии на Западе, а именно – приобрести современную модель легкового автомобиля у североамериканского производителя Ford в кузове фаэтон (Model A), а заодно и полуторатонный грузовик (Model AA). Таким образом, уже к 30-м годам на дорогах можно было увидеть «Советский Форд».

Итак, первые автомобили появились на дорогах России еще в конце XIX столетия, однако население на тот момент еще держалось за старые устои и не готово было принять столь инновационные технологии. Заинтересовать российского покупателя удалось лишь после такого значительного события, как Международная автомобильная выставка в Манеже. Экономический кризис, вызванный революциями и войной, существенно затормозил развитие отечественной промышленности в начале XX века. Однако с созданием масштабного производства в Нижнем Новгороде, которое впоследствии было переименовано в Горьковский автомобильный завод, зародилась и мощная автомобильная промышленность. К началу 30-х годов в Советском Союзе было 18 тысяч автомобилей, 7300 мотоциклов, и всего 10 бензоколонок.

Подъем советского автомобилестроения.

В декабре 1932 г. на Горьковском автозаводе была выпущена первая модель легкового автомобиля ГАЗ-А с открытым четырехдверным пятиместным кузовом типа «фаэтон». Мощность двигателя четырехведерного фаэтона составляла 40 л.с., скорость — до 90 км\час. Уже в 1934 году ГАЗ-А начали замещать на конвейере «эмкой» ГАЗ-М1. В 1936 г. прошли официальные испытания серийных ГАЗ-М-! и в 1937 году начался серийный выпуск этих автомобилей. Этот автомобиль считается самым массовым в СССР середины ХХ века. В 30-40-е годы Горьковским автозаводом было выпущено около 63 тыс. этих автомобилей. Многие автоисторики утверждают, прототипом советского автомобиля был американский Ford B модели F40. Завод выпускал несколько модификаций «эмки». Но самыми популярными были лимузин и пикап ГАЗ М-415. В марте 1940 г. начался выпуск Эмки ГАЗ-11-73. В середине 1943 года выпуск прекратился из-за разбомбленного кузовного цеха. В 1945-48 г.г. удалось собрать из уцелевших деталей 233 автомобиля и затем выпуск Эмок был прекращен. Серийный выпуск представительского лимузина ЗИС 101 начался в ноябре 1936 г. С ноября 1936-го по июль 41-го было выпущено 8752 автомобиля. В мае 1941 года была выпущена первая партия в 500 экземпляров автомобиля КИМ-10-50, который по плану правительства должен был стать народным автомобилем, советским Фольксвагеном. Модель имела две двери. Чтобы добраться к задним сиденьям, следовало отбросить вперед спинки передних сидений. К 1947 году счастливыми обладателями этих машин должны были стать 80 процентов семей. К сожалению, война помешала этим планам. Уже в начале 1943 года конструкторы Горьковского автозавода получили задание на создание послевоенного легкового автомобиля. Будущая Победа является первым советским автомобилем после НАМИ-1 исключительно советской разработки. Официальное название автомобиля ГАЗ-М-20-«Молотовец, двадцатая модель». Массовый выпуск «Победы» начался весной 1947 года и продержался до 1958 г., уступив место Волге ГАЗ-21. Во время войны советским властям досталась часть немецких заводов компании «Опель», оборудование которых было отправлено в Москву, где было решено приступить к послевоенному выпуску малолитражек. В декабре 1946 года МЗМА выпустил первый «Опель», названный «Москвич» (МЗМА-400). В апреле 56-го производство 400-х и 401-х «Москвичей» было заменено на новую модель МЗМА-402, а в сентябре 1964 го на конвейер поставили седан Москвич-408.

ЗАЗ

В 1959 году с конвейера сошёл первый Запорожец и через год производство было запущенно на полную мощность. Модель получила название ЗАЗ-965. У автомобиля был необычный дизайн, похожий на луковицу, двухдверный кузов…Читать далее »

ЗиМ

11.07.1947 г. Правительство СССР поручило конструкторам автозавода им. Молотова в Горьком разработать новый шестиместный легковой автомобиль, который бы занял промежуточное место между правительственным ЗиС-110…Читать далее »

ЗиС

До войны в СССР основным представительским автомобилем был ЗиС-101. Однако, к концу войны модель устарела и Сталин предложил ее заменить новым автомобилем, копией Паккарда-180, на котором ездил американский президент.Читать далее »

Москвич

Сразу после войны оборудование заводов компании «Опель», выпускавших до войны Opel Kadett К-38, было отправлено в Москву. Для монтажа оборудования потребовалось меньше года и уже в начале декабря 1946 г. с подмосток завода…Читать далее »

НАМИ-1

По утверждению многих автоисториков первым советским автомобилем был либо знаменитый грузовик АМО Ф-15, который выпускали с 1924 по 1931 год, либо представительский легковик «Промбронь».Читать далее »

Победа

Несмотря на то, что в стране шла война и Горьковский автозавод бомбили, в начале 1943 года конструкторам предприятия было предложено приступить к разработке нового автомобиля, который бы заменил ГАЗ-М1…Читать далее »

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *