Как восстановить КБМ в базе РСА и получить скидку на ОСАГО

Как рассчитать КБМ ОСАГО

Чтобы рассчитать КБМ ОСАГО, необходимо прежде всего собрать информацию о прошлом опыте страхования. Коэффициент будет определен правильно только при условии, что данные получены из автоматизированной системы отечественного союза автостраховщиков (АИС РСА), содержащей сведения о страховых договорах за период с января 2011 года. Для этого потребуются данные о ФИО, дате рождения и реквизитах водительского удостоверения.

Бонус-малус рассчитывается по таблице, содержащейся в Приложении к Указанию банка России № 3384-У, с учетом данных о предыдущих авариях по вине застрахованного лица и присвоенном ему при заключении последнего договора классе.

Алгоритм расчета КБМ по текущему страховому полису выглядит следующим образом:

1 этап – определение класса водителя, присвоенного при заключении предыдущего договора, и соответствующего ему коэффициента

Если полисов, в которые это лицо вписывалось в качестве собственника авто или водителя, было несколько одновременно, принимается во внимание худший показатель КБМ.

2 этап – подсчет количества страховых выплат по ДТП, виновником которых стал водитель.

3 этап – расчет нового коэффициента по таблице.. Порядок проведения вычислений отличается в зависимости от того, вписаны в полис конкретные лица, которым предоставляется право водить машину, или их круг неограничен

Порядок проведения вычислений отличается в зависимости от того, вписаны в полис конкретные лица, которым предоставляется право водить машину, или их круг неограничен.

Если страховка оформляется на несколько человек, допущенных к управлению транспортным средством, класс определяется по каждому из них отдельно. При расчете стоимости полиса осуществляется выбор максимального КБМ, то есть выбирается худший из вариантов. К примеру, из двоих водителей, вписанных в полис, у одного 4 класс, а у другого 7. В этом случае стоимость ОСАГО будет определяться с меньшей скидкой, то есть по 4 классу.

При оформлении полиса без указания конкретных лиц, которые допускаются к управлению авто, класс и, соответственно, коэффициент бонус-малус определяются по информации о владельце транспортного средства. Класс присваивается только ему. Если сведения о прежних договорах на имя собственника в отношении конкретного авто отсутствуют, устанавливается 3 класс и коэффициент 1.

В некоторых случаях КБМ не рассчитывается или признается равным единице, то есть на полис нет ни скидки, ни штрафа:

  • При оформлении полиса на авто, зарегистрированное за рубежом.
  • Когда приобретается «транзитная» страховка, то есть кратковременная (на период до 20 дней), при следовании к месту проведения техосмотра или регистрации.

В случае перерыва в оформлении автогражданки продолжительностью более года КБМ обнуляется, то есть при покупке следующего полиса автовладельцу присваивается 3 класс и применяется коэффициент 1, как при первом приобретении страховки. Все ранее накопленные штрафы и бонусы в этом случае будут утрачены.

При определении КБМ следует также принимать во внимание следующие аспекты:

Все страховые выплаты по одному происшествию учитываются как одна.
Принимаются во внимание сведения по полисам, действовавшим не больше года назад перед оформлением новой страховки.
Если информация о страховых случаях предоставляется по нескольким договорам одновременно, класс определяется с учетом общего количества страховых возмещений по страховкам, действовавшим не более года назад, а также класса, установленного по последнему из договоров, срок действия которых закончился.
По досрочно прекращенному договору учитываются сведения о проведенных выплатах страховки за время его действия. Если их не было, класс не повышается, а сохраняется тот же, что и на момент оформления разорванного договора.
Скидку или штраф получает не транспортное средство, а человек

Поэтому при смене авто КБМ водителя за ним сохраняется.
Если водитель вписан в полис не при оформлении, а позже, при покупке следующей страховки его класс не улучшится.

Сайт Союза автостраховщиков России

Основным разделом официального сайта РСА является раздел ОСАГО, меню которого содержит следующие пункты:

  • Проверка полисов ОСАГО на принадлежность СК. Этот режим позволяет по номеру полиса проверить, какой страховой организации он принадлежит. Здесь же указаны контактные данные для извещения Союза автостраховщиков о поддельном, недействительном полисе или полисе, который не принадлежит организации, указанной в нем: тел. (495)-771-6944 доб. 151 или доб. 246; E-Mail: gureevat@autoins.ru
  • Законодательство. В этом разделе представлены нормативные документы по обязательному страхования автогражданской ответственности: законы, постановления правительства России, ведомственные и другие нормативные документы.
  • Расчет стоимости ОСАГО. Здесь представлен калькулятор ОСАГО 2011, позволяющий рассчитать стоимость страхового полиса. При этом, ОСАГО тарифы 2011 в калькулятор уже встроены. Поэтому, введя необходимые данные, можно легко и быстро произвести расчет стоимости ОСАГО.
  • Бланки ОСАГО. В этом пункте меню приведены бланки документов, которые используются при страховании ОСАГО: вид обеих сторон бланка страхового полиса, форма Заявления о заключении договора по ОСАГО, Извещение о ДТП и инструкция по его применению – 2 комплекта бланков Извещения и инструкция должны прилагаться к полису ОСАГО, образец заполненного Заявления о заключении договора ОСАГО и образец оформления Извещения о ДТП.
  • Безопасность ОСАГО. На этой странице дана информация об Интегрированном банке данных ИБД «Спектр», который создан для противодействия страховому мошенничеству, и контактные данные Управления РСА, которое занимается противодействием страховому мошенничеству.
  • Экспертиза вреда, причиненного жизни и здоровью. В этом пункте меню приведены ссылки на пункты нормативных актов, согласно требованиям которых должен рассчитываться размер страховой выплаты, которая причитается потерпевшему в случае причинения вреда его жизни и здоровью.
  • Техническая экспертиза. Здесь приведены ссылки на нормативные документы по технической экспертизе, а также информация по добровольной аккредитации экспертов-техников и обращение РСА к руководителям СТО о сборе первичных данных для формирования ценовых справочников для совершенствования процесса прямого урегулирования убытков.

Компенсационные выплаты на сайте союза автостраховщиков

Раздел «Компенсационные выплаты» содержит сведения об условиях выплат в счет возмещения вреда жизни и здоровью и выплат в счет возмещения ущерба имуществу, которые осуществляются союзом автостраховщиков, размерах компенсационных выплат и действиях пострадавшего для получения такой выплаты от РСА. В разделе есть страницы с нормативными документами; порядком и правилами осуществления РСА таких выплат; разъяснениями РСА – список документов, предоставляемых в РСА для получения компенсационной выплаты, перечень СК с отозванными лицензиями, список уполномоченных СК по полисам ОСАГО страховых компаний с отозванными лицензиями; контактными данными РСА для обращения за компенсационными выплатами и текущая информация.

Другие разделы официального сайта союза автостраховщиков

Другие разделы официального сайта РСА посвящены Европейскому протоколу, Третейскому суду при РСА, содержат контактные данные и формы обращения в РСА и справочные данные в помощь страхователю. В разделе помощи страхователю приведены полезные ссылки, есть словарь терминов, прилагаются типовые схемы, которые используются при упрощенном оформлении документов при ДТП, и часто встречающиеся вопросы и ответы на них.

Таблица Кбм ОСАГО 2019. Как правильно ее использовать.

Класс наначало срокастрахования КБМ Класс с учетом наличия страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров ОСАГО
Выплатне было 1выплата 2выплаты 3выплаты 4 иболеевыплаты
M 2,45 M M M M
2,3 1 M M M M
1 1,55 2 M M M M
2 1,4 3 1 M M M
3 1 4 1 M M M
4 0,95 5 2 1 M M
5 0,9 6 3 1 M M
6 0,85 7 4 2 M M
7 0,8 8 4 2 M M
8 0,75 9 5 2 M M
9 0,7 10 5 2 1 M
10 0,65 11 6 3 1 M
11 0,6 12 6 3 1 M
12 0,55 13 6 3 1 M
13 0,5 13 7 3 1 M

 1. Левый столбец содержит класс водителя. Там необходимо найти интересующий класс. Например, возьмем третий, который характерен для всех водителей, заключающих страховой договор в первый раз.

2. Затем необходимо определить, сколько страховых случаев было во время действия прошлых страховых договоров, в которых водитель был признан виновным. У нас таких случаев ноль, потому что мы страхуемся впервые.

3. Столбец с количеством убытков необходимо для определения класса на следующий год. У нас этот класс – 4.

4. Для класс 4, в соответствии с таблицей, значение Кбм равно 0.95.

В нашем примере водитель страхует свою ответственность в первый раз, поэтому его Кбм – 1, класс – 3. При управлении автомобилем в течении года и отсутствии страховых случаев по его вине на второй год страховая класс будет 4, а Кбм равняться 0.95. Скидка за безаварийную езду в 5% (уменьшение Кбм на 0.05) будет даваться за каждый год, в течение которого не было аварий по вине водителя.

Как проверить коэффициент КБМ по ОСАГО на сайте РСА

Соблюдаем следующий алгоритм:

  1. Подготовьте водительские удостоверения и паспорта тех, в отношении которого будет осуществляться проверка (это все водители, которых планируется включить в полис, и вы сами). Проверку нужно будет провести столько раз, сколько водителей будут вписаны в страховку.
  2. В графе «водитель» отмечаем «физическое лицо». Отмечаем здесь же наличие ограничения при вождении.
  3. По каждому из водителей нужно будет по порядку заполнить:
    • ФИО;
    • дата рождения;
    • серию, номер водительского удостоверения. Мы уже писали о том, что при смене водительского удостоверения КБМ онлайн может быть не отражена, также как и при смене фамилии, других персональных данных владельца прав. Если вы когда-либо меняли водительское удостоверение, укажите номер и серию предыдущего (эта информация должна быть указана в новых правах в разделе «особые отметки»);
  4. В графе «дата начала действия/добавления водителя» нужно указать:
    • день, следующий за окончанием срока действия полиса, если он в момент заполнения графы еще действует;
    • дату, с которой будет действовать новый полис – в случае, если в момент заполнения действующей страховки не имеется (истек срок или вообще не была оформлена). Эта дата указывается на усмотрение водителя, по его желанию.
  5. После введения данных нужно набрать проверочный код (капчу). В результате получаем информацию в виде таблицы, над которой указан действующий КБМ.
  6. Полученное значение КБМ можно использовать для расчета в калькуляторе ОСАГО.

Если планируется оформление полиса без ограничения количества других водителей, то после заполнения окна «собственник транспортного средства» нужно кликнуть на значение «без ограничения». Дополнительно потребуется внести VIN автомобиля. Поскольку такой вид полиса привязан только к владельцу автотранспорта, то, в случае отсутствия более года страховки, коэффициент ОСАГО будет минимальным и повысить его можно будет только при дальнейшей безаварийной эксплуатации машины.

База АИС РСА для ОСАГО и официальный сайт

АИС РСА является единой некоммерческой информационной базой обязательного страхования, которая создана с учетом требований закона об ОСАГО. Система начала свою работу с 2013 года и работает по принципу библиотеки.

Она содержит сведения по пунктам:

  • заключенные договора с 01.01 11;
  • страховые случаи;
  • транспортные средства;
  • собственники автомобилей;
  • статистические данные.

Введя в поле поискового запроса номер бланка можно получить сведения:

  • наименование страховой компании, выдавшей полис;
  • статус нахождения документа;
  • дату подписания соглашения;
  • начало и окончание действия бланка;
  • регистрационный номер застрахованного авто;
  • VIN номер.

Вставив регистрационный знак машины, появятся данные:

  • серия, номер страховки;
  • название компании, оформившей соглашение;
  • тип полиса;
  • имеет ли владелец право управлять транспортным средством.

Оформление страхового полиса без КБМ

Начиная с 01.01.2013 года получить действующий полис ОСАГО без запроса КБМ по базе АИС РСА стало невозможным (Закон об ОСАГО).

Нарушая это постановления можно получить большие штрафы в случае ДТП. Санкции затронут страхователя и страховщика.

Поэтапная проверка полиса

Проверить бонус-малус можно через интернет. Понадобится только послать запрос в единый реестр.

  • идентификатор КБМ;
  • проверка скидки для юридических и физических лиц;
  • определение коэффициента по списку водителей;
  • данные по предыдущему договору, страховой компании, выплаченным компенсациям.

Проверка КБМ для физических лиц

Договор с ограничением числа водителей.

Понадобится сделать следующие шаги:

  1. Выбрать «Физическое лицо».
  2. Ввести ФИО, серию удостоверения водителя, дату рождения.
  3. Указать любой день, следующий за окончанием действия соглашения.
  4. Написать контактный телефонный номер для получения ответа.
  5. Ввести информацию с картинки.
  6. Получить ответ с классом КБМ на указанный номер.

Когда соглашение не имеет ограничений необходимо заполнить графы с данными:

  1. «Наличие водителей» выключить.
  2. Сведения о водителе.
  3. Данные удостоверения.

Далее, заполняются все сведения как для договора с ограничениями.

Определение для юридических лиц

Чтобы получить информацию о транспортном средстве зарегистрированного юридического лица, нужно заполнить следующие поля:

  1. «Собственник».
  2. Правовая форма.
  3. Наименование фирмы.
  4. ИНН предприятия.
  5. Срок страхования.
  6. Контактный телефон.

Сведения отсутствуют

Данные в базе данных АИС РСА могут отсутствовать, если страховая компания не внесла сведения о совершенной сделке в общую систему или к информационной базе нет доступа. Для уточнения информации необходимо подать запрос в РСА.

Если информация не внесена в реестр, необходимо будет сделать следующие шаги:

  1. Восстановить данные по предыдущим договорам со страховой компанией. Нужно знать их номера, серию, срок действия, дату заключения.
  2. В предыдущей компании взять справку, дающую возможность сменить фирму.
  3. Проверить данные, указанные в выданном документе.
  4. Подать бумаги новому представителю.

Восстановление утерянного коэффициента

Для получения обновленного документа необходимо подать в РСА соответствующее заявление.

Документ должен содержать информацию:

  • кому направлена бумага;
  • сведения о заявителе;
  • контактный телефон и почтовый адрес подающего лица;
  • суть обращения: наименование страховой компании, номер действующего и предыдущего полиса, описание конфликтной ситуации;
  • копию удостоверения на право управления транспортным средством;
  • личную подпись и дату составления обращения.

База АИС РСА для ОСАГО является некоммерческой системой для поиска информации по транспортному средству и страховым документам. Также она представляет собой средство связи с РСА для решения возникающих вопросов. Сервис полностью соответствует требованиям ФЗ № 40-ФЗ от 05.04.02.

Пошаговая инструкция проверки

Чтобы правильно заполнить форму, нужно сделать следующее:

  1. Выбрать одну из вкладок:

    • «физическое лицо» – в случае когда собственником автомобиля является конкретный человек;
    • «юридическое лицо» – если владельцем выступает организация, предприятие любой формы собственности.
  2. Определиться с выбором следующей вкладки:

    • «с ограничением» – если в полисе указано конкретное количество лиц, допущенных к управлению автомобилем;
    • «без ограничения» – когда в договоре не оговорена точная численность водителей, которые будут иметь право управлять данным транспортом.
  3. Ввести фамилию, имя, отчество:

    • обязательно в именительном падеже;
    • для каждого слова свое отдельное поле.
  4. Указать дату рождения в формате ДД.ММ.ГГГГ.
  5. Ввести серию и номер водительского удостоверения (в/у):

    • для серии отдельное поле, куда заносятся цифры и буквы;
    • следующее поле для номера удостоверения, в котором прописываются только цифры.
  6. Указать дату заключения договора либо добавления водителя в него в формате ДД.ММ.ГГГГ.
  7. Внизу под формой внести в поле код из цифр и букв, указанных на картинке, нажать «Поиск».

Узнать свой КБМ могут только водители – граждане Российской Федерации.

Как сохранить КБМ в случае ДТП и не потерять скидку

Как говорилось выше, КБМ является тем понижающим коэффициентом, при помощи которого можно сэкономить на стоимости автогражданки.

Вполне естественно, что водитель, по вине которого произошла небольшая авария, хочет сохранить свою скидку, которую он заслужил за годы безаварийного вождения транспортного средства.

Чтобы предметно разобраться в том, сколько может потерять автоводитель по причине страховых выплат, следует рассмотреть вышеприведенную таблицу на конкретном примере. Предположим, что Федор Иванович водил автомобиль в течение 11 лет и за это время ни разу не стал виновником ДТП. В этом случае его водительский класс 13, а КБМ=0,5. Федор Иванович проживая в Москве и управляя авто Opel Corsa (75 л.с.) должен без скидок оплатить стоимость страховки — 10 000 руб. Однако, с учетом его стажа безаварийного вождения полис обойдется ему всего в 5 000 руб. После ДТП стоимость следующего полиса возрастет для него до 8 000 руб.

Однократное ДТП окажет влияние на цену автогражданки в течение следующих 6-ти лет.

В качестве примера можно привести еще один расчет:

  • Цена полиса на следующие 6 лет в случае, если ДТП не было:
    5 000 х 6=30 000 руб.
  • Цена ОСАГО на следующие 6 лет в случае, когда водитель все же стал виновником ДТП:
    8 000+7 500+7 000+6 500+6 000+5 500=40 500 руб.

Как видите, разница между суммами составляет 10 500 руб. (с учетом того, что в примере использовалось авто с довольно небольшой мощностью двигателя – 75 л.с.), а если двигатель будет мощнее, то и стоимость полиса будет гораздо выше.

Как же сохранить КБМ в случае ДТП? Оказывается, что это достаточно просто, ведь сейчас автоводители имеют право разобраться на месте, возместив пострадавшей стороне ущерб и не доводя дело до вызова страховой.

К примеру, если Вы просто поцарапали другому автомобилю зеркало, то можно предложить водителю сумму 1 500 — 2 000 руб. (на устранение царапины). Если с подобным предложением он согласен, то Вы, выплачивая компенсацию, можете сэкономить на стоимости страхового полиса ОСАГО в будущем. В этом случае Вы также освобождаете себя от необходимости оформлять для страховой документы и предоставлять авто для выполнения осмотра имеющихся повреждений.

Конечно, такое решение вопроса подходит лишь для мелких ДТП с незначительными повреждениями. Если же по Вашей вине произошло ДТП со значительным повреждением ТС, то целесообразнее обратиться в страховую.

В заключение следует отметить, что довольно часто можно встретить ошибки, которые допускают сотрудники страховых компаний при внесении в базу РСА коэффициентов КБМ. Собственный коэффициент стоит проверить самостоятельно и обратиться в страховую для внесения корректировок, если таковые будут необходимы.

Опубликовано: 04-07-2017

Последнее обновление: 27-09-2018

Вопросы читателей

1. Чем чревато водителю заключение страхового договора с незаконным «малусом»? К примеру, когда водитель не предоставил страховой компании сведений о своих дорожно-транспортных происшествиях, в которых он был виновником?

В соответствии с действующим законодательством, стоимость ОСАГО для всех страховщиков одинакова. При неправильном расчете КБМ неточность данных сразу будет обнаружена в информационной базе РСА, поэтому любая страховая компания к водителям, предоставляющим неверную информацию, будет применять соответствующие санкции. Штраф выражается в коэффициенте 1.5 за предоставление неверных данных – по страховому договору следующего года страховая выплата будет увеличена благодаря правильному КБМ и коэффициенту 1.5. В случае неправильно использованного КБМ на следующий год водитель будет подвергнут санкциям за предоставление неправдивых данных в процессе заключения страхового договора, что выразится в коэффициенте 1.5. Санкции будут применены в любом случае, даже если водитель обратиться с вопросом оформления ОСАГО к другому страховщику.

2. Можно ли не страховать ответственность по ОСАГО и сохранить при этом свой класс (когда сгорает кбм)?

Да, можно. Допускается «перерыв» сроком в 1 год.

3. Моя машина была припаркована, в нее врезался другой автомобиль, но с места аварии скрылся. У меня есть страховые договоры ОСАГО И КАСКО в одной страховой компании. Обратившись к страховщику с вопросом продления ОСАГО, мне сказали, что коэффициент КБМ будет увеличен на три позиции. Мотивация данного решения – страховщик оплатит мне ремонт в соответствии с договором КАСКО. Может ли страховщик в подобных ситуациях увеличивать КБМ, если я виновником аварии не являюсь?

Стоит отметить, что подобное дорожно-транспортное происшествие вообще никак не связано с вашим договором ОСАГО! Соответственно, никакого влияния эта авария на уровень КБМ оказать не может. Использование КБМ в договорах КАСКО на сегодняшний день каждой страховой компанией регламентируется по-своему. Напомним, что КАСКО заключается добровольно, поэтому при любых затруднениях и недовольствах можно обратиться с заключением нового договора к другому страховщику.

4. Страховой договор по ОСАГО закончится в январе 2016 года, но диагностическая карта будет действовать до января 2017 года. Автомобилем на данный момент не пользуюсь. Надо ли продлевать страховой договор? Или его оформление возможно, когда я снова начну пользоваться автомобилем?

Конечно, оформить страховой договор вы можете только тогда, когда снова решите пользоваться автомобилем

Но нужно принимать во внимание, что если перерыв в оформлении договоров составляет год и более, то коэффициент будет приведен к номинальному значению (1)

5. Действует ли страховщик по закону, если отказывается оформлять мне полис ОСАГО по меньшему тарифу, мотивируя это тем, что в информационной системе РСА нет сведений о моем классе, потому что водительские права я менял в 2013 году, а первое удостоверение получал в 2003 году? Аварий у меня никогда не было, страховаться начал сразу после появления ОСАГО.

Страховая компания действует незаконно, отказывая вам на подобных условиях в оформлении полиса по заниженному тарифу. Сотрудники страховой компании должны проверять сведения о вас по старому водительскому удостоверению.

Примечание

Система бонус-малус на сегодняшний день функционирует так, что в случаях, когда водитель был застрахован по неправильному коэффициенту и в течение действия срока страхового договора никак не сообщил об этом, то корректировки в информационную систему РСА внести в дальнейшем будет невозможно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *