Селектор АКПП

Разновидности селекторов АКПП

Что такое селектор АКПП и где он расположен. Внешне селектор напоминает рычаг переключения скоростей в механической коробке с дополнительными кнопками. Селектор переключения передач АКПП отличается отсутствием бокового движения влево/вправо, он может перемещаться только вверх/вниз.

В зависимости от конструкции рычага управления и интерьера салона, производители располагают рычаг переключения передач в различных местах. Согласно расположению,селекторы АКПП подразделяются на следующие типы:

  1. Подрулевой тип.
  2. Кнопочный, расположенный на панели приборов.
  3. Напольный.

Особенности расположения селектора АКПП

Удобное размещение устройства под рулевой колонкой позволяет переключать передачи без помех. Благодаря такому дизайну салона, появляется дополнительная возможность использовать впереди сплошное сидение, где может поместиться третий пассажир. Подобные конструкции широко использовались в автомобилях американского производства в конце прошлого века.

Селекторы кнопочного типа активно применялись в авто, оборудованных сидениями высокой посадки. В пятидесятых годах такие селекторы были очень популярны и устанавливались в автоматах микроавтобусов, минивенов, джипов и других моделей того времени. Основными производителями авто с кнопочным селектором для коробок автомат в тот период были такие известные компании, как Крайслер, Хонда и некоторые японские марки.

Современные транспортные средства, произведенные в Европе и Японии, чаще всего оборудуются автоматическими рычагами переключения передач напольного типа. Здесь селекторы располагаются посередине салона между сидением водителя и передним креслом пассажира.

Как происходит процесс переключения передач

Неважно, какой привод в вашем автомобиле, передний или задний, за процесс переключения передач всегда отвечает специальный рычаг. Если посмотреть на МКПП в разрезе, можно заметить, что расположение рычага на переднем приводе значительно отличается от его же расположения на заднем приводе

Автомобили с задним приводом имеют более простую схему расположения рычага переключения КПП, что упрощает их ремонт и техническое обслуживание. Рычаг расположен прямо на корпусе КПП, механизм переключения спрятан внутри корпуса. Данное расположение имеет множество плюсов, но, к сожалению не лишено минусов.

Плюсы конструкции:

  1. Очень простое решение, что существенно упрощает процесс ремонта своими руками;
  2. Переключение передач происходит очень чётко;
  3. Ввиду отсутствия «лишних» узлов, данная конструкция очень долговечна.

Минусы конструкции:

  1. Невозможно установить данную систему на автомобили с передним приводом;
  2. Если у автомобиля с задним приводом двигатель расположен сзади, то это так же делает невозможным применение данной конструкции (таких автомобилей очень мало).

В машинах с передним приводом рычаг переключения коробки передач может располагаться в следующих местах:

  1. На полу, в промежутке между передними креслами;
  2. Непосредственно на рулевой колонке;
  3. Возле панели приборов.

Такая особенность приводит к тому, что многоступенчатая механическая коробка передач на автомобилях с передним приводом работает только дистанционно, с использованием кулис или тяг. Такая особенность конструкции также имеет свои плюсы и минусы:

  1. Рычаг расположен более комфортно для водителя, так как его положение не зависит от того, где находится МКПП;
  2. Вибрация, которая создаётся в КПП, не передаётся на рычаг переключения скоростей;
  3. Открывает широкое поле деятельности для автомобильных дизайнеров, которые могут поместить рычаг КПП в любое удобное для них место.

Минусы данной конструкции заключаются в следующем:

  1. Более сложная в техническом плане система требует больше внимания и является менее долговечной;
  2. После длительной эксплуатации часто появляются люфты;
  3. Нет такой чёткости переключения передач, как в варианте с КПП на заднеприводном автомобиле;
  4. Периодически приходится регулировать тяги, что может потребовать квалифицированного вмешательства специалистов автосервиса.

Селектор механизма переключения передач

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Г.оюз Советскнх. Соцналнстнческнх

Уесгублнк (») 500111

:,о,,сок> з злы бибо«,л-*к «».Ы- ——

{61) Дополнительное к авт, свид-ву (22)Заявлено26.10.72(21) ).840249/27 1). (щ) д. Кл, ц 02М j 1?01 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опублнковайо 25.О1.76 Бюллетень ¹ д (45} Дата опубликования описания ) 3.04.70

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам изооретений и открытий (53) М 1) 29. 1 1 Я. li— 585.1:,(088.8) (72) Автор изобретения (?1) Заявитель

Ирбитский мотопиклети и завол (54) СГЛЕ KTOF МЕХАНИЗМА ПЕРНСЛЮЧГ1!ИЯ ПЕРГ ЛЛЧ

Изобретение THocHrcH к . рганам управ— ленин траиснортного средства.

Известен селектор .. еханизма переключения передач мотоцикла, содержаший прив 1димый от педали вал переключения передач, не-6 суший кривошип и снабженный вэзвратной пружиной двойного действия для установки кривошипа в исходное положение, связанное с кривошипом храповое устройство с собачкой, имеюшей впадину и скосы, взаим здей- l0 ствуюшие со шрифтами кулачка, установленного на оси закрепленной в картаре и перемешаюшего вилки переключения.

Для уменьшения габаритов и упрошения конструкции селектора механизма переклю- 15 чения передач собачка предлагаемого механизма выполнена с отогнутым поводком, взаимодействую щим с двумя концами возвратной пружины, между которыми расположена ось кулачка, а верхняя часть кривошипа вы- о ,полнена с упором для ограничения хода собачки.

На фиг. 1 изображен предлагаемый селектор механизма переключвния передач, пс перечный разрез; на фиг. 2 — продольный ) разрез селектора механизма переключс ния передач; на фиг 3 — одно из промежуточных положений взаимодействия собачки со штифтом диска при переключении передач (на ило вывода диска из исйтральпого положения в положение включения 1-Й передачи) Селектор механизма переключения перв дач содержит педаль {на чертеже не пока зана), вал 1 переключения пергдач, на кс тором установлен кривошип 2. Кривошип 2 связан с собачкой 3 храпового устройства. Верхняя час t ü крив;шипа имеет упор 4 д.. ограни

/ чения собачки or разв».рота на 90э вокруг оси 5 при возврашснии кривэшипа в исход ное положение HA высшей и низшей передачах.- Собачка 3 свободно установлена на

DcH 5, 3

50О 1 11,-1 уетск ларнковым фиксатором 15, установ ленным s картаре 1,0. Б кривошипе выпол( нен.паэ 16, через который проходит ось 8( кулачка. Собачка выполнена с впадиной 17 .и скосамг. 18 и 19. 1

При повороте педалью вала 1 переключения передач одновременно поворачиваетси рнвбшип 2 с осью 5 собачки 3. Собачка, вободно установленная на оси 5, упираясь, р эксцентрично расположенным относительно

Ьси 5 поводком. 6 в один из усиков возврат

moO пружины 7, поворачивается и наклоняется так, что прн дальнейшем повороте кри-, I

;aceama 2 собачка 3 впадиной касается om- и

А

;ного нэ штйфтоЪ (кулачка 9 и зацепляясь

:с одним йз штифтов, поворачйвает кулачок

;.9 в положение, соответствующее вклйчен-!

;ной передаче» Угол поворота педали огра,ничивается длиной паза 16 кривошипа. При Ю возвращении собачки в среднее положение скос скользит по одному из штифтов и эа ,счет деформации усилия пружины 7 собачка

3 проскакивает, а механизм переключения занимает исходное положение для включения какой«либо передачи.

Формула изобретения

Селектор механизма переключении передач, преимущественно для коробки передач мотоцикла, содержащий приводимый от педали вал переключения передач, несущий кривошип и снабженный возвратной пружиной двойного действия для установки кривошипа в исходное положение, связанное скривошипом храловое устройство с собачкой, имеющей Ьпадину и скосы, взаимодействую щие со штифтами кулачка, установленного ..a оси, закрепленной в картере и перемещающего вилки переключения передач, о т ли чaþùèécÿ тем, что,сцелью уменьшения его габаритов и упрощения кон- струкции, собачка выполнена с отогнутым поводком, взаимодействующим с концами возвратной пружины, при этом ось кулачка расположена между концами возвратной пружины, а верхняя часть кривошийа выпсл- ненл с упором для ограничения хода собачки, Редактор Т.Шагова

Сост а в и тел ь Ц.С)рп >вп

Texpeë 3.Тараненко Корректор Т.Добровольская

Заказ 4 965 Изл. Ж, 0 Тираж 830 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Сов, а Министров СССР по делам изобретений и о.крытий

Москва, 113035, Риугиск .я наб., 4 фипиап ППГ! «Патент, r. Ужг ороп, уп. Проектная, 4

Разновидности селекторов автоматической коробки

Как уже было сказано выше, не всегда АКПП имеет привычный рычаг (селектор). С учетом того, что автоматическая трансмиссия появилась немногим позже, чем механика, данный агрегат постоянно эволюционировал, то есть имеет множество типов.

Что касается селектора АКПП, если говорить об управлении коробкой, сегодня можно выделить три основных вида селекторов:

  • подрулевые;
  • кнопочные;
  • напольные;

Прежде всего, расположение данного элемент напрямую зависит от модели и типа ТС. Например, подрулевой селектор часто встречается на автомобилях в США, которые были выпущены в конце 80-х.

Такое расположение на рулевой колонке не только облегчало взаимодействие, но также давало возможность поставить спереди большое сплошное сиденье в виде дивана, на котором можно было разместить сразу двоих пассажиров рядом с водителем.

Установка селектора на панели приборов  была распространена на американских авто и японских моделях, которые преимущественно выпускались для рынка США. Как правило, такой вариант с кнопочным селектором АКПП можно было встретить на внедорожниках, микроавтобусах и минивенах, то есть на авто с высокой посадкой.

Напольное расположение повсеместно встречается на разных моделях, которые производятся в Европе и Японии. Расположение селектора АКПП выполнено между водительским и пассажирским сиденьем. Также современные версии автоматов могут не иметь рычага, который физически перемещается по режимам. Вместо этого водитель легкими касаниями задействует тот или иной режим АКПП.        

Еще добавим, что среди основных функций селектора следует выделить как возможность переключения различных режимов работы трансмиссии, так и защиту от случайных включений. На одних АКПП может присутствовать кнопка блокировки.

Также рычаг может перемещаться по строго определенному алгоритму, когда водителю сначала нужно смещать селектор на себя, после чего появляется возможность включить нужный режим. Иногда встречается решение, когда рычаг нужно сначала «продавить» вниз, после чего можно будет включить тот или иной режим работы трансмиссии.

Сегодня систему блокировки в подавляющем большинстве случаев стали «завязывать» на педаль тормоза.Также прямо на рычаге селектора обычно имеется отдельная кнопка, которая позволяет  снимать блокировку для включения некоторых режимов.

Например, если не нажать на тормоз, на некоторых авто попросту не удается запустить двигатель, также не получится включить режим пониженных передач L2 и 1 без нажатия на специальную кнопку, расположенную на селекторе.

Особые случаи функции в электронной системе управления коробкой передач EGS

Запоминание смены направления движения

Водитель хочет перевести рычаг селектора из положения «D» в положение «R» или из положения «R» в положение «D».

  • При скорости движения ниже 5 км/ч:

    Электронная система управления коробкой передач (EGS) реализует намерение водителя.

  • При скорости движения между 5 и 10 км/ч:

    Электронная система управления коробкой передач включает положение рычага селектора «N». Индикация включенного положения изменяется на заданное водителем положение рычага селектора «D» или «R». Задаваемое водителем значение сохраняется в памяти. Если в течение 1 с скорость упадет ниже 5 км/ч, блок управления реализует намерение водителя, то есть включает положение «D» или «R. Если скорость не падает, то остается включенным положение «N» и на индикаторе появляется индикация «N».

  • При скорости движения выше 10 км/ч:

    Электронная система управления коробкой передач включает положение рычага селектора «N».

Запоминание блокировки трансмиссии на стоянке

Водитель хочет включить положение «P» (блокировка трансмиссии на стоянке)

  • При скорости движения ниже 2 км/ч:

    Электронная система управления коробкой передач включает положение рычага селектора «P».

  • При скорости движения между 2 и 5 км/ч:

    Текущее положение рычага селектора не изменяется, задаваемое водителем значение сохраняется в памяти. Если в течение 1 с скорость движения падает ниже 2 км/ч, электронная система управления коробкой передач включает положение рычага селектора «P».

  • При скорости движения выше 5 км/ч:

    Намерение водителя игнорируется. Текущее положение рычага селектора не изменяется. На дисплее появляется сообщение системы автоматической диагностики «Положение КПП «P» только на стоянке».

Период удержания положения «N»

При скорости движения ниже 2 км/ч и выключенном двигателе:

Когда включается положение рычага селектора «N», запускается 30-минутный период удержания положения «N». Функциональный индикатор остается включенным и на схеме переключения светится положение рычага селектора ”N”.

В конце периода удержания положения «N» индикация начинает мигать. Через 10 секунд электронная система управления коробкой передач (EGS) включает положение рычага селектора «P».

Если во время периода удержания рычаг селектора переводится, то начинается новый отсчет 30-минутного периода удержания в положении.

Оставляем за собой право на опечатки, смысловые ошибки и технические изменения.

Восстановление работы селектора АКПП

Как любой агрегат сложной конструкции, рычаг переключения скоростей в АКПП тоже может поломаться или отказать в работе. Большое количество вариантов систем страховки, не исключает возможных поломок селектора коробки автомат. Своевременная диагностика, качественный ремонт и замена отдельных элементов селектора являются гарантией безопасности на дороге.

В зависимости от модели авто, элементы системы управления АКПП отличаются уникальной спецификой. Если селектор вышел из строя и не реагирует на воздействия, рекомендуется обратиться за помощью в специализированные сервисные компании. Здесь будет произведена компьютерная диагностика аппарата. Без устранения причин неполадок в селекторе АКПП работники центров не спешат удалять коды ошибок.

Порядок действий при ремонте селектора:

  1. Компьютерная диагностика устройства.
  2. Разборка.
  3. Визуальный осмотр.
  4. Промывка и очищение контактов.
  5. Смазка деталей и узлов.
  6. Замена отдельных элементов.
  7. Сборка селектора.

Если селектор не пригоден к дальнейшему использованию, имеет поломки, не подлежащие восстановлению, мастера рекомендуют заменить его на новый экземпляр соответствующей модели.

Указания для службы сервиса

Общие указания

Аварийная разблокировка трансмиссии

Если блокировка трансмиссии на стоянке не снимается гидравлическим путем, то в зависимости от модельного ряда и серии автомобиля ее можно снять механическим или электронным путем с помощью механизма аварийной разблокировки. Это позволит в случае необходимости отбуксировать автомобиль.

В случае приведения в действие электронного механизма аварийной разблокировки автомобилем разрешается только маневрировать. При невыполнении этого требования осуществляется запись в ЗУ неисправностей.

Предостережение! Не буксировать автомобиль!

Транспортировать автомобиль только на грузовой платформе, в противном случае могут возникнуть повреждения. См. руководство по эксплуатации!

Предостережение! После выключения автомобиля нужно снова заблокировать трансмиссию!

По окончании буксировки необходимо снова включить блокировку трансмиссии. Если этого не сделать, автомобиль может сдвинуться с места.

Снятие селектора АКПП

Снятие селектора на различных моделях автомобилей может отличатся, но основная последовательность действий схожа для всех. Для демонтажа узла требуется:

  1. Открыть капот. Автомобиль при этом следует зафиксировать ручным тормозом;
  2. Для удобства доступа к селектору рекомендуется снять аккумуляторную батарею, ее площадку и воздушный фильтр;
  3. Установить рычаг в положение «N»;
  4. Отсоединить электрический разъем.;
  5. Рассоединить тягу и трос. Данную операцию удобно производить при помощи отвертки;
  6. Тяга снимается вверх со штока путем легкого покачивания. При возникновении заеданий желательно помогать отверткой. Работать следует аккуратно, чтобы не произошло переключение передачи;
  7. Отключить датчик, контролирующий в какое положение установлен селектор акпп;
  8. Ослабить все пластиковые хомуты и извлечь колодку из кожуха, воздействуя на удерживающие усики;
  9. Демонтировать щуп, вставленный через уплотнительную резинку;
  10. Открутить крепеж корпуса селектора. Снимать разъем при этом нет необходимости;
  11. Легким движением вытянуть узел. Если наблюдается застревание, запрещено прикладывать силу, так как возникает риск повреждения корпуса.

Особенности работ с селектором на различных автомобилях

В Toyota Crown jzs171 селектор находится под днищем недалеко от правого колеса. Найти его можно по тросику, идущему от рычага. Узел отличается низкой механической прочностью, поэтому при разборке может рассыпаться. Перед тем, как разберете контактную группу, необходимо найти распиновку контактов на свой автомобиль, так как Toyota Crown имеет несколько вариантов разъемов.

Селектор Toyota Crown

При выполнении работ на селекторе Ленд Ровера желательно иметь помощника. Проверка реагирования коробки передач на положения рычага возможна только из салона автомобиля. При разборке узла необходимо проверить работоспособность лампочек подсветки, так как они часто выходят из строя.

Ситроен С5 имеет плохо противостоящие коррозии контакты, поэтому большинство неисправностей узла связанно с отложением окислений. Чистку контактов рекомендуется проводить при помощи ацетона. Выбирая смазку следует проверить наличие ингибиторов коррозии и высоких диэлектрических свойств.

При обнаружении неисправности селектора дальнейшая эксплуатация авто может привести к серьезным проблемам с автоматической коробкой передач. Нарушения в работе АКПП ставят под угрозу безопасность вождения автомобиля. Также поломки узла сопровождаются потерей комфорта от управления автомобилем, так как приходится по несколько раз переключать рычаг для срабатывания.

Toyota prius селектор переключения передач

Тойота Приус 10,11 КПП Регулировка селектора передач

Toyota Prius рычаг переключения

Тойота Приус КПП неисправность

Причина поломки АКПП Приус

Растянутая цепь в коробке Prius NHW10

Как снять рычаг переключения с Volvo XC 90

Управляем лепестками на руле АКПП Тойота: точность

Honda CR-V 4WD RD1 — Замена АКПП

КАК БЫСТРО УБИТЬ АКПП 11 советов от Альмак Прокат

How works speed sensor Toyota U140E automatic transmission

Также смотрите:

  • Ошибка Toyota p0192
  • Toyota harrier 2014 цвета
  • Toyota prius как выбрать
  • Электронная почта Toyota
  • Габариты Тойота Королла 2012
  • Toyota passo техобслуживание
  • Toyota prius в тюнинге
  • Ароматизатор в прикуриватель Toyota
  • Топливный бак Toyota Camry 2011
  • Габаритные лампочки Toyota Corolla
  • Деталь зажигания для Toyota
  • Краска для Toyota Camry
  • Замена рулевой тяги на Тойота Королла видео
  • Toyota число сотрудников
  • Щетки стеклоочистителя Toyota noah

Что в итоге

Как видно, селектор АКПП является важным элементом в устройстве автоматической коробки передач. При этом речь идет не только о гидромеханических автоматах, но и о вариаторах CVT, однодисковых роботах АМТ и преселективных роботизированных коробках c двумя сцеплениями типа DSG.

В любом случае, от корректной работы данного устройства зависит не только комфорт при эксплуатации автомобиля, но и общая безопасность водителя, пассажиров и других участников дорожного движения.

На практике встречались случаи, когда невозможность включить тот или иной режим АКПП по причине неполадок селектора становилась причиной серьезных повреждений самой автоматической трансмиссии или аварий по вине водителя неисправного ТС.

Напоследок отметим, чтобы восстановит работоспособность данного устройства, оптимально сразу обращаться в специализированные сервисы по ремонту АКПП, так как в этом случае обычно имеется не только необходимое диагностическое оборудование, но и необходимые запчасти.

В результате ремонт селектора АКПП может быть выполнен в самые короткие сроки, при этом владелец в рамках обслуживания также получает общее представление о состоянии коробки автомат после проведения углубленной профессиональной диагностики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *