Технические жидкости

Тормозные жидкости

Тормозные жидкости используют в тормозных системах с
гидравлическим и пневмогидравлическим приводом.

Они должны обладать хорошими
вязкостно-температурными и смазывающими свойствами, физической и химической
стабильностью, а так же быть инертными по отношению к металлам, резиновым
деталям гидропривода.

Жидкость в системе
привода обычно имеет температуру окружающего воздуха. Однако в колёсных
тормозных цилиндрах за счёт тепла, выделяемого при трении в тормозных механизмах,
жидкость нагревается. Закипание жидкости не допускается, так как при этом нарушается
главное условие работы привода – несжимаемость жидкости. Пары жидкости уменьшаются
в объёме даже при небольших давлениях и поэтому, передаваемое по гидросистеме
усилие не доходит до рабочих колёсных цилиндров. То же самое происходит при
попадании воздуха в гидропривод. Часть системы вместо несжимаемой жидкости наполняется
легко сжимаемым воздухом и педаль тормоза проваливается.

Ассортимент тормозных жидкостей. Тормозные жидкости выпускают на
основе растительного масла (чаще всего касторового) или гликолей (двухатомных
спиртов).

Касторовое масло имеет
высокие смазывающие свойства и не вызывает набухания или размягчения резины и
изготовленных из неё уплотнительных деталей. Однако высокая вязкость и
относительно высокая температура застывания (– 16 С) исключает
использование касторового масла в чистом виде. Поэтому тормозные жидкости
готовят смешением касторового масла со спиртами – изопентанол, бутанол, этанол.
Попадание воды в такие смеси приводит к снижению концентрации спирта, что
вызывает расслоение жидкости. Такие смеси имеют низкую температуру застывания,
однако уже при – 20 С происходит интенсивная кристаллизация составляющих
касторового масла. Поэтому касторовые тормозные жидкости при температурах ниже
– 20 С применять не рекомендуется.

Жидкости на основе
гликолей и этилкарбитола по многим свойствам превосходят спиртокасторовые
смеси. Они имеют хорошие низкотемпературные свойства (не замерзают при – 60
С), низкую испаряемость и высокую температуру вспышки. Все эти смеси нейтральны
по отношению к резиновым немаслостойким деталям, так что могут применяться в
тормозной системе автомобилей с обычными резиновыми уплотнителями. Эти жидкости
нельзя смешивать со спиртокасторовыми жидкостями, так как происходит выпадение
касторового масла. Применение жидкостей на основе гликолей и этилкарбитола
обеспечивает работу гидравлического привода при температурах окружающего
воздуха + 50…–50 С. Все эти
жидкости токсичны.

«Нева» – тормозная жидкость на основе 51…59 % этилкарбитола, 31…34
% диолов, 5 % эфиров и 13,5 % смесей гликолей и полигликолей, а также
вязкостная и противокоррозионная присадки. Имеет цвет от светло-жёлтого до
жёлтого, прозрачная. Она рекомендуется для легковых автомобилей. tкипения = 190…195
С, tприменения
= +50…–50 С. Плотность при 20 С 1012…1015 кг/м3.
Жидкость
огнеопасна, при попадании на кожу вызывает дерматит.

«Томь» – состоит из этилкарбитола, боратов, загущающих, антикоррозионных
и противоизносных присадок. Имеет цвет от светло-жёлтого до жёлтого.

tкипения = 205…220 С, tприменения = + 50…–50 С. При tокружающего воздуха ниже – 40

С допускается добавка до 20 % этилового спирта.

«Роса» – тормозная жидкость на основе боросодерожащих олигомеров
алкиленоксидов, в которую введены антиокислительная и антикоррозионная
присадки. tкипения
= 260 С, tприменения
= + 50…–50 С. Имеет цвет от
светло-жёлтого

до светло-коричневого. Жидкость «Роса ДОТ-4» превосходит «Росу»
по эксплуатационным свойствам.

БСК – смесь равных частей касторового масла и бутанола (50х50%),
окрашена в оранжево-красный цвет. В автомобилях ВАЗ не применяется. Рекомендуется
использовать в зонах умеренного климата не ниже – 20 С из-за
кристаллизации касторового масла, которая уже начинается при – 5 С.
tкипения =
115 С. Плотность при 20 С 890…9000 кг/м3. Жидкость
обладает хорошими смазывающими свойствами, не вызывает большого набухания или
размягчения уплотнительных деталей тормозной системы.

АСК – смесь равных частей касторового масла и с изопентенолом.

ЭСК – смесь равных частей касторового масла и с этанолом. Жидкости
АСК и ЭСК рекомендуется использовать в том же температурном диапазоне, что и
жидкость БСК. Эти жидкости могут давать при высоких температурах паровые
пробки, так как имеют низкую температуру кипения (этанол кипит при 78
С).

ГТЖ-22 – жидкость на основе двухатомных спиртов.

ГТЖ-22 – так же жидкость на основе двухатомных спиртов с антикоррозионной
и противоизносной присадками. Эти жидкости имеют зелёный цвет, застывают при
температуре не выше – 65 С., ядовиты.

Амортизаторные жидкости

Амортизаторные жидкости
используют в качестве жидкой среды в телескопических и рычажно-кулачковых
амортизаторах автомобилей и других машин. Работа амортизатора основана на
поглощении кинетической энергии колебания подрессоренных масс при протекании
под давлением жидкости через узкие отверстия из одной полости в другую. Эти
жидкости должны иметь пологую вязкостно-температурную характеристику, низкую температуру
застывания (коротко: замёрзнет –
амортизатор не работает – устойчивость движения и комфортабельность езды
ухудшаются, но главное устойчивость, так как связано с безопасностью
),
необходимую вязкость.

Температура
амортизаторных жидкостей может изменятся от температуры окружающего воздуха,
например, – 50 С в северных районах, до + 120…140 С при
работе. Давление жидкости в амортизаторах достигает 8…12 МПа. Основное
требование к амортизаторным жидкостям – оптимальная вязкость с минимальными
изменениями во всём рабочем диапазоне температур.

АЖ-170 – смесь полиэтилсилоксанов с очищенным нефтяным маслом.
Применяют в интервале температур – 60…+ 130 С, tвспышки = 245 С.

МГП-10 – смесь маловязкого трансформаторного масла и синтетической
полиэтилсилоксановой жидкости, в которую для улучшения эксплуатационных свойств
введены: осернённый кашалотовый жир, полимерная депрессорная, а также
антиокислительная и антипенная присадки. Застывает жидкость при – 40
С, tвспышки= + 150 С, tзастывания = — 40
С.

МГП-12. В состав её входят антиокислительные и противопенные присадки.
Кинематическая вязкость при 50 С 12 мм2,с.

АЖ-12Т – фракция трансформаторного масла, загущена полиэтилсилоксановой
жидкостью с добавлением противоизносной и антиокислительной присадок.
Кинематическая вязкость при
50C 10 мм2/с, tзастывания = — 55
С, что обеспечивает
мягкую работу амортизаторов в любое время года. Это
прозрачная жидкость от светло-жёлтого до светло-коричневого цвета.

Широко используют
заменители амортизаторных жидкостей:

АУ (МГ-22-А) и АУП (МГ-22-Б).
Однако у них высокая температура застывания и неудовлетворительная
вязкостно-температурная характеристика. Их вязкость быстро возрастает при
понижении температуры окружающего воздуха. В связи с этим увеличивается жёсткость
работы амортизаторов.

Смесь турбинного и трансформаторного масел в соотношении примерно
1:1. Однако эта смесь не в полной мере отвечает требованиям, так как имеет
недостаточно хорошую вязкостно-температурную характеристику и высокую температуру
застывания – 30 С.

Оглавление книгиоткрытьзакрыть

1. Основы токсикологии. Взаимодействие организма и токсичных химических веществ2. Классификации токсичных химических веществ3. Токсический процесс4. Общие мероприятия экстренной медицинской помощи при массовых острых химических поражениях в чрезвычайных ситуациях5. Токсичные химические вещества нейротоксического действия6. Токсичные химические вещества психодислептического действия7. Токсичные химические вещества пульмонотоксического действия8. Хлор, оксиды азота, фтор и его соединения9. Токсичные химические вещества общетоксического действия10. Цианиды, галогенцианы, сероводород11. Отравление угарным газом12. Отравление арсином13. Токсичные химические вещества раздражающего действия14. Токсичные химические вещества цитотоксического действия15. Отравление фенолом, отравление рицином16. Модификаторы пластического обмена. Диоксин, окись этилена17. Ядовитые технические жидкости18. Основы радиобиологии, биологическое действие ионизирующих излучений19. Естественные и техногенные источники ионизирующего излучения20. Радиационные поражения21. Механизм возникновения радиационных поражений.22. Радиационные поражения при внешнем облучении23. Радиационные поражения при внутреннем облучении24. Радиационные поражения при контактном (аппликационном) облучении25. Лечебно-эвакуационные мероприятия при радиационных поражениях26. Профилактические противолучевые средства27. Классификация радиопротекторов28. Вещества природного происхождения29. Фармакокинетика и фармакодинамика радиопротекторов30. Механизм защитного действия радиопротекторов31. Средства длительного поддержания повышенной радиорезистентности организма32. Средства защиты от «субклинических» (не приводящих к ОЛБ) доз облучения33. Средства профилактики первичной реакции организма на облучение34. Комплексное применение профилактических противолучевых средств35. Средства догоспитального лечения радиационных поражений36. Средства профилактики внутреннего облучения37. Средства профилактики контактного облучения38. Характеристика эпидемических очагов в чрезвычайных ситуациях39. Биологические средства поражения и способы их применения40. Особенности проведения противоэпидемических мероприятий при применении БС (БПА)41. Мероприятия по локализации и ликвидации эпидемических очагов при ЧС42. Средства и методы экстренной профилактики при ЧС43. Опасные и особо опасные инфекционные заболевания, характерные для ЧС, медицинские средства профилактики и лечения44. Чума, сибирская язва, оспа, холера45. Мелиоидоз, ботулизм, сап, энцефалит, брюшной тиф46. Иерсиниоз, туляремия, сыпной тиф, болезнь «легионеров»47. Крымская геморрагическая лихорадка, вирусная лихорадка Марбург48. Лихорадка Эбола, Омская геморрагическая лихорадка, Ку-лихорадка, Лихорадка Денге, лихорадка Ласса49. Назначение, задачи и порядок проведения химической и радиационной разведки50. Средства и методы химической разведки и контроля51. Средства и методы радиационной разведки и контроля52. Виды специальной обработки53. Способы проведения специальной обработки54. Дезактивирующие, дегазирующие, дезинфицирующие вещества и растворы55. Технические средства специальной обработки56. Особенности проведения частичной специальной обработки при загрязнении ТХВ, РВ и БПА57. МЕРОПРИЯТИЯ ПО КОНТРОЛЮ, ЗАЩИТЕ, ОБЕЗЗАРАЖИВАНИЮ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ И ВОДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ ИХ САНИТАРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В ЧС58. Организация санитарной экспертизы продовольствия и воды59. ЛИТЕРАТУРА60. Об авторах

Замена технических жидкостей

Существует немало плановых работ, для которых у водителя должны быть определённые знания, опыт. К одним из самых важных эксперты относят плановые проверки и замену масел. Данные действия выполняются самостоятельно.

Перед тем, как заменить технические жидкости для автомобилей необходимо поднять капот и проверить их

Эти простые действия помогут содержать автомобиль в хорошем состоянии, а также, что немаловажно, предотвратить различные дорогостоящие поломки

Не секрет, что существуют недобросовестные автосервисы, где часто навязывают такую замену, когда в этом нет необходимости. Помимо этого, здесь могут быть применены другие способы обмана. Поэтому лучше выполнять процедуру собственными силами, контролируя качество и объем технических жидкостей.

Различные технические жидкости для автомобиля

Сколько воды добавлять в аккумулятор

Как мы уже с вами разобрались, если необслуживаемая батарея – то практически не сколько, вы можете прокататься хоть пять лет и ни разу не заглянуть в него — это нормально! Но вот если ваш АКБ обслуживаемый, то есть откручиваются пробки сверху вам нужно постоянно наблюдать за уровнем.

Сколько дистиллированной воды добавлять вопрос сложный – ведь в каждом отдельном случае, это будет своя величина. Она может колебаться от емкости аккумулятора, ведь чем АКБ больше, тем больше в нем электролита, а значит воды, добавлять нужно больше.

Короткое видео какой должен быть уровень.

Если вы не знаете, какой объем электролита у вашего аккумулятора, читаем вот эту статью, там все по полкам.

В заключении хочется сказать – запомните дистиллированная вода это своего рода залог долгой работы вашей батареи, без нее не возможна работа! Это нужно понимать, при испарении из банок обязательно добавляем, и не обычную воду из под крана, а именно «дистиллят» — тогда ваш АКБ прослужит долго, весь заявленный производителем срок.

НА этом все, читайте наш АВТОБЛОГ.

Таблица3

Класс

вязкости

V
при 100 градусов,
мм^2/с

Vmax
при
–18

градусов,
мм^2/c

не менее не более
33 3,8 1250
43 4,1 2600
53 5,6 6000
63 5,6 10400
6 5,6 7 10400
8 7 9,5 10400
10 9,5 11,5 10400
12 1,5 13 10400
14 13 15 10400
16 1,5 18 10400
20 18 23 10400
33/6 7 8 1250
43/6 5,6 7 2600
43/8 7 9,5 2600
43/10 9,5 11,5 2600
53/10 9,5 11,5 6000
53/12 11,5 13 6000
53/14 13 15 6000
63/10 9,5 11,5 10400
63/12 13 15 10400
63/14 15 18 10400

В зимних
и всесезонных
сортах масел
вязкость указывают
двумя цифрами
(дробью).

Например,
обозначения
43/10 или 63/8

цифры
4 и 6
,
указанные в
числителе,
обозначают
кинематическую
вязкость масла
при температуре
–18 градусов:
4- вязкость масла
не менее 1300 и не
более 2600 сСт , 6 –
вязкость масла
не менее 2600 и не
более 10400 сСт

цифра
3
в числителе
означает, что
масло содержит
загущающие
просадки и
предназначено
для использования
в зимнее время
или в качестве
всесезонного

цифра
в знаменателе

соответствует
кинематической
вязкости масла
в сСт при температуре100
градусов

В тёплое
время года
применяют масла
с большей вязкостью,
а в холодное
время года –
с меньшей вязкостью
или всесезонные
масла.

Гарантийный
срок хранения
автомобильных
масел – 5 лет
со дня изготовления.
По истечению
гарантийного
срока хранения
перед применением
масло должно
быть проверено
на соответствие
требованиям
действующего
стандарта.

Трансмиссионные
масла

По
современной
спецификации
трансмиссионные
масла принято
обозначать
ТС с указанием
вязкости при
100 градусах. В
конце обозначения
допускается
показ присадки,
с помощью которой
получено масло.

К трансмиссионным
маслам предъявляются
требования
к свесезонной
вязкости в
зависимости
от климатической
зоны: 14-16 сСт при
100 градусах для
жаркой, тёплой,
умеренной
климатических
зон и 8-10 сСт для
холодной зоны.Нижний
предел вязкости
масел даётся
при минусовой
температуре
(-15,-20 и т.п.) в динамических
единицах. Он
не должен быть
свыше 5000-6000 П при
достаточно
низких температурах,
т.к. при этой
величине происходит
трогание с
места автомобиля
(для тяжёлых
многоосных
автомобилей
не более 4000-5000 П).

Трансмиссионные
масла работают
при высоких
удельных нагрузках
и поэтому должны
обладать повышенной
смазывающей
способность,
т.е. хорошими
противоизносными
и противозадирочными
свойствами.
Особое место
занимают масла
для гидромеханических
трансмиссий.

Масла
для механических
трансмиссий
подразделяются
на:

  1. масла
    для умеренных
    удельных нагрузок,
    создаваемых
    цилиндрическими
    и коническими
    передачами
    автомобилей

  2. масла
    для высоконапряжённых
    передач со
    спирально-коническими
    шестернями

  3. масла
    для передач
    с гипойдным
    зацеплением,
    где вследствие
    высокой скорости
    относительного
    скольжения
    профилей зубьев
    в сочетании
    с высокими
    удельными
    нагрузками
    создаются
    весьма неблагоприятные
    условия трения.

Что и когда менять в автомобиле

Подробности
Создано: 10.02.2015 05:38

Правильное автомобильное обслуживание значит гораздо больше, чем держать бак наполненным бензином и регулярно менять моторное масло. 

1 Топливный фильтр

Это элемент, который, очень важен, как зачастую пропускается. Предполагая, что автомобиль будет с инжектором, топливный фильтр будет стоять на постоянном дежурстве, когда ваше зажигание и топливный насос активны, предотвращая загрязнение, засорение форсунок. Таким образом, с течением времени, его необходимо заменить. Местоположение может отличаться: фильтр может находиться под капотом или шасси, либо внутри самого топливного бака. Поскольку система часто под давлением и топливные линии должны быть надежно гофрированы, вы должны следить за их целостностью.Когда заменять: каждые 2 года или 35 000 км.2 Жидкость гидроусилителя

Нужно постоянно проверять уровень жидкости для гидроусилителя, так как если она закончится может отказать вся система гидроусилителя. Жидкость смазывает систему и сохраняет чувство руля. Периодические проверки жидкости делаются легко, жидкость хорошо видна в бачке, также зачастую есть щуп внутри него. Убедитесь, что вы заливаете определённый тип жидкости, рекомендуемый производителем или поговорите с автомастером, если уровень жидкости значительно падает или вы чувствуете сопротивление, когда вы крутите колесо.Когда заменять: Проверяйте уровень при каждой замене моторного масла.3 Аккумулятор

Как часто автомобильные аккумуляторы получают активное внимание? Даже если вы храните ваши контакты в чистоте и ваша система зарядки работает нормально, вам придётся в конечном итоге заменить аккумуляторную батарею. Используйте только батареи, которые соответствуют спецификации производителя

Когда заменять: Обычно от 48 до 60 месяцев или по мере необходимости.4 Воздушный фильтр

Чаще всего из выходит из поля зрения воздушный фильтр, но заслуживает лучшего. Двигатель сильно зависит от воздуха. Также и датчик воздушного потока должен быть свободен от загрязнений, хотя и это тоже работа вашего воздушного фильтра. Следуйте курсу рекомендаций производителя по замене соответствующих компонентов, следящих за потоком воздуха, таких как датчиком PCV клапана и кислорода, если у вашего автомобиля они конечно имеются.Когда заменять: Каждые 12 месяцев, 15 000 км или по мере необходимости.5 Масло для АКПП

В автомобилях с обычными автоматическими или безмуфтовыми коробками передач, масло нужно периодически менять. Оно борется с трением и держит вещи в безопасных операционных величинах. Игнорирование этого очень часто приводит к дорогому ремонту. К счастью, профилактика является очень лёгкой. Периодически проверяйте жидкость, долейте жидкость конкретного вида, рекомендованного в руководстве пользователя и меняте его время от времени вместе с фильтром.Когда заменять: каждые 2 года или 35 000 км.6 Свечи зажигания

Вы не можете иметь двигатель внутреннего сгорания без горения и свечей зажигания. Чистое сжигание означает меньшее обслуживание и увеличение срока службы, но они по-прежнему нуждаются в замене. Когда свечи зажигания выходят из строя, двигатель работает плохо, и вы не пройдёте тест на выбросы.Когда заменять: каждые 50000 — 150000 км.

  • Назад

  • Вперёд

Проверка уровня жидкостей в автомобиле

Подробности
Категория: Ремонт
Опубликовано 14.07.2015

Сегодняшний наш материал предназначен для начинающих автолюбителей и посвящен он самостоятельной проверке уровня технических жидкостей под капотом автомобиля.

Итак, в большинстве автомобилей используются 5 основных технических жидкостей:

  • масло в двигателе
  • масло в коробке передач
  • охлаждающая жидкость
  • тормозная жидкость
  • жидкость стеклоомывателя

Для автомобилей с ГУРом сюда еще можно отнести бачок с соответствующей жидкостью.

Проверка уровня масла в двигателе

Проверку уровня масла в двигателе нужно осуществлять не ранее, чем через 10 минут после его остановки. Это нужно для того, чтобы масло успело стечь в картер. Чтобы уровень масла был максимально точным, автомобиль должен стоять на ровной горизонтальной площадке.

Для проверки нужно приготовить тряпку или салфетку.

Чтобы проверить уровень масла, вынимаем масляный щуп из двигателя и протираем салфеткой.

Затем вставляем его обратно до упора и вынимаем.

После вынимания щуп лучше держать горизонтально, чтобы масло не стекало по нему.

На щупе должен быть видна масляная пленка, ее уровень должен быть между метками min и max.

Если уровень близок к минимальному или ниже его, необходимо долить моторного масла через маслозаливную горловину двигателя.

Проверка уровня масла в коробке передач

Проверка уровня масла в коробке передач осуществляется также, как и в двигателе. Но это в том случае, если в коробке есть щуп для проверки уровня.

Если щупа нет, то уровень масла контролируется визуально, через маслозаливную пробку. Масло должно доходить как раз до уровня этой пробки.

Проверка уровня охлаждающей жидкости

Проверку уровня охлаждающей жидкости нужно осуществлять при холодном двигателе, так как при нагреве ее уровень существенно повышается.

Контроль уровня охлаждающей жидкости осуществляется визуально. Для этого на расширительном бачке под капотом есть метки min и max.

При холодном двигателе уровень жидкости в бачке должен находиться между этими метками. Если уровень ниже — нужно долить охлаждающую жидкость той же марки, которая сейчас находится в системе.

При этом не стоит ориентироваться только на цвет жидкости, как советуют многие автолюбители. Мол, в красный антифриз можно доливать любой антифриз красного цвета. На самом деле, цвет антифриза каждый производитель определяет самостоятельно, чтобы различать разные марки антифриза в своей продуктовой линейке. Поэтому у разных производителей может быть антифриз одного цвета, но состав их может быть разным.

К примеру, в новые автомобили ВАЗ с завода залит красный антифриз Sintec. В продаже же есть два красных антифриза Sintec производства «Обнинскоргсинтез»: Sintec Ultra и Sintec Lux. Однако, они разные по составу:

Sintec Ultra (G11) — силикатный

Sintec Lux (G12) — карбоксилатный,

т.е. смешивать их друг с другом нельзя!

С 2011 года на АВТОВАЗе для первой заливки используют антифриз Sintec Lux (G12) соответственно и доливать нужно именно такой антифриз.

Проверка уровня тормозной жидкости

Уровень тормозной жидкости контролируется также визуально, по меткам на бачке главного тормозного цилиндра, который находится под капотом. По мере износа тормозных колодок автомобиля уровень тормозной жидкости постепенно снижается.

Если в ближайшее время планируется замена тормозных колодок, то лучше не доливать жидкость, иначе при установке новых колодок она может выплеснуться из бачка.

Если же замена колодок не планируется, а уровень жидкости минимальный, то нужно долить тормозную жидкость той же марки, что и находится в системе.

Проверка уровня омывающей жидкости

Уровень омывающей жидкости контролируется визуально через бачок. Лучше всего, если у Вас в бачке всегда есть омывающая жидкость, поэтому его нужно полностью заполнить омывающей жидкостью (или водой — в летнее время) и иногда проверять ее наличие.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ЖИДКОСТИ — это… Что такое ТЕХНИЧЕСКИЕ ЖИДКОСТИ

маловязкие жидкости, предназначенные для обеспечения выполнения машинами и механизмами рабочих ф-ций. Общее для всех Т. ж.-отсутствие требований к смазывающим св-вам. По назначению Т. ж. подразделяют на амортизаторные, антиобледе-нительные, гидравлические (см. Гидравлические жидкости), охлаждающие, промывочные, пусковые, разделительные, смазочно-охлаждающие и тормозные.

Амортизаторные жидкости используют для заливки телескопических, рычажно-кулачковых и др. гидравлич. амортизаторов колесных и гусеничных транспортных машин с целью гашения мех. колебаний путем поглощения кинетич. энергии движущихся масс. Приготовляют из нефтяных дистиллятов селективной очистки смешением с крем-нийорг. жидкостями (8-10% по массе). Вязкость при 100 °С для колесных машин 3-4, для гусеничных машин 4-5 мм 2/с. Разновидность амортизаторных жидкостей-применяемые в артиллерии противооткатные жидкости.

Антиобледенительные жидкости предназначены для предотвращения обледенения передних кромок крыльев и лопастей винтов, стекол пилотских кабин и иных элементов пов-сти самолетов и вертолетов, а также стекол автомобилей, тепловозов и т. п. Такие жидкости растворяют влагу и кристаллы льда на защищаемой пов-сти с образованием р-ра с низкой т-рой замерзания; кроме того, пленка жидкости ослабляет сцепление льда с пов-стью, что облегчает его удаление встречным потоком воздуха. Антиобледенит. жидкостями чаще всего служат водные р-ры спиртов (этилового, изопропилового, этиленгликоля и др.).

Охлаждающие жидкости применяют в системах охлаждения двигателей внутр. сгорания, радиоэлектронных системах и др. для поглощения и отвода 25-35% выделяющейся при работе теплоты и предупреждения перегрева деталей. В качестве охлаждающих жидкостей используют воду и антифризы.

Промывочные жидкости служат для очистки деталей и масляных систем и иных внутр.

полостей механизмов от орг. загрязнений. При контакте с загрязненными пов-стями промывочные жидкости растворяют или размягчают лаковые и смолистые отложения. Как правило, эти жидкости состоят из смеси нефтяных дистиллятов (легких масел, керосина, газойля и т. п.) с р-рителями и моющими ср-вами (фенолы, кетоны, гликолевые эфиры, толуол, ксилол, тетра-лин, хлорсодержащие соед. и т. д.). Широко распространены также негорючие жидкости на водной основе.

Пусковые жидкости, впрыскиваемые в топливную систему двигателей внутр. сгорания, предназначены для облегчения их пуска при низких т-рах. Характеризуются высокой испаряемостью и образуют в цилиндрах двигателей горючую смесь. Получают смешением диэтилового эфира с низкокипящими углеводородами (петролейным эфиром и др.), изопропилнитратом и небольшим кол-вом (до 10% по массе) смазочного масла. Пусковые жидкости обладают высоким давлением паров, низкой т-рой самовоспламенения и широкими пределами воспламеняемости.

Разделительные жидкости применяют в измерит. приборах (манометры, мановакуумметры, расходомеры и т. д.) с целью предотвращения контакта рабочих жидкостей с агрессивными средами (напр., h3SO4, HNO3, h3O2, C12, Вr2). Приготовляют на основе хлор- и хлорфторуглеродов, а также полисилоксанов; вязкость 7-27 мм 2/с при 50 °С. Характеризуются высокой стабильностью против окисления.

Тормозные жидкости используют в гидравлич. тормозных системах транспортных машин. Выполняют ф-ции гидравлич. тела и смазочной среды при перемещении поршня в главном тормозном цилиндре. При работе привода тормозной системы давление в жидкостях достигает 10-12 МПа. Тормозные жидкости производят на основе касторового масла (смесь 60-40% масла и 40-60% изо-амилового спирта) или гликолей разной мол. массы. Эти жидкости должны иметь вязкость не менее 1,5 мм 2/с при 100 °С и не более 1800 мм 2/с при — 40 °С.

Во все Т. ж. вводят, как правило, антикоррозионные присадки, в амортизационные, гидравлич. и тормозные, кроме того,-вязкостные, противоизносные и антиокислительные, а в охлаждающие-антипенные присадки. См. также Сма-зочно-охлаждающие жидкости.

Лит.: Топлива, смазочные материалы, технические жидкости. Ассортимент и применение. Справочное издание, под ред. В. М. Школьникова, М., 1989.

А. В. Виленкин.

Химическая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. Под ред. И. Л. Кнунянца. 1988.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *