Оборудование

References

  • IEEE Communications Magazine, April 2005, «Ad Hoc Peer-to-Peer Network Architecture for Vehicle Safety Communications»
  • IEEE Communications Magazine, April 2005, «The Application-Based Clustering Concept and Requirements for Intervehicle Networks»
  • Jerzy Mikulski, Editor, «Advances in Transport Systems Telematics». Monograph. Publisher Jacek Skalmierski Computer Studio. Katowice 2006. ISBN 83-917156-4-7
  • Jerzy Mikulski, Editor, «Advances in Transport Systems Telematics 2». Monograph. Publisher Chair of Automatic Control in Transport, Faculty of Transport, Silesian University of Technology. Katowice 2007. ISBN 978-83-917156-6-6

Функция экстренного вызова

Основной функцией телематики при аварии является автоматический экстренный вызов. В случае аварии со срабатыванием подушки безопасности блок управления телематики получает соответствующие данные от блока управления, который отвечает за работу и срабатывание систем удержания пассажиров. Затем блок управления телематики отправляет сообщение оператору с указанием точного местоположения, степени тяжести аварии и вида экстренного вызова.

Информация о месте аварии может быть получена от навигационной системы, однако, чаще всего, она непосредственно определяется дополнительным GPS-модулем в блоке управления телематики. После автоматического экстренного вызова всегда предпринимается попытка посредством голосовой связи связаться с автомобилем, попавшим в аварию. Здесь существуют различия в способах связи у разных производителей автомобилей и работающих с ними операторов. Голосовая связь может быть установлена непосредственно автомобилем с центральным пультом службы спасения или через оператора, и только затем экстренный вызов передается оператором на центральный пульт службы спасения. Второй способ требует больше времени, но предотвращает ложный вызов службы спасения.

Экстренный вызов можно сделать и вручную, если, например, вы видите аварию, (первым прибыли на место аварии) или сами почувствовали внезапное серьезное ухудшение состояния здоровья. Для этого потребуется нажать на кнопку экстренного вызова, которая, как правило, находится в передней области крыши.

При этом (также в первую очередь) передаются данные автомобиля и его местоположение. Кроме того, передается сообщение о том, что экстренный вызов был сделан вручную. Затем устанавливается голосовая связь, и оператором при необходимости предпринимаются действия.

В случае аварии или технической поломки также имеется возможность сделать звонок в сервисную службу. В этом случае сначала передаются данные о местоположении автомобиля и данные об автомобиле (номер шасси, модель, …) и выполняется голосовое соединение с центральной сервисной службой. Звонок в сервисную службу, часто называемый аварийным вызовом, у некоторых производителей можно выполнить посредством меню телефона или информационных систем для водителя.

Экстренные автоматические звонки и звонки вручную, а также звонки в сервисную службу, можно сделать только тогда, когда телефон включен и зарегистрирован в сети. Только некоторые производители имеют собственную телефонную карточку, встроенную в блок управления телематики и подключенную к этим службам. GPS-модуль в блоке управления, аварийное электропитание для блока управления телематики, а также дополнительную аварийную антенну, если обычная антенна вышла из строя при аварии, предлагают также только некоторые производители. Но даже если имеются все дополнительные средства безопасности, остаточный риск не может быть исключен из-за неполного покрытия телефонной сети.

Если в рамках поиска неисправностей для проведения диагностики или проверки работоспособности обязательно потребуется экстренный вызов вручную или звонок в сервисную службу, необходимо оставаться на линии до тех пор, пока не будет установлена голосовая связь с оператором и во избежание ложного вызова службы спасения не будет объяснено, что речь идет только о тесте.

Транспортная телематика

Самая первая функция телематики возникла вследствие потребности информирования о препятствиях на дорогах, пробках и т.п. и возможности на основе этой информации объехать эти препятствия. Для этого существуют два источника информации:

  • Во-первых, через канал передачи сообщений о маршрутах движения (ТМС) радиокомпаниями без дополнительных пошлин, чьи данные принимаются по радио.
  • Во-вторых, информация о ситуации на дорогах, предоставляемая операторами мобильной связи по SMS. В обоих случаях информация при необходимости индицируется для принятия к сведению водителем и передается в навигационную систему.

Таким образом, информация о ситуации на дорогах может учитываться при расчете маршрута для сопровождения до цели. Для обоих источников данных определены стандарты, чтобы они могли обрабатываться разными приборами.

Канал передачи сообщений о маршрутах движения является частью введенной много лет назад системы передачи данных по радио (RDS; индикация названия радиостанции, альтернативных частот, опознавание оповещения и т.п.). Информация о ситуации на дорогах в цифровом виде передается в соответствии с международным стандартным протоколом Alert-C. При этом передается информация о событии (пробка, авария, затор, гололед и т.и.) и месте события (участок автомагистрали, улица и т.п.). В радиоприемнике сохранен как список всех возможных событий, так называемый Event list, так и список всех названий и номеров автомагистралей, дорог федерального значения и проселочных дорог, так называемый location table. Радиоприемник сохраняет и «переводит» принятую закодированную информацию и представляет ее в понятной водителю форме. Одновременно данные сначала передаются на блок управления телематики и там сохраняются и при необходимости передаются в навигационную систему, которая отбирает данные относительно выбранного маршрута и при необходимости выполняет новый расчет маршрута. То же самое происходит и с принятыми по мобильному телефону сообщениями о ситуации на дорогах, которые запрашиваются у мобильного оператора за дополнительную плату. При этом при включенной навигационной системе блок управления телефона/телематики регулярно (прибл. каждые 15 минут) актуализирует через мобильного оператора информацию о ситуации на дорогах на протяжении рассчитанного маршрута.

Данная информация о ситуации на дорогах основывается не только на полицейских сводках, данных с автомобильных развязок и устройств, сообщающих о возникновении дорожных пробок, но и на данных более чем 4000 дорожных датчиков, которые установлены на мостах автострад и измеряют количество автомобилей (плотность дорожного потока) и их скорость. Такая информация является более точной, актуальной и достоверной. Это позволяет точно определить препятствие на дороге, показать это на карте и лучше выполнить расчет альтернативного маршрута в объезд создавшейся помехи на пути следования.

Однако индикация и расчет альтернативного маршрута будут точными только в той степени, в которой поступающая информация соответствует действительности. Над улучшением актуальности информации о ситуации на дорогах работа ведется постоянно.

Передача информации о ситуации на дорогах посредством SMS на мобильный телефон осуществляется согласно установленному стандарту, так называемому GATS (Global Automotive Telematics Standart). Этот стандарт регулирует также передачу данных для всех других функций телематики. Данные для передачи в GSM-сетях сжимаются, чтобы добиться более высокой скорости передачи данных. Этот процесс называют также уплотнением или GPRS (General Paked Radio Service).

Telematics education

Engineering Degree programs

Federico Santa María Technical University (UTFSM) in Chile has a Telematics Engineering program which is a six-years full-time programme of study (12 academic semesters). The final degree in Telematics Engineering has the title of Ingeniería Civil Telemática (with the suffix of Civil) .

University Bachelor programs

  • Harokopio University of Athens has a four-years full-time programme of study. The department goal is the development and advancement of computer science, primarily in the field of network information systems and relative e-services. For this purpose, attention is focused in the fields of telematics (teleinformatics) which are relative to network and internet technologies, e-business, e-government, e-health, advanced transport telematics etc.
  • TH Wildau in Wildau, Germany provides a three years full-time telematics Bachelor study programme since 1999.
  • TU Graz in Graz, Austria offers a three year Bachelor in telematics (now called «Information and Computer Engineering»).
  • Singapore Institute of Technology offers a three year Bachelor in Telematics.

University Masters programs

Several universities provide two year Telematics Master of Science programmes:

  • Norwegian University of Science and Technology (NTNU), Norway
  • University of Twente (UT), The Netherlands
  • University Carlos III of Madrid (UC3M), Spain
  • Harokopio University Athens
  • TH Wildau in Wildau, Germany
  • TU Graz in Graz, Austria (now called «Information and Computer Engineering»)

European Automotive Digital Innovation Studio (EADIS)

In 2007 a project entitled the European Automotive Digital Innovation Studio (EADIS) was awarded 400,000 Euros from the European commission under its Leonardo da Vinci programme. EADIS used a virtual work environment called the Digital Innovation Studio to train and develop professional designers in the automotive industry in the impact and application of ‘vehicle telematics’ so that they could integrate new technologies into future products within the automotive industry. Funding ended in 2013.

Тахографическое оборудование

  • Тахограф «Штрих-ТахоRus» обеспечивает непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств.Выполняет двойную функцию контрольного устройства и абонентского навигационно-связного терминала с приемником ГЛОНАСС/GPS в составе СКЗИ и GSM/GPRS-модемом.

  • Тахограф «АтолDrive 5» с системой криптозащиты информации предназначен для использования на различных транспортных средствах категории М2, М3, N2 и N3 отечественного и зарубежного производства. Функции, реализованные в Drive 5, позволяют не только обеспечить требуемый законодательством уровень безопасности при эксплуатации транспортных средств, но и повысить эффективность перевозок, анализируя данные, сохраняющиеся в журналах устройства.

  • Устройство контроля за режимами труда и отдыха водителей (тахограф) «Меркурий ТА-001» обеспечивает непрерывную, не корректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства и предназначено для установки на колёсные транспортные средства категории М2, М3, N2 и N3.

  • Карта предприятия выдается владельцам транспортных средств или представителям организаций, которые являются собственниками автопарков. На всехрегистрируемых автомобилях должен быть установлен цифровой тахограф, предназначенный для учета времени работы и отдыха водителей. Основная особенность карты предприятия заключается в том, что на ней отсутствуют какие-либо данные. В российском законодательстве не прописаны требования, касающиеся правил выгрузки информации с карты.

Vehicle telematics

Telematics —

  1. The convergence of telecommunications and information processing, the term later evolved to refer to automation in automobiles, such as the invention of the for vehicles. GPS navigation, integrated hands-free cell phones, wireless safety communications and automatic driving assistance systems all are covered under the telematics umbrella.
  2. The science of telecommunications and informatics applied in wireless technologies and computational systems. 802.11p, the IEEE standard in the 802.11 family and also referred to as Wireless Access for the Vehicular Environment (WAVE), is the primary standard that addresses and enhances Intelligent Transportation System.

Навигационно-телематическое оборудование

  • Семейство мобильных терминальных программируемых устройств 3.408 представлено компактными приборами со встроенными антеннами GSM и ГЛОНАСС/GPS. В линейку входит четыре модели, различающиеся по функциональным возможностям: не оснащённые цифровыми интерфейсами, и способные работать одновременно с тремя — 1-Wire, RS-232 и RS-485.

  • Устройство терминальное программируемое мобильное предназначено для:

    — регистрации навигационных параметров (координат, скорости, пробега) объекта контроля;

    — автоматизированного сбора информации о состоянии подключенных датчиков,

    сохранения и передачи данных по выбранному каналу связи (SMS, GPRS) на сервер.

    Прибор соответствует требованиям электромагнитной совместимости ТР ТС №20-2011.

  • Семейство мобильных терминальных программируемых устройств 3.410 предназначено для мониторинга состояния и местоположения объектов и передачи собранной информации на сервер диспетчерского центра посредством каналов связи стандарта GSM, для чего приборы оснащаются GSM-модулем SIM900R и ГЛОНАСС/GPS-приёмником ML8088S. Все устройства серии оснащены цифровым интерфейсом RS-232 и совместимы с адаптерами CAN-LOG, что позволяет считывать данные бортовой CAN-шины автомобиля и передавать их на телематический сервер.

  • Устройство терминальное программируемое УТП-М-21-3.314 – новая автомобильная система оповещения и мониторинга на основе стандарта связи GSM с ГЛОНАСС/GPS приемником. Устройство поддерживает работу с двумя SIM-картами, а также имеет CAN-интерфейс для считывания данных из CAN-шины автомобиля, их обработку и дальнейшую передачу на сервер, устройство поддерживает протокол EGTS, имеет опциональную возможность поддержки SD-карт объёмом до 4 Гб.

  • Навигационное оборудование УТП-М-x1-8.005 предназначено для эксплуатации совместно с диспетчерским центром. Спутниковый терминал выполнен на базе микропроцессора и содержит подсистемы сбора данных контрольных датчиков, подсистемы исполнительных устройств, подсистемы определения координат на базе спутниковых систем навигации ГЛОНАСС/GPS и подсистемы связи стандарта GSM.

  • Компактный ГНСС-трекер, предназначенный для определения местоположения людей, автомобилей, животных и т. д., и отправки данных координат на заданный сервер посредством канала связи GSM с заданным интервалом. Прибор оснащён высокочувствительным приёмником ГНСС u-Blox M8.

Продукты отдельных компаний

Приведем в пример одну из крупных американских компаний по вывозу мусора и отходов. В ней работают 18 000 водителей. Когда компания ввела телематическую систему DriveCam, разработанную компанией Lytx, удалось сократить количество и тяжесть аварий, а также трудозатраты на ведение документации. С помощью системы DriveCam компания стала бороться с ложными обращениями за страховыми выплатами. Например, недавно одна женщина обратилась с заявлением, что в ее автомобиль врезался мусоровоз компании, тогда как на самом деле врезалась она, двигаясь задним ходом. Компания предъявила видеозапись этого происшествия, сделанную системой DriveCam, и доказала свою невиновность. Только на этом случае компания сэкономила сумму, достаточную для оплаты обслуживания системы DriveCam в течение целого года. А вот еще случай: один из операторов остановился на красный свет светофора, и другой автомобиль врезался в него сзади, но попытался обвинить в наезде задним ходом. Благодаря видеосъемке системы DriveCam компании удалось снять ответственность со своего водителя. В результате было сэкономлено $30–40 тыс. Теперь ложные обращения по страховым выплатам прекратились.

Компания Zonar разработала целый ряд телематических систем и продуктов. Например, система Zonar V3 представляет собой просто устанавливающийся прибор, который обеспечивает широкие возможности по GPS/ ГЛОНАСС-навигации в сочетании с передачей в реальном времени информации о состоянии агрегатов и систем машины. Обычно в мусоровозах подвижные детали и узлы, особенно загрузочное устройство, часто выходят из строя, и такой прибор, несомненно, поможет специалистам по обслуживанию техники.

Российские компании тоже предлагают подобное телематическое навигационно-мониторинговое оборудование.

«МЦМ Телематика» (ГК МЦМ) для управления автопарком предприятия разработала Runovo Intelligence Management Platform – интеллектуальную управленческую платформу с безграничными возможностями, обеспечивающую ощутимый экономический эффект.

Компания «АТЛ Телематика» разрабатывает и внедряет широкий спектр отраслевых телематических и навигационных продуктов и программ, предлагает комплексное решение для контроля работы мусоровозов – телематическую платформу SVETOFORGPS, онлайн-мониторинг «Светофор», систему идентификации мусорных баков, датчик угла наклона ЭСКОРТ-ДУ-180, который позволяет подсчитать количество загруженных контейнеров, датчик уровня топлива ЭСКОРТ-ТД-500.

Компания «М2М телематика» также предлагает для мусоровозов системы мониторинга и управления транспортом с использованием GPS-навигации и передачи данных по GPRS.

Бортовые системы взвешивания для мусоровозов в нашей стране предлагают компании Dinamica Generale и VEI (обе итальянские), Vishay PG (США), Zoeller (ФРГ), Welvaarts (Нидерланды) и др.


 

Разработка и совершенствование подобных систем для отрасли управления отходами и ТБО, несомненно, будет продолжаться, ведь для этого имеются серьезные предпосылки и перспективы.

Онлайн-службы

Функции телематики предлагают также возможность доступа к онлайн-службам на базе Интернет. Однако, как уже говорит название, .речь идет не о прямом доступе к Интернету, а об онлайн-службах, которые базируются на Интернете и работают через портал производителя для обеспечения отдельных нужд автомобиля.

При этом в первую очередь следует учитывать значительно меньшую скорость передачи данных, чем с домашнего компьютера с современными каналами передачи данных. Обычно через GSM-сеть данные предаются со скоростью 9,6 кбит/с. Но и в GSM-сетях на сегодняшний день существуют разные возможности повышения скорости передачи данных.

HSCSD (система высокоскоростной передачи данных по коммутируемым каналам) в сочетании с ПК, ноутбуками и т.п., и уже упомянутая GPRS, используемая в телематике автомобиля. Благодаря ним можно достигнуть скорости до 14,4 кбит/с для передачи данных из автомобиля, так называемой Uplink (= англ. прямое соединение), и до 43,2 кбит/с для передачи данных в автомобиль, так называемой Downlink (= англ. обратное соединение). Значительного повышения скорости удалось достичь только благодаря системе UMTS (универсальная система мобильной связи), используемой и в автомобильном секторе. При помощи UMTS передача данных при стоящем автомобиле возможна со скоростью макс, до 2 Мбит/с. Однако во время движения такая скорость передачи данных снова значительно падает.

Наряду с возможной скоростью передачи данных с условиями в автомобиле должны быть согласованы размер изображений, шрифта, текстов в целом и т.п. И выбор имеющихся страниц в большинстве случаев ограничивается необходимостями, зависящими от автомобиля и дороги.

Можно, например, искать гостиницы, рестораны, достопримечательности, парковки, аптеки и заправки и выводить на дисплей подробную информацию о них.

Также можно запросить различные биржевые курсы и новости, а также информацию о погоде. Возможны также вызов и индикация электронных сообщений и личных записей посредством функций телематики.

При неисправностях в качестве причины следует рассматривать не только сбои в работе автомобиля и передачу данных, но и вероятные сбои систем портала производителя или даже вирусы из Интернета.

Состав телематической аппаратуры

Трекер, дисплей. В состав телематической аппаратуры мусоровоза входит система навигации GPS/ ГЛОНАСС с трекером, передающим в реальном времени информацию на центральный компьютер. Он защищен от погодных воздействий и получает питание от аккумуляторов. В кабине установлен сенсорный дисплей, который обеспечивает и оператору, и находящемуся в центральном офисе диспетчеру неслыханные ранее возможности управления и получения информации.

Дисплей управления можно настраивать по желанию оператора, в частности, можно регулировать скорость движения и усилия рычагов загрузочного устройства. Руководитель в целях безопасности может заблокировать возможность несанкционированной или случайной перенастройки дисплея управления рычагами загрузочного механизма. Эти технологии ранее использовались в строительных погрузчиках и других машинах, а теперь стали применяться и в мусоровозах.

Видеокамеры, тепловизоры, радары. Оператору мусоровоза для работы в условиях тесноты во дворах, где приходится двигаться задним ходом и на пути машины могут оказаться случайные люди, дети, необходим хороший обзор «слепых» зон. Этот обзор может быть обеспечен системой видеокамер, передающих изображение на экран в кабине. Однако качество изображения, транслируемое камерой, зависит от освещенности. Если камера не дополнена подсвечивающим прожектором, она не сможет работать в темное время.

В этом случае может помочь радар допплеровского или импульсного типа. Решением проблемы получения изображения в темноте также может быть использование инфракрасного тепловизора. Картина передается на экран в кабине со скоростью около 30 кадров в секунду. Рабочий диапазон температур для обычной системы тепловидения: от –20 до +2000 °С. В дополнение к тепловидению способность видеть в темноте могут также обеспечить приборы ночного видения, работающие на основе технологий цифрового усиления и повышения качества изображения в видимом спектре световых лучей.

Зоны видимости аппаратуры настраивают так, чтобы они частично накладывались друг на друга. Аппаратура должна быть в защищенном от погодных воздействий исполнении, прочной и надежной. Хорошо, если камеры установлены заподлицо с поверхностью кузова, имеют углы обзора 120–150° и оснащены накопителем информации («черным ящиком»), чтобы записывать и хранить все, что будет заснято. Система звуковым (голосовым) сигналом предупреждает водителя о препятствии на пути автомобиля, предлагая остановиться, и может самостоятельно остановить автомобиль, если водитель не реагирует на предупреждение. Если препятствие исчезает с пути автомобиля, система вновь позволит ему продолжить движение задним ходом.

Бортовые системы взвешивания позволяют контролировать массу загружаемого и перевозимого мусора в статике или динамике, то есть процесс работы мусоровоза становится «прозрачным» в режиме реального времени, можно видеть вес, приходящийся на каждую ось, а встроенный звуковой сигнализатор предупреждает о перегрузе.

В этих системах обычно используются тензодатчики, 4 или 6 шт., на которых фактически висит надстройка, а также масса загружаемого мусора определяется по величине давления в гидроцилиндрах загрузочного устройства.

Кроме перечисленных выше, достоинством таких систем является их универсальность – они пригодны для установки на автомобили с подвеской любого типа и с любым типом загрузочного устройства, точность показаний составляет ±1% и выше, диапазон рабочих температур от –30 до +60 °С, источник питания автономный, информация сохраняется в специальном блоке. Монтаж бортовой системы взвешивания занимает примерно один рабочий день.

Бортовая система самодиагностики заблаговременно предупреждает оператора о возможности аварии, а также генерирует коды неисправности, которые помогают оператору и механикам быстро отыскать и устранить неисправность, сократив время простоя машины.

При наличии телематической аппаратуры сервисному механику не придется выслушивать такие замечания операторов: «Сегодня я пару раз слышал странный шум на поворотах» или «Сегодня машина разгонялась как-то слабовато». Бортовая диагностика может точно указать, какие параметры, компоненты или системы мусоровоза не в порядке, и даже сделать прогноз, какая неисправность может возникнуть вскоре, а также указывать оптимальные сроки проведения техобслуживания на основе параметров состояния определенных компонентов и систем машины.

Какие именно услуги относят к телематике

Наш технический мир перенасыщен различной терминологией. Среди коммуникационной тематики в журналах и на страницах интернет ресурсов много информации по телематике.

К великому сожалению, определение телематики очень часто используется не совсем правильно. Мы попытаемся разобраться в этом вопросе и как можно коротко объяснить главную суть своими словами.

Первым шагом попробуем определить область присутствия телематических процессов.

Для удобства работы мы исключим все технические процессы и задачи, которая решает телефония. Поскольку средствами телефонной связи пользуются во всем мире, значит, есть общий орган управления и международный регламент технических протоколов телефонии.

Да, такой орган есть — это Международный союза электросвязи (International Telecommunication Union, ITU). Это серьезная международная организация, созданная в 1932 году, входящая в структуру ООН. Мы обратимся к документам ITU, чтобы точно определить границы телефонии и телематики.

Так вот, международными протоколами к процессам телефонии относят: (передачу голоса, данных)- как передачу цифровой информации без какой-либо дополненной обработки. Все остальные технические протоколы передачи информации (данных) и прочих телекоммуникационных услуг относят к телематики.

Рассмотреть весь спектр возможностей телематики в одной небольшой статье невозможно, мы остановимся на самых востребованных услугах.

Россия стоит в самом начале создания и развития цифровых процессов в экономике и общественной жизни своих граждан.

В связи с этим IT компании и специализированные структуры разрабатывают некие универсальные (типовые) пакеты телематических услуг для определенных производственных и научных отраслей, а также отдельных компаний.

Передача информации голосовой почтой через так называемый «виртуальный автоответчик» Эту функцию пожеланию клиента можно расширить и дополнительно к сообщению добавить передачу текста.

Услуга востребована в управленческих системах. Так, получив сообщение или информацию, можно передать ее дальше для исполнения, но с уже добавленным комментарием и дополнением. Сервис позволяет конечному исполнителю получить сообщение, не зависимо от оператора связи, месте нахождения и времени.

Для среды удаленных работников (системы аутсорсинга) необходимы программы для разносторонних коммуникаций. Тем более, что тенденция уменьшения затрат на содержание крупных офисов продолжает активно набирать обороты. Средства телематики способны объединить профильных специалистов в одну группу (производственный, научно-исследовательский и др.) коллектив.

https://youtube.com/watch?v=Z1ua26TVfwg

Телематические средства обеспечат комфортные условия общения через ауди, видео связь и интернет. Для более эффективного использования технических средств телематики разработаны интегрированные комплексы в единую цифровую среду (groupware).

Создание коммуникаций в формате видеоконференций, как пример для соблюдения процессуальных процедур в судебных органах.

Отдельно нужно отметить, одно из самых главных телеметрических направлений — это программы для повышения качества медицинского обслуживания россиян. Необъятная территория России требует постойного подключения научно медицинских центров для обеспечения высоко уровня обслуживания граждан. Телематика позволяет собрать консилиум из светил отечественной и зарубежной медицины, как для консультаций, так и для проведения сложных хирургических операций в режиме online.

В материале изложены основные принципы и понятия телематики и приведено несколько примеров.

Делая вывод, можно резюмировать главное: за этими технологиями наше с вами будущее. Не будет ни одной сферы жизни человека без телематических услуг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *