Температура закипания тосола

Для чего нужны охлаждающие жидкости в автомобиле

В конструкции авто, работающих на ДВС, применяются жидкостные системы охлаждения, задачей которых является стабилизация температуры в соответствующих пределах и предупреждение нагрева мотора до критических температур и перегрева. Большая часть образуемой от сгорания топлива энергии не является полезной, она тратится на нагрев двигателя и выделяется в окружающую среду. Принудительный отвод тепла, реализуемый системой охлаждения, жизненно необходим двигателю, ведь иначе после преодоления нескольких километров в результате перегрева его просто заклинит и продолжить поездку машина будет в состоянии только на буксире до ближайшего автосервиса, где затем придётся сильно потратиться на ремонт.

Для функционирования система охлаждения ДВС должна быть заполнена охлаждающей жидкостью (антифриз, тосол). Деятельность составляющих устройств заключается в подводе хладагента к нагретым элементам мотора и отводе лишнего тепла из камер внутреннего сгорания в атмосферу, чем и обеспечивается оптимальная температура для нормального функционирования двигателя в разных режимах и условиях, что экономит топливо, а также увеличивает мощность и ресурс мотора. Помимо основной функции охлаждения двигателя, системой охлаждения выполняются и другие задачи (охлаждение масла, воздуха в системе турбонаддува, жидкости в АКПП, отработанных газов и пр.).

К выбору хладагента нужно относиться внимательно, поскольку низкосортная, поддельная или неподходящая ОЖ может повлечь за собой неприятнейшие, а то и непоправимые последствия для агрегата. В данном случае не следует экономить, и замена выполняется не так уж часто – сроки зависят от авто, условий его эксплуатации и также от разновидности охлаждающей среды, свойств и качества состава. Далее разбираемся конкретнее, что являет собой тосол или антифриз и делаем правильный выбор в пользу подходящего с учётом спецификаций средства.

Кипение

Такое явление, как закипание тосола, является нормальным, если температура двигателя превысила строго определенный ГОСТами и стандартами порог. Произойти такое превышение может по самым разным причинам. К примеру, радиатор может забиться грязью, в связи с чем будет происходить крайне медленный и неэффективный обмен теплом с окружающей средой.

Чтобы этого не произошло, и применяют тосол. Тосол, по своей сути, является отечественным аналогом антифриза. Здесь аналогичен и состав, и присадки, и даже характеристики, которые присущи жидкостям зарубежного производства. Разница заключается лишь в применении отечественного сырья и оборудования, которые стоят дешевле, в связи с чем дешевеет и сам конечный продукт. Если отнять из этой суммы стоимость транспортировки и импорта, то выходит, что на сегодняшний день тосол является самым недорогим и приемлемым вариантом охлаждающей жидкости, который можно предложить водителю.

Как уже было сказано, характеристики, которыми должна обладать охлаждающая жидкость типа «Тосол», должны полностью совпадать со свойствами антифриза 11 стандарта. Если верить этому стандарту, то температура кипения тосола, как и данного антифриза, составляет порядка 100 градусов. Причем эта цифра не зависит от производителя охлаждающей жидкости: она едина для любого тосола, если он, конечно, имеет высокое качество изготовления и проверенные ингредиенты и составляющие.

Добавление воды в тосол или антифриз

Изменение концентрации раствора, путём отклонения его показателей от допустимых, способно причинить вред системе охлаждения автомобиля. Расчётная плотность тосола и антифриза будет повышаться при испарении влаги. В таком случае добавление дистиллированной воды поможет восстановить свойства хладагента, но подобная мера недопустима при разгерметизации системы охлаждения и утечке тосола.

Добавление воды в сбалансированный производителем, охлаждающий раствор изменит его характеристики. Температура кипения и замерзания антифриза имеет точно рассчитанные показатели. Такие действия способны привести к перегреву двигателя, а замерзание жидкости будет причиной течи в радиаторе. Добавление воды обоснованно только в случае её испарения. Причем для выполнения такой операции следует слить охлаждающую жидкость, произвести смешивание и только затем залить её обратно.

Как купить настоящий тосол

Рекомендации по покупке оригинального качественного тосола, вне зависимости от его производителя, сводятся к аналогичным рассуждениям по приобретению другого товара. В первую очередь необходимо определиться с маркой. Лучше всего выбирать охлаждающую жидкость из среднего или высшего ценового диапазона. Дешевые антифризы обычно не отличаются качеством. По отзывам в интернете и другим материалам можно узнать о качестве того или иного антифриза.

Какой антифриз выбрать

Знаете ли вы, что влияет на выбор антифриза, его цвет (красный, зеленый и т.д.) и фирму производителя? А ведь от этого зависит срок службы его и системы охлаждения. Выбирайте тот, который рекомендует производитель. Подробнее

Далее имеет смысл определиться с магазином или торговой площадкой, где вероятность покупки контрафакта сведена к минимуму. Выбирайте известные магазины, специализирующиеся на фирменных современных запчастях, расходных материалах, автохимии. У них должны быть все разрешительные документы на право проведения торговли. Упаковка тосола должна иметь плотно запечатанную крышку. Некоторые производители заклеивают ее специальной пломбой. На корпусе канистры нередко можно встретить голограмму или другой защитный знак (у каждого производителя это реализуется по разному, поэтому перед покупкой лучше уточнить этот нюанс).

Этикетка на канистре обязательно должна быть качественной, штрих-код и надписи на ней ровными. Информация должна носить технический характер. Хорошо, если канистра полупрозрачная. Если в жидкости виден осадок, то от покупки следует воздержаться! Если встряхнуть канистру с готовой к заливке охлаждающей жидкостью, то пена должна осесть через 2…3 секунды. Если же это концентрат — то через пять… шесть. Хорошим признаком считается наличие мембраны под пробкой канистры.

Многие автовладельцы и мастера не рекомендуют покупать разведенный тосол, уже готовый к непосредственному заливанию в систему охлаждения. Вместо этого они предлагают покупать концентрат антифриза, и самостоятельно выполнять разбавление его водой в соответствующих пропорциях. Это обусловлено тем фактом, что много подделок именно в готовых растворах технического тосола.

Выбор охлаждающей жидкости и её замена

Появление на рынке антифризов последнего поколения с практически пожизненной гарантией внесли новшества в производство транспортных средств. К примеру, Volkswagen и General Motors не требуют замены хладагента в течение всего периода эксплуатации. Владельцам старых машин следует основывать свой выбор на рекомендациях производителя. Для обладателя далеко не новой техники вряд ли будет практично заменять привычный тосол на антифриз G13, цена которого в десятки раз выше.

Замена охлаждающей жидкости может быть плановой или досрочной. Попадание выхлопных газов через неисправную прокладку головки блока или подсос воздуха в месте разгерметизации приведёт к интенсивному старению жидкости. Так, коричневый тосол или его темно-бурый цвет будут свидетельствовать о наличии ржавчины в системе. Для проверки качества антифриза можно измерить плотность раствора. Так, показатели в пределах 1,06-1,090 считаются оптимальными для хладагента. Обслуживание системы охлаждения автомобиля не представляет сложностей и элементарные знания видов антифриза помогут избежать проблем в дороге.

Последствия использования плохого тосола

Использовать некачественный и/или попросту поддельный антифриз категорически не рекомендуется. Это может привести к таким печальным последствиям:

Последствия заливки плохого тосола

  1. Появление трещин в элементах системы охлаждения (трубки, патрубки, радиатор) вследствие того, что охлаждающая жидкость замерзает при температуре, когда еще не должна замерзать.
  2. Кислоты, которые используются в поддельных антифризах вместо этиленгликоля, разъедают внутреннюю поверхность не только элементов системы охлаждения, но и непосредственно двигателя. А это естественным образом приводит к уменьшению срока их эксплуатации.
  3. При длительном нахождении некачественного тосола в системе охлаждения возможны ситуации, когда жидкость проела трещины или дырку в резиновых и даже металлических элементах системы. Естественно, что это приведет к утечке антифриза и неработоспособности охлаждающей системы. В свою очередь возникает риск выхода из строя двигателя целиком с последующими дорогостоящими ремонтами.
  4. В составе некоторых поддельных антифризов есть метанол. Он не только вреден для внутренней поверхности элементов системы охлаждения, но и попросту пожароопасен! Следовательно, существует риск его возгорания при значительном повышении температуры, особенно в летний период.
  5. Загрязнение внутренней поверхности радиатора, что приводит к снижению его эффективности, а также снижению рабочего ресурса.
  6. Из-за того, что система охлаждения забивается изнутри, водяная помпа, насос перегоняющий охлаждающую жидкость, работает с повышенной отдачей. Это также плохо сказывается на ней, из-за чего насос может преждевременно выйти из строя.
  7. Даже в небольшие морозы, когда антифриз полностью не замерзает, из него со временем выделяется вода, которая постепенно разъедает внутренние поверхности радиатора и патрубков системы охлаждения. Это кроме всего прочего может привести и к выходу из строя термостата и салонной печки.

Таким образом, последствия использования подделки могут быть весьма печальными, а выполняемые после этого ремонты дорогостоящими. Поэтому при выявлении факта, когда в систему уже залит некачественная охлаждающая жидкость, не нужно пробовать долить новый антифриз к уже существующему. Вместо этого необходимо промыть систему охлаждения и залить качественную жидкость.

Основные качества антифриза

К основным качествам, на которые необходимо обращать внимание при выборе антифриза, относят:

  • температуру замерзания;
  • температуру кипения;
  • качество изготовления;
  • состав;
  • срок службы.

Температура замерзания показывает, когда этиленгликоль в составе антифриза начнет превращаться в мелкие кристаллы снега. Если вы залили в двигатель антифриз с температурой замерзания минус 20, а на улице минус 30, то блок цилиндров, головку блока цилиндров и радиатор не разорвет. Но правильно работать такой двигатель не сможет из-за нарушения теплового режима. Температура кипения большинства антифризов составляет 110-115 градусов, что с избытком хватает для любого исправного двигателя. Некоторые производители «антифризов» указывают температуру кипения в 120-150 градусов, но в исправном моторе, даже работающем на полной мощности, температура никогда не достигает этих значений. Качество антифриза и тосола зависит не только от состава, но и соблюдения всей технологической цепочки.

Если тосол произведен по технологии, разработанной ГосНИИОХТ, то его основные характеристики не уступают лучшим зарубежным образцам. Если же тосол или антифриз изготовлен с нарушением технологии, то его реальные характеристики не известны. Поэтому никто не знает, как он будет себя вести в двигателе. Антифризы на основе глицерина всегда уступают охлаждающим жидкостям, содержащим этиленгликоль. Глицерин снижает температуру кипения, резко увеличивает вспениваемость антифриза и увеличивает риск утечки через стыки резиновых и металлических деталей. Срок службы антифриза зависит от многих параметров – от состояния каналов системы охлаждения, исправности двигателя, манеры езды, качества топлива и масла, наличия различных присадок. Поэтому в российских условиях не желательно использовать даже качественный антифриз, одобренный ведущими производителями автомобилей, больше 3 лет.

Причины закипания авто на дороге

Рассмотрим причины, в следствии которых может закипеть антифриз.

1. Недостаточное количество жидкости в расширительном бачке

Часто водители приходят в удивление, открыв капот и обнаружив полное отсутствие охлаждающей жидкости. Тогда необходимо осмотреть бачок на предмет трещин и прочих повреждений, а так же внимательно рассмотреть его пробку, через которую так же может вылиться кипящая жидкость.

Решение одно, — срочно нужно ехать на СТО, но чтобы доехать, необходимо, как угодно залепить течь и долит новый охладитель. Ехать на сухую противопоказано, так как тогда машине может не помочь ни один капитальный ремонт. Возите доливочную или запасную канистру с антифризом или тосолом с собой обязательно, особенно если планируются поездки за город.

2. Проблемы с термостатом

Термостат — очень важный элемент в хладосистеме авто. Благодаря ему жидкость проходит «семь кругов ада», иначе говоря циркулирует по всей системе.

Установить работоспособность термостата легко. Для этого необходимо проверить два патрубка выходящие из агрегата, но больше всего будет интересовать тот, который отходит от радиатора. Если радиаторный патрубок имеет большую температуру чем второй, то дело именно в термостате и его необходимо быстро менять. Чтобы добраться до ремонтной мастерской или автомагазина, необходимо иметь запас холодной воды, которую придется доливать каждые пять километров, а потом ждать, пока двигатель автомобиля остынет.

3. Избыток давления в системе охлаждения

Избыток давления так же может привести к образованию пара тосола или антифриза, который будет идти из под капота. Датчики при этой поломке будут в норме, а жидкость будет исчезать на глазах. Замена крышки расширительного бачка исправит такой вид поломки, но покупать лучше уже современные модели, которые оснащены выпускным усиленным клапанам и собственным датчиком давления.

4. Неисправность охлаждающего радиатора

Неправильная работоспособность охлаждающего радиатора так же может вызвать закипание тосола и антифриза в системе.

Вот почему профилактику этого агрегата необходимо делать хоть иногда. Поломки такого характера могут устранить на СТО, если радиатор пригоден для ремонта, а не представляет собой одноразовую модель, в этом случае покупка нового радиатора станет дешевле, чем реанимация старого.

5. Поломка помпы ОЖ

Помпа представляет собой циркулирующий агрегат, состоящий из вала, подшипников и крыльчатки с лопастями. Этот некий вентилятор, который отвечает за полную прокачку охлаждающей жидкости по всей системе.

Наиболее часто в помпах отказывает подшипник крутящегося вала, который подвержен заклиниванию. Точно также распространен износ лопастей крыльчатки, которые зачастую теряют способность перенаправлять тосол или антифриз по всей системе.

В любом случае циркуляция хладагента нарушается, что приводит к застаиванию и закипанию тосола или антифриза. Устранение проблемы — это покупка и установка новой помпы, так как эта запчасть не подлежит ремонту.

На что обращать внимание при выборе антифриза

Охлаждающие жидкости, которые изготовлены по национальным стандартам, лучше других подходят для своей страны. Это связано с тем, что технология их изготовления адаптирована к местным климатическим и дорожным условиям.

Причина это в различных климатических, дорожных и иных условиях. В США и Европе некачественное топливо или масло встречается крайне редко. А у нас занимает до 70 процентов рынка. То же самое с дорогами. Поэтому для российских условий предпочтительней отечественные охлаждающие жидкости. Или как минимум, получившие одобрение крупных российских автопроизводителей – АвтоВАЗ, КАМАЗ, ГАЗ.

Подробно о российских требованиях в отношении маркировки антифризов и необходимых сопроводительных документах читайте в статье (Тосол). Убедившись в соответствии надписей на этикетке требованиям ГОСТ 28084-89 и наличии сертификата соответствия, приступайте к выбору антифриза. Учитывайте, что антифризы, получившие одобрение VAG для изношенных, ненастроенных или постоянно работающих на максимальной мощности двигателей подходят лучше, чем российский тосол или любые другие охлаждающие жидкости. Причина этого в особом комплекте присадок, которые позволяют работать в очень тяжелых условиях. Если же двигатель исправен, настроен и его не используют «на износ», то для него никакой разницы между качественными тосолом или антифризом нет.

Десятки лет не утихают споры о том, какой антифриз лучше. Сторонники европейских антифризов ссылаются на одобрение VAG, сторонники американских антифризов на одобрение GM, сторонники русских антифризов на одобрение АвтоВАЗ. Проблема в том, что один и тот же антифриз в разных условиях может быть как лучшим, так и худшим.

Антифризы с одобрением VAG или GM эффективно охлаждают двигатель и до 2-3 лет работают в тяжелых условиях. Водители всерьез воспринимают заверения производителей о том, что жидкость может работать свыше 3 или 5 лет, что приводит к превращению антифриза в нечто густое и вредное для мотора. Ведь это касается только бережной эксплуатации автомобиля – минимальных нагрузок, тщательнейшей регулировки всех систем, использования качественного и соответствующего мотору бензина и масла.

Любая неисправность или неправильная регулировка мотора, ходовой и рулевой систем, снижает ресурс антифриза. Поэтому к окончанию срока, заявленного производителем, антифриз превращается в нечто вредное для двигателя. Те же, кто использует недорогой тосол, меняют его раз в 2-3 года, или чаще, если мотор работает в тяжелых условиях. Поэтому выбирайте тот антифриз, который соответствует стандартам той территории, где вы живете. Это позволит избежать негативного влияния на мотор. Помните, если менять антифриз каждые 1-2 года (если двигатель работает с большой нагрузкой или вы много ездите, то раз в полгода-год) то любая качественная охлаждающая жидкость будет хорошей для вашего мотора.

Основной показатель

Как уже стало ясно, температура кипения — это крайне важная характеристика, которая способна напрямую повлиять на состояние ДВС автомобиля и его динамику

Тем не менее важно также знать конкретные цифры, чтобы понимать, какая жидкость подойдет при покупке, а какую лучше будет оставить на прилавке

С связи с тем, что разница все же остается мизерной, озвучим среднюю отметку температуры, при которой качественный антифриз начнет кипеть и активно испаряться. Если верить официальной документации, для качественной фирменной жидкости такая температура составляет порядка 120 градусов. Если показатель отличается от этого номинала более чем на 5 градусов в меньшую сторону, жидкость лучше не применять на автомобилях, где требуется именно антифриз, а не тосол, во избежание негативных последствий и поломок.

Антифриз и цвет

Очень часто в разговорах автолюбителей можно услышать вопросы: чем отличается зелёный антифриз от красного, какого цвета бывает антифриз, чем отличается от тосола и т. д. Специалисты нашей компании отвечают на этот вопрос.

В настоящее время антифризы (охлаждающие жидкости, тосолы) по составу антикоррозионных присадок делятся на лобридный, карбоксилатный, гибридный и традиционный типы.

Антифриз традиционный

в качестве ингибиторов коррозии содержит неорганические вещества – силикаты, фосфаты, бораты, нитриты, амины, нитраты и их комбинации.

Традиционный антифриз считается морально устаревшим, и его не применяют при первой заливке автомобилей на заводах изготовителях, это связанно с тем, что неорганические ингибиторы имеют небольшой (не более 2-х лет) срок службы, и не выдерживают высоких (более 108 °С) температур. Кроме того, силикаты в процессе эксплуатации покрывают всю внутреннюю поверхность системы охлаждения силикатным слоем, что ухудшает теплообмен и снижает эффективность охлаждения двигателя. К традиционным антифризам относится ТОСОЛ и его многочисленные модификации.

Антифриз зеленый G11 гибридный

содержит и органические, и неорганические ингибиторы (обычно силикаты или фосфаты). К гибридным антифризам по Volkswagen, относится антифриз зеленый G11. Срок службы таких антифризов 3 года.

Антифриз красный G12 карбоксилатный

содержит ингибиторы коррозии на основе органических (карбоновых) кислот. Карбоксилатные ингибиторы не образуют защитного слоя на всей поверхности системы охлаждения, адсорбируясь лишь в местах возникновения коррозии с образованием защитных слоёв толщиной не более 0,1 микрона. Он имеет больший срок службы – 5 лет против 3-х лет у гибридного антифриза и 2-х лет у силикатного. Карбоксилатный антифриз также лучше защищает металлы от коррозии и кавитации, что обеспечивает оптимальное охлаждение двигателя. К карбоксилатным по Volkswagen относится антифриз красный G12.

Антифриз фиолетовый G12++ лобридный

содержит небольшое количество минеральных ингибиторов в сочетании с органической основой. Ингибиторы таких антифризов образуют сверхтонкую защитную плёнку на поверхности материалов системы охлаждения и расходуются только в случае возникновения очагов коррозии. Лобридные антифризы содержат в своём составе органические кислоты и силикаты. Силикаты расходуются на образование защитной антикоррозионной плёнки, а карбоновые составляющие защищают только те места, где может начаться коррозия. Принципиальным отличием данного антифриза от всех существующих является неограниченный срок службы, при условии заливки в новый двигатель. К лобридным антифризам по Volkswagen, относится антифриз фиолетовый G12 ++ ( плюс плюс )

Что лучше заливать, тосол или антифриз

Можно ли заливать тосол в охлаждающую систему

Выбор марки охлаждающей жидкости необходимо производить, ориентируясь на следующие параметры:

  • температура кипения;
  • температура замерзания;
  • антикоррозионные свойства;
  • смазывающие свойства.

Также существует дилемма, связанная с периодичностью. Если вы планируете использовать тосол или антифриз класса G11, то вам придется менять его в 2-3 раза чаще, чем антифриз класса G12, Однако его стоимость будет выше, что окупится более редкой заменой. Однако учитывая другие положительные характеристики антифриза класса G12 и выше, все же рекомендуем использовать именно их. Основной фактор, который нужно учитывать при этом, является совместимость материала радиатора и химического состава ОЖ.

При выборе также следует придерживаться рекомендаций автопроизводителя о том, какую охлаждающую жидкость нужно использовать. Эту информацию можно найти в мануале или на официальном сайте. Всегда ориентируйтесь на информацию о допуске (одобрении) производителя вашего авто на использование того или иного антифриза.

При выборе охлаждающей жидкости всегда обращайте внимание на содержание боратов (буров) и фосфатов. Официальные спецификации Volkswagen G11, G12, G12+, G12++ запрещают наличие в антифризах боратов

А отечественные производители (в том числе некоторых Тосолов) зачастую грешат этим. Также в антифризе не должно быть фосфатов, аминов и нитритов. Если в жидкости есть бораты и фосфаты, то она заведомо не попадает в разряды G11 и G12. Что касается силикатов, то в антифризах G11 допускается их содержание в пределах 500-680 мг/л, в G12+ — 400-500 мг/л, а в G12++ наличие силикатов запрещено.

Как отличить поддельный антифриз

Существует один народный метод, как отличить поддельный антифриз от фирменного. Дело в том, что подделки выполняют на кислотной основе, которая может повредить элементы системы охлаждения двигателя. Чтобы выявить это, после покупки достаточно налить в крышечку или небольшой сосуд немного купленной жидкости и добавить в нее щепотку пищевой соды. Если бурная химическая реакция не произошла — можно смело заливать жидкость в радиатор. В противном случае нужно брать канистру и идти выяснять отношения с продавцами, у которых вы купили антифриз, требуя вернуть ваши деньги.

Для выяснения подлинности антифриза, а также его свойств при покупке можно проверить его плотность и pH-фактор (кислотность). В первом случае пользуются плотномером (ареометром), во втором — лакмусовой бумажкой. Измерение плотности необходимо проводить при температуре +20°С. Значительные отклонения приведут к существенным погрешностям. Так, при указанной температуре плотность охлаждающей жидкости должна быть не меньше 1,075 г/см3. Эта плотность означает, что жидкость не замерзнет на морозе до -40°С.

Таблица зависимости плотности и температуры замерзания тосола и антифриза от содержания в них этиленгликоля

Плотность тосола, антифриза, г/см3 Содержание этиленгликоля в процентах, в тосоле, антифризе Температура замерзания тосола, антифриза, °С
1,115 100 -12
1,113 99 -15
1,112 98 -17
1,111 96 -20
1,110 95 -22
1,109 92 -27
1,106 90 -29
1,099 80 -48
1,093 75 -58
1,086 67 -75
1,079 60 -55
1,073 55 -42
1,068 50 -34
1,057 40 -24
1,043 30 -15

Кислотность проверяют, опуская в жидкость лакмусовую бумажку. В идеале значение pH должно находиться в пределах 7…9 (зеленый цвет бумажки). Если вы получили значение 1…6 (розовый цвет бумажки), значит в растворе много кислоты. Если 10…13 (фиолетовый или синий цвет бумажки) — щелочи.

В заключение скажу что…

Окончательное решение о том, какую жидкость использовать, принимать только вам. При выборе отталкивайтесь от рекомендаций автопроизводителя. При покупке всегда читайте информацию о составе охлаждающей жидкости, а также условиях ее использования. Поскольку принципиальной разницы между тосолом и антифризом нет, и она лишь заключается в составе пакетов присадок, а соответственно, области применимости (для каких автомобилей или двигателей) и сроке эксплуатации. Это избавит вас от возникновения возможных проблем в работе системы охлаждения вашего автомобиля.

Всегда следите за состоянием антифриза, в частности, на его цвет в расширительном бачке. Если вы еще не проехали заявленного для жидкости расстояния, а она уже поменяла цвет, то необходимо провести ее замену. Также не забывайте менять ОЖ в соответствии с графиком. Не катайтесь сверх нормы даже на самых современных антифризах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *