Водитель сегодня

Личностные качества водителей

Тем, кто до сих пор считает, что быть водителем очень просто, стоит знать, какие личностные качества необходимы для того чтобы считать себя профессиональным водителем.

Для этого он должен будет обладать:

  1. очень часто на работу водителем берут тех, у кого уже имеется как минимум 2-3 года вождения автомобиля;
  2. необходимо иметь определенную категорию, позволяющую осуществлять те или иные перевозки;
  3. иметь визу в случае командировок за границу.
  4. требуется отличное знание ПДД;
  5. периодически проходить аттестацию, подтверждающую квалификацию;
  6. необходимо постоянно отслеживать изменения в законодательстве.

  Кроме того, профессиональный водитель должен быть:

  • внимательным;
  • уметь выдерживать нагрузки;
  • иметь терпение;
  • иметь крепкое здоровье;
  • уметь быстро принимать верное решение в случае сложных или опасных ситуациях.

Какие плюсы и минусы профессии

Любая специальность имеет свои достоинства и недостатки. Есть они и в профессии водителя.

  Так, к плюсам можно отнести:

  • быть профессиональным водителем – это возможность не только заниматься любимым делом – управлять автомобилем, но и повидать мир, особенно в случае международных перевозок людей или грузов;
  • всегда востребованная специальность;
  • есть возможность хорошо зарабатывать.

  Среди отрицательных свойств специальности стоит назвать:

  • высокая ответственность за груз или пассажиров;
  • в этой профессии нет карьерного роста;
  • во многих организациях заработная плата водителей не является достаточно большой;
  • наличие ненормированного рабочего дня;
  • наличие риска для жизни и здоровья водителя. Особенно на дальних рейсах.

Стоит сказать, что водитель большую часть времени находится в дороге

Причем неважно зима или лето, приходится сталкиваться с последствиями природных явлений, например, с сильными снегопадами или ветрами. В случае поломки, именно водитель должен будет производить ремонт, особенно если поломка произошла по дороге

Теперь вы знаете, в чем заключается профессия водитель это кто, а также что он должен знать и уметь, чтобы считаться профессионалом своего дела.

Какие обязанности у водителя

Хотя на первый взгляд кажется, что никаких различий между понятиями шофер и водитель не существует, кроме распространенности и времени употребления, на самом деле всё обстоит несколько иначе. В обиходе достаточно распространено понимание синонимичности этих слов.

Вполне можно сказать “шофер грузовика” либо “водитель грузовика”. То же самое действует в такси. Смысл от этого особо не меняется, тем не менее, если говорить в реальной жизни, это далеко не всегда так.

Под обширным понятием слова водитель понимается как общее принятое наименование для человека, который управляет разнообразным транспортным средством, а также самими движущимися машинами и агрегатами. Стоит отметить, что слово это чрезвычайно древнее.

В те времена, когда об автомобилях еще даже никто и не задумался, оно обозначало человека, который указывал путь. Это был провожатый, проводник, человек, который знал, как быстро дойти из одного места в другое. В отдельных случаях в качестве переносного смысла это слово имело также значение наставник.

Очень часто это слово также является частью общего, которое подразумевает более высокую и широкую квалификацию человека. В частности, в армии в силу необходимости сочетать несколько основных функций имеется такое понятие как механик-водитель.

Наибольшему обобщению слова поддалась уже в 30 е года XX века. Именно в это время свет увидели новые виды автомобилей. Кроме того, появилось большое количество новых транспортных и рабочих машин, включает трактора. На сегодняшний момент слово водитель очень сильно вовлечено самые разнообразные особенности деловых формулировок.

В общем, слово водитель отличается более общем, глобальным пониманием, которое не имеет какой-либо особой стилистической окраски в силу использования его в официальном языке. Если говорить о слове шофёр, то оно является намного более конкретным.

Если говорить о происхождении и этимологии самого слова, пришло оно из французского языка еще в начале 20 века. Это заметно уже по своему произношению, поскольку ударение всегда стоит на втором слоге. Первоначальное значение во французском языке — это слово имело в качестве кочегара либо истопника.

Впоследствии именно это свойство было перенесено на людей, которые управляли транспортными средствами и не нуждались в большом количестве штата. Значение понятий тяги непосредственно связывают со словом шофёр.

Что касается конкретных особенностей и характеристик современного употребления термина, то стоит отметить, что в обиходе шоферами называются далеко не все водители. Только водители профессионалы, которые уже имеют за плечами долгие годы практики и умеют ориентироваться в самых сложных ситуациях, заслуживают звание шофера.

Те, кто едет на собственном автомобиле чаще всего шофером и не называются. Иногда возникает необходимость использовать слово шофёр к отдельному не профессиональному водителю. При этом вполне допускается использовать такое словосочетание, как шофёр любитель. Распространено понимание таких особенностей, как курсы шоферов любителей, а также водительские права шофера любителя.

Если говорить о шофере, то это всегда профессиональный водитель, чья непосредственная деятельность напрямую связана с управлением транспортными средствами. Шофер – название профессии, когда под понятие водитель попадают все люди, которые имеют соответствующее удостоверение и управляющие транспортным средством.

История

Ранее, до революции, заимствованное слово шофёр писалось и произносилось как «шоффэ́р»[нет в источнике].

Первоначально, обязанности «шоффэра» были весьма сложны и трудоёмки. Господин «шоффэр» подходил к каретному сараю, где стоял самодвижущий экипаж и перво-наперво устанавливал его «по возможности горизонтально» (так было написано в заводской инструкции). Затем он брал шланг и соединял им глушитель с выпускной трубой. Затем наполнял бак бензином (поскольку на ночь его сливали, потому что никак не могли избавиться от подтеканий топлива). Далее вставлял провод магнето в свечу и открывал кран подачи бензина. Тут же, стремглав оббежав машину — нажимал на иглу карбюратора и сливал излишек топлива, дабы его не поступило в единственный цилиндр слишком много. После этих манипуляций шоффэр крутил изогнутую ручку стартера «примерно пять раз», по инструкции. Потом приоткрывал сначала карбюратор, а затем специальный компрессионный краник, дабы спустить давление в цилиндре, иначе бензин туда не пойдёт. А потом, в завершение, — опять вращал рукоятку до появления вспышек в цилиндре. Как только движок завёлся, надо краником отрегулировать подачу топлива в него, если же не завёлся — надо вывернуть свечу зажигания, промыть её и просушить, бензин из карбюратора слить и, далее, — повторить всё в том же порядке…
Когда же двигатель наконец завёлся — «шоффэр» вскарабкивается на ко́злы, и продавливая крайне тугие педали и поворачивая с огромным усилием руль (у первых самодвижек руля и вовсе не было, а был длинный рычаг), который и на полном ходу поворачивался с трудом.

Гендерная дискриминация

Приказом Министра обороны России от 24 апреля 2017 «Об утверждении перечня воинских должностей подлежащих замещению солдатами …» и Приказом директора Росгвардии от 11 июля 2016 № 01 лицам женского пола запрещено замещение должности «водитель». В 2018 году пятеро девушек из Тольятти, ссылаясь на международную практику Армии Израиля и Норвегии, в которых женщины проходят срочную военную службу, предприняли попытку оспорить в Суде Приказ министра обороны и Приказ директора Росгвардии, указывая на нарушения 19 статьи Конституции России в которой гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола. Ответчиками были заявлены Министерство обороны России и Росгвардия. Судебный марш-бросок девушек получил освещение на федеральных телеканалах НТВ, 5 канал, , Мир. Сами ответчики назвали судебную попытку девушек агрессивным феминизмом.

Через год в 2019 году одной девушке удалось прорвать оборону, Верховный Суд России с третьей попытки принял иск девушки Яны Сургаевой.

На предварительном судебном заседании под председательством судьи Верховного суда Аллы Назаровой, присутствовали женщина-представитель минюста, женщина-прокурор генпрокуратуры и мужчины ответчики. Из-за секретности обжалуемых приказов, суд отказал допустить к участию представителя Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и представителя по доверенности, указав представить в суд адвоката с ордером, назначив заседание.

Личные психологические качества водителей

Кроме мастерства управления и владения положительными нравственными качествами, водитель сегодня должен обладать определенными личностными психологическими качествами. Психологические качества очень ярко проявляются при возникновении неожиданных опасных аварийных ситуациях.

Наверно каждый водитель наблюдал случаи, когда водители встречных автомобилей несвоевременно в ночное время переключают дальний свет на ближний, без необходимости ведут автомобиль посередине дороги или встречной полосе, без явных причин могут неожиданно затормозить и т.д. Такие необъяснимые действия объясняются психофизиологическими качествами личности водителя и являются причиной очень многих дорожно-транспортных происшествий.

Психофизиологические качества заложены в человеке еще с самого рождения и изменить их очень трудно, а некоторые качества  — даже не возможно. Но знать их необходимо, особенно водителям автомобилей.

Знание своих психофизических качеств поможет водителям предсказать свою поведенческую реакцию в той или иной ситуации. Зная это, водитель будет стремиться избежать возникновения ситуаций, в которых может проявиться отрицательная поведенческая реакция.

Для большего понимания вышесказанного, приведем пример. Обычно молодые начинающие водители в вождении автомобиля видят в основном, как средство получения удовлетворения в виде положительных эмоций и адреналина.

Не заметно для самого водителя, если конечно он не контролирует свое поведение, начинает принимать сопернический характер, теряется контроль над дорожной обстановкой. И как результат начинает проявляться агрессивный стиль вождения. Как говорилось выше, такой стиль вождения неизбежно приводит к возникновению аварийной ситуации и того хуже, к дорожно-транспортному происшествию.

Зная свои психофизиологические недостатки и контролируя свои поведенческие реакции, можно их компенсировать.
Опять же приведем пример. Такие психофизиологические недостатки, затрудняющие водителю управление автомобилем, как легкая отвлекаемость внимания, замедленная реакция, эмоциональная неустойчивость могут быть компенсированы повышенным напряжением внимания, волевым усилием и прогнозированием развития дорожной обстановки.

Постоянно используя в своей деятельности по управлению автомобилем волевые тренировки, водитель вполне может выработать психоэмоциональную устойчивость на внешние дорожные раздражители, значительно повысить качество памяти и внимания, уменьшить время реакции.

Из всего сказанного, можно сделать один вывод, что водитель сегодня, чтобы стать профессионалом в высоком смысле этого слова в своем деле, т.е. именно мастерски управлять автомобилем, должен постоянно уметь:

  • — контролировать свое эмоциональное состояние;
  • — быть высоконравственным;
  • — постоянно заниматься самообразованием и самосовершенствованием.

Только такой водитель, при нынешней загруженности дорог автотранспортом, способен избежать дорожно-транспортных происшествий в любых аварийных ситуациях.

Видео — действия водителя в экстремальной ситуации:

Может заинтересовать:

Сканер для самостоятельной диагностики автомобиля

Как быстро избавиться от царапин на кузове авто

Как проверить Б/У авто перед покупкой

Как оформить полис ОСАГО онлайн за 7 минут

Понятие о системе водитель — автомобиль — дорога — среда

Применительно к транспортному процессу структурную схему системы эксплуатации автомобильной техники с некоторыми условностями можно представить состоящей из четырех основных блоков: «водитель — автомобиль — дорога — среда» (ВАДС) (рис. 2.1). Такая схема позволяет анализировать как систему в целом, так и отдельно подсистемы.

Рис. 2.1. Структурная схема системы эксплуатации автомобильной техники

Анализ взаимодействия подсистем имеет большое значение при определении эффективности эксплуатации транспорта. Коротко рассмотрим сущность основных подсистем.

Подсистема «внешняя среда — водитель» является информационной моделью транспортного процесса. Она базируется на психологических особенностях взаимодействия водителя с условиями движения. Внешняя среда представляет собой информационное поле, которое формирует у водителя эмоциональное напряжение. Водитель, анализируя внешнюю среду, избирает такую ориентацию, которая обеспечивает безопасность движения и минимальное эмоциональное напряжение. В этом сущность взаимодействия компонентов данной подсистемы.

Подсистема «водитель-автомобиль» — эргономическая модель, базирующаяся на физиологических возможностях водителя и исполнительных механизмах автомобиля. Получив от внешней среды информацию и про-анализировав ее, водитель взаимодействует с исполнительными механизмами, управляет движением автомобиля, задает ему рациональные режимы движения. При сочетании движения автомобилей на дороге создается транспортный поток. Исследование подсистемы «водитель — автомобиль» имеет большое значение для решения отдельных задач по эксплуатации автомобилей, в том числе и задачи обеспечения безопасности движения,

Подсистема «автомобиль — дорога» представляет собой механическую модель транспортного процесса

Основное внимание в этой подсистеме уделяется взаимодействию автомобиля через подвеску и колеса с дорожным покрытием. При движении автомобиль воздействует на проезжую часть, в результате чего в дорожном покрытии возникают напряжения, влияющие на его прочность и долговечность

Исследование рассматриваемой подсистемы позволяет разработать различные мероприятия (содержание и ремонт) по поддержанию дорог в хорошем техническом состоянии.

Подсистема «внешняя среда — дорога» — сложная тепломассообменная модель. Она базируется на анализе воднотеплового воздействия географических комплексов (климата, рельефа местности, грунтов, гидрологии, гидрогеологии и т.д.) на дорогу. Так, например, воздействие атмосферных осадков ухудшает эксплуатационные качества покрытий. Исследование данной подсистемы позволяет разработать мероприятия по повышению устойчивости дорог и безопасности движения.

Подсистема «дорога — автомобиль» является динамической моделью (обратная связь подсистемы «автомобиль-дорога). Она базируется на анализе колебательного процесса при движении автомобиля по проезжей части. Вследствие наличия различных неровностей покрытий автомобиль испытывает случайные воздействия. Это вызывает сложный колебательный процесс колес, кузова, автомобиля в целом

Исследование подсистемы весьма важно в теории эксплуатационных свойств автомобиля. Оно позволяет решать различные задачи — рассчитывать расход топлива, определять возможную скорость движения, производительность автомобиля и др

Подсистема «автомобиль — водитель» является обратной связью подсистемы «водитель — автомобиль». Анализ этой подсистемы позволяет изучить влияние условий движения на работоспособность водителей. В частности, могут быть установлены предельные нормы вибрации и шума для водителей. Эффективность расстановки органов управления, размеры салона автомобилей и т.д.

Подсистема «внешняя среда — автомобиль» представляет интерес при исследовании надежности автомобилей, их работы в различных климатических условиях.

Все подсистемы между собой в той или иной степени взаимосвязаны. Вместе с тем каждую подсистему можно представить отдельными элементами. С этой точки зрения водитель занимает особое место в системе ВАДС. Это элемент системы, осуществляющий управление автомобилем и участвующий в поддержании его работоспособности, т.е. обеспечении эксплуатационной надежности.

Главная задача водителя — управление автомобилем и контроле» за его работой. Тенденции развития автомобиля таковы, что физический труд по управлению им становится все меньше, а на первое место выдвигаются повышенные требования к восприятию, мышлению, управляющим воздействиям, к надежности профессиональной деятельности водителя в условиях высокой нервно-эмоциональной напряженности.

Изменение определений ПДД РФ

«Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.

«Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

Велосипед получил более четкое определение, официальный статус получили велосипеды с электродвигателем, которые ранее формально приравнивались к мопедам.

«Механическое транспортное средство» — транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

Из определения «Механическое транспортное средство» исключены слова «кроме мопеда». В более точной редакции изложено определение «мопед»

«Мопед» — двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.

«Мопед» — двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт.

В новой редакции мопед — относится к механическим транспортным средствам, на которое распространяются требования п.2.1.1.

Уточнена мощность электродвигателя. Теперь есть четкая грань, которая отличает велосипед с электродвигателем от мопеда. Мокики, скутеры, не смотря на то, что из текста исключено уточнение они по-прежнему в большинстве случаев приравниваются к мопедам. Основной показатель для определения это технические характеристики транспортного средства.

«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.

«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

Определение дополнено новыми терминами, добавлены колесные средства передвижения, которые до изменений формально можно было приравнять к транспортным средствам. В новой редакции передвижение на роликовых коньках и самокатах является пешеходным движением.

«Тротуар» — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от нее газоном.

В определение добавлена велосипедная дорожка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector