Запорожец

править Примечания

  1. Если посмеете вякнуть про NSU Prinz, автомобильными историками давно доказано, что оба автомобиля появились практически одновременно, имеют совершенно разные кузова, и оба сделаны с закосом под расовый пиндосский запор Chevrolet Corvair. А все кривотолки о родстве НСУ и ЗАЗа — не более, чем гаражные байки под беленькую.
  2. У 966, 968А и 968М печка располагалась в багажнике, если его можно так назвать. Печка была очень капризная, бензонасос переставал качать, жиклер регулятора подачи засорялся, печка засиралась копотью, переливала, что вело к локальному пиздецу всего вундеркрафта. А ещё в багажнике (в этом крошечном объеме), помимо печки, располагаются две колесные ниши (и ниши для ног, благодаря им у водителя и переднего пассажира есть непривычно много свободного места), главные цилиндры сцепления и тормозной системы, прикрытые вместе с рулевой колонкой громоздким щитком, аккумулятор, а также запаска (у 968М — в моторном отсеке). Поэтому каждый уважающий себя дачник ставил на крышу дополнительный багажник.
  3. Двигатель в багажнике же. Причём настолько в багажнике, что позади колёс и заднего привода

Запорожец — неотъемлемая часть транспортной жизни этой страны.

Мета  Top Gear • VIP-атрибуты • Автожур • Автомобильные номера • Зарубежный автопром • ОСАГО • Отечественный автопром
Заповедники  /au/ • /tr/ • auto.ru • ru_auto • Южный Порт
Типажи  Автомобилист • Автостопщик • Байкер • Велосипедист • Дальнобойщик • Дачник • Женщина за рулём • Колхозник • Красномордый • Метробабка • Пешеход • Спонсор • Стритрейсер • Таксист
Вёдра передвижения  Chery • Daewoo Lanos • Daewoo Matiz • Hummer • Marussia • Renault Logan • Tucker • АвтоВАЗ (Калина • Нива • Ока • Тазик) • Бумер • Волга • Газель • Гелендваген • Ё-мобиль • Запор • Конструктор • Москвич (АЗЛК • Ижевский завод) • Олени • Субару • Трабант • УАЗ • Форд Фокус • Членовоз • Электромобиль
Лоховозки  Автобус • Газенваген • Детская железная дорога • Маршрутка • Метро (в этой стране) • Монорельс • Пассажирский поезд • Скорая помощь • Скотовоз • Трамвай • Троллейбус • РЖД • Электричка
Хрустоциклы  Harley-Davidson • Hyosung • Урал • Прочие мотоциклы • Скутер
Летающие гробы  De Havilland Comet • Кукурузник • Суперджет • Ту-124 • Ту-154
Шушпанцеры  БелАЗ • КамАЗ • Колхида • КрАЗ • Урал • Шишига • ВЛ85 • Шагарь
Кошмары  Автосервис • Ара-тюнинг • Взрывы в метро • ГИБДД • День жестянщика • Дороги России • Коктейль Лужкова • Мигалки • Навител • Ночные Волки • Синие ведёрки • Пробка • Резина «Таганка» • Трафик
Направления  Вокруг • M4 • Нахуй
Спецсоревнования  Автосрачи • Дорожный контроль • Зацепинг • Ралли • Рулесрач • • Формула 1 • Электричкинг
Мемы  • Multi-Track Drifting • Автобус 410 • Автобус ЛАЗ • Биокатализатор топлива • Ведро компрессии • Живой щит • Как в дорогих иномарках • Кравчучка • Метод Кочки • Метро-2 • Метро на МКАД • Мое место парковки • Монорельсовый кот • Мотороллер • Музей Красинца • Овощи • Паровозик на Тиречево • Петровско-Разумовская • Планёр Гимли • Продажа Toyota Celica • Саня Поддубный • Счастливый билет • Сраный трактор • Фликер • Что будет, если в унитаз поезда на полном ходу бросить лом?
Фанаты  Транспортные фанаты (в интернетах) • Авиасиммер • Автобусники • Железнодорожный симмер • Железнодорожные маньяки • Метрофанаты • Пира • Рыбакин • Трамвайщики

Запорожец — сумна сторінка української історії.

Про нас  Україна (історія) • Українець • Бандерівець • Козаки • Помаранчеві • Свідомість • Суржик • Хохол
Еліта  Азаров • Анна Дзюба • Голова Києва • Голова Харкова • Кучма • Пасічник • Проффесор • Фаріон • Юля • Яценюк
Культура  Bredor • S.T.A.L.K.E.R. • Будиловська • Бульба • Васильців • Джентльмен-шоу • Джигурда • Жорстокий Впливанець • Казантип • Книга Велеса • Кореспондент • Красная Плесень • Лист турецькому султану від запорізьких козаків • Маски-шоу • Подерв’янський • Палагнюк • Поплавський • Стрикало • Черкаський • Шевченко • Шоу Довгоносиків
Міста  Київ • Дніпро • Донецьк • Запоріжжя • Крижопіль • Львів • Одеса • Харків • Чорнобиль
Ресурси  Борщ • Газ • Півкабана • Сало
Значущі особистості  FEMEN • Бабця-пожежа • Вассерман • Вєтров • Володарський • Дніпропетровські маніяки • Латенко • Лисенко • Макар • Махно • Нахема • Нестеренко • Охрім • Поклонська • Пруль • Сашко • Слюсарчук • Татаров • Чайка
Вироби  Daewoo Lanos • Автобус ЛАЗ • Ан-225 • Запорожець • Кравчучка • КрАЗ • Моторолер
Інше  Infostore • Uchan • Бабця та кіт • В/на • Вишиванка • Глобус України • Голодомор • Домінікана • Закон 404 • Кацап • Майдан (Євромайдан) • Мама чому я X • Москаль • НАТО • Олексій Михайлович • Отака хуйня, малята • Отже підходжу я до твоєї мами і сцю їй у рота • ПДРС • Побиття лохiв • Полювання • Путін — хуйло • Різун • Російська збройна агресія на сході України • Учасники форуму mvd-ua.com ґвалтують хлопчиків! • Фофудія • Хохлосрач • Чупакабра • Юлеботи

править Запорожец в естественной среде обитания

Также заслуженно любим жыдомоскальскими и хохляцкими байкерами по причине наличия в оном мотора с волшебной формулой «V-4», достаточно малогабаритного и легкого для постройки аццкого мотоцикла на его базе. Алсо, вместе с коробкой и деталями подвески дичайше котируется также строителями трайков и багги.
Практического смысла в этом нет, это как метровый мужской половой детородный хуй — круто, но бесполезно. Так, доказать что-либо себе и людям. А впрочем, пусть… Ибо не каждый сумеет.

Алсо, в абхазской армии на «ушастых» снимали крышу и ставили самодельную РСЗО. Полученная вундервафля, по слухам, доставляла своим видом и проходимостью.

править Немного критики

◄ ►

Интимная жизнь с КРАЗом

Венгерский тюнинг КрАЗ-255 с активным использованием фюзеляжа от Ан-2

Терминатор и Краз

  • Бесспорно, КрАЗ — один из лучших грузовиков по проходимости и грузоподъёмности, ведь акцент ещё со времён СССР установлен на технические характеристики поциента. Но от этого факта водителям монстра ничуть не легче, ибо о комфор­та­бель­нос­ти поездки не может быть и речи: уровень шума и вибрации одолевает даже поцшеходов, оказавшихся рядом с проезжающим КрАЗом. Собственно, на этой теме и базируется классический советский йумар — «Хорошая машина Татра! Только три года на северах — и машины нет. А ещё лучше машина Краз! Только три года — и водителя нет.»
  • Есть мнение, что креаторы грузовика делают некоторые детали (например, вал опрокидывающего механизма)необоснованно огромными. По мнению креаторов, это даёт дополнительную мощность конструкции, но вместе с тем прочность стали, из которой делают эти самые детали, оставляет желать лучшего. Можно только предположить, что это делается специально для лулзов увеличения веса грузовика, что положительно сказывается на его тяговых характеристиках. Либо это просто подавленные комплексы конструкторов.
  • Слабая динамика двигателя ЯМЗ-238. Максимальная скорость гражданской версии КрАЗ‑256 по паспорту — всего 68 км/ч, в связи с чем КрАЗы непопулярны среди нашенских Арба-Транс.
  • Один из характерных дефектов буквально всех старых КрАЗов — слабая рама. При длительной эксплуатации грузовика количество сварных швов и наваренных для прочности косынок на раме увеличивается со сказочной быстротой. Особенно если это эксплуатация в условиях севера и слабоосвоенных областей Сибири, то есть почти полного отсутствия дорог и хронического перегруза. Самый верный способ угробить КрАЗ — это разгружать наваленный с горкой самосвальный кузов, да с примёрзшим содержимым, на поверхности с заметным боковым уклончиком. Рано или поздно машина говорит «кря!», и рама идет винтом.
  • Слабая КрАЗовская рама может сыграть очень злую шутку с автокранами на базе этих самых КрАЗов — сломаться как раз позади кабины, в результате чего прогнувшаяся машина со страшным скрежетом проезжает свои последние несколько метров по дороге и останавливается очень надолго.
  • За исключительную, ни с чем не сравнимую эргономичность и удобство, водилами назван «Людоедом».
  • С некоторых пор по дорогам этой страны даже пустой может ездить только со специальным разрешением на перевозку крупногабаритных грузов, так как не вписывается в разрешенные габариты по ширине. Но этот укор уже в адрес чинушей из Минтранса, а не производителя.

править Главные особенности

КрАЗ-255В1 и анон (195 см) в Монино

◄ ►

КрАЗ‑255В1 и ИЛ‑76М

Суровый вездеход 6333

КРАЗы для вояк

Презентация чуркам

  • ТруЪ — КРаЗы имеют деревянную кабину, так как отделка салона деревом — атрибут наиболее престижных автомобилей! Современные же КрАЗы, начиная с модели 260, имеют уже цельнометаллическую кабину. Но, как говорится, договориться можно всегда.
  • Легендарны также проходимость и тяговая мощь дикой полноприводной разновидности КрАЗа — КрАЗ‑255 (известна под кодовым именем «Лаптёжник», тж. «Лапоть»): тянет до семи вагонов с углём прямо по рельсам/шпалам, а скорость буксировки по рулёжке в дулю груженого Ил‑76 ограничена только матюками руководителя полётов.
  • Преодолеваемые на КрАЗе кратеры и говны с трудом поддаются описанию. КрАЗ может легко и внезапно переехать через бетонные балки высотой в 60 см, аки амфибия преодолеть вброд водоёмы глубиной до полутора метров, забраться на подъём с уклоном 58% и 20 раз подтянуться, он может одинаково ехать по асфальту, грязи, песку (самый популярный грузовик в пустыне), реке, снегу, говну, бордюрам, заборам, лексусам и зданиям ГИБДД.
  • Единственный автомобиль, который по паспорту можно заправлять керосином, даже авиационным ТС-1 (имеется в виду многотопливная модификация с двигателем ЯМЗ‑238Л) — именно поэтому часто применяется в роли тягачей на аэродромах.
  • Двигатель ЯМЗ‑238 также устанавливался на трактор К‑700 «Кировец». Возможно, благодаря вышеуказаному пункту последние также юзались как аэродромные тягачи.
  • Немало легенд сложено о «кразовском» рулевом управлении на автомобилях ранних лет выпуска без (!) гидроусилителя. Cовсем без.
  • Также знамениты некоторые конструкции на базе КрАЗа: подъёмный кран К-162 с электро­при­во­дом, которым принципиально невозможно что-то сделать плавно, зато можно глушить рыбу в ближайшей речке электричеством, вырабатываемым силовой установкой крана; понтонный мост — самая широкая машина в СА — 2,80 по штату, давно запрещён к появлению на дорогах общего назначения, так как не лезет ни в какой габарит; аэродромный топливозаправщик (50 тонн хирасину и узбэк за рулём из противо­пожар­ных соображений, ибо не курит, да и не жалко, если что).

править Разные

KRAZy Crocodile

KRAZy Crocodile

Шоу-мобиль, специально сделанный для выставок, чтобы КрАЗы на фоне Мерседесов, ДАФов, МАНов и прочих забугорных железяк хоть чем-то выделялись. Донор — старенький, работающий с 1972 года внутризаводской тягач КрАЗ-255Б. Техническая начинка осталась неизменной. В его кабине с огромным, как у американских тягачей, «спальником» — два руля, два комплекта приборов и педалей (справа и слева). Спереди мощная лебедка, в кузове — кран-укосина. На крыше из люка красуется тру-пулемёт, а по бокам прикреплены пиратские сундуки. Качество отделки машины таково, что на первом же показе один из приглашенных гостей с Ближнего Востока предлагал за неё директору завода пол-ляма баксов.

КрАЗ-5233ВЕ и КрАЗ-5173РЕ «Самум»

«Самум»

Почти участник всемирно-известного ралли-рейда «Лиссабон-Дакар 2008» и проект его преемника.

Впервые в истории украинского автоспорта украинский автомобиль КрАЗ-5233ВЕ готов был преодолеть наисложнейший дакаровский маршрут и даже должен был пойти в общем зачёте. Правда, выступать агрегат должен был в другой категории, нежели спортивные КамАЗы, а потому на победу никто и не претендовал.

Но разразился кризис, и на проект был торжественно возложен хуй.

КрАЗ-6322 Вездеход

КрАЗ-6322

Автомобиль с колёсной формулой 6×6, заслуживший признание военных многих стран мира. Погрузите на него 13 тонн груза — и автомобиль доставит его через любое бездорожье благодаря 330-сильному двигателю, 8-ступенчатой КПП, широкопрофильным шинам 530/70R21, оригинальной системе обеспечения двигателя воздухом. Лебёдка с усилием на тросе 12 т выручит грузовик из любой беды. Автомобиль может буксировать прицеп весом до 30 т, самолет по аэродрому весом до 75 т. Преодолеваемый брод — 1,2 м, максимальный подъём — 58%.

КрАЗ-5460

Добавить бы сзади кузов типа «лимузин» и легкосплавные диски — и «хаммер» с «геленвагеном» повесились бы от своей ущербности

КрАЗ с двигателем от Танка Т-64. Данный экземпляр участвовал в FIA European Truck Racing Cup 1992 года в Нюрнбурге, давал здорово просраться на начальных этапах, но выбыл из соревнований из-за наебнувшегося подшипника, изготовленного в единственном экземпляре. Немцы очень не хотели терять такой колорит и предлагали всевозможную помощь, но подшипник был нестандартного размера. Данный агрегат имел мощность 1000 л. с. и разгонялся до 100 км/ч за 12 секунд.

Визуально экземпляр доставлял не хуже буржуйских. Сейчас это чудо стоит под админкорпусом завода и наполовину разбарахолено. Завод КрАЗ ни копейки не вложил в данный экземпляр, бабло скидывали гоночные клубы и Ассоциация автоперевозчиков Украины.

править ЛуАЗ

Луаз — пособник мирового терроризма

ТРУЪ-повозка

На базе запорского мотора и с таким же уровнем гениальности конструкторской мысли в СССР выпускался и жып ЛуАЗ, причем в двух ипостасях — гражданский недокозёл и армейский ТРУ-повозЪ ТПК, способный плавать и управляться водителем в лежачем положении. Отличался феноменальной проходимостью. В числе причин такого феномена — небольшой вес машины и колёсные редукторы, сильно увеличивавшие дорожный просвет, жёсткая блокировка межколёсного дифа заднего моста и трансмиссия типа изиселекта — привод на выбор: передний или полный с задним межколёсным блоком. Большинство современных джипов такого не имеют. Разве что мицубиси, да некоторые амеры. Из недостатков — симметричная малоприспособленность к передвижению по дорогам, даже этой страны. Что уж говорить, когда даже в армии на расстояния поболее нескольких десятков км ТПК рекомендовалось перевозить верхом на нормальных машинах или хотя бы на буксире, для сбережения ресурса водителей.

Алсо, в конце 90-х завод попытался выпускать ЛуАЗы с дизелем от итальянских газонокосилок и генераторов Lamborghini Lombardini. Результаты анонимусу неизвестны. Можно было заказать чЮдо-аппарат по почте в разобранном виде.

Лулз состоит в том, что в 1972 году «Луаз» умудрился взять автоприз в Италии на выставке: минималистичную бюджетную проходимость и дизайн салона, куски говна из которого можно было вымывать из шланга вследствие отсутствия какой-либо ненужной фигни из ковролина (седушки были сделаны наподобие гамака из переплетённых ремней, ога) признали охрененной концепцией спецмашины для охотников, которую можно докупить к основной и которую не жалко завазюкать. Собственно говоря, послевоенные европейские машинки, например, w:Citroën 2CV, часто именно по такой схеме и строились.

Сей девайс в народе назывался «Волынянка», «Волынка», БМВ (Боевая «Машина» Волыни), «Луиза», «Фантомас», «Цыплёнок» и «Еврейский броневик». Имеется и отражение в народном творчестве тех лет: «Курица — не птица, „Волынянка“ — не машина, баба — не человек».

ЛуАЗ косплеит Гелендваген

Алсо анекдот про сабж на расовом западэнско-польском:
— Пан сам склэпав?
— Ни, дэржава.
— Матка Боска!.

Оружие массового уничтожения

Также его именовали «Луноходом» за внешнее сходство с аппаратом для исследования луны.

править Факты превыше лулзов

  • В 40-50-х годах завод делал мосты, а в 50-х — комбайны;
  • Первые два суровых КрАЗ‑222 собраны 10 апреля 1959 года;
  • До 1959 года автомобиль был известен как ЯАЗ и выпускался в Ярославле;
  • Средний КрАЗ жрет 38 литров солярки на сотню кэмэ. Такой расход не кажется особенно огромным, если учесть технические характеристики КрАЗа (масса без груза — около 11,5 т, объём двигателя — почти 15 (sic!) литров; для сравнения — столько же литров бензина на 100 км жрёт эпичный ЗИЛ-130, и масса, и объём двигателя которого в 2,5 раза меньше, чем у КрАЗа, и если не знать о КПД солярки, то может показаться, что КрАЗ эффективнее ЗИЛа);

Алсо, если внимательно приглядеться к решётке радиатора КрАЗа, то можно увидеть, что с неё на тебя смотрит ехидная улыбка.

Долгожданная малолитражка

История этого маленького автомобильчика началась в конце 1950-х годов, когда стало понятно, что страна остро нуждается в машине особо малого класса, этакого «народного автомобиля» на манер «Ситроена 2СУ», или «Фольксвагена-Жука». Первоначальную разработку машины поручили Московскому заводу малолитражных автомобилей (МЗМА). Работа началась в конце 1956 года, за основу был взят итальянский «ФИАТ 600», а разработку поручили МЗМА.

Уже в 1957 году был создан прототип будущего «Запорожца» — тогда еще «Москвич-444», а всего было сделано 5 экспериментальных машин. К 1958 году стало ясно, что на полностью загруженном МЗМА мощностей для производства нового микролитражного автомобиля просто нет. И 28 ноября 1958 года Совмин СССР принял «историческое» решение об организации на Запорожском заводе сельхозтехники «Коммунар» производства нового автомобиля без прекращения выпуска основного вида продукции. Поставщиком двигателей назначили Мелитопольский моторный завод (МеМЗ). Производство пришлось открывать практически с «чистого листа», своих «автомобильных» инженеров у завода не было, посему часть команды была призвана с ГАЗа и все того же МЗМА, а часть проходила на этих заводах стажировку.

Создание «965-й» модели из-за недостатка финансирования, опыта работы растянулось на долгие годы. Модель ЗАЗ-965А отличалась двигателем увеличенного рабочего объема (887 см3) и мощностью (27 л. с.), одним глушителем (вместо двух), отсутствием декоративного молдинга на боковинах.

Разработка следующего поколения «Запорожцев» началась практически сразу после освоения производства первого, в 1961 году. Прототипы появились уже к осени того же года.

править Запорожец в культуре стран СНГ

Fast & furious

Обзор младшего брата

Чисто конкретно — аццкий Бэтмен!

Все вышеперечисленные достоинства этого купе привели к тому, что Запорожцу отвели особую роль в культуре даже на фоне исчезающе малого разнообразия автомобилей савецкой эпохи.

Традиционная тема анекдотов «в остановившийся на светофоре мерседес врезается запорожец» тоже имеет свою технологическую основу — как отмечено выше, жоперы до 968М имели одноконтурную систему тормозов. То есть при повреждении ее в любом месте (лопнула гнилая трубка, перетерся дерьмовый резиновый шланг, а это запросто — слегка перекрученный при установке, он касался колеса при повороте) тормоза пропадают полностью, педаль проваливается в пол и тормозить можно исключительно путем заезда кому-нибудь в жопу. А также с помощью ручника, но не у всех они работали, да и не все обладали эзотерическими знаниями об этой вспомогательной тормозной системе.

Внезапно засветился даже в международной культуре — в расовом американском мультике «Тачки-2» действует целая банда «Запорожцев», для конспирации взявших фамилию «Транковы».

править Инвалиды

Отца-ветерана уговорить купить нам машину. Если не машину, то запорожец.

— Задорнов

ЗАЗ 968М

В этом ряду особо почётное место занимает модификация 968МР для инвалидов с одной ногой и одной рукой. Уже во времена ГАЗ М-21 «Волга» существовала планетарная коробка передач, один чертёж которой вызывал нервные судороги у любого технаря. Но разработчики 968МР «пошли своим путем», и создали феерический агрегат, в котором четырехступенчатая механическая коробка управлялась специальной такой вилкой, куда предлагалось совать культю отсутствующей ноги, ручкой с кнопками на руле, за которую надо держаться единственной рукой, и еще одним вспомогательным рычагом для включения заднего хода. Сцепление там было не какое-нибудь, а автоматическое электромагнитное! Все типтроники нервно курят в углу — в жоперском сцеплении были не какие-нибудь фрикционы и диски, а электромагнитный клапан, управляющий гидроваккуумным усилителем, который приводил в действие обычное «сухое» сцепление (на случай отказа «автоматики» имелась укороченная педаль сцепления). В более ранней модели (968АР) вакуумного усилителя не было, а был мощный соленоид, при включении тока заклинивающий между собой половинки магнитопровода в сцеплении. Управлялось это все чудовищной схемой из релюшек и транзисторов, завязанной на генератор двигателя, обеспечивая хоть как-то плавный старт и усиление тока при росте оборотов. И это — в то время, когда вся Америка поголовно ездила на тачках с автоматическими коробками в стоке. Легендарный коробас Ford-O-Matic мог бы пережить 5-10 инвалидных запоров кряду, учитывая их едва ли большие пробеги. Попrавка: зато Европа парилась с такой же, но уже расово фошиссцкой, байдой под названием Saxomat — которая, собственно, и была невозбранно попизжена коллективом завода «Коммунар» чуть менее, чем полностью, я это гарантирую.

Ходовая часть

Какой же тюнинг автомобилей ЗАЗ 968 может обойтись без модернизации колес? Варианта два: сделать «разварки» или заменить ступицы. Если все-таки разваривать, то к делу нужно подходить как можно тщательнее – из-за лопнувшей на ходу небрежно сделанной «разварки» можно попасть в серьезное ДТП. Поэтому лучше позаимствовать у ВАЗ 2108 ступицы вместе с тормозами, так как стоковые колеса просто не справятся с выросшей мощностью.

Подвеску также можно собрать с восьмерочными рычагами и стойками. Вообще, ВАЗы являются отличными донорами для Запорожцев. У них можно заимствовать достаточно много узлов, и при этом не переплачивать за импортные аналоги.

Усиление кузова

Выполняя собственными руками тюнинг ЗАЗ 968М, особенно при доработке его технической части, не упускайте из вида силовые характеристики кузова, так как от этого зависит устойчивость автомобиля. Для усиления кузовной конструкции необходимо:

  • заменить передние и задние стойки;
  • усилить распорки между стойками;
  • установить стабилизатор поперечной устойчивости.

Салон

Тюнинг Запорожца невозможен без модернизации салона, так как, говоря откровенно, даже в своё время он не был образцом передовой технологии и комфорта

Для того чтобы сделать салон более комфортным, можно установить современные сидения, толстый и удобный руль, уделить внимание хорошей шумоизоляции

запорожец кабриолет

Приборную панель можно заменить, переделав понравившуюся из другого автомобиля или изготовив ее самостоятельно из стекловолокна. Электропроводку также желательно смонтировать заново, чтобы полностью подогнать ее под свои требования.

Обшивку дверей и боковых панелей автомобиля можно изготовить по своим чертежам или перетянуть старые карты другим материалом. Также можно поступить и с потолком.

Для замены сидений в ЗАЗ 968 и 968М можно использовать кресла с Honda Accord, BMW третей серии, Opel Kadet, Mitsubishi Colt и других автомобилей. Для их установки необходимо переделать крепления для сидений.

Если возникают трудности с поиском нового руля, подходящего по шлицам, можно самостоятельно изготовить переходник и подвести проводку к кнопке сигнала.

Начало создания горбатого запорожца

Массовый выпуск автомобиля, предназначенного для трудящихся, стал возможен благодаря соответствующему постановлению ЦК КПСС. Выпускаться запорожцы должны были на столичном заводе «Москвич». К октябрю 1957 года появилась первая опытная модель под номером «444». «Фиатовские» колеса пришлось заменить: 12-ти дюймов оказалось маловато для нашей местности, поэтому конструкторы решили остановиться на 13-ти дюймовых колесах. Естественно, внешние данные автомобиля от этого серьезно пострадали. К тому же пришлось поменять конструкцию передней подвески. Для этих целей вместо «фиатовской» взяли подвеску «Фольксваген-Жук». Да и в остальном внешний вид тоже пришлось несколько изменить.

Но основная загвоздка заключалась в том, что у АЗЛК не хватало мощностей производства для выпуска оригинального «фиатовского»  четырехцилиндрового двигателя с системой водяного охлаждения, который был и экономичным, и надежным. Времени оставалось мало. Двигатели, которые уже выпускались на российских автозаводах, не подходили для мелкогабаритных автомобилей. Выход был найден весьма оригинальный: было решено модернизировать мотор, который производился на мотозаводе в Ирбите. На базе «МД-65» был создан «ИМЗ-М-61», который имел ряд существенных недостатков. Во-первых, это малый ресурс. Во-вторых, недостатки конструкции. В-третьих, малая мощность, плохой разгон и перегрев автомобиля. Все это привело к непригодности автомобиля к эксплуатации.

В связи с этими обстоятельствами правительственный заказ чуть не провалился. Разработчикам пришлось обратиться к опытным разработкам, которые в скором времени готовятся к выпуску. В ходе опытных испытаний выяснилось, что «запорожцу» больше всего подходит двигатель «НАМИ-В», созданный на базе аналогичного двигателя «Фольксваген-Жук». Этот мотор был предназначен для подобной мелкогабаритной машины, имел хорошие технические и технологические характеристики, давно выпускался (с 1947г.). Был уже подготовлен запуск массового производства, но ГосПлан решил поступить по-своему.

Доведение до ума

Модель ЗАЗ-966 находилась в серийном производстве с 1966 по 1972 год. ЗАЗ-968 выпускался с 1972 года. Изначально он не имел внешних отличий от «966-го», а главными его особенностями были несколько модернизированный двигатель (другой карбюратор) и видоизмененная передняя панель. Модель постоянно модернизировалась, и к концу выпуска в 1978 году была практически неотличима от выпускавшегося параллельно и пошедшего в серию в 1973 году ЗАЗ-968А, который имел обновленный внешний вид и ряд конструктивных изменений, улучшивших безопасность, вроде двухконтурных тормозов, ремней безопасности и «мягкой» панели приборов, которая впоследствии устанавливалась на ЗАЗ-968М, выпускавшийся с 1979 по 1994 год, — эта машина завершила эру «Запорожцев».

Эта версия «Запорожца» является наиболее массовой. Продолжали выпускаться автомобили для людей с ограниченными возможностями. «968-я» модель была заменена на совершенно новый автомобиль — ЗАЗ-1102 «Таврия», который конструктивно ничего общего с «Запорожцем» не имел. ЗАЗ-1102 — переднеприводный трехдверный хетчбэк с новым двигателем МеМЗ жидкостного охлаждения.

Наряду с базовыми модификациями выпускались также их экспортные варианты. В зависимости от целевого рынка, они имели торговое обозначение Yalta/Jalta («Ялта») или Eliette («Элиетт»), и по сравнению с базовыми моделями обладали улучшенными потребительскими качествами. ЗАЗ-968Э и ЗАЗ-968АЭ в количествах до 5 тысяч штук в год продавались в Европе через финскую компанию Konela и бельгийскую Scaldia-Volga.

В Советском Союзе автомобиль «Запорожец» пользовался популярностью в значительной степени за счет относительной дешевизны (на середину 1970-х — около 3-3,5 тысячи советских рублей, в то же время «Москвичи» и разные модели «Жигулей» стоили от 5 до 7,5 тысячи рублей) и наличия целого ряда модификаций с измененными механизмами управления для инвалидов с отсутствующими конечностями. Кроме того, «Запорожцы» отличались хорошей проходимостью за счет большого дорожного просвета, гладкого, ровного днища и повышенной нагрузки на ведущую ось, а также простотой в обслуживании и ремонте, что делало их в большой степени пригодными для эксплуатации в сельской местности и отдаленных районах страны. Необычная по советским меркам конструкция автомобиля нередко вызывала неодобрительное отношение автолюбителей и служила поводом для появления многочисленных шуток и анекдотов. В 50-60-е годы минувшего столетия заднемоторная компоновка находилась на пике своей популярности по всему миру, автомобили с двигателем сзади пытались производить даже в США, не говоря уже о Европе. Распространенность двухдверных кузовов в те годы также была намного большей, чем в наши дни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector