Цапфа

Что такое цапфа ступицы колеса автомобиля

Что такое цапфа в автомобиле? Это механизм представляющий собой часть вала или ось, на которой расположен подшипник. Данная деталь, называется по-разному, зависит это от места расположения. Если располагается на краю вала, то называется шип. Деталь, которая в середине вала называется шейкой. Если же цапфа концевая и принимает на себя осевые нагрузки, то носит название пята.

Устройство поворотной цапфы

Что же такое цапфа в машинах с полным приводом и чем она отличатся от обычной? Данная деталь, имеет несколько конструктивных особенностей по сравнению с обычной цапфой. В полноприводном автомобиле она состоит из двух частей: шаровая опора и собственно сама деталь.

Шаровая опора перекрывает собой внутреннюю полость, мусор не попадает внутрь, при этом делает возможным поворот. Сама поворотная цапфа играет роль связующего звена, между ступицей и шаровой опорой. Некоторые машины оснащены системой накачки колес, в них используются специализированные цапфы, оснащённые отверстием, по которому, осуществляется подкачка. У детали такого вида характерная резьбовая часть, посадочная поверхность под подшипник, втулка под сальник, втулка вилки наружной полуоси и, конечно, опорная шайба.

Функции:

  1. Резьбовая часть обеспечивает нужный натяг во время регулировки подшипников ступицы, удерживает колесо на положенном ему месте. Мастер нарезает резьбу с шагом в два миллиметра, чтобы поверхность выполнила положенные ей функции.
  2. Посадочная поверхность под подшипники обеспечивает натяг нужный для установки подшипников, защищает его от проскальзывания в будущем и держит под контролем люфт в самой ступице.
  3. Специальная втулка под сальник сэкономит хозяину автомобиля некоторое количество денежных средств. Без этой части придётся делать дополнительную наплавку на рабочую поверхность, а потом ещё обтачивать и шлифовать, а так замена старой втулки на новую спасёт положение.
  4. Втулка вилки наружной полуоси выполняет такие же функции. Единственное отличие заключается в том, что к этой детали предъявляются более высокие требования. Это делается для того, чтобы сделать зазор в паре трения минимальным.
  5. Опорная шайба исключает возможные утечки воздуха, уплотняя шаровую и цапфу. Она играет не такую важную роль, как другие детали, так что к ней в основном предъявляются требования повышенной износоустойчивости во время продолжительной работы.

Состав стали цапфы

Когда делается новая цапфа поворотного кулака, то очень большое внимание уделяют размеру и качеству обработки. Мастера используют литьё при изготовлении запчасти и применяют сталь 35ХГСА

В состав такой стали входят:

  1. Углерод содержится в металле для получения стали, именно в сплаве с ним железо становится сталью и получает положенные ей свойства во время термической обработки.
  2. Сера с фосфором играют роль вредных примесей, которые остаются в металле. Из-за них материал твердеет и во время обработки образуются горячие трещины. Примеси снижают вязкость в твёрдом состоянии и делают металл хрупким при минусовых температурах. Поэтому содержание серы и фосфора строго ограничено.
  3. Кремний и марганец литейщик добавляет в жидкий металл. Примеси играют роль раскислителей во время выплавки. Эти примеси полезны и остаются в стали, так происходит частичное удаление серы.

С другой стороны, цапфа ступицы колеса может быть изготовлена из легированной или углеродистой стали это повысило бы безопасность и ощутимо увеличило срок службы детали. Но так не делается, потому что при изготовлении материал проходит многоступенчатую термообработку. Таким образом, даже сталь 35 ХГСА получает хорошую твёрдость и прочность, и при этом стоит намного меньше легированной или углеродистой.

Опорная цапфа

Опорная цапфа поддерживает посредством люнета провисающую часть протяжки.

Передняя опорная цапфа 10 изготовляется из стального литья с отверстиями для пропуска пара в межтрубное пространство сушильного барабана.

Задняя опорная цапфа 19 имеет отверстия для спуска конденсата и соединяется при помощи болтов и фланца 21 с трубой 20 для отвода конденсата.

Опорные цапфы корпуса тормоза установлены на подшипниках качения, охватывающих цапфы ( фиг. Такая схема применяется для небольших и средних тормозов.

Опорные цапфы корпуса тормоза лежат на секторах, поставленных вертикально на призмы ( фиг. Такая конструкция применяется главным образом для тяжелых тормозов.

При отсутствии опорной цапфы для люнета длина задней направляющей должна быть не менее 0 5D4 и не менее 20 мм.

Устанавливается длина опорной цапфы для люнета.

Ползун 6 извлекает опорные цапфы 21 и соединительные цапфы 24 без разделения формы. Кроме того, этот ползун извлекает часть прилегающих кромок пластинок. Причина заключается в том, что здесь необходимо освободить место для последующего формования соединительных тяг.

Шаровые краны с опорными цапфами КШЦ 146, КШЦ 155 и КШЦ 178 ( в дальнейшем краны) предназначены для перекрытия трубного канала бурильных труб в целях предупреждения возникновения открытых фонтанов или в процессе их ликвидации при бурении нефтяных и газовых скважин.

Кран шаровой с опорными цапфами типа К. ШЦ устанавливается под ведущей трубой. Отличительной особенностью этой конструкции является то, что шаровая пробка установлена на цапфах и ушютнительные прокладки выполнены из фторопласта. Это позволяет уменьшить усилие открытия крана при одностороннем давлении.

Сопряженные винты двухчервячных машин. а — с совпадающим вращением. б — с встречным вращением.

Кроме того, оно является своеобразной промежуточной опорной цапфой длинного винта. По опубликованным данным, тандем-винт позволяет провести весь технологический процесс от сырья до профилированного продукта в одной машине, исключая тем самым необходимость предварительного перемешивания или вальцевания.

К обоим концам крановой колонны прикреплены опорные цапфы: одна из них устанавливается в нижней опоре, в которой имеются подпятник и радиальный подшипник, а другая — в верхней опоре, имеющей радиальный подшипник.

Рассчитываются величины диаметра задней направляющей части D4, диаметра опорной цапфы для люнета Ds, длины для первого зуба протяжки I, длины шейки / 2 по данным пп.

Схема к расчету хвостовика колонны.

Диаметр — цапфа — вал

Форма отпечатка площадки деформация между валами.

Особое внимание обращается на принятые величины максимальных и минимальных натягов подшипников отсасывающих, валов. Обычно диаметр цапф валов для широких высокоскоростных машин колеблется в пределах 350 — 440 мм, при этом минимальный натяг должен составлять около 0 203 мм, а максимальный — 0 266 мм

Это имеет важное значение для нормальной работы отсасывающего пресса и всей машины в целом.

Насыпные подшипники.

При выборе стандартных подшипников качения прежде всего определяют требуемый тип в зависимости от действующих нагрузок, условий работы, точности функционирования узла. Затем по диаметру цапфы вала находят в каталоге нужный подшипник.

Если расчетное значение С, расч больше значения базовой динамической грузоподъемности С, для принятого подшипника, то переходят к более тяжелой серии или принимают другой тип подшипника ( например, вместо шарикового — роликовый) и расчет повторяют. В отдельных случаях увеличивают диаметр цапфы вала с целью перехода на следующий типоразмер подшипника.

Если расчетное значение С, больше значения динамической грузоподъемности по каталогу Сгта6л для принятого подшипника, то переходят к более тяжелой серии или принимают другой тип подшипника ( например, вместо шарикового — роликовый) и расчет повторяют. В отдельных случаях увеличивают диаметр цапфы вала с целвю перехода на следующий типоразмер подшипника.

Специальные подшипники не имеют колец и сепараторов. Такие подшипники обычно используют, когда диаметр цапфы вала меньше 1 мм. Для равномерного распределения нагрузки между шариками разность их диаметров не должна превышать 0 25 мкм. Насыпные шарикоподшипники имеют меньшие момент трения и радиальные размеры по сравнению со стандартными, но при этом более низкую нагрузочную способность и меньшую частоту вращения.

Маховик, сила тяжести которого равна Q 2 75 н и момент инерции / 0 000785 кем2, начинает выбег при числе оборотов п 200 об / мин, время выбега t 2 мин. Определить коэффициент трения в подшипниках вала маховика, если диаметр цапф вала d 10 мм, а угловая скорость маховика убывает по линейному закону.

Маховик, сила тяжести которого равна Q 2 75 н и момент инерции / 0 000785 кем2, начинает выбег при числе оборотов п 200 об / мин, время выбега t 2 мин. Определить коэффициент трения в подшипниках вала маховика, если диаметр цапф вала d 10 мм, а угловая скорость маховика убывает по линейному закону.

Маховик, сила тяжести которого равна Q — 2 75 н и момент инерции / 0 000785 кем2, начинает выбег при числе оборотов п — 200 об / мин, время выбега t — 2 мин. Определить коэффициент трения в подшипниках вала маховика, если диаметр цапф вала d 10 мм, а угловая скорость маховика убывает по линейному закону.

Выбор оптимальной длины вкладыша производят по отношению его длины к диаметру l / d, имея в виду, что диаметр вкладыша определяется диаметром цапфы вала.

Коэффициенты лиг рядных шариковых подшипников ДЛЯ ОДНО — ( выборка.| Расстояние между опорами с учетов угла контакта.

Вначале готовятся исходные данные, к которым относятся: расчетная схема вала с указанием нагрузок; условия работы подшипниковых узлов — угловая скорость и диаметр цапф вала.

В турбодетандерах долговечность работы подшипников имеет большее значение, чем потеря от трения в них. В связи с этим подшипники качения в промышленных турбодетандерах обычно не применяют, так как вследствие высокого числа оборотов ротора характеристика nd ( d — диаметр цапфы вала, п — число оборотов) настолько высока, что не может быть обеспечена надежная работа подшипников качения. Кроме того, применение подшипников качения не вносит также упрощения в систему смазки, ибо вследствие высоких значений характеристики nd проточная смазка неизбежна. Шарикоподшипники применяют иногда в лабораторных турбодетандерах ( см. рис. IX-31), поскольку в этом случае простота важнее долговечности.

В турбодетандерах долговечность работы подшипников имеет большее значение, чем потеря ет трения в них. В связи с этим подшипники качения в промышленных турбодетандерах обычно не применяют, так как вследствие высокого числа оборотов ротора характеристика nd ( d — диаметр цапфы вала, и — число оборотов) настолько высока, что не может быть обеспечена надежная работа подшипников качения. Кроме того, применение подшипников качения не вносит также упрощения в систему смазки, ибо вследствие высоких значений характеристики nd проточная смазка неизбежна. Шарикоподшипники применяют иногда в лабораторных турбодетандерах ( см. рис. IX-31), поскольку в этом слу-чае простота важнее долговечности.

Что такое цапфа и для чего она нужна SYL.ru

На любом автомобиле находится такой механизм, как цапфа. Что такое цапфа? Некоторые подшипники оборудованы специальным устройством, которое чем-то похоже на ось, именно этот механизм называется цапфой. Деталь может располагаться не только на подшипнике, но также и на краю вала или на его середине. Название цапфы меняется от ее расположения. Та цапфа, которая находится на краю вала, именуется шипом, а если она на середине, то уже называется шейкой. Что такое цапфа «пята»? Она может быть концевой, в этом случае изделие подвергается осевым нагрузкам, поэтому и называется «пята».

Конфигурации поворотной цапфы

Она используется как в полноприводных машинах, так и в обычных. В этом разделе мы узнаем, что такое цапфа в полноприводных машинах и чем она отличается от остальных.

Цапфа, которая установлена в полноприводных автомобилях, имеет свои конструктивные отличия. У нее есть шаровая опора и сам корпус.

Шаровая опора служит барьером, который не позволяет мусору попасть внутрь и обеспечивает поворот. Именно поворотная цапфа служит надежным креплением между опорой и ступицей. Некоторые автомобили оснащены системой автоматической накачки колес и имеют специализированные цапфы, которые осуществляют непосредственно саму накачку шин. Такие детали имеют резьбовую часть, втулку для сальников, вилки и опорную шайбу.

Функциональность

Благодаря резьбовой части обеспечивается максимально качественное натяжение при регулировке ступицы. Для того чтобы резьбовая поверхность работала более качественно, шаг при нарезке резьбы должен составлять не более двух миллиметров.

Втулка, которая располагается под сальником, поможет сэкономить водителю не только финансовые затраты, но также и моральные беспокойства. Если не использовать эту втулку, то нужно наплавлять дополнительный слой на рабочую поверхность, после чего полностью ее обточить, а в конце зашлифовать. Но мудрее всего будет просто заменить негодную втулку на новую.

Состав

Перед изготовлением поворотной цапфы изготовители уделяют большое внимание не только ее размеру, но и качеству. Для более качественных и долговечных запчастей используют такой металл, как 35ХГСА

Что такое цапфа 35ХГСА? В ее состав входит: углерод, сера в соединении с фосфором, кремний и марганец.

Такой набор элементов в значительной мере улучшает все характеристики цапфы, что, в свою очередь, увеличивает ее срок эксплуатации. Изделие прочное и надежное, приспособлено для длительного использования.

поворотная цапфа — это… Что такое поворотная цапфа

Большой англо-русский и русско-английский словарь. 2001.

  • поворотная уключина
  • поворотная часть крана

Смотреть что такое «поворотная цапфа» в других словарях:

  • ЦАПФА — нем. Zapfen. Винт, на котором поднимается и опускается пушка. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. цапфа (нем. zapfen) часть вала или оси, опирающаяся на… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ЦАПФА — ЦАПФА, цапфы, жен. (нем. Zapfen). 1. Шип, шейка вала или оси, опирающаяся на подшипник и вращающаяся в нем (тех.). Поворотная цапфа (устройство, на котором вращается переднее колесо автомобиля). 2. Небольшой цилиндрический выступ на середине… …   Толковый словарь Ушакова

  • Автомобиль — (от Авто… и лат. mobilis движущийся)         средство безрельсового транспорта с собственным двигателем.          Историческая справка. Ещё в средние века были известны попытки создания повозок, которые должны были передвигаться силой ветра или …   Большая советская энциклопедия

  • РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ — система механизмов для изменения направления движения безрельсовых колёсных машин. У большинства машин применяется Р. у. автомоб. типа, состоящее из рулевого механизма и рулевого привода (см.рис.). Рулевые механизмы совр. машин имеют кинематич.… …   Большой энциклопедический политехнический словарь

  • АВТОМОБИЛЬ ЛЕГКОВОЙ — самодвижущееся четырехколесное транспортное средство с двигателем, предназначенное для перевозок небольших групп людей по автодорогам. Легковой автомобиль, обычно вмещающий от одного до шести пассажиров, именно этим, в первую очередь, отличается… …   Энциклопедия Кольера

  • Гран-при Аргентины 1953 года — исп. Io …   Википедия

  • РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ — механизм для изменения направления движения безрельсовых колёсных машин путём поворота управляемых колёс. У большинства машин применяется Р. у. автомобильного типа, состоящее из рулевого механизма и рулевого привода. Рулевой механизм позволяет… …   Большая политехническая энциклопедия

  • ЭКГ-5А — Год начала серийного выпуска 1980 Страна постройки СССР Заводы Уральский завод тяжелого машиностроения Страны эксплуатации СССР, Румыния, Монголия, Куба и др. Всего построено ▲ …   Википедия

  • ГОСТ 23537-79: Лопатки авиационных осевых компрессоров и турбин. Термины и определения — Терминология ГОСТ 23537 79: Лопатки авиационных осевых компрессоров и турбин. Термины и определения оригинал документа: Антивибрационная полка Ндп. Бандажная полка пера Определения термина из разных документов: Антивибрационная полка 21.… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Мельницы мукомольные — Этим словом обозначают и большое здание с установленными в нем машинами для получения муки, и нередко очень небольшую, ручную машинку, размалывающую зерна. В отдаленное от нас время размельчение зерен, весьма несовершенное, производилось в ступах …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • RDK 250 — 2 с крановым оборудованием …   Википедия

Цапфа — ротор

Роторы прямоточных центрифуг.

Цапфы ротора по возможности проектируют простой конфигурации: наиболее отработанные конструкции можно изготовлять сваркой по месту стыка листового днища с толстостенной трубой. На цапфах устанавливают коренные подшипники 2 к 9 с лабиринтными кольцами. Эти же подшипники используют для балансировки ротора. Левая цапфа 3 имеет окна а для выхода осадка.

Цапфы ротора помещают в подшипники с минимальными зазорами, обеспечивающими свободное вращение. Отверстия в подшипниках обрабатывают по 1 или 2-му классу системы отверстия, а цапфы с посадкой движения 2-го класса.

Схема работы объемного счетчика.

Цапфы роторов находятся в подшипниках, а между роторами и корпусом обеспечивается минимальный зазор, гарантирующий от сухого трения. Один из концов вала ротора приводит в действие вторичный преобразователь, вырабатывающий выходной сигнал. Оба ротора на обоих концах вала несут пару одинаковых зубчатых колес, которые обеспечивают синхронизацию их вращения.

Цапфы ротора — из стали, в местах износа защищены втулками из нержавеющей стали, к ротору крепятся фланцами с посадочными поверхностями болтами. Ротор вращается на двух роликовых подшипниках СКФ, установленных на конических втулках, и на одном упорном подшипнике СКФ. Положение ротора в аксиальном направлении регулируется маховичком, винтом, упорным подшипником и фиксируется стопорным винтом.

Цапфы роторов находятся в подшипниках, а между роторами и корпусом обеспечивается минимальный зазор, гарантирующий от сухого трения. Один из концов вала ротора приводит в действие вторичный преобразователь, вырабатывающий выходной сигнал. Оба ротора на каждом конце своего вала несут пару одинаковых зубчатых колес, которые обеспечивают синхронизацию их вращения.

Цапфы ротора закалены токами высокой частоты. На конце вала ротора со стороны компрессора имеется пята в виде массивной плоской шайбы с закаленной рабочей поверхностью, через которую передаются осевые усилия, действующие на ротор в направлении от турбины к компрессору.

Окружная скорость цапф ротора турбокомпрессора достигает 70 м / сек, а число оборотов — 20 000 — 30 000 в минуту и более. Высокая быстроходность создает тяжелые условия работы подшипников. Около половины этого давления создается весом ротора. Нагрузка от неуравновешенных сил инерции, которая пропорциональна квадрату числа оборотов, при современных допусках на балансировку роторов турбокомпрессора является одной из основных и может превышать нагрузку от веса ротора. Давления на упорные подшипники значительно выше и достигают 15 — 20 кГ / см при средней окружной скорости упорной пяты до 80 м / сек.

Действующие на цапфу ротора гидромеханические силы в длинных подшипниках примерно.

Для обеспечения соосности цапф ротора их соединяют с обечайкой, как правило, по плотной посадке, с последующей окончательной обработкой мест под коренные подшипники, редуктор и приводной шкив с одной установки. Фланцевые соединения цапф и обечайки обязательно штифтуются.

Для обеспечения соосности цапф ротора их соединяют с обечайкой, как правило, по плотной посадке, с последующей окончательной обработкой мест под коренные подшипники, редуктор и приводной шкив с одной установки. Фланцевые соединения цапф и обечайки обязательно штифтуются.

Контроль валов, штоков, цапф ротора и шнека. Указанные детали являются весьма ответственными и подлежат обязательному контролю на отсутствие микротрещин, изгибов, износа, забоин, коррозии и других дефектов. Перед контролем детали должны быть тщательно очищены и промыты. Внешний осмотр необходимо вести с помощью лупы с 5 — 7-кратным увеличением.

Схема ротора и координаты.

В гидрогазодинамических подшипниках скольжения между цапфой ротора и самим подшипником имеется тонкий слой смазочного материала.

Основными частями независимой подвески являются вертикальная стойка, поворотная цапфа, шкворень

В отличие от грузовых автомобилей, имеющих сплошную переднюю ось, у автомобилей ГАЗ-24 «Волга» каждое переднее колесо подвеше­но к передней балке подрамника отдельно, благодаря чему колебания одного колеса не передаются на другое, уменьшается наклон автомо­биля при наезде какого-либо из колес на препятствие, облегчается управление автомобилем, повышается его устойчивость.

Основными частями независимой подвески (рис. 136) являются вер­тикальная стойка, поворотная цапфа, шкворень, верхний и нижний рычаги, амортизаторы, спиральные цилиндрические пружины, рези­новые подушки и стабилизатор поперечной устойчивости.

Поворотная цапфа закреплена к приливу стойки шкворнем. Стой­ка прикреплена при помощи пальцев к верхнему и нижнему рычагам. Спиральная рессора размещена между нижним рычагом и балкой под­рамника. Телескопический амортизатор установлен внутри цилиндри­ческой рессоры. Колесо, наехавшее на препятствие, вместе с поворот­ной цапфой, вертикальной стойкой и наружными концами рычагов поднимается вверх, ежи мая при этом спиральную рессору, а затем после преодоления препятствия все детали под действием рессоры возвра­щаются в исходное положение.

Для уменьшения поперечного наклона кузова при поворотах на большой скорости служит стабилизатор поперечной устойчивости, изготовленный в виде П-образного стального стержня. Средняя часть стабилизатора закреплена в двух резиновых втулках к поперечной балке подрамника, а концы закреплены при помощи двух стоек и ре­зиновых подушек к нижней опоре спиральной рессоры. Уменьшение наклона кузова достигается за счет сопротивления, создаваемого при закручивании стержня стабилизатора.

Амортизаторы гасят колебания рессор, вызванные наездом коле­са автомобиля на препятствие. На автомобилях применяют жидкостные амортизаторы, работа которых основана на сопротивлении перекачи­ванию жидкости из одной полости в другую через узкие каналы.

На автомобилях применяют телескопические амортизаторы дву­стороннего действия, оказывающие сопротивление при сжатии и отдаче рессор.

Телескопический амортизатор (рис. 137, а) состоит из цилиндра, штока с поршнем, цилиндрического кожуха (резервуара) и клапанов В нижней части цилиндра помещены впускной клапан и клапан сжа­тия с пружиной. В цилиндре находится поршень со штоком. Шток

В верхней части имеет проушину, которой соединен с кронштейном рамы. В поршне размещены перепускной клапан отдачей с пружиной. Сверху цилиндр имеет гайку и сальники резервуара и штока.

При прогибе рессоры происходит сжатие, поршень перемещается вниз и жидкость через перепускной клапан перетекает в полость над поршнем. Так как в полости над поршнем помещен шток, занимаю­щий определенный объем, и вся жидкость поместиться не может, то часть жидкости из полости под поршнем, преодолевая сопротивление пружины, откроет клапан сжатия и перетечет в полость между кожу­хом и стенкой цилиндра. Сопротивление перетеканию жидкости, созда­ваемое клапанами и каналами, обеспечивает необходимую упругость работы амортизатора при сжатии.

При отдаче рессоры амортизатор растягивается, и в полости над поршнем создается давление, под действием которого перепускной клапан закрывается и в поршне открывается клапан отдачи. Жидкость

Через отверстие в поршне и клапан отдачи поступает в полость под поршнем. Кроме того, часть жидкости через впускной клапан посту­пает из резервуара в полость под поршнем. Сопротивление перетека­нию жидкости при отдаче рессоры больше, чем при сжатии.

Цапфа — вал

Цапфы валов для подшипников качения ( рис. 206) характеризуются меньшей длиной, чем цапфы для подшипников скольжения. Исключение составляют конструкции с двумя подшипниками качения в опоре. Как правило, цапфы для подшипников качения выполняют цилиндрическими. В редких случаях применяют конические цапфы с малой конусностью — для регулирования зазоров в подшипниках упругим деформированием колец. Цапфы для подшипников качения нередко выполняют с резьбой или другими средствами для закрепления колец.

Цапфы валов обрабатывают тонким точением до 7 — 8-го классов шероховатости, шлифованием до 8 — 10-го классов, полированием и другими отделочными операциями до 9 — 13-го классов.

Основные типы цапф валов под подшипники скольжения.| Цапфы под подшипники качения. а — цилиндрическая без крепления. б — с резьбой.| Средства вос.

Цапфы валов для подшипников качения ( рис. 16.3) характеризуются меньшей длиной, чем цапфы для подшипников скольжения. Исключение составляют конструкции с двумя подшипниками качения в опоре. Как правило, цапфы для подшипников качения выполняют цилиндрическими. В редких случаях применяют конические цапфы с малой конусностью — для регулирования зазоров в подшипниках упругим деформированием колец.

Износ АТМ-1 при трении стали si — чугуна ( давление Ю, 20 и 30 кг / см.

Цапфа вала должна иметь блестящую полированную поверхность. Такая поверхность покрывается адгезионным слоем ориентированных чешуек графита, и трение осуществляется между графитовыми частицами. Наличие на поверхности цапфы выступов препятствует созданию неразрывной графитовой пленки; кроме того, эти неровности постоянно нарушают приработавшуюся поверхность графитового вкладыша и приводят к его износу.

Цапфы валов, испытывающие повышенный износ, могут быть подвергнуты поверхностному упрочнению дробеструйным наклепом или обкаткой роликами.

Цапфы валов роторов опираются на шарикоподшипники, смазанные вазелиновым маслом. Вследствие небольшого трения подшипников потери давления в счетчиках, несмотря на их большую пропускную способность, незначительны.

Цапфы валов роторов опираются па подшипники, смазывающиеся вазелиновым маслом. Вследствие небольшого трения счетчики создают весьма малые потери давления в сети при большой пропускной способности.

Цапфы валов мешалок обычно выполняются негуммированными, что обусловливается стремлением уменьшить силы трения в подшипнике и в сальниковом уплотнении, а также обеспечить более длительный срок службы перемешивающего устройства. Материал цапф выбирается в зависимости от агрессивности среды в аппарате. Вал мешалки выполнен из толстостенной трубы. Цапфы вала изготовлены из легированной стали, обладающей высокой коррозионной стойкостью в заданной рабочей среде. К валу мешалки приварен якорь, также изготовленный из труб, и лопасти из полосовой стали, усиленной гнутыми из листа уголками.

Цапфы валов роторов опираются па подшипники, смазывающиеся вазелиновым маслом. Вследствие небольшого трения счетчики создают весьма малые потери давления в сети при большой пропускной способности.

Технические данные.

Цапфы валов роторов опираются на подшипники, смазывающиеся вазелиновым маслом. Вследствие небольшого трснпя счетчики создают весьма малые потери давления в сети при большой пропускной способности.

Цапфу вала покрывают краской, затем вал кладут на подшипник и поворачивают несколько раз в противоположные стороны, после чего снимают. Выступающие места вкладыша ( неровности), окрашенные краской, соскабливают шабером.

Радиальный двухрядный аэростатический подшипник.| Схемы компоновки шпинделей на аэростатических опорах.

Конструирование вала

Вал –
деталь машины, передающая вращающий
момент и поддерживающая вращающиеся
детали. Различают валы прямые (гладкие
и ступенчатые), коленчатые, валы-шестерни
и т. д.

Валам,
как правило, придают ступенчатую форму,
обеспечивающую удобства при последовательной
посадке на них деталей (рис. 2). Кроме
того, ступенчатая форма близка по форме
к балкам равного сопротивления.

Рис.
2. Конструктивные элементы вала:
1– 
буртик; 2
–цапфа (шейка);
3
– переходный участок; 4
– подступичный участок;
5

– бурт;
6 –
канавка; 7
– шпоночный паз; 8 –
переходный участок;
9 –
цапфа (шип); 10 – фаска

Концевые
опорные участки валов и осей называют
цапфами (шипами). Цапфы (шейки) валов и
осей, когда в опорах установ­лены
подшипники скольжения, выполняют:
цилиндрическими (рис. 3,а,
б)
или коническими (рис. 3, в).
В
большинстве случаев цапфы валов и осей
для подшипников скольжения имеют
цилиндрическую форму с закругленным
переходом (галтелью) и с заплечиком
(буртиком) для односторонней фиксации
в осевом направлении (рис. 3, а).
В случае необходимости двусто­ронней
осевой фиксации вала (оси) в одной опоре
цапфа снабжает­ся дополнительным
буртиком (рис. 3, б).

абв

Рис.
3. Цапфы валов и осей под подшипники
скольжения

В
целях облегчения монтажа и центрирования
наса­живаемых деталей на валах
предусматривают фаски. Размер фаски с
углом 45° назначают с учетом диаметра
участка
вала
di
в
пределах с = (0,03…0,05)di.
Плавный
переход от меньшего диаметра di
к
большему
d i+1
выпол­няют галтелью с радиусом
закругления
r
0,4 (d i+1
— d i).
Рекомендуется
выбирать размеры фасок и радиусов
закруглений из следующего предпочти­тельного
ряда (в мм): 0,1; 0,16; 0,25; 0,4; 0,6; 1; 1,6; 2,5; 4; 6; 10;
16; 25
и т. д. Возможно также применение
размеров из 2-го ряда (в мм): 0,12; 0,2; 0,3; 0,5;
0,8; 1,2; 2; 3; 5; 8; 12; 20 и т. д.

При
разработке чертежа вала из конструктивных
и технологических соображений его форму
упрощают, а полученные размеры округляют
до ближайших нормальных (табл. 2), кроме
заданных расстояний между опорами и
закрепленными на валу зубчатыми колесами
l1,
l2,
l3.
Длину
подступичных частей вала в местах
посадки зубчатых колес (рис. 2) принимают
в пределах lc= (1,1…1,3)dc,
где dc
– диаметр вала в месте ступицы.

Таблица
2

Нормальные
линейные размеры, мм

3,2

5,6

10

18

32

56

100

180

320

560

3,4

6,0

10,5

19

34/35

60/62

105

190

340

600

3,6

6,3

11

20

36

63/65

110

200

360

630

3,8

6,7

11,5

21

38

67/70

120

210

380

670

4,0

7,1

12

22

40

71/72

125

220

400

710

4,2

7,5

13

24

42

75

130

240

420

750

4,5

8,0

14

25

45/47

80

140

250

450

800

4,8

8,5

15

26

48

85

150

260

480

850

Для
осевого фиксирования деталей (подшипников,
зубчатых колес и др.) на валах выполняют
упорные буртики или заплечики (рис. 4,
а – д).

Переходные
участки валов между соседними ступенями
разных диаметров выполняют радиусной
галтелью (рис. 4,
а)
или в форме канавки (рис. 4, б
– д
). Высота

упорных
буртиков (рис. 4, г)
для фиксирования подшипников должна
обеспечивать их демонтаж и подход
смазочного материала.

а
б в г
д

Рис.
4. Сопряжения ступеней вала

Диаметры
посадочных поверхностей (под ступицы
колес, шкивов, звездочек и т. п.) следует
выбирать из стандартного ряда посадочных
размеров.

Технические
условия на изготовление валов зависят
от требований к конструкции. Шероховатость
посадочных поверхностей в местах
установки подшипников на валу и в корпусе
должна соответствовать по ГОСТ 2789—73
Ra =
1,25…3,2 мкм. Такую шероховатость
целесообразно получать шлифованием.
Для выхода шлифовальных кругов выполняют
канавку: по рис. 5,
а,
б

при шлифовании поверхности вала; по

рис. 5, в – при
шлифовании отверстия в корпусе. Размеры
канавок (мм) приведены в табл. 3.

Таблица
3

d

b

h

R

R1

св.
10 до 50

3

0,25

1,0

0,5

св.
50 до 100

5

0,5

1,6

0,5

св.
100

8

0,5

2,0

1,0

Рис.
5. Форма и размеры канавок для выхода
шлифовального
круга

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector