автонастройПравильный выбор динамометрического ключаСвежие записиновостиСвежие комментарииАрхивыРубрикиМетапочта для связи с админом

Критерии выбора подходящего динамометрического ключа

Перед тем как выбрать и приобрести тот или иной динамометрический ключ, автолюбитель должен обратить внимание на некоторые детали, в частности:

  • Он должен понимать, для каких целей ему понадобился данный инструмент. Если мастер должен произвести ремонт электронного оборудования в автомобиле, то, скорее всего, ему нужен будет ключ с электронной шкалой и минимальной погрешностью измерений. Если усилия будут проверяться на достаточно крупных деталях с крутящим моментом 50 Н*м и более, здесь подойдут инструменты индикаторного или щелчкового типа.
  • Длина рукояти должна полностью соответствовать оказываемому усилию, потому что слишком громоздкое устройство не позволит работать в труднодоступных местах, а, напротив, слишком короткая ручка вряд ли будет удобна при затягивании гайки на колёсном диске.
  • Желательно, чтобы на приобретаемом изделии можно было выставить предельное усилие, которое необходимо оказать на крепёж, потому что чисто информационная шкала не сможет ограничить воздействие на болт или гайку, что приведёт к их поломке.
  • Качество стали тоже имеет огромное значение, потому что полая рукоять дешёвого инструмента может легко погнуться, и прибор перестанет действовать корректно. Принцип же работы подобного изделия основан на том, что усилие, прилагаемое от руки мастера, должно быть строго ортогонально оси рукоятки. Когда же она деформирована, показания прибора будут в значительной степени отличаться от тех, что есть на самом деле.

Поверка ключа
Важно!
При выборе динамометрического ключа ни в коем случае не стоит экономить деньги, так как если дешёвое устройство внешне выглядит нормально и удобно сидит в руке, то это вовсе не означает, что с ним всё в порядке. Так, встроенная пружина — основной рабочей элемент динамометра — может достаточно быстро растягиваться и достигать неупругих деформаций, из-за чего погрешность прибора будет только расти. В таких случаях нужен ремонт изделия с заменой и протяжкой испорченной пружины либо её калибровка и поверка в сервисном центре, а без этих действий применение инструмента по его прямому назначению нецелесообразно.. Если необходимо лишь раз использовать инструмент, то его вовсе не обязательно сразу покупать, так как можно пользоваться самодельным прибором или позаимствовать его у кого-либо

Кроме того, в подобных ситуациях, когда нужно произвести ремонт приборов под передней панелью, например, кондиционера или оборудования внутри мотора, лучше обратиться на СТО, где мастера сделают всю данную работу и вряд ли возьмут больше денег, чем стоит данное устройство

Если необходимо лишь раз использовать инструмент, то его вовсе не обязательно сразу покупать, так как можно пользоваться самодельным прибором или позаимствовать его у кого-либо. Кроме того, в подобных ситуациях, когда нужно произвести ремонт приборов под передней панелью, например, кондиционера или оборудования внутри мотора, лучше обратиться на СТО, где мастера сделают всю данную работу и вряд ли возьмут больше денег, чем стоит данное устройство.

Динамометрический ключ своими руками

У профессионалов может иметься в наличии набор из гидравлического или электрического шкального инструмента, торсионных приборов, а также рукоятка с двухсторонней сменной головкой на несколько разъёмов и рожковыми ключами, что позволяет выполнить работу по затяжке элемента гораздо быстрее и без лишних усилий.

Конкретные модели

Согласно ГОСТ, динамометрические ключи должны выдерживать усилие до 60 Нм, после чего допускается их проскальзывание, разрушение металла зёва или даже излом рукояти. Однако некоторые операции требуют приложения намного больших усилий, поэтому на рынке присутствуют и модели, способные переносить по-настоящему огромные усилия

Также обращать внимание нужно и на твёрдость металла, из которого изготавливается динамометрический инструмент. Минимальным значением является 30HRC, хотя специалисты рекомендуют подбирать ключи, у которых этот показатель достигает 50–55 HRC и больше

Динамометрический ключ KABO

Второе заслуженное место занимает ключ известной многим марки KABO. Этот динамометрический инструмент отличается очень удобной регулировкой — в нём имеется два кольца настройки, одно из которых позволяет устанавливать значение с точностью до 10 Нм, а другое — всего до 1 Нм. Ключ имеет феноменальную точность — даже при максимальном уровне крутящего момента, равном 210 Нм, погрешность не превышает 2%.

Для удобства работы в нём также предусмотрен флажковый переключатель, который даёт возможность выбирать направление вращения. В сравнении с рассмотренной выше моделью этот динамометрический ключ имеет два недостатка, представленных ограниченным крутящим моментом и умеренной твёрдостью (45 HRC), которая обуславливает средний срок службы приспособления.

Если вам потребовался компактный динамометрический ключ, нужно обратить внимание на модель OVERHAUL OH3138, которая также выполнена в форм-факторе воротка с трещоткой. Предельное значение крутящего момента для этого устройства составляет 100 Нм, однако испытания показали, что даже полуторакратное превышение указанного значения не приводит к излому рукояти

Моментальный излом происходит только при резком приложении усилия более чем в 300 Нм, чего добиться при самостоятельном ремонте автомобиля практически невозможно. Преимуществом такой модели является и удобная прорезиненая рукоять, которая позволяет обходиться при затяжке наиболее прочных резьбовых соединений.

Если вы задумываетесь, какой динамометрический ключ выбрать, не расходуя много денег, обратите внимание на российскую продукцию — специалисты СТО неплохо отзываются об инструментах торговой марки «Мастак». Ключ с удлинённым воротком рассчитан на 210 Нм, причём он мог бы выдержать и большую нагрузку

Однако очень слабая рукоятка с твёрдостью, равной всего 32HRC — при большом усилии она может попросту отломаться, оставив вас без дорогостоящего ключа. Радует инструмент и погрешностью, которая не превышает 3% при достижении показателя в 30 Нм. Однако при меньших усилиях затяжки разница между фактическими показателями и требуемыми для ремонта может достигать 10%, что делает устройство доступным только для домашнего использования.

Устройство динамометрических ключей

Динамометрический ключ — это измерительный инструмент, который позволяет автолюбителю либо профессиональному мастеру регулировать затяжку болтов, гаек и других крепёжных элементов во время работы с высокоточным оборудованием в автомобиле или иным сложным электронным либо механическим оборудованием.

Стрелочный динамометрический ключ

Данные инструменты имеют примерно одинаковый принцип работы и устроены следующим образом:

  • Ключ имеет головку с наконечником и насадки, которые одеваются на него, для того чтобы подходить к различным диаметрам метизов.
  • Головка крепится к рукоятке, длина которой характеризует плечо, то есть расстояние от точки приложения нагрузки до насадки.
  • Внутри рукояти спрятан пружинный механизм, а на его поверхности расположена шкала, на которой пользователь выставляет необходимое предельное усилие, и ключ начнёт работать на холостых оборотах, «проскакивать».

Основной принцип работы устройства заключается в том, что мастер прикладывает его к крепежу, после чего оказывает давление на рукоять, и, когда требуемый крутящий момент будет достигнут, прибор с характерным щелчком даст понять человеку, что прикладывать дальнейшее усилие для затяжки больше не нужно.

Разновидности динамометрических ключей

Стрелочные динамометрические ключи
достаточно просты по своей конструкции и относятся к категории дешевого инструмента. Однако они имеют низкую точность показаний усилия затяжки, а их надежность желает оставлять лучшего. Показатели индикатора могут отличаться на ±10% от реального усилия затяжки, а максимальный крутящий момент, с которым этим инструментом можно затянуть резьбовое соединение у автомобильных ключей не превышает 280 ньютон-метров. Кроме того, визуализация показаний по стрелочной шкале сама по себе допускает определенную погрешность. Большинство профессиональных автослесарей пренебрежительно относятся к стрелочным ключам, считая их применение в авторемонте чем-то сродни кувалде, которой чинят микроскоп.

Щелчковый динамометрический ключ
на профессиональном сленге автослесарей называется «трещоткой». Принцип обеспечения требуемого усилия затяжки достаточно прост. Конструкция ключа включает муфту предельного момента, которая срабатывает, при превышении . Сегодня выпускается широкая ассортиментная гамма этого инструмента, и в зависимости от выполняемой операции автовладелец может подобрать себе ключ с моментом срабатывания 40-360 ньютон-метров. Погрешность бытовых (любительских) ключей не превышает 5%, а профессиональный инструмент имеет точность, не превышающую 3% отклонения. Однако стоимость последней категории «трещоток» несколько выше. Кроме того, щелчковые динамометрические ключи следует отнести к специализированному инструменту, или к ключам предельной затяжки, предназначенному для выполнения определенных операций.

Электронные ключи
имеют цифровую шкалу и расширенный функционал. Образцы со звуковой сигнализацией оповещают о достижении момента затяжки нужного значения. Цифровая шкала позволяет контролировать параметры крутящего момента в пределах 20-250 ньютон-метров, обеспечивая погрешность измерения, не превышающую 1%. Стоимость этой достаточно высока и пока электронные динамометрические ключи в основном применяются в специализированных станциях техобслуживания и сервисных центрах.

Варианты самодельных динамометрических ключей

Для начала вспомним школьный курс физики. Измерение крутящего момента производится в ньютонах на метр. Не вдаваясь в формулы, практически это означает: 10 Н.м. – равно усилию в 1 кг, приложенному к рычагу длиной 1 метр.

Этот метод далеко не нов: владельцы автомобилей ВАЗ и УАЗ, при ремонте редуктора заднего моста, пользовались методичкой, разработанной еще при СССР.

Гайка хвостовика, которая сжимала обоймы конических подшипников, затягивалась со строго дозированным усилием. Момент контролировался с помощью домашнего динамометра, а при его отсутствии – «точный» измерительный прибор делался из безмена.
По сути, это и есть прообраз самодельного динамометрического ключа. Только в качестве рычага используется фланец полуоси.

Основные разновидности

Наиболее простым и распространённым вариантом такого инструмента являются стрелочные ключи, которые также называют торсионными по типу применяемого в них механизма. Они показывают значение крутящего момента при воздействии на него,например, при нажатии руками. Подобные динамометрические ключи не имеют никакого механизма безопасности при превышении разрешённого крутящего момента. Кроме того, говорить о большой точности не приходится — погрешность может достигать 15%.

Если вы часто выполняете сложные работы с необходимостью точного ограничения крутящего момента, лучше купить предельные динамометрические ключи. После достижения заданного крутящего момента они попросту перестают передавать его на обрабатываемое резьбовое соединение. Ранее были популярны ломающиеся динамометрические ключи, которые выходили из зацепления сразу после достижения максимального значения.

Однако их надёжность действительно оставляла желать лучше, поэтому на смену подобным механизмам пришли трещоточные ключи. Такие динамометрические инструменты используют известный каждому человеку храповой механизм, заставляющий бесцельно прокручивать головку ключа при превышении разрешённого крутящего момента.

Третьим вариантом являются , которые получили очень широкое распространение на профессиональных сервисных станциях. Если у динамометрического ключа с храповым механизмом погрешность достигает примерно 5%, то в этом случае её удаётся удерживать в пределах 1%.

Конструкция инструмента может включать в себя защитную трещотку, но чаще встречаются ключи с жидкокристаллическим индикатором, задачей которого является только информирование пользователя. Существенным недостатком электронных динамометрических ключей является их высокая цена, которая делает такие инструмента почти недоступными для частных собственников.

Существуют и специальные головки, которые надеваются на гайковёрты либо воротки различных размеров — чаще всего в них применяется храповой механизм, останавливающий передачу крутящего момента свыше установленного предела.

Однако в профессиональных гайковёртах крутящий момент регулируется непосредственно на самом устройстве, поэтому динамометрические головки устанавливают только на простейшие бытовые устройства и ручные приспособления. В продаже можно найти и крупные силовые ключи с длинными рукоятками, которые идеально подходят для выполнения наиболее сложных работ.

Виды динамометрических ключей

Все динамометрические измерительные инструменты делятся на несколько категорий в зависимости от своего строения и точности показаний прибора.

Индикаторного типа, или ключ моментный динамометрический, то есть с обычным стрелочным циферблатом — самое примитивное разводное устройство, которое можно сделать дома при помощи куска ровной трубки с торцевым квадратным наконечником и безмена. Так, пользователь заранее знает, какой крутящий момент он должен передать устройству, после чего надавливает на рычаг, а динамометр показывает ему оказанное усилие на болт.

Минусы подобных устройств заключаются в том, что среднее отклонение от истинных показателей, как правило, составляет до 6-8 %.
Электронный динамометрический прибор

У электронного динамометрического ключа-адаптера для машины принцип работы тот же, показания выводятся на цифровой жидкокристаллический дисплей, погрешность не превышает сотых долей Н*м. Кроме того, встроенный микрочип позволяет при помощи кнопок выставить предельное усилие, при достижении которого ключ издаст резкий звук, сигнализирующий о том, что требуемое натяжение достигнуто.

Недостаток этого устройства — высокая цена, которую приходится переплачивать за наличие встроенного микрочипа с экраном.

Наиболее универсальным динамометрическим ключом для автомобиля является прибор щелчкового типа, где измерительная шкала находится прямо на рукояти, а недалеко от места приложения нагрузки установлен крутящийся тумблер. Мастер выставляет на шкале предельное усилие, тем самым придвигая всё ближе друг к другу эластичные шестерни, а при достижении этого значения зубья перестают цеплять друга друга, превращаясь в трещотку. Таким образом, пользователь просто не имеет возможности перетянуть гайку или болт.

Обратите внимание!
Многие мастера советуют иметь в быту именно ключ щелчкового типа, так как риск неравномерной затяжки болта или порчи детали практически полностью исключён — срабатывает трещотка, и гайка попросту перестаёт дальше затягиваться.

Щелчковый динамометрический ключ

Точность и надёжность

При выборе динамометрического ключа для самостоятельного ремонта автомобиля вам нужно отдать предпочтение устройству с идеально сбалансированными характеристиками. Вовсе не обязательно приобретать инструменты с предельными показателями крутящего момента, достигающими 250–300 Нм, поскольку для выполнения большинства работ будет вполне достаточно 200 Нм.

Также вам не понадобятся приспособления, изготовленные из сверхпрочных сталей, имеющих твёрдость 50 HRC — хватит 35–40 HRC. Следование этим простым рекомендациям поможет получить качественный инструмент без лишних денежных затрат. Однако если вы собираетесь заниматься профессиональным ремонтом машин или приобретаете ключи для грузовика, стоит выбирать только лучшие модели из лучших.

Около полугода назад, я разжился замечательным и недорогим динамометрическим ключом Force 5-25 Нм. Сразу после покупки попробовал затянуть им несколько болтов, в качестве теста, и отложил его на полку, ведь ТО мотоцикла планировалось еще не скоро. Через пол года, когда ключ понадобился, я с ужасом обнаружил, что после последнего использования, я забыл выкрутить вороток в нулевое положене… получается все это время инструмент лежал в «напряженном» состоянии…

«На точность измерений это вряд ли повлияет в лучшую сторону», подумал я, и решил подвергнуть ключ нехитрому тесту. Дабы понять, можно ли продолжать пользоваться этим инструментом, или же моя невнимательность привела к его порче… Для проверки, нам понадобиться обычный бытовой «безмен», и 10 минут свободного времени. Кому интересно, добро пожаловать под кат!)))

1) Первым делом проверим точность весов. В «паспорте» к весам указана точность измерения +-10 грамм. Однако, не будем верить на слово производителям, и взвесим на них два литра холодной воды… Весы оказались достаточно точными, приступаем к шагу два…

2) Возьмем болт на 8, накрутим на него две гайки (одну до самой шляпки болта, а вторую лишь немного «наживим»), зажмем в тиски, затянем болт до предела обычным длинным воротком (моментом затяжки явно больше 25 Нм).

3) Насадим ключ на подготовленный болт так, чтобы вороток смотрел либо вверх, либо вниз (да, удобней проводить измерения когда вороток ключа располагается горизонтально, но в этом случае расчеты сильно усложняются).

4) Выставляем на ключе любой момент затяжки, и плавно, постепенно тянем крюком безмена за заранее выбранное, приметное место на воротке, до тех пор пока ключ не сработает. Запоминаем показания весов, в момент срабатывания ключа. Направление силы, с которой мы тянем наш безмен, должно быть строго перпендикулярно воротку ключа. После этого замеряем расстояние от центра головки нашего ключа до того места на воротке, к которому мы прикладывали силу. Эксперимент необходимо повторить несколько раз, для разных значений момента затяжки. У моей модели ключа, длина воротка меняется, в зависимости от выставленного момента, поэтому измерение плеча (расстояния от центра головки ключа до точки приложения силы) я производил после каждой смены момента затяжки. Заносим полученные результаты в таблицу, для удобства и наглядности.

5) Производим расчет экспериментальных значений момента затяжки по формуле: М = m*g*l
где M — искомый теоретический момент затяжки (Нм), m — показания нашего безмена(Кг), l — плече (м), g — ускорение свободного падения.

6) Сравниваем полученные теоретические результаты, с моментами, выставленными на ключе. Я проводил измерения для 5, 7, 10, 15, 20 и 25 Нм.
Для моей модели ключа, производитель заявил допустимую погрешность в 4%. Мы видим, что полученные значения укладываются в эту погрешность.

Вывод: ключ исправен и пригоден для использования.

Выводы

Конечно каждый автовладелец сам должен определить, какой выбрать и нужен ли он вообще для конкретных условий использования транспортного средства. Кроме того, профессиональное использование ключей требует наличия множества дополнительных аксессуаров: головок, переходников, карданных муфт, адаптеров. Удовольствие иметь полнокомплектный набор динамометрического инструмента обойдется автовладельцу в приличную сумму. Однако для малого бизнеса по ремонту транспортных средств без него обойтись невозможно.

Прежде, чем покупать, нужно хорошо знать, как выбрать динамометрический ключ для автомобиля. Вещь для автомобилиста весьма нужная, пригодится даже тем, кто не слишком любит повозиться с колесами и другими деталями своей машины.

В конце концов, если вы разорились на хорошую обувку для своего авто и поменяли , будет весьма обидно потерять их при слишком энергичном закручивании гаек на колесах (например, при постановке колес при помощи не регулируемого пистолета в каком-нибудь шиномонтаже). А если не дозировать усилия, именно это и произойдет: литье лопается от излишне усердной затяжки. А при недостаточной закрутке, наоборот, тоже возникает возможность потерять болт или само колесо при езде.

Не стоит забывать и об удобстве пользования подобным инструментом (уже только поэтому его можно приобрести в комплект, перевозимый в багажнике). А поскольку покупается он для довольно необходимых работ, очень важным становится точность измерений, предоставляемых им.

Как выбрать динамометрический ключ для автомобиля
человеку, который еще ни разу им не пользовался и не знает, на что ориентироваться? Внимательно вникнуть в описание разновидностей таких ключей и решить, чем он готов пожертвовать: большей суммой из загашника или точностью данных, от которых зависит долголетие его машины.

Типы динамометрических ключей

  • Стрелочный
    . Самый простой, самый дешевый – и самый ненадежный. Данные, показываемые им, могут отличаться от реальных аж на 10%. Максимум, который выжимает такой ключ – 280 Нм. Результат определяется на глаз, который, как известно, всегда может подвести. Для несложных и не требующих высокой точности работ вполне годится, хотя специалисты его и инструментом не считают – так, что-то вроде кувалды, которая в теории тоже инструмент;
  • Щелчковый
    , называемый автомобилистами трещоткой. Наиболее популярен среди владельцев машин и вполне признаваем автомеханиками. Погрешность может достигать 5%, что для домашне-гаражного использования вполне ничего. Диапазон регистрируемых усилий – от 40 до 360 Нм. Есть трещотки и для автослесарного, профессионального применения; у них погрешность – максимум 3%, но и стоимость будет куда выше, чем варианты любительские, которые будут попроще;
  • Электронный
    . Снабжен цифровой шкалой, световой и звуковой индикацией усилий. Диапазон измерений 20-350 Нм при погрешности меньше 1%. Закупаются такие ключи преимущественно СТО, сервисами и заводами. Стоит на порядок дороже трещотки, даже пригодной профессионалам.

На что обращаем внимание?

разного размера

Большинство динамометрических ключей предполагают их использование только на затяжку. Однако в случае каких-то процедур с гайками это не всегда то, чего вам хочется. Если вероятна возня с гайками с обратной резьбой, придется раскошелиться на ключ, работающий в разных позициях. Его использование предполагает 3 режима: фиксированный, затяжки и откручивания. Конечно, это уже будет отнюдь не бюджетный вариант. Найти что-то в этом духе меньше, чем за 3-3,5 тысячи рублей проблематично.

Учимся правильно с ним работать

альтернативный вариант

Ключ-динамометр будет работать примитивным воротком, издавая предупредительные щелчки, а вы сорвете гайку или повредите деталь. При этом сам ключ потеряет свою функциональность гораздо раньше, чем это запланировано производителем.

О чем еще не стоит забывать
, так это о возврате ключа в исходное состояния после окончания работ. Внутри него находится пружина, которая и отмеряет величину усилия. Если она будет постоянно находиться в сжатом состоянии, усталость металла настигнет ее довольно быстро. В результате погрешность начнет быстро расти.

Основные положения того, как выбрать динамометрический ключ для автомобиля, вы наверняка уже уяснили. Осталось выбрать производителя и съездить в магазин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *