Проточка тормозных дисков со снятием и без снятия с автомобиля

Методы диагностики тормозной системы

Ухудшение эффективности работы тормозов, посторонние шумы и скрипы говорят о том, что колодки просят замены. Но если замена колодок проходит слишком часто, есть смысл присмотреться к тормозным дискам и барабанам. Вполне возможно, что их поверхность износилась, стала неровной и просто съедает колодки. При замене расходников и обслуживании тормозной системы это вычисляется при помощи штангенциркуля. Как правило, допустимая толщина тормозного диска находится в пределах 10 мм, но производитель диска часто указывает допуск на торце.

Для диагностики состояния диска достаточно провести пальцами по его поверхности. Если она неровная и с явно выраженными бороздами, а буртик от износа по периметру диска выделяется явно, тогда диску может понадобиться замена или в лучшем случае шлифовка и проточка. Это делают в том случае, если толщина его позволяет убрать миллиметр-два, при этом толщина будет оставаться в пределах нормы.

Если Вы слышите посторонние шумы при торможении, возможно, пришло время менять тормозные колодки

Для этого и применяют проточку дисков. Всю операцию частично можно выполнить своими руками. Спланировать диск без дополнительного токарного оборудования не получится, но убрать буртик вполне возможно. Для этого нужно снять диски и, вооружившись напильником, потратить несколько часов на удаление буртика.

Проточка тормозных дисков без снятия с авто

Обрабатывать диск напильником — довольно длительное занятие, да и эффективность такой проточки оставляет желать лучшего. Демонтировав диски, их можно отдать токарю на расточку, но экономией времени это тоже не светит. Разборка всей тормозной системы это длительный процесс, а потраченное время напрямую зависит от мастера. Насколько быстро он проточит диски, настолько быстро машина станет на ноги.

Не так давно стало доступно уникальное оборудование, которое позволяет протачивать диск без снятия его с автомобиля. Во-первых, это экономит время — не нужно демонтировать диск и носить его к токарю. Во-вторых, механическая обработка поверхности на специализированном точном оборудовании гарантирует отличный результат. Поверхность диска будет ровной и гладкой, отшлифованной и равномерной. Не говоря уже о том, что это повысит ресурс тормозных колодок, цена которых не всегда может быть демократичной, процедура проточки повысит надежность тормозов в принципе и исключит скрипы и биения.

Тормозные диски Обойтись без замены

Восьмерят? Снимаем…

Появление осевого биения тормозных дисков почти неизбежно при эксплуатации автомобилей с интенсивными торможениями, что типично для России с ее нервной обстановкой на дорогах. Коробление от перегрева, резкого охлаждения при попадании воды из луж, неравномерный износ, и вот – диск, выписывая «восьмерку», постоянно разводит колодки в стороны, увеличивая свободный ход педали и снижая эффективность тормозов.

При диагностике в дилерском техцентре обычно выносят вердикт: диски под замену. И это справедливо, ведь безопасность превыше всего. Но… Деталь, получается, расхожая, а цена – не особенно. Пара оригинальных дисков, например, на Mercedes-Benz Actros стоит 22 000 рублей!

…и протачиваем (1)

Есть гораздо более дешевое решение проблемы – проточить торцевые поверхности дисков, восстановив перпендикулярность их плоскостей к оси вращения. Сделать это можно несколькими способами.

Самый примитивный, требующий из оборудования лишь списанного из учебного класса ПТУ токарного станка, предусматривает снятие диска со ступицы. Это долго, трудоемко и, главное – неэффективно. Ведь после монтажа диска на ступицу вероятность осевого биения остается – уложиться в норму не более 50 микрон почти невозможно. Кстати, если биение диска вызвано еще и деформацией самой ступицы, что на наших ухабистых дорогах происходит нередко, то и новенький диск покажет «восьмерку».

Увидев это, дилерский сервисмен накинет вам в счет еще десяток тысяч рублей за новую ступицу.

…протачиваем (2)

Другой способ – оставить диск на машине и проточить его резцом, закрепленным на месте тормозного суппорта. Результат будет хороший, и даже дефект ступицы компенсируется строго перпендикулярной оси вращения обработкой диска. Но трудоемкость тут еще выше, чем при первом способе. Особенно если у вас в парке машины разных марок и моделей: придется изготавливать индивидуальные адаптеры для установки металлообрабатывающей оснастки на проушины крепления суппорта.

…протачиваем (3)

И, наконец, самый прогрессивный способ: надо применить специальную установку для проточки тормозных дисков, позволяющую не снимать с машины ничего.

Если она с ручной настройкой, то перевозчику придется держать в штате ремзоны весьма квалифицированного специалиста (а точнее, удерживать его методом «пряника»), которому не свойственна даже малейшая дрожь рук. Ибо рядовой автослесарь, пусть даже вполне толковый и старательный, неизбежно наломает дров. Если он, конечно, не подрабатывает в свободное время лекальщиком 8-го разряда или снайпером.

А что рынок?

К счастью, рынок предлагает и спецоборудование с автоматической настройкой. Например, производства американской фирмы Pro-Cut International, представленной в России компанией «Барклай Холдинг». С таким привести в порядок тормозные диски сможет практически любой автомеханик. Благодаря наличию гироскопического датчика и исполнительных механизмов компьютер установит резцы в нужное положение в течение 20-40 секунд, а погрешность составит не более одного микрона. Это на порядок меньше допуска, с которым диски вытачивают на заводе-изготовителе. Ступицу вращает электромотор.

Разумеется, при этом используется специальный переходник с тем же параметром PCD, как и на применяемых на данном автомобиле колесах – то есть соответствующий по диаметру резьбы крепежных шпилек и диаметру окружности их расположения.

Время ремонта одного диска – около 10 минут, при этом он становится тоньше всего на 0,2-0,3 мм, что ощутимо меньше его естественного износа между заменами комплекта колодок. Вот почему некоторые автомобильные фирмы, официально рекомендующие своим авторизованным сервисным центрам приобретать оборудование Pro-Cut, советуют протачивать диски при каждой замене колодок. При этом упрочняются рабочие поверхности дисков, и до минимума сокращается время приработки колодок.

При наличии гаража с десятком автомобилей, ежегодно пробегающими около 100 000 км, оборудование Pro-Cut должно окупиться менее чем за два года, ведь комплект стоит всего 270 000 рублей.

Виды тормозных колодок

Быстрее всего изнашиваются мягкие колодки. Они наиболее комфортные, мало шумят, но стираются достаточно быстро. Такие колодки очень лояльно относятся к поверхности дисков, но плата за это — частая замена. Более жесткие колодки работают резче, они более цепкие, изнашиваются не так интенсивно, но шумные в работе и крепко изнашивают тормозной диск. Каждый вид колодок рассчитан на определенный стиль езды и на определенные условия эксплуатации.

При динамичной и агрессивной езде в тяжелых условиях, когда интенсивное торможение и нагрев тормозов до пограничных температур неизбежен, наилучшим вариантом станут колодки с повышенным содержанием железа или порошка меди. В таких условиях они проходят гораздо дольше комфортных мягких колодок, но и диску здорово достанется. Купить новый диск с системой вентиляции не проблема, но при некритичном износе это вовсе не обязательно. То же касается и задних тормозных барабанов.

Видеоурок о принципе работы тормозной системы

https://youtube.com/watch?v=Av-jj8NNrv8

Несколько способов проточки без снятия

Какой бы способ проточки тормозных дисков вы ни выбрали, прежде чем начать работу, убедитесь в том, что их толщина больше предельно допустимой и в них нет трещин. Если же они слишком тонкие или имеют трещины, не рискуйте, ремонтируя их. Лучше купите новые. Проточкой называется выравнивание рабочих поверхностей с использованием резца, а предлагаемые ниже способы – это шлифовка тормозных дисков без снятия.

  1. Существуют специальные агрегаты для шлифования тормозных дисков без снятия. Но я думаю, вы согласитесь со мной в том, что не стоит покупать агрегат ради шлифовки пары дисков. Дешевле будет полностью обновить тормозную систему.
  2. Если диски стоят на ведущей оси. Понадобится ровный деревянный брусок размером 30×15×5 см и несколько листов наждачки с крупным абразивным зерном (например, №40) на тканевой основе. Использовать наждачку и брусок предпочтительней, чем абразивный круг для наждака. Потому что рабочая поверхность абразивного круга в скором времени после начала шлифовки перестанет быть плоскостью. А плоскость сторон бруска не изменится во время работы. Не забывайте менять наждачку – это ускорит процесс шлифовки и улучшит ее результат. Поднимете автомобиль домкратом и подставьте под него какую-нибудь страховку. Снимите колесо, тормозной суппорт и пыльник тормозного диска. Суппорт подвесьте повыше, чтоб не мешал. Запустите двигатель, включите передачу скорость, вращения отрегулируйте по своему усмотрению. Лист наждачки постелите абразивом вниз, на него широкой стороной положите брусок, а выступающие из-под бруска края листа загните вверх. Получившуюся конструкцию прижимайте поочередно широкой гранью к рабочим поверхностям тормозного диска. Не старайтесь нажимать на нее сильнее, лучше все время двигайте точку соприкосновения.
  3. Стоящие на не ведущей оси тормозные механизмы шлифуются без снятия тем же приспособлением из бруска и листа крупной наждачки. Только двигаться будет не диск, а брусок с наждачкой. Двигать его будет сила ваших рук. Но сказать по правде, делать это без снятия диска уж очень неудобно дело пойдет гораздо быстрее, если вы снимите их и положите на верстак.
  4. Шлифовка тормозных дисков на ходу. Этот способ подойдет для восстановления дисков, стоящих как на ведущей оси, так и на ведомой. Но он подойдет для устранения только незначительных дефектов. Результата сильной температурной деформации он устранить не сможет. Сначала из старых тормозных колодок следует изготовить специальные приспособления. Для этого нужна болгарка с алмазным отрезным диском. А также абразивный зачистной диск для нее. Из зачистного круга необходимо вырезать два клинообразных сегмента. В старых тормозных колодках сделайте две выемки в соответствии с формой клиновых фрагментов. Их глубина должна быть на несколько десятых миллиметра меньше толщины абразивных вставок, чтобы последние после установки возвышались над поверхностью колодок. Вставьте сектора в выемки, предварительно смазав их каким-нибудь клеем, чтобы не выпадали. Получившиеся «абразивные колодки» установите в суппорт вместо штатных. Для проточки рабочих поверхностей нужно проехать от 5 до 10 км, периодически притормаживая. Спланируйте маршрут так чтобы избегать резких торможений либо замедлений по ухабистым участкам. Во время поездки контролируйте результат шлифовки. Образовавшийся по периметру диска буртик можно убрать после окончания поездки обычным напильником с крупной насечкой.

После выравнивания рабочих поверхностей не помешает обработать их более мелкозернистой наждачкой для того, чтобы уменьшить глубину рисок. Использовать наждачку с мелким зерном сразу не следует, потому что она хуже выводит плоскость и поверхность будет гладкая, но волнистая.

Где искать неисправность

  • Биение передних дисков часто отдается не только в педаль, но и в руль.
  • Биение задних лучше ощущаются через вибрации на кузове.
  • Передние механизмы чаще страдают от температурной деформации, так как на них приходится основная нагрузка при торможении, следовательно, они сильнее греются. Деформация возникает следующим образом. При торможении диск нагревается и равномерно расширяется. Попавшая на какой-то участок вода, быстро остужает его, а он, остывая, сжимается и коробит всю деталь.
  • Задние более подвержены коррозии. Так как из-за их небольшой нагруженности, попавшая на них вода долго не высыхает.

Итог

Неисправность тормозов – явление довольно частое и происходящее из-за активной работы всей системы

Отметим, что при осмотре тормозов нужно прежде всего обращать внимание на зеркала дисков. Чаще всего повреждения возникают именно там

Проточка дисков – далеко не всё, что нужно сделать для восстановления системы торможения. Ведь постепенно изнашиваются все элементы системы. Кроме вышедших из строя дисков, ещё неисправность тормозов возникает из-за изношенных колодок или неправильно работающих цилиндров суппортов. Нужно устранить все неисправности. Тогда автомобиль будет в полном порядке.

  • Далее Как самостоятельно отрегулировать поток света фар автомобиля
  • Назад Замена подшипника ступицы заднего колеса: как провести своими руками
  • Безопасность / Советы

    4 Сен, 2019

  • Кроссоверы Audi / Новости

    4 Сен, 2019

  • 3 Сен, 2019

  • 3 Сен, 2019

  • 1 Сен, 2019

  • 31 Авг, 2019

  • 13 Апр, 2019

  • 12 Мар, 2019

  • 17 Фев, 2019

  • 11 Апр, 2019

  • Новости / Справочная информация

    22 Июн, 2019

Популярные кроссоверы

Кроссоверы Acura Кроссоверы Audi Кроссоверы BMW Кроссоверы Cadillac Кроссоверы Chevrolet Кроссоверы Chery Кроссоверы Citroen Кроссоверы Dodge Кроссоверы Ford Кроссоверы Honda Кроссоверы Infiniti Кроссоверы Jeep Кроссоверы Hyundai Кроссоверы Kia Кроссоверы Lexus Кроссоверы Lada Кроссоверы Land Rover Кроссоверы Mazda Кроссоверы Mercedes Кроссоверы Mini Кроссоверы Mitsubishi Кроссоверы Nissan Кроссоверы Porshe Кроссоверы Peugeot Кроссоверы Opel Кроссоверы Renault Кроссоверы Ssang Yong Кроссоверы Skoda Кроссоверы Subaru Кроссоверы Suzuki Кроссоверы Toyota Кроссоверы Volkswagen Кроссоверы Volvo

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector