Базовые определения регулировки развала.Технология регулировки развала.
Содержание:
- 1 От чего зависит развал и схождение
- 2 Диагностика развал схождения.
- 3 Когда нужно делать
- 4 Что такое развал-схождение
- 5 Почему нужно регулировать параметр развал схождения
- 6 Когда и зачем это вам нужно
- 7 Величина угла схождения колес
- 8 Замер и регулировка схождения
- 9 Варианты установки углов
- 10 Признаки необходимости проведения таких работ на автомобиле
- 11 Как самостоятельно отрегулировать схождение колес
От чего зависит развал и схождение
Развал – это отклонение плоскости колеса от строго вертикальной линии. Если развал отличается от рекомендованных для автомобиля значений, то ускоряется износ покрышек, падает управляемость и немного возрастает расход топлива.
Схождение – это отклонение направления вращения колес от направления движения автомобиля. Схождение у стоящего неподвижно автомобиля всегда отличается от этого же параметра у автомобиля, находящегося в движении. Поэтому схождение настраивают таким образом, чтобы при наборе скорости отклонение сводилось к нулю. Если же схождение отличается от рекомендованного для автомобиля, то возрастает расход топлива, ускоряется износ покрышек, падает управляемость и устойчивость машины на дороге.
Ходовая часть современного легкового автомобиля – это сложная сбалансированная система, влияющая на большинство характеристик машины. Если максимально упростить конструкцию и принцип работы ходовой части, то ее можно представить в виде подвижного треугольника, в котором нижняя сторона всегда параллельна земле. В этом случае при изменении расстояния от днища автомобиля до земли меняется угол между нижней и длинной частями треугольника, а также длина второй короткой части. Если по каким-то причинам длина одной из частей треугольника меняется, то нарушается работа всей системы. Поэтому развал и схождение зависят как от исправности подвески, так и от настроек регулировочных элементов. Прежде чем приступать к регулировке развала и схождения, необходимо отремонтировать переднюю и заднюю подвеску. В противном случае даже самая лучшая регулировка на неподвижном автомобиле не приведет к оптимальным углам развала и схождения при движении даже на средней скорости. В результате – снижение управляемости, увеличение расхода топлива и ускорение износа шин.
Диагностика развал схождения.
Теперь рассмотрим что такое кастер. Занимаясь автомобилем, мы изучаем его устройство, узнаем, что колеса крепятся на шкворнях. Так вот кастер — это продольный наклон шкворня. Если продольный наклон шкворня неправильный, вам будет тяжело управлять автомобилем. Рулевое колесо будет вращаться с трудом, создавая определенные неудобства и не улучшая настроения. Это также создаст сложности в само установке управляемых колес. Установка шкворня, то есть его продольный наклон, измеряется в градусах. Безусловно, есть любители устанавливать все «на глаз». У многих они даже вызывают уважение. Но устанавливая «на глаз», мы никогда правильно не определим необходимый угол установки шкворня. Считается правильно установленным шкворень, если верхняя его часть отклонена назад и не правильно – если вперед.
Необходимо сказать, что на наших дорогах желательно проводить операцию регулировка развал схождения после пробега 12-15 тысяч километров для отечественных автомобилей, а для иномарок — до 30 тысяч километров. Бывают случаи, когда необходима внеплановая проверка состояния колес
Это если вы поймали на дороге добротную яму либо поменяли сайлент-блоки, наконечники рулевых тяг, рычаги подвески или изменили клиренс автомобиля, установив укороченные пружины амортизаторов, обратили внимание, что автомобиль стало уводить в сторону, а при выходе из поворота руль не возвращается в нормальное положение или увеличился износ шин, в этих случаях необходимо проверить данные развал схождения колес
Непредвиденные и нестандартные ситуации.
Довольно часто появляются непредвиденные проблемы в управлении автомобилем. Вы поменяли резину, и автомобиль перестал «держать дорогу». Сразу начинаешь думать, что виной всему неправильные развал схождение. Довольно часто это ошибочное мнение. Вначале нужно проверить автомобильную резину. Поменять колеса местами: правое поставить вместо левого и наоборот. Если и эта проверка не дала положительного результата, причину нужно искать в состоянии резины. Здесь нужно, запустив снятые колеса по кругу, искать пару на которой машина будет двигаться прямо. Эта причина последнее время стала довольно популярной. Называют ее силовая неоднородность каркаса покрышки. Виной этому плохое качество изготовления резины.
Развал схождение своими руками.
Если делая развал схождение самостоятельно, вы выполнили работы только по передним колесам автомобиля, а задних не трогали, то причина неуправляемости автомашины, возможно, скрыта в заднем мосту. Могут быть смещения отдельных деталей, просто деформация чего-либо в результате удара или погнутости. Поэтому и необходима тщательная проверка установки передних и задних колес.
Сегодня стало гораздо сложнее проводить диагностику автомобиля. Не зная как самому сделать развал схождение в обычных домашних условиях. Лучше всего обратиться на станцию техобслуживания. Там имеется специальное оборудование для развал схождения. А профессионалы определят все, что необходимо сделать для решения проблем. Специалисты проведут все измерения углов. Если же обнаруживается отклонение от нормы, то вначале их регулируют при помощи регулировочных узлов, установленных специально для этих целей на подвеске.
Надо сказать, что колеса должны быть одинаковыми по всем размерам и параметрам, как и давление воздуха в шинах. Следует заметить, что регулировка невозможна в случае изменения геометрии дисков или их дефектов
И еще немаловажно: прежде чем начинать проведение операции, нужно проверить состояние ходовой части и давление в колесах. При обнаружении каких-либо недостатков необходимо перенести запланированную работу до устранения неисправностей
Если операцию развал схождение вы делаете на станции техобслуживания, нужно проконтролировать, чтобы мастер перед проведением основных работ сделал «операцию компенсации». Делается это для того, чтобы исключить влияние искажений геометрической формы обода колеса на его регулировку и на результаты ее. Подобная операция проводится следующим образом: вывешивается регулируемый мост автомобиля, навешиваются приборы на колеса. Причем приборы регулируются каждый под колесо, на котором установлен. Сейчас, в связи с появлением новых стендов, которые изготовлены по 3D-технологии, автомобиль прокатывают вперед-назад. И этого оказывается вполне достаточно.
Иногда проблема с управлением авто может быть не по вине, не отрегулированного развала схождения, а например нужно заменить рулевую рейку или что то еще.
Если вы вполне уверены в том, что как делать своими руками развал схождение известно вам или вашему другу, а станция техобслуживания не нужна для этого, то эта статья написана для вас персонально…
Когда нужно делать
Углы рекомендуется проверять и регулировать в следующих случаях:
- Машина проехала около 10-15 тыс. км (касается отечественных моделей) или 20-45 тыс. (для импортных марок).
- Транспортным средством стало сложно управлять, резина начала быстро и неравномерно изнашиваться.
- Рулевое колесо не возвращается самостоятельно в нейтральное положение после вывода ТС из поворота.
- После ремонтных работ, связанных с подвеской, элементами рулевого управления и несущих частей кузова, а именно: замены ШРУСа(шарнир равных угловых скоростей), установки новых рулевых наконечников и шаровых опор, замены передних лонжеронов.
- Если ТС побывало в аварии, также рекомендуется проверить углы развала и схождения.
Следует отметить, что до начала производства работ по измерению и установке углов, необходимо выяснить:
- Исправны ли узлы рулевого управления;
- Не следует ли поменять ступичные подшипники;
- Нет ли проблем с элементами передней подвески.
Ещё следует обязательно отбалансировать диски (при наличии биения).
Компьютерный сход-развал позволяет наиболее точно установить углы наклона колёс
Что такое развал-схождение
Развалом колеса именуют угол между его центральной плоскостью и поверхностью дороги. Он напрямую влияет на качество сцепления и точность контроля авто. Если всё настроено правильно, колёса будут поворачивать именно туда, куда вы его направите.
Схождение — разница в расстояниях между крайними передними и задними точками колёсных дисков. Она измеряется в миллиметрах или градусах. Схождение влияет на срок службы покрышек. Если оно неправильное, шины быстро придут в негодность.
Ещё одним важным параметром колеса является кастер, т. е. продольный наклон шкворня. Он влияет на точность контроля авто и способность колёс к самобалансировке. Если кастер отрегулировать неправильно, возникнут трудности с рулевым управлением.
Развал-схождение — это регулировка перечисленных параметров для обеспечения управляемости и снижения износа покрышек.
Регулирование развал-схождения на стенде в автосервисе
Почему нужно регулировать параметр развал схождения
Одна из важнейших функций правильной регулировки развала схождение заключается в обеспечении курсовой стабильности в ходе движения транспортного средства. Таким образом, грамотная настройка данного параметра позволяет обеспечить большую безопасность при управлении автомобилем. Также, рассматриваемый параметр напрямую влияет на уровень износа шин. В случае неправильной регулировки угла, происходит преждевременный износ шин, в связи с чем увеличивается частота замены резины и возрастают затраты на ремонт и обслуживание транспортного средства. Помимо этого, неправильная настройка схождения неизбежно приводит к возрастанию расхода топливной смеси. В связи с этим можно сделать вывод что эксплуатации транспортного средства с неправильной регулировкой развала схождения становиться менее экономичной. Поэтому, стоит своевременно диагностировать данный параметр и восстанавливать его при необходимости.
Сложность работ определяется устройством подвески авто
Когда и зачем это вам нужно
Производители рекомендуют владельцам иномарок проводить процедуру каждые 30 000 км пробега, а обладателям отечественных авто — каждые 15 000 км. Срок может уменьшаться, если машина эксплуатируется в сложных условиях и часто ездит по плохим дорогам. В ряде случаев может потребоваться внеплановая процедура:
- если диск смялся при въезде в яму на высокой скорости;
- если проводился ремонт ходовой;
- если на машину поставили укороченные пружины или клиренс менялся по другим причинам, были установлены автобаферы;
- если при езде ясно чувствуется «увод» авто в сторону;
- если покрышки начали изнашиваться гораздо быстрее;
- если руль плохо возвращается после преодоления поворота.
Что вы получите по результатам развал-схождения?
- Улучшится курсовая устойчивость машины. При езде по прямой транспорт будет двигаться только вперёд, без смещения в сторону.
- Автомобиль станет более манёвренным, пропадут сильные заносы, упростится управление.
- Снизится расход топлива, возрастёт срок эксплуатации покрышек.
В зависимости от назначения может быть выбран тот или иной вид развала колёс
Величина угла схождения колес
Схождением колес называют угол, который образуется между продольной осью автомобиля и плоскостью колеса. Его назначение – держать автомобиль по прямой линии, снижать его увод в разные стороны. Неправильная установка схождения сильно влияет на износ покрышек. Единицей измерения данного угла может быть как миллиметр, так и градус. Самостоятельную установку проще всего выполнить в миллиметрах. Заехав на площадку, нужно вымерить внутреннее расстояние между колесами. Сначала необходимо вымерять задние части покрышек, а потом передние. После этого, результат, полученный после измерения в передней части, отнимаем от результата измерения задней части. Для подвесок типа МакФерсон, полученное значение не должно превышать ноля. Другие типы подвесок должны иметь положительное отклонение. При отрицательном значении, угол схождения нуждается в регулировки.
Замер и регулировка схождения
После развала в соответствии с техтребованиями необходимо осуществить процедуру регулировки схождения. Понадобиться при этом специальная телескопическая линейка.
Когда автомобиль готов к процедуре регулировки, нанесите на внутреннюю часть передних покрышек метки мелом (в передней части). Затем возьмите телескопическую линейку, уприте ее концами в метки.
На линейке совместите неподвижный указатель линейки с нолем на шкале. Прокатите автомобиль немного вперед. При вращении колес линейка перемещается назад. Когда линейка окажется ниже или на уровне оси колес, но никаких деталей кузова и подвески линейка не касается, снимите показания со шкалы.
Если показания говорят, что между передней частью покрышек расстояние больше, нежели между задней, то рулевые тяги нужно немного удлинить. При получении противоположного результата, тяги необходимо укоротить.
Делается это путем ослабевания контргайки на рулевых тягах с помощью ключа 27 миллиметров, после чего ключом в 24 мм, длина тяги регулируется при помощи муфты. Выполнив регулировку, замеры схождения нужно повторить.
Правильным схождением является вариант, когда в замерах разница не превышает одного миллиметра.
Варианты установки углов
Чаще всего автовладельцу не требуется изменять заводские настройки, но следует знать, как положение колёс влияет на управляемость переднеприводного автомобиля.
Первый вариант
При отрицательном касторе колёса сдвигаются максимально назад, в данной ситуации машина станет более чувствительной к манипуляциям с рулевым колесом. А это значит – более требовательной к уровню вождения владельца. На скоростях превышающих 70 км/час проявится стремление ТС к «рысканию», будет сложнее удержать траекторию на крутых поворотах.
Второй вариант
Кастор «плюсовой», а углы развала и схождения — «в нулях». Крутить руль станет труднее физически, но при этом ТС будет отлично «держать» дорогу при езде по прямой линии.
Третий вариант
Эти настройки можно условно назвать спортивными. Если при «плюсовом» касторе развал и схождение поставить в «минус», руль крутить будет тяжелее, но управляемость улучшится. ТС станет проще вводить в повороты даже при скоростях выше среднего.
Признаки необходимости проведения таких работ на автомобиле
Есть несколько признаков и симптомов, по которым можно понять, что клёса пора регулировать.
При езде руль находится в центральном положении, а автомобиль отклоняется в сторону.
Руль повернут в одну из сторон, но машина всё равно едет по прямой.
Если вы только что купили автомобиль, обязательно обратитесь в автосервис за развал-схождением. Мастера на внутренней СТО магазина должны проводить процедуру перед продажей, но на практике так бывает не всегда. В идеале лучше спросить об этом перед покупкой.
При смене резины загляните на станцию технического обслуживания чтобы проверить развал-схождение
Возможно, делать его не придётся, но вероятность имеется.
Кроме того, обратите внимание на расход топлива и скорость износа покрышек. Если эти параметры увеличились, возможно, проблема именно в состоянии колёс.
Неравномерный износ покрышек — один из признаков необходимости развал-схождения
Развал-схождение задних колёс
Нужно ли выполнять развал-схождение задних колёс в переднеприводном автомобиле? Да, но надо иметь в виду небольшой нюанс. Если заднее колесо вывернуто наружу, задняя ось будет уводиться на обочину, что приведёт к появлению сильных заносов на поворотах. Если же колесо развёрнуто к центру поворота, машина будет с трудом поворачивать. Однако незначительное сведение этих частей авто одно к другому идёт только на пользу водителю, поскольку можно будет проще двигаться по прямой, а подвеска сможет лучше «подруливать» в определённую сторону даже при сильных порывах бокового ветра, что является несмоненной помощью водителю-новчику.
Итак, если нижние стороны задних колёс слегка повёрнуты друг к другу — это нормально. А вот их расхождение нуждается в устранении.
Проблемы ходовой и настройка параметров колёс
Обязательно выполняйте развал-схождение, если ходовая часть транспорта подвергалась ремонту
Особенно важно сделать это при замене следующих деталей:
- сайлентблоков;
- наконечников рулевых тяг;
- рычагов подвески.
Теоретически при замене верхних и нижних шаровых, пружин и амортизаторов прибегать к процедуре не надо, но некоторые специалисты рекомендуют выполнять её при работах с абсолютно любым компонентом ходовой. На всякий случай.
Какими должны быть углы установки: отрицательные и положиельные величины
Оптимальное значение для легкового автомобиля — либо нулевое, либо слегка отрицательное (т. е. колёса должны быть немного направлены наружу нижней частью). Возможна установка положительного значения — от 0 до 4,5 градусов. В спортивных автомобилях используется отрицательное значение от -0,5 до -5,5 градусов. Благодаря этому достигается высокий уровень сцепления, повышается стабильность на поворотах.
У отрицательных углов есть минусы. Так, при езде по прямой внутренняя кромка покрышки будет быстрее изнашиваться, возможна нестабильность при разгоне и торможении на прямом пути. Оптимальным вариантом является установка показателя на уровне в -0,5 градусов.
Положительный и отрицательный развал
Как самостоятельно отрегулировать схождение колес
Для проверки и регулировки схождения колес вам понадобятся:
- смотровая яма;
- линейка длиной около 2 метров с миллиметровой разметкой;
- два ровных деревянных бруска длиной 60-80 сантиметров;
- набор ключей;
- лампа с удлинителем.
Схождение желательно проводить на полностью загруженном автомобиле с полностью исправной передней и задней подвеской. Если передняя или задняя подвеска неисправна, то проводить регулировку схождения не имеет смысла. Ведь расположение колес во время движения будет отличаться от необходимого, несмотря на тщательно проведенную настройку.
Сама проверка и регулировка не вызывает затруднений. Чтобы проверить и отрегулировать схождение, сделайте следующее:
- Закатите автомобиль на яму, таким образом, чтобы можно было толкать его вперед еще 1-1,5 метра.
- Загрузите автомобиль до максимально разрешенной массы.
- Несколько раз качните автомобиль, как описано в 4 пункте проверки и регулировки развала.
- Поверните руль до упора влево, затем вправо, после чего установите прямо.
- Нанесите на шину 4 метки, 2 вдоль линии соединяющей центры переднего и заднего колеса, а еще две перпендикулярно этой линии.
- Приставьте бруски к колесу строго по линии, соединяющей центр переднего и заднего колеса и, прикрепите к колесному диску с помощью скотча. Это поможет более точно измерить схождение колес.
- Измерьте расстояние между брусками спереди и сзади колеса и запишите значение.
- Снимите бруски и прокатите автомобиль так, чтобы колесо повернулось на 90 градусов, после чего снова измерьте схождение и запишите значение.
- Еще раз прокатите автомобиль и снова измерьте значение. Все три измерения должны показать одинаковый результат. Если он отличается больше, чем на 1 миллиметр, необходимо проверить состояние колесных шин.
- Сравните результаты проверки с теми значениями, что указаны в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля.
- Если результат измерений отличается от указанного в руководстве по эксплуатации автомобиля, спускайтесь в яму и найдите рулевые тяги, которые соединяют рулевую колонку с поворотными кулаками.
- Придерживая регулировочную втулку, открутите контргайки или ослабьте хомуты, которые фиксируют рулевые тяги и наконечники. Вращая втулку измените общую длину рулевой тяги на необходимое значение. Эту операцию необходимо выполнять на левом и правом колесе.
- Проверьте схождение. Если колеса установлены правильно, зафиксируйте втулку с помощью контргаек или хомутов. Если схождение не соответствует указанному в инструкции к автомобилю, продолжайте регулировку.
Вывод
Развал и схождение вполне возможно выполнить своими силами. Главное – не спешить и тщательно выполнять все пункты рекомендаций. Это позволит вам поддерживать свой автомобиль в хорошем состоянии, снизить расход топлива и уменьшить износ покрышек.