Ремонт системы охлаждения автомобилей

Структура системы.

Подавляющее большинство ДВС имеют жидкостную систему охлаждения (закрытого типа), использующую принцип принудительной циркуляции. Именно она, с одной стороны, способно обеспечить максимально эффективное охлаждение, а с другой, является более эргономичным и комфортным способом отвода избыточного тепла от двигателя.

Изм.Изм.

ЛистЛист

№ докум.№ докум.

ПодписьПодпись

ДатаДата

ЛистЛист

7

А12-310

Устройство и принципиальная схема системы охлаждения двигателя (как дизельного, так и бензинового) включает в себя работу следующих компонентов:

  1. радиатора с вентилятором (электрическим, механическим или гидравлическим);
  2. радиатора отопителя («печки») с электрическим вентилятором;
  3. рубашек охлаждения блока цилиндров и головки блока;
  4. термостата;
  5. циркуляционного (водяного) насоса («помпы»);
  6. расширительного бачка;
  7. крана радиатора «печки»;
  8. соединительных патрубков и шлангов.

В качестве охлаждающей жидкости может использоваться вода, тосол, антифриз. Система охлаждения подавляющего числа автомобилей использует тосол, как более оптимальный вариант, из-за хорошего соотношения стоимости и функциональных характеристик.

Изм.Изм.

ЛистЛист

№ докум.№ докум.

ПодписьПодпись

ДатаДата

ЛистЛист

8

А12-310

Принцип функционирования системы охлаждения двигателя (и бензинового, и дизельного) весьма прост и основан на целенаправленной циркуляции охлаждающей жидкости. Охлаждающая жидкость, забирая тепло у деталей двигателя (в рубашках охлаждения), под воздействием давления, создаваемого водяным насосом, начинает циркулировать по системе, осуществляя теплообмен.

Первоначально движение жидкости осуществляется при закрытом термостате по малому кругу, то есть без работы радиатора. Это делается для того, чтобы убыстрить процесс прогрева двигателя и доведения его до рабочей температуры. После возврата жидкости в рубашки охлаждения процесс циркуляции продолжается.

В том случае, когда температура достигает высоких показателей (в пределах 100 градусов), открывается термостат, и охлаждающая жидкость начинает двигаться по большому кругу, заходя в радиатор. Это сразу же остужает двигатель, ибо в систему охлаждения поступает жидкость, ранее не использовавшаяся (находившаяся в радиаторе). Сам радиатор охлаждается потоком атмосферного воздуха.

Изм.Изм.

ЛистЛист

№ докум.№ докум.

ПодписьПодпись

ДатаДата

ЛистЛист

9

А12-310

При дальнейшем нагреве двигателя (например, в летний период), когда жидкость не успевает остывать до необходимого температурного уровня, специальное устройство автоматически включает электрический вентилятор («ленивец»), дополнительно охлаждающий радиатор и частично двигатель. Вентилятор работает до достижения необходимого уровня температуры жидкости, и специальное устройство выключает его. Механический вариант вентилятора, соединенный с коленвалом ременной передачей, работает в постоянно действующем режиме.

При необходимости (например, в холодное время года) охлаждающая жидкость через открытый кран отопителя заходит в «печку», где с помощью радиатора, с одной стороны, дополнительно остывает, отдавая избыточное тепло, а с другой, обогревает воздух в салоне автомобиля.

Изм.Изм.

ЛистЛист

№ докум.№ докум.

ПодписьПодпись

ДатаДата

ЛистЛист

10

А12-310

Принцип работы насоса охлаждающей жидкости.

Изм.Изм.

ЛистЛист

№ докум.№ докум.

ПодписьПодпись

ДатаДата

ЛистЛист

11

А12-310

При работе ДВС немаловажное значение имеет отвод тепла, образующегося при сгорании топлива. Для этого принимаются специальные меры, вплоть до того, что на автомобиле существует отдельная система, предназначенная именно обеспечивать необходимый температурный режим мотора

Использование тепла и отвод его излишков может осуществляться различными методами, в том числе и с использованием охлаждающей жидкости

Не касаясь других многочисленных аспектов работы отдельных компонентов, задействованных при реализации этого, стоит обратить внимание на насос охлаждающей жидкости, или как его еще называют, водяную помпу, по сути дела, являющийся ключевым элементом всего процесса

Принцип работы системы

В целом работа системы довольно проста. Приведённый в действие гидравлический насос обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости по рубашке блока цилиндров. Скорость циркуляции зависит от количества оборотов коленчатого вала ДВС.

Антифриз, проходящий по каналам в блоке цилиндров, отводит излишек тепла от агрегата и поступает обратно в приёмный отсек помпы, минуя термостат. Когда температура охлаждающей жидкости достигает 80-90оС, термостат открывает большой круг циркуляции, блокируя малый. Таким образом, жидкость после блока цилиндров направляется в радиатор охлаждения, где её температура снижается благодаря встречному потоку воздуха и вентилятору. Далее, процесс повторяется.

Возможные неполадки и их устранение

Несмотря на простоту конструкции, система охлаждения силового агрегата способна дать сбой во время эксплуатации транспортного средства. В связи с этим двигатель будет работать в повышенном температурном режиме, из-за чего ресурс его деталей значительно снизится. Причины некорректной работы охлаждения могут быть совершенно разные.

Насос охлаждающей жидкости ВАЗ 2106, устройство, принцип работы

На машинах ВАЗ 2106, 2107 помпа, прокачивающая тосол или воду через рубашку мотора, располагается сбоку от него. Привод для обеспечения ее работы не электрический, а выполняется от коленвала мотора с помощью шкивов и ремня. Конструктивно помпа является замкнутым объемом, внутри которого располагается вал с крыльчаткой. С помощью шлангов на ее вход, через патрубок, осуществляется подача холодной воды, поступающей из радиатора.

Вращение крыльчатки обеспечивается через шкив и ременную передачу благодаря моменту, поступающему от коленчатого вала ДВС. Вращающаяся крыльчатка создает давление, благодаря которому осуществляется поступление воды в рубашку двигателя, а также остальные узлы, обеспечивающие отвод и использование излишков тепла.

Следует учесть, что работа остальных узлов системы здесь не рассматривается, а также остаются не охваченными вопросы, касающиеся циркуляции тосола.

Неисправности системы охлаждения

Необходимость ремонта системы охлаждения возникает в случае постоянного перегрева или переохлаждения охлаждающей жидкости (ОЖ), снижения уровня ОЖ в системе в результате утечки, возникновения электролиза в ОЖ и др.

Перегрев ОЖ вызывает детонацию двигателя, которая резко увеличивает износ цилиндров и поршневых колец, приводит к прогоранию поршней и снижению долговечности подшипников скольжения (вкладышей). Нарушение процесса сгорания топливновоздушной смеси при перегреве, увеличение сил трения приводят к возрастанию расхода топлива и снижению мощности двигателя. Понижение температуры ОЖ в рубашке охлаждения двигателя повышает износ деталей ЦПГ вследствие смывания со стенок цилиндров масла топливом. Происходит разжижение масла топливом, попадающим в масляный картер, более интенсивное образование смоляных и лакообразных отложений на поршнях и поршневых кольцах.

Понижение температуры ОЖ на каждые 10 °С от номинального значения уменьшает мощность двигателя на 1,5 % и увеличивает расход топлива на 2 %.

Перегрев двигателя может быть вызван: недостатком ОЖ в системе охлаждения из-за ее утечки или выкипания, засорением системы, обрывом или пробуксовкой ремня привода вентилятора, отказом в работе электро- либо гидромуфты вентилятора, заклиниванием термостата в закрытом состоянии или жалюзи в закрытом положении, неправильной установкой угла опережения зажигания.

Переохлаждение двигателя возможно при заклинивании термостата в открытом состоянии или отсутствии самого термостата, неисправности гидро- или электропривода вентилятора.

Одной из неисправностей современных систем охлаждения с радиатором, изготовленным из алюминия, и температурным датчиком включения вентилятора (термовключателем), находящимся под напряжением, является возникновение электролиза.

Электролиз — это реакция разложения раствора химических веществ при прохождении через них электрического тока. Характерные признаки протекания электролиза: засорение трубок радиатора, наличие белого налета возле его негерметичных мест и отложений зеленоватого цвета возле термовключателя. В случае появления таких симптомов необходимо тщательно проверить соединения электрических приборов системы охлаждения.

Для радиаторов, изготовленных из алюминия, не рекомендуется использовать в качестве ОЖ воду, так как при этом происходит коррозия трубок.

Подтекание ОЖ может быть вызвано негерметичностью соединений шлангов системы охлаждения со штуцерами и патрубками, неплотностью соединений фланцев патрубков, негерметичностью сливных пробок и краника отопителя, повреждением шлангов, трещинами в бачках и сердцевине радиатора, износом самоподжимного сальникового уплотнения жидкостного насоса.

Ремонт радиатора системы охлаждения

С наступлением тёплого периода, система охлаждения двигателя переносит всё более значительную нагрузку. Можно сначала посмотреть все части системы. На стартовом уровне автолюбитель каждый сам в состоянии осуществить такое обследование в то время, когда занимается контролем уровня масла. Начинать ремонт радиатора системы охлаждения стоит с контроля уровня студящей жидкости, которая расположена в широком бачке.

Данный бачок находится со стороны водителя, с левой стороны  от моторного отсека, недалеко от аккумулятора. На нём нанесены метки минимально / максимально. В случае если трудно узнать уровень жидкости из-за нечистоты бачка, его можно просто приподнять повыше. C причинами нагрева мотора можно ознакомиться здесь: Почему автомобиль нагревается. Он удерживается на вертикальных направляющих, которые дают возможность вынуть его без проблем.

Система охлаждения Д

Система охлаждения Д состоит из трубчатых радиаторов, навешенных на бак трансформатора и соединенных с ним верхними и нижними патрубками. Масло циркулирует по трубкам радиаторов под действием конвекции за счет разности температур масла в баке на уровнях этих патрубков и охлаждается благодаря обдуву труб вентиляторами.
Рис. 4. Схема трубчатого маслоохладителя МП-65:

1 — верхняя водяная камера, 2 — верхняя трубная доска, 3 — латунная компенсирующая шайба, 4 — выходной патрубок для масла, 5 — корпус маслоохладителя, 6 — кожух, 7 — трубная система для воды, 8 — перегородки для направления масла, 9 — входной патрубок для масла, 10 — нижняя трубная доска, 11 — входной патрубок Для воды, 12 — выходной патрубок для воды, 13 — нижняя водяная камера с двумя отсеками

В процессе эксплуатации наружные поверхности труб радиаторов покрываются плотным слоем загрязнений, который не только портит внешний вид трансформатора, но и снижает эффективность работы системы охлаждения.

Наружный слой загрязнений труб радиатора удаляют ультразвуковой очисткой или погружением его в ванны с 10—15%-ным раствором едкого натра. Щелочной раствор подогревают до 60—70° С и перемешивают, пропуская через ванну воздух или пар. После очистки в щелочном растворе радиатор промывают проточной водой. Чтобы щелочной раствор не попал внутрь радиаторов, в них создают избыточное давление 0,1 ат или их заранее испытывают на герметичность избыточным давлением 0,5 ат. Избыточное давление создают сжатым воздухом, при этом следят по манометру, чтобы в течение 5—10 мин оно не снижалось.
Во многих трансформаторах старых выпусков вентиляторы установлены в межтрубном пространстве самих радиаторов. Исследования показали, что ранее применяемые легкие (массой 0,4 кг) крыльчатки не обеспечивают должного обдува радиаторов. Мощность электродвигателей вентиляторов позволяет заменить их более мощными крыльчатками серии МЦ (массой 1,3 кг); при этом отвод тепла увеличивается в среднем на 20%. Но более тяжелые и мощные крыльчатки даже при небольшом небалансе, например при разных углах наклона лопастей, или если одна лопасть несколько тяжелее другой, вызывают сильную вибрацию радиаторов. При вибрации нарушается герметичность уплотнений и сварных соединений радиаторов, кроме того, ускоряется износ подшипников электродвигателей.
При замене крыльчаток электродвигатели вентиляторов устанавливают на специальных кронштейнах, закрепленных на стенке бака трансформатора, и подвергают крыльчатки динамической или, в крайнем случае, статической балансировке на круговых или двух призматических ножах. При статической балансировке крыльчатка, закрепленная на специально изготовленном валике и установленная на два опорных ножа, в любом положении не должна поворачиваться. Если одно крыло имеет меньшую массу, чем другое, его уравновешивают, приваривая стальную пластину или напаивая его оловом. Статическая балансировка только частично уменьшает вибрацию. При различных наклонах лопастей вибрацию можно устранить только динамической балансировкой.
В объем ремонта дутьевых вентиляторов входит разборка и чистка электродвигателей. Осматривают состояние ротора, статора, подшипников. Измеряют сопротивление изоляции обмотки статора мегомметром 1000 в. Испытывают электрическую прочность изоляции обмотки статора относительно корпуса и между фазами приложенным напряжением 1  кВ переменного тока промышленной частоты или мегомметром 2500 в в течение не менее 1 мин.
При ремонте основных элементов системы охлаждения производится ревизия, осмотр и ремонт, а при необходимости — замена гидрозапорной арматуры. Задвижки и краны тщательно очищают от грязи и ржавчины, устраняют выявленные при осмотре дефекты и меняют сальниковые уплотнения и прокладки. Гидравлическое испытание производят с помощью ручного насоса давлением 3 ати в течение 15—20 мин.

Причины засорения

Основной причиной загрязнения системы является использование в качестве охлаждающей жидкости обычной воды. Проточная вода из крана имеет в составе большое количество солей, создаёт накипь и ржавчину на стенках магистралей. Использование дистиллированной воды менее пагубно, но полноценное охлаждение в жаркий период она не способна обеспечить. Кроме того, зимой при минусовой темпе вода замёрзнет и расширяясь может нарушить целостность отдельных деталей и соединений.

Применение качественного антифриза или тосола более целесообразно. Специальные вещества для охлаждения имеют значительный ресурс и не замерзают даже при очень низких температурах. Однако присадки содержащиеся в составе, с течением времени начинают выпадать в осадок засоряя систему.

Состав СОД и принцип работы

Система охлаждения отвечает за своевременный отвод тепла от нагретых частей с помощью жидкости.

Она состоит из:

  1. Радиатора основного.
  2. Радиатора печки.
  3. Привода с вентилятором.
  4. Расширительного бачка.
  5. Водяной помпы.
  6. Термостата.
  7. Датчиков ТОЖ.

Работа системы охлаждения обеспечивается блоком управления. Блок управления двигателем, в свою очередь, получая данные от датчиков системы, либо включает, либо выключает тот или иной элемент. Циркуляция жидкости происходит благодаря водяному насосу. В зависимости от изменения температуры жидкости, циркуляция выполняется либо по маленькому кругу, либо по большому. При включении движка циркуляция тосола осуществляется по маленькому кругу, то есть без участия радиатора.

При последующей работе двигателя постепенно происходит прогрев жидкости, в результате чего постоянное движение по малому кругу может привести к перегреву. Чтобы этого не случилось, жидкость должна осуществлять движение по большому кругу. Регулировка движения тосола или антифриза по кругам производится термостатом. Рабочая температура жидкости колеблется в пределах 98–103 градусов.

Первым признаком нарушения стабильной работы в системе охлаждения является повышение . Как правило, в такой ситуации сначала проверяется уровень жидкости в системе. Если наблюдается падение ее уровня, необходимо осмотреть патрубки и места соединения, радиатор охлаждения и печки на потеки. Как правило, течь обнаруживается на патрубках и местах соединения чаще всего.

При отсутствии снижения уровня тосола проблема перегрева двигателя может скрываться в неисправном вентиляторе или датчике охлаждающей жидкости, который отвечает за включение и отключение вентилятора. Помимо этого, рост температуры жидкости и последующий перегрев мотора могут быть обусловлены неисправностью термостата, который перестал открываться на большой круг. В таком случае потребуется его замена.

Что заливать в систему охлаждения

Раньше для регулировки температурного режима двигателя в систему охлаждения заливали обычную воду, вместо специальных растворов. Практика на сегодняшний день вынудила отказаться от этого метода охлаждения в виду его неэффективности. Стоит отметить, что вода не подходит для охлаждения системы, в первую очередь, из-за низкой температуры кипения – 100%, при том, что работа двигателя происходит при более высоких температурах, вода попросту начинает закипать и перестает выполнять свою функцию. Охлаждающая жидкость (антифриз) имеет более высокую температуру кипения и низкую температуру замерзания, что в свою очередь очень актуально в зимний сезон. Еще одним достоинством можно выделить, что антифриз исключает образование накипи и ржавчины в системе охлаждения, в отличие от воды. Но стоит отметить, что для долговечности и правильной работы двигателя имеет большое значение качество самой охлаждающей жидкости. Антифриз следует покупать только известных марок, при наличии всех необходимых сертификатов.

СПРАВКА! В большинстве сомнительных охлаждающих жидкостей имеются агрессивные кислоты, которые могут разъедать систему охлаждения и в конечном итоге приводят ее в негодность.

Качественные антифризы имеют в своем составе флуоресцентные добавки, которые позволяют выявить течи в системе охлаждения, если она не герметична.

Состав концентрата антифриза следующий:

  • Этиленгликоль – 90%;
  • Присадки – 5-7%
  • Дистиллированная вода – 3-5%.

Все антифризы схожи по своему составу и на 90% состоят из этиленгликоля и 3-5% воды, отличия составляют лишь присадки.

Диагностирование системы охлаждения двигателя

Общее диагностирование технического состояния системы охлаждения заключается в определении ее герметичности и теплового баланса.

Заключение о герметичности системы делают, визуально убедившись в отсутствии утечки ОЖ при работающем и неработающем двигателе, а также по скорости убывания жидкости из расширительного бачка в процессе эксплуатации автомобиля.

О тепловом балансе системы судят по времени прогрева двигателя и поддержанию его номинальной рабочей температуры при нормальной нагрузке. Проверку производят с помощью указателя температуры охлаждающей жидкости.

Работа системы охлаждения считается удовлетворительной, если температура двигателя удерживается в пределах 85…95 °С при движении нагруженного автомобиля со скоростью около 90 км/ч.

Проверить общее состояние системы охлаждения и найти конкретные места утечки ОЖ можно при подаче воздуха под небольшим давлением в систему охлаждения.

Для проверки герметичности системы охлаждения можно использовать воздушную сеть (рис. 1, а), а в случае ее отсутствия, воздушный насос (рис. 1, б), которые подсоединяют к пробке расширительного бачка или радиатора.

С помощью редуктора или насоса поднимают давление до величины давления открытия пробки расширительного бачка (0,09…0,13 МПа) в течение 2 мин. Следят за показанием манометра: давление должно быть стабильным, в противном случае визуально определяют утечки ОЖ или проверяют охладители отдельных составных частей двигателя (системы рециркуляции, радиатор охлаждения масла и т.д).

Причиной быстрого убывания ОЖ в системе может быть неправильная работа клапана пробки расширительного бачка и ее недостаточная герметичность. При появлении этой неисправности необходимо проверить состояние клапана пробки и давление его открытия (значение давления указано в технических характеристиках данного двигателя).

Рис. 1. Проверка герметичности системы охлаждения с использованием воздушной сети (а) и воздушного насоса (б): 1 — пневморедуктор; 2 — манометр; 3 — герметизирующая насадка; 4 — радиатор; 5 — насос; 6 — пробка расширительного бачка

Работоспособность радиатора определяют по разности температур ОЖ в его верхней и нижней части, которая должна быть в пределах 8…12 °С. Уменьшение разности температур указывает на наличие накипи в трубках радиатора или на его загрязнение.

При проверке термостата его снимают с двигателя и помещают в емкость с жидкостью, имеющей температуру окружающего воздуха. Можно использовать обычную воду, но, учитывая, что температура ОЖ в современных двигателях может превышать 100 °С, желательно применять технический глицерин, температура кипения которого выше. В случае же использования воды можно установить только начало открытия клапана. Жидкость постепенно нагревают; при температуре 70…80 °С (в зависимости от модели двигателя) должно начаться открытие клапана термостата. За температуру начала открытия принимается та, при которой ход клапана, расположенного со стороны входного патрубка радиатора, составляет 0,1 мм. Для более точного определения величины хода можно использовать индикатор часового типа на кронштейне. Дальнейшее повышение температуры до 90…110 °С (в зависимости от модели двигателя) должно привести к полному открытию клапана (6…8 мм). Если после проведения вышеописанной проверки установлено, что термостат не удовлетворяет указанным условиям, его заменяют новым, так как ремонту он не подлежит.

При появлении утечки ОЖ из радиатора, если найти место утечки не представляется возможным, радиатор проверяют на герметичность. Существуют два способа проверки: непосредственно на автомобиле и при снятом радиаторе.

При проверке на автомобиле радиатор заполняют водой, все патрубки закрывают заглушками, оставив один открытым (через него в радиатор подают воздух под давлением примерно 0,1 МПа). По месту появления воды и определяют место утечки.

Однако из-за сложности доступа к радиатору удобнее проверять его, сняв с автомобиля. После снятия закрывают заливную горловину и все патрубки радиатора, оставив один открытым, через него подают в радиатор воздух под давлением примерно 0,1 МПа. Радиатор помещают в ванну с водой и наблюдают за появлением пузырьков воздуха, которые и укажут точное место утечки.

Жидкостный насос проверяют на отсутствие утечек через нижнее контрольное отверстие. Если при работе насос издает шум, проверяют также его осевой люфт. При появлении утечки ОЖ из жидкостного насоса, шума при работе и увеличенного осевого люфта насоса, его снимают с двигателя, разбирают, проверяют и при необходимости ремонтируют или заменяют насос.

Проверку электрических элементов системы охлаждения проводят с помощью сканеров и тестеров.

Проверка систем охлаждения на герметичность

Признаками неисправности системы охлаждения является протекание охлаждающей жидкости, что приводит в конечно итоге к перегреву мотора. Причин протекания антифриза может быть много, например, таких как:

  • Плохое соединение шлангов системы охлаждения со штуцерами и патрубками;
  • Не герметичность краника отопителя и спускных пробок;
  • Слабое соединение фланцев патрубков;
  • Трещины на шлангах;
  • Повреждения в бачках или в радиаторе;
  • Неисправность самоподжимного сальникового устройства.

Если вы замечаете снижение уровня антифриза в бачке ниже норм, то первым делом следует проверить, герметична ли система охлаждения. Антифриз в герметичной системе кипит при температуре 130 градусов, а в обычных условиях, при нормальном давлении закипает уже при 103 градусах Цельсия. Пробои в герметичности могут выявить специальные добавки, входящие в антифриз – благодаря им малейшие трещины можно выявить ультрафиолетовой лампой. Проверка герметичности осуществляется специальным прибором, который устанавливается вместо пробки расширительного бачка, и создает избыточное давление в системе охлаждения равное примерно 0,05-0,07 МПА. При таком давлении, в исправной системе охлаждения, протекание жидкости невозможно. При неисправности уровень охлаждающей жидкости начинает падать, а по наличию мокрых следов обнаруживается место утечки. В случае не герметичности соединений шлангов и фланцев патрубков, следует подтянуть их крепления. Если же причина утечки происходит из-за повреждения краников, пробок и шлангов, то следует их заменить. Трещины в баке или радиаторе можно запаять. Протекание жидкости в радиаторе можно устранить специальным герметическим веществом, который добавляется в радиатор, но стоит помнить, что герметик временно устраняет протекание и в дальнейшем оказывает вредное влияние на всю систему в целом. Утечка через дренажное отверстие жидкостного насоса устраняется его ремонтом или заменой. Так же эта проблема может возникнуть во время обкатки автомобиля после покупки, это может быть следствием незаконченной приработки деталей уплотнения, обычно в таких случаях протечка устраняется сама по себе через определенное время.

ВАЖНО! Запрещается устранять протечку путем закрытия дренажного отверстия, так как это может привести к попаданию антифриза в подшипники насоса и разрушению их в дальнейшем. По регламенту, каждые 60 тысяч пробега или через два года рекомендуется проводить полную замену тосола

По регламенту, каждые 60 тысяч пробега или через два года рекомендуется проводить полную замену тосола.

Функции и виды системы

Основное назначение системы охлаждения и бензинового, и дизельного ДВС сводится к принудительному отводу тепла от деталей двигателя, которые нагреваются в процессе его работы, и поддержанию его рабочего температурного режима.
Помимо данной функции, система охлаждения автомобиля выполняет и ряд иных сопутствующих задач:

  1. ускорение прогрева двигателя до рабочей температуры;
  2. нагрев воздуха для отопления салона;
  3. охлаждение системы смазки ДВС;
  4. охлаждение выхлопных газов (при применении рециркуляции);
  5. охлаждение воздуха (при турбонаддуве);
  6. охлаждение смазки в коробке передач (при АКПП).

В зависимости от принципа действия и способа функционирования принято различать следующие системы охлаждения:

  • жидкостную (основанную на отводе тепла потоком жидкости);
  • воздушную (базирующуюся на охлаждении воздушным потоком);
  • комбинированную (сочетающую в себе принцип действия жидкостной и воздушной систем).

Ремонт вентилятора

Вентилятор является устройством, с помощью которого тепло от радиатора и двигателя выводится в атмосферу. Привод его может быть механическим или электрическим. В первом случае за включение или отключение отвечает ременная передача, во втором – блок управления и датчики.

Если было обнаружено, что вентилятор не срабатывает при повышении температуры, то понадобится ремонт. Ремонт устройства можно провести своими руками. Изначально нужно проверить, из-за чего узел перестал срабатывать. Неисправность устройства начинают проверять с работоспособности датчика, отвечающего за своевременное включение вентилятора. Для проверки достаточно извлечь штекер из датчика и замкнуть тонким куском проволоки. В данном случае при исправности привода вентилятор должен заработать, и решением проблемы станет замена датчика, в противном случае проверка укажет на необходимость ремонта или полную замену привода.

Помимо проверки датчиков следует внимательно отнестись к проверке предохранителей в монтажном блоке. Иногда причиной того, что вентилятор не включается, является поломка токоведущего кабеля или окисление клеммы проводов приводов. Проверить работоспособность узла можно с использованием дополнительных проводов, стоит накинуть их напрямую на привод и проверить исправность вентилятора.

Если вентилятор все равно не срабатывает, то ремонт своими руками на этом не закончен, необходимо провести демонтаж и осмотр устройства. Иногда причиной поломки является износ щеток привода, замена или простая очистка которых продлит работоспособность узла. Если же ремонт щеток не помог, то придется установить новый привод.

Замена вентилятора своими руками проста, но при установке устройства на свое место поток воздуха, исходящий от него, должен быть направлен от радиатора к мотору, но никак не в другую сторону. Если он дует в сторону радиатора, необходимо произвести смену положения клемм.

Структура системы

Подавляющее большинство ДВС имеют жидкостную систему охлаждения (закрытого типа), использующую принцип принудительной циркуляции. Именно она, с одной стороны, способно обеспечить максимально эффективное охлаждение, а с другой, — является более эргономичным и комфортным способом отвода избыточного тепла от двигателя.

  1. радиатора с вентилятором (электрическим, механическим или гидравлическим);
  2. радиатора отопителя («печки») с электрическим вентилятором;
  3. рубашек охлаждения блока цилиндров и головки блока;
  4. термостата;
  5. циркуляционного (водяного) насоса («помпы»);
  6. расширительного бачка;
  7. крана радиатора «печки»;
  8. соединительных патрубков и шлангов.

Ремонт радиатора системы охлаждения

Если утечка тосола происходит из радиатора, то понадобится провести его капитальный ремонт. В иных случаях необходимо провести чистку узла, когда забиты соты. Ремонт радиатора можно выполнить самостоятельно наружным или внутренним методом. Изначально следует найти место, откуда вытекает жидкость.

Самый удобный ремонт заключается в пайке мест протекания жидкости. Изначально, чтобы запаять дыру, нужно демонтировать радиатор с подкапотного пространства.

Для пайки радиатора понадобится припой, флюс и паяльное устройство. Предварительно место пайки очищается от грязи, затем высушивается. Как только место течи просохло, необходимо нанести флюс или кислоту паяльную. Место пайки хорошенько прогревают до высоких температур с помощью мощного паяльника. Если под рукой нет такого паяльника, на помощь придет газовая переносная горелка. После того, как была нанесена кислота, следует на место пайки нанести олово, равномерно распределив по всей поверхности. Если опыт работы с паяльником у автовладельца отсутствует, мастера советуют на место течи нанести больше олова. После ремонта своими руками в радиатор рекомендуется залить новый тосол.

Если же повреждение застало врасплох в пути водителя без необходимого материала, следует воспользоваться специальным составом для экстренных случаев. Отлично подходит для этого холодная сварка. Если под рукой не окажется и холодной сварки, то течь можно остановить, сильно зажав дыру плоскогубцами.

Внутренний метод ремонта подразумевает использование специальных добавок на химической основе. Они отлично залатывают образовавшиеся дыры маленьких размеров. При внутреннем ремонте также устраняются незаметные микротрещины или трещины в труднодоступных местах. Использование химических добавок позволяет не только устранить течи в , но и прочистить каналы радиатора, уберегая тем самым от засоров и дальнейшего перегрева двигателя. Как правило, используются такие препараты одинаково: нужно засыпать или залить смесь в радиатор и оставить включенным мотор на холостом ходу на четверть часа. Плюсом ремонта с помощью добавок является отсутствие необходимости демонтажа радиатора.

Система охлаждения Ц

Масляно-водяная система охлаждения Ц (рис.3) принципиально отличается от системы охлаждения ДЦ. Все оборудование системы Ц устанавливают в закрытом отапливаемом помещении, специально выстроенном вблизи трансформатора или занимающим часть машинного зала электростанции.
Тепловые потери трансформатора отводят с помощью масляно- водяных теплообменников, называемых маслоохладителями. Маслоохладители (их может быть несколько в зависимости от мощности трансформатора) и масляные насосы (их бывает обычно два-три плюс один резервный) соединяют между собой параллельно. На рисунке показаны один маслоохладитель 9 и один насос 2. Насосы и маслоохладители соединены с баком трансформатора 1 двумя общими маслопроводами— всасывающим и напорным.


Рис. 3. Схема масляно-водяной системы охлаждения трансформатора: 1 — трансформатор, 2 — центробежный масляный электронасос, 3 — задвижка, 4 — адсорбер, 5 — термометры для масла, 6 — термометры для воды, 7 — водомер, 8 — манометр для воды, 9 — маслоохладитель, 10 — манометр для масла, 11 — расходомер для масла (дифманометр), 12 — сетчатый фильтр

Основными частями маслоохладителя являются корпус 5, верхняя 1 и нижняя 13 водяные камеры и трубная система 7. Вода проходит через трубную систему, состоящую из латунных, если вода речная, или мельхиоровых, если вода морская, труб, ввальцованных в днище водяных камер. Масло проходит снаружи трубной системы, омывая противотоком трубки с водой.
Маслоохладители серии МП (МП-21, МП-37 и МП-65) Каунасского завода «Пяргале» выполнены конструктивно для вертикальной установки, и их принято называть колонками. Последняя конструкция предусматривает горизонтальную установку маслоохладителя.
Ремонт маслоохладителей и всех других элементов системы Ц включает в основном те же операции, что и системы ДЦ, т. е. ремонт и чистку трубной системы, промывку и чистку трубопроводов и фильтра, замену прокладок, замену сорбента в адсорбере, ревизию насосов и электродвигателей, устранение течей масла и воды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *