Разборка КПП

Снятие коробки передач

Отключите аккумуляторные батареи и выньте их из ящика. Слейте топливо из бака. Закройте топливный кран на топливном баке. Слейте масло из коробки передач. Снимите сиденье в сборе с основанием, передние панели пола, аккумуляторный ящик с задней панелью пола. Отсоедините от кабины штепсельные разъемы и провода. Отсоедините топливную трубку от крана топливного бака и сливную трубку от форсунок. Отверните четырнадцать болтов крепления обоих крыльев к лонжеронам.

Рис. 200. Схема строповки кабины

Застропите кабину грузоподъемным приспособлением ( рис. 200 ) и снимите ее вместе с крыльями и топливным баком (масса комплекта 600 кг).

Если нет подъемных средств достаточной грузоподъемности, снимите только кабину (масса кабины 310 кг) и панели пола.

Отсоедините и снимите тяги тормоза и тяги блокировки. Выверните штуцеры и снимите трубы подвода и отвода масла сервомеханизма муфты сцепления. Снимите механизм управления муфтой сцепления и горным тормозом.

Снимите механизм управления поворотом, масляные трубки коробки передач и фильтр очистки масла. Снимите тормозок, фланец с нажимным диском и муфтой включения муфты сцепления (см. раздел «Ремонт муфты сцепления»), застропите коробку (масса коробки 471 кг) приспособлением ( рис. 201 ) и, подвесив ее на подъемнике, отверните гайки крепления коробки к корпусу бортовых фрикционов.

Рис. 201. Схема строповки коробки передач

Сдвиньте коробку ломиком вперед до схода ее со шпилек и установочного штифта. Выведите из окна корпуса бортовых фрикционов конец верхнего вала и снимите коробку передач с трактора.

Сборка — коробка — передача

Разборку и сборку коробки передач производят на стенде с помощью специальных съемников, ключей и оправок. Основными дефектами картеров коробок передач являются износ отверстий под подшипники качения и ось блока шестерен заднего хода, срыв или износ резьбы в резьбовых отверстиях, трещины. Изношенные отверстия под подшипники и оси восстанавливают осталиванием или постановкой дополнительной детали — втулки. После восстановления отверстия растачивают на горизонтально-расточном станке до номинального размера, обеспечивая соосность отверстий. При срыве резьбы до двух ниток производят прогонку резьбы. При срыве или износе резьбы более двух ниток осуществляют нарезку резьбы увеличенного ремонтного размера, постановку ввертыша или заварку с последующим нарезанием резьбы номинального размера. Большинство трещин картера коробки передач устраняют заваркой с последующей зачисткой сварочного шва абразивным кругом. При наличии более двух трещин общей длиной свыше 100 мм и трещин, проходящих через отверстие под ось блока шестерен заднего хода, картер коробки передач бракуют.

Разборку и сборку коробки передач производят на стенде при помощи специальных съемников, ключей и оправок.

Снятие наружного рычага вала выключения сцепления.

Разборку и сборку коробки передач проводят на стенде с помощью специальных съемников, ключей и оправок. Перед осмотром детали коробки передач нужно тщательно промыть, удалить остатки смазки и очистить шлицы и отверстия.

Снятие на-ружного рычага вала выключения сцеп.

Разборку и сборку коробки передач производят на стенде с помощью специальных съемников, ключей и оправок. Перед осмотром детали коробки передач нужно тщательно промыть, удалить остатки смазки и очистить шлицы и отверстия.

Разборку и сборку коробки передач производят на стенде с помощью специальных съемников, ключей и оправок. Основными дефектами картеров коробок передач являются: износ отверстий под подшипники качения и ось блока шестерен заднего хода, срыв или износ резьбы в резьбовых отверстиях, трещины. Изношенные отверстия под подшипники и оси восстанавливают осталиванием или постановкой дополнительной детали — втулки. После восстановления отверстия растачивают на горизонтально-расточном станке до номинального размера, обеспечивая соосность отверстий. При срыве резьбы до двух ниток производят прогонку резьбы. При срыве или износе резьбы более двух ниток осуществляют нарезку резьбы увеличенного ремонтного размера, постановку ввертыша или заварку с последующим нарезанием резьбы номинального размера.

Основными операциями при сборке коробок передач являются операции сборки узлов с подшипниками качения и зубчатых передач.

Схема регулировки центральной передачи трактора /, б, 11 и 16 — регулировочные прокладки. г — шайба. 3 — дистанционное кольцо. 4 — вторичный вал. S, 12 — стаканы подшипника. 7 — блок шестерен коробки передач. 8 и / 4 — ведомая и ведущая шестерни. 9 — вал. 10 н 15 — конические подшипники вала заднего моста. 13 и. 18 — болты крепления стакана подшипника.

Полноту зацепления регулируют при сборке коробки передач и заднего моста. Этот зазор необходим для того, чтобы исключить значительное осевое смешение шестерен вторичного вала.

Годовой план завода по сборке коробок передач различных модификаций, сдаче деталей в запасные части и по кооперации, по экспортным поставкам лежит в основе расчета производственных заданий цехам по изготовлению деталей и сборке узлов. Кроме того, для расчета этих заданий используются технические спецификации на изделия и узлы, цеховые спецификации деталей, технологические маршруты изготовления деталей и узлов.

Выдерживание допускаемых зазоров и натягов при сборке коробок передач должно обеспечиваться для многих сопряжений методом подбора. Этим методом, например, обеспечивается зазор скользящих шестерен по ширине шлиц вторичного вала. Подбор здесь необходимо вести таким образом, чтобы обеспечить легкое скольжение шестерен при минимально возможном зазоре. Проверка зазора производится щупом.

Наиболее сложной и трудоемкой операцией при сборке коробки передач автомобиля ЗИЛ-150 является сборка ведомоТо вала с шестернями, особенно третьей передачи, работающей на игольчатых подшипниках. Сборка их занимает много времени. Приспособленке позволяет ускорить сборку вала с шестерней.

Кроме участков сборки насосов в отделении узловой сборки размещены: участок сборки коробок передач различного назначения, участки сборки лебедок, манифольдов, мелких узлов.

Сборка коробки передач производится на стенде Р-201 Автоспецоборудование. При сборке коробки передач должны быть выполнены следующие технические требования.

Варианты сборки

Задача заключается в соединении отдельных частей комплекта в рамную конструкцию прямоугольной формы. В зависимости от наличия/отсутствия порога, она принимает вид замкнутого/разомкнутого контура. В принципе, ничего сложного нет; главное, произвести грамотный монтаж. Решая, как собрать дверную коробку, нужно учесть, что сделать это можно несколькими способами. Какой предпочтительнее, придется определять самостоятельно. В этом деле многое зависит от практического опыта в данной сфере и инструмента, который имеется под рукой.

Багетное соединение

Плюс – относительная простота сборки. Технология заключается в угловом запиливании (подрезке) торцов скрепляемых элементов (450). После совмещения деталей окончательная фиксация производится шурупами (саморезами).

Минус – ограничение в применении. Оно связано с материалом косяка. К примеру, дверную коробку из мдф собирать данным способом не рекомендуется – возможно «разлохмачивание» кромок, появление трещин и сколов.

Шиповое соединение

Плюс – надежность. Данный вариант сборки обеспечивает долговечность конструкции при том, что дверь подвергается постоянным и значительным нагрузкам. Например, на входе в строение, в местах интенсивного перемещения людей.

Минус – самостоятельная сборка требует не только опыта, но и специального инструмента. При их отсутствии не поможет никакая, даже самая подробная,  пошаговая инструкция.

Прямой угол

Плюс – считается простейшей в самостоятельной реализации методикой, а потому и удобной: специальный инструмент, кроме бытового, не понадобится. Необходимо лишь срезать определенную часть четверти (зависит от размеров соединяемых элементов) и скрепить детали по габаритам проема. Иногда это не практикуется – соединение производится встык. Результат ожидаемый – дверная коробка получается прочной, надежной.

Ремонт коробки передач 02J.Разборка и сборка вторичного ведомого вала

 Предупреждение
При монтаже новых шестерен или нового вторичного (ведомого) вала соблюдайте
технические данные Оба конических роликоподшипника следует заменять совместно.

Вторичный (ведомый) вал


1 – шестигранная гайка, 25 Нм + 90° (4 шт.
для крепления подшипника);
2 – картер сцепления;
3 – регулировочная прокладка;
4 – наружное кольцо конического
роликоподшипника, малое;
5 – внутреннее кольцо конического
роликоподшипника, малое;
6 – вторичный (ведомый) вал (подобран
в пару с шестерней дифференциала,
заменять вместе);
7 – внутреннее кольцо конического
роликоподшипника, большое;
8 – уплотнительное кольцо (надеть
уплотнительные кольца (4 шт.) на винты
крепления подшипника);
9 – крепление подшипника, с наружным
кольцом конического роликопошипника,
большим, и винтами (наружное кольцо
заменять лишь вместе с большим
коническим роликоподшипником и
креплением подшипника);
10 – упорное кольцо (буртик упорного
кольца направлен в сторону конического
роликоподшипника);
11 – шестерня 1-ой передачи;
12 – игольчатый подшипник (для 1-ой
передачи);
13 – блокирующее кольцo синхронизатора
для
1-ой передачи;
14 – скользящая муфта с кареткой
синхронизатора для 1-ой и 2-ой передач
(после удаления стопорного кольца, поз.
15, снять
через крепление подшипника);
15 – стопорное кольцо;
16 – блокирующее кольцо синхронизатора
для 2-ой передачи (проверить степень
износа, установить таким образом, чтобы
выемки входили в запоры скользящей
муфты, поз. 14);
17 – наружное кольцо (вложить в
блокирующее кольцо синхронизатора, поз. 16,
заменить при наличии следов износа или
задирания;
18 – блокирующее кольцо синхронизатора
(внутреннее кольцо, проверить степень
износа кольца, проверить степень износа
выступов);
19 – шестерня 2-ой передачи;
20 – игольчатый подшипник (для 2-ой
передачи);
21 – упорное кольцо;
22 – втулка игольчатого подшипника для 3-ей
передачи (удалять вместе с шестерней 2-ой
передачи);
23 – игольчатый подшипник (для 3-ей
передачи);
24 – шестерня 3-ей передачи;
25 – блокирующее кольцо; синхронизатора для
3-ей передачи (проверить степень износа);
26 – скользящая муфта с кареткой
синхронизатора для 3-ей и 4-ой передач
(снимать вместе с шестерней 2-ой передачи,
поз. 19 и 3-ей передачи, поз. 24);
27 – втулка (игольчатого подшипника, снимать
вместе со скользящей муфтой и кареткой
синхронизатора для 3-ей и 4-ой передач, поз.
26);
28 – игольчатый подшипник (для 4-ой
передачи);
29 – блокирующее кольцо синхронизатора для
4-ой передачи (проверить степень износа);
30 – шестерня 4-ой передачи;
31 – упорное кольцо;
32 – игольчатый подшипник (для вторичного
(ведомого) вала);
33 – картер коробки передач;
34 – втулка (игольчатого подшипника
первичного (ведущего) вала);
35 – шестерня 5-ой передачи;
36 – тарельчатая пружина;
37 – винт М10, 80 Нм (с их помощью
придерживается тарельчатая пружина)
 

Forty@hotmail.ru

Разборка вторичного вала

Зажимаем вторичный вал в тиски с накладками губок из мягкого металла. В зазор между торцами внутреннего кольца переднего подшипника вала и ведущей шестерни главной передачи вставляем две
монтажные лопатки (чтобы не повредить зубья шестерни, можно подложить под монтажные лопатки проставки из мягкого металла). 

Опираясь монтажными лопатками на шестерню… 

…спрессовываем внутреннее кольцо переднего подшипника. 

Щипцами для снятия стопорных колец разжимаем… 

…и снимаем стопорное кольцо с переднего конца вала. 

Зацепив трехзахватным съемником ведомую шестерню I передачи… 

…спрессовываем ведущую шестерню главной передачи. 
При отсутствии съемника подкладываем под ведомую шестерню I передачи упоры и спрессовываем ведущую шестерню главной передачи, нанося удары молотком с наконечником из мягкого металла по торцу
вала.

Щипцами для снятия стопорных колец разжимаем… 

…и снимаем стопорное кольцо ступицы муфты синхронизатора I–II передач. 

Поддев двумя монтажными лопатками ведомую шестерню II передачи, спрессовываем с вала ступицу муфты синхронизатора I–II передач. 

Снимаем синхронизатор I–II передач в сборе с ведомой шестерней II передачи. 
Разъединяем ведомую шестерню II передачи и синхронизатор I–II передач.
Переворачиваем вал в тисках.

Установив на торец вала упор под винт двухзахватного съемника, спрессовываем съемником задний подшипник вала… 

…и снимаем подшипник. 

Снимаем упорную шайбу. 

Снимаем ведомую шестерню IV передачи. 

Щипцами разжимаем стопорное кольцо ступицы муфты синхронизатора III–IV передач… 

…и снимаем кольцо. 

Оперев шестерню III передачи на губки тисков (с накладками из мягкого металла), наносим через деревянный брусок в торец вала удары молотком, спрессовывая с вала ступицу муфты синхронизатора
III–IV передач. 

Снимаем синхронизатор III–IV передач в сборе с ведомой шестерней III передачи. 
Разъединяем ведомую шестерню III передачи и синхронизатор III–IV передач.

Таблица 1

Номер шестерни передача Номера шестерен, передающих крутящий момент Передаточное число
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Число зубьев 1 1 и 2
2
3
4
З.Х.
5
Главная

передача

9). Ознакомиться с операциями № 30…38 (см. демонстрационный материал), которые выполняются при разборке реальной коробки. В лабораторной работе данные операции не выполняются.

  • перед установкой валов введите зубья их шестерен в зацепление и в таком положении установите их в картер сцепления,
  • штоки переключения передач устанавливаются определенным образом – вилка переключения 1-й и 2-й передач не симметричная,
  • при сборке реальной коробки передач перед установкой картера на картер сцепления, а также задней крышки на картер коробки передач, на их привалочные плоскости по всему периметру наносится герметик. В лабораторной работе эти операции НЕ ВЫПОЛНЯЮТСЯ.

Содержание отчета

Отчет по лабораторной работе оформляется каждым студентом и защищается индивидуально. Образец титульного листа отчета представлен в Приложении.

Отчет по лабораторной работе должен содержать:

  • описание объекта исследования (тип, назначение, краткая характеристика коробки передач);
  • краткое описание порядка выполнения работы без подробного описания каждой операции, например: демонтаж задней крышки, демонтаж первичного вала, демонтаж деталей фиксирующего механизма и т.п.;
  • результаты анализа работы механизма выбора передач (см. п.3);
  • рисунок 1;
  • рисунок 2;
  • заполненную таблицу 1;
  • процесс вычисления передаточного числа на каждой передаче, производимые для заполнения таблицы 1 (выполнение п. 8).

Контрольные вопросы

  1. Каково назначение коробки передач?
  2. В состав какого типа трансмиссии входит исследованная коробка передач?
  3. Что такое редуктор и мультипликатор?
  4. К какому типу относится исследованная коробка передач?
  5. Что такое передаточное число?
  6. Какие передачи в коробке передач называются понижающими, а какие повышающими?
  7. Почему на понижающих передачах происходит увеличение крутящего момента?
  8. Как изменяется крутящий момент на повышающих передачах?
  9. Какова конструктивная особенность шестерен заднего хода в исследованной коробке передач?
  10. Каково назначение фиксирующего механизма?
  11. Каково назначение блокирующего механизма?
  12. С какой целью при разборке блока шестерен 5-й передачи включают 2 передачи одновременно?
  13. Почему главная передача в трансмиссии переднеприводных автомобилей ВАЗ располагается в одном корпусе с коробкой передач?

ПРИЛОЖЕНИЕ

Образец титульного листа:

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

«Южно-Уральский государственный университет»

Факультет «Автотракторный»

Кафедра «Автомобили»

ОТЧЕТ

по лабораторной работе

________________________________________________________________________________________________________

(наименование темы работы)

(наименование дисциплины)

Проверил, доцент

С.С. Никифоров

______________________200_ г.
Выполнил

студент группы АТ-

____________________И.О. Ф.

____________________201_ г.

с оценкой (прописью, цифрой)

___________________________

_____________________201_ г.

Комплектация коробки

  • Петлевой косяк (вертикальная стойка, на которой крепятся навесы).
  • Притвор (противоположная сторона коробки, на которой монтируется ответная планка замка, защелки).
  • Притолока (горизонтальный элемент, соединяющий стойки) Ее еще называют верхним брусом.
  • Порожек (нижняя перемычка; необязательная часть конструкции, но некоторые модели ею комплектуются). Он используется, если сборка дверной коробки своими руками ведется для ее установки в таких комнатах, как ванная, туалет и ряде иных, где возможны аварийные ситуации, связанные с прорывом жидкостных коммуникаций. Задача порога – предотвратить растекание воды по смежным помещениям.

Разборка и сборка синхронизатора

Синхронизаторы I–II, III–IV и V передач разбираются и собираются одинаково.
Разборку и сборку синхронизатора показываем на примере синхронизатора V передачи.
Перед разборкой помечаем блокирующие кольца и их положение относительно муфты синхронизатора. Снимаем блокирующие кольца. Помечаем положение ступицы относительно муфты и положение сухарей
относительно пазов ступицы, с тем чтобы при последующей сборке они были установлены на прежние места.
Для разборки синхронизатора…

…аккуратно сдвигаем муфту по ступице, придерживая рукой шарики от «выстреливания». 

Детали синхронизатора V передачи:
1 – муфта;
2 – шарик;
3 – сухарь;
4 – пружина;
5 – ступица. 
Перед сборкой осматриваем детали синхронизатора. Забоины и сколы на шлицах ступицы и муфты, зубчатых венцах блокирующих колец и муфты – недопустимы. Дефектные детали заменяем новыми. При
значительном износе рабочей конической поверхности блокирующего кольца (минимально допустимый осевой зазор между торцами зубчатых венцов шестерни и блокирующего кольца составляет 0,6 мм) его
необходимо заменить.
Для удобства сборки синхронизатора обильно смазываем пружины, сухари и шарики пластичной смазкой.
Положив ступицу на верстак…

…вставляем в гнезда ступицы пружины, а в пазы сухари – в соответствии с нанесенными ранее метками. 
Вставляем подсобранную ступицу в муфту, сориентировав ее так, чтобы при последующей установке шарика…

…он находился бы точно в средней части проточки муфты – в наиболее глубоком ее месте.

Устанавливаем в отверстия сухарей шарики… 

…и, поджимая отверткой поочередно каждый шарик… 
…вдвигаем ступицу по шлицам муфты.

При установке на вал синхронизатора пазы на муфте и ступице должны быть обращены:
– для синхронизатора I–II передачи – к шестерне I передачи;
– для синхронизатора III–IV передачи – к шестерне III передачи;
– для синхронизатора V передачи – к упорной пластине подшипников валов. 

Пазы на муфте и ступице синхронизатора. 

Демонтаж КПП с автомобиля

В действительности произвести демонтаж коробки передач с ВАЗ-2105 – операция не очень сложная и ее вполне возможно сделать и самостоятельно, имея только базовый инструмент:

  • Комплекты ключей (рожковых, накидных), головок с воротками, удлинителями;
  • Отвертки;
  • Ветоши;
  • Средство WD-40;
  • Деревянный брусок;
  • Домкрат;

Снятие коробки обязательно выполняется на смотровой яме или эстакаде – по другому ее не демонтировать. Примечательно, что технология снятия идентична для всех модификаций этого автомобиля – с 5-ступенчатой коробкой или 4-скоростной, карбюраторной версии или ВАЗ-2105 инжектор.

Последовательность действий таковая:

  1. Устанавливаем автомобиль на яму, обездвиживаем его противооткатными опорами, на коробке устанавливаем нейтральную передачу, отключаем массу от АКБ;
  2. Первая часть работ проводится в салоне. Для начала снимаем панель магнитолы и декоративный кожух и все остальное, что находится поблизости рычага КПП. Затем тянем вверх рычаг для обеспечения доступа к прижимному фиксатору. Удерживая в таком положении, отверткой поддеваем фиксатор и снимаем рычаг;
  3.  Демонтируем дистанционную втулку, для чего отвертками разжимаем ее фиксирующие лепестки и стягиваем;
  4. Снимаем пластиковую крышку с пыльником рычага, для чего по ее периметру выкручиваем саморезы;
  5. Забираемся под автомобиль. Первым делом демонтируем выхлопную систему авто. Для этого окручиваем все ее крепежные элементы и отсоединяем глушитель от труб выпускного коллектора;
  6. Откручиваем карданный вал от эластичной муфты. Для удобства работ задок авто немного поддомкрачиваем, что позволит при выкручивании крепежных элементов проворачивать вал, обеспечивая простой доступ к болтам. После вал опускаем вниз;
  7. Снимаем стартер;
  8. Демонтируем привод сцепления с картера. При этом полностью снимать рабочий цилиндр не нужно, достаточно его отсоединить от картера и отвести в сторону;
  9. Отсоединяем от коробки приводной трос спидометра и провода фонаря заднего хода;
  10. Под коробку устанавливаем деревянный брус, который будет опорой для нее, поэтому следует правильно подобрать его длину;
  11. Откручиваем болты крепления смотровой крышки картера сцепления
  12. Выкручиваем гайки крепления задней поперечины КПП;
  13. Проверяем надежность установки опоры. После этого выкручиваем крепежные элементы картера сцепления к силовому агрегату;
  14. Придерживая коробку рукой, при помощи плоской отвертки и монтировки стаскиваем ее крепежных шпилек, но этого недостаточно, нужно еще полностью вывести первичный вал с ведомого диска сцепления. Для этого, уже удерживая КПП двумя руками, сдвигаем ее максимально назад, а после опускаем.

А далее уже производится замена узла, его модернизирование или ремонт. В последних двух случаях выполняется разборка КПП ВАЗ-2105, замена изношенных элементов, добавление блока шестерен 5-й передачи и прочее.

Чтобы поставить КПП на место, следует выполнять описанные действия в обратной последовательности. При этом перед посадкой коробки рекомендуется смазать тонким слоем Литола шлицы первичного вала, чтобы легче зашли в ведомый диск.

При установке обратно, если КПП не становиться на место, нужно обратно ее сдвинуть обратно, провернуть вал и попытаться снова ее посадить. Возможно придется делать это несколько раз, чтобы шлицы вала совпали со шлицам в диске.

Статья в тему — Ремонт коробки передач автомобиля Ваз-2105

 Видео — Ремонт коробки передач ВАЗ

https://youtube.com/watch?v=V4LuYbBlNYo

 Досуг — тюнинг пятерки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector