Замена тормозных колодок своими руками

Как поменять тормозные колодки

Поменять тормозные колодки самостоятельно, своими руками – дело не сложное, особенно если вы уже самостоятельно меняли тормозные диски. Тормозная система на всех марках автомобилей работает по единому принципу действия, поэтому и процесс замены тормозных колодок на одной марке будет не слишком отличаться от процесса их замены на другой марке автомобиля, за редким исключением, из-за особенностей конструкции.

По каким критериям водитель может сам определить, что колодки изношены, мы уже говорили в статье «Износ тормозных колодок». Теперь перейдем к описанию того, как поменять тормозные колодки (см. видео «Как поменять тормозные колодки» ниже).

ИНСТРУМЕНТЫ

Чтобы поменять колодки (не важно какие – передние или задние ), нужен будет стандартный набор инструментов для вашей машины, балонный ключ, домкрат и «козлы»

Общие правила при замене колодок

– Колодки меняют только парно, на одной оси.

– При проверке работы и замене, более пристальное внимание уделяем тормозным колодкам, расположенным на передней оси: они изнашиваются примерно в 3 раза быстрее, чем колодки задней оси. – Новые колодки, которые вы собираетесь устанавливать, должны быть из одной производственной партии, чтобы у них не было различия в физических и механических свойствах

Чтобы соблюсти это правило, при выборе колодок, ориентироваться нужно по маркировке

– Новые колодки, которые вы собираетесь устанавливать, должны быть из одной производственной партии, чтобы у них не было различия в физических и механических свойствах. Чтобы соблюсти это правило, при выборе колодок, ориентироваться нужно по маркировке.

– Новые тормозные колодки должны быть рекомендованы производителем для модели и марки вашего автомобиля.

Узнайте: Какие тормозные колодки лучше выбрать?

Как проверить тормозную систему

Когда нужно проверять тормозную систему? – Проверять тормозную систему нужно во время процесса замены тормозных колодок.

Как ее проверять? – Нужно оценить ее по следующим параметрам:

Одинаково ли изношены колодки, находящиеся на одной оси? Когда будете демонтировать тормозной суппорт, оцените, насколько каждая из колодок изношена: если одна из двух колодок на одной оси изношена больше, чем другая, значит, в самом тормозном суппорте имеется дефект.

В каком состоянии находится тормозной диск? Нужно измерить его толщину с помощью штангенциркуля, а потом тщательно осмотреть, нет ли на площади диска каких-либо повреждений. Если нужно – заменить тормозной диск или сделать его проточку.

В каком состоянии находится грязезащитный чехол? Если на вид он изрядно изношен, то нужно его заменить. Если на грязезащитном чехле есть механические повреждения, то нужно перебрать механизм суппорта.

Процесс замены тормозных колодок

1. Вывесить автомобиль, используя домкрат и «козлы».

2. Снять колесо.

3. Нужно вывернуть руль так, чтобы можно было без особого труда подобраться к тормозному механизму.

4. Проверить состояние тормозного диска и грязезащитного чехла. По результатам, предпринять необходимые меры (см. выше).

5. Используя лопатообразную часть балонного ключа, отжать поршень тормозного суппорта, аккуратно установив рычаг между тормозным диском и колодкой. При этом тормозная жидкость в бачке начнет подниматься. Будьте готовы к этому и не допустите проливания тормозной жидкости.

6. Отогнуть край стопора болта крепления скобы тормозного суппорта к направляющему пальцу. В это время нужно вытащить тормозной шланг из скобы, в которой он зафиксирован.

7. Выкрутить болт крепления скобы и откинуть тормозную скобу вниз.

8. Проверить состояние тормозного суппорта. Если прежние тормозные колодки изношены не одинаково, то нужно снять защитные резиновые гофры направляющих пальцев, промыть в бензине и начинить графитной их смазкой.

9. После всех этих действий установить тормозные колодки.

10. Теперь накинуть тормозную скобу и провести монтаж в обратном порядке.

Как видите, самостоятельно поменять тормозные колодки не сложно. Главное, когда будете демонтировать тормозной механизм, соблюдайте описанный порядок разборки – тогда и сборку вы сделаете правильно

И не забывайте уделять основное внимание тормозным колодкам передней оси, а почему – вы уже знаете

Видео: Замена передних тормозных колодок

Тормозная колодка что это и какие функции выполняет

Тормозная колодка представляет собой элемент тормозной системы, которая входит в состав любого автомобиля, а также основной рабочий «орган». Именно колодка отвечает за создание ускорения, замедляющего движение транспортного средства за счёт соприкосновения с поверхностью колеса и диска. Таким образом, сила нажатия «превращается» в тормозной момент.

Тормозные системы колодочной разновидности функционируют за счёт преобразования энергии. Кинетическая энергия движения машины «превращается» в тепловую благодаря интенсивному трению колодки о диск, колёсную пару или барабан. При нажатии на соответствующую педаль в тормозном приводе образуется давление воздушных масс, тормозной жидкости, а также натяжение троса. Последнее передаётся на исполнительные механизмы, такие как цилиндры и кулак. Именно они отвечают за то, чтобы колодка как можно сильнее взаимодействовала с поверхностью диска или барабана.

Чем сильнее она прижимается, тем эффективнее будет торможение. Во время подобного взаимодействия пара трения, то есть колодка и диск, сильно нагревается и «впитывают» в себя кинетическую энергию движущегося транспортного средства. В результате оно останавливается.

Устройство тормозной колодки нельзя назвать сложным. Она представляет собой пластину, выполненную из металла. Она играет роль основы, на которой установлена накладка фрикционной разновидности. Эта конструкция «повторяет» форму поверхности, с которой взаимодействует (диск, барабан), поэтому имеет форму полукруга или прямую.

Накладка фиксируется на колодке при помощи специальных заклёпок и клея. На некоторых моделях современных автомобилей колодка оборудуется датчиками износа. В состав современных колодок входит специализированное фрикционное покрытие, которое предназначено для защиты и сохранения целостности конструкции в экстремальных условиях (температура колодок во время функционирования тормозной системы часто достигает 1000 градусов).

Благодаря наличию фрикционного покрытия колодки способны переносить эксплуатацию при экстремальных температурах в течение продолжительного срока службы. Автолюбителю необходимо помнить, что если есть желание избежать преждевременного износа, то необходимо предохранять тормозные колодки от контакта с водой, машинным маслом, агрессивными жидкостями, такими как антифриз или тормозная жидкость, а также избыточного перегрева.

Когда эффективность торможения падает, при нажатии на педаль возникает визг, происходит полное истирание накладки и замедление транспортного средства происходит только за счёт металлической основы — это верный признак износа колодки. Требуется произвести замену.

Как правильно выбрать тормозные колодки

При покупке тормозных колодок для своего автомобиля требуется в обязательном порядке обратить внимание на разновидность материала, из которого изготовлены фрикционные накладки. Сегодня на рынке можно встретить следующие типы накладок:

  1. Металлические. Они часто производятся из стали или чугуна. Помимо тормозных систем автомобиля, подобная разновидность применяется в железнодорожном транспорте благодаря обеспечению высокоэффективного торможения. Подобный материал не коробится, но резко теряет свои свойства при температуре выше 400 градусов.
  2. Неметаллические. Такие накладки производятся на асбестовой основе, а в качестве связующих элементов используется смола или каучук. Этот расходный материал обеспечивает высокий коэффициент трения, пока температура не поднимается выше 220 градусов.
  3. Спечённые. Эта разновидность чаще всего производится на стальной основе, но в процессе сварки с ней «спекаются» другие материалы. Их роль играют предварительно сделанные заготовки, которые состоят из порошковых смесей, подвергшихся сильному нагреву. В число эксплуатационных свойств подобного расходного материала входит высокий коэффициент трения, устойчивость к износу, стабильность, а также хороший уровень адгезии.

Каждый тип расходного материала обладает уникальными свойствами, которые требуется учитывать при покупке.

Подбирать тормозные колодки нужно с учётом факторов, оказывающих влияние на износ. В их число входит:

  1. Марка расходного материала. Колодки каждого производителя имеют свои особенности, которые требуется внимательно изучить и учитывать при покупке.
  2. Масса транспортного средства. Чем тяжелее будет машина, тем больше усилий потребуется приложить тормозной системе, чтобы замедлить движение или полностью остановить автомобиль.
  3. Опыт водителя и индивидуальный стиль вождения. Даже малоактивный автолюбитель может быстро выработать ресурс колодок. Так происходит, когда водитель не умеет «тормозить двигателем» при необходимости или во время простаивания в пробке всё время держит ногу на педали и резко тормозит, близко подъезжая к впереди стоящей машине.

Если автолюбитель привык к «агрессивному» вождению, то стоит отдать предпочтение расходным материалам с повышенной износостойкостью при работе в жёстких эксплуатационных условия (когда температура в точке трения поднимается до 1000 градусов). Такие колодки, как правило, изготавливаются из дорогостоящих материалов, что оказывает ощутимое влияние на стоимость готового изделия. Если средств для приобретения таких колодок не хватает, то остаётся только корректировать стиль вождения.

Задние тормоза

Устройство

Если автовладелец справился с заменой планок на передних колесах, то вопрос как заменить задние тормозные колодки будет для него стоять не так остро. А если на машине обе пары тормозов дисковые, то такая замена вообще не составит труда.

Если же на задних колесах тормоза барабанного типа, то произвести замену будет немного сложнее. Но следуя нижеописанным советам, сделать это правильно не столь трудно. Барабанные тормоза несут меньшую нагрузку при остановке, в отличие от передних дисковых. Естественно, устройство их разнится. Механизм тормоза задних колес состоит из таких составляющих:

  1. Гайка, фиксирующая ступицу.
  2. Ступица, на которую крепится колесо.
  3. Пружина, стягивающая нижнюю часть колодок.
  4. Одна из тормозных колодок.
  5. Пружина направляющая.
  6. Цилиндр колесный тормозной.
  7. Пружина, стягивающая верхнюю часть колодок.
  8. Разжимная (распорная) планка.
  9. Палец, фиксирующий рычаг ручника.
  10. Рычаг, ручного тормоза.
  11. Кожух, защищающий механизм от грязи.

В отличие от дискового барабанный тормозной механизм работает немного по-другому. При нажатии педали тормозная жидкость поступает по трубкам и шлангам и воздействует на оба поршня в рабочем цилиндре. Поршни прижимают планки к боковым сторонам барабана, тем самым замедляя скорость движения.

Процесс замены

При подготовке к этим работам также нужно выбрать ровную поверхность. Фиксируем передние колеса упорами. Не выжимая ручной тормоз, включаем первую передачу. Затем ослабляем болты, крепящие колесо к ступице. Домкратом поднимаем одну сторону. Выставляем под нее опорную подставку. После чего выкручиваем болты и снимаем колесо. Теперь можно приступать к разборке механизма:

Первым делом переходим к снятию тормозного барабана, зафиксированного на ступице двумя направляющими шпильками. Выкручиваем шпильки. Если барабан легко не снимается, вкручиваем поочередно в другие имеющиеся отверстия два подходящих по диаметру болта (или те же самые шпильки). Используем их как съемник.

  • Получив доступ к механизму, сначала сжимаем мощной отверткой или монтировкой разведенные поршни цилиндра, воздействуя на планки. Если этого не сделать, невозможно будет одеть назад барабан, поставив новые колодки. Не забываем следить за уровнем тормозной жидкости, который при сжатии поршней цилиндра может вылиться из бачка. Поэтому перед началом работ нелишним будет избыток жидкости удалить из бачка при помощи большого шприца.
  • Затем пассатижами или круглогубцами, снимаем обе стягивающие пружины: верхнюю и нижнюю.

  • Отсоединяем тросик ручника от рычага. Снимаем разжимную планку.
  • Теперь демонтируем сами колодки.

С колодки, находящейся сзади, демонтируем сам рычаг ручника.
Установка колодок и сборка механизма тормозов своими руками выполняется в обратном порядке.

Закончив работу с одним колесом,повторяем то же самое и на втором.

Заменив колодки перед выездом на дорогу нужно выполнить несколько контрольных действий. Сев за руль нажать тормозную педаль энное количество раз, чтобы поршни, разжавшись, подвели к дискам колодки. Затем, выехав на свободное место без препятствий, проверьте на ходу работу тормозов. Следите, чтобы не было заносов при торможении, свидетельствующих о неравномерном срабатывании тормозов.

Подготовка автомобиля к замене тормозных колодок

Перед проведением замены колодок требуется подготовить два типа смазок, а именно для обработки шпилек и ступичной площадки, для смазывания направляющих пальцев и скоб, которые выполняют функции колодочных фиксаторов. Если требуется произвести обработку шпилек и ступичной площадки, то чаще всего используют смазывающий материал графитовой разновидности. Однако возможно применение высокотемпературного типа, изготовленного на медной основе. Дело в том, что медная мазка способна более эффективно защитить металлические поверхности от износа, окисления, а также «прикипания» в условиях экстремальных температур (от -40 до +1100 градусов).

Второй тип смазывающего материала, который требуется для обработки направляющих пальцев и удерживающих скоб, должен быть универсальным (желательно). Такая смазка способна эффективно выполнить свои функции, более того, стоит гораздо дешевле. Прежде чем начинать поднимать машину при помощи домкрата, требуется выбрать как можно более ровную горизонтальную поверхность, поставить автомобиль на нейтральную передачу, резко нажать педаль тормоза, после чего сразу отпустить. Последнее действие позволит «углубить» тормозной поршень, что облегчит дальнейшие действия.

Под колёса требуется подложить специальные упоры, чтобы предотвратить случайное движение автомобиля во время технического обслуживания. Чтобы было проще  «утапливать» поршень нужно открыть капот и выкрутить пробку бачка, в котором находится тормозная жидкость. Для получения доступа к колодкам колесо требуется снять в обязательном порядке. Нужно зафиксировать направляющий палец, используя ключ на 17, после чего выкрутить нижние и верхние фиксирующие болты.

Некоторые автолюбители при замене колодок в условиях личного гаража предпочитают полностью откручивать только нижний фиксирующий болт, а верхний просто ослаблять, чтобы в будущем поднять суппорт вверх и не производить его полный демонтаж. Используя подобный способ технического обслуживания, можно ощутимо ускорить процесс, но проверить ход направляющего пальца в подобной ситуации невозможно.

В специализированных автосервисах, где на первое место всегда ставят качество предоставления услуг, а не скорость завершения ТО, всегда производят полный демонтаж суппорта. Такой подход позволяет более эффективно произвести проверку и замену, более того, избавить хозяина автомобиля от «неприятных неожиданностей» на дороге. Чтобы суппорт не мешал проводить техническое обслуживание, специалисты часто подвешивают его при помощи металлической проволоки на пружину подвески.

Когда требуется замена изделий

Как и для передних колес, так и для задних характерно применение 4 тормозных колодок для обеспечения эффективного торможения. Только по конструкции эти изделия отличаются, хотя принцип действия имеют аналогичный.

Задние колодки ВАЗ 2107 представлены в виде дугообразной стальной конструкции, на внешнюю часть которой нанесен фрикционный слой. Именно за счет трения этого слоя о внутреннюю часть барабана обеспечивается остановка автомобиля. Если своевременно не заменить тормозные элементы, то это будет чревато развитием непредсказуемых последствий, ведь самое главное для любого автомобиля – это исправность системы торможения.

Менять задние тормозные колодки на ВАЗ-2107 необходимо тогда, когда фрикционная накладка стирается до толщины менее 1,5 мм. Определить этот факт без снятия колеса и демонтажа барабана не удастся. Но это один из основных способов определения неисправности тормозной системы. Существует и второй вариант, который более удобный и не требует демонтажа заднего колеса. Для того необходимо прислушаться на предмет проявления признаков скрипа задних колес, а также скрежета и отсутствия эффекта торможения, но это чревато повреждением самого барабана. Можно выжать ручник, став при этом на склоне, и проверить исправность его работы. Конечно, на ручнике может ослабнуть тросик, но если его подтянуть, а эффекта все равно не будет, то пора приступать к замене колодок. Если задние тормоза не функционируют, значит пришла пора поменять колодки. Менять их рекомендуется комплектом на обоих задних колесах, так как зачастую стираются они одновременно. Что представляет собой процесс замены задних тормозных колодок на ВАЗ-2107, определим далее.

Особенности замены задних колодок

Вначале проведения работ следует отметить, что ручник необходимо изначально опустить в крайнее нижнее положение. Это позволит демонтировать тормозной барабан, и тем самым добраться до изношенных деталей. Начинать замену тормозных колодок ВАЗ 2107 необходимо с того, что снимается заднее колесо:

  • За колесом располагается барабан, который также необходимо демонтировать. С этим проблем не возникает, поэтому движемся далее.
  • После снятия барабана необходимо осмотреть изношенные колодки. Если толщина фрикционной накладки превышает 1,5 мм, то заменять изделия нет необходимости. Перед проведением дальнейших работ требуется очистить механизм от грязи и пыли. Для этого использовать можно щетку или тряпочку.
  • Если изделия нуждаются в замене, то необходимо взять отвертку, после чего демонтировать первоначально верхнюю, затем нижнюю соединительные пружинки. Если отверткой демонтировать не получается, значит следует воспользоваться пассатижами. На фото ниже показана пружинки, которую следует демонтировать. 
  • Далее необходимо снять фиксаторы, которые состоят из стержня, шайбы и пружинки. Эти шайбы надо повернуть на 90 градусов, чтобы снять их через прорези. Вот как выглядят эти шайбы, которые держат колодки. 

  • Аналогичные процедуры проводятся и со второй колодкой.
  • После снятия пружин и фиксаторов колодки самостоятельно извлекаются.
  • Выпрямляется фиксирующий шплинт ручника. На фото ниже показано расположение фиксирующего шплинта. Теперь требуется расшплинтовать рычаг стояночного тормоза. Это можно сделать при помощи пассатижей. После этого снимается шайба, затем рычаг. 

  •  В процессе демонтажа у вас возникнет вопрос, а что же делать с наконечником стояночного тормоза? Его нужно отсоединить от изделия, после чего оставить висеть.
  • Все детали стояночного тормоза, которые были сняты со старого изделия, при необходимости рекомендуется поменять на новые.

Задние тормозные колодки на ВАЗ 2107 следует устанавливать в порядке обратном снятию. Перед установкой нужно не забыть максимально свести поршеньки тормозного цилиндра. Несмотря на простую конструкцию, устанавливать их гораздо сложнее, нежели передние. Но проделав процедуру один раз, все последующие ремонты вам будет гораздо проще

Стоимость новых колодок составляет от 800 рублей за комплект, но важно при этом приобретать качественные изделия, а не китайский “ширпотреб”. От этого будет зависеть не только срок службы изделий, но и торможение автомобиля

На этом процедура замены окончена, если остались вопросы, обязательно их задавайте.

Схема замены тормозных колодок

— Устанавливаем автомобиль на стояночный тормоз, убеждаемся, что он как следует зафиксирован. Задние колеса можно укрепить деревянными брусками.

— Закрываем двери автомобиля, оставив при этом открытым водительское окно;

— Затем, используя домкрат, немного приподнимаем машину таким образом, чтобы колесо немного касалось пола гаража или земли (это необходимо для того, чтобы колесо не прокручивалось);

— Снимаем гайки с колеса при помощи ключа;

— Поднимаем домкрат выше, чтобы колесо оторвалось от земли;

— До конца откручиваем колесо и снимаем;

— Выкручиваем руль таким образом, чтобы правое колесо смотрело влево, а левое – вправо;

— При помощи пассатижей, снимаем стопорящие шплинты, а затем металлическим стержнем выколачиваем направляющие пальцы;

— Достаем металлические пружинки, если они не извлеклись самостоятельно при выколачивании направляющих пальцев;

— При помощи отвертки делаем расстояние между тормозным диском и накладкой, это позволит в дальнейшем снять использованную колодку и установить новую;

— Устанавливаем новую тормозную колодку и собираем колеса в обратном представленному порядке;

— Проводим те же операции для второго колеса.

Проблемы, которые могут возникнуть при замене тормозных колодок своими руками и полезные советы:

— Бак с тормозной жидкостью не должен быть заполнен до краев;

— Отодвигая тормозной диск от накладки, Вы можете вызвать приток жидкости в систему, и она может начать переливаться;

— Следует быть внимательными с тормозной жидкостью, так как она может повредить краску на кузове;

— Если двери автомобиля будут открыты во время его пребывания на домкрате, геометрия кузова может сместиться;

— Если металл, из которого выполнен кузов недостаточно твердый, даже при открытом окне на домкрате могут возникнуть трудности при открытии двери;

— Можно увеличить устойчивость автомобиля на домкрате при помощи самодельных металлических подпорок;

— Вы обнаружите множество мелких металлических деталей, можно использовать магнитную поверхность для того, чтобы они не потерялись;

— Чтобы облегчить процедуру извлечения направляющих пальцев, их следует предварительно сбрызнуть жидкостью против ржавчины и немного подождать, пока она не сойдет;

— Перед тем, как устанавливать направляющие пальцы на место, необходимо зачистить диаметр пальца.

После того, как Вы закончили, необходимо провести диагностику качества выполненной работы:

Осматриваем колесо на предмет визуально заметных неточностей;

Проверяем, не проваливается ли педаль тормоза при нажатии;

Смотрим, не происходит ли вытекание тормозной жидкости;

Смотрим, насколько изменился и изменился ли тормозной путь после замены колодок.

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:
Еще о ремонте и обслуживании автомобиля:
Как проверить тормозную систему автомобиля
Замена топливного насоса
Как измерить компрессию?

Как поменять задние колодки на ВАЗ и в каких случаях потребуется замена

— На колодки попала трансмиссионная жидкость (вышел из строя сальник полуоси).

Сальник полуоси

— Характерный металлический звук при торможении.
— Износилась рабочая поверхность накладок (толщина меньше допустимых стандартов — 1,5 мм).

Красная стрелка — тормозная накладка, а синяя — сам корпус тормозной колодки

— Накладка отошла от основания. В большинстве случаев для соединения накладки с основанием применяется специальный клей, который при сильном нагреве, от высоких нагрузок или некачественной проклейки разрушается.
— После длительной эксплуатации износ внутреннего диаметра барабана достиг максимума и превышает 200,5 мм – требуется замена.

Износ внутреннего диаметра барабана

Своевременная замена позволит избежать аварийных ситуаций на дорогах.

Диагностика колодок

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *