Бензин

Процесс прямой перегонки

Это очень древний способ, его изобрели еще на заре бензиновых двигателей. Он если хотите не отличается супер технологиями, и его запросто можно повторить у каждого дома, про это чуть позже.

Сам физический процесс заключается в нагреве нефти и испарению из нее по очереди нужных составов. Процесс происходит при атмосферном давлении и закрытой емкости, в которую установлена газоотводящая трубка. При нагреве из нефти начинают испаряться летучие составы:

  • Температура от 35 до 200 °С – получаем бензин
  • Температура от 150 до 305 °С – керосин
  • От 150 до 360 °С – дизельное топливо.

После чего их просто конденсируют в другую емкость.

Но при таком методе есть очень много минусов:

  • Мы получаем очень мало топлива — так из одного литра получается всего 150 мл. бензина.
  • Полученный бензин очень низкого октанового числа, примерно около 50 – 60 единиц. Как вы понимаете чтобы его догнать до 92 – 95, нужно много присадок.

В общем, этот процесс безнадежно устарел, в современных условиях он просто коммерчески не выгоден. Поэтому многие перерабатывающие предприятия сейчас перешли на более выгодный, совершенный способ изготовления.

СТОИТ РАЗОБРАТЬСЯ ПОДРОБНЕЙ, ЕСТЬ ЛИ РАЗНИЦА МЕЖДУ ДВУМЯ МАРКАМИ БЕНЗИНА И В ЧЕМ ОНА

Проведем простой эксперимент

Вот несколько испытаний, позволяющих определить, как влияет качественные характеристики бензина на внутренние агрегаты автомобиля. Оптимально отображает зависимость между качеством бензина и работой внутренних агрегатов авто, тест на определение мощности. Для этого необходимо установить автомобиль на стенд, при этом ведущие колеса должны быть установлены на вращающийся барабан. Затем на 4-ой передаче дать до 2 тысяч оборотов и утопить до упора педаль газа. После определяем величину крутящего момента и скорость вращения барабанов. Так можно легко определить мощность, подаваемую на колеса авто.

После этого перешли к непосредственному эксперименту, с этой целью купили 20л 92 бензина, а в бак залили 95 марку бензина. После авто поместили на стенд и измерили максимально возможную мощность с колес, получилось 155 л.с. Затем произвели расчет расхода топлива, он составил почти 8,2 л/на 100км.

После эксперимент продолжили, залив в бак уже 92 бензин. По данным приборов разница в мощности оказалась несущественной и составила всего 0,1л.с. в отличие от эксперимента с 95 бензином, что в абсолютных цифрах равно 155,6 л.с. Однако, сниженное октановое число бензина, негативным образом влияет на работу двигателя вызывая мелкие детонации. По сути это мини взрывы, возникающие вследствие воспламенения топлива. Это приводит к разогреву внутренних стенок цилиндра автомобиля и воздействует на соединительные элементы двигателя – резиновые прокладки. В дальнейшем это неизбежно закончится проведением капитального ремонта двигателя, а это весьма дорогое удовольствие и не всегда качественное.

Как улучшить качество бензина

Существуют искусственные способы улучшения качества бензина и повышения октанового числа. С этой целью активно используют синтетические присадки, а именно добавление в бензин тетро этил свинца, способного эффективно повысить октановое число, но при этом наносит непоправимый вред окружающей среде, поэтому выпуск данной присадки строго запрещен в данный момент.

Современные автомобили оснащены датчиками определения детонации топлива, такая система обеспечивает защиту двигателя при использовании топлива с более низким октановым числом. Однако действует только при невысоких нагрузках на мотор. Учитывая, что не допустимо применять максимальные нагрузки на двигатель.

Вторая часть эксперимента была посвящена расходу топлива, это позволило однозначно определить, какой бензин оптимально выгодно заливать в топливную систему авто. Условия эксперимента оставили прежние, залили 92 бензин в бак и разогнали автомобиль до 90 км/ч. К удивлению многих расход бензина был всего на 0,1 единицу больше, чем при использовании 95 марки бензина.

Подведем итог.

По данным эксперимента на первый взгляд существенной разницы по мощности и расходу топлива не выявлено, а с учетом погрешности, показатель в 0,1 единицу можно приравнять к нулю.  Это все лирика, давайте перейдем к простой арифметике и посчитаем реальную выгоду от экономии на качестве бензина.

Так в среднем разница в цене между 92 и 95 бензином не превышает 2 руб., или если быть точными равно 1,9 руб. Умножим эту величину на полученный в ходе эксперимента расход топлива равный 8,3 л./100 км., и определим эту цифру с учетом среднегодового пробега авто в 20 т. зн.

Получаем годовую экономию на бензине примерно в 3 тыс. руб., не забудьте к этой цифре прибавить расходы на капитальный ремонт движка, а он скоро понадобится при такой экономии. Эту сумму сложно усреднить, учитывая, что она напрямую зависит от марки авто и каждый автолюбитель может прикинуть её относительно своего драгоценного автомобиля.

Вывод прост и очевиден. Копеечная экономия оборачивается большими расходами в дальнейшем и неминуемо ведет к поломкам авто. Поэтому не стоит экспериментировать над вашим железным другом, заправляйте качественный бензин и не экономьте по мелочам.

Средние цены на бензин в городах России на 26 августа 2019

Регион Дизель АИ-92 АИ-95 АИ-98
Белгород 45.18 ₽ 42.06 ₽ 45.35 ₽ 51.20 ₽  −1
Брянск 45.45 ₽ 41.59 ₽ 44.75 ₽ 50.54 ₽  −1
Владимир 47.08 ₽ 42.44 ₽ 45.49 ₽ 50.63 ₽
Воронеж 45.49 ₽  +3 42.98 ₽  +1 46.34 ₽  +1 50.79 ₽  −1
Иваново 44.92 ₽ 41.83 ₽ 43.62 ₽ 48.63 ₽  +1
Калуга 44.14 ₽ 40.84 ₽ 43.87 ₽ 50.50 ₽  +2
Кострома 44.99 ₽ 42.14 ₽ 44.23 ₽ 47.81 ₽  −1
Курск 45.00 ₽ 41.69 ₽ 45.05 ₽ 50.29 ₽
Липецк 45.32 ₽ 42.12 ₽ 45.79 ₽ 51.55 ₽  +1
Московская область 45.66 ₽  −1 41.87 ₽  +4 45.89 ₽ 52.08 ₽
Орел 45.36 ₽ 41.80 ₽ 44.90 ₽ 51.37 ₽  +1
Рязань 45.08 ₽ 41.75 ₽ 44.75 ₽ 52.14 ₽  +1
Смоленск 45.45 ₽ 42.22 ₽ 45.85 ₽ 49.63 ₽  −1
Тамбов 44.48 ₽ 42.56 ₽ 45.54 ₽ 50.20 ₽  +1
Тверь 46.36 ₽ 42.69 ₽ 46.16 ₽ 50.53 ₽  −2
Тула 45.63 ₽  −1 42.73 ₽ 46.01 ₽ 51.98 ₽  −2
Ярославль 44.54 ₽ 40.77 ₽ 43.89 ₽ 48.73 ₽  +1
Москва 45.80 ₽ 42.34 ₽ 46.62 ₽  −1 52.56 ₽
Петрозаводск 47.62 ₽ 41.60 ₽ 44.96 ₽ 52.27 ₽  −3
Сыктывкар 48.00 ₽ 43.15 ₽ 45.56 ₽ 53.12 ₽
Архангельск 46.11 ₽ 41.93 ₽  −1 45.57 ₽ 50.78 ₽  +1
Нарьян-Мар 52.36 ₽ 45.64 ₽ 49.48 ₽ 0.00 ₽
Вологда 48.66 ₽ 43.47 ₽ 45.75 ₽ 50.55 ₽
Калининград 47.87 ₽ 44.47 ₽ 47.46 ₽ 53.58 ₽
Ленинградская область 46.86 ₽ 42.52 ₽ 45.68 ₽ 53.33 ₽  +1
Мурманск 49.47 ₽ 43.62 ₽ 46.55 ₽ 49.95 ₽  −3
Великий Новгород 46.71 ₽ 42.23 ₽ 45.45 ₽ 52.88 ₽
Псков 46.51 ₽ 42.02 ₽ 45.30 ₽ 52.13 ₽
Санкт-Петербург 46.76 ₽ 42.76 ₽ 46.26 ₽ 53.51 ₽
Майкоп 44.77 ₽ 44.36 ₽ 48.15 ₽ 54.67 ₽
Элиста 45.25 ₽ 42.79 ₽ 46.35 ₽  −1 52.00 ₽
Симферополь 49.93 ₽ 45.13 ₽ 49.67 ₽ 55.89 ₽  +1
Краснодар 44.85 ₽  +1 44.04 ₽ 47.75 ₽ 52.39 ₽
Астрахань 45.77 ₽ 43.19 ₽ 46.84 ₽ 50.33 ₽
Волгоград 45.27 ₽  +1 43.10 ₽  +1 46.79 ₽ 51.51 ₽  +1
Ростов-на-Дону 45.06 ₽ 43.83 ₽ 47.60 ₽ 51.87 ₽
Севастополь 49.77 ₽ 45.21 ₽ 49.11 ₽ 55.99 ₽  −1
Махачкала 45.01 ₽ 43.75 ₽ 45.92 ₽ 49.88 ₽  +1
Назрань 38.55 ₽ 40.50 ₽ 42.70 ₽ 48.50 ₽  −1
Нальчик 44.67 ₽ 42.94 ₽ 46.60 ₽ 52.31 ₽
Черкесск 44.86 ₽ 43.45 ₽ 46.61 ₽  +1 54.67 ₽
Владикавказ 44.33 ₽ 42.79 ₽ 45.50 ₽ 52.49 ₽
Грозный 39.14 ₽ 41.37 ₽ 43.79 ₽ 47.30 ₽
Ставрополь 45.21 ₽  +2 43.86 ₽ 47.36 ₽ 53.37 ₽  −2
Уфа 45.44 ₽ 41.89 ₽  −1 44.82 ₽ 49.92 ₽  +1
Йошкар-Ола 45.92 ₽ 41.90 ₽  −1 44.96 ₽ 50.55 ₽
Саранск 45.99 ₽ 41.56 ₽ 45.37 ₽ 49.58 ₽  +1
Казань 44.45 ₽ 41.68 ₽ 44.38 ₽ 50.14 ₽
Ижевск 46.06 ₽ 42.13 ₽ 45.45 ₽ 51.90 ₽  +1
Чебоксары 45.74 ₽ 41.83 ₽ 44.99 ₽ 50.97 ₽
Пермь 46.16 ₽ 42.47 ₽  −1 45.59 ₽ 53.01 ₽
Киров 46.26 ₽ 42.85 ₽ 46.04 ₽ 53.01 ₽
Нижний Новгород 45.39 ₽ 42.40 ₽ 45.70 ₽ 50.61 ₽
Оренбург 46.51 ₽ 42.04 ₽ 46.07 ₽ 50.37 ₽  +1
Пенза 44.97 ₽ 42.18 ₽ 45.40 ₽ 50.00 ₽
Самара 45.28 ₽  −3 41.51 ₽  −2 44.95 ₽ 51.56 ₽  −3
Саратов 44.92 ₽ 42.42 ₽ 45.87 ₽ 51.64 ₽
Ульяновск 44.85 ₽  −1 41.40 ₽  +1 44.32 ₽ 49.47 ₽  −1
Курган 45.04 ₽ 40.62 ₽ 43.68 ₽ 48.79 ₽  −4
Екатеринбург 45.86 ₽ 41.87 ₽  −1 44.72 ₽ 50.85 ₽
Тюмень 47.38 ₽ 41.51 ₽  +1 45.18 ₽ 51.08 ₽  +1
Ханты-Мансийск 51.76 ₽ 44.15 ₽ 47.19 ₽ 53.06 ₽
Салехард 48.94 ₽ 40.99 ₽ 43.05 ₽  −1 0.00 ₽
Челябинск 45.48 ₽ 40.11 ₽ 44.00 ₽ 50.92 ₽
Горно-Алтайск 45.80 ₽ 41.21 ₽ 43.55 ₽ 48.95 ₽
Кызыл 50.50 ₽ 42.47 ₽  +1 44.60 ₽ 50.62 ₽
Абакан 46.96 ₽ 41.35 ₽ 43.32 ₽ 46.54 ₽
Барнаул 45.56 ₽  −1 41.12 ₽  +2 43.03 ₽  +1 48.47 ₽  +1
Красноярск 48.28 ₽ 41.41 ₽  −1 43.56 ₽ 49.90 ₽  +1
Иркутск 47.63 ₽ 41.59 ₽ 43.97 ₽ 50.23 ₽  −2
Кемерово 45.74 ₽ 40.93 ₽ 43.61 ₽ 48.68 ₽  +1
Новосибирск 47.05 ₽ 41.20 ₽  −1 44.36 ₽ 50.11 ₽
Омск 46.16 ₽ 41.17 ₽  −1 44.01 ₽ 50.16 ₽  +1
Томск 47.45 ₽ 40.41 ₽ 42.89 ₽ 48.13 ₽
Улан-Удэ 46.91 ₽ 41.47 ₽  +1 43.74 ₽ 48.57 ₽  +1
Якутск 59.61 ₽ 54.78 ₽ 55.33 ₽ 56.68 ₽
Чита 48.20 ₽ 42.35 ₽ 44.91 ₽ 49.34 ₽  +1
Петропавловск-Камчатский 53.98 ₽ 47.57 ₽ 51.05 ₽ 53.28 ₽  +1
Владивосток 47.27 ₽ 43.11 ₽  −1 44.11 ₽ 47.73 ₽  +1
Хабаровск 47.42 ₽ 43.00 ₽  −1 44.82 ₽ 45.72 ₽
Благовещенск 48.00 ₽ 42.50 ₽ 45.01 ₽ 51.94 ₽  +1
Магадан 54.62 ₽ 50.08 ₽ 53.89 ₽ 0.00 ₽
Южно-Сахалинск 51.99 ₽ 44.69 ₽ 47.09 ₽ 52.13 ₽  +2
Биробиджан 48.11 ₽ 43.30 ₽ 45.25 ₽ 45.95 ₽
Анадырь 58.00 ₽ 56.00 ₽ 59.00 ₽ 0.00 ₽

+3  — поднялся в рейтинге на 3 места по сравнению с прошлой неделей−4  — опустился в рейтинге на 4 места по сравнению с прошлой неделей

АИ-92 ИЛИ АИ-95

Вопрос о том, какое топливо лучше для автомобиля, интересует новичков и опытных водителей. Идеально подходящим топливом будет только хороший бензин. Исходя из статистических данных, большую часть времени водители автомобильного транспорта проводят на городских и загородных трассах. Это позволяет заправляться на проверенных заправочных станциях. После выбора АЗС с качественным бензином можно задуматься о выборе марки топлива.

Мнения о топливе расходятся. Некоторые водители регулярно заправляются бензином АИ-92 в случаях, когда производители рекомендуют заправлять 95-м. Свой выбор они объясняют минимальным количеством присадок. После использования АИ-95 известны случаи появления нагара, покраснения свеч, появления прочих нежелательных последствий. Но существуют мнения о том, что АИ-92 это тот же АИ-80. Это подтверждают многие независимые экспертизы, ходе которых исследовалось топливо с разных заправочных станций. Химические лаборатории подтверждают, что октановое число соответствует заявленным маркам не во всех случаях.

Исследования качества топлива не развивают сомнений, возникших при выборе бензина. Для начала необходимо изучить сведения, изложенные в инструкции к автомобильному транспорту. Рекомендуемую марку бензина можно увидеть, открыв бензобак. Если производитель автотранспорта рекомендует заправлять машину только АИ-95, не пытайтесь обмануть конструкторов. Использование бензина низкой марки может негативно сказаться на эксплуатации двигателя. Если по инструкции допускается лить АИ-92, то негативных последствий от использования АИ-95 не возникнет. При этом вы сможете наблюдать только изменения в положительную сторону. Возможно, снизится расход топлива, улучшится динамика, замедлится износ мотора. АИ-92 чаще используется водителями. Поэтому недобросовестные заправочные станции разбавляют его чаще, чем бензин марки АИ-95.

Если заправлять автомобиль бензином АИ-92 вместо АИ-95, расход топлива и падение мощности не будут нести выраженный характер. Эксперты считают, что марка бензина не так важна, как его октановое число. Несмотря на то, что стоимость топлива сильно не увеличивается, водители автотранспорта продолжают экономить на нем. Это объясняет резкое увеличение количества продаж бензина марки АИ-92. Если средства массовой информации предвещают повышение цен, число желающих заправлять свой автомобиль 92-м бензином увеличивается.

Не все владельцы автотранспорта считают экономию на топливе оправданной. Это связано с повышением расхода топлива. Начинают приближаться проблемы с выхлопной системой. Бенин с низким октановым числом ухудшает их работу. АИ-95 содержит меньше примесей. Но эксперты опровергают эти суждения. Объяснением тому служат проведенные эксперименты. В ходе них было выявлено, что при заправке АИ-92 автомобиль ехал уверенней и ровнее. При этом на лючке бензобака указано, что рекомендуется заправлять 95-м. Автомобиль, заправленный 95-м бензином, быстрее достиг скорости 100 км/ч.

Существуют предположения о том, что регулярная заправка 95-м бензином способствует выведению из строя свечей зажигания. Износ этой детали происходит медленней при использовании АИ-92. А специалисты по ремонту транспорта уверенны в том, что в 95-м бензине больше присадок, что негативно отражается на двигателе и выхлопной системе.Актуален спор о вреде бензина АИ-92. Современные модели автомобилей оснащаются датчиком детонации. Это позволяет заправляться бензином с невысоким октановым числом. Специальные датчики предупреждают быстрый износ двигателя. Но если фирма рекомендует использовать АИ-95, лучше не использовать бензин с низким октановым числом хотя бы до истечения гарантийного срока.

Водители автомобильного транспорта часто задаются вопросом: а не лучше ли заправлять машину 98-бензином? Но от такого топлива может быть больше вреда, чем пользы. АИ-98 рассчитан на высокофорсированные моторы, работа которых сопровождается высокой степенью сжатия. Автомобиль может начать работать неисправно. В любом случае, если в бензобак был залит бензин низкого качества, посетите СТО. Профессиональные мастера проведут тщательную проверку выхлопной системы и двигателя. А чтобы вновь не стать клиентом недобросовестной заправки, сохраняйте чеки! При возможности лучше выбирать качественный бензин с высоким октановым числом!

Про мощность и уменьшения расхода

Многие пишут что стал заливать 95 (98) расход топлива упал, а авто стал тянуть как «бешенный»! Не всегда можно поверить в такие слова, хотя немного истины в этом есть. Специально выделил этот пункт.

Собственно как можно понять из предыдущего пункта, чем выше «октановое число», тем «мягче» и равномернее загорается бензин, А ТАКЖЕ ДОЛЬШЕ ГОРИТ В ЦИЛИНДРАХ ДВИГАТЕЛЯ. А это значит ДОЛЬШЕ ТОЛКАЕТ ПОРШЕНЬ, пусть разница составляет проценты, НО ОНА РЕАЛЬНО ЕСТЬ. Вот вам и полученная мощность – НЕ СТОИТ ЖДАТЬ, ЧТО МОТОР БУДЕР «РВАТЬ» С МЕСТА, но немного мощности передастся, обычно от 3 до 7% (зачастую до прибавки меньше 10% не ощущаются водителем). Также примерно на этот процент упадет и расход топлива, то есть максимум 7%, хотя все зависит от водителя, если будете «жарить» то не только расход не упадет, а наоборот вырастит.

ТО есть можно добиться экономии и прибавки мощности, но она будет в пределах погрешности.

Есть ли отличие по качеству Аи-92 от Аи-95

Говоря о качестве топлива, нужно четко понимать, что если бензин имеет октановое число (ОЧ) 95, это не значит, что он лучше 92-го. Ведь качество оценивается не величиной ОЧ, а степенью чистоты бензина при производстве. Дело в том, что изготовить его можно тремя способами, и при этом для своего ОЧ он будет вполне качественным.

  • Прямая перегонка (прямогон) нефти. На выходе получается бензин с октаном около 50 единиц, который впоследствии поднимается в лаборатории до нужного уровня путем добавления присадок. В промышленности такой способ не используется.
  • Каталитический крекинг – основной способ, используемый промышленными предприятиями при изготовлении топлива. Такой метод считается наиболее простым и экономичным. Результатом переработки является бензин с ОЧ, как правило, не выше 80 единиц.
  • Каталитический риформинг – довольно дорогостоящий способ, так как требует использования сложного оборудования, а поэтому не выгодный для производителя. Зато на выходе получается действительно высококачественный бензин с ОЧ 99. Согласно статистике, только 50% из всего бензина, производимого в мире, выпускается с использованием данного способа. И, конечно же, к нашей стране эти 50% отношения не имеют, а если и имеют, то на обычных АЗС такое топливо точно не встретишь.

Поэтому дать ответ на вопрос, какое топливо лучше по качеству, можно только зная величину октана исходного бензина (сразу после переработки нефти) и уровень концентрации эфирных присадок, которые использовались впоследствии для его увеличения. Однако «на глазок» это определить невозможно, следовательно, и качество топлива без лабораторных исследований также узнать не получится. Это значит, что и один, и другой бензин может быть как одинаково хорошим, так и одинаково плохим.

https://youtube.com/watch?v=URO33gC8HW0

Влияние на здоровье человека

Бензин, использующийся в двигателях внутреннего сгорания, оказывает влияние на окружающую среду и является источником выбросов углекислого газа на планете. Он может проникать в окружающую среду как в виде жидкостей, так и в виде пара во время утечки, а также производства, транспортировки и доставки (например, из резервуаров для хранения). В качестве примера можно упомянуть подземные резервуары, которые используются для предотвращения таких утечек. Бензин содержит бензол и другие канцерогены.

Отравление

Вдыхание паров бензина очень опасно для человека, может вызывать острые и хронические отравления.

При вдыхании небольших концентраций паров бензина наблюдаются симптомы, похожие на алкогольную интоксикацию: психическое возбуждение, эйфория, головокружение, тошнота, слабость, рвота, покраснение кожных покровов, учащение пульса. В более тяжёлых случаях могут отмечаться галлюцинации, обморочные состояния, судороги, повышенная температура.

Хроническое отравление бензином выражается в повышенной раздражительности, головокружении, поражении печени и ослаблении сердечной деятельности.

Попадание бензина в лёгкие, при засасывании его в шланг, используемый как сифон с целью слива из бака, может привести к развитию «бензиновой пневмонии»: появляются боли в боку, одышка, кашель с ржавой мокротой, повышение температуры.

При попадании бензина внутрь появляются обильная и повторная рвота, головная боль, боли в животе, жидкий стул. Иногда отмечаются увеличение печени и её болезненность, желтушность склер.

Бензиновая токсикомания

Бензиновая токсикомания
МКБ-10 18.2
MeSH

Бензиновая токсикомания заключается во вдыхании паров бензина с целью получения непродолжительного опьянения. Чаще всего бензиновая токсикомания встречается у подростков. Однако в последнее время она стала серьёзной проблемой среди австралийских аборигенов.

При бензиновой токсикомании быстро развивается зависимость, которая ведёт к тяжёлым поражениям центральной нервной системы, психоорганическому синдрому, необратимому падению интеллекта, влекущему за собой инвалидизацию.

Получение

Прямогонные бензины

Долгое время бензин получали путём ректификации (перегонки) и отбора фракций нефти, выкипающих в определённых температурных пределах (до 100 °C — бензин I сорта, до 110 °C — бензин специальный, до 130 °C — бензин II сорта). Однако общим свойством этих бензинов является низкое октановое число. Вообще получение прямогонных бензинов с октановым числом выше 65 по моторному методу редко и возможно лишь из нефти Азербайджана, Средней Азии, Краснодарского края и Сахалина. Однако даже для дистиллятов из этих нефтей характерно резкое понижение октанового числа с ростом температуры конца отбора. Поэтому всю бензиновую фракцию (конец кипения 180 °C) используют редко. Для нефтей Урало-Волжского бассейна, Казахстана, а также месторождений Западной Сибири характерно преобладание нормальных парафиновых углеводородов, поэтому прямогонные бензины из них характеризуются низкими октановыми числами. Это побудило нефтепереработчиков ещё в 1930-е годы отбирать фракцию до 90-95 °C, чтобы в неё не попадал н-гептан, либо включать в отбор более тяжёлые фракции с их последующей чёткой ректификацией для удаления нормальных парафинов. Подобная «денормализация» прямогонных бензинов позволяет довести октановое число до 74-76 пунктов с существенным, однако, снижением выхода целевого продукта. В настоящее время из нефтей отгоняют фракцию НК-180 °C, которую потом вторично делят на фракции НК-62 °C или НК-85 °C. Эти последние дистилляты используют как компоненты товарных бензинов либо направляют на облагораживание (изомеризацию).

Алкил-бензин

Алкил-бензин представляет собой смесь изомеров углеводородов С7 и С8 и получается в процессе алкилирования изобутана бутиленами. Алкил-бензин широко используется как компонент автомобильных и авиационных бензинов и обладает высоким 90-93. Алкил-бензин можно получать, вовлекая в сырьё алкилирования пропилен и амилены.

Лидером по производству алкил-бензина являются США (более 40 млн т/год). В России производится менее 1 млн т/год алкил-бензина, что объясняется отсутствием ресурсов бутан-бутиленовой фракции, которую получают в процессе каталитического крекинга, не получившего широкого распространения в России. Кроме того, сам процесс алкилирования в России технически устарел и стал малоэффективным, что повлекло сжигание избытка сырья.

В первой половине XX века для повышения октанового числа начали применять крекинг и риформинг, которые преобразуют линейные цепочки нормальных алканов — основной составляющей прямогонного бензина — в разветвлённые алканы и ароматические соединения соответственно.

Какие марки бывают

Сам по себе бензин это жидкость, обладающая резким характерным запахом, прозрачного цвета. Но каждый вид бензина имеет свое обозначение, иными словами маркировку. Как расшифровывается маркировка представленного бензина, присвоенная самым распространенным маркам топлива? Запомнить простые правила довольно легко!

  1. буква «А» в маркировке АИ обозначает, что продукт автомобильный;
  2. буква «И», что октановое число получено исследовательским методом, он определен ГОСТом 8226-82;
  3. последующие после «АИ» цифры обозначают октановое число.

Существуют четыре вида неэтилированного бензина, получившее в наше время широкое распространение. Основным различие служит октановое число горючих веществ. Привычная маркировка бензина, такая как АИ-80, АИ-92, АИ-95, АИ-98 обозначает именно этот показатель.

Если говорить доступным языком, октановое число — это способность бензина к сопротивлению, то есть процессу самодетонации при сжатии. Детонация — это химический процесс, характеризующийся воспламенением цилиндров двигателя автомобиля.

По своим физическим свойствам детонация напоминает ударную волну. В процессе физической детонации подается необходимый заряд энергии в двигатель автомобиля, который и обеспечивает необходимый толчок для дальнейшего движения машины.

Например, в странах СНГ производят разные виды горючего: А-72, А-76, А-80, АИ-91, АИ-92, АИ-93, АИ-95 и АИ-98. При этом они могут быть и этилированными, что как мы выяснили совсем не безопасно, а также подразделятся на летние и зимние виды. Этилированные бензины должны иметь свою окраску:

  • А-72 – имеет розовый цвет;
  • А-76, как правило, насыщенного желтоватого цвета;
  • АИ-93 – красный с оранжевым оттенком;
  • АИ-98 – имеет насыщенный синий цвет.

В других развитых странах в основном распространены две марки бензина «Премиум» и «Регуляр». В горючем марки «Премиум» октановое число колеблется в пределах 97-98. Бензин «Регуляр» – это сорт похуже, там октановое число от 90 до 94. А в Англии и США можно встретить топливо «Супер», в нем октановое число может достигать цифры 102.

Раздел 4. Про качество бензина.

«ЗаРулем» провело в далеком 2012 году тест 95-го бензина в 12 регионах. В исследование попали как сетевые заправки (ТНК, Газпромнефть, Лукойл), так и частные заправки. Результаты замеров — выше. На частной заправке №5 95-й бензин оказался с высоким содержанием присадок, его получили из 92-го. Отсюда и ухудшение мощности. ОЧИ у данного бензина составило 94,7, а ОЧМ 82,9 (у остальных 86-86,9) Теоритически, с таким бензином возможны детонации на высоких нагрузках. Если заправляться на сетевых «брендовых» заправках (2- Лукойл Волгоград, 6-Газпромнефть Москва, 7-ТНК Ярославль, 9 — Роснефть Архангельск), то вероятность залить плохой бензин стремится к нулю. Отдавать предпочтение различным брендам — дело вкуса, но весь бензин производится всего на нескольких НПЗ по одинаковой технологии и пакеты присадок у всех соответствуют ГОСТу. Некоторые колебания мощности возможны в зависимости поставщика и региона, но они не превысят 2-3%.  Заметить такое отклонение мощности врят ли получится. Лучше выключить кондиционер и ближний свет фар — эффект будет более ощутим. Тем не менее можно заменить, что по мере приближения к Москве на заправках (за исключением «паленых») растет качество бензина — при сохранении ОЧ падет содержание МТБЭ. В рамках одного региона бензин на заправки, вероятнее всего, поступает с одного и того же НПЗ. Так что под разными брендами может скрываться одно и тоже топливо. Подробнее про «улучшенные» бензины, моющие присадки и обычное топливо на заправках ведущих брендов читайте завтра во второй (и надеюсь последней) части «про бензин».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *