Как получить электронный ПТС на автомобиль в ГИБДДКак получить электронный ПТС на автомобиль в ГИБДД

Важные вопросы, связанные с введением ПТС электронного формата

Разумеется, относительно такого нововведения у пользователей возникает масса самых разных вопросов. И вот лишь некоторые из них:

  1. Как в данной ситуации быть с покупкой транспортного средства в кредит? Ведь до полной выплаты ссуды, ПТС авто раньше находился в банке. А теперь? Электронный-то документ хранится в государственной базе данных и «переложить» его оттуда не представляется возможным.Решать эту и подобные «технические» трудности предстоит в самое ближайшее время, а пока в банках по-прежнему хранятся бумажные ПТС. Как будет развиваться ситуация после 1 июля текущего года (ведь в кредит берут множество новых автомобилей, а у них «бумажек» не будет), станет известно в самое ближайшее время.
  2. Еще непонятно, каким образом продавцу вписывать в ПТС продаваемого ТС покупателя? Ведь доступа к базе данных электронных паспортов он не имеет. Тут, правда, проще, чем с кредитами. Ведь всегда можно оформить договор купли-продажи, подтверждающий сделку.

Вообще, подводя итоги, следует отметить, что ПТС электронного формата все-таки облегчат жизнь собственников транспортных средств, а не осложнят ее. Трудности возможны лишь на первоначальном этапе внедрения новшества в повседневность. Поэтому правильнее будет чуть-чуть подождать, не торопясь с немедленным оформлением электронного паспорта для своего транспортного средства. Это всегда можно будет сделать, когда ситуация «устаканится».

Чем обернется введение электронных ПТС на практике

С одной стороны, преимущества паспорта нового вида очевидны. Сама ОАО «Электронный паспорт» отмечает, что автовладельцам не нужно будет хранить ПТС (а следовательно, его невозможно потерять). Кроме того, с автоматизацией процесса оформления электронных ПТС должно сократиться влияние человеческого фактора, а за ним и риск ошибок. К плюсам относится и предполагаемое сокращение времени на госрегистрацию автомобиля за счет того, что инспекторы получат доступ к базе данных об электронных ПТС. Помимо этого, сведения о постановке автомобиля на учет (а также об изменении его конструкции или цвета) будут добавлены в эту базу сразу же, что позволит госорганам работать более оперативно.

Наконец, введение электронных ПТС сократит расходы бюджета – как за счет экономии на бланках паспортов, так и за счет того, что не нужно будет администрировать выдачу этих бланков заводам-изготовителям. По данным ОАО «Электронный паспорт» за 2015 год, в России выпускается около 4,5-5 млн бланков в год, каждый из которых стоит около 103 руб. Таким образом, общая ежегодная экономия составит примерно 464-515 млн руб. Правда, пока неизвестно, во сколько обойдутся создание системы электронных паспортов и поддержание ее в рабочем состоянии.

Но одновременно возникает и ряд вопросов по поводу применения электронных ПТС. К примеру, как при покупке автомобиля определить, что предъявитель выписки из электронного ПТС и собственник автомобиля – это одно и то же лицо? Ведь в самой выписке владелец машины не указан. И хотя ее может получить только собственник автомобиля, чисто теоретически этот документ может оказаться в руках злоумышленников. В Госавтоинспекции в ответ на запрос портала ГАРАНТ.РУ посоветовали при приобретении машины изучать свидетельство о регистрации транспортного средства, в котором собственник уже прописан.

Еще один вопрос заключается в том, что в выписке из электронного ПТС не будет указано, кто владел им раньше (в то время как сегодня это отмечается на бумажном ПТС в специальных графах). Таким образом, узнать историю машины, просто изучив документы на нее, уже не получится. Но, по мнению руководителя Федерации автовладельцев России Сергея Канаева, это компенсируется созданием специального сервиса, над которым работает в настоящее время Госавтоинспекция. Он будет размещен на официальном сайте ведомства (gibdd.ru) и позволит проверить, сколько собственников имела машина. «А отсутствие в выписке из ПТС указания на то, кто является владельцем автомобиля – это нормальная международная практика», – поделился специалист.

Существует также риск того, что злоумышленники взломают базу данных электронных ПТС и эти сведения окажутся в руках мошенников. В Госавтоинспекции заверили, что сервисы, содержащие информацию об автомобилях и их собственниках, надежно защищены от стороннего вмешательства и обеспечивают защиту персональных данных граждан. Эксперты также уверены, что поводов для беспокойства не больше, чем сегодня. К примеру, Сергей Канаев считает, что утечке данных может противодействовать и ОАО «Электронный паспорт» как оператор базы данных электронных ПТС, точно знающий, кому был предоставлен доступ к конкретной информации.

Наконец, пока непонятно, каким образом новая форма ПТС повлияет на стоимость кредитов для покупки машины. Дело в том, что в настоящее время банки довольно часто при выдаче автокредита под залог автомобиля требуют передать им ПТС, чтобы обезопасить себя от несогласованной продажи заложенной машины. А кредит на покупку машины без передачи ПТС, как правило, стоит дороже. Электронный же ПТС передать в принципе невозможно. Но и тут специалисты смотрят на ситуацию довольно оптимистично. 

МНЕНИЕ

Сергей Канаев, руководитель Федерации автовладельцев России:

«Введение электронных ПТС скажется на рынке автокредитования только позитивно. Думаю, что следующие изменения, о которых пока мы только догадываемся, но еще не знаем, как раз коснутся банков. Очевидно, в базе данных электронных ПТС будет сделана запись о том, что автомобиль приобретен в кредит и является предметом залога. И пока банк не даст своего разрешения на продажу машины, никто ее купить не сможет. Более того, это предоставит определенные гарантии покупателям. Некоторые из них, купив автомобиль сегодня, через какое-то время обнаруживают, что он находится в залоге у банка».

***

До полного перехода на электронные ПТС еще больше года и, очевидно, многие детали их оформления и использования еще будут прописаны в подзаконных актах. Но эксперты уже сейчас оценивают нововведение положительно и подчеркивают, что с введением ПТС уйдут в прошлое многие мошеннические схемы – например, продажа поддельных ПТС, в том числе через Интернет.

Плюсы и минусы

Сначала о неудобствах:

  • Ликвидируется такая возможность, как самостоятельно оформлять сделку в паспорте. Теперь граждане не смогут вносить изменения;
  • Сведется на «нет» получение моментальных кредитов и займов в банках и ломбардах путем передачи ПТС займодавцу;
  • Опасность взлома базы данных и совершение мошеннических действий в отношении авто.

Но всё же минусы больше касаются не совсем добросовестных автовладельцев.

  • Оформление будет проще и дешевле;
  • Отсутствие нужды хранить лишние бумаги на авто;
  • Полнота и достоверность данных об автомобиле;
  • Исключение манипуляций с ПТС (получение дубликатов, подделка и др.);
  • Неограниченность по объему и сроку действия, так как нет заканчивающихся бланков и пр.
  • Можно узнавать историю страхования и эксплуатации авто.

Как будет выглядеть ЭлПТС

Полная версия

В полном формате документ можно будет увидеть на экране компьютера, но только ограниченному количеству лиц из:

  • налоговой инспекции;
  • структур ГИБДД.

Документ будет состоять из следующих данных:

  • номер электронного паспорт;
  • состояние (действующий, аннулированный, утилизированный и пр.);
  • основные данные об автомобиле (VIN, номер кузова, шасси, двигателя, категория авто, цвет, дата производства и пр.);
  • сведения о свидетельстве безопасности использования ТС, его марка, тип, название и пр.;
  • данные об изготовителе ТС;
  • экологический класс;
  • электронные ПТС будут содержать личные данные автовладельцев;
  • другие данные.

По сравнению с бумажным паспортом появилось много дополнительных разделов, отражающих самую разнообразную информацию об автомобиле.

Краткая версия

Водитель на руках будет иметь выписку, которая содержит сокращенные сведения, то есть данные об автомобиле (марка, VIN, номер двигателя, экологический класс, цвет, дата выпуска и др.) и владельце на текущее состояние.

Выписка будет выдаваться автоматически при совершении регистрационных действий. Или отдельно по запросу заинтересованного гражданина. Выписка направляется на электронную почту заявителя. По просьбе может быть изготовление на бумажном носителе с отметкой ГИБДД.

Недостатки электронного ПТС

Конечно, без старой-доброй бумажки многие будут чувствовать себя неуютно… Да и вопросов пока хватает. Не появится ли такая неофициальная «услуга», как удаление и корректировка «ненужной» информации из ПТС? Например, если этого захочет владелец, которому нужно продать восстановленную после серьёзного ДТП машину.

Разумеется, в процессе внедрения системы электронных ПТС могут возникнуть и другие проблемы. Заранее их предусмотреть просто невозможно — в мировой практике подобное решение предлагается впервые, поэтому существует определенная доля риска. Но будем надеяться, что этот проект окажется вполне успешным и не усложнит, а облегчит жизнь автомобилистам.

Когда начнется оформления цифровой версии ПТС

Попытки введения электронного документа предпринимались и в 2017 году и даже ранее. Но в угоду многочисленным обращениям участников автомобильного рынка реальных мер не предприняли. Исследования показали, что поспешные меры могли внести неразбериху, массовые ошибки и прочие негативные последствия.

Поэтому до настоящего времени гражданам доступны только бумажные версии главного паспорта автомобиля.

Очередная попытка запуска электронных ПТС планируется с июля 2018 года, что регламентировано Постановлением Правительства №1212 от 05.10.2017 г.

А пока структуры МВД, Ростех налаживают работу регистрационной системы.

Электронный птс на автомобиль с 1 июля 2018 года это станет проблемой

А теперь проблема, которая в полный рост встанет перед большинством организаций из этого списка — абсолютное большинство не только не имеет инструментов для работы с е-ПТС на данный момент, но и слыхать о нем не слыхало. И только где то, в некоторых организациях, ходят слухи (за месяц то!!!) что вроде как алгоритмы работы есть, и кое кто даже занялся заранее регистрацией в системе своей организации. Но большинство совершенно не готово к такому новшеству!

Более того, мой любимый бренд Лада, в квартальном отчете публикует список основных операционных рисков, среди которых одним из первых пунктов значится:

То есть на данный момент, у ВАЗа, как и у большинства производителей и импортеров, этот закон вызывает даже опасение за временное прекращение реализации новых автомобилей, и то что ни у них ни у  других не готовы процессы за месяц до введения обязательного закона (после 1 июля бумажные ПТС выдаваться не будут!).

Я считаю это очень серьезной проблемой и практически уверен что многие столкнутся как минимум с проблемами, неадекватными временными затратами, а то и вовсе с невозможностью получить документ на новый автомобиль, получить взамен утерянного, ветхого и просто закончившегося ПТС, электронный документ.

То есть есть достаточно большие риски что при покупке в ближайшее время в первую очередь у покупателей новых автомобилей могут возникнуть проблемы — вы попросту не сможете получить документы, то есть машину вам не передадут до тех пор пока не будет все оформлено, к чему большинство не готово.

Так же предвижу проблемы, очереди в ГИБДД, на пунктах техосмотра, проблемы с внесением изменений в ПТС.

Тем кто в ближайшее время собирается что то из вышеуказанных операциях осуществить нужно это ускорить чтобы успеть, либо очень внимательно узнавать всю информацию о документах, ну и внести поправки на дополнительную трату времени.

Конечно, все это обосновывается тем что с этим работать намного проще, удобнее, гражданам будет доступно больше информации и так далее, и в этом есть своя доля правды. Но истинная причина немного в другом мне видится: это делается для уточнения налоговой базы, сокращения не растаможенных автомобилей, увеличения поступлений налогов, увеличение налога на прибыль — дилеры, площадки трейдин, все те кто проводят автомобили через свою организацию, теперь будут вынуждены регистрировать все это в е-ПТС и платить (чего они ранее не делали разными ухищрениями) налог на прибыль. Ежегодный профит планируется на уровне миллиард с лишним рублей (!!!) в год, и им придется компенсировать свои издержки, а значит цена будет расти…

Ну и процитирую дорогого нашего бывшего премьер-министра: «Хотели как лучше, а получилось как всегда»

UPD: На следующий день, как только я написал статью»Электронный ПТС с 1 июля — куча проблем для автомобилистов!» со своими справедливыми опасениями что все встанет, начиная от продаж новых авто, заканчивая ОСАГО и регистрацией в ГИБДД, как компания которая рулит всеми вопросами по ЭПТС выпустила пресс-релиз в котором сказано что все откладывается до 1 ноября 2019 года в связи с неготовностью госорганов (которые, собственно, все это и затеяли). Но тем не менее частично все это уже заработает, а значит что проблемы таки будут, только растянется все это еще на два года. Все как обычно в нашей стране: заявили, рисанулись, миллиарды потратили, но ничего не смогли, все перенесли, гражданам проблемы, но в итоге облажались…

Как будет проходить переоформление

С даты введения электронной базы бумажные паспорта на автомашины выйдут из оборота. То есть останутся только виртуальные версии документов. Конечно, это не означает, что ПТС на бумаге утратят свою силу. Они будут иметь силу неограниченное время. Но необходимость оформления электронного ПТС возникнет если документ:

  • будет утерян (бумажный дубликат выдавать не будут);
  • значительно износится, то есть будет нечитаем, ветхим и т.п.;
  • не останется места для записей по смене владельцев.

Кроме того, любой желающий гражданин по свой инициативе сможет заполучить ЭлПТС. При этом бумажный паспорт потеряет свою силу.

Вопрос как получить электронный ПТС не вызовет больших трудностей:

  • нужно написать заявление в ГИБДД, образцы будут разработаны и размещены на стендах ГИБДД;
  • оплатить услугу в размере 600 руб. (за бумажный документ требовалось уплачивать 800 руб.);
  • по истечению 24 часов процедура будет завершена и на руки выдадут выписку из реестра.

Старый паспорт ТС будут изымать и архивировать.

Оформление электронного ПТС

Процесс оформления новых ПТС будет запущен с начала июля 2018 года. Планируется, что он будет проходить планомерно, то есть, по мере обращения автолюбителей в подразделения ГИБДД. Любой водитель имеет право обратиться туда с соответствующим письменным заявлением. В обязательном порядке данная процедура будет проводиться с приобретателями новых авто.

Получение электронной формы ПТС автоматически снимает действительность со старой бумажной формы. Однако, пока законом не предусмотрена обязательная замена документа и бумажные формы можно будет использовать до момента, пока на них будет свободное место для необходимых записей.

Фактически ЭПТС является всего лишь внесением определённой информации в общую электронную систему. Сам же собственник авто при оформлении получит на руки лишь выписку.

Информация в выписке

Выписка из электронного ПТС будет содержать незначительную информацию о средстве передвижения:

  • район регистрации;
  • экологический класс;
  • год выпуска;
  • номер шасси и двигателя;
  • vin авто;
  • максимально разрешённую массу;
  • объём, тип и марку двигателя;
  • цвет авто;
  • категорию, модель и марку.

Как видите, выписка будет содержать даже меньше сведений, чем бумажная форма ПТС.

Сразу бросается в глаза то, что в выписке отсутствуют данные о месяце выпуска транспортного средства. Действительно, разница между выпуском в начале года (например, январь или февраль) и в конце (ноябрь-декабрь) довольно существенна. При этом, в ЭПСТ будет фиксироваться только год выпуска.

А ещё, выписка не указывает информацию о стране-производителе автомобиля. Но, как мы знаем, при реализации хозяин иномарки запрашивает гораздо большую цену, нежели за отечественную.

Кроме того, отныне потенциальный покупатель транспортного средства не сможет узнать и о количестве бывших владельцев авто. Эта информация будет открыта лишь собственнику по личному запросу.

Что же будет дальше

Формирующаяся сегодня на территории Евросоюза система введения электронных ПТС, в первую очередь, нацелена на конфиденциальность персональных сведений как самих граждан стран ЕС, так и их собственности. Фактически доступ к персональной информации получит узкий круг лиц.

В первую очередь, информация о гражданах будет доступна представителям силовых структур и государственных органов. Кроме них, информация о транспортном средстве будет доступна только его владельцу.

При этом, существующим законодательством предусмотрен один из пяти вариантов получения ответа на данный запрос:

  1. утилизированный – означающий то, что транспортное средство снято с учёта и утилизировано;
  2. погашенный – означающий то, что электронный ПТС является недействительным (за границей такой ответ часто означает то, что транспортное средство переоборудовано в другую категорию);
  3. аннулированный – означающий то, что транспортное средство не растаможено или же находится за пределами РФ;
  4. незавершенный – означающий то, что электронный ПТС на данный момент находится на стадии оформления и данные вносятся в единую базу;
  5. действующий – означающий то, что транспортное средство имеет ЭПТС.

Для того чтобы узнать больше о новом ПТС рекомендуем Вам посмотреть следующий видеоролик:

Опишите ситуацию и нажмите «Задать вопрос».

Где можно получить электронный ПТС на авто

Поменять обычный ПТС на электронный собственник автомобиля может у оператора техосмотра или у уполномоченных организаций, которые перечислены на сайте Минпромторга России. Стоимость оформления составит 600 рублей (вместо 800 рублей за получение бумажного ПТС). Обязательной замены уже выданных бумажных ПТС на электронные не предусмотрено. Выданные ранее бумажные документы будут действительны до окончания их срока действия. 

При самостоятельном ввозе автомобиля из-за границы государств-членов ЕАЭС оформить ЭПТС также можно будет в уполномоченных Минпромторгом организациях. Стоимость оформления ЭПТС также составит 600 рублей. 

Что касается нового автомобиля, то электронный ПТС будет выдан владельцу дилером непосредственно при покупке. Номер ЭПТС будет уже прописан в договоре купли-продажи. Таким образом, покупатель получит автомобиль у дилера уже с электронным паспортом транспортного средства (ЭПТС), оформленным организацией-изготовителем.

• Переход на электронный паспорт транспортного средства не меняет привычной логики поведения автовладельцев – у владельца на руках по-прежнему остается договор купли-продажи и, после регистрации – Свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС).

При этом, собственник, зарегистрированный в Системах электронных паспортов, получит доступ к своему электронному паспорту, а у сотрудников ГИБДД будет обеспечен доступ к электронным паспортам для осуществления регистрационных и иных действий.

• Исключение из оборота документа личного хранения – ПТС на бумажном носителе. Электронный паспорт невозможно потерять и не придется его восстанавливать.

• Возможность создания максимально полной истории транспортного средства, основанной на данных из заслуживающих доверия источников, включая информацию об ограничениях и обременениях, о страховании и страховых случаях, о ДТП, ремонте и прохождении ТО.

• Наличие более полной и детальной информации о транспортном средстве в электронном паспорте позволит обезопасить участников рынка.

• Возможность вносить дополнительные сведения о своем автомобиле в электронный паспорт.

• В электронный паспорт может быть внесено любое количество последовательных собственников, тогда как бумажный паспорт необходимо менять, когда он заканчивается.

• Получение электронного паспорта транспортного средства взамен бумажного дешевле – 600 рублей (вместо 800 рублей за «бумажный» ПТС) и носит добровольный характер (тариф предусмотрен проектом Постановления Правительства Российской Федерации).

О Системах электронных паспортов

Представители Правительств Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации 15 августа 2014 года подписали Соглашение о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов.

Кыргызская Республика присоединилась к указанному соглашению. Республика Армения находится в процессе присоединения к Соглашению и принимает участие во всех мероприятиях, направленных на его реализацию.

С 1 октября 2016 года началось тестирование, а впоследствии испытания Автоматизированной системы «Системы электронных паспортов транспортного средства (паспортов шасси транспортного средства) и электронных паспортов самоходной машины и других видов техники» в отношении транспортных средств и шасси транспортных средств.

23 мая 2017 года на заседании Коллегии Евразийской экономической комиссии принято решение продлить до 1 июля 2018 года переходный период, когда в государствах-членах ЕАЭС может осуществляться выпуск в обращение транспортных средств (шасси транспортных средств) в соответствии с действующим национальным законодательством, с постепенным полным переходом к этой дате на оформление электронных паспортов транспортных средств (паспортов шасси транспортных средств). Решение о продлении переходного периода принято с учетом информации государств-членов ЕАЭС о различном уровне готовности к применению электронных паспортов транспортных средств на национальном уровне.

Реализация Соглашения и введение электронных паспортов – это интеграционный проект, направленный на создание условий для обеспечения свободного обращения транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники на территории всех государств-членов ЕАЭС. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *