Что такое гидроблок в АКПП и как его отремонтировать
Содержание:
- 1 Неисправности гидроблока АКПП
- 2 Устройство и назначение гидроблока АКПП
- 3 Методы диагностики неисправностей
- 4 Демонтаж АКПП
- 5 Неисправности гидроблока АКПП причины поломок
- 6 Перспективы использования гидромеханической коробки передач
- 7 Ремонт АКПП
- 8 Необходимость ремонта
- 9 Система управления переключением передач
- 10 Всегда в наличии
- 11 Сердце гидромеханической коробки передач
- 12 Устройство гидравлического блока
- 13 Сильные и слабые стороны гидромеханики
- 14 Устройство гидротрансформатора
- 15 Признаки неисправности гидравлического блока, симптомы
Неисправности гидроблока АКПП
Выделяется несколько причин того, почему гидроблок АКПП дает сбой. В первую очередь, это результат неправильной эксплуатации системы трансмиссии. В частности, начинать передвижение в зимнее время следует с разогретой трансмиссионной жидкостью. Она прогревается достаточно быстро. Благодаря этому автомобилист обеспечит качественное охлаждение системы.
Определить точно характер неисправности представляется возможным путем осуществления демонтажа КПП с последующей разборкой. При этом необходимо проверить состояние клапанов, в ряде случаев требуется их очистка. Иногда изношенные пружины, которые относятся к гидроблоку, могут быть причиной того, почему данный агрегат не функционирует должным образом.
О том, что гидроблок АКПП имеет поломку, может свидетельствовать остановка работы двигателя при активизации режимов «P» в режим «D».
Следует отметить, что не каждый сервисный центр готов взяться за восстановление работы АКПП, отдельных ее составляющих. Это объясняется тем, что такая автоматическая коробка имеет сложное строение, ремонт на нее остается не из дешевых мероприятий. Именно поэтому некоторые автомобилисты решают приобрести новую КПП, вместо того, чтобы заменить гидроблок АКПП, устранить возникшие неполадки.
Устройство и назначение гидроблока АКПП
Итак, если просто, гидроблок представляет собой клапанную плиту из металла, в которой выполнено много каналов. В указанных каналах стоят специальные клапаны (часто называются соленоиды), а также электронные датчики.
В совокупности, данные элементы фактически управляют работой автоматической коробки на основании сигналов от ЭБУ АКПП. По этой причине в обиходе принято называть гидроблок «мозгом» коробки – автомат, так как гидроплита осуществляет управление работой АКПП.
Что касается принципа работы, гидроблок АКПП пропускает трансмиссионную жидкость по каналам, то есть передает давление жидкости ATF к механическим элементам коробки. Благодаря этому происходит включение и выключение передач в автоматическом режиме.
Для каждой передачи предусмотрены отдельные каналы в гидроплите. Чтобы включить ту или иную передачу, на клапаны (соленоиды) приходит сигнал от ЭБУ АКПП, затем происходит срабатывание нужного клапана, в результате чего канал открывается, жидкость АТФ под давлением поступает по каналу.
Далее рабочая жидкость «давит» на фрикционы, которые, в свою очередь, блокируют шестерню в АКПП. Так происходит ступенчатое изменение передаточного числа в автоматической гидромеханической коробке.
Методы диагностики неисправностей
В диагностике главное – собрать нужную информацию и правильно ее интерпретировать. Поэтому лучше обратиться к специалистам. Определите, в чем проблема, в СТО, а ремонтом займитесь самостоятельно. Без должного опыта и оборудования вы потратите кучу времени на диагностику. Существует механическая и .
Общая схема проведения диагностических процедур:
- проверить масло,
- проверить работу двигателя при холостом ходе, места соединения электропроводки и тросов,
- определить коды ошибок работы блоков управления (БУ) коробкой передач и двигателем,
- проверить коробку на автомобиле без движения,
- проверить АКПП в движении,
- проверить давление внутри системы управления.
Электронная система управления и диагностика ее неисправностей
Если причина неисправностей – проблемы с электроникой, то, скорее всего, вам не понадобится демонтаж и разборка АКПП.
Диагностику неисправностей в этой системе осуществляет БУ. Он контролирует сигналы датчиков, передаточное отношение коробки передач и сопротивление выходных цепей. Могут возникать неисправности таких деталей и узлов:
- входных датчиков,
- электронного блока управления,
- исполнительных устройств системы управления,
- нарушение целостности соединений электрической проводки.
В компьютер трансмиссии поступают сигналы от различных датчиков. Если какие-то параметры выходят за норму, он записывает в память код этой проблемы (DTC). Расшифровать такие цифры можно с помощью специального сканера.
Диагностика проблем механической и гидравлической частей
Это основные проблемы самой АКПП. Их условно разделяют на три подгруппы:
- Повреждения фрикционных групп, втулок и корпусов, суппортов, планетарных рядов, насоса и другой механики.
- Неисправность трансформатора. Сюда входят:
- обрывы шлицов проводов,
- механические разрушения лопастей,
- обгонной муфты,
- износ главного блокировочного фрикциона,
- разгерметизация сальника поршня.
- Проблемы с механикой гидравлической плиты.
Демонтаж АКПП
Если диагностика прошла успешно и без демонтажа не обойтись, то приступаем к этому этапу ремонта АКПП.
Понадобится специальный подъемник, или хотя бы смотровая яма. А также трансмиссионный домкрат и набор ключей. Лучше такую процедуру производить в специально оборудованном гараже или боксе. Нелишним будет пригласить на помощь несколько физически крепких парней для перемещения снятой коробки. Ее вес не под силу даже очень сильному человеку. Дальнейший план действий:
- отсоединить все коммуникационные трубки и кабеля;
- открутить болты крепления гидротрансформатора, а также мембраны моховика мотора;
- снять и переместить коробку передач;
- оценить масштаб поломки и приступать к ремонту.
Все действия должны быть осторожными. Резкие движения могут повредить шлицы первичного вала мембраны.
Неисправности гидроблока АКПП причины поломок
Как видно, гидроблок распределяет потоки рабочей жидкости по каналам. Более того, подача трансмиссионной жидкости ATF происходит под давлением.
Если же давления оказывается недостаточно, коробка – автомат перестает корректно работать, появляются толчки, удары при переключении передач, АКПП пинается. Также водитель может заметить появление сильных вибраций, скрежет, проскальзывание передач (пробуксовки), задержки между переключениями и т.п.
Итак, чаще всего неисправности гидроблока АКПП связаны с качеством трансмиссионного масла и несоблюдением правил эксплуатации автомобиля с автоматической коробкой.
Например, грязное масло (жидкость АТФ) содержит в себе стружку, продукты износа коробки, а также заметно теряет свои свойства. В результате происходит загрязнение клапанов гидроблока, на поверхностях каналов, золотников, муфт и других элементов появляются задиры.
Если же говорить об эксплуатации АКПП, перегрев коробки — автомат ухудшает свойства трансмиссионного масла, что также приводит к поломкам гидроблока. Еще гидроблок выходит из строя в том случае, если водитель активно нагружает АКПП (буксирует прицеп, резко разгоняется с места, буксует в грязи или снегу).
Чтобы продлить срок службы АКПП и гидроблока, необходимо своевременно производить замену рабочей жидкости АТF (каждые 50-60 тыс. км.), а также при необходимости промывать гидроблок. Также может потребоваться замена соленоидов.
Ремонт гидроблока и диагностика неисправностей АКПП
Достаточно часто описанные выше симптомы и признаки в виде рывков и толчков коробки автомат указывают на проблемы с гидроблоком. При этом диагностику нужно проводить незамедлительно.
Дело в том, что дальнейшая эксплуатация коробки будет означать, что если «автомат» работает с толчками, пинками и ударами, такая некорректная работа станет причиной поломки остальных деталей АКПП. Результат — сильное удорожание ремонта автоматической коробки.
Чтобы провести начальную проверку гидроблока, коробку нужно разбирать, после чего корпусные плиты проходят так называемый вакуум-тест. Такая диагностика позволяет определить степень изношенности элемента.
Если это необходимо, выполняется ремонт гидроблока АКПП или замена гидроблока. В том случае, когда проводится ремонт, прежде всего, после демонтажа гидравлического блока клапанную плиту необходимо тщательно промыть. Также промываются остальные элементы, проверяется работоспособность клапанов (соленоидов), меняются уплотнители и т.д.
Перспективы использования гидромеханической коробки передач
Очень серьезным аргументом автоматов с гидромеханическим «бубликом» является относительно отработанная и совершенная конструкция устройства. Большой ресурс, тщательно подобранные гидравлические жидкости и сплавы для валов и зубчатых передач. При надлежащем уходе и аккуратном использовании гидромеханическая коробка передач служит значительно дольше новомодных конкурентов в виде вариаторов, роботизированных или преселективных коробок DSG.
Многие специалисты считают, что за гидромеханической коробкой передач останется значительный сегмент легкового автотранспорта — внедорожники и автомобили повышенной проходимости.
Косвенным подтверждением того факта, что коробка передач на основе гидромеханической схемы еще длительное время будет интенсивно применяться в широком спектре моделей легковых автомобилей, являются последние разработки законодателей автомобильной моды — немецких автопроизводителей. Известной в Германии фирмой ZF практически для всех топовых моделей BMW, AUDI и MERCEDES уже сейчас запущена в пробную эксплуатацию гидромеханическая коробка-автомат с 7-ю ступенями и рекордными характеристиками включения. Кроме того, концерн MERCEDES-BENZ выпустил свой вариант гидромеханической коробки передач с 7-ю ступенями под названием 7G-Tronic.
Причина такой популярности достаточно проста и очевидна. Ведь кроме надежности, гидромеханическая коробка позволяет уверенно работать с двигателями большой мощности и с рабочим объемом более трех литров. Гидромеханическая коробка уйдет в небытие не раньше самого двигателя внутреннего сгорания.
На видео показано строение гидромеханической коробки-автомат:
Одним из элементов системы управления автомобилем является гидромеханическая трансмиссия. Благодаря ей водитель может переключать передачи плавно и без рывков. Гидромеханическая коробка передач — что это такое? Давайте разберемся.
Для автомобиля и подобного ему транспортного средства трансмиссией является узел, который передает от двигателей к колесам крутящий момент. Так это выглядит в автомобилях со сцеплением, но их постепенно вытесняют с рынка АКПП. «Автоматы» сегодня ставят все чаще. В них не предусмотрено сцепления, а передачи переключаются автоматически. Гидромеханика помогает облегчить задачу смены передач во время движения. В классических коробках при управлении автомобилем выполняются следующие процессы:
- отключение трансмиссии от двигателя в момент смены передач;
- при изменении дорожных условий изменение величины крутящего момента.
Для выполнения этих действий и необходима гидромеханическая АКПП. Она одновременно выполняет функции сцепления и трансмиссии. Эту коробку специально придумали для использования в городских условиях, где постоянно выжимать сцепление может быть проблематично из-за частых остановок в пробках. Управляется автомобиль с гидромеханикой при помощи педалей тормоза и газа.
Ремонт АКПП
Ремонт АКПП своими руками лучше проводить, имея под рукой фирменный мануал и распечатанную схему коробки передач.
Для начала нужно осмотреть все системы, обслуживающие коробку передач, крепления и блоки. Затем приступаем к ремонту. Для этого:
Разбираем КП, промываем и просушиваем детали и проверяем их на дефекты.
Меняем все прокладки, уплотнители, а также изношенные детали.
Снимаем колодку ингибитора и поддон. Вычищаем грязь внутри. Она выглядит как металлическая магнитная стружка.
Снимаем проводки кольца с заглушки и толкаем их внутрь заглушки.
Снимаем гидроблок, ослабляем болты тормозной ленты. Промываем гидроблок.
Фрикционы, шестеренки и планетарки проверяем на износ. Заменяем, если есть такая потребность. Все внутренние резинки нужно обязательно менять!
Вскрываем маслонасос. Проверяем все детали, особенно фильтр. Меняем то, что уже отслужило свой срок. Пользуемся мануалом, чтобы не поменять детали местами.
Вытаскиваем клапаны и пружинки. Клапаны промываем. Их залипание может быть причиной некорректной работы АКПП. Пружины гидроаккумулятора меняем, если они сломаны.
Собираем все назад на свои места
Важно ничего не перепутать!
Заменяем кольца и фрикционные болты.
Проверяем узел переключения передач и большой поршень и ставим на место маслонасос.
Сборка происходит в обратном порядке.
Существуют некие моменты, которые желательно учитывать при ремонте. Часто проблема с работой коробки передач связана с фильтром. Не получится поменять его, не снимая гидроблок. А при его снятии ломается прокладка. Для ее замены понадобится разобрать гидроблок полностью. То же касается пружины гидроаккумулятора с первой на вторую передачи. Специальный ограничитель не позволяет изъять ее без разборки гидроблока. Все прокладки гидроблока очень похожи, не перепутайте их местами. Собирая гидроблок, производим затягивание динамометрическим ключом
Здесь важно не перетянуть
Необходимость ремонта
Функция гидроблока – перераспределение потоков и давления трансмиссионки. В целях профилактики преждевременного выхода из строя гидроблока, водитель должен следить за состоянием системы охлаждения в коробке. Гидроблок включает клапанную плиту и электронный блок управления
На рабочее состояние датчиков необходимо обратить внимание, если стала отмечаться пробуксовка. Возможно имеется плохой контакт гидроблока с ними
Внутри клапанной плиты имеются каналы с регулирующими клапанами, датчики, соленоиды. Данные элементы отвечают за функционирование скоростной коробки передач. Необходимость в замене соленоидов возникает после 80000 км пробега. При аккуратной езде данный показатель практически в 2 раза больше.
Ремонт гидроблока АКПП своими руками обязывает обзавестись специальным ремкомплектом, куда входят такие материалы, как резиновые уплотнители, например, манжеты, фрикционы.
На ряде моделей Фольксваген, которые оснащены АКПП, на восстановление гидроблока может уходить более 40000 рублей. Чтобы приступить к ремонту, следует слить горючее из АКПП, демонтировать аккумуляторную батарею.
Таким образом, частый источник всех проблем с гидроблоком – использование грязного масла. На специализированной станции могут предложить такую процедуру, как чистка гидроблока. Также, здесь помогут с решением проблем перегрева и нарушением рабочих характеристик элементов платы. Все признаки неисправности на станции быстро определяются.
Система управления переключением передач
Малый диапазон возможного изменения момента и скорости вращения вынудил проектировщиков дополнить гидротрансформатор механической коробкой переключения передач. В гидромеханической коробке-автомате для легкового транспорта используют несколько редукторов планетарной передачи, включаемых в работу с помощью фрикционных муфт. Включение фрикциона осуществляется сжатием пакета фрикционных накладок с помощью гидравлического поршня особой конструкции.
Насос, запитывающий гидравлику привода, обычно устанавливается в непосредственной близости от гидротрансформатора. Для управления гидравлическими клапанами и золотниками системы в современных авто применяют электромагнитные соленоиды, управляемые электроникой. Для компенсации ударных контактных нагрузок применяют обгонные муфты, что добавляет плавности при вхождении в зацепление шестерен коробки.
К сведению!
В большинстве современных гидромеханических коробок-автоматов реализована функция автоматического выключения гидротрансформатора при движении на скорости более 20-25 км/ч. Это позволяет значительно уменьшить потери, связанные с передачей момента, особенно при высоких оборотах вращения, когда гидравлические потери растут быстрее механических.
Всегда в наличии
Марка автомобиля | Тип АКПП | Примечание | Фотография | Стоимость |
Audi | DL501/0B5 | 40000 р | ||
Audi | 0AM/DSG7 | 18000 р | ||
Audi | 01J | 24000 р | ||
Audi | 09K/09G/09M
TF 60SN/TF 61SN |
Сепаратор : Е0,Е1
А6,А7 |
37000 р | |
Audi | 09 D
TR 60SN |
Сепаратор : B5, B6, B7, G1, C1, A5, D1 | 40000 р | |
Audi | 5HP19 01 V |
Старого образца с датчиком скорости | 23000 р | |
Audi | 5HP19 01 V |
Нового образца без датчика скорости | 23000 р | |
Audi | 5HP24 | 26000 р | ||
Audi | 6НР19 09 L |
Без соленоидов | 30000 р | |
Audi | 6НР26
09 Е |
Без соленоидов | 30000 р | |
Audi | 01M, 01N, 01P | 19000 р | ||
BMW
1, 3, 5, X 3, Z4 |
6L45 6L50 |
Без соленоидов | 26000 р | |
BMW 7, X5 |
5HP24 A5S 440Z |
26000 р | ||
BMW | 6НР28 | Без соленоидов | 34000 р | |
BMW | 6НР21 | 34000 р | ||
Cadillac SRX | 6L50 | Без соленоидов | 26000 р | |
Cadillac Escalade | 6L80 | Без соленоидов | 26000 р | |
Chevrolet Captiva | 55-50SN 55-51SN |
27000 р | ||
Chevrolet / GMC | 4L60E 4L65E |
Кроме HUMMER H | 18000 р | |
Dodge Caliber | CVT JF011E |
Без степ-мотора | 25000 р | |
Ford | 4F27 | 18000 р | ||
Ford Escape, Mondeo, Contour |
CD4E | Без соленоидов | 18000 р | |
Ford Galaxy, Mondeo, Fusion, S-Max |
TF 81SC
AF 21 |
35000 р | ||
Hyundai Santa FE, Sonata, Tucson |
A6LF1/2/3 | 23000 р | ||
Hyundai Santa FE, Elantra, Grandeur, I30, Sonata |
A6MF1/2 | 23000 р | ||
Hyundai Avante HD/MD, Elantra |
A6GF1 | 23000 р | ||
Infiniti | JR710/711 | 34000 р | ||
Infiniti | RE5R05 | Без электронного модуля и соленоидов | 30000 р | |
Jaguar S-Type, XF, XJ, XK |
6HP26 | Без соленоидов | 30000 р | |
Jeep Compass, Liberty |
CVT
JF011E |
Без степ-мотора | 25000 р | |
Kia Sorento, Sportage |
A6LF1/2/3 | 23000 р | ||
Kia Forte, Grand Carnival, K5, K7, Optima, Sorento, Sportage, Soul |
A6MF1/2 | 23000 р | ||
Kia Forte, Pride, Soul |
A6GF1 | 23000 р | ||
Land Rover Range Rover |
6HP28 | Без соленоидов | 34000 р | |
Land Rover Range Rover |
5HP24 | 26000 р | ||
Land Rover Range Rover Discovery |
6НР26 | Без соленоидов | 30000 р | |
Land Rover Freelander |
TF 81SC | 35000 р | ||
Lexus LX 570 | AB60F | 40000 р | ||
Lexus GS, LS, SC |
A650E | 30000 р | ||
Lexus
GX, LX |
А750Е | 40000 р | ||
Lexus | A760 | 40000 р | ||
Lexus | A960 | 40000 р | ||
Lexus RX 300 |
U140E/F | 23000 р | ||
Lexus | U150E/F | 27000 р | ||
Mazda | FNR5 | 19000 р | ||
Mazda | 4F27 | 19000 р | ||
Mazda 6
CX7, CX 9 |
TF 80SC AW 6AX-EL |
35000 р | ||
Mercedes Benz
Vito |
4НР20 | 20000 р | ||
Mercedes Benz | 722.9 | Без электронной платы | 30000 р | |
Mitsubishi | V4A51 | 18000 р | ||
Mitsubishi Lancer, Outlander |
CVT
JF011E |
Без степ-мотора | 25000 р | |
Mitsubishi Pajero, Montero |
V5A51 | 18000 р | ||
Nissan | RE4F03A | 18000 р | ||
Nissan | RE4F04A | 18000 р | ||
Nissan | V4A51 | 18000 р | ||
Nissan
Murano, Tiana |
RE0F09A/B
JF010E |
Без степ-мотора | 26000 р | |
Nissan
X-Trail, Qashqai, Tiana |
CVT
JF011E |
Без степ-мотора | 25000 р | |
Nissan | RE5R05A | Без электронного модуля и соленоидов | 30000 р | |
Peugeot 607 |
4НР20 | 20000 р | ||
Peugeot | DP0 | 15000 р | ||
Porsche Cayenne |
09D TR 60SN |
Сепараторы : B5, B6, B7, G1, C1, A5, D1 | 40000 р | |
Saab 9.3, 9.5 |
55-50SN AF 33-5 |
25000 р | ||
Saab 9.3 |
TF 80SC AF 40/6 |
35000 р | ||
Skoda | 0AM/DSG7 | 18000 р | ||
SSang Yong | BTR78 | 40000 р | ||
SSangYong Action |
BTR M11 | 40000 р | ||
Toyota | AB60F | 40000 р | ||
Toyota | A760 | 40000 р | ||
Toyota | U140E/F U241E |
23000 р | ||
Toyota Camry, Matrix |
U250E | 27000 р | ||
Toyota Avensis, Celica, Corolla |
U340 | 18000 р | ||
Toyota Camry, Avalon |
U660E | 29000 р | ||
Volvo | 55-51SN 55-50SN |
27000 р | ||
Volvo | TF-70 | Гидроблок нового образца | 35000 р | |
Volkswagen | 01M, 01N, 01P | 19000 р | ||
Volkswagen | 0AM/DSG7 | 18000 р | ||
Volkswagen | 09K/09G/09M TF60SN/TF61SN |
Сепараторы : Е0, Е1, А6, А7 | 37000 р | |
Volkswagen | 09 D TR 60SN |
Сепараторы : B5, B6, B7, G1, C1, A5, D1 | 40000 р | |
Volkswagen | 5HP19 01 V |
Старого образца с датчиком скорости | 23000 р | |
Volkswagen | 5HP19 01 V |
Нового образца без датчика скорости | 23000 р | |
Volkswagen | 5HP24 | 26000 р | ||
Volkswagen | 6НР19 09 L |
Без соленоидов | 30000 р | |
Volkswagen | 6НР26 09 Е |
Без соленоидов | 30000 р | |
Сердце гидромеханической коробки передач
Гидротрансформатор коробки работает по схеме: «насос — гидравлическая турбина» и обеспечивает посредством динамического давления масла на лопатки турбины передачу вращающего момента на вал коробки переключения передач. Задача насоса или насосного колеса мало чем отличается от аналогичного, используемого в центробежных насосах: под действием центробежных сил придать потоку масла больший динамический напор. Раскрученное маховиком коленвала колесо выбрасывает под определенным углом мощный масляный поток на периферийную часть наружной части обода турбины — на лопатки турбинного колеса. Под напором масла турбина преобразует энергию масла во вращение.
В конструкции гидротрансформатора коробки передач предусмотрено еще одно колесо с лопатками. Между двумя основными колесами установлен очень важный элемент — специальный спрямляющий аппарат, именуемый реактором, или статором. Он выполнен в виде кольца с профилированными лопатками, направляющими поток жидкости, выходящий из гидравлической турбины, на вход насосного колеса.
Внимание!
Как видно из рисунка-схемы, поток жидкости, выброшенной насосом на лопатки турбины, передает ей часть энергии и далее, разворачиваясь на направляющем аппарате реактора, создает дополнительный момент вращения, что и обуславливает увеличение вращающего момента. Вначале, когда автомобиль только начинает движение, и педаль тормоза еще не отпущена, реактор полностью заблокирован
Отпускаем педаль, и турбина гидромеханической части коробки передач начинает работать. При достижении скорости вращения турбины в 80% от скорости насосного колеса
реактор выводится из работы обгонной муфтой. Благодаря кратковременному и плавному увеличению момента вращения, скорость вращения турбинного колеса и связанных с ним всех элементов трансмиссии происходит тоже плавно. С применением реактора вращающий момент на выходном валу гидротрансформатора в момент старта или разгона автомобиля увеличивается примерно до двух с половиной раз
Вначале, когда автомобиль только начинает движение, и педаль тормоза еще не отпущена, реактор полностью заблокирован. Отпускаем педаль, и турбина гидромеханической части коробки передач начинает работать. При достижении скорости вращения турбины в 80% от скорости насосного колеса
реактор выводится из работы обгонной муфтой. Благодаря кратковременному и плавному увеличению момента вращения, скорость вращения турбинного колеса и связанных с ним всех элементов трансмиссии происходит тоже плавно. С применением реактора вращающий момент на выходном валу гидротрансформатора в момент старта или разгона автомобиля увеличивается примерно до двух с половиной раз.
Устройство гидравлического блока
Как уже говорилось, гидравлический блок, это звено в управлении движением трансмиссионной жидкости, давлением и доступом к необходимым точкам механической части коробки. Узел состоит из корпуса, клапанов и пружин. Корпус блока представляет собой алюминиевые части, соединенные между собой. Клапана, расположенные в корпусе, либо механические, либо соленоиды.
Электромагнитный клапан гидроблока АКПП, или соленоид, это электромеханическое устройство, регулирующее поток жидкости. В состав входит корпус, соленоид, с установленным диском или поршнем для регулировки потока. Соленоид представляет собой электромагнит с установленным сердечником внутри, при подаче напряжения на катушку сердечник втягивается и перекрывает канал с жидкостью. При отключении напряжения, клапан возвращается в исходное положение.
Типы клапанов гидравлического блока:
- Клапана, регулирующие давление;
- Клапана, управляющие переключением;
- Клапана, перераспределяющие потоки жидкости;
- Клапана плавной регулировки давления.
Сильные и слабые стороны гидромеханики
Гидромеханическая коробка представляет собой последовательное соединение трансформатора, планетарного узла с фрикционами гидравлической системы управления. Ее основное достоинство – отсутствие необходимости водителю переключать передачи вручную. Электроника делает это точно, благодаря чему отсутствует дискомфорт при движении, а двигатель не подвергается перегрузкам. Их отсутствие помогает сохранить его в целости на долгое время. При начале движения передача мощности также происходит без прерывания и рывков, что делает гидромеханику более совершенной, превосходящей по своим характеристикам механические коробки передач. Не зря их используют не только в автомобилестроении, но и устанавливают на танки (в Америке и Германии).
Слабой частью такой АКПП является гидротрансформатор
Недостатком такого механизма является его высокая стоимость и техническая сложность. При переключении передач можно заметить потерю производительности за счет пробуксовки фрикционов и тормозных лент. Слабой частью такой АКПП является и гидротрансформатор, из-за которого теряется крутящий момент. Несмотря на явные преимущества эффективность гидромеханики по результатам замеров составляет 86%, тогда как у обычной коробки она достигает 98%. Еще один недостаток – необходимость устанавливать системы подпитки охлаждения гидроагрегата. Они занимают место под капотом, из-за чего моторно-трансмиссионный отсек имеет большие габариты. Также автомобили с установленной гидромеханикой нельзя завести путем толкания или перемещения его на тросе. Для этой разновидности коробки, как и во всех автоматах, характерно отсутствие возможности регулировать потребление топлива. Описанный вариант гидромеханической АКПП является одним из самых примитивных. Сегодня разрабатываются более совершенные трансмиссии, которые устанавливают на легковые автомобили, выпущенные в последние годы. Гидромеханикой рекомендуется пользоваться тем, кто недавно сел за руль. Для новичка она незаменима тем, что самостоятельно переключать передачи нет необходимости.
С момента изобретения автоматической коробки передач, гидравлический блок стал неотъемлемой её частью, занимая важное место в рейтинге. Чёткость и правильность выполнения функций устройством, влияют на целостность и работоспособность автоматической коробки
Недаром, механики, считают этот узел основополагающим в агрегате.
Гидроблок входит в состав узла управления, который отвечает за действия коробки. Учитывая количество задач, возложенных на него, механизм сложно устроен и, если произойдет поломка, устранение неисправностей узла обойдётся дороже остальных составляющих АКПП. Гидроблок АКПП что это, какова роль и принцип работы устройства попробуем разобраться.
Устройство гидротрансформатора
Размещают гидротрансформатор между двигателем и механической частью коробки. Он представляет собой соединенные между собой диски с лопастями. Первым идет насосное колесо, которое является ведущим. Оно связывает двигатель и трансформатор. Турбинное является ведомым, оно контактирует с первичным валом. За усиление крутящего момента отвечает реакторное. Турбины практически утопают в масле (погружены в него на три четверти). Их прикрывает корпус, защищающий от попадания в масло посторонних частиц. Во время работы турбины к насосному диску направляется усилие вращающего момента двигателя. Одновременно на турбинный диск направляется под давлением поток масла. Его раскручивает реакторное колесо, располагающееся в центральной части. Возникшее усилие передается на вал КПП. Работает гидротрансформатор за счет особой циркуляции масла, которое попадает в него с внешней части насосного диска, затем движется на турбинное колесо и возвращается через центральную часть этого узла. Завершается цикл циркуляции масла на насосном диске.Замена крутящего момента в гидротрансформаторе происходит автоматически по мере возрастания нагрузки двигателя. Этот узел отправляет на коробку силу крутящего момента, где при помощи фрикционов происходит включение передач. Нужное передаточное число определяется трансформатором автоматически, в зависимости от его значения изменяется напор циркулирующего масла.
Признаки неисправности гидравлического блока, симптомы
Первый признак, который свидетельствует о неисправности гидравлического блока, появляется в процессе эксплуатации автоматической коробки. Симптомы неисправности, это сильная вибрация и треск при переключении передач. В тяжелых случаях, прекращение работы силового агрегата при переходе коробки с режима на режим. Как правило, это происходит при переходе с режима Parking в режим Drive. Частое подтверждение неисправности: толчки, удары и пробуксовка.
Современные транспортные средства укомплектованы датчиками, выводящими информацию о поломке в виде кода на экран бортового компьютера. Для постановки точного диагноза и выявления поломки, бортовой компьютер автомобиля подключается к диагностическому стенду, предназначенному для проверки работоспособности гидроблоков. Проведение тестов автоматической коробки позволят выявить неисправный элемент. Детальная информация о поломке получается после снятия и полной разборки клапанной плиты.
Самостоятельный ремонт – возможен ли?
Некоторые владельцы, желая сэкономить, пытаются отремонтировать гидравлический блок самостоятельно. Помните, что АКПП серьёзное и сложное устройство, ремонт которого требует практики и умения. Для надлежащего выполнения работ необходимо иметь хотя бы представление о том, как ремонтируют гидроблоки АКПП. Допущенные ошибки при самостоятельном ремонте приведут к непоправимым последствиям, как результат, теряется больше.
Ремонт гидравлического блока АКПП включает следующие действия:
- Диагностика, определение фронта работ;
- Снятие клапанной плиты с посадочного места коробки;
- Промывка гидроблока АКПП;
- Осмотр и определение работоспособности электромагнитных клапанов;
- Определение деталей, подлежащих замене;
- Восстановление блока управляющих клапанов;
- Сборка и калибровка клапанной плиты;
- Монтаж плиты на рабочее место.
Правильное решение о замене электромагнитных клапанов принимается специалистом. Соленоиды с небольшим загрязнением восстанавливаются, после чего они способны проработать довольно долго. Сильно поврежденные соленоиды лучше заменить, так как их восстановление обойдется дороже покупки новых.
Ремонт гидравлического блока для неопытного пользователя дело сложное, однако, сделать самостоятельный демонтаж с целью замены, или чистки, возможно. Тем более, операция не требует сложных манипуляций и экономит средства.
Демонтаж гидравлического блока:
- Слить трансмиссионную жидкость из коробки;
- Снять аккумуляторную батарею;
- Отключить разъёмы электромагнитных клапанов;
- Выкрутить болты крепления;
- Снять гидравлический блок.
Чистка гидроблока АКПП:
- Раскрутить болты гидравлического блока;
- Снять крышку гидравлического блока;
- Снять фильтр и электромагнитный клапан гидравлического блока;
- Сделать промывку гидравлического блока и деталей;
- Собрать гидравлический блок в обратном порядке.
Чистить механизм рекомендуется специальной моющей жидкостью, или же очистителем для карбюратора. Установка клапанной плиты проводится в обратном порядке демонтажу. Перед установкой рекомендуется поменять уплотнительную прокладку, сборка проводится аккуратно и внимательно, с последующей проверкой правильности переключения передач.
После установки гидравлического блока на место, заливаем в коробку 4 литра трансмиссионной жидкости, предварительно разогрев до 50-60°С. Заводим машину, устанавливаем АКПП в режим парковки и на работающей силовой установке откручиваем пробку проверки уровня жидкости. Если масло полилось тонкой струйкой, порядок, уровень допустимый. Капает, либо не льётся, надо залить пол литра смазки и повторить процедуру контроля.