Про устройство и эксплуатацию автомобиля Инжекторный и карбюраторный двигатель разница. Что лучше

Выбор оптимальной системы подачи топлива

В спорах о том, что лучше – инжектор или карбюратор, у автолюбителей мнения всегда расходятся. Некоторые думают, что только карбюратор справляется с работой двигателя, в то время как другие убеждены в необходимости использования инжектора. Так какой из этих вариантов лучший?

Кажется, что инжектор является лучшим вариантом. Хотя большинство небольших двигателей используют карбюраторную систему из-за её простоты и низких цен, а также меньших затрат на техническое обслуживание, инжектор является идеальным выбором для современных транспортных средств для повышения производительности, снижения выбросов и экономии топлива

Если мощность и производительность являются основными критериями при выборе двигателя, вы будете твёрдо на стороне карбюраторов. Это связано с тем, что карбюраторный двигатель не имеет ограничений по количеству топлива, которое можно выкачать из бака. Это означает, что модификации кулачка позволят большему количеству топлива проникать через карбюратор и в цилиндры. Это приводит к более плотной смеси в камере и более высоким уровням мощности.

Единственный способ конкурировать с инжектором – это турбонаддув, чтобы достичь такой же эластичности горючего и его производительности. Однако для обычной ежедневной езды дополнительная мощность не имеет большого значения. Избыточная мощность всегда приведёт к увеличению потребления топлива, что, в свою очередь, вызовет увеличение затрат.

Хотя карбюратор, возможно, существует уже более века, инжектор явно превосходит его по функциональности и производительности, обеспечивая лучшую мощность, экономию топлива и меньшие выбросы. Для современного водителя этого вполне достаточно, чтобы сделать выбор. Если вы поклонник новейших технологий, то вы определённо предпочтёте инжектор вместо карбюратора. Карбюраторы – это старая школа, но это не значит, что они плохие. Карбюраторы предлагают простоту, тогда как инжектор намного сложнее. Если вы смотрите на классический Mustang или винтажный Chevy C10, есть вероятность, что он будет оснащён карбюратором. Не зря многие старые автолюбители вместо новой системы предпочли бы заменить её на проверенный карбюратор.

Карбюратор или инжектор что лучше выбрать

Для многих автолюбителей большая проблема – определиться с одним простым вопросом: «Что выбрать – карбюратор или инжектор?» Подобных тем в интернете множество, и дискуссии ведутся самые горячие. Одни утверждают, что лучшим вариантом является покупка карбюратора, а другие уверены на 100% в преимуществах инжектора. Давайте разберемся в данном вопросе.

Основные отличия

Функции карбюратора и инжектора абсолютно одинаковые — они формируют и подают топливно-воздушную смесь в цилиндры. Но вот принцип действия узлов отличается.

Карбюратор подает в двигатель уже готовую смесь, приготовление которой происходит по следующему алгоритму:

1) В процессе такта впуска в цилиндре формируется пониженное давление, что способствует втягиванию необходимого объема воздуха;
2) При прохождении через карбюратор воздух смешивается с топливом в строго определенной пропорции;
3) Топливно-воздушная смесь попадает в двигатель, где и сгорает.

Все процессы исключительно механические, в отличие от инжектора.

В инжекторном двигателе принцип образования смеси другой – в работе задействована электроника. Датчик воздуха производит измерение объема воздуха, который поступает в цилиндр. Исходя из рассчитанного объема, подается дозированный объем топлива.

Но перед тем как делать какие-то выводы, необходимо разобраться с преимуществами и недостатками каждой из систем.

Карбюраторный двигатель

Преимущества:

— конструктивная простота. Карбюратор всегда можно прочистить, настроить и отрегулировать по собственному желанию;
— большой ассортимент деталей;
— доступная стоимость;
— нет высоких требований к качеству бензина;
— динамические параметры двигателя на высоком уровне.

Недостатки:

— низкая полезная мощность (около 10-20% тратится на работу системы);
— несоответствие современным экологическим нормам Евро-4. Выброс вредных веществ у карбюраторных двигателей чрезмерно высок (не дотягивает даже до уровня Евро-2);
— повышенная чувствительность к перепадам температуры. Зимой бывает сложно завести двигатель из-за низкой температуры, а летом проблема обратная – перегрев.

Инжекторный двигатель

Преимущества:

— экологичность. Именно по этой причине на современных автомобилях устанавливаются инжекторные двигатели. На практике, объем вредных веществ в несколько раз ниже, чем у карбюраторных двигателей;
— КПД такого мотора много выше;
— отсутствуют проблемы завода двигателя при низких температурах;
— система гораздо надежнее и ломается реже.

Недостатки:

— если и появляются неисправности, то исправить их своими руками не представляется возможным. Чаще всего необходимо ехать на диагностику к специалистам;
— элементы инжектора не поддаются ремонту — их цена много выше, чем деталей для карбюратора;
— инжекторам просто необходимо высокое качество топлива. Если в топливе есть примеси и смолы, то это может сказаться на работоспособности системы. Часто приходится заниматься промывкой инжектора;
— эксплуатация инжектора обходится много дороже.

Так что выбрать – карбюратор или инжектор?

Однозначного ответа здесь нет. Если вы покупаете новый автомобиль, то выбирать не приходится – там будет установлен инжектор по умолчанию. При покупке б/у автомобиля для сельской местности, предпочтение лучше отдавать карбюраторному варианту. Причина – простота обслуживания. Что делать в деревне, если сломался инжектор? Где искать СТО? Это уже серьезная проблема. Конечно, всегда можно вызвать специалиста, но это займет время, да и денег пойдет немало.

Для жителей города, где СТО в достатке, лучше отдать предпочтение инжектору. С ним меньше проблем, он более экономичен.

Замена карбюратора на инжектор. Это реально?

Многие автолюбители принимают решение заменить карбюратор инжектором. Но насколько это реально? Как показывает практика, человеку с определенными знаниями и «ровными» руками сделать это не сложно. При этом недостаточно заменить карбюратор инжектором. Придется менять системы топливной системы, зажигания, генератора и так далее. На все покупки может уйти не один десяток тысяч рублей. Если делать работу самостоятельно, то можно потратить не менее четырех-пяти дней. Иногда такой тюнинг оправдывает себя – автолюбитель получает большую мощность своего железного коня. Но если машина старая, то в такой работе нет необходимости.

Если же доверять работу специалистам, то затраты будут очень высокие. Порой, дешевле продать старый и купить новый автомобиль. Поэтому, при выборе того или иного вида карбюратора, необходимо учитывать его преимущества и недостатки.

Карбюратор и инжектор на автомобилях УАЗ

Владельцы карбюраторных машин УАЗ нередко бывают недовольны поведением двигателя: часто засоряется КУ, авто много расходует топлива, мотор работает с перебоями, в общем, проблем достаточно. На форумах УАЗоводов темы по поводу замены карбюратора на инжекторную систему добавляются постоянно, но мнения по поводу целесообразности установки СРВ разделились. Если УАЗик оснащен двигателем УМЗ-421, есть несколько вариантов его усовершенствования:

  1. Доработать 421-й ДВС, укомплектовав его запчастями от штатного инжекторного движка 4213 (понадобится впускной коллектор, топливная рампа с форсунками, другой шкив коленвала, датчики, электробензонасос, абсорбер, блок управления и т. д.).
  2. Установить на машину 16-клапанный двигатель ЗМЗ-409 или ЗМЗ-406, приобретя дополнительно все необходимые комплектующие.
  3. Заменить «родной» бензиновый движок на дизель.
  4. Усовершенствовать карбюраторную систему, не меняя двигателя, например, поставить на машину КУ «Солекс».

Если из этого списка выбрать первый пункт, получается дорого и хлопотно, и неизвестно, какой будет результат. Далеко не все собственники УАЗов хвалят ДВС 4213, здесь как в лотерее – может быть, повезет, а может быть, и нет. Второй вариант выгоден лишь тогда, когда мотор достался по случаю и недорого, лучше б/у и с гарантией, с полным комплектом деталей в придачу. Неплохая идея – приобрести «Волгу» на запчасти, нужные з/ч забрать себе, а остальное продать.

Установка дизеля – тоже недешевое удовольствие, хотя такой движок тяговит, и для бездорожья он подойдет. Немало владельцев УАЗиков склоняются к четвертому варианту – ведь для внедорожника не нужна скорость и большие обороты ДВС. Здесь важнее ремонтопригодность в полевых условиях, и установка хорошего карбюратора в данном случае могла бы решить практически все проблемы.

Устройство и принцип работы карбюратора

Схема работы карбюратора

Принципиальные различия карбюратора и инжектора заключаются в способе подачи горючей смеси в камеры сгорания и устройстве системы зажигания.

На рисунке представлена максимально упрощенная схема карбюратора. Тем не менее, с её помощью вполне можно понять, как осуществляется подача топливовоздушной смеси в цилиндры. Кратко опишем, как работает такое устройство. Карбюратор крепится на впускном коллекторе (нижняя плоскость), сверху устанавливается воздушный фильтр (верхняя плоскость). Подача бензина топливным насосом осуществляется через входное отверстие 1. Для поддержания необходимого уровня топлива в поплавковой камере карбюратора 11 входное отверстие оборудовано игольчатым клапаном 2. По достижении определённого уровня поплавок поднимается и через небольшой рычажок надавливает на клапан, перекрывая его. Топливо и воздух под действием разрежения, создаваемого поршнем при его движении вниз (при открытом впускном клапане цилиндра) устремляются через впускной коллектор в цилиндр двигателя. Для улучшения смешивания топлива с воздухом и для придания большей плотности смеси сечение камеры в нижней части карбюратора имеет вид конуса – это простейший диффузор. Подача топливной смеси регулируется дроссельной заслонкой 7, ось которой связана (при помощи тяг или тросика) с педалью «газа», а количество воздуха в горючей смеси регулируется датчиком дроссельной заслонки. Количество бензина, поступающего из поплавковой камеры, определяется диаметром топливного жиклёра 9. Для запуска холодного мотора требуется более богатая смесь, то есть соотношение смеси воздух/бензин должно иметь меньшее значение. Для этого в верхней части карбюратора установлена воздушная заслонка 5. При её закрытии (с небольшим зазором) количество воздуха, участвующего в образовании горючей смеси, значительно ограничивается, и она становится обогащённой, что облегчает пуск двигателя. После того, как двигатель прогреется, воздушная заслонка открывается. Манипулирование производится вручную – специальным тросиком, рукоятка которого установлена в салоне авто.

Карбюраторы «Солекс»

Схема работы карбюратора «Солекс»

Двухкамерный карбюратор имеет ряд деталей, способствующих подаче топливной смеси в камеру сгорания при различных режимах работы.

  • не только топливные (39 и 29), но и воздушные жиклёры (14 и 7);
  • регулируемую систему холостого хода;
  • систему управления воздушной заслонкой. То есть заслонка закрывается и открывается вручную, посредством тросика, но её положение подстраивается диафрагмой 3 пускового устройства;
  • ускорительный насос – для обогащения смеси при разгоне путём впрыскивания дополнительной порции в камеры. Его диафрагму 42 приводит в движение рычаг 42. Бензин по каналам подаётся к распылителю 11.

Впрочем, подробное описание сейчас совершенно излишне. Цель материала – показать различия между инжектором и карбюратором. Из того, что сказано выше, можно сделать следующие заключения:

  1. Для подачи смеси используется разрежение, создаваемое поршнями двигателя, состав её определяется диаметром отверстий жиклёров.
  2. Все исполнительные механизмы, включая топливный насос, имеют механический привод, за исключением электромагнитного клапана принудительного холостого хода 5.

Как отличить инжекторный автомобиль от карбюраторного

Если вы знаете, как выглядит карбюратор, то вам достаточно открыть капот и посмотреть под него. Но если вы не имеете о нем представления, то, чтобы его определить, вам помогут ряд признаков:

  • новый автомобиль, продающийся в автосалоне, – 100% инжекторный;
  • посмотрите на шильдик в задней части автомобиля – например, там написано BMW 525i. Вот эта «i» и есть обозначение инжекторного авто;
  • год выпуска автомобиля. На иностранные авто инжекторы начали устанавливать в середине 90-ых годов, на отечественные – с начала 2000-ых;
  • корпус воздушного фильтра установлен прямо на карбюраторе. Если вы видите воздуховоды (например, пластиковые гофрированные короба черного цвета), то, скорее всего, перед вами инжекторная машина;
  • если индикаторы, которые загораются на приборной панели при повороте ключа, содержат сигнализатор «Check Engine», то машина перед вами инжекторная.

Плюсы и минусы инжектора

В первую очередь инжектор отличается тем, что он способен обеспечить гораздо большую мощность двигателя, нежели классический вариант. Инжектор не карбюратор, поэтому и зимой он заводиться без особых проблем – не придется что-то выдумывать, чтобы заставить машину поехать. В плане надёжности все так же находиться на достаточно высоком уровне – система редко выходит из строя сама по себе, так как она полностью изолирована от внешней среды.

Но есть тут и минусы, от них никуда не деться. Первый и наиболее значимый – невозможность самостоятельно диагностировать и устранить неисправности, если таковые появляются. Система включает массу сложных элементов:

  1. Топливная рампа.
  2. Форсунки.
  3. Электронные датчики и прочее.

Каждый из них практически не чинится, в случае поломки придется полностью заменять узел – а в отличие от классической системы детали здесь обходятся отнюдь недешево. Система питания такого типа требует крайне качественного топлива. Если использовать дешевое, то примеси, нерастворенные остатки нефтепродуктов и остатки от производства, быстро забьют форсунки и их придется чистить. А сделать это можно только на специальном стенде в условиях станции технического обслуживания.

Виды инжекторного впрыска

Как только производители автомобилей решили отойти от карбюраторной системы впрыска, инжекторная форсунка ставилась одна, прямо на место карбюратора и впрыск осуществлялся во впускной коллектор. Такой способ впрыска топлива назывался моновпрыском и его полезность не сильно превышала эффект от карбюратора. Следующей ступенью эволюции был распределенный впрыск, форсунки устанавливались ближе к цилиндрам, но также во впускном коллекторе. Вершиной инжекторного впрыска стал полноценный непосредственный впрыск в цилиндры двигателя через впускной клапан. За счет этого обеспечивается максимальная экономичность двигателя, увеличение мощности и КПД.

Как работает карбюратор

Карбюратор является одной из наиболее важных механических частей авто. Все двигатели для сгорания бензина требуют правильной его смеси с воздухом. И именно он является тем жизненно важным устройством, которое контролирует соотношение топливно-воздушной смеси, поступающей в двигатель. Для эффективного вывода внутри него все компоненты должны работать идеально. Правильное соотношение горючего и воздуха имеет решающее значение для работы двигателя.

Воздух поступает в устройство из воздухозаборника или через воздушный фильтр, и постепенно ускоряется из-за сужения внутренних стенок. Этот воздух дует перпендикулярно дроссельной заслонке-клапану, управляемой от троса. При натяжении трос поднимает дроссель, расположенный внутри основного корпуса устройства. Когда заслонка поднимается, быстро движущийся воздух вытягивает бензин вверх из поплавковой камеры.

От скорости поступающего через устройство воздуха зависит качество смеси воздуха и топлива для питания двигателя. И, хотя большинство современных производителей авто перешли на инжектор, есть ещё много моделей, оснащённых устаревшими двигателями.

Сильные и слабые стороны карбюратора

Это простая и недорогая система подачи топлива для двухтактного и четырёхтактного двигателей. Простота и механичность его обслуживания и ремонта возможны и довольно просты. Его можно легко настроить в соответствии с потребностями пользователя и условиями окружающей среды. Будучи механическим устройством, он однозначно реагирует на каждое возможное положение и действие топлива. Частое реагирование на обороты – очень распространённая особенность и преимущество такой системы подачи топлива. Проблема загрязнения топлива может быть проигнорирована в карбюраторном двигателе, хотя это снижает производительность. Очень подходящая система подачи топлива для недорогих и малоёмких автомобильных двигателей.

Количество подаваемого топлива не является точным, так как оно позволяет подавать поток в соответствии со скоростью всасывания и количеством воздуха камерой сгорания. В карбюраторном двигателе значительно ниже экономия топлива. В этой системе подачи топлива холодный запуск двигателя является большой проблемой. Сухая и богатая смесь часто становится проблемой. Из-за неэффективного сгорания выброс значительно выше. В некоторых случаях двигатель получает вибрацию, а также довольно распространённой является проблема загрязнения свечей зажигания.

Скачать

Вложение Размер
lyashonkov_sbornov.doc 46.5 КБ

Предварительный просмотр:

КАРБЮРАТОР ИЛИ ИНЖЕКТОР – ЧТО ЛУЧШЕ?

Анатолий Ляшонков, Иван Сборнов,

Научный руководитель – Е.А. Маркелова

ГБОУ СПО «Жигулевский государственный  колледж»

В последнее десятилетие среди автолюбителей не утихает спор, какая система лучше – карбюраторная или инжекторная. Каждая из сторон приводит свои доводы, указывает на недостатки у конкурентов и т.д. Мы тоже задались этим вопросом и решили сделать сравнительную характеристику систем.

КАРБЮРАТОР

Устройство в системе питания карбюраторных двигателей внутреннего сгорания, предназначенное для смешивания (карбюрации, от французского — carburation) бензина и воздуха, создания горючей смеси и регулирования её расхода.

Простейший карбюратор (карбюратор пульверизационного типа) представляет обычный распылитель, соединенный с топливным баком и помещенный в воздушный канал карбюратора (смесительную камеру, или диффузор), напоминающий трубку Вентури. При прохождении по диффузору воздушного потока, там образуется разрежение. Топливо, находящееся в распылителе, захватывается потоком воздуха, дробится на мелкие капельки, смешивается с проходящим по диффузору воздухом и образует горючую смесь. Карбюраторы в нашем автопроме ставили на новые автомобили вплоть до 2009 года, потом пришел запрет, т.к. карбюратор не проходит нормы ЕВРО 3.

ИНЖЕКТОР

Инжектором (лат. injicio, фр. Injecteur, англ. Injector – выбрасываю) – называется форсунка, как распылитель газа или жидкости (топлива) в двигателях, либо часть инжекторной системы подачи (впрыска) топлива в двигателях внутреннего сгорания.

Схема работы инжектора выглядит следующим образом. На многочисленные датчики поступает информация о вращении коленвала, о расходе воздуха, о том, какая температура охлаждающей жидкости двигателя, о дроссельной заслонке, о детонации в двигателе, о расходе топлива, о скоростном режиме, о напряжении бортовой сети авто и так далее.

Контроллер, получая данную информацию о параметрах автомобиля, производит управление системами и приборами, в частности: подачей топлива, системой зажигания, регулятором холостого хода, системой диагностики и так далее. Изменение рабочих параметров инжекторной системы впрыска меняется систематически, исходя из полученных данных.

Представляем сравнительную характеристику систем:

КАРБЮРАТОР

ИНЖЕКТОР

обслуживание

система проще в обслуживании и ремонте (специалисты, разбирающиеся в карбюраторах, есть практически везде)

без специального оборудования невозможно провести диагностику и настройку инжектора

цена

карбюраторы стоят дешевле, чем инжекторы

существенно дороже, чем карбюратор

качество бензина

менее чувствительны к качеству топлива и относительно безболезненно воспринимают заправку бензином с более низким октановым числом

в бак машины с инжекторным двигателем нельзя заливать низкооктановое топливо

надежность

невысокая надежность, но даже на неисправном карбюраторе в большинстве случаях можно доехать до ближайшей СТО

электронное оборудование (датчики, контроллер) выходят из строя редко, однако если это произошло — готовьтесь к солидным денежным расходам

экономичность

повышенный расход топлива

благодаря электронной системе расчета состава рабочей смеси инжектор экономнее на 10-30%

мощность  

мощность меньше

мощнее карбюраторного на 5-10% процентов

экологичность

чистота выброса CO далека от идеала.

в атмосферу попадает на 50-75% меньше вредных веществ

удобство  

чувствительность к внешней температуре (зимой двигатель замерзает, а летом — сильно нагревается)

в холодное время двигатель легко заводится и не требует длительного прогрева

Так что же выбрать? Специалисты советуют следующее:

  • Карбюраторный двигатель идеально подойдет для отдаленных районов. Он довольно просто устроен, поэтому ремонт или замену можно сделать даже своими руками. К качеству топлива он менее прихотлив (например, карбюратор для ВАЗ-2107 отлично работает на 92-м).
  • Инжектор лучше подойдет жителям городов, где есть множество высококлассных СТО и выбор качественного бензина. В режиме городской езды инжекторный двигатель имеет пониженный расход топлива, что позволит существенно сэкономить.

Идеальной системы нет. Но все же отвечая на вопрос: «Что лучше карбюратор или инжектор?», мы для себя решили, что инжектор, ибо проблем с ним меньше.

Так что сомнения прочь покупаем инжектор, все потому что – он лучше, чем карбюратор.

  1. Росс Твег. Системы впрыска бензина. – М.: За рулем, 2010.
  2. http://avto-blogger.ru
  3. http://www.autoshcool.ru
  4. http://www.automobili.ru/

Минусы карбюратора

При своих несомненных плюсах, карбюраторные двигатели имеют и ряд существенных минусов, которые превалируют над достоинствами. Карбюраторные двигатели потребляют топлива в большем количестве, чем инжекторные, но это никак не влияет на увеличение мощности двигателя. Значительная часть бензина остается несгораемой и выходит с выхлопными газами. Карбюратор очень реагирует на температурный режим, очень плохо переносит как низкую, так и высокую температуру, вплоть до того, что детали карбюратора могут примерзнуть. это происходит при образовании испарений внутри устройства. С экологической точки зрения, карбюратор является менее предпочтительным, чем инжектор. В процентном эквиваленте выброс вредных веществ преобладает в карбюраторном двигателе.

Вопрос сравнения в ракурсе «что лучше» между инжекторной и карбюраторной подачей топлива уже давно не стоит. Машин, которые оснащены карбюратором, с каждым днем становится меньше, а новые уже и вовсе не выпускают.

Начинающие автомобилисты не разбираются в устройстве автомобильного двигателя, системе подачи топлива и т. д. Термины «карбюратор» и «инжектор» ничего им не говорят. Неопытные автомобилисты не видят разницы между их предназначением. Перед теми, кто покупает новое авто, вопрос что лучше: карбюратор или инжектор, уже не стоит. Им знать о карбюраторе ничего и не нужно, так как он давно снят с производства и не проходит экологический стандарт Евро-3.

С этим и связан массовый переход автопроизводителей на автомобили с инжекторной системой питания. Требования, предъявляемые к очистке выхлопных газов, становятся выше, и карбюратор не может обеспечить их выполнение.

Но не только в этом причина отказа от карбюраторов. По сравнению с инжектором у него много недостатков и мало достоинств.

Как работает карбюратор

Устройство предназначено для газификации смеси, своего рода смешивания. Схема работы не отличается повышенной сложностью, поплавковая камера, в которой находится топливо, соединяется с камерами через жиклеры, происходит подача бензина во впускной коллектор. Поплавковая камера карбюра соединена с топливной магистралью, уровень горючей смеси контролируется игольчатым узлом.

1. Жиклер холостого хода; 2. Винт качества смеси; 3. Главный топливный жиклер; 4. Дроссельная заслонка; 5. Игла; 6. Жиклер иглы; 7. Отверстие в подпоршневую полость; 8. Диафрагма; 9. Канал от вспомогательного фильтра; 10. Вакуумный поршень.

Воздушная камера состоит из дросселя, распылителя и диффузора – это основные системы, обеспечивающие камеры сгорания двигателя бензином. Дополнительные модернизации, контролирующие запуск холодного двигателя, экономайзер, ускорительный насос устанавливались по потребности и сфере эксплуатации агрегата. За счет разряжения, в цилиндры подается рабочая смесь, которая приводит в движение установку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *