Какой штраф за обгон запрещен выясняем вместе

Общие принципы совершения обгона

Сразу же оговоримся: 11 раздел ПДД в своей львиной доле посвящен именно обгону и требованиям, предъявляемым к нему. Это и неудивительно, потому что нарушение правил обгона может привести к ДТП с лобовым столкновением и весьма плачевными последствиями.

Обгон – это очень опасно!

Второе обстоятельство, определяющее особое внимание к принципам обгона, заключается в строгости административного наказания за нарушение правил выполнения указанного маневра. Штраф за обгон с нарушением в 5000 рублей или лишение права управления транспортным средством на срок от 4 до 6 месяцев (а при повторном совершении правонарушения – до года)  — весьма весомый аргумент в пользу отказа от игнорирования правил обгона

И, наконец, третья причина столь пристального внимания российских ПДД к правилам совершения обгона – это сложность самого маневра. Водитель должен при совершении такого маневра учитывать самые различные факторы (скорость своего, обгоняемого и встречного автомобилей, интенсивность движения и пр.).

Именно поэтому к осуществлению обгона в нашей стране предъявляются повышенные требования безопасности. Разберем их подробнее.

Итак, перед началом выполнения обгона водитель обязан убедиться, что:

1) полоса, предназначенная для встречного движения, которую он планирует использовать для совершения маневра, свободна на достаточном для выполнения обгона расстоянии, и своими действиями он не создаст никакой опасности или каких-то помех для других участников движении;

2) транспортное средство, двигающееся впереди, не приступило к выполнению какого-то препятствующего обгону маневра (обгона, объезда, поворота налево, разворота и пр.);

3) транспортное средство, двигающееся сзади, само не приступило к выполнению маневра обгона;

4) однако самым проблематичным требованием ПДД для водителя, планирующего обгон, является следующее – последнее – положение: прежде чем приступить к выполнению этого сложного маневра, водитель должен удостовериться, что при завершении обгона он сможет благополучно вернуться на занимаемую ранее полосу, не создавая помех движению других транспортных средств и не формируя своими действиями какой-то опасности для движения.

Вот она вся, казалось бы, парадоксальность ситуации: еще до начала выполнения обгона водитель обязан убедиться в безопасности его завершения. В этом как раз заключаются и сложность маневра, и строгость требований к его осуществлению, и тяжесть санкций за нарушение правил.

Таким образом, перед началом обгона водитель обязан убедиться в 4-х составляющих безопасности предполагаемого маневра (подведем итог!):

  • полоса, на которую он выезжает для обгона, должна быть свободной на достаточном (безопасном) расстоянии;
  • водитель обгоняемого транспортного средства не предпринимает никаких действий, связанных с планируемым выездом из занимаемой полосы;
  • водитель транспортного средства, двигающегося сзади, сам не приступил к выполнению маневра, связанного с обгоном;
  • есть твердая убежденность в благополучном возвращении на занимаемую полосу после завершения обгона.

Необходимость постоянного контроля за ситуацией и чередование этих четырех факторов безопасности – вот главная причина сложности обгона. Пока водитель обеспечивает безопасность по одному параметру, остальные три претерпевают изменение. И так – постоянно! Добиться 100-процентной уверенности в безопасности обгона невероятно сложно. Не зря существует поговорка: «Не уверен – не обгоняй!».

Однако ПДД предусматривают не только требования, предъявляемые к водителю, который планирует совершить обгон. Существуют и запреты, касающиеся действий водителя обгоняемого транспортного средства. Ему запрещается любыми способами препятствовать обгону.

Например, повышением скорости. И это обстоятельство в практике реального дорожного движения встречается чаще всего. Самое обидное, что водитель обгоняемого транспортного средства, повышая скорость, сам не понимает опасности ситуации. Ведь в случае грядущего лобового столкновения (из-за затянувшегося обгона) разбитые автомобили может выбросить на него самого. И он сам будет участником ДТП.

Поэтому благородный принцип водительского братства являет собой «золотое правило»: если тебя обгоняют, убери ногу с педали газа и дай возможность обогнать себя. Если, конечно, это не гонки «Формулы-1»!

Еще один распространенный способ препятствования обгону – это изменение направления движения в виде «качка» в левую сторону.

Кстати, препятствование обгону любым способом сегодня считается одним из элементов опасного вождения.

Если нарушить знак обгон запрещён, какой штраф грозит

К нарушителям регламента в зоне действия знака обгон запрещён будет применено наказание, регламентированное КоАП России:

  • первичное нарушение – в 2018 году произошло ужесточение санкций против водителей, совершивших манёвр, где обгон запрещён. Так, сумма штрафа теперь составляет 5 000 рублей за первое нарушение. При этом существует уточнение, позволяющее снизить размер штрафа до 1-1,5 тыс. р. Речь идёт о , а также зоне дорожного пути, которая соединяется с зоной разворота или дополнительного поворота (влево или вправо). Не исключена возможность лишиться прав на срок 4-6 месяцев, если подобное нарушение сочеталось с большим набором иных;
  • если задета разметка – множество спорных ситуаций вызывает не выезд на встречную полосу, а лишь наезд на линию разметки при совершении манёвра.  Подобное нарушение грозит штрафом в 500 р. Если дорожная полиция пытается наказать водителя лишением прав, последний имеет право защищать интересы в суде. В качестве доказательств целесообразно предоставить запись с видеорегистратора, подтверждающую, что ТС не покидало линии движения;
  • если факт нарушения подтверждён только камерой – размер штрафа идентичен как если бы нарушитель был пойман сотрудником ГИБДД в первый раз;

повторное нарушение – последние годы имели тенденцию ужесточения наказаний за повторные правонарушения. Так, для злостных нарушителей требования знака предусмотрено лишение прав сроком на 1 год. Ещё одно нововведение – по истечению срока наказания водителю придётся заново сдавать экзамен в ГИБДД. Сдавать экзамен можно не ограниченное количество раз, чтобы добиться успешного результата. 

По итогам правонарушения составляется протокол, который содержит:

  • нумерацию;
  • место нарушения, дату с указанием времени;
  • ФИО работника ГИБДД с указанием должности;
  • личные данные нарушителя;
  • сведения о повторных привлечениях к ответственности;
  • реквизиты паспорта;
  • обстоятельства нарушения;
  • статью КоАП;
  • объяснения нарушителя (согласен или нет);
  • отметка о получении водителем своего экземпляра;
  • подпись сотрудника ГИБДД;
  • подпись водителя или отказ от подписания.

Согласно российскому законодательству, нарушитель имеет право не свидетельствовать против себя и не подписывать согласие с протоколом. Водитель может оспорить протокол в суде в течение 10-ти дней с даты составления. 

Воспользоваться снижением нельзя при следующих категориях штрафов:

  • водитель управлял автомобилем под влиянием алкоголя или наркотиков;
  • скорость превышена более чем на 40 км/ч от предписанной;
  • водитель проигнорировал сигнал светофора;
  • игнорирование знака «Обгон запрещён»;
  • водитель стал виновником ДТП;
  • управление не зарегистрированным по закону ТС. 

Иными словами, в 2018 году оплатить штраф за нарушение знака о запрете обгона со скидкой не получится. 

Оплатить постановление необходимо в течение 60 дней с даты вынесения. Оплатить можно онлайн, через портал Госуслуг, а также в банке. Если нарушитель своевременно не оплатит штраф, дело будет передано в Федеральную службу судебных приставов, а несоблюдение предписания приведёт к увеличению наказания в 2 раза. ФССП в свою очередь может арестовать имущество должника, препятствовать выезду за рубеж, ходатайствовать о вычете штрафа из заработной платы либо определить нарушителя на исправительные работы. 

Каждому водителю необходимо отслеживать состояние нарушений. Для этого можно воспользоваться специализированными сервисами на сайте ГИБДД или Госуслугах. Потребуется заполнить форму, внести данные о номере авто, реквизиты водительских прав.

Определение

Понятие дается в п. 1.2. ПДД. Согласно нормативным положениям, обгон – это опережение 1-го или нескольких ТС, при этом автомобилист выезжает на встречку, а по завершении маневра возвращается на ранее занимаемую полосу.

Некоторые нюансы законодательства:

  • В предыдущей редакции Правил обгоном считалось опережение движущегося автомобиля, теперь же данная трактовка изменена. Представляется, что из-за отсутствия в новом определении словосочетания “движущееся ТС” обгоном считается и опережение стоящего ТС.
  • Старые ПДД указывали, что этот маневр обязательно связан с выездом из своей полосы движения. В новой редакции понимают именно выезд на встречку (то есть опережение ТС без выезда на встречку – не обгон).

Несколько рекомендаций для водителя обгоняющего автомобиля

  1. Скорость движения должна быть не менее чем на 15 км/ч больше скорости обгоняемой машины. Для примера, допустим, обгоняете вы: если  его скорость 70 км/ч, то ваша должна быть — 85 км/ч. В противном случае выполнение обгона затягивается.
  2. Интервал до обгоняемого автомобиля должен быть не менее 1,5 метра.
  3. Перед обгоном вне населенного пункта необходимо подать звуковой сигнал, как минимум за 5сек. до начала маневра.
  4. В темное время суток рекомендуется предупреждать об обгоне кратковременным переключением света фар с ближнего на дальний. Делается это так:
  • Ночь, едете, к примеру, с дальним светом фар. Догоняете впереди идущий автомобиль и начинаете готовиться к обгону. Переключаете фары на ближний свет, чтобы не слепить в зеркалах обгоняемого.
  • Включаете левый поворот, предупреждаете, моргая кратковременным переключением фар, и начинаете обгон. Дальше все действия по алгоритму. Как только опередите обгоняемого, можете включать дальний свет. Обгоняемый автомобиль в этот момент обязан переключиться с дальнего на ближний, чтобы не слепить обгоняющего.

Это простые правила этикета на ночной дороге, к сожалению, не все их соблюдают. Более подробно о правилах ночной езды можно прочесть в статье Движение в темное время суток и в памятке Правила ночной езды.

Штрафы

Самого нарушения, которое именуется обгон с правой стороны не предусмотрено. По этой причине некоторые водители подают жалобы, указывая на то, что практика таких маневров достаточно распространена. В случае, когда водитель пойман во время самого нарушения, то ему вменяется такое деяние, как перемещение машины по обочине.

  • Запрещается езда по тротуарам и обочинам, что приравнивается к административному типу правонарушения. Штраф назначается в размере 1500 рублей.
  • Если во время разбирательства инспектора ГИБДД устанавливают, что осуществлялось не только движение по обочине, но и  опережение не по правилам, то штраф за обгон будет равен 5000 рублей.
  • При проезде водителем по трамвайным путям штраф назначается в размере 5 тысяч рублей, кроме того могут лишить водительского удостоверения на срок до полугода.

Водитель в любой ситуации должен помнить о безопасности своей и других участников движения

С осторожностью выполняется двойной обгон, обращать внимания на установленные знаки, соблюдать предписанные правила. Если возникла необходимость выполнения обгона с правой стороны на регулируемых перекрестках или за их пределами, то следует придерживаться следующих правил:

убедиться в том, что проезжая часть справа в полной мере свободна от автомобилей, нет припаркованных авто в той части дороги;
обращать внимания на знаки, щиты и плакаты, где содержится информация об участке дороги, по которому осуществляется движение;
перед совершением маневра убедиться в том, что действие не приведет к образованию аварийной ситуации для тех, кто едет позади;
взять во внимание погоду, которая действует на момент совершения маневра;
соблюдать дистанцию между автомобилями, которая закреплена в правилах движения.

Когда требуется осуществить перестроение, то перед этим нужно немного сбавить скорость и перейти на пониженную передачу, кроме того рекомендуется провести оценку действующей ситуации. Нужно знать, как вести себя в ситуации, когда проводится обгон с правой стороны другими участниками передвижения. Не нужно совершать резких движений и издавать звуковых сигналов, то есть дать возможность нарушителю закона совершить маневр. Если водитель совершает действия, которые препятствуют остальным участникам совершать маневры, то он привлекается к административной ответственности.

Как поступать, когда обгон применяют по отношению к вам

Главное при этом – не мешать этому человеку, поскольку вы находитесь в такой же опасности, как и он. Стоит помнить, что в случае непредвиденной ситуации, маневр по уклонению он будет осуществлять вправо, то есть на вас. Не нужно набирать скорость вслед за обгоняющим – это усложнит процедуру, и в этом действии нет потребности, поскольку вы не на гонках.

В идеале стоит поступить противоположным образом и чуть-чуть притормозить. Если вы заметили, что впереди дорога неровная и обгон совершать не стоит, просигнализируйте машинам позади вас об этом левым поворотником. Подобным действием вы обеспечите не только их безопасность, но и в первую очередь свою.

Знак Обгон запрещен

Данный знак относится к категории запрещающих и имеет свой личный номер в ПДД – 3.20

Запрещается обгон всех транспортных средств, кроме тихоходных транспортных средств, гужевых повозок, велосипедов, мопедов и двухколесных мотоциклов без коляски. Зона действия знаков распространяется от места установки знака до ближайшего перекрестка за ним, а в населенных пунктах при отсутствии перекрестка — до конца населенного пункта. Действие знаков не прерывается в местах выезда с прилегающих к дороге территорий и в местах пересечения (примыкания) с полевыми, лесными и другими второстепенными дорогами, перед которыми не установлены соответствующие знаки. Зона действия знаков может быть уменьшена установкой в конце зоны их действия знака 3.21 или применением таблички 8.2.1. Желтый фон на знаке, установленном в местах производства дорожных работ, означает, что этот знак является временным. В случаях если значения временных дорожных знаков и стационарных дорожных знаков противоречат друг другу, водители должны руководствоваться временными знаками.

Знак 3.20 ПДД «Обгон запрещен»

Как мы видим, обгон в данном случае запрещен для всех видов транспорта, кроме тихоходного. Что такое тихоходное транспортное средство?

Механическое транспортное средство, которое по своей конструкции или по условиям обеспечения безопасности при перевозке груза не может двигаться со скоростью, превышающей 30 км/ч.

Как же распознать, относится автомобиль к данному виду транспорта или нет? Согласно главе 9 ПДД «Опознавательные знаки», сзади в обязательном порядке должен быть прикреплен специальный знак 9.10

Транспортное средство, не способное по технической характеристике развивать скорость выше 30 км/ч. Устанавливается обязательно сзади транспортного средства.

Знак 9.10 ПДД

Теперь подробнее о его размерах и значении. Об этом подробно сказано в главе 26 ПДД «Основные положения по допуску ТС к эксплуатации».

«Тихоходное транспортное средство» — в виде равностороннего треугольника с флюоресцирующим покрытием красного цвета и со световозвращающей каймой желтого или красного цвета (длина стороны треугольника от 350 до 365 мм, ширина каймы от 45 до 48 мм) — сзади механических транспортных средств, для которых предприятием-изготовителем установлена максимальная скорость не более 30 км/ч;

Абзац 10 пункта 8 Главы 26 ПДД

То есть, если вы видите, что на ТС установлен такой знак, значит можно смело его обгонять. Но не стоит забывать, что обгонять можно также гужевые повозки, велосипеды, мопеды и двухколесные мотоциклы без коляски, при этом наличие знаков у них не обязательно.

Зона действия дорожного знака «Обгон запрещен» определяется следующими факторами:

  • Повышен риск столкновения с попутными или встречными транспортными средствами. Зависит от того, какая ширина проезжей части, интенсивное движение или нет, но не зависит от количества полос в обоих направлениях.

  • Не обеспечена видимость автомобиля, который движется во встречном направлении.

  • Наличие населенного пункта.

Конец действия этого знака можно определить следующими способами:

  • Вдоль дорожного полотна вы увидите знак 3.21 «Конец зоны запрещения обгона»;

  • Если ограничений было несколько, то можно увидеть знак 3.31 «Конец зоны всех ограничений»;

  • Если вы въехали в опасный участок дороги (серпантин) или в населенный пункт, то под знаком, запрещающим обгон, будет расположен знак 8.2.1, который сообщает о протяженности опасного участка;

Что считается нарушением

Для начала необходимо определиться, что считается нарушением предписания «обгон запрещён» и нарушением знака. Долгое время обгоном признавался манёвр, предполагающий опережение ТС, которые движутся в попутном направлении, при условии перестроения с полосы движения. Изменения значительно сузили определения обгона, определив понятие, в качестве опережения движущегося или стоящего на месте ТС с обязательным перестроением на полосу встречного направления и последующим возвращением на исходную. Это означает, что при совершении обгона обязательно происходит выезд на встречную полосу с пресечение линии осевой, иные действия признаются объездом. Соответственно нарушением ПДД обгон запрещён, признаётся факт обгона единицы или нескольких единиц ТС в зоне действия знака. 

Водители должны соблюдать установленные ПДД принципы обгона и перед совершением манёвра убедиться, что:

  • не возникнут помехи для обгона со стороны движущихся позади автомобилей;
  • следующий впереди автомобиль не подаёт сигналов об аналогичном манёвре;
  • встречная полоса не содержит препятствий;
  • по окончанию манёвра есть место для возврата на свою полосу;
  • для совершения манёвра скорость оптимальна;
  • учтены условия дорожного покрытия (в том числе, погодные условия);
  • для завершения манёвра не потребуется совершать резкие движения, которые могут спровоцировать аварию;
  • двигатель и КПП авто исправны.

Водители часто игнорируют этот запрещающий знак, вступая в спор с сотрудниками ГИБДД. 

На практике, действительно, может возникнуть ряд спорных ситуаций, разбор основных из которых приведён ниже:

Манёвр был начат водителем ещё до въезда в зону действия знака, а закончен уже в зоне

Причиной подобной инцидента могло стать, в том числе, обгоняемое ТС, которое закрыло знак. В таких ситуациях необходимо обращать внимание на разметку, которая из прерывистой линии превращается в сплошную. Сотрудники ГИБДД в подобной ситуации имеют все основания наказать водителя.

Водитель хочет обогнать ТС, которое движется со скоростью менее 30 км/ч

Как можно определить, относится ли ТС к категории тихоходных и разрешён ли обгон. Тихоходные ИС должны быть обозначены знаком – красные треугольники с жёлтой окантовкой. Если такового знака нет, обгон запрещён и является нарушением.
По пути следования автомобиля находится препятствие – авария, ремонт дороги. Стоит попытаться объехать препятствие с правой стороны. Если иного выхода не осталось – совершить выезд на встречную полосу в зоне действия знака. Инспектора ГИБДД могут интерпретировать подобные действия как нарушение. Доказать правоту водитель может в суде. Потребуется предоставить снимки места происшествия.

На регламентированной знаком территории прерывистая разметка не переходит в сплошную, подразумевая возможность обгона. Согласно ПДД, знак имеет приоритет перед разметкой, нанесённой на дорогу.  

Знания в области правил дорожного движения помогут защититься не только от нарушений, но и несанкционированных обвинений. 

Если водитель не согласен с протоколом, о чём имеется соответствующая запись, оспорить решение дорожной полиции можно через суд.

Обстоятельства и места, где выезд на встречную полосу категорически запрещен

В каких местах запрещен обгон, можно понять по разметке на дорожном полотне, указательным знакам на обочине, руководствоваться всегда нужно ПДД.

  • Во-первых, запрет распространяется на ситуации, когда на дороге сплошная осевая разметочная линия. При таких обстоятельствах выезд на встречную полосу категорически запрещен.
  • Во-вторых, даже если осевая линия прерывистая или она вообще отсутствует, но по правую сторону дороги установлен знак с изображением двух автомобилей красного и черного цвета, обгон запрещен. Если разметка на дороге и дорожный знак противоречат друг другу, отдавать предпочтение нужно второму показателю (знаку). Однако не все знают, что даже при наличии указателя опережать мопеды, гужевые повозки, двухколесные мотоциклы и другие тихоходные транспортные средства, разрешается. При этом на них должен присутствовать опознавательный знак (красный треугольник, обрамленный в желтую рамку), свидетельствующий о неспособности быстро ехать. Если такого не имеется, то с какой бы скоростью не двигался автомобиль, обгонять его нельзя.

Что же касается конкретных мест, где запрещено опережение автомобилей с выездом навстречу другому автотранспорту, то правила дорожного движения имеют сведения и о них. Запретной зоной являются пешеходные переходы, мосты, путепроводы, эстакады, тоннели. Потенциально опасными являются попытки обогнать водителя в конце подъема, на крутых поворотах и других участках, где видимость ограничена. Это же можно сказать о железнодорожных переездах, причем речь идет о территории, расположенной на расстоянии минимум 100 м от них.

Водителям нельзя забывать и о том, что на регулируемых перекрестках совершать маневр нельзя, в том числе и на нерегулируемых пересечениях, особенно при условии нахождения на дороге, не являющейся главной. Правилами запрещено заниматься опережением в условиях движения повышенной интенсивности. При наличии препятствий на уклонах водитель транспортного средства, движущегося на спуск, должен уступить дорогу.

Не стоит нарушать ПДД, потому что это «удовольствие» дорого стоит, а иногда может привести к трагическим последствиям. По состоянию на нынешний год размер штрафа достигает 5 тысяч рублей. В некоторых ситуациях предусматривается даже лишение прав на управление авто сроком на 4-6 месяцев.

Разрешен ли обгон автомобиля полиции

Правила обгона и других маневров отличаются, так как это совершенно разные виды перестроения. Вначале выясним, как действовать при обгоне. Выполнять такой маневр можно, если на автомобиле ГИБДД не включены звуковой сигнал и проблесковые маячки. При этом на автомобиле может и не быть цветографического обозначения полицейского экипажа. Главным условием являются работающие специальные сигналы.

Если исходить от обратного, то машину ДПС нельзя обгонять в таких случаях:

  • При включенном специальном сигнале и мигалке.
  • Нельзя обгонять колонну, которую сопровождает такая машина со спецсигналами.
  • Кроме того, нельзя выполнять обгон при наличии иных ограничений для обгона, которые будут описаны ниже.

В других ситуациях, в том числе даже если на авто ГИБДД включен только проблесковый маячок, а сирена не работает, то обгонять можно. Но при этом лучше перестраховаться, чтобы не лишиться прав. О чем идет речь – разберемся в этом подробнее.

Возможно ли опережение

Действующие Правила не имеют статьи, которая запрещает ехать с большей скоростью, чем машина ГИБДД, даже с включенными специальными сигналами.

Однако нужно учитывать, что по регламенту световые и звуковые сигналы машинам специальных служб допускается использовать только при неотложных операциях. А другие водители должны уступать им дорогу. Поэтому, если полицейский автомобиль с включенными сигналами задумает перестроиться на другую полосу, то его опережение лучше не совершать. Такой маневр может создать помехи.

Почему опасно обгонять экипаж ГИБДД

Существуют некоторые нюансы такого перестроения. Иногда на трассе можно заметить организованную подставу от экипажа ГИБДД. Они могут специально ехать на небольшой скорости, чтобы водитель, едущий сзади, был вынужден их обогнать. При этом налицо нарушение ПДД, если перестроение происходит с нарушениями, например, по сплошной разметке.

Но существуют и другие случаи с более «ухищренными» нарушениями, о которых автовладелец может не догадаться.

Видеорегистратор

Нужно учитывать, что обгон автомобиля ДПС будет безопасным, если на вашей машине установлен видеорегистратор. Иногда даже сотрудник ДПС может незаконно выписать постановление. Он будет ссылаться на то, что вы пересекли сплошную разметку при завершении обгона. А судья всегда поверит инспектору ГИБДД, если у вас не будет видеозаписи.

Это случается, так как протокол по-прежнему считается доказательством. Но Верховный суд не допускает такого, хотя другие суды используют на практике показания инспектора, так как он принимал присягу. А водитель присяги не принимал, и может обмануть. Поэтому при возникновении сомнений суды прибегают не к презумпции невиновности, а к доверию инспектора.

Другими словами, ситуация когда вы совершали обгон, не нарушая Правил, но были задержаны полицейским, который ехал в служебной машине и оформил постановление для наказания, вполне может быть. Однако такое бывает редко.

Ловушка полиции

Другая опасная ситуация может произойти, и ваш видеорегистратор не поможет. Проблема состоит в том, что проблесковый маячок и звуковой сигнал на полицейском автомобиле может включиться в момент начала обгона. Это делается намеренно и неожиданно, что вы не сумеете точно определить момент включения.

Обгон всегда сопровождается с выездом на «встречку». То есть, сразу после пересечения линии, разделяющей противоположные полосы, обгон можно считать начавшимся. Сотрудники ГИБДД могут контролировать этот момент из своей машины, и включить мигалку и сирену за мгновение до обгона.

И в такой ситуации вас могут наказать, не нарушая закона. Хотя это не совсем справедливо.

Превышение скоростного режима

Другой нюанс, о котором необходимо помнить – это то, что при обгоне вполне вероятно превышение скорости. На служебном автомобиле может быть установлено устройство для вычисления скорости, которое зафиксирует ваше нарушение. В такой ситуации порядок обгона не нарушается, но получить штраф за нарушение скоростного режима вполне вероятно.

Иные нарушения обгона

Сотрудники ГИБДД хорошо изучили и знают Правила дорожного движения. Но многим водителям пора начать их изучение заново. Поэтому наказать и лишить прав водителя можно за выезд на «встречку» в разных случаях.

В каких случаях запрещен обгон по ПДД:

  • При создании помех, как обгоняемому автомобилю, так и другому транспорту или пешеходам.
  • Служебный автомобиль также решил обогнать другую машину, или объехать возникшее препятствие.
  • В момент обгона на полицейской машине работает левый сигнал поворота.
  • За вашим автомобилем движется авто, который также совершает обгон другого транспортного средства.
  • Нельзя обгонять на регулируемом светофором перекрестке, а также на нерегулируемом при движении по второстепенной дороге.
  • На пешеходном переходе.
  • За 100 метров перед железнодорожным переездом или на нем.
  • На эстакаде, в туннеле, на мосту, либо под данными сооружениями.
  • В конце крутого подъема.
  • На опасных поворотах.
  • Там, где видимость дороги ограничена.
  • По сплошной разметке или под знак, запрещающий обгон.

Имейте ввиду, что даже при движении полицейского автомобиля с малой скоростью (до 30 км в час), совершать обгон, ссылаясь на то, что это тихоходный транспорт, по сплошной разметке, либо под знак «Обгон запрещен», нельзя.

Тихоходным транспортом считается тот, на котором установлен специальный опознавательный знак. Обычная машина, движущаяся по дороге с небольшой скоростью, таковой не является.

Штрафные санкции

Штрафные санкции за игнорирование требований дорожного знака регламентируются ст. 12.15. КоАП.

Размер

Для автолюбителей, проигнорировавших требование знака, законодатель предусмотрел наказание по ч. 4 ст. 12.15.

Санкцией настоящей статьи предусмотрена возможность как наложения штрафа за обгон под знак “Обгон запрещен”, так и лишения прав.

Определяющими моментами при определении меры наказания являются обстоятельства произошедшего, наличие у водителя предыдущих случаев привлечения к административной ответственности, смягчающие или отягчающие обстоятельства и др.

Какой размер штрафа? Штраф за обгон в пределах действия знака составляет 5000 р.

Ответственность последует даже, если обгон был совершен при наличии прерывистой разметки, так как знаки имеют приоритет.

Лишение прав

Штраф может быть заменен инспектором ГИБДД на лишение прав. В таком случае, срок лишения будет определять судебный орган.

Если обогнать повторно – в течение 12 мес. после предыдущего привлечения, ответственность будет строже:

  • лишение удостоверения общей продолжительностью на 1 год;
  • или штраф в денежной форме 5000 р. (только в случае фиксации средствами фото- или видеосъемки).

Обжалование

Обжаловать постановление можно в следующих случаях:

  • знак был установлен с нарушением требований;
  • видимость знака была ограничена из-за наличия искусственных или естественных препятствий, а разметка была стерта или не соответствовала общепринятым стандартам;
  • на дороге было препятствие, которое невозможно объехать по правому краю или обочине.

Обжаловать также можно, если обгон был совершен в условиях крайней необходимости, к примеру, во избежание столкновения или при доставке пострадавшего к месту оказания первой медицинской помощи.

Если остановил гаишник

Очень часто водитель может конфликтовать с сотрудником ГАИ по причине обгона. Часто ГАИшник считается, что был выполнен обгон, а водитель думает, что двигался на опережение. А ведь разница между этими терминами колоссальная. Во время обгона водитель выезжает на встречку, а во время опережения такой необходимости нет. Но часто сотрудник ГАИ пытается выдавать желаемое за действительное, то есть называется опережение обгоном. Примеры самых типичных ситуаций, на основе которых и возникает конфликт:

1) Вы – водитель, едете по дороге, на которое есть 2 и больше полосы движения Вашего направления. Вы заметили знак, запрещающий обгон. Слева от Вас едет машина, которую Вы, по собственному мнению, опережаете по правой полосе. Вас может остановить ГАИшник и показать пункт 14.1 ПДД, согласно которому машины можно обгонять только слева. Но в случае правостороннего движения встречная полоса находится слева, поэтому все в порядке.

2) Один из аргументов ГАИшника против Вас может быть утверждение о том, что Вы создали помехи для транспорта, который едет сзади, причем этот водитель уже начал обгон или опережение, поэтому обязан был вернуться обратно. В этом случае инспектор ГАИ Вам покажет пункт 14.2 ПДД.

Если произошла такая ситуация, то нужно требовать предъявить доказательства того, что Вы действительно стали препятствием для движения остальных водителей, если они вообще были. Доказать Вашу вину в этой ситуации будет невозможно без «пострадавшего» автолюбителя. Если этого водителя не остановить, то он попросту уедет, то есть доказательств против Вас не будет никаких. А на этом основании можно писать ходатайство, на основании которого можно прекратить дело, так как правонарушения не было, то есть состав административного правонарушения отсутствует.

3) Главная причина разногласия – обгон в неположенном месте, причем эти места описаны в последнем пункте 14 раздела.

Очень часто патруль ГАИ можно увидеть в зоне, где действует знак «Обгон запрещен», а также на участках, где придется долго спускаться и долго подыматься, причем обзор достаточно хороший, отчего и соблазн обогнать впередиидущего водителя велик. Если Вы ехали по такому участку, и Вас остановил патруль, то нужно действовать по рекомендациям:

1) Если Вас обвиняют в обгоне на территории, где еще действует знак «Обгон запрещен». Если Вы едете по дороге, на которой размещены 2 или больше полос одного направления, то обгона не было, так как на встречную полосу Вы не выезжали. К тому же, на обочине, у подобной дороги, знаки будут постоянно повторяться. Поэтому в том случае, если Вы обгоняли, например, большую фуру, то она вполне могла загородить Вам знак, что дает основания для того, чтобы не считать Вас нарушителем.

2) Если Вы совершили обгон в условиях крайне необходимости, а эта необходимость возникла по разным причинам, то считать Вас правонарушителем нельзя. Но такую ситуацию еще нужно доказать.

Может возникнуть и общая ситуация, в рамках которой Вам будут предъявлены обвинения в том, что Вы выполнили обгон в зоне, где действует знак, и пересекли сплошную осевую линию. Тогда можно ссылаться на то, что Вы двигаетесь по дороге, где две полосы с Вашим направлением. Тогда это будет не обгон, а опережение. Основываться нужно на том, что Вы не видите размету, что вполне возможно в условиях ненастной погоды, ночью или зимой, потому что полосы нет, если водитель ее не видит. А так как количество полос будете определять Вы, а не ГАИшник, то обвинять Вас не в чем.

Подведем итоги. В том случае, если Вам предъявлено необоснованное обвинение в обгоне, то нужно пытаться доказать, что Вы совершили опережение, а не обогнали машину. Но если обгон все же был, нужно доказывать крайнюю его необходимость, которая будет вписываться в рамки закона. Все Ваши показания должны быть внесены в протокол, дабы облегчить Вам процесс опровержения предъявленного обвинения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector