Отработанное масло где и как можно использовать

Утилизация пищевого масла

Утилизация пищевого масла происходит по трём основным вариантам — крекингу, адсорбции и коагуляции.

Под крекингом подразумевают высокотемпературную химическую обработку отработанного масла в специальных установках. В результате полностью изменяется химическая формула исходного продукта. Температура в установке подбирается таким образом, чтобы произошло высокотемпературное расщепление всех опасных для здоровья компонентов: в частности, утилизация фритюрного масла подразумевает его полную очистку от канцерогенных веществ, которые образуются при жарке пищевых полуфабрикатов. Недостаток всех технологий крекинга – высокий процент потерь сырья, который достигает 20…25%, но это оправдано с точки зрения безопасности здоровья.

Коагуляционная технология утилизации пищевых масел состоит в следующем. Сырье пропускается через электролитные растворы, где происходит очистка от механических примесей, остатков органических сред и т.п. Посторонние примеси собираются в достаточно крупного размера частицы, которые в дальнейшем отсеиваются механическим способом, либо отстаиванием в накопительных баках. Процесс достаточно длителен во времени, а также зависим от температуры происходящих реакций и интенсивности образования коагулянта. В пищевых технологиях применяется в ограниченных масштабах.

Схема коагуляции

Химическая адсорбция – наиболее современный и эффективный процесс утилизации пищевого отработанного масла. Суть технологии заключается в том, что нагретое сырьё прокачивается через химически поглотитель – силикагель. В результате тот впитывает в себя все посторонние примеси, пропуская очищенное масло сквозь себя. Процесс утилизации таким способом ведётся непрерывно, что повышает производительность регенерации, однако требует постоянного и высококвалифицированного обслуживания. Химическая адсорбция широко используется в парфюмерно-косметической промышленности.

Преимущества и недостатки

Обработка древесины просто необходима. Естественно, для этого существуют специальные химические средства – краски. Но стоят они дорого, цвет сохраняют недолго, качество не всегда радует, а срок эксплуатации такого покрытия короткий. Использовать отработанное масло в таких целях намного лучше, но у такого чудо-средства существуют как преимущества, так и недостатки.

Плюсы Минусы

Для древесины и металла вещество становится не только защитой от дальнейших разложений и порчи, но оперативным способом остановить уже имеющиеся проблемы.

Древесину и металл, покрытые таким веществом, используют исключительно при внешней отделке дома. Обработанный отработкой материал является токсичным и выделяет канцерогены в окружающую среду.

Для дерева и метала это уникальная пропитка, которая заполняет все микротрещины и сколы.

Еще одним недостатком может стать то, что переизбыток отработанных масел на конструкции дает неприятный запах.

Деревянный и металлический предмет получит новый цвет, который будет сохраняться долгое время.

Отработанное масло выделяет отравляющие элементы в почву и воздух при разложении материала.

С помощью небольшого количества вещества можно обработать огромную площадь.

Легко воспламеняется любой предмет, если для покрытия использовано данное средство.

Моторному маслу приписывают огромное количество положительных и отрицательных характеристик. Сделать мгновенный вывод относительно целесообразности вторичного использования не получится, все зависит от ситуации.

Отработанное масло как защита для дерева и металла

Отработанное моторное масло может обеспечить долгосрочную эксплуатацию металлических и деревянных конструкций. Для этого стоит покрыть отработкой поверхность объекта или прогрунтовать его. Чтобы при использовании такого вещества не возникло проблем, нужно изучить все правила и нюансы применения. В таком случае работа будет выполнена быстро и качественно.

Как правильно обработать металлическую или деревянную основу:

1. Перед применением горючего вещества стоит продумать, в каких условиях будет использоваться конструкция в дальнейшем. Если это будет место возле горячей трубы или открытого огня, то может возникнуть пожар.

2. Отработанную моторную консистенцию нужно довести до однородности. Для этого можно слить остатки в одну емкость и тщательно перемешать. Проследите, чтобы в масле не было инородных мелких частиц: песка, металлической стружки, деревянных опилок и прочего.

3. Непосредственно перед обработкой нужно позаботиться о личной защите. В отработке содержится масса отравляющих компонентов, которые могут нанести вред здоровью. Если работа будет долгой, то следует использовать респиратор, плотные резиновые перчатки и спецодежду.

4. Древесина зачищается с помощью наждачной бумаги, а металл – жесткой щеткой. Нужно убрать все сколы, ржавчину и коррозию с поверхности.

5. По отработанному наждаком основанию стоит промести кисточкой, чтобы убрать пыль и мелкий мусор, после протереть еще раз тряпкой из натурального материала.

6. Если древесный материал уже подвержен гниению, то здесь потребуется еще и антисептическая пропитка. Для ее нанесения используется исключительно малярная кисть с жесткой щетиной.

7. Для доски или ровной металлической поверхности подойдет валик как средство нанесения масла. Доска и металл также хорошо обрабатывается распылителем, если присутствуют неровности и декоративные элементы. Для использованных веществ маслянистого типа обычно достаточно одного слоя нанесения. Второй может быть лишним.

8. Промазанную доску моторным концентратом нужно оставить на свежем воздухе, чтобы она максимально впитала средство, а лишнее выветрилось.

После качественно выполненной работы, кисти, тряпки и весь сопутствующий инвентарь можно сжечь. Он не подлежит вторичному использованию. В итоге ни дерево, ни метал не гниет и не портится.

На видео: отработанное масло – бесплатная пропитка для дерева.

Виды отработки масла

Не все виды масла могут подлежать утилизации или переработке. Отработанная жидкость должна иметь в составе нефть, уголь или горючие сланцы. Животные и растительные виды не поддаются утилизации. От вида продукта зависят условия его эксплуатации и стоимость. Современные компании классифицируют такие типы масел:

  • турбинное;
  • моторное;
  • индустриальное;
  • трансформаторное;
  • гидравлическое;
  • компрессорное.

Наиболее распространённый и экономичный вид — отработанное автомобильное (моторное) масло. Второе место по доступности занимает индустриальный тип продукта.

Качество продукта

Отработка может использоваться как сырье для производства технических смазок. Продукт становится безопасным для окружающей среды после того, как пройдёт процедуры отстаивания, центрифугирования и абсорбирования.

Перед приёмом отработки оценивают качество жидкости, которое зависит от таких параметров:

  • наличие примесей химического или механического типа;
  • цвет;
  • уровень кислотности;
  • вязкость;
  • температура возгорания и замерзания;
  • уровень щёлочности;
  • наличие избыточной влаги.

Варианты утилизации

Способ утилизации отработанной жидкости зависит от её вида и степени загрязнения. Сделать подобные отходы безопасными для окружающих можно так:

  • очистка на нефтеперерабатывающих заводах;
  • очищение и сжигание в виде топлива;
  • регенерация до первоначального состояния и использование полученной идентичной жидкости;
  • удаление из общего объёма масла особо загрязнённые частицы.

Чаще всего предприятия используют на местах способ восстановления масла, что позволяет значительно продлить срок его службы. На нефтеперерабатывающих заводах из жидкости извлекают топливные и горючие элементы, для последующего сжигания из неё убирают всю лишнюю влагу. Процесс восстановления и сжигания жидкости приносит наименьшую прибыль, но при этом практически не оставляет отходов.

Утилизация не пищевого масла

Утилизация моторного масла, которое применяется в двигателях внутреннего сгорания (ДВС) может быть выполнена несколькими способами:

Механической очисткой, в результате которой удаляются основные механические примеси, образующиеся при работе любого типа двигателя. Очистка выполняется двумя способами – фильтрованием или центрифугированием. В результате часть эксплуатационных показателей восстанавливается, и масло может использоваться в приводах с меньшей интенсивностью работы (например, в малоответственных редукторах механизмов, работающих с пониженными скоростями скольжения);

Частичной регенерацией, при которой на отработанное масло воздействуют серной или соляной кислотой;

Полной регенерацией, которая выполняется на специализированных предприятиях. Она заключается в том, что продукт очищается от влаги, и используется как топливо;

Химическая утилизация моторного масла по способу его регенерации производится так. Исходный продукт предварительно очищается в многоступенчатых фильтрационных установках, подогревается и отстаивается.

Установка для очистки масла

Далее моторное масло подаётся в реактор, куда добавляется серная кислота. Она реагирует с металлическими частицами, и образует сульфатные соединения железа. Сульфаты растворяют в воде, и отправляют на доочистку, а в масляный остаток добавляют диатомитовую глину. Смесь поддают вакуумному прессованию, при котором удаляются остатки воды, а затем транспортируют в дистилляционную колонну, где масло проходит окончательную очистку. Вместо серной кислоты для регенерации могут быть использованы также едкий натр или соляная кислота. Недостаток технологии – её сложность, и необходимость в специальном оборудовании.

Механическая регенерация технологически проще. Исходный продукт (это может быть не только автомобильное масло, но и любая другая смазочная среда) поступает в высокопроизводительные сепарационные установки закрытого типа. Там масло очищается от влаги, и от преобладающего количества механических примесей. Остающийся после утилизации шлам направляется в отстойник, а масло поступает в бак, где в течение некоторого времени естественным образом устраняется пена. Механическая регенерация может являться предварительной ступенью для химической утилизации, а может производиться и самостоятельно. Расходы на такой метод значительно меньше, однако и качество регенерации хуже: находящееся в отстойных баках масло всё ещё имеет до 60% влаги и до 6…8% механических примесей, поэтому используется только как добавка к свежему маслу.

Видео — один из способов регенерации отработанного масла:

Что представляет из себя отработанное масло

К отработанным маслам относятся минеральные масла, произведенные из сырой нефти, или синтетические масла, загрязненные физическими и/или химическими примесями. В зависимости от применения и операционной среды, масло загрязняется или ухудшает свои свойства, после чего становится непригодным для последующего использования.
Источников отработанного масла множество — к ним, в том числе, относятся простые потребители, автомастерские, различные производства и электростанции.

По мировым стандартам к отработанным маслам, подлежащим переработке, относятся (данный список не является полным):

Отработанные моторные масла и смазки в транспортных средствах

  • автомобильные трансмиссионные масла в легковых и грузовых автомобилях, морских судах и авиационном транспорте, которые не используются в качестве топлива;
  • трансмиссионные масла в дизельных двигателях в легковых и грузовых автомобилях, автобусах, морских судах, тяжелом оборудовании и локомотивах, которые не используются в качестве топлива;
  • моторные масла в двигателях, работающих на природном газе;
  • масла в двигателях, работающих на альтернативном топливе;
  • трансмиссионные жидкости;
  • тормозные жидкости;
  • гидравлические жидкости.

Отработанные индустриальные масла

  • компрессорные, турбинные и подшипниковые масла;
  • гидравлические масла или жидкости;
  • масла или масляные эмульсии для металлообработки, в том числе для резки, шлифовки, обработки, прокатки, штамповки, тушения и нанесения покрытий;
  • электроизоляционные масла;
  • масла в холодильниках/блоках кондиционирования;
  • кабельные масла;
  • смазки;
  • теплоносители.

В России также действует ГОСТ 21046-86, в котором определяются общие технические условия отработанных нефтепродуктов.

Что не относится к отработанным маслам?

Материалы, перечисленные ниже, не относятся к отработанным маслам:

  • использованные животные или растительные жиры (они считаются пищевыми отходами);
  • твердые отходы, загрязненные отработанными маслами (например, абсорбенты и металлолом);
  • отходы очистки дна резервуаров с природным нефтетопливом;
  • природное нефтетопливо, добытое из разлива;
  • другие неиспользованные нефтяные отходы;
  • растворители (например лаковый бензин, уайт-спирит, петролейный эфир, ацетон, топливные присадки, спирты, растворители для краски и других чистящие средства);
  • отработанный антифриз, керосин;
  • вещества, которые не могут быть переработаны таким же образом, как отработанное масло.

Факты об использовании смазочных масел

Мировое годовое потребление смазочных масел в 2010 году составило в 42 млн. тонн. Ожидается, что к 2015 году оно составит около 45 миллионов тонн в год.

Оценивается, что в связи с неконтролируемым сливом, сжиганием и другими некорректными методами утилизации доступное для переработки масло в мире составляет около 16 миллионов тонн в год.

Только около 50% (то есть около 20 миллионов тонн) отработанного масла собирается систематически во всем мире.

Физико химические методы утилизации автомасел

Помимо представленных выше классических методов переработки, существуют новые способы, которые вошли в использование относительно недавно. Основное преимущество таких процедур – ненадобность в использовании фильтров и специальных емкостей, вроде бочек, для долгосрочного хранения промасленной ветоши.

Адсорбционная очистка

Основа метода – вещественные частицы, способные собирать продукты загрязнения посредством впитывающих гранул. Рабочий материал представлен естественными ископаемыми, вроде глины, боксита и цеолита. Но сейчас активно используются искусственно — синтезированные учеными материалы:

  • Оксид алюминия (преимущественно).
  • Силикагель (крайне редко).

Провести процесс адсорбции для переработки промасленной ветоши можно двумя способами:

  1. Контактный. В этом случае формируется огромное количество вредного для природы и человека адсорбента, который подвергается обезвреживанию.
  2. Противоток. Вариант используется крайне редко, так как для его реализации необходим дорогостоящий материал – силикагель.

Самым дешевым и эффективным способом считается обработка ветоши и масел в движущемся адсорбенте. Из недостатков можно выделить крайне дорогое и редкое оборудование, которое требует качественного ухода.

Ионно — обменная очистка

Технология представляет собой задержку вредных примесей, которые в растворенном виде распадаются на ионы. Процесс происходит только контактным способом, то есть масляные ветоши смешиваются с частицами иона при прохождении масла через специальное устройство – ионитовая колонна.

Технология очистки, основанная на ионном обмене, прекрасно справляется с кислотным балластом, однако задержку смол обеспечить не в состоянии, что делает ее не практичной для широкого использования. Один литр масла превращает тысячу кубов чистой воды в техническую.

Переработка таких отработанных материалов как бизнес – очень выгодный вариант. Недостатка в сырье нет, а оборудование для переработки отработанного сырья окупится со временем. К тому же покупка фильтров, для первоначальной обработки отходов, обойдется не так дорого. Идеальный вариант – покупка мини — завода по переработке отработанных масел. Его цена, примерно 1,9 — 8,2 миллиона рублей. Конечно ведение подобного бизнеса требует изначально немалых финансовых затрат.

Используйте только безопасные способы утилизации (на данный момент это применение фильтров). Смешивание отработок с другими материалами не допустимо. Отработанные жидкости необходимо хранить в противопожарном месте, используя плотно закрытые бочки. Жидкие масляные смазки следует хранить в герметичных контейнерах.

Варианты применения продукта

Отработанное масло из мотора автомобиля и отработанное растительное масло нельзя выливать на землю. Для этого существуют специальные утилизирующие компании, которые даже оплачивают отработанные масляные материалы. Если объем отработанной жидкости небольшой, то надобности обращаться в такую фирму нет, а собирать такой продукт не имеет смысла. Поэтому стоит подумать о вторичном использовании вещества.

С отработанным маслом в хозяйстве можно сделать многое. Маслам присуща основная функция – это водонепроницаемость, которая защищает любую поверхность. Отработанное масло можно использовать не только как защиту от влаги. Отработка применима для защиты материала от агрессивных атмосферных воздействий. Относительно растительных отработок спектр применения не такой большой, нежели у моторного масла.

Варианты использования:

Можно обрабатывать дерево сверху. Это придаст поверхности блеска, изменит цвет, поменяет фактуру и сохранит волокна от гниения.

Вещество нашло активное применение относительно железных конструкций. Обработанному таким средством металлу не страшны ржавчина и коррозия.

Смазывание ржавых механизмов (велосипедная цепь, дверные петли)

В процессе обработки важно тщательно промазать все составные части механизма

Часто прибегают к использованию моторных отходов, если нужна горючая смесь. Компоненты, входящие в состав вещества, долгое время горят. Благодаря такому «помощнику» можно сжечь даже мокрое сырье.

Таким образом, отработку используют в хозяйстве как грунтовку для досок. При обработке древесины и метала такой продукт просто незаменим. Разжечь мангал или котел станет не проблемой. Плюс ко всему экономятся деньги.

Последовательность процесса утилизации масел

Утилизация отработанного масла происходит в несколько этапов: приём масла на специализированных пунктах экологических компаний, первичная его очистка с подготовкой к утилизации и собственно сам процесс. При этом экономится значительное количество материальных и энергетических ресурсов, ибо себестоимость масла вторичной переработки примерно на треть меньше, чем вновь произведенного, при тех же эксплуатационных и потребительских характеристик. Указанное относится к утилизации моторных отработанных масел, цена на отпуск которых существенно меньше. Пищевые масла рециклингу не подвергают, поскольку ряд канцерогенных компонентов в составе пищевых органических сред в процессе переработки нейтрализовать не удаётся.

Бочки с отработанным маслом

Критериями достижения желаемого результата служат:

Соответствие химико-физических показателей восстановленного моторного масла: вязкость, кислотное число, температура вспышки, наличие вредных примесей (прежде всего, серы), зольность, плотность и прочие параметры, которые ограничиваются соответствующими ГОСТ;

Соответствие эксплуатационных показателей, прежде всего, наличия механических примесей в составе, а также стабильности масел при их длительном хранении в диапазоне температур 20…2000С (ГОСТ 11063);

Долговечность регенерированных масел, которая оценивается так называемым коксовым числом – процентным содержанием остатка, который образуется при термическом разложении масла без доступа воздуха (ГОСТ 8859).

Если переработанное масло выдерживает подобные нормы, то утилизация прошла успешно, и продукт может быть использован вторично.

Если ряд показателей не соответствует нормам государственных стандартов, утилизацию не стоит считать неудачной. Просто отработанный продукт перерабатывается в топочный мазут, и также может быть использован вторично, на этот раз на тепловых электростанциях. Поэтому крупные пункты приёма отработанных масел всегда производят первичную оценку качества исходного сырья, после чего направляют его по назначению.

Видео — установка для утилизации отработанного масла на автобазе

Некоторые виды маслосодержащих сред – например, смазочно-охлаждающие эмульсии и присадки к ним, которые применяются в машиностроении, на станках ЧПУ, на прокатных, холодно- и горячештамповочных производствах, вообще регенерируются по замкнутому циклу. На предприятиях имеются свои участки, куда сдается отработка, там составы очищаются от механических примесей, после чего добавляются в свежие масла и смазки.

Магнитный сепаратор для очистки СОЖ от металлической стружки

Опасно ли отработанное масло

Отработанное масло классифицируется как опасные отходы класса 2 или 3 (высокоопасные или умеренноопасные) и контролируются Базельской конвенцией о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением.

Отработанное масло несет в себе серьезную угрозу для окружающей среды и здоровья людей. Оно опаснее, чем сырая нефть, поскольку в нем содержатся измененные в ходе эксплуатации добавки, полиолефины, смолы, асфальтены, карбены, механические примеси и другие загрязнители.
Отработанное масло:

  • Загрязняет водные ресурсы и почву;
  • Обладает канцерогенным, мутагенным действием и влияет на репродуктивные функции.

Что происходит с обычным отработанным маслом после использования?

Некоторая часть масла (в том числе часть нефти, попавшей в океан вследствие аварий) просто сжигается. Часть утилизируется как опасные отходы. И большая доля отработанного масла просто сливается в канализацию, дренажные системы или водоемы, загрязняя воду, которую мы пьем, и землю, на которой выращиваем продукты.

Некоторая часть отработанного масла перерабатывается. Если оно было слито должным образом, то его можно собрать, переработать и затем повторно использовать. В России, к сожалению, перерабатывается очень малый процент отработанных масел. По некоторым оценкам он составляет от 3% до 20%.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector