Ремонт шаровой опоры своими руками. Когда лень покупать новое

Диагностирование опоры

Можно выделить два способа проверки – визуальный и механический. В первом случае достаточно только осмотра. В его процессе выявляете на пыльнике трещины, дырки, оцениваете состояние. Если имеются повреждения, то необходимо провести замену резинового пыльника. Более полную информацию о состоянии подвески сможет дать лишь диагностирование механическим путем. Для этого придется использовать яму, подъемник или эстакаду. Сначала попробуйте руками подергать колесо, взяв его за верхнюю и нижнюю часть. Для более точного диагноза потребуется помощь монтировки – устанавливаете ее между ступицей и рычагом подвески. Если люфт есть, вы его сразу же почувствуете.

Последствия выхода из строя шаровой опоры, особенно на скорости, могут быть весьма плачевными

Можно с пальца шаровой опоры извлечь ступицу и проверить люфт. Если проблемы есть, то палец будет легко вращаться вокруг своей оси и из стороны в сторону. В таком случае лучше всего провести замену, причем не вздумайте на новой детали использовать старые пыльники. Замена и проверка шаровой опоры проста, трудностей не должно возникнуть ни у кого. Но если вы ни разу не сталкивались с подобной процедурой, то лучше в первый раз посетите СТО или попросите опытного знакомого помочь. Внимательно посмотрите, как проделывается эта работа, какие инструменты и приспособления необходимо использовать. А вот в следующий раз можно будет заняться этим делом и самостоятельно.

Особенности устройства шаровых опор

Шаровая опора – важная деталь любого автомобиля, являющаяся конструктивной частью подвески, содержащая металлический палец, оснащённый концом, имеющим шарообразную форму и резьбу на противоположных сторонах. В её состав обязательно включён специальный корпус, способный заполняться полимером, содержащий гнездо определённой формы. Шарообразный конец позволяет с лёгкостью вставлять деталь внутрь гнезда, исключая люфты. Правильная установка должна сохранять возможность успешного перемещения пальца в различных направлениях. Соединение должно закрываться пыльником, выполненным из качественной резины. Данный пыльник исключает попадание грязи, а также пыли в узел, благодаря чему шансов на успешную эксплуатацию шаровых опор предоставляется больше.

Край устройства, оснащённый резьбой, вставляется в предназначенные отверстия, предусмотренные на подвеске-рычаге, затем прикрепляются гайкой. Для успешного функционирования комплектующей нужно обеспечить взаимную подвижность опорного механизма к рычагам подвески. Внимательно изучая современную продукцию комплектующих, надо понимать, что у некоторых моделей шаровых опор отсутствуют резьбовые соединения

Таким образом, важно знать особенности функционирования запчасти, гарантирующие успешную эксплуатацию

Замена шаровой опоры ВАЗ 2107 своими руками

1. Первым делом, разумеется, необходимо снять колесо.

2. Далее, используя щетку по металлу, очистите крепления шаровых опор.

3. Обработайте все соединения, которые будете откручивать (как показано на фото), используя проникающую жидкость для резьбовых соединений WD-40 или аналогичную.

4. Возьмите ключ на «22» и открутите гайки верхней и нижней шаровых опор примерно на полтора-два оборота.

5. Теперь установите специальный съемник для шаровых опор.

6. Как правило, за один прием, получается вытянуть сразу две шаровых опоры: первой «отстреливает» верхняя, а потом нижняя. Если по каким-то причинам шаровая не поддается и остается на месте, то используя стальную выколотку и молоток, можно помочь ей выйти. Удары наносить необходимо по выступу, который на поворотном кулаке.

7. Когда шаровые опоры ВАЗ 2107 удалось выпрессовать — открутите крепежную гайку верхней шаровой и достаньте шаровую опору из кулака.

8. Если палец прокручивается — зажмите рычаг, используя монтажку.

9. Открутите крепление шаровой опоры к верхнему рычагу.

10. Теперь можете снять шаровую.

11. Далее нужно аккуратно очистить посадочное место шаровой  опоры на рычаге, при этом внимательно приглядитесь к рычагу, нет ли на нем каких-либо повреждений или трещин.

12. Снимите уплотнительную шайбу со старой шаровой опоры и установите ее на новую шаровую.

13. Перед тем как установить шаровую опору, ее необходимо тщательно смазать, для этого используйте смазку ШРБ-4, «Литол-24».

14. Установите пыльник вместе с шайбой.

15. Теперь можно закручивать шаровую к рычагу. Установите шаровую в кулак и затяните гайку.

16. Открутите гайку нижней шаровой, почти всегда палец начинает прокручиваться, чтобы избежать этого, установите монтажку между кулаком и тормозным щитом, затем сделайте боковой натяг в соединении пальца и кулака.

17. Если не помогло — установите в зазор между нижним рычагом и кулаком разводной ключ и с его помощью удерживайте палец от прокручивания.

18. Гайка откручена, можно поднимать кулак наверх. В разрез между верхней частью кулака и нижним рычагом  установите ключ на «22», это сделает дальнейшую работу более удобной.

19. Открутите шаровую опору ВАЗ 2107 от рычага.

20. Опять-таки внимательно осмотрите рычаг и посадочное место, затем очистите последнее от ржавчины и грязи.

21. Возьмите новую шаровую опору и проверьте наличие смазки в нижней части. Для этого используйте ключ на «7», открутите им заглушку.

22. Если смазки не оказалось, наполните шаровую смазкой, используя медицинский шприц без иглы.

23. Установите шаровую опору на место снизу рычага и прикрутите ее к кулаку.

Вот и все! Новые шаровые опоры успешно установлены, следовательно можно сделать вывод, что самостоятельная замена шарововых опор — прошла успешно! Всего вам доброго, дерзайте и у вас непременно все получится!

Первые признаки поломки

Внешний вид шаровой опоры автомобиля

При движении автомобиля слышен небольшой хруст или легкое постукивание – это первый признак неисправности. Особенно он заметен при прохождении поворотов. Очень часто слишком легкий руль или его увеличенный люфт сопровождают стук. Главное – не спутать с поломкой ШРУСов, ведь они при вывернутом до упора руле в начале движения тоже издают неприятный хруст. Если верить книжкам, то шаровые опоры вечные (при условии, что в них всегда есть смазка, а эксплуатация проходит в нормальных режимах). Наверное, такой режим эксплуатации – это лежание на прилавке в магазине.

На деле же в процессе эксплуатации нарушается целостность пыльника. Резина, из которой он изготовлен, постоянно находится под воздействием грязи и воды. Со временем поверхность пыльника высыхает, он покрывается микротрещинами, которые потом превращаются в полноценные дыры. И дальше мелкие частицы попадают внутрь шаровой, постепенно разбивая металл. В итоге вы будете слышать неприятные хрусты и постукивания. По сути, ничего больше и не нужно для выхода шаровой из строя, достаточно постоянного попадания грязи и пыли. А результат такой поломки – это увеличение люфта и вероятность заклинивания. В последнем случае не получится повернуть руль, какое бы усилие вы ни прикладывали к нему.

Первичную проверку шаровой можно осуществить практически «голыми руками»

Ремонт

Еще не так давно, единственным способом устранения подобной неисправности, являлась замена детали. Но, сейчас есть возможность отремонтировать шаровую. Для этого существует несколько способов. Все они основаны на особенностях строения опоры. Сначала определимся с особенностями строения. Состоит опора из металлического пальца, который с одной стороны шарообразен, а с другой имеет резьбу. Шарообразный конец помещен в корпус, наполненный пластичной смазкой, и с одной стороны защищенный пыльником. Проблема с деталью обычно возникает по причине выработки смазки. При повреждении пыльника, процесс ремонта занимает минимальное количество времени. Для устранения неисправности придется купить новые пыльники. Изношенные пыльники необходимо снять с шаровой с помощью шлицевой отвертки, после чего аккуратно ставим новый компонент. Весь процесс производится на снятой детали.С устранением основной проблемы, придется повозиться чуть дольше. Для восполнения количества смазки, желательно воспользоваться специальным приспособлением. Производится работа в следующем порядке:

Снимаем лапу (рычаг) с машины, будьте осторожны

На нижний рычаг в некоторых моделях опирается пружина, неосторожное ее снятие может привести к травме;
В основании шаровой опоры сверлится отверстие, обычно для этого требуется сверло с диаметром 5;
С помощью метчика нарезается резьба. Шаг резьбы выбирается, исходя из особенностей вашего прибора;
В получившееся отверстие вкручивается прибор для выполнения ремонта

К нему подключается картридж с полимером;
Для самого процесса работы понадобится газовая горелка или строительный фен. Палец опоры шевелят, при этом в корпус подается полимер. Саму опору в этот момент нагревают, так можно добиться более качественного распределения материала. Как только палец начнет шевелиться с трудом, работу прекращают;
В отверстие вкручивают болт, под пыльник помещают любую подходящую смазку.

После окончательного остывания шаровой, руками проверяют ее на люфт. Она не должна шевелиться. После установки детали на автомобиль, проводят еще одну проверку. Любым описанным выше способом. Только после этого можно наверняка сказать, что шаровая отремонтирована успешно. Заключение. Отечественные дороги оставляют желать лучшего. Поэтому, каждый водитель не понаслышке знаком с неисправностями подвески. Одной из частых работ по поддержанию автомобиля в полностью исправном состоянии, является ремонт шаровой опоры своими руками. Сделать это можно с минимальными материальными затратами, что безмерно обрадует владельцев иномарок.

Диагностика узла

О необходимости проведения работ по реставрации шаровых опор можно узнать благодаря диагностике. Как только во время движения по неровной дороге слышится скрип и стук от подвески, то узел изношен и его необходимо восстановить. Для точного определения источника этих звуков диагностику лучше проводить вдвоем — один человек заходит в смотровую яму и кладет руку на шаровую опору, а второй начинает раскачивать автомобиль.

Если звук ощущается рукой, то опору необходимо снять и проверить на наличие люфта в шарнирном соединении, закрепив ее в тисках. Следует помнить, что палец не должен двигаться под воздействием легких усилий, но при этом он не должен и закусываться. Также рекомендуется провести аналогичную проверку в следующих ситуациях:

  • При повороте рулевого колеса слышен скрип.
  • Во время движения по прямой наблюдается самопроизвольное виляние машины.
  • Для поворота руля приходится прикладывать достаточно большое усилие.

Ремонтные работы

Сразу следует отметить, что после завершения ремонта шаровая опора не восстановится полностью и срок ее службы будет меньше. Однако если все было сделано правильно, то можно не переживать за безопасность эксплуатации узла. Существует несколько способов восстановления работоспособности шаровой. В домашних условиях чаще всего используется две технологии:

  • Ремонт шаровых опор полимером по технологии SJR.
  • Разборная — из неразборного корпус переделывается в разборный, после чего проводится шлифовка шаровой поверхности пальца и меняются вкладыши.

С помощью полимера

Суть этого метода состоит в нагнетании разогретого полимерного материала в корпус. При этом опору не требуется разбирать, но необходимо изготовить экструдер. Стоит отметить основные преимущества этого метода:

  • Так как конструкция корпуса не разрушается, обеспечивается высокая надежность заводского соединения.
  • Полимер заполняет все пустоты и места выработки, ставшие причиной выхода опоры из строя.
  • Когда материал застывает, он образует цельный вкладыш, характеристики которого как минимум не уступают заводской детали, а порой и превосходят их.
  • Полимер содержит в своем составе специальные ингредиенты, обеспечивающие качественную сухую смазку пальца.
  • Достигается высокая прочность при ударных нагрузках.

Для применения этой технологии в нижней части корпуса следует просверлить отверстие, диаметр которого выбирается в соответствии с используемым экструдером. Необходимо тщательно очистить зазор между вкладышами и шаровой поверхностью пальца от грязи, а также продуть узел воздухом для удаления стружки и песчинок.

Полимер нагнетается в корпус с помощью экструдера через заранее просверленное отверстие. Как только пластмассовый состав застынет, ремонтные работы можно считать завершенными. Единственным недостатком этой технологии является отсутствие возможности проверить геометрию сферической поверхности пальца.

Разборный метод

После того как опора будет снята, необходимо разобрать корпус. Для этого потребуется высверлить в одной половине все точки сварки, разделив после этого деталь на две части с помощью молотка и зубила. Затем стачиваются развальцованные края и наносится удар по торцу пальца, чтобы отделить дно корпуса. После измерения внутреннего и наружного диаметров корпуса изготавливается кольцо с аналогичными размерами и внутренней резьбой, а также пробка, которая вворачивается в эту деталь. Высота кольца должна составлять порядка 10 см.

После этого в корпус помещается новый вкладыш и отреставрированный палец. Соединив две части корпуса, их следует прихватить сваркой

При этом необходимо проявить осторожность, чтобы избежать перегрева вкладыша

Замена

Как и было сказано выше, процесс замены не так уж сложен. Можно спокойно заменить шаровую опору самому. Начать нужно со следующих действий:

  • поднимаем автомобиль так, чтобы можно было подвесить нужное колесо (операция проводится при помощи домкрата и подкладываемого упора);
  • снимаем колесо;
  • берём ключ на 22 и откручиваем гайку пальца верхней шаровой опоры.

Идём дальше, но теперь нам понадобится специальный съёмник шаровых опор:

С его помощью нужно выпрессовать палец шаровой опоры. Но если нет возможности найти такой съёмник, можно также воспользоваться «дедовским» способом. Но это очень трудный процесс и к тому же занимает много времени. Этот способ заключается в том, что необходимо наносить сильные удары по проушине поворотного кулака молотком, одновременно отжимая верхний рычаг монтировкой.

Продолжаем демонтаж шаровой:

  • откручиваем три гайки с болтами, которые фиксируют шаровую опору (для этого воспользуемся двумя ключами на 13);
  • находим прижимную пластинку, которая бывает расположена сверху пыльника (вот как она выглядит);

её нужно будет снять.

Необходимо помнить о том, что открутить самоконтрящуюся гайку пальца шаровой опоры до конца обычным способом не удастся. Она упирается в рычаг поворотного кулака. Поэтому следует делать это в два приёма. Сначала нужно открутить её ключом на 22, а затем установить съёмник и выпрессовать палец. После этого можно будет полностью открутить гайку, поднимая поворотный кулак.

Продолжаем процесс замены:

  • находим гайки, которые фиксируют шаровую к нижнему рычагу (опора крепится в таком случае без прижимной пластины);
  • откручиваем их ключами на 13;
  • снимаем шаровую опору.

Прежде чем заменить её новой деталью, необходимо обязательно провести смазку. Можно дополнительно капнуть немного нигрола внутрь новой шаровой опоры. Также рекомендуется смазать и пыльники. Хотя не следует забивать маслом пыльник полностью. Это может привести к повреждению резины.

На видео — замена шаровых опор Рено Логан:

Процесс установки новой шаровой опоры проводится в обратной последовательности. Нужно помнить и о том, что палец шаровой опоры в процессе закручивания проворачивается. Во избежание этого следует подпереть опору монтировкой.

Самые частые поломки

Как самостоятельно определить неисправности узла, и какими бывают поломки данной комплектующей?

Явные признаки, свидетельствующие о неисправностях шаровой опоры:

  • наличие постороннего звука, который возникает в при поездках по неровной дороге. Данный звук напоминает чвакание, так как предполагается соударение пластмассы с металлической поверхностью конструкции;
  • зимой слышен скрип во время поездок. Такое проявление говорит о том, что разорвался защитный пыльник шаровой опоры. Если сквозь трещины, образовавшиеся в резине, вода будет попадать во внутреннюю часть механизма, возможно замерзание смазки.

Современная шаровая опора представляет собой долговечную запчасть автомобиля. Данному изделию не страшны любые временные и внешние факторы. В то же время наибольший риск для функционирования скрывается в грязи и влаге. Если есть риск проникновения загрязнения во внутреннюю часть узла, появляется серьёзная опасность повредить защитный пыльник с дальнейшим нарушением комплектующей.

На пыльнике образуются мелкие трещины, обусловленные длительной эксплуатацией либо погодными условиями. В некоторых случаях проявляется человеческий фактор.

При длительной езде появляется риск появления полостей на полимерном материале и поверхности детали. При таком развитии ситуации появляется риск возникновения люфта, который также бывает опасным явлением, при котором авто нуждается в ремонтных мероприятиях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *