Коромысло клапана ЯМЗ-236
Содержание:
- 1 Коромысло рокер клапана в устройстве ГРМ
- 2 Боек — коромысло
- 3 Детали клапанных механизмов газораспределения коромысла
- 4 Итак, приступим к изготовлению коромысла
- 5 Коромысло — клапан
- 6 1 Назначение, устройство и материалы коромысла. Коромысло двигателя ЗИЛ-130
- 6.0.0.1 2.3 Устройство и назначение диссольвера (СМУ)
- 6.0.0.2 1.Назначение и устройство
- 6.0.0.3 2. Назначение, конструкция и материалы валов
- 6.0.0.4 2.1 Назначение и устройство сварной конструкции
- 6.0.0.5 1.2 Назначение, устройство трансформатора
- 6.0.0.6 3.1 Назначение, устройство приспособления
- 6.0.0.7 3. Назначение и общее устройство
- 6.0.0.8 2.5 Назначение и устройство форсунки
- 6.0.0.9 1.1 Назначение, устройство и характеристика
- 6.0.0.10 1.1 Назначение, устройство, принцип действия
- 6.0.0.11 Задвижка. Общее устройство, достоинства и недостатки, область применения, материалы
- 6.0.0.12 1.2 Назначение и устройство станка
- 6.0.0.13 3. Назначение и общее устройство
- 7 Коромысло клапана двигателя СМД
Коромысло рокер клапана в устройстве ГРМ
Рокер (рычаг привода клапана) — конструктивный элемент механизма привода клапанов. Встречается также название роликовый рычаг или коромысло. Задачей рокера становится передача усилия от кулачка распредвала на шток (стержень) клапана при верхнем расположении распредвала. Данное решение в устройстве привода клапанов обеспечивает ГРМ меньшую массу и снижает трение.
Коромысло (рокер клапана) принимает на себя поступательное движение штанги толкателя и передает это движение на шток клапана. Начальное усилие передается от кулачка распределительного вала. Рокеры находятся в верхней части ГБЦ. В центральную часть рокера впрессована ось, положение которой зафиксировано при помощи двух опорных штифтов коромысла. Опорные штифты вставлены в специальные стойки, которые в отдельных вариантах конструкции изготовлены в корпусе головки блока цилиндров.
Коромысло с одной стороны опирается на шток клапана, а с другой может опираться на гидрокомпенсатор. Некоторые конструкции механизма привода клапанов предусматривают то, что рокер опирается на специальную шаровую опору. Место контакта рокера и кулачка распределительного выполняется в виде ролика.
Коромысла клапанов в современных двигателях постепенно исключаются из устройства ГРМ благодаря активному применению конструкции с верхним расположением распределительного вала. Главной целью использования рокеров сегодня становится задача по уменьшению габаритов мотора. Это может быть необходимо для размещения ДВС в подкапотном пространстве малогабаритного автомобиля.
Рокер является рычагом, который имеет два «плеча» (двухплечевой рычаг). Коромысло клапана изготавливают при помощи формовки стали, методом литья или ковки. Последний вариант является более предпочтительным, так как кованые элементы имеют повышенную прочность. Кованые рокеры устанавливаются на мощные силовые агрегаты.
Принято выделять длинное и короткое плечо коромысла. Длинное плечо имеет особую укрепленную поверхность цилиндрической формы. Данную поверхность принято называть бойком рокера. Своим бойком коромысло получает упор на торцевой конец штока клапана. В месте окончания короткого плеча коромысла клапана присутствует регулировочный болт, который позволяет осуществить регулировку глубины зазора между клапаном и рычагом привода клапана. Если конструктивно имеется гидрокомпенсатор, тогда тепловой зазор регулируется автоматически, снижая шум и делая работу ГРМ более мягкой.
Гидрокомпенсатор (гидротолкатель) представляет собой цилиндр, который имеет в основе поршень с пружиной, обратный клапан и специальные каналы для реализации подвода моторного масла из системы смазки ДВС. Если гидравлический компенсатор расположен на толкателе клапана, такое устройство называется гидравлический толкатель (гидротолкатель).
Дополнительно в коротком плече имеется отверстие, которое обеспечивает доступ моторному маслу для смазки элементов. Для предотвращения перемещения рокера по оси коромысло удерживается при помощи спиральной пружины. Коромысло работает по следующему принципу, когда кулачок распредвала оказывает усилие на короткое плечо рокера, тем самым происходит подъем. Длинное плечо опускается вниз, осуществляя нажатие на шток клапана. Дополнительными элементами в конструкции рокера являются втулки для снижения трения.
В процессе работы боек рокера, подшипники и само коромысло подвержены механическим и тепловым нагрузкам, что приводит к износу и повреждениям. Коромысло может разламываться, что означает прекращение работы клапана. Если рокер сломался, тогда неисправность проявляется в виде характерного стука в ГБЦ и снижения отдачи от ДВС на различных режимах работы.
Боек — коромысло
Боек коромысла шлифуют по шаблону до выведения следов изнашивания; при уменьшении высоты бойка за пределы допускаемой и при снижении твердости бойка его наваривают электродами Т-590 или Т-620 и обрабатывают по шаблону под нормальный размер или наплавляют другими электродами и закаливают до необходимой твердости.
В схеме I боек коромысла 4 плоский, тарелка толкателя 5 — сферическая, в схеме II — наоборот. Инверсия устраняет поперечные нагрузки на толкатель.
В конструкции 1 боек коромысла выполнен плоским, тарелка толкателя — сферической; в инвертированной схеме / / боек — сферическим, тарелка толкателя — плоской. Результатом инверсии является уменьшение поперечных усилий на толкатель. Кроме того, боек можно выполнить цилиндрическим, что обеспечивает линейный контакт в сочленении, тогда как в конструкции по схеме / контакт точечный.
В схеме I боек коромысла 4 плоский, тарелка толкателя 5 — сферическая, в схеме II — наоборот. Инверсия устраняет поперечные нагрузки на толкатель.
Регулировка зазоров между клапанами и коромыслами. |
При уменьшении этого зазора удлинившийся клапан, упираясь в боек коромысла, неплотно прилегает к своему гнезду, вследствие чего снижается компрессия в цилиндре, фаски выпускных клапанов обгорают из-за нарушения отвода тепла, а стержни клапанов заедает в направляющих втулках.
Износ торцов стержня клапана, штанги, толкателя, а также бойка коромысла, изгиб штанги увеличивают зазор в передаточных деталях механизма газораспределения, что приводит к неполному открытию клапанов, ограничивает газообмен в цилиндрах и создает шум при работе двигателя.
Между коромыслами на их оси установлены распорные пружины и регулировочные шайбы для центровки бойка коромысла по оси клапана.
Коромысла изготовляют из стали или ковкого чугуна. Боек коромысла подвергают закалке, затем шлифуют и полируют.
Декомпрессионный механизм с регулировочными болтами 6, показанный на рисунке 31 в, регулируют при закрытом состоянии клапана. Отпускают контргайку 7 и ввертывают болт 6 до тех пор, пока головка этого болта не коснется коромысла, а боек коромысла — торца стержня закрытого клапана.
При наличии компенсаторов во многих случаях отпадает необходимость выдерживать предельно высокую точность сопряженных деталей, этим облегчается процесс их изготовления, уменьшается стоимость изделия. Особенно ощутимый эффект дает использование компенсаторов при многозвенных размерных цепях, например в газораспределительном механизме двигателя, где в длинной цепочке, состоящей из 10 взаимосвязанных деталей, температурные изменения и износ компенсируются одним винтом у бойка коромысла.
К поверхностям скольжения газораспределительного механизма масло поступает под давлением из канала 4 блока цилиндров через маслоподводящий кронштейн 5 я пустотелую ось толкателей. По сверлениям в оси масло направляется для смазки опорных поверхностей толкателей, а по сверлениям в толкателе, штанге, регулировочном винте коромысла, в коромысле смазка подается к шаровым опорным поверхностям штанги и к втулке коромысла. Боек коромысла и стержень клапана смазываются путем разбрызгивания масла, поступающего через сверление в верхней части коромысла.
Схема установки распределительных шестерен. |
На валике / / ( рис. 7) декомпрессора, вращающегося з кронштейнах 14, установлено четыре винта 36, расположенных против выпускных клапанов. Угловое расположение рычага относительно корпуса 5 и соответственно валика декомпрессора определяется двумя положениями фиксатора. Декомпрессор включается при помощи рукоятки 7 ( рис. 36) ( при дистанционном управлении из кабины) или рычагом 10 при ручном управлении. При включении декомпрессора винт 36 ( рис. 7), воздействуя через боек коромысла, открывает клапан.
Клапаны при работе подвергаются воздействию высоких температур и разъедающему действию газов. Температура выпускных клапанов достигает 600 — 800 С, а впускных-300 — 400 С, причем более низкая температура впускных клапанов имеет место ввиду охлаждения их воздухом при такте впуска. Поэтому клапаны изготовляют из легированной стали: впускные — из хромистой или хромоникелевой стали, выпускные-из жаростойкой силь-хромовой стали. Конец стержня клапана подвергается термической обработке, которая уменьшает износ торца от действия бойка коромысла.
Детали клапанных механизмов газораспределения коромысла
Коромысла представляют собой двуплечие рычаги и служат для изменения направления движения, передаваемого от штанги к клапану (см. рис. 1 и 2). Коромысла, как правило, имеют плечи разной длины. Плечо, обращенное к клапану, всегда бываете 1,5— 2,0 раза больше плеча со стороны штанги. Благодаря этому удается обеспечить необходимую высоту подъема клапанов при значительно меньших перемещениях толкателей и штанг. Это снижает инерционные нагрузки в механизме газораспределения и повышает его долговечность.
Рис. 1 — Клапанные механизмы:
а) обычный верхнеклапанный с размещением коромысел на общей оси: 1 — резиновый защитный колпачок; 2 — тарелка пружины; 3 — втулка конусная; 4 — сухарики;5 — седло клапана; 6 — клапан; 7 — направляющая » втулка; 8 — опорная шайба;9 — стопорное кольцо; 10 — пружина; 11— коромысло; 12 — контргайка; 13 — регулировочный болт; 14 — наконечник штанги; 15 — ось коромысел; 16 — стойка оси коромысел; 17 — штанга;
б) с индивидуальными опорами коромысел: 1— распределительные вал; 2 — толкатель;3 — штанга; 4 — штырь-стойка шаровой опоры; 5 — коромысло; 6 — регулировочнаягайка; 7 — шаровая опора коромысла; 8 — тарелка пружины; 9 — защитный колпачок;10 — пружина; 11— клапан; 12 — поршень.
Рис. 2 – Детали газораспределительного механизма двигателя ЯМЗ-236:
1 — ведущая шестерня привода топливного насоса; 2 — упорный фланец распределительного вала; 3 — шестерня распределительного вала; 4, 6, 23 — болты; 5 — замковая шайба; 7 — ведомая шестерня привода топливного насоса; 8 — упорный фланец; 9 — шарикоподшипники; 10 — вал привода топливного насоса; 11 — ось коромысла; 12 — коромысло; 13 — упорная шайба; 14 — регулировочный болт; 15 — установочный штифт; 16 —штанга; 17 — направляющая втулка клапана; 18 — клапан впускной; 19 — клапан выпускной; 20 — втулки оси толкателей; 21 — ось толкателей; 22 — толкатели; 24 — подшипники (втулки) распределительного вала; 25 — втулка толкателя; 26 — ролики; 27 — распределительный вал; 28 — кулачки; 29 — опорная шейка вала
Коромысла отливают из чугуна и стали методом точного литья или штампуют из стали марки 45. Поверхность длинного плеча коромысла, соприкасающаяся с торцом стержня клапана, имеет цилиндрическую форму и подвергается термообработке, а затем шлифуется. Короткое плечо снабжается резьбовым отверстием под регулировочный болт 13 (см. рис. 1, а). Головка его закалена и имеет сферическое углубление для наконечника штанги 14, а со стороны резьбового торца — прорезь для отвертки. Болт имеет центральный канал и проточку для подвода масла к наконечнику штанги. В заданном положении он удерживается гайкой 12.
Коромысла чаще всего снабжают подшипниковой втулкой из оловянистой бронзы и устанавливают на полой стальной оси, которая па стойках или кронштейнах крепится к головке блока цилиндров. От продольного перемещения на оси коромысла обычно удерживаются пружинами. В двигателях ЯМЗ (см. рис. 2) коромысла 12 имеют индивидуальные оси 11, выполненные вместе со стойками, которые с помощью штифтов 15 фиксируются в заданном положении и крепятся болтами 23 к головкам цилиндров.
В последнее время находят применение коромысла, отштампованные из листовой стали (см. рис. 1, б), которые устанавливаются на индивидуальных резьбовых штырях-стойках 4. Стойки 4 запрессовываются в головку цилиндров, а коромысла 5 совершают качательное движение около шаровой опоры 7, положение которой на стойке можно изменять с помощью гайки 6.
Для смазки коромысел масло подается под давлением из общей системы смазки через их полые оси. К коромыслам с индивидуальными шаровыми опорами масло поступает по штангам 3 (см. рис. 1, б) или по стойкам 4, к которым в этом случае подводится отдельная магистраль.
Newer news items:
Older news items:
Итак, приступим к изготовлению коромысла
Для этого подберем подходящую сырую березу диаметром не менее 80 мм и длиной примерно 1,5 м. Бересту снимать не будем (мой наставник утверждал, что она хорошо удерживает воду), топором придадим заготовке черновую форму коромысла с запасом на деформацию при сушке (см. рис. 1)
При этом следует особое внимание обратить на место сгиба — нужно следить, чтобы оно было одинаковой толщины по всей длине и не имело сучков и трещин. Иногда с внутренней стороны будущего сгиба коромысла делают небольшие запилы глубиной 2-3 мм через равные промежутки
Рис. 1. Заготовка коромысла(а — отправной размер). |
На противоположных запилам концах заготовки коромысла делают небольшие зарубки для бечевки, при помощи которой стягивают концы заготовки, сгибая будущее коромысло. Перед сгибанием коромысла концы заготовки необходимо опустить минут на 5-10 в кипящую воду, чтобы в дальнейшем при сушке древесина в этих местах не трескалась — так пояснял мастер. Далее место сгиба коромысла замачивают в воде, хорошенько распаривают на костре и при помощи бечевы и упора изгибают до нужного радиуса, следя при этом, чтобы кривизна изгиба коромысла была плавной и равномерной. Достигнув нужного положения, фиксируют коромысло в изогнутом состоянии бечевой. После просушки заготовки острым топором и рубанком доводят коромысло до нужных размеров (см. рис. 2).
Рис. 2. Общий вид коромысла. |
На концах коромысла делают выемки, за которые цепляют ведра. В дальнейшем вместо выемок стали применять закрепленные по концам коромысла металлические крючки. Обычно эти крючки для зацепки ведер изгибают из 4-6 миллиметровой стальной проволоки. Форма и размеры крючков показаны на рис. 3.
Рис. 3. Крючок для подвешивания ведра:а — собственно крючок; б — скобка. |
Для крепления крючка на конце коромысла вырезают небольшую канавку, вбивают крючок в предварительно просверленное отверстие и еще на всякий случай фиксируют крючок скобой (рис. 2). Вот и все — коромысло готово!
Однако, что ж это за коромысло да без украшений? Ни одна уважающая себя хозяйка за водой с таким коромыслом не пойдет. Для украшения у мастера имелось несколько металлических изогнутых и прямых фигурок — клейм, при помощи которых он и выжигал разнообразнейшие замысловатые узоры на коромысле. Для выжигания клейма приходилось раскалять на огне.
Готовое коромысло неплохо пропитать постным маслом, после чего его надо несколько раз «прокалить» на жару до полного выделения «лишнего» масла, или же коромысло можно просто хорошенько проолифить и покрасить.
Напоследок хочу обратить ваше внимание, что при выделке и украшении коромысла можно применять любые технологии, но параметры и принцип его изготовления останется прежним. Размер коромысла всегда определяется индивидуально, потому на приведенном рисунке 1 указаны только те размеры, которые не зависят от габаритов водоноса
И, конечно же, прошу учесть, что если по той или иной причине вам придется уменьшить ширину какой-либо части коромысла, то его прочность должна быть компенсирована увеличением толщины той же части, и наоборот.
Порекомендуйте эту страницу друзьям или добавьте в закладки: |
Коромысло — клапан
Устройство гидрозатвора. |
Чтобы завести клапан этого типа, достаточно поставить рычаг с грузом в открытое положение, а штифт рычага с молоточком сцепить с коромыслом клапана.
Под давлением смазываются шатунные и коренные подшипники коленчатого вала, поршневой палец, подшипники распределительного вала, разрезная ось, втулки и пяты толкателей, штанги, коромысла клапанов. К остальным деталям масло поступает разбрызгиванием или самотеком.
Перед запуском необходимо проверить зазоры между штокам и коромыслами клапанов, наличие охлаждающей жидкости в конденсаторе, осмотреть запальную свечу, открыть доступ охлаждающей воды в конденсатор, смазать коромысла клапанов. После прогрева двигателя в течение 20 — 25 мин переводят работу двигателя на испытуемое топливо и устанавливают стандартный режим испытания.
В двигателе под давлением смазываются шатунные и коренные подшипники коленчатого вала, поршневой палец, подшипники распределительного вала, разрезная ось, втулки и пяты толкателей, штанги, коромысла клапанов. Остальные трущиеся детали смазываются разбрызгиванием или самотеком.
В моторостроении — коленчатые валы, фрикционные диски, зубчатые колеса, неазотируемые гильзы цилиндров, впускные клапаны тихоходных дизелей, шатунные болты и гайки, силовые шпильки, коромысла клапанов и другие улучшаемые детали, закаливаемые в масле.
Схема смазки двигателя ЗИЛ-130. |
Под давлением масло подается из главной магистрали также к подшипникам распределительного вала и его упорному фланцу, толкателям клапанов, опорам промежуточного валика привода прерывателя-распределителя и валика масляного насоса, коромысла клапанов и верхним наконечникам штанг.
Смазочный насос. |
Таким образом, периодически во время совпадения отверстий во второй шейке распределительного вала с отверстиями в блоке масло попадает внутрь валиков коромысел, а оттуда по сверлениям в валиках на подшипники коромысел клапанов. Сферы штанг толкателей смазываеются по сверлениям в коромыслах клапанов.
Под давлением дизеля ЯМЗ-236 смазываются: коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, поршневые пальцы, подшипники распределительного вала и его упорный фланец, ось промежуточной шестерни, толкатели и втулки коромысел клапанов. Все остальные трущиеся детали смазываются способом разбрызгивания масла. Фильтр грубой и тонкой очистки находится с левой стороны в передней части дизеля. Двухсекционный шестеренчатый масляный насос закреплен в передней части дизеля внутри картера.
В моторостроении — коленчатые валы, неазотируемые гильзы цилиндров, фрикционные диски, шестерни, впускные клапаны ( тихоходных дизелей), шатунные болты, гайки шатунных болтов, силовые шпильки, коромысла клапанов и другие улучшаемые детали, закаливаемые в масле.
В двигателе под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала, поршневой палец, промежуточная шестерня привода масляного насоса, ось промежуточной шестерни привода механизма газораспределения, валик коромысел клапанов и насосов-форсунок, подшипник вала привода воздушного нагнетателя. Кроме того, масло под давлением из форсунки верхней головки шатуна подается на внутреннюю поверхность днища поршня для его охлаждения.
Из магистрали масло поступает к трущимся поверхностям коренных 6 и шатунных 7 подшипников коленчатого вала, к поршневым пальцам 19, к втулкам 3 распределительного вала, к распределительным шестерням 2 и к подшипникам 20 коромысел клапанов. Остальные детали смазываются маслом, вытекающим из зазоров перечисленных деталей и разбрызгиваемым коленчатым валом и шатунами. Когда масло не нуждается в интенсивном охлаждении, масляный радиатор выключают из системы смазки поворотом крана 12 ( рис. 87) в корпусе фильтра.
Детали машин и области применения: применяют для производства деталей небольшого сечения, коленчатые валы, зубчатые колеса, неазотируемые гильзы цилиндров, впускные клапаны тихоходных дизелей, шатунные болты и гайки, силовые шпильки, коромысла клапанов и др. улучшаемые детали моторов; турбинные диски, валы зубчатых передач турбин, детали соединительных муфт турбин, роторы турбокомпрессоров.
1 Назначение, устройство и материалы коромысла. Коромысло двигателя ЗИЛ-130
2.3 Устройство и назначение диссольвера (СМУ)
1. Смеситель многокомпонентный универсальный СМУ представляет собой двухслойный резервуар, размещённый на опорах, предназначенный для термической обработки и смешения компонентов. 2. Дно резервуара торосферическое . 3…
Восстановление карданного вала
1.Назначение и устройство
Карданная передача предназначена для передачи крутящего момента от одного механизма к другому . Карданная передача чаще всего соединяе ведомый вал коробки передач или раздаточной коробки с ведущим валом главной передачи моста…
Выбор марки стали для детали
2. Назначение, конструкция и материалы валов
Валом называют деталь (как правило, гладкой или ступенчатой цилиндрической формы), предназначенную для поддержания установленных на ней шкивов, зубчатых колес, звездочек, катков и т. д., и для передачи вращающего момента…
Конструирование и технология изготовления металлической качели
2.1 Назначение и устройство сварной конструкции
Раскачиваясь, ребенок учится соблюдать баланс, развивает вестибулярный аппарат и свое воображение. Качели это первое детское экстремальное увлечение, удивительное и захватывающее…
Основы электросварки
1.2 Назначение, устройство трансформатора
Трансформатор — это статическое электромагнитное устройство…
Проект реконструкции моторного участка в условиях ООО «Автоэкспресс»
3.1 Назначение, устройство приспособления
Предлагаю приспособление для запрессовки поршневого пальца, коорое позволяет исключить травматизм при сборке шатунно-поршневой группы двигателя, так как шатун греется до 280 — 3200 С…
Производство стали. Штамповочные молоты
Кислородно-конвертерный процесс — выплавка стали из жидкого чугуна в конвертере с основной футеровкой и продувкой кислородом через водоохлаждаемую фурму. Изобретателем конвертерного способа считают англичанина Бессемера…
Ремонт и техническое обслуживание карбюратора
3. Назначение и общее устройство
Карбюратор предназначен для приготовления смеси бензина с воздухом, которая называется горючей смесью. Он устанавливается на впускном трубопроводе двигателя. Простейший карбюратор (рис…
Создание средств карьерного транспорта на современном уровне на примере Экибастузского угольного бассейна
2.5 Назначение и устройство форсунки
На дизелях установлены форсунки закрытого типа, предназначены для направления струй и распыливания топлива в камере сгорания. Конструктивно различаются исполнением распылителя, размерами проходных сечений…
Технологический процесс восстановления вала сошки рулевого механизма с роликом в сборе
…
Технология монтажа парогенератора ТЭС
1.1 Назначение, устройство и характеристика
Топочные экраны получают до 50% всего тепловосприятия рабочей среды в котле. Различают экраны гладкотрубные, в которых трубы расположены в одной плоскости самостоятельно с небольшим зазором 4-6мм и газоплотные, состоящие из панелей…
Технология ремонта червячного редуктора
1.1 Назначение, устройство, принцип действия
На рис. 1.1.1 показан червячный редуктор с верхним расположением червяка, он предназначен для передачи вращающего момента между двумя перекрещивающимся под углом 90* валами. Редуктор рассчитан на передачу мощности Р1=15 кВт…
Трубопроводы и арматура
Задвижка. Общее устройство, достоинства и недостатки, область применения, материалы
Задвижки широко используются в системах водоснабжения, технологических линиях нефти — газопереработки, в энергетических системах на трубопроводах с диаметром условных проходов от 50 до 2000 мм при рабочих давлениях 0…
Устройство станка IK825Ф2 и его эксплуатация
1.2 Назначение и устройство станка
вальцетокарный калибровочный станок Станок вальцетокарный калибровочный специальный модели IК825Ф2 с цифровой индикацией и управлением (УЦИ) предназначен…
Цель и организация проведения технического осмотра и ремонта системы питания
3. Назначение и общее устройство
Бензонасос — очень надежный и долговечный агрегат. Как правило, пока пробег автомобиля не превысит 120 тыс. км, никаких поломок не бывает. Неприятности начинаются с изнашивания всасывающего клапана (рис.1) и его седла (рис.2). Рисунок 1…
Коромысло клапана двигателя СМД
Коромысло клапана (дет. № СМД1-0609-1, рис. 63) двигателей СМД всех модификаций изготавливают из стали 45 Л-Ш по ГОСТ 977-53.
Поверхность бойка закаливают ТВЧ на глубину 2— 5 мм. Твердость поверхности бойка должна быть не менее НRС 50, а твердость остальных поверхностей — НВ 170-217.
Дефекты, при которых коромысло клапана подлежит восстановлению, следующие:
1) износ поверхности бойка по высоте 1,5 мм и более;
2) износ отверстия под втулку до диаметра более 28,06 мм;
3) износ или повреждение резьбы.
При наличии трещин и изломов коромысло клапана выбраковывают.
Восстановление поверхности бойка.
При износе поверхности бойка менее 1,5 мм по высоте поверхность, сопрягающуюся с торцом клапана, шлифуют на стенке для шлифования фасок клапанов (СШК-3) до выведения следов износа с обеспечением общей высоты бойка в пределах 13-0,15 мм.
Примечание. Шлифование бойка производят после окончательной обработки отверстия под ось коромысел.
При износе поверхности бойка более 1,5 мм по высоте поверхность, сопрягающуюся с торцом клапана, наплавляют до высоты 15,5 мм электродом Т-590 или ЭНР-62 диаметром 3 мм с последующей обработкой на плавленной поверхности до нормального размера—14,5-0,12 мм. Поверхность бойка должна быть чистой, гладкой, без трещин и раковин.
Твердость наплавленной поверхности бойка должна быть не менее HRC 50.
Цилиндриче с к а я поверхность бойка должна быть параллельна образующей отверстия под ось коромысел с точностью 0,05 мм, что проверяется специальным приспособлением (рис. 64).
При потере натяга в соединении втулка — коромысло отверстие под втулку диаметром 28 мм в коромысле разворачивают до диаметра 28,5+0,033мм и устанавливают ремонтную втулку, которая имеет увеличенный наружный диаметр 28,5 +0,050 +0,095мм. Материал ремонтной втулки — чугун СЧ 21-40 или СЧ 15-32.
Восстановление резьбы.
Конец коромысла с резьбой нагревают до температуры 900—950° и производят осадку до диаметра отверстия 7,5 мм. Затем отверстие рассверливают до диаметра 8,9 мм и нарезают резьбу М10?1 кл. 2.
Восстанавливать резьбовое отверстие в коромысле клапана можно также путем нарезания резьбы ремонтного размера. Для этого рассверливают резьбовое отверстие М10 до диаметра 10,9 мм, в котором нарезают резьбу М12?1 кл. 2.
При нарезании резьбы ремонтного размера в коромысле клапана изготавливают из стали 20 регулировочный винт (рис. 65) и контргайку с увеличенной резьбой.
Сферическую поверхность винта цементируют на глубину 0,5—0,9 мм и термически обрабатывают до твердости HRC 54. Биение сферической поверхности относительно среднего диаметра резьбы допускается не более 0,4 мм. Допускаемые отклонения на свободные размеры по 7-му классу точности. Острые кромки необходимо притупить.
В результате ремонта клапана (путем изменения его длины), а также ремонта головки цилиндров (с изменением положения фаски клапанных гнезд) и коромысла (с уменьшением высоты бойка) может нарушиться нормальная работа механизма декомпрессора вследствие увеличения зазора между верхней плоскостью бойка коромысла и лыской в валике декомпрессора. Номинальный зазор в этом соединении должен быть 3,07—4,1 мм.
Если зазор больше допустимого, его восстанавливают, подпиливая валик декомпрессора или наваривая его с последующей обработкой.