Как правильно проверить уровень масла в двигателе

Последствия перелива масла в мотор

Перелив масла влияет не только на расход топлива. Любые жидкости с нагревом имеют свойство увеличиваться в объеме. Так как моторное масло работает в условиях высоких температур, результатом перелива становится рост давления на резиновые сальники и другие уплотняющие элементы.

Постепенно эффективность работы уплотнителей снижается, масло начинает течь. Такие последствия перелива масла в двигатель вызывают повышенный расход смазки, загрязнение подкапотного пространства и могут привести к необходимости замены сальников.

Также специалисты выделяют группу неисправностей, которые возникают по причине высокого уровня масла в двигателе:

  • затрудненный пуск мотора, особенно в холодную погоду;
  • усиленное нагарообразование в цилиндрах двигателя, появление кокса и отложений;
  • повышенные нагрузки на масляный насос и сокращение его ресурса;
  • вспенивание масла, в результате чего нарушается работа гидрокомпенсаторов и ухудшается смазка других нагруженных элементов;
  • усиленное дымление, попадание избытков масла в выпускную систему, загрязнение катализатора;
  • повышение уровня токсичности отработавших газов;
  • нарушения в работе системы зажигания по причине замасливания свечей зажигания, быстрый выход из строя самих свечей;

Необходимо добавить, что в результате определенных неисправностей мотора рабочие жидкости из других систем двигателя могут попадать в систему смазки (пробой или прогар прокладки ГБЦ, дефекты и трещины ГБЦ и БЦ, износ поршневых колец и т.д.)

В таком случае уровень масла повышается, так как смазка может быть сильно разбавлена антифризом системы охлаждения или топливом. Для определения причины подъема уровня масла требуется немедленная диагностика двигателя. Простейшим способом является анализ вязкости масла и его запаха, а также выявление наличия эмульсии.

Для чего это нужно

Многие автовладельцы ошибочно полагают, что ежедневно проверять моторное масло на количество и качество — пустая трата времени. Однако такое пренебрежение элементарной процедуры чревато многими нежелательными поломками.

Например, именно своевременной заменой смазочной жидкости можно предупредить выход из эксплуатации вентиляции картера, поломку сайлентблоков коленвала, утечку масла из-под клапанной крышки, износ цилиндров и поршней, а значит, предотвратить необоснованно завышенный расход топлива и многое другое.

В любом руководстве по эксплуатации машиныопределенсредне-оптимальный расход смазочной жидкости. Ежедневная проверка уровня масла поможет контролировать этот показатель, и в случае перерасхода вовремя обратиться в сервис для устранения возникших неполадок, существенно сэкономив дальнейшие затраты на моторное масло.

Такие проверки помогут определить, когда необходимо полностью поменять всюсмазочную жидкость. Ведь показатели приборов не всегда дают точную информацию, особенно, если машина эксплуатируется достаточно часто да еще в условиях города.

Поэтому каждый автовладелец должен помнить основополагающее правило: проверка моторного масла методом масляного пятна должна проводиться как можно чаще, это поможет избежать на дороге нежелательных поломок и их последствий.

Почему происходит перелив масла

Что касается вопроса перелива масла в двигатель, то данному аспекту со стороны автовладельцев уделяется намного меньше внимания. Дело в том, что последствия перелива масла могут проявляться не сразу или оказаться незаметными на ранних этапах развития проблемы.

Частой причиной перелива масла является недостаточный слив отработанной смазки во время плановой замены. Распространенной ситуацией является то, что во время замены масла двигатель недостаточно прогревают перед сливом отработки, не используется вакуумный отсос и т.д. В системе при таком подходе может оставаться от 250 до 500 грамм старого масла. Затем заливается свежее масло, причем в полном объеме, который рекомендуется производителем для данного типа двигателя.

Еще одним нюансом является то, что некоторые водители сознательно переливают масло в двигатель. Основанием для таких действий является ошибочное мнение о том, что если мало — плохо, тогда чем больше масла, тем лучше. Данная практика особенно распространена среди тех владельцев, чьи моторы конструктивно или в результате износа расходуют моторное масло на угар, а также по причине течей масла. От такого водителя можно услышать, что он немного перелил масло в двигатель специально, так как после непродолжительного времени или активной езды уровень все равно понизится. Далее мы поговорим о том, что будет, если перелить масло в двигатель и чем грозит перелив масла в двигатель в случае превышения допустимого уровня.

Как часто нужно проверять уровень масла

Периодичность проверки масла зависит от пробега автомобиля и общего состояния двигателя. Если водитель знает, что агрегат расходует жидкость повышенно, то рекомендуется проводить проверку через каждые 800-1000 км. На исправной машине рекомендуется контролировать уровень масла один раз в месяц. Регулярная проверка объема проводится даже в случае длительной стоянки транспортного средства.

Внеплановые проверки уровня смазки в двигателе выполняются в случаях:

  • перед поездкой на большое расстояние;
  • при увеличении расхода топлива;
  • при падении уровня охлаждающей жидкости;
  • при появлении на асфальте пятен масла, остающихся после стоянки.

Уровень масла выше максимальной отметки. Что делать

Исходя из вышеописанных проблем, возникающих при высоком уровне масла, можно сказать, что бездействовать в этой ситуации нельзя. Если вы оставите все как есть и просто будете ждать, когда масло «уйдет» естественным путем, то в будущем вас вероятнее всего ждет дорогостоящий ремонт агрегата. Не верьте «опытным» автомобилистам, которые говорят, что перелив масла – это не страшно. Мол, имеющаяся уплотнительная резинка не будет справляться с создаваемым давлением и сама выпустит лишний объем масла. Вероятность такого исхода имеется, но она мала и на нее рассчитывать не стоит – советуем устранить данную проблему при ее появлении. Давайте разберемся, как слить избыток масла с двигателя. Выполнить это действие можно двумя способами:

1. Удаление лишнего масла через заливную горловину в верхней части двигателя. Для реализации этого метода вам нужно обзавестись пустотелой трубкой длиной более полутора метров и любой тарой, в которую можно будет слить лишнюю смазочную жидкость.

Последовательность действий при удалении масла через заливную горловину:

  • поднимите капот своего автомобиля и открутите крышку маслозаливной горловины;
  • вставьте один конец шланга в появившееся отверстие, а к другому концу присоедините насос или шприц;
  • произведите выкачку лишней смазочной жидкости;
  • проверьте уровень масла и убедитесь в его нахождении в допустимом пределе.

2. Удаление масла через сливное отверстие. Если первый вариант вам по какой-то причине не подошел, то советуем использовать данную методику. Просто открутите пробку сливного отверстия и слейте все масло в подготовленную тару, а затем залейте его заново, но уже точно рассчитывая требуемый объем.

Для слива лишнего масла по одной из предложенных методик вам понадобится чистая ветошь и тара для слива масла. Также советуем учитывать конструктивные особенности вашей модели авто. В некоторых случаях нужно еще обзавестись специальным ключом для откручивания сливной пробки.

Алгоритм действий по сливу лишнего масла:

  • загоните свой автомобиль на эстакаду или в гараж на смотровую яму;
  • дайте время, чтобы двигатель немного остыл (если он был прогрет до рабочей температуры);
  • поднимите капот и открутите крышку заливной горловины;
  • залезайте под машину, снимайте защиту и находите пробку сливного отверстия;
  • подставляйте тару и начинайте откручивать пробку (учитывайте конструкцию своего авто);
  • дождитесь, пока весь объем масла выльется в вашу емкость;
  • установите пробку сливного отверстия на ее место;
  • через заливную горловину залейте требуемый объем масла, периодически проверяя уровень масла по контрольному щупу.

Мы надеемся, что ответы, приведенные в нашей статье, помогут вам оперативно устранить появившуюся проблему и избавить от будущих поломок двигателя. Главное – никогда не игнорируйте эту проблему и вовремя приводите уровень масла к показателям, рекомендованным производителем.

Грамотная проверка

Проверять уровень масла в моторе необходимо правильно. Если делать проверку с ошибками, то на выходе можно получить неверное представление о наличии масла в ДВС. Для примера приведем несколько ошибочных алгоритмов проверки, которые крайне не рекомендуется применять на практике.

Вторая ошибка — вытянуть щуп из своего гнезда и тут же смотреть на отметку, на которой остались следы масла. Такая проверка также может показать искаженные данные, поскольку при своей работе двигатель мог банально запачкать индикаторный стержень в тех местах, на уровне которых нет холодного масла. По этой причине правильно будет вытащить щуп, протереть его сухой тряпкой или салфеткой, а лишь потом окунать и сверять уровень масла.

Стоит также сказать и еще об одной довольно распространённой ошибке многих неопытных автомобилистов. Так, даже протерев стержень тряпкой и очистив его от следов масла, некоторые при проверке не полностью опускают его в посадочное место, в котором он обычно фиксируется. А между тем, это может сместить фактическую отметку на пару сантиметров, что является очень серьезным искажением данных. Поэтому необходимо максимально глубоко зафиксировать стержень на своем посадочном месте, а уже потом вынимать и снимать показания, убедившись, что они находятся в пределах нормы.

Как проверить уровень масла в двигателе

Чтобы автомобиль  вел себя на дороге  предсказуемо, необходимо постоянно следить за   уровнем  масла в двигателе: он  должен всегда быть  в определенном диапазоне  и не опускаться ниже критической отметки. Следить за этим параметром достаточно просто и делать это необходимо регулярно!

Когда следует проверять моторное масло?

В теплое время года, проверять уровень масла  лучше всего на  холодном двигателе, когда масло ещё не нагрелось. Если уровень масла проверяется после недавней езды, то  все остатки масла должны успеть, естественным образом, стечь  в поддон, иначе показания  реального количества масла будут не верны. На это уходит примерно  15 минут. См. видео «Как проверить уровень масла в двигателе, какой уровень должен быть» ниже

А вот в морозы, наоборот, имеет смысл завести двигатель и дать ему немного поработать, чтобы загустевшее масло вновь обрело жидкую консистенцию. Потом двигатель нужно заглушить и также выждать 15 минут, только потом начинать проверку.

ПОДГОТОВКА

1.  Паркуем машину на ровной площадке, не имеющей уклона. Это необходимо для того, чтобы поддон не был наклонён, и масло не начало переливаться к одному из его краёв больше, чем к другому. Иначе точно проверить уровень масла не получится.

2. Открываем капот. Находим щуп, который сверху будет выглядеть как круглая или прямоугольная ручка. Торчит такая ручка прямо из блока цилиндров и окрашена в жёлтый цвет (иногда она бывает оранжевой или красной).

ВАЖНО! Машины с АКПП имеют под капотом два щупа. Нам нужен тот, который проверяет уровень моторного масла, а не тот, который проверяет уровень масла в коробке «автомат»

Если случайно перепутать эти щупы, то можно залить моторное масло в коробку переключения передач, что чревато серьёзными проблемами и дорогостоящим ремонтом.

3. Готовим несколько чистых и светлых бумажных полотенец.

Процесс проверки уровня масла в двигателе

1. Вынимаем щуп.

Щуп может иметь длину до 35 см, а для проверки уровня масла, нам нужно изучить его кончик, то есть из посадочного места нужно вытянуть его целиком. Делается это медленно и аккуратно, особенно на начальном этапе, когда щуп надёжно зафиксирован уплотнителем и тянется с трудом. Затем ход щупа станет лёгким.

2. Изучаем окраску масла.

Нужно обязательно изучить окраску и состав масла, в процессе измерения его уровня. Ведь, по этим параметрам, можно определить и срок службы масла, и эффективность работы двигателя.

Итак, после извлечения щупа, смотрим на цвет масла и анализируем его:

  • Если масло имеет жёлто-коричневый или зеленоватый оттенок, то  можно быть уверенным, что с маслом всё – в порядке, оно пока нормального качества  и в замене не нуждается.
  • Если же масло непрозрачно и имеет ярко выраженный чёрный оттенок, то его нужно, как можно быстрее, заменить.

После этого анализа, щуп насухо вытирается полотенцем и максимально аккуратно вставляется обратно, причём с натугой. Теперь мы выполнили все подготовительные работы и можем проверить уровень масла.

3. Определяем количество масла.

Вытаскиваем щуп и определяем по нему количество масла, смотря на две точки, расположенные на его конце. Та, что ближе к концу, показывает минимум, а та, что выше – максимум. При достаточном уровне масла, щуп должен испачкаться в нём примерно до половины расстояния между точками максимума и минимума. Этот способ  позволяет достаточно точно проверить уровень масла, и сделать соответствующие выводы.

Масло требует срочного доливания, если щуп испачкается ниже минимума. Однако щуп также не должен испачкаться и выше точки максимума. О причинах и опасностях передива масла в двигатель, читайте здесь.

Впрочем, подойти максимально близко к максимуму этот уровень может на горячем двигателе, когда масло ещё не остыло. Причины повышенного расхода масла в двигателе

Видео: Проверка уровня масла в двигателе

На что обратить внимание при высоком уровне смазки

Получается, высокий уровень может возникнуть в результате банального перелива масла в мотор. Также не следует исключать и возможные ошибки, особенно среди начинающих авто владельцев:

  • во время замены или долива смазки автомобиль не был поставлен на ровной  горизонтальной площадке;
  • смазочная жидкость доливалась, затем сразу же извлекался щуп для проверки уровня, при этом не учитывалось, что нужно выждать время, за которое остатки еще стекают в поддон;
  • уровень проверялся «на горячую» сразу после остановки ДВС и т.д.

В этом случае излишки смазки нужно немедленно удалить, что позволит избежать вспенивания, выдавливания масла через сальники, прокладки и уплотнители, замасливания турбокомпрессора, проникновения смазочного материала в другие системы и узлы.

Перейдем ко второй причине. Чтобы понять, почему повысился уровень масла в двигателе в этом случае, достаточно оценить работу мотора, а также состояние его системы питания

Устаревшие карбюраторные ДВС отдельно рассматривать не будем, заострив внимание на инжекторных силовых агрегатах. При этом ряд проблем может быть общим на обоих типах

Прежде всего, нарушения в работе двигателя (троение, сбои и т.д.)  параллельно значительному увеличению расхода топлива укажут на то, что в отдельных цилиндрах по тем или иным причинам не сгорает топливно-воздушная смесь. Часть топлива в этом случае будет фактически «вылетать» в выхлопную трубу, при этом другая часть неизбежно стечет в картер через поршневые кольца.

Если к этому добавить, что двигатель может сам по себе оказаться изношенным (низкая компрессия, залегание колец, повреждения зеркала цилиндра, явное дымление сероватым выхлопом и т.д.), тогда общее количество горючего в масле зачастую оказывается достаточно большим.

В этом случае масло пахнет бензином, становится легквоспламеняемым и сильно разжижается, что можно достоверно определить во время проверки. Также на такой разбавленной смазке двигатель работает очень шумно, могут появиться стуки, а сам агрегат быстро выйдет из строя.

При этом горючее в масле является только следствием поломок, а первопричины самой неисправности мотора могут быть разными. Например, проблемы со смесеобразованием (смесь переобогащается бензином и теряет способность воспламеняться), отсутствие искры на свечах зажигания, низкая компрессия, негерметичность форсунок (когда закрытые форсунки «льют» топливо) и т.д.

В любом случае, с такой проблемой двигатель эксплуатировать нельзя, так как смазочный материал теряет свои защитные, антифрикционные и другие свойства. Силовой агрегат нужно немедленно ремонтировать, устраняя главную причину или целую совокупность проблем, из-за которых происходит попадание топлива в картер двигателя.

Наконец, третья причина. В этом случае в моторное масло попадает рабочая жидкость из системы охлаждения. На это указывает снижение уровня ОЖ в расширительном бачке, повышение уровня масла, а также водно-масляная эмульсия под крышкой маслозаливной горловины.

Если обнаружен тосол или антифриз в масле, тогда меры нужно принимать незамедлительно. К такой неисправности обычно приводит пробой прокладки ГБЦ, а также появление трещин в блоке цилиндров или головке блока цилиндров. Косвенным признаком является белый дым из выхлопной трубы.

Опасность смешивания масла и антифриза состоит в том, что в результате происходит не только потеря свойств масла, но и образуется осадок. Такой осадок представляет собой результат химической реакции между присадками в базовом моторном масле и пакетом компонентов в охлаждающей жидкости.

Эмульсия забивает масляные каналы, а твердые частицы  значительно усиливают износ подшипников коленчатого вала и других элементов. В конечном итоге двигатель сильно повреждается и начинает стучать, так как испытывает масляное голодание, к которому добавляется ущерб от попадания указанных выше твердых частиц.

В подобной ситуации нужно ремонтировать силовой агрегат, после чего в обязательном порядке производится тщательная промывка двигателя от эмульсии в масле. Для этого оптимально использовать специальные промывочные масла, а не быстрые промывки «пятиминутки» в отработавшую смазку.

Также последующий интервал замены свежей смазки желательно сократить на 50%, чтобы исключить негативное воздействие и преждевременное старение масла после контакта с несливаемыми из ДВС остатками эмульсии и промывочного масла.

Алгоритм действий

Как проверить уровень масла в двигателе — этим вопросом задаются многие автолюбители. Итак, рассмотрим последовательность действий необходимую, чтобы долить масло в силовой агрегат:

Читаем руководство по эксплуатации. Именно там можно найти рекомендации производителя о том, как должна проходить проверка, на холодном или прогретом двигателе. Здесь необходимо учитывать некоторые тонкости. При разогретом моторе проверка будет корректной, если точно знать, какая отметка щупа показывает максимально точный результат. В случае если движок холодный, показатель уровня будет располагаться чуть ниже минимальной отметки. Но здесь нужно учитывать, что смазочная жидкость неизменно начнет расширяться в объеме по мере нагревания мотора до необходимой рабочей температуры. Проверка на холодном силовом агрегате актуальная также для синтетических составов, так как они значительно больше увеличиваются в объеме при движении авто, чем другие виды

В любом случае следует обратить внимание именно на рекомендации производителя.
Если проверка производится при достаточно холодной погоде, то многие профессиональные автослесари советуют проехаться на автомобиле на короткое расстояние. Тем самым немного разогреть масло в двигателе и сделать его менее вязким, чтобы получить наиболее точный результат при проверке.
Перед тем, как измерить уровень смазочной жидкости, автомобиль следует поставить на максимально ровную поверхность и выждать несколько минут, чтобы она вся стекла из силового агрегата в поддон

В противном случае проверяющий получит некорректные результаты.
Затем открывается капот и находится щуп. Как правило, он имеет пластиковый красный, желтый или оранжевый наконечник, выполненный в форме прямоугольной или круглой петли, выступающей с одной из сторон блога двигателя. В большинстве случаев масляный щуп расположен с пассажирской стороны либо в передней зоне подкапотной области.
Если автомобиль оснащен АКПП, то в подкапотном пространстве будут располагаться два щупа, один — для масла в двигателе, а второй — для смазочной жидкости коробки передач. Если их перепутать, то можно неправильно залить масло, что грозит достаточно серьезными последствиями для авто. Начинающим автолюбителям небольшая подсказка: трансмиссионная жидкость имеет розовый или красный цвет. Достаточно лишь внимательно посмотреть.
Перед тем, как узнать уровень, следует приготовить несколько чистых бумажных салфеток или тряпок белого цвета. Выбор цвета обоснован. Именно на белом фоне отчетливо видно контрастный колер самого масла.
Теперь можно вынуть щуп. Делать это следует медленно, избегая резких движений, придерживая рядом салфетку, чтобы защитить себя от случайных брызг. Изъятию щупа может препятствовать именно сам наконечник. Возможно, стоит его слегка прокрутить. После того, как он выйдет из своего канала, то остальная часть щупа извлечется легко и быстро.
Извлеченный щуп следует промокнуть салфеткой, а затем внимательно изучить оставшийся на ней масляный след. Если он желтоватого или слегка зеленоватого оттенка, то последующая замена масла не обязательна, достаточно лишь пополнить его объем по мере необходимости. А вот если масляное пятно темного, грязноватого цвета, то это сигнализирует о том, что настало время полной замены.
На этом шаге следует тщательно протереть щуп и вновь поместить его в щупоприемник. Только второе извлечение даст точные показатели уровня масла вдвигателе.
На поверхности большинства щупов есть насечки, указывающие на максимальную и минимальную отметку уровня смазочной жидкости. При этом «минимальная» насечка расположена ближе к кончику щупа, а «максимальная» — выше на 2-2,5 см.
Если масла достаточно в двигателе, то полученный при измерении показатель будет располагаться приблизительно посередине между двумя отметками, тогда доливка не потребуется. Соответственно, если полученный при проверке уровень приближен к минимальному значению, то следует долить необходимое количество смазочной жидкости. Но стоит помнить, что объем залитого масла ни в коем случае не должен превышать максимальной отметки, иначе при разогреве двигателя образуется излишек.Это будет способствовать образованию пены при попадании масла на коленчатый вал, что чревато нежелательными поломками и неисправностями.

Как правильно замерять уровень масла в двигателе должен знать каждый, даже начинающий автолюбитель. Контролировать уровень и проводить своевременную доливку или замену необходимо для корректной работы не только силового агрегата, но и для многих других узлов автомобиля.

Зачем нужно знать количество масла в двигателе

Последствия масляного голодания двигателя

Моторное масло в двигателе автомобиля, предназначается для качественной смазки соприкасающихся деталей всех узлов и механизмов агрегата. Поэтому, отсутствие или недостаточное количество смазочной жидкости, отрицательным образом влияет на качественную эксплуатацию мотора, и в любой момент может вывести его из строя. Последующий ремонт, отразится существенными материальными затратами для хозяина машины.

Повышенный уровень смазочного материала, тоже приводит к неприятным последствиям. Во время работы мотора, внутри картера образуется избыточное давление, что приводит к вытеканию масляной жидкости через уплотнительные прокладки, которые находятся между блоком мотора и прилегающими к нему механизмам и деталям. Постоянная утечка смазки, за короткое время, доведет необходимое количество до минимума, или полностью вытечет из поддона. Последствия такой эксплуатации закономерны, и будут заключаться в очередных, затратных ремонтных работах. Для безаварийной и безопасной работы двигателя, нужно поддерживать уровень моторного масла в тех пределах, которые установил завод-производитель. Доливку осуществлять на основании полученных результатов, для этого используйте специальный щуп, установленный на моторе.

Важный момент

Когда говорят о том, что уровень моторного масла всегда должен быть в пределах нормы, мало кто задумывается, почему это так важно. Ведь на деле никто не видел, что происходит, когда моторного масла недостаточно, а на щупе оно располагается ниже минимальной отметки

На самом деле все достаточно прозаично. Если уровень масла в двигателе недостаточный, то падает его давление и, как следствие, качество смазки всех подвижных деталей, будь то поршни, шатуны или валы с клапанами. Но если смазка недостаточная, то чем это опасно?

Во-вторых, от недостатка смазки вследствие трения усилится температура деталей. От этого они могут расшириться и в конечном счете заклинить. Кроме того, от увеличения температуры дополнительная нагрузка ляжет уже на систему охлаждения, за счет чего неотвратимо повысится расход топлива. Расход масла, которое начнет выгорать, не упомянуть также нельзя.

С другой стороны, уровень масла, который проверяется при помощи предназначенного для этого щупа, не должен быть и чрезмерным. Этот факт объясняется достаточно просто. Дело в том, что смазка в двигателе должна постоянно циркулировать. Благодаря тому, что моторное масло находится в постоянном движении, оно более эффективно смазывает механизмы и облегчает их работу.

Если моторной смазки залили слишком много, то этот процесс может идти с нарушениями. Кроме того, из-за переизбытка давления масло может выливаться через заливочную горловину наружу и выгорать на корпусе двигателя. Это приведет к появлению неприятного запаха в салоне и характерным потекам на крышке мотора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *