Личный опыт Toyota Caldina 210
Содержание:
- 1 Обзор двигателя
- 2 Регламент обслуживания 4S FE
- 3 Двигатели автомобилей Toyota. Серия А
- 4 Регламент обслуживания 5S FE 2,2 л
- 5 Описание двигателя 4E-FE
- 6 Список моделей авто, в которых устанавливался
- 7 5 литровый 2 AR-FE
- 8 Тюнинг и доработка двигателя
- 9 Варианты тюнинга мотора
- 10 Перечень модификаций ДВС
- 11 Технические характеристики 5S FE 2,2 л
- 12 Основные неисправности двигателя, способы ремонта
- 13 Регламент обслуживания 4E-FE
Обзор двигателя
Двигатель Тойота 4SFE представляет собой модернизированную версию старого 4S-Fi и конструктивно является точной копией мотора 3S в уменьшенном объеме. Газораспределительный механизм выполнен по схеме DOHC (двойной верхний распределительный вал). Данная модель двигателя имеет привод только на один распределительный вал, второй вал приводится в движение от первого через промежуточную шестерню.
Двигатель серии 4S использовался для комплектации Toyota:
- Carina E-ST 170, 170G (Карина);
- Vista SV40 (Виста);
- Carina EDE-ST 180 (Карина);
- Carina EDE-ST 180, 181 «4WS»;
- Chaser – Mark II – Crestae E-SX80SX80Y(Чайзер, Марк, Креста);
- Corona E-ST 170 (Корона);
- Corona Exiv E-ST180, 181 «4WS» (Корона Эксив).
Из особенностей этого силового агрегата можно выделить систему распределенного впрыска топлива и автоматическую систему управления, которая обеспечивают превосходные тяговые характеристики при малом объеме.
Технические характеристики двигателя 4S FE
Параметры | Значения |
Общие показатели | |
Производитель | Kamigo Plant Toyota |
Годы серийного производства | 1987 – 1999 |
Рабочий оббьем, см3 | 1838 |
Двигатель | |
Диаметр цилиндра × ход поршня, мм. | 82,5×86 |
Степень сжатия | 9,5 – 9,3 |
Тип мотора | Бензиновый, 4R |
Тип системы газораспределения | DOHC 16V с автоматической регулировкой фаз газораспределения |
Мощность/при оборотах в минуту | 125/6000 |
Крутящий момент/при оборотах в минуту | 162/4600 |
Системы двигателя | |
Зажигания | Двухкотушечная DIS-2 |
Подача топлива | Многоточечный электронный впрыск (EFI), моновпрыск |
Охлаждения | Жидкостная, принудительная. Оббьем ОЖ – 5,9л |
Эксплуатационные характеристики | |
Расход топлива, л на100 км. | Магистраль – 5,3Городские условия – 9Смешанный цикл – 6,7 |
Ресурс двигателя, км. | 300000 |
Рекомендуемые производителем марки, расход масел | |
Вязкость моторного масла в зависимости от условий эксплуатации | Универсальное – 10W40Зимнее – 5W30. |
Оббьем моторного масла, л | 3,3 на автомобилях CHASER-MARK II –CRESTA, на всех остальных авто Тойота – 3,9 |
Регламент обслуживания 4S FE
Атмосферный двигатель 4S FE японского производителя необходимо обслуживать в следующем порядке:
- рабочие жидкости теряют свойства через 10000 и 40000 км пробега (масло моторное и антифриз, соответственно), после чего их нужно менять;
- фильтр масляный подлежит замене вместе со смазкой, воздушный меняют ежегодно, а топливный после 40000 км, то есть примерно раз в 3 года;
- ремень ГРМ производителя Getz обладает ресурсом 150000 пробега, остальные служат до 90000 км;
- вентиляция катера продувается каждые 2 года, на столько же хватает крышки бака и элементов топливопровода;
- свечи в системе DIS-2 служат 20000 км пробега максимум;
- ресурс АКБ определяется производителем и условиями эксплуатации машины, в среднем его хватает на 100 тысяч км;
- тепловые зазоры клапанов регулируются каждые 20 – 30 тысяч пробега.
Замена ремня ГРМ
Двигатели автомобилей Toyota. Серия А
Технические особенности двигателей Toyota серии A.
Сегодня мы рассмотрим серию двигателей Toyota «А», которые по многим своим параметрам, включая качество исполнения и надёжность эксплуатации, не уступают многим более современным и улучшенным моторам, тем более что подавляющее большинство из этой серии в различных модифицированных вариантах выпускаются и до сих пор.
Долго живучесть моторов серии «А» заключается в их отличной ремонтопригодности и отсутствии проблем с запчастями.
В общем и целом эти моторы сконструированы грамотно и со знанием дела, и по подавляющему большинству параметров составляют серьёзную конкуренцию более современной,продвинутой и массовой серии S.
Устанавливались на автомобили Toyota классов С и D (в основном «Corolla» и «Corona», но также и некоторые другие).
1). 4A-FE (разновидность – 4A-FE LB). Начало выпуска моторов этой серии приходится на 1988 год, производство не прекращается по настоящее время. В процессе выпуска подвергался незначительным модификациям, его долго живучесть объясняется отсутствием любого рода конструктивных дефектов.
Объём цилиндров – 1587 куб. см, при этом мощность достигает 110 л. с., Нм – 145/4800 об. мин. Рекомендованная марка бензина – 92.
2). 5A-FE. Вариант предыдущей модели, только несколько уменьшен рабочий объём. В настоящее время производится на японских заводах фирмы Toyota, расположенных в Китае. Используется исключительно для внутренних нужд.
Объём цилиндров – 1498 куб. см при мощности 102 л. с., Нм – 143/4400 об. мин. Рекомендованная марка бензина – 92.
3). 7A-FE (разновидность – 7A-FE LB). То же самое, что и первая модель, только имеет увеличенный объём.
Наряду с 4А-FЕ такие моторы устанавливались на семейство Corolla. Кое-какие варианты некоторое время спустя начали оснащаться новой системой питания «Lean Burn».Которая предназначалась для реализации экономии высококачественного топлива на малых оборотах (спокойная езда или городские пробки).
Именно поэтому в России автомобили Toyota с двигателями 4A-FE«Lean Burn»/7А-FЕ «Lean Burn» не получили широкого распространения ввиду проблем при использовании обеднённого отечественного топлива.
Ещё один минус, хоть и не большой – это пониженная износостойкость постелей распределительного вала, а также затруднения при регулировке зазоров впускных клапанах.
Объём цилиндров – 1762 куб. см при мощности 118 л. с., Нм – 157/4400 об. мин. Рекомендованная марка бензина – 92.
4). 4A-GE 20V. Самый мощный двигатель всей серии с хорошими форсажными характеристиками. Этот агрегат является достойной заменой своему знаменитому, очень популярному предшественнику – 4А-GЕ 16V. Вступил в строй в 1991 году, обладая мощностью 160 л. с.
Для того, чтобы добиться необходимых высоких характеристик, японским инженерам пришлось использовать головку блока цилиндров на 5 клапанов и применить VVT – систему изменения фаз поточного газораспределения.
Также были произведены ещё кое-какие необходимые для повышения качества изменения, однако ввиду повышенной сложности с полной отдачей этот двигатель может использоваться только теми автомобилистами, которые хорошо разбираются во всех его особенностях.
Объём цилиндров – 1587 куб. см при мощности 165 л. с., Нм – 162/5600 об. мин. Рекомендованная марка бензина – 95, но также без всяких проблем может использоваться и марка 92.
Регламент обслуживания 5S FE 2,2 л
Чтобы двигатель 5S FE прослужил больше 300000 км пробега, производитель рекомендует придерживаться графика ТО:
- приводной ремень навесного оборудования и распредвала полежит замене через 50000 км;
- зазоры клапанов рекомендовано регулировать после 30000 пробега;
- очистка вентиляции предусмотрена изготовителем картера каждые 2 года;
- производитель рекомендует заливку нового моторного масла и замену масляного фильтра через 7500 км;
- следует заменить топливный фильтр после 40000 пробега;
- воздушный фильтр обновляют ежегодно согласно инструкциям производителя;
- присадки внутри антифриза с завода имеют ресурс около 40000 км;
- замена свечей зажигания в системе DIS-2 движков производится через 20000 пробега;
- прогорать впускной коллектор начинает после 60000 км.
Обслуживание 5S-FE
Описание двигателя 4E-FE
Двигатель 4E-FE относится к серии E — линейке лучших новых моторов последнего столетия прошлого века. Модель самая малолитражная из аналогов, что дало возможность широко использовать её на целом ряде легковых автомобилей. Кроме того, ДВС этого типа достаточно надёжен, редко требует капитального ремонта раньше срока.
Производство агрегата началось в 1989 году. Двигатель 4E-FE пережил 2 рестайлинга. Один произошёл в 1994 году. Тогда увеличили диаметр цилиндров, зато упала мощность до 74 л. с. (до 1996 года было 88 л. с.). Затем в 1997 году было выпущено 3 поколение агрегата, развивающее максимальную мощность 82-85 л. с.
Рассмотрим особенности этого агрегата:
- Коленчатый вал пятиопорный, имеет специальные противовесы для разгрузки подшипников. В нём проделаны специальные каналы для масла — через них смазка быстро подаётся к самым нагруженным частям механизмов;
- ГБЦ или головка блока цилиндров — из сплава алюминия, облегчённая;
- Свечи зажигания расположены во внутренней части цилиндров;
- Распредвалы приводятся в действие ремнём ГРМ, за состоянием которого нужно следить;
- БЦ изготовлен из чугуна. Это высокопрочный узел двигателя, который со временем может быть подвергнут расточке;
- Поршни двигателя 4E-FE из сплава алюминия. Они имеют углубления на днище, предотвращающие контакт с клапанами при обрыве ремня ГРМ. Пальцы поршней плавающего типа, 20-миллиметровые;
- Система охлаждения жидкостного типа, закрытая;
- Система смазки — комбинированная.
Головка блока цилиндров атмосферника 4E-FE сделана из сплава алюминия
Список моделей авто, в которых устанавливался
Применялся рядный атмосферный мотор 5S FE исключительно в автомобилях Toyota для внешних рынков:
- Celica ST184 – 5 поколение, широкий лифтбэк GT-S для Гонконга, Таиланда и Северной Америки, привод FWD либо 2WS;
- Celica ST184 – 5 поколение, лифтбэк, кабриолет и купе в кузовах SX и GT для Австралии, Канады и США, привод 2WS или FWD;
- Celica ST204 – 6 поколение, кабриолет, купе и лифтбэк в кузовах GT, ZR, SX-R и SX для Новой Зеландии, Австралии, Северной Америки, привод передний или полный;
- Camry/Scepter – 3 поколение, седан и универсал, сборка в Японии, США и Германии;
- Windom/Lexus ES – 3 поколение, увеличенные габариты кузова, 1991 – 1996 г.;
- Camry Solara – 4 поколение, купе, изготовление в Кембридже (Канада), 1996 – 2001 г.;
- Camry Avalon – 4 поколение, класс Люкс, кузов седан, колесная база увеличена;
- Camry Gracia – 4 поколение, люксовая комплектация, изготавливалась в Японии;
- MR2 – 2 поколение, комплектация G-Limited, кузов тарга или купе, 1990 – 1999 г;
- Scepter – кузов седан, универсал и купе;
- Harrier/Lexus RX – среднегабаритный кроссовер, 1997 – 2001 г.;
- Mark II Wagon Qualis – 5 поколение, кузов универсал, задний привод.
Toyota Camry Gracia
5 литровый 2 AR-FE
Мотор для Тойота Камри на 2.5 литра был спроектирован в 2012-м году. Это самый удачный вариант по динамике и расходу. Если 2-литрового нового 6AR-FSE хватает только на то, чтобы достаточно комфортно кататься по городу, то 2.5-литровый может позволить агрессивную езду. Как и вся техника Toyota, этот движок надежен. Несмотря на большой объем, Камри на 2 5 имеет всего 4 цилиндра с рядным расположением. Такой агрегат является самым надежным среди линейки и способен проезжать 500 тысяч километров без серьезных ремонтов.
Благодаря этому получается, что 2 AR-FE износостоек, так же как чугунный, однако сделан из алюминия. Как и двухлитровый собрат, имеет долговечную цепь привода ГРМ.
Большим недостатком 2 AR-FE является, то, что он не ремонтопригоден. Это говорится даже в описании к двигателю Toyota Camry на 2.5. Из незначительных минусов можно назвать протекание помпы и стук валов системы VVT-i. Эта проблема на ресурс никак не влияет, только ухудшает звук, однако стоит понимать, что, если запчасть издает характерный звук, значит, скоро она придет в негодность.
Основные для двигателя Камри 2.5 технические характеристики приведены ниже.
Название | Мощность/
крутящий момент |
Литраж | Количество
цилиндров/ клапанов |
Разгон/расход | Привод ГРМ |
Рекомендуемое топливо/масло |
2 AR-FE | 181/231 | 2.5 | 4/16 | 9,0/8 | Цепь | АИ-95/5W30, 0W30 |
Тюнинг и доработка двигателя
На автомобили, предназначенные для экспорта, в электронный блок управления установлены щадящие значения топливоподачи и управления зажиганием. Чтобы освободить скрытый потенциал движка нужно провести чип тюнинг.
Чип-тюнинг можно выполнить следующими способами:
- Установить дополнительный модуль, который будет обрабатывать входные и выходные сигналы на центральный блок управления силового агрегата.
- Обновить версию прошивки контроллера управления двигателем.
Повысить эффективную мощность и крутящий момент двигателя можно доработкой его основных узлов.
- Заменить штатную выхлопную систему на паук 4-2-1 или 4-1;
- Установить воздушный фильтр нулевого сопротивления;
- Отшлифовать впускные и выпускные каналы ГБЦ;
- Заменить газораспределительный механизм (установить спортивный распредвал, пере-выставить клапана на опережение или запаздывание).
- Штатные топливные форсунки заменить высокопродуктивными аналогами.
Не рекомендуется устанавливать турбонадув. Конструкция двигателя 4 SFE не рассчитана на увеличение мощности, поэтому при установке даже маломощной турбины придется поменять цилиндропоршневую группу, головку блока, распредвалы, говоря проще, родным останется только блок-картер.
Механическая доработка стоит гораздо дороже, но в комплексе с чип-тюнингом можно повысить мощность силового агрегата до 200 лошадиных сил.
Варианты тюнинга мотора
Изначально двигатель 5S FE является атмосферной версией с максимально расточенными цилиндрами, поэтому результат модернизации в данном случае не адекватен затратам. Механический тюнинг необходимо производить в комплексе:
- использование широкофазных распредвалов и высокопроизводительных форсунок;
- расточка цилиндров и подбор ШПГ для увеличения объемов камер сгорания;
- доработка впускного коллектора и выпускного тракта;
- шлифовка каналов ГБЦ и подбор толщины прокладки.
Тюнинг 5S FE
Турбо тюнинг сложнее и дороже предыдущего варианта, так как кроме установки турбины или компрессора придется произвести почти весь комплекс вышеуказанных мероприятий. В любом случае необходима замена мозгов автомобился.
Таким образом, мотор Мануал является самым мощным в серии S производителя Toyota. Однако он имеет только атмосферные версии, считается не особенно популярным, но может тюнинговаться владельцем для улучшения эксплуатационных характеристики. Изначально силовой привод оценен пользователями в +4 балла.
Перечень модификаций ДВС
Важной особенностью моторов 5E-FE была пригодность для моделей авто Toyota С-серии. Однако для Toyota Sera с тяжелыми откидными дверками потребовался более мощный силовой привод
Производителем было рекомендовано разработать модификацию 5E-FHE с характеристиками:
- крутящий момент – 135 Нм;
- мощность – 110 л. с.;
- степень сжатия – 9,8.
Топливом для него служит исключительно бензин с высоким октановым числом от АИ-95 и выше. Несколько изменилось навесное оборудование, в частности изменена геометрия впускного тракта. Позже эту версию двигателя устанавливали на Cynos для внутреннего рынка и Paseo для экспорта в Америку.
Выпускной коллектор
Технические характеристики 5S FE 2,2 л
Традиционно для всей S серии Toyota в двигателе исполнения 5S-FE использован чугунный блок и алюминиевая ГБЦ. При этом схема двигателя стандартная – 4 рядно расположенных цилиндра, механизм газораспределения DOHC с двумя верхними распредвалами внутри головки ГБЦ. Ременный ГРМ привод и максимальный объем камер сгорания внутри собственной серии.
Коленвал внутри блока цилиндров
Исходные технические характеристики 5S FE соответствуют следующим значениям:
Изготовитель | Toyota Motor Manufacturing Kentucky, Kamigo Plant |
Марка ДВС | 5S FE |
Годы производства | 1990 – 2001 |
Объем | 2164 см3 (2,2 л) |
Мощность | 103 кВт (140 л. с.) |
Момент крутящий | 203 Нм (на 4400 об/мин) |
Вес | 160 кг |
Степень сжатия | 9,5 |
Питание | инжектор |
Тип мотора | рядный бензиновый |
Зажигание | трамблер и одна катушка либо DIS-2, две катушки |
Число цилиндров | 4 |
Местонахождение первого цилиндра | ТВЕ |
Число клапанов на каждом цилиндре | 4 |
Материал ГБЦ | сплав алюминиевый |
Впускной коллектор | силуминовый |
Выпускной коллектор | литой чугунный |
Распредвал | литой пятиопорный |
Материал блока цилиндров | чугун |
Диаметр цилиндра | 87,1 мм |
Поршни | 4 цековки, узкая юбка |
Коленвал | 5 опор, 8 противовесов |
Ход поршня | 90,9 мм |
Горючее | АИ-95 |
Нормативы экологии | Евро-2/3 |
Расход топлива | трасса – 6,9 л/100 км
смешанный цикл 9 л/100 км город – 12,2 л/100 км |
Расход масла | в пределах 1 л/1000 км |
Какое масло лить в двигатель по вязкости | 5W30, 10W30 |
Какое масло лучше для двигателя по производителю | Liqui Moly, ЛукОйл, Роснефть, Mobil, Motul, Castrol |
Масло для 5S FE по составу | синтетика,полусинтетика |
Объем масла моторного | 3,6 – 3,9 л в зависимости от марки автомобиля |
Температура рабочая | 93° |
Ресурс ДВС | заявленный 250000 км
реальный 350000 км |
Регулировка клапанов | шайбы |
Система охлаждения | принудительная, антифриз |
Объем ОЖ | 6,2 л |
Помпа | GWD-55A, GWT-77A, Hepu P706 |
Свечи на 5S FE | BKR6EKPB11 (NGK), PK20T11 (Denso) |
Зазор свечи | 1,1 мм |
Ремень ГРМ | Contitech CT998, Toyota 996330750, Dayco 5PK1100 |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
Воздушный фильтр | Stellox 71-0810-SX, Toyota 1780174060, Japanparts FA-298S, PMC PAF-043 |
Масляный фильтр | Sakura C1139, VIC C-110, Toyota 90915-YZZE1 |
Маховик | 6 крепежных отверстий, 2 направляющих отверстия, вес 4,5 кг, стальной, алюминиевый, закаленный из стали 4140 (хроммолибден) |
Болты крепления маховика | М12х1,25 мм, длина 26 мм |
Маслосъемные колпачки | Ajusa 57038300 |
Компрессия | от 13 бар, разница в соседних цилиндрах максимум 1 бар |
Обороты ХХ | 750 – 800 мин-1 |
Усилие затягивания резьбовых соединений | свеча – 31 – 39 Нм
маховик – 87 Нм балансирный блок – 49 Нм болт сцепления – 30 Нм крышка подшипника – 59 Нм (коренной) и 25 Нм + 90° (шатунный) головка цилиндров – три стадии 19 Нм + 90° + 90° |
Основные неисправности двигателя, способы ремонта
Периодически загорается «check engine» на заведенном автомобиле.
Неисправность связана с вышедшим из строя датчиком распредвала. Проблема сопровождается повышенным расходом топлива, плавающими оборотами, снижением мощности. Поврежденный датчик нужно заменить новым.
Схватывает – но не заводится двигатель 4S
- Проблема с приводом ГРМ (перескочил или оборвался ремень);
- Неисправный топливный насос высокого давления.
Для решения проблемы нужно проверить, при необходимости, заменить ремень привода ГРМ. Отремонтировать или заменить ТНВД.
Троит мотор 4S FE
Неисправность появляется по следующим причинам:
- Пробой высоковольтных проводов;
- Неисправные свечи зажигания;
- Масло в свечных колодцах;
- Выход из строя клапана EGR.
Способ ремонта определяется по результатам диагностики.
Низкие обороты на холостом ходу при одновременном подтраивании
На 4S FE двигатель настройка холостого хода выполняются в ЭБУ. Механических регулировок нет. Для самостоятельной диагностики нужно снять и промыть регулятор холостого хода, очистить заслонку от грязи и нагара. Настройку ХХ лучше доверить специалисту.
Регламент обслуживания 4E-FE
Техобслуживание двигателя 4E-FE достаточно простое — через каждые 10 тыс. км пробега рекомендуется проводить сервисную проверку. В этот период обязательна замена масла и фильтра. Если автомобиль эксплуатируется в тяжёлых условиях, и на двигатель падает много нагрузки, межсервисный интервал рекомендуется сократить до 8 тыс. км пробега.
Подробный регламент по обслуживанию приведён в таблице:
Проверка | Замена/регулировка | |
Масло | Каждые 500 км | Каждые 10 000 км |
Охлаждающая жидкость | Каждые 500 км | Каждые 30 000 км |
Масляный фильтр | Каждые 10 000 км | |
Свечи зажигания | Периодически | Каждые 10 000 км |
Ремни | Каждые 10 000 км | Каждые 20 000 км |
Воздушный фильтр | Каждые 10 000 км | Каждые 20 000 км |
Режим ХХ | Каждые 20 000 км | |
Клапаны ГРМ | Каждые 40 000 км | Каждые 40 000 км |
Топливный фильтр | Периодически | Каждые 80 000 км |
В регламенте обслуживания написано о том, какое масло подходит для двигателя 4E-FE. Производитель рекомендует лить всесезонное масло с вязкостью по SAE:
- летом 15W/40, 10W/30, 10W/40 или 20W/50;
- зимой 5W/40, 10W/40.
Замена масла в 4E-FE. Производитель рекомендует лить масла с вязкостью по SAE 15W/40, 10W/30 или 10W/40