Дрифт

Дрифт-серии

В зависимости от региона, национальные соревнования по дрифту имеют как некоторые отличия, так и схожесть в регламентах, требованиях к технике и трассам, подбору участников. Помимо Японии, популярность получили турниры в США, России, Азии и Европе.

D1 Grand Prix

Японская drift-серия стала первым профессиональным соревнованием этого вида автоспорта, проведя дебютный сезон в 2000 году. Именно здесь за основу регламента взяли традиционные для гонок «тоге» парные заезды-преследования, которые теперь используются практически во всех турнирах в мире. В их ходе допускаются обгоны соперников, а красивый дрифт имеет преимущество даже над ошибками в прохождении траектории. Разрешено участие и передне-, и заднеприводных авто, в том числе и тюнингованных из «4×4».

Чтобы стать участником серии, необходимо победить в одном из четырёх национальных состязаний по дрифту, проходящих в Японии (или в другом признанном первенстве мира), и получить категорию «D1». Причём, для автоматического её продления (действительна только год) требуется войти в топ-16 пилотов по итогам сезона.

Formula Drift

Серия стала самым популярным и авторитетным дрифтовым турниром в Северной Америке, привлекая водителей со всего мира. Они могут получить «гоночную» лицензию в региональных турнирах Соединённых Штатов, повышая квалификацию с категории Pro-Am до Pro-2 и Pro.

К соревнованиям допускаются только заднеприводные автомобили любой мощности (в том числе и «переделки» полного привода), а решающими для победы являются стиль вождения, углы заносов и траектория движения. Скорость прохождения дистанции является второстепенным показателем. Обгон во время заезда запрещён (разрешён только при «сходе» первой машины), штрафными очками наказываются столкновения, вращения и отклонения от курса.

RC Drift (Радиоуправляемый дрифт)

Дрифт получил распространение и в автомодельном спорте, где соревнования проводятся сразу в трёх категориях: 50/50 – полный привод, Counter Steering (CS) – полноприводные модели, у которых задние колёса вращаются быстрее, RWD – заднеприводные автомодели, наиболее точно копирующие машины «взрослой» серии.

Используются модели автомобилей для дрифта с электроприводом, работающие на Ni-Mh и Li-Po аккумуляторных батареях (4-7 тысяч мАч), состоящие из кузова, шасси и управляющего радиооборудования. Наиболее известные производители Yokomo, MST, Overdose, Kazama.

RDS

В Россию дрифт «добрался» через Дальний Восток где традиционно популярны японские автомобили, в 2010 году став официальным видом автоспорта. Российский чемпионат разбит на четыре региональные зоны, а этапы проводятся на известных автодромах страны.

Помимо регулярного чемпионата в регионах проводится множество «мелких» состязаний, многие из которых на стоянках развлекательных центров и гипермаркетов. Дрифтовые авто и их заезды становятся хед-лайнерами праздников, собирая большое количество участников и зрителей, продвигая и популяризируя этот вид автоспорта.

Гонщики

Как и любые другие автогонки, drift имеет своих гонщиков-чемпионов и легендарных пилотов, оказавших огромное влияние на его становление, развитие и рост популярности. Самой легендарной фигурой считается признанный «Король дрифта» Кэйити Цутия, стоявший у истоков основания D1-GP и фактически «давший жизнь» современному дрифтингу.

Он вырос в профессионального дрифтёра на «уличных» треках и нелегальных соревнованиях, методично пропагандируя легализацию «управляемых заносов». Его авторитет подкреплялся гоночными победами в других видах автоспорта. К 47 годам, моменту завершения карьеры, Цутия выиграл множество состязаний по дрифту, а его Toyota Sprinter Trueno AE86 превратилась в легенду, получив народное прозвище «Маленький Хати, который смог».

Георгий Чивчан

Из российских дрифтёров можно выделить красноярца Георгия Чивчана (Гоча), трёхкратного победителя Чемпионата России, участника международных турниров (в том числе и D1 Grand Prix) и одного из «отцов-вдохновителей» RDS. Титулованный гонщик увлекался автомобилями с детства, пробовал свои силы в дрэговых гонках. После покупки жёлтой Nissan Silvia S15 и знакомства с Аркадием Цареградцевым, директором автодрома «Красное кольцо», начинает целенаправленно заниматься дрифтом.

На момент организации первых соревнований у Чивчана даже не было конкурентов на треке, настолько был высок его уровень. Он принимал в них участие в роли судьи, выйдя на трассу только после появления «достойных» противников.

Техника дрифта

Весь дрифт основан на избыточной поворачиваемости, а значит, является уделом заднеприводных машин. Однако и переднеприводные автомобили тоже могут дрифтовать — с использованием ручного тормоза. Опытные дрифтеры не будут просто так срывать машину в занос – при вхождении в поворот все четыре колеса должны быть в дрифте. К числу опытных (и даже более чем) дрифтеров относится Кеичи Тцучия (Keiichi Tsuchiya), также известный как Дорикин (Drift King), настоящая легенда дрифта, японский гонщик, с участием которого снято немало видео компании Best Motoring. Классикой этого видеожанра считается Drift Bible, в которой рассматриваются технические приемы дрифта. Мы тоже рассмотрим основные техники этого вида автоспорта. Вот их краткий обзор:

Дрифт с торможением (Braking Drift)

Торможение выполняется перед вхождением в поворот. Благодаря этому вес автомобиля частично переносится на переднюю ось, разгружая заднюю и позволяя ей таким образом частично потерять сцепление с поверхностью дороги. Появившийся занос затем балансируется нажатиями на педаль газа и поворотами руля.

Дрифт с колебаниями (Choku-Dori или Swaying Drift)

Медленный дрифт с раскачиванием задней части машины туда-сюда относительно оси движения, напоминающим движения маятника.

Бросание сцепления (Clutch Kick)

При использовании этой техники педаль сцепления сначала утапливается, а затем резко отпускается (то есть бросается) при приближении к повороту или во время скольжения. Бросание сцепления даст резкий рывок мощности, что приведет к срыванию задней оси в занос.

Грязевой дрифт (Dirt Drop Drift)

Задние колеса съезжают с дороги на грунтовую или покрытую грязью обочину для поддержания скольжения и вхождения в поворот на нужной скорости.

Дрифт с ручным тормозом (E-Brake/Handbrake Drift)

Здесь используется ручной тормоз, который блокирует задние колеса и способствует срыву в скольжение, которое затем балансируется рулением и педалью газа. Это один из базовых приемов дрифта.

Ложный дрифт (Feint Drift)

Резкое движение машины по направлению к внешней стороне поворота перед вхождением в сам поворот переносит ее вес в направлении этой самой внешней стороны, что позволяет начать скольжение. Этот прием широко известен в ралли под названием Scandinavian Flick и не менее широко там используется.

Переключение носком и пяткой (Heel Toe Shifting)

Дрифт подразумевает баланс и плавность. Плавное переключение передач означает, что вы можете сильнее сконцентрироваться на правильности руления и работе тормозов. Хитрость здесь заключается в том, что одной ногой можно жать на две педали одновременно – например, носком на тормоз, пяткой – на газ.

Прыжок (Jump Drift)

Дрифт с прыжком – это техника, использующаяся на соревнованиях по этому виду спорта. Колесо, находящееся на внутренней траектории поворота, отскакивает от края бордюра или неровности на трассе, перенося вес на противоположную сторону и приводя к заносу.

Сброс газа (Kansei Drift)

При вхождении в поворот на высокой скорости нога убирается с педали газа. Вес машины перебрасывается на переднюю ось, она начинает слегка скользить. Скольжение управляется рулем и педалью газа.

Долгое скольжение (Long Slide Drift)

Выполняется на высокой скорости. Работа ручником позволяет завершить длительное скольжение под большим углом на прямой, завершающееся вхождением в поворот.

Переизбыток мощности (Power Over)

Если ваш автомобиль обладает достаточно высокой мощностью, то полный газ при входе в поворот гарантированно обеспечит вам избыток поворачиваемости, то есть занос. Это тоже одна из базовых техник, которую многие, возможно, практиковали совершенно ненамеренно.

Дрифт на пониженной передаче (Shift Lock Drift)

Обороты двигателя падают при переключении на понижающую передачу, а затем отпускании педали сцепления. Это приводит к снижению скорости и вызывает занос.

Дрифтинг вид автоспорта

Дрифт изначально зародился в Японии, затем в 1996 году пришел в США, Великобританию и потом широкими темпами распространился по всему миру. По этому виду спорта проходят соревнования. Существуют 2 типа заездов: парные и одиночные. В парных соревнованиях первому дрифтеру необходимо проехать определенный участок трассы, в соответствии с поставленным заданием (как вариант, по правильной траектории), второму гонщику нужно, совершая синхронные перекладки, при движении в заносе, как можно ближе добраться до соперника. Победителем становится тот гонщик, который максимально приблизится к сопернику, совершая маневры по заданной траектории. В следующем заезде участники меняются местами, и если по результатам обоих заездов у пилотов одинаковое количество ошибок или оба заезда были безупречны, то судьи назначают третий раунд, в котором выявляется победитель. В одиночном заезде дрифтер зарабатывает себе очки за скорость, стиль и угол заноса.

Уникальность дрифтинга в том, что в нем, в отличие от драг-рейсинга, скорость играет второстепенную роль и соревнования идут не на время. Оценка заезда пилота проводится по нескольким параметрам:

  1. Траектория прохождения поворота. На шоссе есть специальные точки, которые обозначены и если гонщик проедет рядом с ними, то он получит больше очков;
  2. Угол заноса. Чем он больше, тем лучше и выше очки;
  3. Скорость.
  4. Эффектность и манера исполнения. Чем больше впечатлений у судей и зрителей, тем выше оценка.

Если гонщики по результатам предыдущих раундов не могут превзойти друг друга, то назначают дополнительные заезды, для выявления победителя. Если наблюдатели не согласны с судейством, то это сопровождается неодобрительными возгласами и под воздействием народного протеста судьи чаще всего назначают еще один заезд.

Чемпионаты по этим соревнованиям проходят обычно на горе Харуна острова Хонсю в Японии или в Калифорнии на шоссе Дел Диос.

Дрифтинг интересный и увлекательный вид автоспорта, хоть и опасный. В России многие автолюбители, также как и в других странах, прониклись им и теперь овладевают этой техникой. Ну, а вы, дорогой, неравнодушный автолюбитель, чтобы лучше освоить теорию дрифта, посмотрите следующее видео:

Видео:

Правила соревнований

При некоторой разнице в регламентах разных чемпионатов по дрифту, за основу берётся практика проведения квалификационных одиночных заездов, в которых пилот должен продемонстрировать своё мастерство на треке. Судьи учитывают скорость и траекторию движения, зрелищность, углы заносов и вхождений в поворот.

Следующий этап состоит из парных заездов, в которых гонщикам требуется пройти участок по «правильной» траектории, определённой организаторами, за самое быстрое время. При этом, есть первая машина и вторая, выступающая в роли «догоняющей». Её водителю надо максимально приблизиться к лидеру и в точности повторить все его манёвры. Проводится две гонки, в которых пилоты меняются местами «первый-второй», а преимущество в очках имеет выступление в роли «догоняющего». В случае равенства результатов проводятся дополнительные заезды.

Судьи берут во внимание несколько параметров, вынося общий рейтинговый балл:

  • Скорость – учитывается общее время прохождения трассы или её участков
  • Траектория – существует заданная траектория движения по треку, обозначенная контрольными точками. В заезде водителю требуется проехать максимально близко к ним (в идеале – по ним)
  • Угол заноса – главное в автоспорте, оценивается его величина
  • Зрелищность – красивый дрифт является неизменным спутником турниров. Шоу-фактор, эмоции и реакция болельщиков, эффектность прохождения трека и даже количество дыма имеет значение. В некоторых сериях может оценивается отдельно

Особенности соревнований и трасс

Drift, в отличии от других видов автогонок, не всегда ориентирован на скорость как на главный показатель для достижения победы. Помимо неё оцениваются траектории прохождения поворотов с заносами и торможением, и зрелищность. Поэтому, максимальное количество баллов зависит от многих факторов. К тому же результаты судейства могут оспаривать зрители, мнение которых учитывается при вынесении «вердикта» в некоторых турнирах.

Особенностью дрифта можно считать и технику для турниров которая представляет собой, преимущественно заднеприводные автомобили (обычно это седаны или купе небольшого веса). Именно они могут наиболее эффектно и эффективно проходить повороты в заносах на скорости. Реже используются переднеприводные или переделанные полноприводные машины, но определяющим показателем является маленькая масса.

Трассы для заездов выделяются наличием большого количества крутых поворотов, которые и являются обязательным условием для дрифтинга и «скольжения». В некоторых сериях трек разбит на секции и оборудован датчиками фиксирующими параметры скорости, траектории и угла прохождения автомобилем дистанции автоматически выставляя баллы. Нередко гонки проводятся на ледовом покрытии, усложняя задачу гонщикам и увеличивая зрелищность для болельщиков.

Принцип дрифта

Классический дрифт – это движение на заднеприводном автомобиле по сухому асфальтовому покрытию, характеризуется контролируемым заносом машины при срыве задней оси скатов. При этом, передние скаты все время движения вывернуты в противоположную от поворота сторону. Дрифт-кар совершает угол к направлению движения, и сила, заставляющая машину в обычных условиях двигаться вперед, при контролируемом заносе на дуге поворота, делится на две составляющие:

  • Радиальную, которая направлена перпендикулярно к дуге, где находится автомобиль, тем самым, удерживая его;
  • Тангенциальную, которая направлена по касательной к траектории и провоцирует движение автомобиля.

Моторную мощность легко перераспределять между этими составляющими частями: чем угол заноса больше, тем меньше мощности расходуется на движение вперед и тем больше на противостояние центробежной силе. И, наоборот, если угол меньше, то ускорение сильнее и меньше радиальная сила.

Чтобы овладеть техникой дрифта, требуются долгие и упорные тренировки. Водитель должен чувствовать машину и обладать быстрой реакцией.

История возникновения дрифта

Как техника прохождения поворотов, «управляемый занос» (или дрифт) использовался гонщиками ещё в 1930-х, но как отдельный вид автомобильного спорта зародился только в 70-е годы, в Японии. Местами зарождения часто называют города Нагано и Хаконе, гору Роккё и знаменитую дорогу Ироха-Зака. Именно на этих горных серпантинах с многочисленными поворотами очень пригодилось умение вводить машину в занос, чтобы выходить из них на максимальной скорости.

Водители устраивали нелегальные гонки – «тоге» (в переводе означает горный хребет или перевал) по узким дорогам, которые делились на два вида – «подъём» (uphill, вверх на гору) и «спуск» (downhill, вниз с холма). Ширина серпантина не позволяла обгонять соперника, поэтому зачастую это были заезды-преследования, начинавшиеся всё же с параллельного старта. Иногда, для усложнения задачи, одну руку водителя скотчем приматывали к рулевому колесу.

«Подсматривая» за раллийными соревнованиями, любители (особо увлечённых называли «роллинг-зоку») стали использовать дрифтинг в качестве основного способа скоростного прохождения поворотов и их связок. За пример брался стиль вождения первого дрифтёра современности японца Кунимицу Такахаси, экс-мотогонщика, из-за травмы пересевшего на «четыре колеса». Он использовал технику «управляемого заноса» на профессиональном уровне, вызывая восторг зрителей и побеждая в турнирах. Вскоре в Японии состоялись дебютные состязания по дрифту, прошедшие во многих крупных городах в которых смогли принять участие многие желающие.

Росту популярности способствовал и выпуск японскими автоконцернами подходящих заднеприводных автомобилей, которые проходили ряд доработок, становясь лучшими для «скользящих» гонок. «Тойота» и «Ниссан» тонко прочувствовали потребность водителей, основав поколение таких машин. Особо в этом ряду выделяется Toyota Sprinter Trueno AE86 на которой Кэйити Цутия, по прозвищу «Drift King», принёс японскому дрифту мировую известность. На ней он проходит повороты горной дороги в фильме Pluspy (1987 год), ставшим культовым для поклонников «заносов».

Японский пилот сыграл ключевую роль в становлении дрифта как вида автоспорта, активно его пропагандируя и параллельно добиваясь признания в других гоночных сериях. В итоге, совместно с организатором «Токийского автосалона» Даидзиро Инада, он стал основателем первого профессионального чемпионата – D1 Grand Prix, превратившегося в самую крупную ассоциацию в этой дисциплине в мире.

Легендарные дрифт-кары

Дрифт начал формироваться в 80-е годы в Японии, в то время только две компании выпускали недорогие машины с задним приводом, это Nissan и Toyota.

Toyota Corolla Trueno серии AE86 (хачироку – 8 «хачи» и 6 «року» с япон.) стал легендарным автомобилем дрифтинга. Сбалансированное шасси, небольшой вес, невысокая мощность 130 л.с. и задний привод, послужили хорошей характеристикой для дрифт-кара. Широкую популярность в определенных кругах, он приобрел после выхода сериала Initial D, с цутия Кэйити в главной роли. Этот дори-мобиль (от япон. dori –дрифт), на котором многие автомобилисты учились технике дрифта и до нашего времени в цене у японцев, несмотря на возраст.

Основные дрифт-кары марки Nissan – это Silviа серии S13, 180SX (в Великобритании 200SX) и SilEighty (автомобиль, схожий с 180SX и отличающийся только передом, взятым от Silvia S13, обе машины базируются на общей платформе). Колеса этих автомобилей легко теряют сцепление с дорожным покрытием, что обеспечено задним приводом и двигателями SR20DET или CA18, которыми оборудовались кузова S13. Следующая серия Silvia-S14 и 200SX у любителей дрифта не пользовалась особой популярностью, однако, новая серия S15, как и S13, очень понравилась дрифтерам. Всеобщее признание эта машинка получила из-за мощного двигателя, который выдает 250 л.с., а также из-за шестиступенчатой МКПП и дифференциала повышенного трения.

Основатели дрифтинга

Главным основателем дрифта является японский гонщик Тахакаси Кунимицу, он прославился благодаря отличному прохождению апексов (от англ. apex — «вершина, верх» — позиция в повороте, когда автомобиль максимально близок к внутренней кромки дороги перед поворотом), а также высокоскоростному прохождению всей дуги поворота по технике дрифта. Его агрессивное вождение способствовало многим победам на различных соревнованиях, а также привлечению внимания многих автолюбителей, которым понравилась зрелищность и стиль дрифта.

Еще один знаменитый дрифтер – это Цутия Кэйити, уличный гонщик, которого потрясла техника вождения Такахаси Кунимицу до такой степени, что он стал практиковать дрифтинг на улицах и быстро получил признание среди гонщиков (япон. «хаширия»). На легендарном автомобиле Toyota Corolla Trueno серии AE86 он выполнял скольжение по горным серпантинам – тогэ, о чем был снят фильм, который стал популярен среди дрифтеров. С тех пор его именуют не иначе, как «дорикин» — король дрифта.

Дрифт-машины

Первыми машинами для дрифта стали японские заднеприводные серийники, которые проходили частичную доработку. Некоторые не требовали большого вмешательства, выходя с конвейера с дифференциалами повышенного трения, мощными двигателями, легко поддающимися дополнительному форсированию, и обладающие небольшим весом.

Наибольшую популярность получили Toyota Corolla AE86 (Sprinter Trueno, на которой ездил «Король дрифта»), Nissan Silvia (отлично поддающаяся тюнингу), Nissan 180SX (спортивное купе, популярное и у любителей, и у профессионалов), знаменитые Nissan Skyline, Mazda RX-7 и RX-8. Не стоит забывать про Toyota Mark II и Toyota Supra.

Японские машины стали примером для дрифта, но в региональных чемпионатах часто приспосабливают национальную «классику»: в России – «ВАЗы» и «Волги», в Германии – BMW и Mercedes, в США – Dodge и Chevrolet. Иногда у полного привода убирается передний и на дрифтовые заезды выходят Mitsubishi Lancer Evolution, Subaru Impreza и Nissan Skyline GT-R.  А «король» Кэйити Цутия вообще поддерживает и развивает идею, что drift возможен на любом авто, всё дело в самом гонщике и его стиле вождения.
Вне зависимости от «приводности», drift-автомобили обладают определённым рядом технических характеристик. Профессионально подготовленные к соревнованиям модели часто называют «корч». Термин подразумевает машину где убрано всё «лишнее» и проведены все необходимые «гоночные» модификации.

Должен быть максимально лёгким. Убираются ненужные элементы салона, отдельные заменяются на более лёгкие. Устанавливается спортивный руль и гоночное кресло, ремни безопасности с пятиточечной системой защиты. В большинстве случаев каркас усиливают рамами безопасности, для кабриолетов обязателен жёсткий верх.

Двигатель

Не имеет ограничений по мощности, и при желании может быть вообще заменён на любой другой (процедура называется swap). Основные доработки касаются увеличения устойчивости к повышенным нагрузкам и температурам. Помимо самой силовой установки меняются водяные и масляные радиаторы, бензонасос, интеркулер.

Шасси

Используется более жёсткая подвеска спортивного типа, с отрицательным развалом передних колёс (в «идеале» 2,8) и нулевым задних. На каждое из них приходится по 1/4 массы машины

Дифференциал на задней оси «заваривается» или ставится LSD (дифференциал повышенного внутреннего сопротивления).
Так как важное значение имеет большой выворот колёс (в ходе дрифтования могут выворачиваться и до перпендикуляра к трассе), для этого рулевая колонка дорабатывается в сторону минимально необходимого количества оборотов «баранки». Удобство постоянного использования ручного тормоза достигается заменой фиксатора

Резина

Выбор шин во многом зависит от мощности автомобиля и его технических характеристик. Используются и вполне спортивные варианты от Hankook, Yokohama, Falken. В качестве передней резины, для более плотного сцепления с дорожным полотном, пилоты часто устанавливают «слики» или «полуслики». Основными достоинствами считаются износоустойчивость, сцепление с трассой и количество дыма, которое возникает при заносах и торможениях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *