5W30 и 5W40

Содержание:

Типы современных автомасел

Выпускаемые сегодня масла для двигателей машин включают в себя 2 компонента – базовую жидкость и присадочный пакет. Базовое масло занимает минимум восемьдесят процентов объема. Присадочные элементы могут занимать не более двадцати процентов от всего объема смазки. Базовая жидкость может быть минеральной, полусинтетикой, синтетикой. Присадочные пакеты могут различаться, однако не слишком значительно.

Есть 4 типа автомасел, в состав каждого из которых включена базовая жидкость и присадочный пакет. Присадки добавляют маслу особые свойства.

  1. Минеральные. Производятся из нефти посредством селективного очищения. При изготовлении выполняется отделение парафинов, проведение гидрообработки. Благодаря этому создается основа. Минеральное масло стоят меньше синтетики и полусинтетики.
  2. Синтетические. Изготавливаются посредством химического синтеза. В результате синтеза формируются углеводородные молекулы одинаковой величины. Процесс весьма сложен, потому подобные смазки стоят дороже прочих.
  3.  Полусинтетические. Сочетают в себе искусственный продукт с минеральным. Цена полусинтетики выше, чем у минеральных смазок, однако ниже, чем у синтетики.
  4. Гидрокрекинговые. Промежуточный вариант между синтетическими и полусинтетическими автомаслами. Это минеральные смазки, которые обработали гидрокрекинговым методом. По стоимости подобная смазка дешевле, чем синтетическая.

Можно ли смешивать моторные масла

Начнем с того, что ответ на главный вопрос будет положительным, но с оговоркой. Да, смешивание моторных масел теоретически допускается

Чтобы раз и навсегда удостовериться в этом, обратите внимание на существование полусинтетических моторных масел. Ведь если минеральное масло — это органика, а «синтетика» — полностью искусственные химические вещества, то «полусинтетика» — не что иное, как их нехитрый симбиоз

Видеолекция о допустимости смешения моторных масел

Специалисты рекомендуют смешивать масла лишь в крайних случаях, когда соблюдать рекомендации завода-производителя временно нет возможности.

Что будет, если смешать полусинтетику с синтетикой

Можно смешать синтетическое масло 5W40 с полусинтетическим 10W40

Когда срочно необходимо долить синтетического масла, например вы столкнулись с падением уровня рабочей жидкости где-нибудь в поле, а в багажнике имеется лишь неполная канистра с «полусинтетикой», то не стоит расстраиваться.

Можно смешать, скажем, синтетическое масло 5W40 с полусинтетическим 10W40 и на выходе получить работоспособную смесь вязкостью 6W40 или 8W40 (в зависимости от соотношения масел). Но самым лучшим вариантом, позволяющим поездить до запланированной смены моторного масла, будет добавление смазки более высокого качества. Например, к «полусинтетике» 10W40 можно добавить синтетическое масло 5W40.

Масло 5w30 синтетика или полусинтетика

Как отличить оригинальное моторное масло

Маркировка масел по вязкости касается всех составов, независимо от их происхождения. То есть, вязкость синтетического и полусинтетического масла 5w30 будет одинакова (при условии, что вы купите оригинальное масло от хорошего производителя, а не подделку).

В настоящее время большинство автолюбителей используют полусинтетические масла. Это обусловлено тем, что их характеристики подходят для большинства современных двигателей, а стоят они гораздо дешевле полностью синтетических аналогов

Однако существует еще одна классификация, на которую необходимо обращать внимание при выборе масла. Речь об API — стандарте, созданном Американским институтом нефти, ASTM и SAE

В соответствии с ним существует 12 категорий масел для бензиновых двигателей, из которых на сегодняшний день актуальны лишь 4.

Категория Область использования

SJ
Для двигателей, выпущенных после 2001 года.

SL
Для двигателей, выпущенных после 2004 года.

SM
Для двигателей, выпущенных после 2010 года.

SN
Введена в октябре 2010 года и подходит для всех современных двигателей.

Аналогично для дизельных двигателей существует 14 классов, из которых на сегодняшний день актуальны лишь 6. Среди них:

Категория Область использования

CF
Представлен в 1990 году.

CG
Представлен в 1995 году.

CH
Представлен в 1998 году. Масла используются для четырехтактных дизельных двигателей. Соответствует экологическим требованиям того же года.

CI
Введен в 2002 году. Масла имеют моюще-диспергирующие присадки.

CI Plus
Более улучшенный вариант CI

CJ
Действует с 2006 года. Масла предназначены для тяжелонагруженных дизельных двигателей.

Поэтому, если вы являетесь обладателем автомобиля, относящегося к среднему или бюджетному ценовому классу, то для вас не имеет смысла заливать в двигатель полностью синтетическое масло. Целесообразнее и дешевле будет воспользоваться полусинтетикой. Но если у вас дорогой автомобиль (представительского класса, спортивный и так далее), то без “синтетики” вам не обойтись. Тем более, если такие требования указаны производителем.

Характеристики и отличия разных групп смазочных материалов

Автомобильные минеральные масла обладают следующими качествами:

  • демократичная цена, что позволяет существенно экономить на обслуживании мотора. Минералка доступна. Чаще всего ее применяют в авто с большим пробегом;
  • экологически чистый продукт вследствие того, что химические вещества в нем занимают очень незначительный процент;
  • универсальность. У таких продуктов широкий спектр применения.

Следуя по постепенному нарастанию ценового показателя, далее идут продукты полусинтетические. Их характеризует:

  • невысокая цена;
  • универсальность (подходит для любых ДВС);
  • малая испаряемость, что позволяет снизить расход масла и увеличить период его замены;
  • не позволяет образовываться на деталях двигателя известковому налету.

Самым дорогим является синтетический продукт. Перед своими «собратьями» он имеет такие преимущества:

  • стабильный показатель вязкости в широком диапазоне температур;
  • оптимальные показатели текучести;
  • минимально возможное испарение, что позволяет меньше расходовать смазочные продукты и реже их менять;
  • для таких автомасел применяется меньшее количество присадок.

Если сравнивать две основные базы, то преимущества окажутся на стороне синтетической: она имеет более высокий индекс вязкости, а толщина масляной пленки остается практически неизменной как при максимально допустимых плюсовых, так и при минимально разрешенных температурах

Это особенно важно при вождении в экстремальных условиях. Износ механизмов ДВС сведен к минимуму

Также синтетика превосходит минералку по степени защиты от окислительных реакций. При использовании синтетической смазки замедляется процесс старения масла, нагар и отложения образуются в незначительных количествах.

Одной из важнейших характеристик смазочных жидкостей является показатель вязкости, который принято указывать согласно международной классификации SAE. Индекс вязкости указывает на сезонность продукта, точнее, раскрывает температурный диапазон, в котором рекомендовано использование масла. Смазки могут быть летними, зимними и всесезонными. Климатические условия Российской Федерации характеризуются перепадом температур, потому у отечественных автовладельцев особой популярностью пользуются всесезонные продукты.

Опыт показывает, что в двигателях с большим пробегом необходимо применять смазки с большим индексом вязкости.

Как сочетаются масла разной вязкости

Если у вас в двигателе залито минеральное масло, то его можно смешать с полусинтетическими марками, а также маслами, являющимися продуктами гидрокрекинга. Аналогично допускается совмещение «минералки» с синтетическим маслом, изготовленным на основе полиальфаолефинов (ПАО).

Что же касается других видов «синтетики», например полиэфирных, гликолевых или силиконовых, то такое масло лить в минеральное допускается не во всех случаях, имеет значение формула конкретного синтетического масла. Данный момент следует обязательно уточнять у официального представителя автомобильного бренда, под шильдиком которого был выпущен ваш автомобиль.

Является также возможным и добавление минеральных масел в «синтетику», «полусинтетику», что актуально для случаев резкого понижения уровня масла на щупе и при отсутствии под рукой необходимой канистры.

Сочетание различных смазочных материалов

Что же делать, если понадобилась замена смазочного материала или его доливка? Какие масла можно смешивать, и как это сделать правильно рассмотрим далее.

Специалисты рекомендуют производить смешивание автомобильных масел в крайних случаях при резком падении уровня, хотя официального запрета на такие действия не существует.

Смешивать минеральные масла с синтетикой можно только в одном случае: последняя должна базироваться на полиальфаолефинах (ПАО). При резком падении уровня этого «коктейля», допускается доливка небольшого количества минерального масла.

Нельзя оставить без внимания вопрос, можно ли смешивать масла с идентичными базами, например, минералку с минералкой. Такой симбиоз — дело рискованное, и неизвестно как отреагирует ДВС на подобную смесь. Если по каким-то причинам смешивания не избежать, то необходимо, чтобы показатель вязкости обеих жидкостей был одинаков.

Еще один важный вопрос, можно ли при необходимости смешивать моторные масла, представленные разными производителями, он интересует не только начинающих водителей, но и автолюбителей с солидным опытом. Синтетику от разных торговых брендов можно смешивать в том случае, когда их характеристики идентичны по стандарту США API или европейскому АСЕА. Очень чувствительны к смешиванию продуктов двигатели форсированные и с турбонаддувом.

Следует напомнить, что смешивание — мера крайняя, и длительное использование подобных смесей негативно скажется на функциональности мотора. Желательно слить «коктейль» при первой же возможности, и после промывки агрегата залить рекомендуемый допусками продукт.

Совместимость синтетических и полусинтетических моторных масел возможна при условии, что показатель вязкости либо не изменится, либо будет на порядок выше. Например, в масло 5W-40 допускается доливка жидкости 10W-40. При этом вязкость несколько изменится, и ее значение будет зависеть от количественного состава смеси. Другими словами, если масла с низкой вязкостью долито больше, то и показатель ее понизится.

Проблема при смешивании двух продуктов на одной базовой основе заключается в пакете присадок, который у каждого производителя уникален. Именно между добавочными компонентами может возникать непредсказуемая реакция.

Какие моторные масла по мнению экспертов лучше всего смешивать? Специалисты сошлись во мнении, что более приемлемым вариантом является смесь масел одного производителя из-за идентичности используемых присадок. Вариант, когда подбираются продукты разных производителей с аналогичными индексами вязкости, считается менее оптимальным.

Чтобы свести к минимуму риск возникновения конфликтных реакций между компонентами присадок лучше смешивать смазки одного и того же производителя. Именно так вы сможете защитить двигатель от негативных последствий смешивания смазочных жидкостей.

Если вам пришлось смешать смазочные продукты, не забывайте, что после промывки двигателя понадобится замена масляного фильтра.

Смешивание масел марки Шелл Shell

«Шелл» всегда рекомендует доливать только «Шелл»

В свое время журналисты «За рулем» решили выяснить, как себя поведет то или иное моторное масло в случае его смешивания в различных пропорциях с другим аналогичным продуктом. В результате было отобрано несколько популярных товаров, среди которых, в частности, присутствовало масло марки «Шелл».

В результате лабораторных тестирований было установлено, что при добавлении к химическому составу смазочного материала Shell даже небольшого количества моторного масла других производителей возникают определенные химические реакции. Но в конечном счете подобные метаморфозы не принесли каких-либо отрицательных изменений.

Официальных запретов на смешивание рабочих жидкостей непосредственно от производителей нефтепродуктов также ни разу не поступало. Компании, как правило, ограничиваются лишь рекомендациями по поводу того, какое масло желательно использовать для конкретных условий эксплуатации.

В то же время ни один из брендов никогда открыто не заявит, что его масло можно смело мешать с жидкостями других марок, так как это ему не выгодно. То есть «Шелл» всегда рекомендует доливать только «Шелл», а «Мобил», в свою очередь, всячески заверит автомобилиста в необходимости соблюдения верности единственному бренду — Mobil. Таковы законы коммерции.

Классификация моторных жидкостей

Любой смазочный материал представляет собой базу с пакетом определенных присадок, направленных на улучшение эффективности. Она определяет совместимость групп моторных масел. Итак, база масла может быть:

  • минеральной. Основой его является органика. Такой продукт получают из нефти методом селективной очистки, в котором одну из ключевых позиций занимает депарафинизация (максимально возможный вывод из состава продукта парафинов);
  • синтетической, полученной путем сложного химического процесса. Синтез, лежащий в основе получения таких продуктов, заключается в выстраивании цепочек молекул одинаковой длины и размера из углеводородов. В этом главное отличие от минеральной базы, в которой молекулы вещества неоднородные, что означает повышенное трение механизмов и деталей мотора. Химический синтез достаточно затратный, потому и синтетика стоит на порядок дороже минералки;
  • полусинтетической. В заданных пропорциях происходит смешивание двух баз: синтетики и минералки;
  • гидрокрекинговой. Многие ошибочно считают подобные продукты синтетическими, но это не так. Такие масла максимально приближены к ним за счет максимальной очистки (метод глубокого крекинга), но их основа является минеральной. Производители иногда представляют свою продукцию как полусинтетическую смазку. Такие продукты дешевле синтетических. По сути гидрокрекинговые продукты представляют собой промежуточное звено между синтетикой и полусинтетикой.

Когда необходимо менять масло и как промывать двигатель пошаговая инструкция

Перед заливкой нового масла, необходимо слить старое.

Меняя марку масла, автовладелец должен обязательно промыть мотор. Эта процедура проводится в том случае, когда меняются тип или вязкость смазочных материалов. Перейти с минералки на полусинтетику можно только после промывки двигателя. Оказать «первую помощь» для мотора понадобится и тогда, когда в двигатель попали низкокачественные материалы – масло, антифриз, топливо. Если машина была куплена и новый хозяин не уверен, что в прошлом смена смазочной жидкости проводилась с необходимым интервалом, тоже нужна промывка мотора. Последним поводом для промывания мотора является ремонт двигателя, который связан с вскрытием головки блока цилиндров.

Оптимальным способом промывки двигателя считается следующая последовательность действий:

  1. Прогрейте двигатель и слейте из него старое масло. Машина должна постоять некоторое время, чтобы из нее вытекло максимально возможное количество смазочного материала. Лучше автомобиль поставить на подъемник.
  2. Залейте новое масло. Поставьте новый масляный фильтр.
  3. Как минимум 2 дня рекомендуется ездить, не допуская перегрузки мотора.
  4. Снова выполните замену масла. Повторите полностью вышеописанную процедуру. Фильтр тоже подлежит замене.
  5. Первую замену смазочного материала после этого произведите в 2 раза быстрее, чем обычно. Например, если в машине замена масла требуется каждые 10 тысяч км, то замените его через 5 тысяч км.

Теперь мотор можно считать чистым. Если у вас остались сомнения по поводу его чистоты, тогда сократите рекомендуемый сервисный интервал. Подобная процедура не навредит двигателю, а пойдет ему на пользу.

Этот продукт подходит практически для любых автоматических трансмиссий. В нем имеется целый пакет специальных присадок. Используемый в масле модификатор трения – надежная гарантия защиты двигателя от износа.

Жидкость полностью соответствует международным стандартам качества. Универсальное масло относится к всесезонным продуктам, способным улучшить работу мотора. Однако перед заливкой смазочной жидкости проконсультируйтесь со специалистами автосервиса. Универсальное масло, которое вы собираетесь залить в КПП, должно обязательно получить одобрение и допуск от автопроизводителя. В противном случае посоветуйтесь с профессиональным специалистом, какая марка лучше подойдет для вашей машины. Он на собственном опыте знает все нюансы применения различных видов масел.

Советы и рекомендации

Итак, как видно, смешивать трансмиссионные масла, особенно в случае с АКПП, крайне нежелательно. Единственным исключением можно считать случаи, когда прямо в дороге произошло критическое понижение уровня масла в коробке передач.

В этом случае езда с низким уровнем масла в коробке недопустима. Остается только подбирать любой подходящий по свойствам и характеристикам аналог на долив. При этом нужно помнить, что дальше нагружать коробку при езде с такой смесью нельзя, а также спустя 100-200 км. нужно промыть КПП и залить свежую рекомендованную жидкость в полном объеме.

Косвенным признаком того, что масло в КПП нужно как можно скорее заменить, также является появление шума или гула во время работы трансмиссии. Это указывает на то, что в коробку залито некачественное или неподходящее по своим характеристикам масло. При этом замена смазки часто решает данную проблему.

Идеальные условия

Каждый автолюбитель знает, что здоровье мотора в автомобиле напрямую связано с качественным моторным маслом и его регулярной заменой. Масло в двигателе рекомендовано менять каждые 7-10 тысяч пройденных километров.

Недавно реализованная машина имеет в своем двигателе масло, которое было залито в силовой агрегат на заводе-изготовителе авто. Дальнейшая эксплуатация при условии сохранения гарантийных обязательств подразумевает прохождение последующих плановых технических осмотров исключительно у дилера на авторизованных официальных станциях. Это означает, что для ТО будет использоваться рекомендованное моторное масло, которое реализуется дилером для последующих замен.

Такое масло закономерно является продукцией, относящейся к одной рекомендованной для конкретного мотора группе. Чаще всего на дилерских СТО масло также окажется продуктом одного бренда и будет соответствовать всем допускам, требованиям и предписаниям. Менять его будут без промывки, а доливать в случае необходимости такое масло в двигатель можно без лишних опасений. Данная схема является оптимальной для мотора, но на практике условия могут меняться.

По каким причинам смешивается моторное масло

Теперь давайте поговорим об основных причинах смешивания масел и потенциальных проблемах после этого. Проблема кроется в том, что даже тщательное удаление отработанного масла из ДВС посредством слива и/или откачки допускает остаток отработки в двигателе объемом около 0.5 л и более. Получается, что часть старого масла смешается со свежей смазкой.

Бытует мнение, что масла от разных производителей могут не иметь полной совместимости. Многие опасаются, что использование масел различных групп и классов по этой причине не является стопроцентной гарантией безопасности для мотора. Мы постараемся ответить, так ли это на самом деле.

Замена одной группы масел на другую

Далеко не все владельцы предпочитают обслуживать свои автомобили на официальных дилерских станциях, где во время ТО заливают одинаковое и рекомендованное производителем автомобиля моторное масло. Вопрос о совместимости масел возникает тогда, когда владелец авто принимает решение залить другое масло.

Вынужденная необходимость доливать масло

В процессе эксплуатации автомобиля может возникнуть острая необходимость экстренно долить моторное масло при резком падении его уровня в двигателе.

Практика показывает, что большинство водителей в такие моменты не имеют в автомобиле запасов такого масла, которое уже было залито в мотор. В ближайшей торговой сети или на АЗС не всегда удается приобрести нужное масло для долива. Так как ситуация аварийная, то автовладельцы в экстренном случае доливают масло любого изготовителя.

Промывка и присадки

Среди автомобилистов широкое распространение получила практика использования всевозможных присадок в масло. Такие добавки призваны усилить эффективность работы и служат для улучшения полезных моющих и защитных свойств.

Регулярная процедура промывки двигателя всевозможными промывочными составами перед очередной сервисной заменой масла потенциально вредна по причине того, что слить полностью смесь масла и присадки из мотора не представляется возможным.

Потенциальная опасность

Теперь давайте представим , что в свежее масло одного производителя владелец залил присадку и проехал на такой смеси около 10 000 км. Далее снова использовался промывочный состав перед очередной заменой масла для очистки двигателя изнутри. Последним шагом стала очередная заправка мотора маслом, но уже от другого производителя.

Еще раз обратите внимание, что из двигателя невозможно полностью удалить полученный старый «коктейль». Выходит, что в моторе находится около половины литра остатков смеси из отработанного ранее масла, присадки и промывки

Такие остатки смешаются с новым маслом. Если после замены масла еще добавить присадку, тогда в свежем масле окажется дополнительная порция химии.

Закономерно, что у многих возникает вопрос о совместимости всех компонентов между собой и их конечном воздействии на свойства базового моторного масла. Давайте разбираться в этом вопросе.

Можно ли смешивать разные моторные масла, смесь моторных масел

В настоящее время существуют разные мнения по этой проблеме. Некоторые шофера допускают процесс смешивания моторных масел, но только от одного изготовителя. Другая половина водителей придерживается иного мнения, что смешение масел возможно, но только однотипных, то есть принадлежащих к одному классу.

Бывают случаи, когда автовладельцы заливают неподходящую разновидность нефтепродукта для доливки. Это может быть с целью сэкономить денежные средства либо, вспомнив студенческие годы, решают провести эксперимент, смешивая растворы с различной вязкостью, чтобы получить посредственный вид.

Чтобы разобраться в проблеме, следует углубиться в составную часть моторного масла. В «композицию» автомасла, как правило, входит основа (базовая часть) и разнообразные присадки. Они определяют его качество.

Масла разнообразной вязкости, сочетание видов

Если в двигателе присутствует минеральное масло, то добавление можно производить полусинтетическими марками, а также нефтепродуктами, которые получаются из гидрокрекинга. Аналогичным образом допускается смесь «минералки» с синтетическим нефтепродуктом, изготовленная на основе сложных олефинов.

Использовать другие разновидности «синтетики» следует не во всех случаях. Здесь определяющей характеристикой служит структурная формула синтетического продукта. Это касается силиконовых, гликолевых и полиэфирных разновидностей. Все данные можно легко получить у официального дилера.

При экстренной ситуации, например, отсутствие нужной канистры с требуемым компонентом, считается возможным добавление минеральных масел в синтетические и полусинтетические.

Залив масла в весенний и осенний период различается. Главное отличие заключается в густоте заливаемого раствора. Но не стоит забывать, что в поддоне остается старая разновидность масла, с другими характеристиками. Критичности в этом нет, так как свежее масло отрабатывается намного раньше.

Производитель масел учел все аспекты на стадии производства и диагностики и считает это осознанным шагом. Однако при сознательном решении потребителя смешать масла с отличными характеристиками все может закончиться плачевно.

Возможен ли вариант смешения минерального и синтетического масла?

По своему составу эти типы нефтепродуктов совершенно разные. Это как смешать рассол и водку – вещь несовместимая. Различаются не только пакеты присадок, но и базовая композиция. Когда двигатель работает на предельной мощности, то могут возникнуть неприятные последствия – вспенивание масла, отложения, утрата работоспособности присадок.

Минеральные и искусственные компоненты смешивать категорически запрещено, так как теория уже подтверждена неопытными автолюбителями и людьми, которые пытаются сэкономить.

Можно ли смешивать моторные масла разных производителей

Аналогичные рекомендации можно дать и продуктам разных производителей, так как изначально параметры рецептов не одинаковые. Поэтому последствия могут быть похожими, как и в случае смеси минерального и синтетического состава. Вдобавок не стоит забывать о турбонаддуве, так как двигателях этого типа испытывают на себе все тяготы работы. Поэтому, не стоит смешивать любые разновидности масел.

Можно ли смешивать моторные масла полусинтетику

Основную часть полусинтетических масел производят путем специального подбора и смешивания минерального и искусственного фундамента. Присадки в масло подбирают, исходя и базовой композиции. Если основы разные, то они будут только мешать друг другу.

Случаи, когда нет альтернативы

В нашей повседневной жизни случаются разные ситуации, в том числе безвыходные. Чтобы избежать проблем при смешивании несовместимых типов автомасла, необходимо сделать пробу:

  • освободить до полулитра старого масла и перелить в чистый резервуар;
  • долить аналогичное количество нефтепродукта, которое нужно добавить;
  • смешать и подогреть раствор до ста градусов по Цельсию.

Если приготовленная смесь стала однородной массой, то можно заливать в двигатель и отправиться в путь в легком режиме, не насилуя его. По прибытию в пункт назначения требуется обязательно произвести смену масла.

Если в смеси появляется небольшой осадок, то масляный раствор противопоказано заливать в двигатель – это приведет к его неисправности. А случиться такая казусная ситуация может в любой момент пути, будь то первый либо сотый километр.

Что в итоге

С учетом приведенной выше информации становится понятно, что не только сами производители, но и опытные специалисты по ремонту КПП не рекомендуют смешивать трансмиссионные масла без крайней необходимости.

Если же пришлось смешать масло по причине аварийной ситуации, тогда  нужно добраться до места ремонта и как можно скорее заменить трансмиссионную жидкость в коробке передач. В ряде случаев также может потребоваться дополнительная промывка КПП.

Также не стоит пренебрегать рекомендацией заливать только рекомендуемое производителем ТС масло и другой полезной информацией касательно трансмиссии на конкретном авто, которая отдельно указана в мануале.

Напоследок отметим, что не всегда последствия смешивания масел в КПП могут проявиться сразу. Другими словами, работа трансмиссии по началу может не вызывать нареканий.

Однако с пробегом, особенно в случае с АКПП, которая крайне чувствительна не только к уровню, но и к качеству трансмиссионной жидкости ATF, могут возникнуть сбои или серьезные поломки.

Получается, ремонт АКПП может потребоваться после банальной доливки масла, которое отличается от  уже залитого в трансмиссию. При этом зачастую данное утверждение справедливо только тогда, когда водитель продолжает эксплуатировать авто в штатном режиме, то есть дальше ездит на смешанном масле в коробке без его полной замены, причем достаточно долгое время. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *