Забитый радиатор охлаждения симптомы

Содержание:

Снижение уровня охлаждающей жидкости

С этой проблемой автомобилисты сталкиваются довольно часто. Магистраль охлаждения может разгерметизироваться в разных местах, от патрубков до блока цилиндров. Если утечка находится где-то снаружи, найти её не составит труда: если под автомобилем пятен тосола обнаружить не удастся, это место обязательно выдаст себя наличием влажных загрязнений. Трещины внутри двигателя визуально обнаружить не получится, но в таких случаях неисправность выдаёт себя изменением цвета выхлопа на густой белый. При трещинах на патрубках и неплотностях в местах их соединения с фланцами проблема решается заменой самих шлангов или хомутов. Если начал течь один из радиаторов – его придётся демонтировать с целью ремонта или замены. То же самое можно сказать и о протечках через прохудившиеся уплотнители помпы или термостата, но наибольшие неприятности доставит разгерметизация блока цилиндров. К счастью, такая неприятность случается довольно редко.

Средство для чистки радиатора автомобиля снаружи

В прежние времени очистить этот узел можно было на большинстве автомобильных моек. Для этого его сначала демонтировали, очищая наружные поверхности. Загрязнения могут настолько прочно держаться на поверхности, что смыть их обычными моющими средствами становится невозможно. Очистка напором воды под большим давлением может станет оптимальным решением, однако сильный напор вода может повредить внутренние соты, а это приведёт к разгерметизации.

Лучше потратить небольшую сумму средств и приобрести средство для чистки радиатора снаружи. Автохимия содержит в своём составе концентрированные активные вещества, которые успешно удаляют давнюю въевшуюся грязь, солевые отложения, остатки ржавчины, масла, битума и другие загрязнения.

Для эффективной наружной чистки потребуются следующий инструментарий и средства:

  • рабочие перчатки;
  • дистиллированная вода;
  • чистящее средство;
  • щётки;
  • ведро или прочая ёмкость;
  • гаечные ключи, отвертки;
  • несколько ветошей;
  • таз с мыльной водой.

Дистиллированная вода понадобится автолюбителю для приготовления промывочного раствора. Если вода будет не очищенной от примесей, то активные вещества быстро потеряют свои свойства. Всем водителям, чистящим машины, почистить радиатор автомобиля снаружи будет в таком случае сложнее. Да и самого препарата понадобится израсходовать больше.

Следующие средства стоит взять на заметку автовладельцам при необходимости внешней очистки:

  1. Liqui Moly Kuhler Reiniger. Данное средство эффективно удаляет загрязнения, содержащие в себе частицы смазки, а также накипь и другие химические соединения. При помощи этого очистителя не только можно убрать отложения, но и нормализовать температуру двигателя, повысить его эксплуатационную надежность.
  2. Ho-Gear традиционно славится своей автохимией, которая отличается концентрированной формулой. Успешно очищает застарелые отложения, в том числе, ржавчину, жиры, остатки разложения охлаждающей жидкости. После очистительных мероприятий удаётся улучшить теплообмен мотора и поднять эффективность его работы до 70%.
  3. Mannol — ещё один пример именитого бренда на рынке автохимических средств и препаратов. Наружная чистка радиатора автомобиля с его помощью хорошо удаляет снаружи на поверхности корпуса накипь, ржавчину и опасные кальциевые отложения. Он подходит для различных типов охлаждающих систем и безопасен для резиновых, металлических и пластиковых компонентов.

Liqui Moly Kuhler Reiniger

МАЛЫЙ И БОЛЬШОЙ КРУГ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ Что такое Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания

Для этого на автомобилях и присутствует система охлаждения двигателя. Насос центробежного типа заставляет жидкость перемещаться по рубашке охлаждения двигателя и всей системе. Эксплуатация системы охлаждения. Рубашка охлаждения двигателя – это каналы в блоке и головке блока цилиндров.

Термостат 7. Регулирует циркуляцию по малому или большому кругу в зависимости от температуры. Циркуляция через печку идет постоянно, в независимости от того в каком положении находится термостат, и по какому кругу циркулирует жидкость.

Давление в системе нужно для того, чтобы повысить температуру кипения. Даже при достижении температуры 110 градусов жидкость в системе не закипает. Мы завели холодный двигатель. Сразу же у нас появляется циркуляция охлаждающей жидкости в системе. Циркуляция жидкости создается помпой 6 (рис1), приводимой в движение ремнем ГРМ или отдельным ремнем.

Жидкость будет циркулировать по следующей схеме, пока она не достигнет определенной температуры. После чего термостат 7 перекроет малый круг и откроет большой. Охлажденная жидкость вновь закачивается помпой в двигатель. Если естественного охлаждения жидкости в радиаторе не достаточно и температура ОЖ продолжает расти, то срабатывает датчик включения вентиляторов 4, расположенный внизу радиатора.

При такой температуре в двигателе устанавливаются оптимальные тепловые зазоры, двигатель развивает максимальную мощность, расход топлива становится номинальным. Под руководством термостата выполняют свои функции 2 круга циркуляции (рисунок 7.1). Малый круг выполняет функцию подогрева двигателя. После нагревания жидкость начинает циркулировать по большому кругу и охлаждается в радиаторе.

По этим каналам циркулирует охлаждающая жидкость. Радиатор представляет собой множество трубок, образующих большую поверхность охлаждения. Здесь и охлаждается жидкость. Расширительный бачок. С его помощью происходит компенсация объема жидкости, когда она нагревается и охлаждается.

Следующий раз вы сможете запустить свой холодный двигатель только после его капитального ремонта. Система охлаждения нужна для отвода тепла от механизмов и деталей двигателя, но это только половина ее предназначения, правда — большая половина

Для обеспечения нормального рабочего процесса также важно — ускорять прогрев холодного двигателя. На рисунке 25 Вы без труда можете различить два круга циркуляции охлаждающей жидкости

Схема системы охлаждения двигателя.

А когда к красным стрелкам присоединяются синие, то, уже нагревшаяся жидкость, начинает циркулировать и по большому кругу, охлаждаясь в радиаторе. Для контроля за работой системы, на щитке приборов имеется указатель температуры охлаждающей жидкости. Насос приводится в действие ременной передачей от шкива коленчатого вала двигателя. При пуске холодного двигателя термостат закрыт, и вся жидкость циркулирует только по малому кругу (рис. 25) для скорейшего ее прогрева.

При больших температурах термостат открывается полностью и уже вся горячая жидкость направляется по большому кругу для ее активного охлаждения. Радиатор служит для охлаждения проходящей через него жидкости за счет потока воздуха, который создается при движении автомобиля или с помощью вентилятора. В радиаторе имеется множество трубок и «перепонок», которые образуют большую площадь поверхности охлаждения.

Системы охлаждения разных конструкций

Расширительный бачок необходим для компенсации изменения объема и давления охлаждающей жидкости при ее нагреве и охлаждении. Патрубки и шланги служат для соединения рубашки охлаждения двигателя с термостатом, насосом, радиатором и расширительным бачком. Горячая охлаждающая жидкость проходит через радиатор отопителя и нагревает воздух, подающийся в салон автомобиля. Температура воздуха в салоне регулируется специальным краном, которым водитель прибавляет или уменьшает поток жидкости, проходящий через радиатор отопителя.

Иными словами надо приводить в порядок систему охлаждения своего двигателя. Когда температура в системе охлаждения поднимается выше 80 — 85О, термостат автоматически открывается и часть жидкости поступает в радиатор для охлаждения. И это вторая часть работы системы охлаждения. Термостат предназначен для поддержания постоянного оптимального теплового режима двигателя. Поддерживает в системе охлаждения определенное давление.

Народные методы очистки радиатора охлаждения двигателя

Народные умельцы рекомендуют, чтобы промыть радиатор, использовать:

  • средства для борьбы с накипью стиральных машин
  • каустическую соду
  • средства для очистки молоководов
  • молочную сыворотку
  • средства для очистки канализационных труб
  • кока-колу

Очистка двигателя в таком случае посредственная, а повреждения двигателя, которые можно получить, очищая таким образом радиатор, не стоят сэкономленных средств.

Решая вопрос, как промыть радиатор охлаждения двигателя, не снимая, автовладелец должен учитывать степень загрязнения радиатора своего автомобиля, доступный бюджет и здравый смысл, чтобы не навредить своему железному коню.

Я думаю многие сталкивались с закипанием двигателя. К сожалению причин для перегрева хватает. Это может быть пробитый радиатор, порванный патрубок, в следствии чего вытекла вся охлаждающая жидкость. Но иногда причина кроется гораздо глубже. В данной статье мы постараемся рассмотреть как можно больше вариантов причин перегрева мотора.

Итак, начнем. В первой части нашей статьи будут рассматриваться причины, которые не связанны с проблемой работы и целостности самого двигателя.

Не работает термостат. Термостат может залечь в закрытом положении и отказываться открываться, или же не открываться до конца. Как узнать, что это он?

Находим верхний и нижний патрубки, идущие к радиатору. Прогреваем движок до рабочей температуры(80-90) и аккуратно пробуем шланги. Если один шланг горячий, а другой холодный, то вероятно термостат не открылся. Что бы убедиться в неработоспособности термостата, можно прокипятить его. Обычно температура открытия указана на самом термостате, или же в «умной книжке» по эксплуатации автомобиля. Но в любом случае термостат должен начать открываться на 70-90 градусов, в зависимости от его рабочей температуры, и быть полностью открытым перед самим закипанием воды. Так же при открытии термостата, температура жидкости обычно немного понижается, что можно заметить по датчику температуры. Стоимость термостата обычно варьируется от 100-300 на российские машины и 300 и более на зарубежные.

Забит радиатор.

Радиатор должен охлаждать жидкость потоком воздуха. Но так случается, что радиатор забивается. Забиться он может как внутри (из-за попадания и скопления всякой пакости от воды или повреждения прокладки ГБЦ или лопнувшей рубашки, про что можно прочитать в следующей статье), так и снаружи.

Радиатор забит внутри. Как это узнать? Есть несколько способов: Завести и прогреть двигатель до температуры в 80-90 градусов. Заглушить его и рукой потрогать радиатор. Он должен быть равномерно прогретый. Если чувствуется холодная зона, значит в этом месте радиатор забит. Можно понаблюдать за патрубками, идущими от радиатора. Если радиатор достаточно сильно забит, то нижний патрубок, через который помпа перекачивает жидкость в двигатель, должен сжаться и на ощупь быть холоднее верхнего патрубка, который к тому же будет на ощупь значительно твердым из-за избыточного давления

Важно знать, что на многих автомобилях охлаждающая жидкость всасывается через верхний патрубок. Я думаю не стоит объяснять, что в таком случае надо делать

Если так случилось, то можно прогреть двигатель до рабочей температуры и открутив нижний патрубок с радиатора, слить жидкость. Обычно хватает последующей промывки из шланга, но случается так, что нужно снимать радиатор, наливать кипящую воду. Предварительно нужно закупорить все отверстия, кроме горловины. Далее закрываем пробкой и трясем минут 5-10, или пока руки не устанут. Выливаем воду и промываем. В идеале, я включал компрессор для отбойных молотков и продувал им. Только так смог вычистить. Если при промывке были замечены куски свернувшегося масла, вылетевшего из радиатора, то следует задуматься о целостности прокладки ГБЦ и блока цилиндров.

Радиатор забит снаружи. Как определить? Да очень просто. достаточно посмотреть на него. Возможно его забило пухом или мошками. Может быть старые соты погнили и начали обламываться, забивая пространство для потоков воздуха. Как быть? Если радиатор сильно прогнил, то целесообразней возможно будет купить новый. Если же виноваты мошки, то его можно продуть компрессором. Главное не подносить слишком близко, иначе можно помять соты напором воздуха. Напоследок можно промыть горячей водой и еще раз продуть

Конечно же хочу обратить внимание на целостность радиатора. Необходимо удостовериться в том, что он нигде не течет

Я думаю мало кому хотелось бы стоять на трассе без охлаждающей жидкости.

Важно знать, что сильно изогнутые патрубки – это и есть причина перегрева!

Совет: всегда следите за температурой охлаждающей жидкости. И заливайте только хороший и качественный тосол или антифриз.

Схема системы охлаждения двигателя. Автомастер

Схема системы охлаждения двигателя.

У двигателя внутреннего сгорания в процессе работы выделяется большое количество тепла, которое нужно отводить, чтобы не произошло перегрева, вследствие которого двигатель может получить механические повреждения. Для этого на автомобилях и присутствует система охлаждения двигателя.

Рис 1 – Система охлаждения двигателя.

Система охлаждения двигателя выполнена следующим образом. Блок цилиндров и головка пронизана каналами, по которым циркулирует охлаждающая жидкость ОЖ. Проходя по каналам жидкость, забирает тепло от горячих цилиндров и рассеивает его в окружающую среду.

  • Система охлаждения двигателя(Рис 1) включает в себя следующие узлы:
  • Помпа 6 или водяной насос. Создает ту самую циркуляцию ОЖ в двигателе.
  • Термостат 7. Регулирует циркуляцию по малому или большому кругу в зависимости от температуры.
  • Радиатор печки 8. Предназначен для обогрева салона. Циркуляция через печку идет постоянно, в независимости от того в каком положении находится термостат, и по какому кругу циркулирует жидкость. Горячий воздух проникает в салон, при включенном салонном вентиляторе 9.
  • Основной радиатор 5. Предназначен для охлаждения ОЖ.
  • Расширительный бачек 2. При увеличении температуры в системе, жидкость начинает расширяться, излишки ее уходят в расширительный бачек.
  • Пробка с клапанами на расширительном бачке 1 или основном радиаторе. Поддерживает в системе охлаждения определенное давление. Давление в системе нужно для того, чтобы повысить температуру кипения. Даже при достижении температуры 110 градусов жидкость в системе не закипает.
  • Датчик включения вентиляторов 4 на радиаторе. При достижении определенной температуры в радиаторе, включает вентилятор 3, установленные на нем.

Теперь подробнее опишем все процессы.

  1. Мы завели холодный двигатель. Сразу же у нас появляется циркуляция охлаждающей жидкости в системе. Циркуляция жидкости создается помпой 6 (рис1), приводимой в движение ремнем ГРМ или отдельным ремнем.
    • Пока жидкость холодная она проделывает следующий путь:
  2. Помпа закачивает жидкость в двигатель 10. За счет процессов происходящих в цилиндрах у нас выделяется большое количество тепла. Жидкость, протекая по двигателю, забирает это тепло, тем самым повышая свою температуру.
  3. Попадает опять в помпу 6.
  4. Такой путь жидкости в двигателе называется малым кругом. На схеме он обозначен синими стрелками. Жидкость будет циркулировать по следующей схеме, пока она не достигнет определенной температуры. После чего термостат 7 перекроет малый круг и откроет большой.
  5. Большой круг (обозначен зелеными стрелками) обеспечивает циркуляцию жидкости по следующей схеме:
  6. Помпа 6 закачивает жидкость в двигатель 10.
  7. Повысив свою температуру ,по патрубкам ОЖ попадает в радиатор 5, где отдает свое тепло в окружающую среду.
  8. Охлажденная жидкость вновь закачивается помпой в двигатель.
  9. Если естественного охлаждения жидкости в радиаторе не достаточно и температура ОЖ продолжает расти, то срабатывает датчик включения вентиляторов 4, расположенный внизу радиатора.
  10. После замыкания контактов внутри датчика 4, включаются вентилятор 3, установленный на радиаторе.
  11. Охладив жидкость, контакты датчика 4 принимают исходное положение, отключая вентилятор 3.
  12. Если жидкость остывает до температуры закрытия термостата, то она вновь начинает циркулировать по малому кругу.

Таким образом, в двигателе всегда поддерживается одна температура, оптимальная для нормальной работы двигателя. Условным значением принято считать 90 градусов. При такой температуре в двигателе устанавливаются оптимальные тепловые зазоры, двигатель развивает максимальную мощность, расход топлива становится номинальным. Для того чтобы двигатель быстрее вывести на этот режим и поддерживать его, так усложнили систему охлаждения разделив ее на малый и большой круг.

Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания — совокупность устройств, обеспечивающих подвод охлаждающей среды к нагретым деталям двигателя и отвод от них в атмосферу лишней теплоты, которая должна обеспечивать наибольшую степень охлаждения и возможность поддержания в требуемых пределах теплового состояния двигателя при различных режимах и условиях работы.

Стук шатунных подшипников

Обычно стук шатунных подшипников резче стука коренных. Он прослушивается в верхней части блока цилиндров на холостом ходу двигателя при резком открытии дроссельной заслонки. Место стука легко определить, отключая по очереди свечи зажигания.

Причины стука и способы его устранения:

  • недостаточное давление масла. См. главу «Основные неисправности системы смазки»;
  • чрезмерный зазор между шатунными шейками коленчатого вала и вкладышами. На станции технического обслуживания прошлифовать шейки коленчатого вала и заменить вкладыши.

Стук поршней и поршневых пальцев. Стук поршней обычно незвонкий, приглушенный, вызывается «биением» поршня в цилиндре: Лучше всего он прослушивается при малой частоте вращения коленчатого вала под нагрузкой. Стук пальцев — отчетливый и резкий, усиливается с повышением частоты вращения коленчатого вала и пропадает при выключении цилиндра из работы. Прослушивается в верхней части блока цилиндров.

Причины стука и способы его устранения:

  • увеличенный зазор между поршнями и цилиндрами. Отремонтировать двигатель, расточив и отхонинговав цилиндры и заменив поршни;
  • чрезмерный зазор между поршневыми кольцами и канавками на поршне. Заменить кольца или поршень с кольцами;
  • чрезмерный зазор между пальцем и отверстием в поршне. Заменить поршень и палец.

Пониженная компрессия в цилиндрах (двигатель не развивает полной мощности). Компрессометр показывает величину компрессии в цилиндре меньше 10 кгс/см 2 . Залить в цилиндр с пониженной компрессией 20. 25 см 3 чистого моторного масла и снова замерить компрессию. При этом могут наблюдаться два случая.

а) Компрессометр дает более высокое показание компрессии.

Причины неисправности и способы ее устранения:

  • поломка или залегание поршневых колец в канавках поршня. Очистить кольца и канавки поршней от нагара, поврежденные кольца и поршень заменить;
  • чрезмерный износ цилиндров и поршневых колец. Отремонтировать двигатель, расточив и отхонинговав цилиндры и заменив поршни.

б) Показания компрессометра не изменяются. Установить поршень в В. М. Т. такта сжатия, затормозить автомобиль стояночным тормозом, включить высшую передачу и подать в отверстие для свечи сжатый воздух под давлением 2. 3 кгс/см 2 . При этом будет наблюдаться утечка воздуха.

Причины неисправности и способы ее устранения:

  • плохое прилегание клапанов к седлам. Наблюдается утечка воздуха в карбюратор (негерметичен впускной клапан) или в глушитель (неплотность выпускного клапана). Причину и способ устранения см. в главе «Основные неисправности механизма газораспределения»;
  • пробита прокладка головки цилиндров. Сжатый воздух с характерным шипящим звуком проходит в соседний цилиндр. Снять головку цилиндров и заменить прокладку.

ПРИНЦИП РАБОТЫ И УСТРОЙСТВО

Вискомуфта заполняется маслом на силиконовой основе. Под воздействием температуры его свойства меняются. Чем больше нагрев, тем выше скорость вращения вентилятора охлаждения двигателя.

Вискомуфта состоит из таких конструктивных элементов:

Устройство вентилятора с электроприводом немного отличается. Во-первых, здесь есть электродвигатель, приводящий устройство в движение. Во-вторых, за выбор режима работы и интенсивность вращения отвечает блок управления вентилятором охлаждения двигателя. Также в конструкцию входят такие элементы, как температурный датчик и реле.

Один датчик монтируется в корпус термостата. Некоторые производители устанавливают его в патрубок на выходе из двигателя. Второй прибор находится на патрубке, который выходит из радиатора. На основе разницы показаний блок управления выбирает интенсивность работы устройства.

В те времена, когда электроника ещё не достигла такого уровня развития, использовались другие методы управления работой устройства. Были так называемые термовыключатели. Именно они отвечали за активацию.

Принцип действия устройств, работающих с термовыключателями довольно прост. Сигнал с датчика передаётся на шкалу, расположенную в салоне. Именно на её показания ориентируется механизм, когда нужно изменить скорость вращения.

Как только температура антифриза превышает заданные производителем нормы, внутри термовыключателя замыкаются контакты. Они в свою очередь имеют прямой выход на питание агрегата. После этого напряжение начинает поступать к электрическому мотору. В результате крыльчатка вращается.

ДИАГНОСТИКА В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

Для проверки поместите термостат в емкость, после чего залейте его корпус кипятком. Если устройство исправно, клапан должен практически сразу начать открываться. Когда температура воды снизится, возвратная пружина вернет клапан в исходное положение.

Чтобы наиболее точно проверить термостат, поместите емкость с погруженным в воду термоклапаном на нагреватель. С помощью термометра проверьте, по достижению какой температуры клапан начинает открываться. Рабочий температурный диапазон термостата можно узнать из руководства по ремонту и эксплуатации вашего автомобиля. Часто производители указывают эту информацию непосредственно на корпусе термостата.

РЕСУРС

Механический термостат – крайне надежная деталь автомобиля, в которой практически нечему изнашиваться. Выходит он из строя лишь вследствие естественного износа трущихся частей стержня клапана, направляющей. Спрогнозировать пробег автомобиля, на котором потребуется замена, крайне сложно, но зачастую это происходит не ранее 150-200 тыс.км.

Гораздо чаще выходят из строя термостаты с электронным управлением. При этом неисправность может быть как в нагревательном элементе, так и в цепи управления от электронного блока управления двигателем (ЭБУ).

Использование некачественной охлаждающей жидкости, езда на воде, значительно ускоряют механический износ. Коррозии, отложения, накипь замедляют быстродействие клапана и могут стать причиной заклиниваний в открытом/закрытом положении.

ЭЛЕКТРОННЫЙ ТЕРМОСТАТ

Устройство системы охлаждения с электронным управлением на автомобилях Volkswagen, Skoda, Audi предполагает наличие нагревателя, встроенного в чувствительный элемент клапана термостата. На определенных режимах работы двигателя нагреватель используется для ускоренного открытия термостата.

Система самодиагностика способна во многих случаях определять характер неисправности и отображать его в коде ошибке. С помощью диагностического оборудования можно проверить работоспособность системы, не снимая термостат с автомобиля. Считав код неисправности после появления на приборной панели «Check Engine», вы можете увидеть:

  • обрыв цепи;
  • короткое замыкание на массу;
  • КЗ на +.

Косвенно проверить работоспособность нагревательного элемента можно, измерив его сопротивление. Обычно это значение в пределах 12-15 Ом, но перед проверкой лучше уточнить нормальное сопротивление конкретной модели электронного термостата.

Если вы знаете, как пользоваться мультиметром, то сможете проверить нагреватель в домашних условиях. Бесконечное сопротивление будет свидетельствовать об обрыве нагревателя. Также в режиме измерения сопротивления можно проверить целостность проводов цепи управления. ЭБУ управляет нагревателем с помощью ШИМ-сигнала, поэтому без осциллографа в домашних условиях проверить сигнал не получится.

Залипание клапана термостата

Это устройство отвечает за перенаправление потока ОЖ с малого на большой круг. Делается это для ускорения прогрева силового агрегата до рабочей температуры (за счёт того, что антифриз не поступает в головной радиатор, циркулируя из двигателя к печке и назад). Из-за старости и загрязнений шток клапана термостата начинает заедать, что и приводит к нарушению работоспособности прибора, а, следовательно, и к нарушениям режима работы системы охлаждения. Определить эту неисправность можно из моторного отсека, просто оценивая температуру патрубка, ведущего к радиатору: он должен оставаться холодным, пока двигатель не выйдет на рабочий режим, и только после этого быстро прогреется. Если он начнёт нагреваться сразу после запуска мотора, или останется холодным после включения вентилятор – его нужно менять (термостат не поддаётся ремонту). Процедура его демонтажа происходит в таком порядке:

  • сливается тосол посредством откручивания пробки на блоке цилиндров (не на радиаторе!);
  • ослабляется хомут крепления патрубка, идущего к крышке термостата;
  • снимается сама трубка;
  • откручиваются болты крепления крышки термостата;
  • неисправный термостат извлекается вместе с уплотнительным кольцом;
  • посадочное место тщательно зачищается;
  • устанавливается новый термостат вместе с прокладкой;
  • все остальные операции выполняются в обратной последовательности.

После долива ОЖ следует убедиться в отсутствии протеканий на запущенном моторе, а также в работоспособности устройства.

Интерактивная схема системы охлаждения двигателя

Наведите мышку на картинку, чтобы она стала интерактивной.

Зачем нужна система охлаждения двигателя уже можно догадаться из названия – работая, двигатель нагревается и охлаждается через радиатор. Это вкратце. На самом деле, задача системы охлаждения двигателя поддерживать его температуру в определенном диапазоне (85-100 градусов), называемом рабочей температурой. При рабочей температуре мотор работает максимально эффективно и безопасно.

Большой и малый круг системы охлаждения двигателя

После запуска, двигатель должен как можно быстрее достичь рабочей температуры. Для этого система охлаждения поделена на две части – малый круг и большой круг обращения. По малому кругу охлаждающая жидкость циркулирует максимально близко к цилиндрам и, соответственно максимально быстро нагревается. Как только она прогревается до наивысшей рабочей температуры, открывается клапан и жидкость уходит на большой круг, где не дает двигателю перегреться. Задача малого круга сохранить рабочую температуру, а большого — отвести лишнее тепло.

Печка как часть системы охлаждения двигателя

Приятно, когда салон быстро прогревается, а ведь это происходит потому, что печка это часть малого круга обращения. Через шланги жидкость уходит на радиатор печки и возвращается обратно. Что это значит? Чтобы печка начала дуть теплый воздух быстрее, ее надо включать тогда, когда согреется двигатель.

Термостат и помпа

Помпа и термостат системы охлаждения

Итак, мы выяснили, что двигатель не перегревается благодаря циркуляции ОЖ. Но что заставляет жидкость двигаться? Ответ – помпа. Это такой специальный насос, который приводится в движение двигателем через ремень, но бывают помпы и с электромотором. Основные неисправности помпы связанные с течью сквозь дренажное отверстие и износом подшипника (сопровождается писком). Также бывают помпы с пластиковой крыльчаткой, которая разъедается от некачественного антифриза.

Термостат, этот самый клапан, который открывается при нагреве ОЖ и пускает ее по большому кругу. Состоит из цилиндра с веществом, которые расширяется при нагреве; достигнув определенной температуры, оно выдавливает шток и открывает клапан. Остыв, шток втягивается, а клапан закрывается.

Радиатор и расширительный бачок системы охлаждения двигателя

Радиатор является частью большого круга и устанавливается впереди автомобиля. В нем циркулирует жидкость, которая охлаждается встречным воздухом и вентилятором.

Вентилятор работает на всасывание, чтобы не препятствовать встречному потоку воздуха.

Крышка радиатора поддерживает давление в системе охлаждения. В ней есть клапан, который открывается, когда давление превышает рабочее, и стравливает лишнюю жидкость по шлангу в расширительный бачок.

Расширительный бачок нужен, чтобы сохранить жидкость, нужную для охлаждения. Когда антифриз в расширительном бачке охладится, он вернется по шлангу обратно в радиатор, исключая попадание воздуха. Есть совмещенные бачки с клапанной крышкой.

Вот как устроена система охлаждения двигателя. Среди основных проблем связанных с этой системой стоит выделить:

течь – может появиться везде, от каналов блока до расширительного бачка;

Основная причина – избыточное давление из-за неисправной крышки радиатора/расш. бачка

  • перегрев – возникает неожиданно, но паниковать не стоит. Лучше включить печку на полную, врубив высшую скорость, прекратить движение накатом и заглушить двигатель.

Не производить никаких действий пока система не остыла.

Основные причины – вытекла вся ОЖ в системе, отказал вентилятор, забит радиатор, вышел из строя термостат или помпа.

Основные причины – отсутствие антифриза, сломался термостат в открытом положении.

Низкий уровень охлаждающей жидкости

Если загорается индикатор низкого уровня охлаждающей жидкости, или вы постоянно наполняете резервуар для охлаждающей жидкости, возможно присутствует утечка. Не стоит просто продолжать наливать охлаждающую жидкость в резервуар, пройдите диагностику и выясните причину её высокого потребления (значительные отклонения от заводских значений это обычно не менее 20-30%).

Радиатор машины первым страдает из-за попадания грязи с дороги. Он особенно нуждается в своевременной промывке внутри и снаружи для нормальной работы. Грязь, ржавчина, накипь, трупы насекомых – все это скапливается в нём. Если вовремя его не почистить и довести до критического состояния, то это вызовет перегрев двигателя даже при не интенсивном движении.

Как очистить внутри?

Для проверки загрязнения охлаждающей жидкости нужно осмотреть её в расширительном бачке под капотом. Но можно ничего не понять, ведь все загрязнения случаются внутри — в шлангах и соединениях. Поэтому рекомендуется сделать промывку. Делать рекомендуется раз в 5-7 лет при смене антифриза. Расскажем чем промыть и как сделать самостоятельно.

Для начала нужно слить весь антифриз из машины. Если жидкость чистая, то в промывке нет смысла – в нем нет накипи или ржавчины. Если есть легкие загрязнения, то используем дистиллированную воду. Она не даёт сильный эффект промывки, но от старых отложений внутри поможет. Для этого заливаем её в систему охлаждения, даём поработать двигатель от 10 до 30 минут, потом сливаем её и заливаем новый антифриз.

Если в старой охлаждающей жидкости видны загрязнения, куски ржавчины или цвет мутный, то можно использовать 2 способа.

Первый — народный способ очистки системы охлаждения от загрязнений в домашних условиях. Понадобиться пакетики с лимонной кислотой, которую можно купить в продуктовом магазине. Делаем раствор с дистиллированной водой и лимонной кислоты. Подойдет 1-2 пакетика. Слишком сильный раствор делать не рекомендуется — могут пострадать резиновые детали.

Второй способ — использование специальной автохимии. Например, существуют специальные пятиминутные промывки. Быстро и легко. Для этого в дистиллированную воду добавляют специальное средство. Старайтесь не злоупотреблять с его количеством и соблюдать указания на упаковке — при неправильной дозировке можно навредить.

Промывка системы охлаждения

Какую химию лучше выбрать? Когда загрязнения большие, то выбираем самое эффективное средство, которое быстро справиться со своей работой. Но это встречается редко. Как правило, старый антифриз имеет лишь мутный цвет и небольшие загрязнения. Тогда поможет «мягкая промывка». Она имеет нейтральный pH, а также совместима со многими антифризами или тосолами. Поэтому заливаем её в бачок под капотом, ездим примерно 1500 км. За это время она отмоет почти 99 всех отложений в двигателе. Это самый надежный и лучший способ промывки.

Как очистить снаружи?

Следствием перегрева двигателя авто становится забитый снаружи радиатор (пылью или тополиным пухом). Для решения этой проблемы его обычно продувают. Нужно его снять с автомобиля и промыть при помощи стандартных минимоек (препараты типа керхер) или струей воды под давлением. Старайтесь не переусердствовать с давлением, т.к. это чревато повреждением сот радиатора.

Просто водой полить снаружи не получится, т.к. вся основная грязь находится между сотами. Чтобы её «сшибить» нужна мойка под давлением. Нежелательно при промывке использовать химические жидкости на основе агрессивных кислотных составляющих. Это может нанести значительный урон всей системе охлаждения, уплотнителям или шлангам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *