Автоматизация парковок

Плюсы и минусы

К преимуществам можно отнести:

  • значительная экономия времени и пространства;
  • есть возможность дистанционного управления автомобилем;
  • активация системы происходит путём нажатия кнопки;
  • система может работать как при участии водителя, так и полностью самостоятельно;
  • система не примет намеренно опасного решения для парковки.

К ним можно отнести:

  • дороговизна;
  • необходимость того, что в блок управления должна быть вшита оригинальная карта или чип, а если в качестве пульта управления используется смартфон, то должно быть скачано специальное приложение;
  • можно самостоятельно установить на авто такую систему, но это очень дорого;
  • для использования интеллектуальной систем автоматической парковки SPAS автомобиль должен быть оснащён дополнительным оборудованием.

Сама система не стоит дорого, но весь обслуживающий материал – пульт, датчики и прочее – вещь довольно дорогая. Именно по этой причине система не вошла в широкие массы водителей.

Как работает система помощи при парковке

Если разобраться, то работа автопарковщика условно делится на два несложных этапа. Во время первого, автопилот самостоятельно подыскивает место, которое подойдет для парковки. Во время второго непосредственно происходит процесс парковки.

Этап первый: Поиск места для парковки

Как отмечалось выше, на начальной стадии работы интеллектуальной системы парковки, основную нагрузку несут на себе ультразвуковые датчики. Если брать в пример Park Assist, то там с каждой стороны автомобиля есть по два датчика, которые начинают свою работу в тот момент, когда вы продвигаетесь вдоль ряда машин на автостоянке. Движение при этом должно быть медленным – не более сорока километров в час, если речь идет про параллельную парковку, и не более двадцати километров в час, когда требуется выполнить автоматическую поперечную парковку. Датчики определяют, насколько велико расстояние между автомобилями. Есть отдельные усовершенствованные модели со специальным программным обеспечением, оценивающим еще и их положение относительно вашего транспортного средства.

Все данные, которые собирают датчики, попадают в главный блок управления. Как только появляется информация о том, что найдено достаточно большое место в ряде машин, система интеллектуальной парковки с помощью дисплея или звукового сигнала дает водителю знать, что сейчас лучший момент для остановки. Каждая программа по-разному оценивает «идеальное» парковочное место. У Фольксвагена таковым считается любое место, длина которого превышает длину автомобиля на восемьдесят сантиметров. Парковочная система Опеля ищет места на целый метр длиннее транспортного средства.

Этап второй: Автоматическая парковка

Любой автопарковщик имеет два возможных варианта процесса паркования. В первом водителю предлагается список точных инструкций, которые позволяют быстро и безопасно встать на нужное место. Во втором случае устройства Assist System полностью автоматизируют процесс, беря выполнение всех действий на себя.

Если говорить о первом варианте, то все инструкции, вне зависимости от модели авто и марки производителя ИСП, вполне понятны. На дисплее высвечиваются текстовые и визуальные подсказки. Водитель, руководствуясь ими, может самостоятельно припарковаться в нужном месте. Из инструкций вы узнаете, в какое положение поставить руль, куда двигаться и с какой скоростью.

Полностью автоматическая парковка – вот, для чего в первую очередь, создана интеллектуальная система парковки. Все происходит в виде подконтрольного цикла действий электронной системы, которая воздействует на исполнительные элементы авто. Во время автоматизированной парковки задействованы:

  • Электроусилитель рулевого колеса;
  • Тормозные клапаны и насос обратной подачи, которые работают в курсовой системе;
  • Дроссельная заслонка;
  • Клапаны АКПП.

Для безопасности, даже в момент процесса парковки, водитель может взять управление в свои руки. Однако все больше водителей готовы довериться продвинутым компьютерам. Современные автопарковщики уже умеют ставить автомобиль на место по сигналу с ключа, даже если водитель находится вне салона.

Экономический эффект

МАП — парковка высочайшего европейского уровня, разработанная в сотрудничестве с компанией Otto Nu? baum GmbH & Co. Все детали изготовлены в Германии, хотя для дальнейшего строительства «Транспортная миссия» планирует перенести производство компонентов в Россию, что здорово удешевит конструкцию. Но двигатели и сверхпрочные цепи все равно придется заказывать за рубежом.

Окупит ли себя такая парковка? Да. Косвенная окупаемость заключается в экономии драгоценной земли. А если взглянуть на проблему еще шире, то исчезновение автомобилей с улиц уменьшит трафик, время, проводимое человеком в дороге, и, таким образом, увеличит его продуктивность, что при умножении на количество жителей мегаполисов даст гигантский экономический эффект. Прямая окупаемость может быть обусловлена, например, рекламой — ведь стеклопакеты парковки можно легко превратить в рекламные площади. За границей МАП — конструкция нередкая; один из ведущих производителей подобных парковок — ирландская компания Easy Park Ireland, прославившаяся, в частности, рекламными башнями для автомобилей Smart. Также известны немецкие WЕHR, Vault Parking и еще ряд фирм. В России «Транспортная миссия» — первая ласточка.

Казалось бы, городские власти должны заинтересоваться проектом — в Москве катастрофически не хватает места для жизни. Но из-за неповоротливости бюрократической системы МАП, возведенная за месяц в 2009 году, официально получила разрешение на существование лишь в 2013-м — четыре года (!) ушло на согласование проекта. Темнянский грустно смеется: «За это время я посетил порядка 700 заседаний, на которых присутствовало от 5 до 5000 человек. Если их зарплату за это время потратить на дело, я бы построил еще пять-шесть парковок…»

Заливка огромных площадей асфальтом — это не решение проблемы, а ее нагнетание. Машины должны занимать очень мало места, потому что город предназначен для людей: для спортивных площадок, парков, велодорожек, развлекательных центров, рабочих мест. МАП предлагает решение, позволяющее сэкономить и место, и время, и — косвенным образом — деньги. Теперь, когда первая парковка согласована, лед может сдвинуться. Хайтек идет к нам.

Редакция выражает благодарность президенту ЗАО «Транспортная миссия» Владимиру Львовичу Темнянскому и старшему инженеру парковки МАП Андрею Игоревичу Королёву за помощь в подготовке материала

Статья «Парковка на высоте» опубликована в журнале «Популярная механика»
(№9, Сентябрь 2013).

Как устроена интеллектуальная система парковки

Учитывая то, насколько при работе системы важна точность, легко предположить, что основная «интеллектуальная» нагрузка ложится на датчики и блок управления. Для того чтобы процесс проходил в автоматическом режиме, снаружи работают несколько ультразвуковых датчиков, а внутри электронный выключатель и компьютерный блок управления. В качестве исполнительных элементов парковочного автопилота выступают несколько ведущих систем автомобиля.

Ультразвуковые датчики, которые позволяют корректно работать программам автоматической парковки, схожи с теми, что используются в различных системах пассивной парковки. Однако отличия все же есть. Так, радиус действия датчиков IPAS намного больше – до четырех с половиной метров. Количество таких датчиков напрямую зависит от производителя и марки автомобиля. Так, если взять как пример разработки Фольксвагена, то всего в работе системы участвуют двенадцать датчиков. Четыре из них устанавливаются сзади, четыре в передней части автомобиля, и столько же по бокам. Таким образом, достигается полный контроль окружения.

Начинает работать интеллектуальная программа автоматической парковки после принудительного включения. Водитель сам включает ее в тот момент, когда ему нужно правильно припарковаться. Обычно рычаг или кнопку включения можно найти на приборной панели автомобиля или непосредственно на рулевом колесе.

После того, как вы включаете программу, первые сигналы начинает получать блок управления системой. Он принимает данные, которые передают ультразвуковые датчики, высчитывает положение автомобиля и требуемую траекторию движения. После этого программа отдает команды всем исполнительным элементам, подсоединенным к автопилоту. Большинство современных автопарковщиков тесно связаны с элементами систем управления двигателем, системой курсовой устойчивости, рулевым электроусилителем и автоматической коробкой переключения передач. Вся работа с внешними устройствами происходит через главный блок управления, в котором установлено несколько меньших блоков (каждый отвечает за взаимодействие с отдельным исполнительным элементом автомобиля).

Также весь комплект электроники включает в себя информационный дисплей, который чаще всего встречается на приборной панели. С его помощью водитель получает все нужные сведения о проведении паркования автомобиля от компьютера, при этом, ориентируясь на них, может вручную вносить корректировку.

Если машина стоит на паркинге, а вы ее буксируете

Такое бывает по неопытности, многие могут начать буксировать не на нейтральном положении, а именно на «паркинге». Машина будет с «силой» катится, но будут слышны щелчки!

  • Ничего страшного не произойдет, щелчки означают, что рычаг будет перепрыгивать с «зуба на зуб», но конструкция не повредиться, подробно будет внизу в видео
  • Однако я все же вам настоятельно не рекомендую буксировать авто в этом режиме, все же это не совсем правильно! Нужно ставить нейтральную передачу, либо вызывать эвакуатор.

ИТОГ. «PARKING» – не блокирует тормозные колодки, его ставить — НУЖНО, ибо не заведете свой авто! Изредка требуется еще нажать и на педаль тормоза (не у всех производителей, но такое есть).

Сейчас очень полезное видео, в нем рассказано как все это устроенное изнутри, обязательно смотрим.

НА этом все, искренне ваш АВТОБЛОГГЕР.

Краткий обзор система автоматизации парковки от разных производителей

Комплексы автоматизации парковки являются универсальными и могут быть использованы как в наземных паркингах, так и в многоярусных над и подземных сооружениях. Их основным назначением является обеспечение безопасности транспортных средств, водителей, пассажиров и работников. Второй главной функцией является максимальная автоматизация процесса учета и оплаты, желательно без привлечения человеческого фактора. Кроме того, системы автоматизации платных парковок должны выполнять следующие функции:

  • Осуществлять комплексное управление всеми исполнительными устройствами и системами безопасности.
  • Осуществлять размещение транспортных средств и контролировать местонахождение постоянных и кратковременных пользователей.
  • Вести электронные журналы — всех событий (логирование), происшествий, финансов. При этом все данные должны не только сохраняться без возможности их изменения, но и дублироваться на внешних ресурсах.

Scheidt & Bachmann (Германия)

Стандартная комплектация включает въездной и выездной шлагбаумы, а также въездной терминал со считывателем магнитной карты, который может выдавать карту временного посетителя. Управление шлагбаумами автоматическое. Въездной – управляется с въездного терминала. Выездной – автоматический, с возможностью блокировки с терминала оператора. Комплект используется исключительно для легковых автомобилей и парковок со средней интенсивностью движения. Блокирующих устройств и приспособлений для предотвращения прорыва не предусмотрено.

SKIDATA (SKIDATA AG, Австрия)

Профессиональные парковочное оборудование, которое используется в местах с максимально интенсивным потоком: аэропорты, вокзалы, торговые центры, отели или стадионы. Система автоматизации парковок и стоянок SKIDATA практически полностью исключает использование оператора в процессе оплаты. В качестве парковочных билетов могут быть использованы пластиковые жетоны со штрих-кодами, пластиковые карты с магнитной полосой или электронным чипом (индивидуальные карты). Также автомобиль может заноситься память системы и допускаться на территории парковки автоматически по определению его номера или при помощи специальной метки на лобовом стекле.

Программное обеспечение имеет широкие функции финансового анализа, может вестись несколько тарификационных сеток, осуществляется контроль работоспособности удаленных устройств, ведется статистика различной информации.

«Парктайм» (КиС. Электроника, Россия)

Используются в наземных и подземных паркингах. В комплектацию входят автоматические устройства управления въездом выездом, кассовые узлы, система навигации и определения свободных мест. Финансовая часть программного обеспечения имеет гибкую систему скидок. Допускается оплата наличными или банковской картой. При выезде сравниваются номер и фотография владельца.

Parklite (FAAC, Италия)

Компания специализируется на парковочном оборудовании более 20 лет. Ее продукция (различные модели и функциональные элементы) полностью совместимо и его можно комбинировать, составляя комплектацию которые может решить практически любую поставленную задачу. В качестве парковочных билетов используются бумажные билеты со штрих кодом, магнитные и proximity карты. Оплата может быть по факту, абонементная или дебетовая. Суммы оплаты, тарифные сетки, системы скидок и штрафов легко настраиваются в программном обеспечении. Есть возможность разделить территорию парковки на отдельные зоны с различной тарификацией. Программа выполняет видео контроль въезда и выезда транспортного средства.

Особенности проектирования

Перед тем как приобрести оборудование для автоматизации парковки необходимо ответить на несколько ключевых вопросов:

  • Расположение и количество въездов и выездов;
  • Наличие пандусов их разновидности и расположение;
  • Оптимальное расположение максимального количества парковочных мест с учётом требований ПДД к транспортным схемам развязок;
  • Определение целевой аудитории. Какие клиенты будут чаще всего посещать парковку временные или постоянные;
  • Как будут вестись кассовые операции — вручную или при помощи автоматических средств;
  • Какие технические носители информации о клиентах будут использоваться (подбираются соответствующие считыватели информации);
  • Как будет вестись подсчет машиномест и времени;
  • Будет ли установлена система распознавания номеров;
  • Будет ли установлена система безопасности и блокировки.

Законодательство

Наличие в автомобилях системы помощи при парковке положительно влияет на общую картину аварийности на дорогах. Водители в изматывающих пробках пытаются «протиснуться» к заветной цели, задевают рядом стоящие автомобили и совершают ДТП, тем самым практически полностью блокируя движение.

И этому есть вполне логичное объяснение:

Стоимость оборудования. Несмотря на то, что средняя цена комплекта парктроника колеблется в районе 1500 рублей, необходимость обязательной установки может вызвать серьезные недовольства среди населения.
Наличие слепых зон. Самые простые системы помощи при парковке не могут на 100% предотвратить столкновение, так как имеют односторонний обзор (например, датчики установлены только на заднем бампере).
Последствия для водительских навыков

При обучении в автошколах особое внимание уделяется езде задним ходом. Если парктроник будет парковаться вместо автолюбителя (а системы ассистентов именно это и делают) произойдет существенное падение уровня профессионализма водителей на дорогах Российской Федерации.

Виды интеллектуальных систем помощи при парковке

С момента появления парковочного автопилота на рынке, многие автопроизводители стали выпускать собственные аналоги, ориентируясь, в первую очередь, на характеристики своих автомобилей. Таким образом, появилось сразу несколько ведущих устройств интеллектуального паркования:

  • Фольксваген разработали Park Assist, устанавливаемую на все автомобили концерна. Также существует более продвинутая версия — Park Assist Vision;
  • Лексус и Тойота комплектуют свои авто собственной системой Intelligent Parking Assist System (IPAS);
  • БМВ также имеют свою разработку – Remote Park Assist System;
  • На машинах разного класса Форд и Мерседес ставят Active Park Assist;
  • В то же время владельцы автомобилей марки Опель пользуются всеми преимуществами их фирменной Advansed Park Assist.

Парковочное оборудование и его эксплуатационные характеристики

Блокирующие устройства. Наиболее заметным элементом парковочного оборудования является шлагбаум. К нему предъявляются особые требования как к основному и единственному техническому средству блокировки проезда:

  • Быстродействие — полный рабочий цикл (подъём и опускание в исходное положение) не более чем за 1,5-2 сек;
  • Производитель должен дать не менее чем двухлетнюю гарантию отсутствия износа при интенсивной эксплуатации;
  • Механизм должен быть ремонтопригоден и быстро приводиться в исходное положение при его повреждении от наезда автомобиля;
  • Конструкция стойки шлагбаума с одной стороны должна предотвращать возможность несанкционированного внешнего воздействия. С другой стороны, работник парковки должен иметь возможность оперативно (открыть только один замок) изменить текущее положение стрелы.

Кроме шлагбаумов также могут использоваться выдвижные тумбы или шипы. Данные средства применяются на коммерческих парковках крайне редко.

Выдвижные шипы и тумба – устройства полностью блокирующие выезд

Средства контроля, учета и парковочные билеты. В зависимости от специфики использования парковки выбирается форма парковочного билета. При этом желательно, чтобы устройство контроля имело несколько считывателей. К примеру, для обычных посетителей предусмотрены одноразовые талоны со штрих-кодом, которые может выдавать автомат непосредственно перед парковкой. Это в значительной мере исключит влияние человеческого фактора, злоупотребления и хищения персонала.

Другим вариантом может быть приемник для специальных жетонов. Клиент приобретает их в том же автомате для расчётов. Жетоны являются более удобными для длительного хранения и их более выгодно покупать клиентам, которые пользуются услугами парковки с определенной периодичностью, это значительно увеличит пропускную способность.

Еще одним вариантом являются магнитные карты. На них можно записывать информацию о количестве парковочных часов, по уникальному коду внести личные данные о клиенте, а также оформить скидки для постоянных клиентов. Карты являются наиболее популярным средством контроля для парковок закрытого типа возле режимных объектов, различных предприятий или офисных центров.

Автоматические кассовые терминалы. Эти устройства обеспечивают весь цикл оплаты без привлечения оператора. Желательно устанавливать технически более совершенные устройства, которые могут выдавать несколько разновидностей парковочных билетов. Не только подсчитывать и вести отбраковку принимаемых банкнот, но и сортировать их для выдачи сдачи.

92 процента

При разработке МАП компания ставила перед собой задачу, складывающуюся из пяти компонентов: минимальная площадь, максимальное количество автомобилей, минимальная скорость подачи наиболее удаленного автомобиля, шаговая доступность и цена. Основной постулат МАП звучит просто: она позволяет сэкономить 92% (!) площади города. Вдумайтесь в эту цифру — не треть, не две трети, а более девяти десятых. По современным нормативам для наземной парковки 50 автомобилей нужно от 1200 до 1500 м², МАП же позволяет поставить полсотни машин всего лишь на 121 м². Это значит, что на сэкономленном месте можно разбить парк, построить баскетбольную площадку, да хоть пруд выкопать — это свободное место. С учетом стоимости земли в городах экономия получается настолько большой, что места на парковках можно раздавать бесплатно, экономический эффект все равно будет ощутим. Есть ли подвох? Проще всего понять это, протестировав парковку «собственноручно», что мы и сделали.


Мы тестировали МАП на компактной Toyota GT86 и массивном Nissan Patrol. Nissan с трудом поместился на палету, и автоматическая система отказалась его поднимать, сочтя габариты внедорожника опасными. Оператор может на свой страх и риск поднять такой автомобиль вручную, но это будет грубейшим нарушением техники безопасности. Слева — один из блоков системы вентиляции парковки, справа — электродвигатель Wittenstein alpha GmbH. Все оборудование МАП изготовлено в Германии, но создатели надеются со временем перенести часть производства в Россию.

Итак, наша красная Toyota GT86 подъезжает к въезду на парковку. Водитель протягивает руку и прикладывает карточку пользователя к считывающему аппарату. Стеклянная дверь открывается, и автомобиль заезжает внутрь. По центру колонноподобной парковки находится подъемная панель с поворотной средней частью, «шаттл». На ней расположена заранее снятая с «полки» палета (проще говоря, поддон), куда и становится машина. Если какие-то ее части выступают за палету, парковка не сработает, подав красный сигнал (встроенный сканер измеряет высоту, ширину, длину и массу автомобиля). Вторая наша машина, Nissan Patrol, на парковку не поместилась — в новых парковках палеты будут удлинены на 20 см.

Водитель выходит и направляется в «комнату клиента» в одном из углов парковки (при этом нужно не забыть закрыть за собой дверь, иначе программа не позволит запустить подъемник). Той же карточкой водитель подтверждает свое намерение на внутреннем паркомате — достаточно снова приложить ее к сенсору и нажать на экране «Припарковаться». Все, можно из комнаты клиента сразу выходить на улицу. Где-то там, за спиной водителя, шаттл, одновременно разворачиваясь, поднимает машину до нужного этажа и вдвигает палету на свободное место. Вся процедура от подъезда до выхода наружу занимает около минуты (у нас после двух тренировок — 45 секунд). Вы когда-либо парковали машину в центре города за 45 секунд? Возможно, теперь шанс появится.


Один из блоков системы вентиляции парковки.

Обратный процесс немножко дольше, поскольку нужно дождаться, пока по запросу из комнаты клиента шаттл снимет палету с вашей машиной и спустит ее вниз. Ну, скажем, максимум полторы минуты с учетом ожидания и даже возможной очереди. Тестовая парковка в «Останкино» девятиэтажная, на 34 автомобиля. Максимально «Транспортная миссия» может построить 14-этажное здание; технологически это не предел, но при дальнейшем увеличении количества этажей в геометрической прогрессии растет время выдачи машины, а это уже снижает комфорт.

Система автоматической парковки автомобиля — видео

Чтобы привести систему в действие, ее нужно самостоятельно включить, нажав кнопку на панели автомобиля. После этого центральный орган управления задействует датчики, и они начинают передавать сигналы о рядом стоящих препятствиях. Система принимает необходимые решения, проводит вычисление идеальной траектории и передает импульс на другие вспомогательные системы (управления двигателем, курсовой устойчивости, АКПП и т.п.). Именно они являются исполнительными устройствами. Вся нужная водителю информация выводится на экран центральной консоли. Обычно работу системы автоматической парковки подразделяют на 2 простых этапа:

  1. Поиск места, учитывающий множество факторов, включая габариты авто.
  2. Непосредственное исполнение «маневра», которое может производится полностью силами водителя (с целым набором подсказок на экране) либо же автоматически.

Рассмотрим 1-ю стадию на примере системы Park Аssist. Она начинает поиск свободного места в рядах машин при помощи ультразвуковых датчиков при определенной скорости движения (для продольной парковки не больше 40 км/ч, а при перпендикулярной менее 20-25 км/ч). В этот момент происходит расчет расстояния между соседними машинами. По умолчанию система Park Assist принимает за подходящее расстояние то, которое на 0,8 метра больше, чем длина паркуемого авто. Дальше начинается 2-я стадия, и у водителя появляется выбор: самостоятельно поставить машину на выбранное место, следуя наглядным и подробным подсказкам на дисплее, либо предоставить все электронике. Подсказки касаются в основном точного угла поворота руля и являются интуитивно-понятными для любого человека. Если же, как говорится, мучиться не охота, то можно нажать клавишу, и автомобиль самостоятельно заедет и встанет на место. При этом система автоматической парковки будет посылать импульсы на различное оборудование машины:

  • дроссельную заслонку на двигателе,
  • автоматическую коробку передач,
  • тормозной контур и его клапаны и насос обратки,
  • электрический усилитель руля.

Водитель может в любой момент времени прервать автоматическую парковку, если ему что-то не понравится, и поставить машину на место своими силами. Кроме того, ему не обязательно находиться внутри машины при выполнении маневра. Автоматика может припарковать автомобиль с ключа. Следует отметить, что системы активной помощи в парковке устанавливаются только на самые современные и очень даже не дешевые автомобили в топовых комплектациях. Безопасность гарантируется брендом. Что касается технической стороны вопроса, данный помощник является большим шагом в будущее. Именно благодаря этой системе, наряду с адаптивным круиз-контролем, инженерам удалось переложить несколько водительских задач на автоматику.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *