Расходомер топлива DFM

Содержание:

Махинации с топливом и меры противодействия им

Отсутствие мониторинга расхода топлива посредством GPS-устройств в комплексе с различными датчиками открывает простор для махинаций, которые становятся для водителей дополнительной статьей дохода. Вот типичные уловки, к которым прибегают нечистые на руку водители:

  • Поскольку расход топлива пропорционален пробегу, подкручивают одометр, чтобы он показывал пробег больше фактического.
  • Сдают в бухгалтерию левые чеки с АЗС, чтобы получить компенсацию за бензин или дизтопливо, а фактически платят за меньший объем или заправляются в другом месте более дешевым топливом низкого качества.
  • Сливают заправленное в бак топливо, продают или используют для личных нужд.

Предприятия с солидным автопарком несут значительный убыток из-за хищений топлива

По утверждению специалистов, изучавших этот вопрос, существует около двух десятков способов нецелевого использования самого топлива и средств, которые выделяются водителю на его приобретение. Руководители предприятий с автопарком принимают различные меры для оптимизации затрат на топливо и противодействия обману со стороны водителей:

  • Чтобы исключить махинации с чеками, вместо наличных выдают водителям талоны, по которым можно заправиться на АЗС определенной сети.
  • Для недопущения слива топлива пломбируют топливные баки.
  • Внедряют различные системы контроля уровня и расхода топлива.

Использование талонов не исключает хищений топлива путем слива. Пломбировка бака делает невозможным не только слив, но и заправку. Так что к этому методу прибегают только крупные предприятия с собственными АЗС. Причем дальность поездок должна быть такой, чтоб водитель мог доехать до пункта назначения и вернуться без дозаправок. Контроль топлива осуществляется разными методами, рассмотрим их подробнее.

Диагностика в гаражных условиях

Указанные выше симптомы проявляются и при других поломках, например, выходе из строя датчика кислорода или положения дроссельной заслонки. Во всех подобных случаях электронный блок действует одинаково – переходит в аварийный режим приготовления воздушно-бензиновой смеси. Отсюда аналогичные последствия.

Чтобы проверить датчик массового расхода воздуха без приборов, выполните ряд простых действий:

  1. Откройте капот и отсоедините разъем от ДМРВ.
  2. Заведите двигатель и отслеживайте работу на холостом ходу. Контроллер должен поднять обороты коленчатого вала до 1500 об/мин и стабильно их удерживать. Если холостой ход продолжает «плавать», расходомер, скорее всего, исправен.
  3. Сделайте контрольный заезд на небольшое расстояние, наблюдая за поведением автомобиля. Если мотор начал работать еще хуже, то проблема кроется в другом месте.

Подобная методика не позволяет точно определить «виновника» неполадок, особенно когда таковых несколько. Например, параллельно вышел из строя лямбда – зонд. Необходимо провести более точную диагностику – проверить ДМРВ мультиметром согласно следующей инструкции:

  1. Переключите мультиметр в режим измерения напряжения. Откройте капот и отыщите колодку подключения датчика.
  2. Красный провод от прибора подсоедините к контакту входящего сигнала (обычно окрашен желтым цветом). Второй зажим с черной изоляцией подключите к проводнику зеленого цвета.
  3. Включите зажигание и фиксируйте показания вольтметра.

Вольтаж в пределах 1–1,03 В указывает на полную работоспособность датчика. Если при езде на автомобиле отслеживаются признаки аварийного режима, стоит проверить остальные измерители, влияющие на топливоподачу.

Показания 1,04–1,05 вольта говорят о том, что платиновые элементы датчика прилично изношены, следует готовиться к замене ДМРВ. Значение 1,06 В и более свидетельствует, что расходомер воздуха приказал долго жить. Нужно приобрести новый измеритель и установить его на воздуховод вместо старого.

Если в результате диагностики вы получили средние показатели, датчик не помешает вычистить. Не пытайтесь проникнуть внутрь ДМРВ различными щетками – для этой цели в продаже имеется специальная жидкость, смывающая грязь с воздушной сетки и измерительных элементов.

«Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) – что это такое и для чего он нужен?» – вопрос, интересующий многих начинающих автолюбители. Вкратце ответ таков: датчик массового расхода является важным элементом системы управления ДВС с микропроцессорной системой зажигания (ЭБУ). Его задача – измерение количества воздуха, поступающего в цилиндры двигателя. На основании показаний ДМРВ контроллер двигателя рассчитывает количество топлива, которое должна подать форсунка. Обычное месторасположение расходомера – после фильтра очистки воздуха и перед дроссельной заслонкой.

Системы контроля за расходованием топлива

Вследствие убытков, получаемых организациями за счет воровства и халатного отношения к служебным обязанностям, на многих предприятиях стали внедряться системы мониторинга и контроля за автопарком.

Все они имеют одинаковое предназначение – учет фактического использования ГСМ. В зависимости от типа оборудования, устанавливаемого в автомобилях, определяется качество учета и другие показатели работы системы.

Выбирать систему мониторинга следует, отталкиваясь от масштаба предприятия и количества расходуемого топлива.

Выделяют 3 основных варианта систем контроля за топливом:

Телекоммуникационное оборудование, работающее со спутниками – Глонасс или GPS.

Наиболее простой и доступный вариант для небольших предприятий, ограниченных в финансах.

Тип работы: устройство монтируется в транспортное средство, а по электронной карте можно прослеживать его передвижение, скорость, остановки и др. Подсчет затрачиваемого бензина осуществляется специальными программами.

Эта система значительно упрощает определение расхода топлива, но имеет ряд значимых недостатков:

  • расчет расхода ГСМ осуществляется по математической формуле, заданной программе, без учета пробок, необходимости прогрева авто, изношенности и т. д., что может привести к погрешностям в исчислении;
  • пригодна не для всех типов автомобилей (для стационарного транспорта, например, бурильных установок, – не подходит).

Комплекс оборудований, включающий передающее устройство, датчики уровня бензина в баке и штатные датчики.

Это довольно надежный и экономичный вариант, позволяющий точно определять количество залитого в бак автомобиля бензина и его расходование. Стоимость на данное оборудование вполне доступная для предприятия среднего уровня.

Для контроля за автопарком на удалении и анализа получаемой с системы информации необходима должность диспетчера. Оптимальное сочетание цены и качества.

Специализированная установка с большим количеством дополнительного оборудования.

Ее состав может несколько отличаться, но наличие спутникового мониторинга обязательно для всех комплектаций. Также в качестве дополнительного оснащения могут быть температурные датчики, расходомеры топлива, датчики давления и др. Эти системы применяются на крупнейших предприятиях, на которых затрачивается большое количество ГСМ, – судах, тепловозах, универсальной наземной технике и др.

Встроенные модули в автоматическом режиме производят обработку расчетов и представляют пользователям в наглядном виде готовые отчеты и графики обо всех интересующих показателях работы транспортных средств.

Стоят такие установки немало, но их внедрение приводит к значительной экономии финансов предприятия. Это объясняет довольно быструю окупаемость оборудования – в среднем всего за 3 месяца работы.

Последствия поломки датчика

Когда в силу разных причин датчик выходит из строя либо выдает некорректные показания, контроллер меняет алгоритм работы. Он начинает готовить топливовоздушную смесь, ориентируясь на измеритель положения дроссельной заслонки и лямбда – зонд. Из-за недостатка данных, поступавших ранее от ДМРВ, электронный блок «не знает» о реальном количестве поступающего воздуха и не может смешать его с бензином в оптимальных пропорциях.

Благодаря переходу контроллера на аварийный режим работы можно определить основные симптомы неисправности ДМРВ:

  • на приборной панели водителя блок управления включает световое табло Check Engine, свидетельствующее о неполадках в системе топливоподачи либо зажигания;
  • холостой ход нестабилен – то повышается до 1500 об/мин, то падает до нуля (двигатель глохнет);
  • «на холодную» мотор заводится с большим трудом;
  • некорректное приготовление горючей смеси вызывает увеличение расхода топлива независимо от условий езды и режима работы;
  • отмечается снижение мощности силового агрегата и частые беспричинные рывки на ходу.

Косвенно на неисправность расходомера указывает появление черного дыма из выхлопной трубы. Если на транспортном средстве нет бортового компьютера и отследить моментальный расход бензина нельзя, стоит выкрутить 1–2 свечи из любых цилиндров и осмотреть электроды. Слой черной сажи подтвердит чрезмерное обогащение смеси из-за аварийного режима работы электроники.

Если автолюбитель не отреагирует на вышеперечисленные проблемы и продолжит эксплуатацию машины, то ему придется столкнуться с более крупными неприятностями. Постоянное переобогащение топливной смеси быстро приведет в негодность свечи зажигания, качество сгорания ухудшится, нагрузка на цилиндропоршневую группу возрастет, а износ – значительно ускорится. Перспектива мрачная – ремонт силового агрегата.

Способы контроля расхода топлива

На некоторых предприятиях контроль расхода топлива ведется по старинке, расчетным методом. Нормативный расход топлива для конкретного ТС умножают на пробег, определенный по одометру. Этот метод максимально прост, не требует дополнительного оборудования, но недостаточно точен, поскольку фактический расход часто отличается от нормативного. А если вспомнить о возможности накрутки одометра, становится ясно, что полагаться на этот метод не стоит. В последнее время появились более совершенные методики:

  • GPS-контроль пробега и расхода топлива. Применяется тот же расчетный метод, но при определении пробега опираются на показания не одометра, а автомобильного GPS-трекера.
  • Подключение GPS-трекера к штатному датчику уровня топлива (ДУТ) или САN-шине, которая получает информацию от разных датчиков.
  • Установка в бак емкостного или ультразвукового датчика уровня топлива. Такой датчик может передавать данные об актуальном уровне топлива и о его резком изменении на компьютер диспетчера, сервер через контроллер или GPS-трекер.
  • Установка в разрыв топливной системы ДРТ – датчика расхода топлива.

Прибегая для контроля топлива к GPS-мониторингу, можно получить абсолютно точные данные о пробеге. К тому же GPS-трекер позволяет оценивать скоростной режим, отображает маршрут, по которому двигалось транспортное средство, фиксирует все остановки. А расход топлива при движении по загородной трассе и по городу со светофорами и пробками ощутимо различается.

Штатный ДУТ предназначен для водителя, с помощью этого устройства он следит за уровнем топлива и своевременно заправляется. Если подсоединить ДУТ к трекеру, данные об уровне будут передаваться диспетчеру. Такая система позволяет контролировать, на каких АЗС осуществляется заправка, но в борьбе со сливами топлива она малоэффективна. В качестве штатных, как правило, используют датчики поплавкового типа, с большой погрешностью, которая с возрастом только увеличивается. Такие датчики оценивают уровень приблизительно и позволяют выявить слив, только если за раз сливается не менее 20% топлива. К тому же их легко обмануть:

  • В старых моделях авто обратный слив топлива происходит самотеком и можно воровать топливо из обратки. В современных автомобилях в этой системе создается высокое давление и пытаться слить из нее топливо опасно.
  • Если заехать на горку или встать передними колесами на бордюр, датчик зафиксирует снижение уровня топлива, а при выравнивании автомобиля – его повышение. Если из бака, стоящего наклонно авто, слить часть топлива, это останется незамеченным, перепад уровня спишут на всплески.

Установка емкостных или ультразвуковых датчиков требует дополнительных затрат и сверления бака. Но эти устройства значительно точнее и надежнее штатных, их погрешность составляет всего 1–2 %, и она не увеличивается со временем. Для таких датчиков разработано специальное ПО, его алгоритм позволяет определить, когда колебания уровня связаны с всплесками, вибрацией, перепадами температуры, а когда со сливом. Программа анализирует данные, полученные от ряда датчиков, в том числе встроенных в трекер. Благодаря этому понятно, стоит автомобиль или движется, включено или выключено зажигание, оцениваются обороты двигателя и угол наклона бака. Так что обмануть электронный датчик практически нереально.

В отчетах, которые формируются по данным ДУТ, отражены все сливы и заправки с точностью до литра

Установка емкостного или ультразвукового датчика в бак – довольно простая процедура, такая операция не считается вмешательством в топливную систему. Недостаток таких ДУТ в том, что они нуждаются в регулярной прочистке, чувствительны к качеству топлива. Встречались случаи преднамеренной порчи этого оборудования водителями.

Существуют разные методы контроля расхода и слива топлива, но максимально полный контроль обеспечивает использование высокоточных электронных датчиков уровня топлива в комплексе с системой GPS-мониторинга. Такая система позволяет выявлять случаи повышенного расхода топлива, точно устанавливать место и время заправок и сливов, упрощает формирование отчетности. Благодаря сокращению затрат на топливо внедрение системы контроля обычно окупается за 1–2 месяца.

Диагностика ДМРВ

Трудности самостоятельной диагностики расходомера вызваны тем, что это капризное устройство. Снятие показаний при указанных в мануале количестве оборотов, зачастую, не дает результатов. Показания в норме, а датчик неисправен. Вот несколько способов для диагностики работоспособности сенсора:

  1. Самый простой способ – заменить ДМРВ на аналогичный и оценить результат.
  2. Проверка без замены. Отсоединить расходомер. Вынуть разъем датчика и запустить двигатель. При отключенном ДМВР контроллер работает в аварийном режиме. Количество топлива для смеси определяется только по положению дросселя. При этом двигатель держит обороты выше 1500об/мин. Если на пробном заезде автомобиль стал «резвее», то, скорее всего датчик неисправен
  3. Визуальный осмотр ДМРВ. Снимаем гофрированную трубку воздухозаборника. Сначала внимательно осматриваем гофру. Сенсор может быть исправен, а причина его нестабильной работы – трещины в гофрированном шланге. Если поверхность целая, продолжаем осмотр. Элементы (платиновые нити) и внутренняя поверхность гофра должны быть сухими, без следов масла и грязи. Самая вероятная причина неисправности – загрязнение элементов расходомера
    .
  4. Проверка ДМРВ мультиметром. Метод применим для ДМРВ Bosh с номерами в каталоге 0 280 218 004, 0 280 218 037, 0 280 218 116. Тестер переключаем на измерение постоянного напряжения, с пределом измерения 2 Вольта.

Установление контроля способом установки аналогового датчика

Почти все терминалы осуществляющие спутниковый мониторинг за транспортными средствами имею GPS (ГЛОНАСС) существуют входы, он присутствует даже в бюджетных автомобилях.
Суть состоит в том, что ко главному входу подключается датчик контролирующий расход топлива в машине и следит за наличием топлива внутри бака. Результат поступает на панель приборов, встроенный датчик (Штатный) примерно такого вида:
Использование в реальных условиях езды показали неоднозначный результат и разделились. В некоторых случаях датчик указывал на приемлемый результат в использовании прибора (Датчика) для достижения контроля над расходом, но диаметрально противоположенный результат, амплитуда расхода была крайне нестабильна и использовать его в качестве прибора за контролем над расходом топлива была крайне непрактично. Это прежде всего зависит от самого прибора, в качестве его работы и по причине неимения конкретных данных поплавка.
Стоит заметить, что степень износа автомобиля так же играет немаловажную в этом деле роль.
Применение данного прибора рекомендуется при острой необходимости наличия датчика расхода, но при условии, что нет иного выбора, определить точный расход можно только при подключении, альтернативного варианта в данном случае не существует. Как только подключились, стоит пару дней понаблюдать за работой режима, и в сыром режиме, без тарировки топливного бака, в случае умеренной амплитуды колебаний то работу можно проводить и дальше, в обратном случае лучше всего прекратить, ибо работа идет в холостую.
 Недостатки 
1. Ложные сигналы о сливе/заправке бака
2. Достаточно высокая погрешность показателей (в процентном соотношении)
3. В зону входят мертвые области
После того как подключили датчик, проведите тарировку.
Дополнительно:
Под мертвой зоной подразумеваем: -датчик показывает то, что бак заправлен до донышка, но на самом деле в него еще можно влить определенный запас бензина. Любому автовладельцу знакомо то чувство, когда стрелка бака лежит на дне, а транспорт продолжает еще некоторое время ехать, это и есть мертвая зона, в которой регистрация изменения топлива не осуществляется, это называется мертвой зоной. Практика показывает следующее, что при заправке 20 литров, стрелка бака показывает нам только 15 литров, из этого понятно, что остальные 5 литров находятся в мертвой зоне топливного бака. Традиционно мертвая зона находится в самом дне бака, и вверху, при этом стоит знать, что для каждого вида уровень мертвой зоны является индивидуальным, так например на грузовых автомобилях он может быть в районе 70-90 литров, а это естественно внушительное количество топливо в запасе.
Тарировка бака это?
Под словом тарировка бака подразумевают закрепление определенного деления на панели, с определенным количеством жидкости которая имеется в топливном баке.
Это происходит следующим образом:
  • Бак полностью опустошают, после чего снимают и фиксируют показания датчика, это все записывается либо на бумаге, либо в комплексе программы.
  •  После чего бак наполняют из сосуда, имеющего литровые обозначения, после чего каждый раз после определенного вливания стрелка фиксируется, таким нехитрым способом вычисляем сигнал от датчика, с точным объемом жидкости в нашем топливном баке.
  •  После чего, данные сопоставляют и вносят их в программный код анализа.
Такой подход дает нам возможность знать точное количество топлива находящиеся в баке отображаемое в литрах.

Контроль при помощи отдельно установленного датчика ДУТ

С большой уверенностью можно сказать, что на сегодняшний день данный способ считается самым лучшим, и надежным. Есть только один минус, работа зависит от точности самих датчиков и их технического состояния

Еще важно правильно установить и тарировать, если вас не устраивает работа одного мастера, то смело ищите другого, более компетентного в данном вопросе

Рекомендую пользоваться датчиками от производителя «ОМНИКОММ» (ONMICOMM). На этот вопрос можно ответить коротко, и ясно, дается пожизненная гарантия, внесение (официально) в реестр средств для измерения. На Российском рынке единственные, процент погрешности составляет менее 1 %.
Это мало? Лично нам этого вполне достаточно.
Установку датчика вы можете посмотреть на видео:

Среди обывателей бытует мнение о том, что датчики контроля топлива крайне ненадежные устройства и требуют к себе чуть ли ни трепетного отношения, на самом деле это далеко не так, конечно никто не застрахован от заводского брака, но его можно обменять по предоставляемой нам от производителя гарантии. Но в большинстве случаев причиной является не заводской брак, а недобросовестный производитель.

Поэтому выбирая устройство обращайте внимание на качество исполнения и срок гарантии.

Немало важно обратить внимание на установку датчика, правильно установленный датчик будет исправно служить вам долгие годы. Если к данному вопросу подойти с ответственностью, то датчик будет служить вам верно даже в экстремальных условиях

Раздел устройств по принципам:
 Частотно аналоговые  — работают по частному каналу, или по аналоговому, естественно лучше всего делать выбор в пользу приватного канала, на это есть свои причины, частный канал менее всего перегружен и не подвергается колебаниям частот от работы автомобильного генератора, возможно использовать для измерения как топлива дизельного, так и бензина различных марок, от любого производителя. Здесь можно ознакомится с характеристиками данного устройства.
 Цифровые  — работа идет по каналу RS-485, в работу измерительного прибора входит не только измерение уровня в топливном баке, но и контроль температуры. Данный тип устройства характеризуется как устойчивый для работы при резких перепадах температура в любую сторону. Их так же можно использовать для замера и контроля как солярки, так и бензина. Можете ознакомится с характеристиками данного устройства здесь.
Взрывобезопасные цифровые-канал работы RS-485, как и цифровые измеряют температуру в баке, и еще имеют возможность вносить коррекцию на расширение температуры. Устройства имеют сертификацию для работы в взрывоопасной/огнеопасной среде, устанавливаются в бензовозах и цистернах с огнеопасными смесями. Идут вместе с комплектом защиты от попадания искр.
Из  достоинства  данного типа устройств выделим:
1.Точность измерения достаточно высокая, сходя из процентных соотношений
2. Израсходованное топливо определяется по факту
3. Определяется залив/слив топлива
4. Работа гарантируется пожизненно
5. Они не чувствительны к мелкому засорению в баке
 Минусы : 
1. Чувствительность к наличию воды на дне топливного бака
2. Если есть несколько баков, то на каждый требуется ставить индивидуальный датчик

Учет расхода топлива в организации

Внедрение системы мониторинга расхода топлива не исключает необходимость организации учета ГСМ, начиная с первичных документов.

Бухгалтерский учет расхода топлива на предприятии осуществляется на основании Положения “О бухгалтерском учете и отчетности”.

К учету бензин принимается по фактической стоимости – цена приобретения без НДС на счет 10 “Материалы” субсчет 3 “Топливо”.

В законодательстве нет ограничений, касающихся списания стоимости ГСМ на себестоимость продукции. Главное условие, позволяющее это делать, – наличие документов, подтверждающих использование топлива в предпринимательской деятельности.

Об этом свидетельствуют путевые листы и товарно-транспортные накладные, дополнительно прилагаемые к ним. В этих документах содержится вся информация о пробеге, заправках и массе перевозимого груза, необходимая для расчета нормируемого расхода бензина для конкретного автомобиля.

Нормы расходования топлива устанавливаются в зависимости от марки автомобиля, года выпуска, модификации, конструкции, прицепного состава и т. д. Вся эта информация содержится в Нормах расхода на автотранспорт, утвержденных МинТрансом РФ 14.03.2008 №23.

В целях исчисления налогооблагаемой прибыли расходы на топливо могут быть учтены двумя способами: в составе материальных затрат и прочих расходов, связанных с основной деятельностью предприятия.

Выбор способа зависит от назначения автомобиля: для производственных целей эти расходы включаются в материальные затраты, для управленческих нужд – в прочие. Расходы на топливо и смазочные материалы списываются по фактическим затратам. Они должны быть подтверждены документально и обоснованы с экономической точки зрения (ст. 252 Налогового кодекса РФ).

Упрощение процесса учета ГСМ происходит за счет его приобретения по топливным картам. Это эффективный и достаточно простой способ, позволяющий вести точный учет топлива и исключить несанкционированные заправки бензином.

Экономичный расход топлива и его жесткий учет – важнейшие задачи, решение которых является обязательным условием для эффективной работы субъекта предпринимательства.

↓ ↓

Причины неполадок

Расходомер воздуха приходит в негодность по следующим причинам:

  • на измерительные элементы попадает много пыли и грязи, потому что владелец авто редко меняет воздушный фильтр;
  • на сильно изношенных двигателях пары бензина и масла проникают в ДМРВ через патрубок вентиляции картера;
  • дырка в гофрированном воздуховоде, откуда всасывается пыль;
  • случайное повреждение вследствие неквалифицированного ремонта;
  • обрыв проводов, соединяющих разъем датчика с контроллером.

Помимо перечисленных причин, встречается и естественный износ прибора. Ресурс нового ДМРВ составляет 50–250 тыс. км в зависимости от марки и происхождения автомобиля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector