Виды транспорта, их краткая характеристика и особенности

Классификация городского транспорта.

Современный городской транспорт по своему назначению подразделяется на следующие категории:

  • 1. Пассажирский — электрифицированные железные дороги, метрополитен, трамвай, монорельсовый транспорт, троллейбус, автобус, конвейерный транспорт, легковые автомобили, мотороллеры, мотоциклы, велосипеды, речной трамвай, вертолеты;
  • 2. Грузовой — грузовые автомобили, трамваи, троллейбусы;
  • 3. Специальный — санитарные и пожарные автомобили, автомобили для уборки улиц и домовладений и т п.

В свою очередь, пассажирский транспорт в зависимости от вида пользования транспортными средствами и их принадлежности может быть подразделен на три группы:

  • 1. Общественный транспорт общего пользования — электрифицированные железные дороги, метрополитен, монорельсовый транспорт, троллейбус, автобус, конвейерный транспорт и вертолеты;
  • 2. Общественный индивидуального пользования — такси, легковые автомобили проката и ведомственные;
  • 3. Личный индивидуального пользования — легковые автомобили, мотороллеры, мотоциклы и велосипеды.

Общественный и личный транспорт индивидуального пользования по условиям организации движения можно объединить под общим названием — легковой автомобильный транспорт.

Массовый транспорт общего пользования отличается значительной по сравнению с индивидуальным транспортом вместимостью и большой провозной способностью. Характерной особенностью массового транспорта является то, что он работает на установленных маршрутах.

Классификация массового пассажирского транспорта может быть произведена по различным признакам. В зависимости от расположения транспортных линий относительно улиц массовый транспорт подразделяют на:

  • — уличный—‘трамвай, троллейбус, автобус;
  • — внеуличный —метрополитен, глубокие вводы электрифицированных железных дорог, скоростной подземный трамвай, монорельсовый транспорт и вертолеты.

По характеру путевых устройств различаются два вида городского транспорта:

  • 1. Рельсовый— метрополитен, глубокие вводы электрифицированных железных дорог, трамвай, монорельсовый транспорт;
  • 2. Безрельсовой — троллейбус, автобус.

По роду используемой двигательной силы весь городской общественный транспорт можно объединить в две большие группы:

  • — с электрическим двигателем—метрополитен, глубокие вводы электрифицированных железных дорог, трамвай, троллейбус, монорельсовый транспорт;
  • — с двигателем внутреннего сгорания — автобус с карбюраторным и дизельным двигателем, речной трамвай, вертолет.

1. Транспорт и его составляющие

Транспорт – отрасль материального
производства, осуществляющая комплекс
транспортно – технологических процессов
при перемещении пассажиров и грузов.

Транспорт является одной из отраслей
экономическойинфраструктуры,
которая, кроме всех видов магистрального
транспорта, включает в себя энергетику,
связь, коммунальное хозяйство
(водоснабжение, канализацию, удаление
твердых отходов), а также такие инженерные
сооружения, как плотины, сети ирригационных
и дренажных каналов. Понятие инфраструктуры
служит, таким образом, общим понятием
для обозначения многих видов деятельности.
Термин «инфраструктура» (от лат. infra –
ниже, под structura – строение, расположение)
употребляется для обозначения комплекса
составных частей общего устройства
экономической жизни, носящих подчиненный
характер и обеспечивающих нормальную
деятельность экономической системы в
целом.

Непосредственно с транспортом связана
работа многих отраслей народного
хозяйства: машиностроения (автомобиле
-, локомотиво -, вагоно -, судо — и
авиастроения), топливоэнергетики,
металлургии и др. Транспорт ежегодно
потребляет примерно 18% дизельного
топлива, 6% электроэнергии, 10% лесоматериалов,
4% черных металлов.

Транспорт способен существенно влиять
на экономический рост. Расширение
торговли, повышения уровня жизни. Он
способствует повышению производительности
труда, сокращая время доставки грузов
или проезда до места работы. Транспорт
активно влияет на окружающую среду,
причем это воздействие носит в основном
негативный характер. Так, на долю
транспорта в общем валовом выбросе в
атмосферу всех продуктов производственной
деятельности приходится 40%. В том числе
основную долю загрязнений (более 80%)
дает автомобильный транспорт. Из этого
следует, что практически снижение
загрязнения атмосферного воздуха
транспортом во многом определяется
решением экологической проблемы на
автомобильном транспорте.

Темпы
развития транспорта должны соответствовать
экономическому росту. По данным зарубежных
исследователей, рост валового внутреннего
продукта в большинстве стран мира
сопровождается пропорциональным
увеличением стоимости основных фондов
транспорта. Таким образом, по мере
развития экономики страны транспортная
отрасль должна изменяться в соответствии
с динамикой спроса на транспортные
услуги. Существует и обратная взаимосвязь,
т.е. транспорт оказывает воздействие
на экономическое развитие, являясь
если не двигателем, то, по крайней мере,
«колесами» экономической активности.
Однако специальными исследованиями
установлено, что инвестиции в лишь
транспортную отрасль или даже во всю
инфраструктуру не гарантируют роста
экономики. Успех зависит, прежде всего,
от экономической политики государства
в целом.

В состав транспортной отрасли входят:

  • инфраструктура
    транспорта, под которой понимается
    комплекс постоянных (неподвижных)
    зданий, сооружений, устройств,
    приспособлений и т.п., предназначенных
    для осуществления транспортной
    деятельности;

  • транспортные
    коммуникации;

  • техника
    транспорта, включающая в себя транспортные
    средства и

погрузочно-разгрузочные
системы,

  • технические
    средства обслуживания пользователей
    транспортных средств (клиентов) и

  • информационно
    – вычислительные системы управления
    перевозочными процессами и системы
    управления транспортными потоками,

  • персонал,
    работающий в транспортной отрасли.

На функционирование транспорта большое
значение оказывают природно-климатические
факторы (окружающая среда).

В общей постановке все указанные
составляющие транспортной отрасли
могут быть объединены в три группы:

  • транспортная
    техника,

  • люди,

  • окружающая
    среда.

Совокупность, объединяющая технику,
множество людей и окружающую среду,
называется полиэргатической системой.
Интегрированная совокупность объектов,
взаимодействие которых направлено на
достижение определенной цели, называется
сложной системой.

Таким образом, транспорт представляет
собой сложную полиэргатическую
систему.

Транспорт,
как и всякая производственная система,
имеет внешнюю и внутреннюю среду.
Основными субъектами внешней среды
являются потребители транспортных
услуг, а внутреннюю среду представляют
работники транспорта, транспортные
устройства и среда.

Упоминание о транспортной системе
России требует определения этого
понятия. Причем это определение может
относиться не только к стране в целом,
но и к транспортной системе региона и
к совокупности интегрированных
транспортных систем.

Виды транспорта для перевозки грузов Перевозка грузов по России

Как выбрать транспорт для перевозки груза? Если вы приступаете к выбору логистической компании, чтобы быстро и наиболее надежно перевезти свой груз, то важно правильно определиться с вопросом, какой именно вид транспорта вам требуется. Это позволит сохранить товары, продукты, стройматериалы и прочий груз, который вы хотите транспортировать, а также выбрать самый выгодный и быстрый вариант

Каким бывает груз?

Для начала следует определиться с видом груза, который классифицируется по различным основаниям:

1.​ По виду продукции: металлоизделия, бытовая техника, продукты питания, топливо, комплектующие, сырье. Тут возможна перевозка различными видами транспорта, в зависимости от наличия соответствующих условий. К примеру, скоропортящиеся продукты, цветы требуют оборудования авто- или ж/д транспорта специальными холодильными камерами.

2.​ По погрузке/разгрузке грузы могут быть наливными, штучными, навалочными. Штучными считаются грузы в упаковке (мешках, тюках, ящиках) и без упаковки. Тут необходимо подбирать транспорт с учетом формы, объемного веса.

Это Важно!

3.​ Логистические компании часто делят грузы на насыпные, наливные, негабаритные, опасные, легкогорючие, смерзающиеся, тяжеловесные, скоропортящиеся, под карантинные. Для каждого подбирается свой вид транспорта.

Нельзя однозначно сказать, что стройматериалы, например, можно перевозить только автотранспортом, а автомобили по железной дороге в специальных вагонах, поскольку в обоих случаях можно найти альтернативу. Главное тут, чтобы транспорт был оборудован соответствующим образом. При этом можно учесть, какой транспорт, под какой вид груза подходит.

Какой выбрать транспорт для перевозки груза?

Автотранспорт.  Для грузоперевозок обычно используются фургоны, бортовые грузовики, газели, фуры, рефрижераторы. Перевозить таким видом транспорта можно практически всё.

-​ Бортовой грузовик подойдет для грузов, не требующих особых условий транспортировки. Обычно это стройматериалы.

-​ Фургон. Имеет закрытый кузов, а потому подходит для габаритных грузов, таких как: мебель, вещи при переезде, товары для супермаркета.

-​ Рефрижератор – это оборудованный холодильными установками фургон. В нем перевозят обычно продукты, цветы.

-​ Прицепы. В них можно перевозить легко- и средневесный груз небольшое количество стройматериалов, бидоны, цистерны.

-​ Полуприцепы. Для длинномерных и негабаритных грузов, а также любой стандартный груз.

-​ Цистерны. Подойдут для перевозки горюче-смазочных материалов, иных жидких средств

-​ Самосвалы. Обеспечивают идеальную выгрузку кирпича, песка, щебня.

-​ Низкорамники и платформы. Предназначены для транспортировки спецтехники и негабаритного груза.

Железнодорожный транспорт обеспечивает перевозку грузов:

-​ Наливных (в специальных контейнерах, бункерных полувагонах, вагонах цистернах).

-​ Насыпные (в специально обустроенных вагонах).

-​ Навалочные. Могут перевозиться в обычных вагонах без учета количества мест.

Морской транспорт позволяет перевезти такие виды грузов:

-​ Генеральные (от документации до лесоматериалов, которые погружаются поштучно).

-​ Наливные. Перевозятся в специальных цистернах.

-​ Навалочные. Погружаются без учета мест (на вес).

Авиаперевозки позволяют транспортировать только габаритные грузы с ограниченной массой. Максимально допустимый вес груза и его габаритные параметры определяется видом воздушного транспорта. По нормативам допускается нагрузка не более 400 кг на квадратный метр.

Перед отправкой груза лучше проконсультироваться с представителем логистической компании, чтобы он подсказал вам оптимальный вариант транспорта, который подойдет для вашего груза.

Виды транспортных средств, водные и грузовые, основные виды специальных транспортных средств

Транспортные средства представляют собой устройства, предназначенные для перемещения из одного места в другое людей, различных грузов и разнообразного установленного на транспортном средстве оборудования.

Виды транспорта классифицируются в зависимости от среды, в которой функционирует транспортное средство и осуществляется перевозка. Различают водные, наземные, воздушные, подземные и космические транспортные средства.

Также существуют комбинированные транспортные средства, способные передвигаться в нескольких средах – амфибии, аэропланы, некоторые виды транспорта на воздушной подушке.

Виды водных транспортных средств

К водным видам транспорта относятся транспортные средства, осуществляющие перевозки по воде – рекам, океанам, каналам, морям, водохранилищам и озерам. Основным видом транспорта для воды является судно. В зависимости от глубины водоема водный транспорт делится на следующие виды:

  • речной — паромы, баржи, речные трамваи, суда на воздушных подушках;
  • морской — круизные лайнеры, тяжеловозы, танкеры, контейнеровозы.

К минусам водных транспортных средств можно отнести их низкую скорость, сезонность навигации и возможность прямого межконтинентального сообщения, а к плюсам – большую вместительность и низкую минимальную стоимость транспортировки.

Виды грузовых транспортных средств

Грузовым транспортом может считаться транспортное средство, передвигающееся в любой среде. Существуют грузовые самолеты, грузовые суда, грузовые поезда и разнообразный наземный колесный грузовой транспорт. Различаются следующие виды наземных грузовых автомашин:

  • Грузовые автомобили, объединенные с кузовом – бортовые грузовики, фургоны, темрофургоны;
  • Самоходные тягачи, предназначенные для буксировки прицепной техники и прицепов;
  • Прицепы без собственных двигателей, которые предназначены для сцепки с тягачом в составе автопоезда;
  • Полуприцепы со сцепным устройством — тентованные, бортовые, платформы, тралы, рефрижераторы, самосвалы.

Виды специальных транспортных средств

К категории специальных транспортных средств относится транспорт, используемый для целей, отличных от гражданских, или имеющий специальное оборудование. Существуют следующие виды специальных транспортных средств:

  • Автомобили, мотоциклы и автобусы оперативных служб полиции;
  • Автомобили скорой медицинской помощи;
  • Машины городского коммунального хозяйства – снегоуборочная техника, поливальные машины;
  • Войсковой транспорт (бронетранспортеры, боевые машины и другое);
  • Машины МЧС, пожарные автомобили;
  • Внутрипроизводственный транспорт, использующийся на крупных предприятиях.

Основные виды транспортных средств

Кроме среды перемещения, транспорт различается по функциональному назначению. Выделяют общий транспорт (общественный), личный транспорт и транспорт специального назначения (технологический и военный). Также транспортные средства можно классифицировать на несколько различных видов по используемым источникам энергии на следующие категории:

  • транспорт с электрическим двигателем;
  • транспорт с тепловым двигателем;
  • транспорт с гибридным двигателем;
  • транспорт без собственного двигателя – парусный и приводимый в движение мускульной силой.

К современным и перспективным видам транспорта можно отнести транспортные средства на магнитной подушке и автоматический транспорт без водителя.

Значение слова Транспорт по словарю Ушакова

ТРАНСПОРТ, транспорта, м. (от латин. transporto — переношу). 1. (транспорт) только ед. Действие по глаг. транспортировать. перевозка, доставка (грузов, пассажиров и т.п.) из одного места в другое. Транспорт хлеба по железной дороге. Непрерывный транспорт грузов. 2. (транспорт) только ед. Тот или иной вид перевозочных средств. Городской транспорт (автомобили, трамваи). Подземный транспорт (напр. в шахтах). Железнодорожный транспорт. Водный транспорт. Гужевой транспорт. Воздушный транспорт. Автомобильный транспорт. Водитель транспорта. ? Отрасль народного хозяйства, обслуживающая различные виды перевозок. Работа транспорта. Рост советского транспорта. 3. (транспорт). Партия грузов, доставленных одновременно. Большие транспорты хлеба. 4. (транспорт). Обоз или совокупность перевозочных средств специального назначения (воен.). Санитарный транспорт. Артиллерийский транспорт. Дивизионный транспорт. 5. (транспорт). Судно (военного флота) для перевозки грузов или людей (воен. мор.). Минный транспорт. 6. (транспорт). перенос суммы на другую страницу, то же, что репорт во 2 знач. (бухг.). 7. (транспорт). В азартных играх — перенос ставки на другую карту (карточное арго). Он узнал некоторые ассигнации, которые углами и транспортами несколько раз переходили из рук в руки. Л. Толстой.

Наземный транспорт

Транспорт (от латинского «переношу», «перемещаю», «перевожу») – кровеносная система мирового хозяйства. Ни одна из отраслей экономики не может существовать без транспорта, поскольку именно он объединяет их в единый комплекс и осуществляет перевозку грузов и пассажиров.

Мы настолько привыкли к транспорту, что не замечаем его. Но даже незначительные перебои в его работе нарушают наш комфорт, а иногда и парализуют все звенья экономики.

Не случайно транспорт в целом или его отдельные виды развиты в каждой стране мира. Он соединяет страны и континенты, удаленные друг от друга на тысячи километров. Все транспортные средства, предприятия и пути сообщения образуют мировую транспортную систему.

К наземному транспорту относятся прежде всего автомобильный и железнодорожный, а также трубопроводный транспорт.

Автомобильный транспорт по праву называют транспортом XX в. Маневренность, возможность доставки пассажиров и груза «от двери к двери», незначительная зависимость от погодных условий обусловили его быстрое развитие.

В начале 90-х годов мировой автомобильный парк насчитывал почти 500 млн автомобилей. Около 80 % этого количества автомашин приходилось на развитые страны. По общей протяженности автомобильных дорог первое место в мире занимает США (около 5 млн километров), по плотности автомобильной сети выделяются западноевропейские страны и Япония.

Автомобильный транспорт является лидером во внутригородских и пригородных перевозках. Модернизация средств передвижения в последние годы выдвинула автотранспорт на ведущие позиции и в перевозках на дальние расстояния. Так, в двухэтажных автобусах туристы чувствуют себя комфортно даже на длительных трансконтинентальных маршрутах. Все больше и больше появляется на международных трассах тяжелых грузовых тягачей.

В «автомобильной столице» мира – Лос-Анджелесе 2/3 улиц и площадей заняты под стоянки автомобилей. В среднем на каждого жителя здесь приходится две машины. В ФРГ плотность автопарка составляет 100 единиц на 1 км2.

В мире примерно 4/5 пассажиров перевозится автомобильным транспортом. К сожалению, на автомобильных дорогах мира ежегодно гибнет более 200 тыс. человек.

Автомобиль – главный загрязнитель окружающей среды. На него приходится большая часть загрязняющих веществ, которые ежедневно выбрасываются в атмосферу.

Железнодорожный отличается от других наземных видов транспорта значительным объемом и разнообразием перевозок, абсолютной независимостью от погоды и относительной дешевизной. Поэтому достаточно продолжительное время он был лидером среди других видов транспорта.

Общая длина железных дорог в мире составляет около 1,2 млн километров. Половина из них приходится на шесть огромных по размерам государств: США, Россию, Канаду, Индию, Китай, Австралийский Союз. По количеству перевозимых грузов первое место в мире занимает Россия (почти половина мировых перевозок).

Во многих развитых странах в настоящее время железнодорожная сеть сокращается. Главная причина этого – жесткая конкуренция со стороны автомобильного транспорта. В некоторых развивающихся странах железнодорожная сеть вовсе отсутствует.

Современная тенденция в развитии этого вида транспорта – электрификация железных дорог, внедрение сверхскоростных линий, а также сверхтяжелых составов.

Трубопроводный транспорт осуществляет передачу на дальние расстояния жидких, газообразных и твердых (преимущественно сыпучих) грузов. Трубопроводами транспортируются главным образом нефть и газ. Этот вид транспорта выделяется среди других относительной дешевизной перевозок, а по производительности уступает только морскому. Наиболее длинные трубопроводы мира проложены в США и России.

В последнее время в мире появились продуктопроводы, с помощью которых передаются бензин, аммиак, угольная крошка, цемент.

Выводы:

Транспорт – третья важная отрасль мирового хозяйства.

Все транспортные средства, предприятия и пути сообщения образуют мировую транспортную систему.

Наземный транспорт включает: автомобильный, железнодорожный, трубопроводный, а также гужевой и вьючный виды.

Автомобильный транспорт лидирует по перевозке пассажиров и грузов. В то же время он является главным загрязнителем окружающей среды.

Троллейбусные поезда

12 июня 1966 годаВладимир Веклич в Киеве запустил в эксплуатацию первый в мировой практике троллейбусный поезд. Он состоял из двух троллейбусов МТБ-82, соединенных между собой по . В отличие от автопоездов (транспортное средство с одним прицепом и более), троллейбусные поезда состоят из двух одинаковых единиц подвижного состава и управляются по системе многих единиц. Поезда были успешно внедрены более чем в 20 городах бывшего СССР (только в Киеве — 296 поездов, что составило 55 процентов от всего троллейбусного парка города). С помощью троллейбусов, соединенных по системе Владимира Веклича, на ряде маршрутов реализована провозная способность до 12 тысяч пассажиров в час в одном направлении. В составе поездов эксплуатировались троллейбусы МТБ-82, Киев-2, Киев-4, Škoda 9Tr и ЗиУ-9. Города СССР, где эксплуатировались троллейбусные поезда, их количество и тип подвижного состава представлены в таблице «».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *