Характеристики моторных масел

С чем можно смешивать синтетику

Практически все бренды, выпускающие подобный продукт, имеют отметку API (для американских масел) или АСЕА (для европейских). Это допуск по принятым стандартам, а он предусматривает возможность смешивания любых марок, сертифицированных по АСЕА или API без каких-либо последствий для двигателя в виде появления пены, выпадения осадка и т. п. Поэтому на подобной смеси можно спокойно доехать до ближайшего автосервиса, чтобы полностью залить «своё» масло. Также не забывайте о подделках: если покупаемый товар вызывает даже малейшие подозрения, откажитесь от его приобретения: тут уже никакие API и ACEA не помогут.

Смешивание синтетики и полусинтетики

Если необходим срочный долив в мотор с синтетическим маслом, то вполне можно воспользоваться полусинтетикой. Продукт 5W40 можно разбавить материалом 10W40 – получится состав вязкостью примерно 8W40. Однако в идеале лучше разбавлять полусинтетику синтетическим маслом: например, к 10W40 долить 5W40.

Особенности смешивания синтетики и полусинтетики

Самым безболезненным для мотора вариантом является добавление полусинтетического продукта в полностью синтетический.

В случае, если Вы добавите в масло более нового стандарта старый вариант (например, SM в SN) нужно быть готовым к понижению характеристик раннего класса. То есть, долив M в N Вы можете получить эффект полной замены.

Если Вы будете вынуждены смешать синтетику с полусинтетикой, которые не совпадают между собой ни по бренду, ни по SAE, ни по API, не лишним будет их предварительное тестирование:

  • Налейте небольшое количество каждой жидкости в одну емкость.
  • Смешайте материалы.
  • Нагрейте и выждите некоторое время.

Если в течение нескольких минут на дне появился осадок, то использовать такую смесь крайне нежелательно.

Смешивание готового продукта. Что может произойти

Далее рассмотрим, что будет при смешивании уже готовых масел разных производителей, в составе которых уже имеются и основа, и присадки. Вот здесь и проявляется основная несовместимость их.

Доказательством тому являются результаты, которые производились специалистами по смешиванию масел разных производителей и относящихся к разным категориям.

Смешивание в одинаковых пропорциях синтетических и минеральных продуктов разных производителей показало, что полученная смесь могла увеличить вязкость, стать мутной, в ней могли появиться хлопья, указывающие на реакцию между собой разных присадок, некоторые виды практически не смешивались. Но такие показатели были только при попытке смешать одинаковое количество обеих категорий.

Затем проводились испытания со смешиванием разных пропорций масел – в 80%-ю часть минерального добавляли 20%-ю часть синтетического, и наоборот. Здесь результаты получились менее критичны. В случае с добавлением небольшого количества синтетического масла в минеральное, последнее улучшило свои характеристики, они стали приближаться к показателям «полусинтетики». А вот при добавлении «минералки» в «синтетику», показания последней снижались, но в целом допускается и такое смешивание.

При этих испытаниях не использовали полусинтетические масла. Хотя здесь все намного проще, поскольку оно имеет в своём составе оба других вида. Это сказывается на возможности смешивания. То есть, при добавлении «минералки» или «синтетика», произойдёт лишь увеличение массовой части того или иного масла в смеси.

Ещё один немаловажный нюанс – смешивание производилось продуктов, которые ещё не использовались в силовых установках. А при доливке, новое масло попадёт в то, которое уже выработало частично свой ресурс. При этом часть присадок уже утратило свою первоначальную консистенцию. В итоге при добавлении нового масла другого производителя, возможно появление реакций между присадками, но поскольку одни из них уже несколько выработаны, сила реакции будет ниже, а значит и снизится возможность возникновения негативных последствий.

В целом, даже производителями предусмотрена возможность незначительной разбавки одного масла другим. Ведь такая ситуация возникает, к примеру, при смене масла. Слить полностью отработанный смазочный материал не удастся, в двигателе останется примерно 5-15%. И в этот остаток будет добавляться чистое масло, но незначительное количество остатка не может повлиять на состав нового материала.

Следует упомянуть и зарубежные классификации – европейскую АСЕА и американскую API. Согласно этих классификаций, масла прошедшие их и получившие определённый класс, между собой смешивать можно, но только в крайнем случае и на непродолжительное время использования. То есть, в силовую установку при надобности восполнения уровня можно долить любое масло, получившее обозначение АСЕА или API, но только для того чтобы добраться до СТО для замены.

Правила подбора масла

Как указывалось выше, выбор того или иного моторного масла должен основываться не только на показаниях вязкости и допусках автопроизводителей. Кроме этого, существует еще три обязательных параметра, которые нужно учитывать:

  • свойства смазочного материала;
  • условия эксплуатации масла (режим работы двигателя);
  • конструкционные особенности двигателя.

На первый пункт во многом зависит то, какого типа масло — синтетика, полусинтетика или полностью минеральное. Желательно, чтобы смазывающая жидкость обладала такими эксплуатационными характеристиками:

  • Высокими моющими диспергирующе-стабилизирующими и солюбилизирующими свойствами по отношению к нерастворимым элементам, находящимся в масле. Упомянутые характеристики позволяют быстро и просто очищать поверхность рабочих деталей двигателя от различных загрязнений. Кроме того, благодаря им детали проще очищать от грязи при их демонтаже.
  • Способность нейтрализовать воздействие кислот, тем самым предотвращая чрезмерный износ деталей двигателя и увеличивая его общий ресурс.
  • Высокие термические и термоокислительные свойства. Они нужны для того, чтобы эффективно охлаждать поршневые кольца и поршни.
  • Невысокая летучесть, а также низкий расход масла на угар.
  • Отсутствие свойства образовывать пену в любом состоянии, хоть в холодном, хоть в горячем.
  • Полная совместимость с материалами, из которых выполнены уплотнители (обычно маслостойкая резина), используемые в системе нейтрализации газов, а также в других системах двигателя.
  • Качественное смазывание деталей двигателя в любых, даже критических, условиях (при морозе или перегреве).
  • Способность без проблем прокачиваться через элементы системы смазки. Это не только обеспечивает надежную защиту элементов двигателя, но и облегчает запуск двигателя в мороз.
  • Не вступление в химические реакции с металлическими и резиновыми элементами двигателя при его долгом простое без работы.

Перечисленные показатели качества моторного масла зачастую являются критическими, и если их значения будут ниже нормы, то это чревато недостаточным смазыванием отдельных деталей двигателя, их чрезмерным износом, перегреванием, а это, как правило, приводит к снижению ресурса как отдельных частей, так и двигателя в целом.

Каждый автолюбитель должен периодически следить за уровнем моторного масла в картере, а также за его состоянием, поскольку от этого напрямую зависит нормальная работа двигателя. Что касается выбора, то его следует выполнять, опираясь, в первую очередь, на рекомендации производителя двигателя. Ну, а приведенная выше информация о физических свойствах и параметрах масел, наверняка помогут вам сделать правильный выбор.

Как выполнить замену масла

Самое простое действие, которое может выполнить автовладелец – это договориться в сервисе о замене масла. Но здесь надо быть готовым, что в сервисе цена за услугу и само масло могут оказаться довольно высокими.

Автосервис еще любит «пугать» автовладельца, сообщая ему о том, что желательно выполнить еще кучу нужных, а чаще и совсем бесполезных работ. При этом будет высказано, что без их проведения автомобиль проедет не более сотни-другой километров, а дальше ему путь только на свалку. Психологический прием, но весьма действенный, который опустошит карман довольно заметно.

Можно пойти по иному пути. Выполнить замену масла самостоятельно. Но для данной работы следует подготовиться и изучить приемы, как менять масло в двигателе:

  1. Прежде чем начать менять масло в двигателе, необходимо перед началом работ выбрать место, где они будут производиться, а также приобрести новый масляный фильтр – экономия на масляном фильтре небольшая, поэтому его лучше менять вместе с заменой масла. Ну, и главное, сообразуясь с изложенным выше, требуется определиться с количеством масла для двигателя и запастись им (купить).
  2. Если все готово, то можно начинать. Прежде всего, следует хорошо прогреть авто. Известно, что горячее масло легко сливается наружу. Поэтому поездка на небольшое расстояние будет оправдана. Но есть и еще причина, по которой рекомендуется немного прокатиться. Загрязняющие частицы во время стоянки оседают на стенках. Поэтому, дав поработать силовому агрегату, водитель добивается эффекта взвешивания этих частиц в отработку. Они там еще пару часов будут находиться в режиме «витания». Теперь нужно заехать на смотровую яму или въехать на эстакаду, а при наличии автоподъемника, воспользоваться им. Главное – это иметь условия для свободного перемещения под днищем автомобиля.
  3. Чтобы не создавать вакуум внутри мотора, открывается крышка на заливной горловине. Отработанную моторную жидкость следует сливать в какую-либо емкость. Поэтому емкость подставляется ниже сливного отверстия в картере. Отворачивается пробка (если она упадет в масло, не страшно, ее потом несложно достать). Отработка вытекает наружу. Обычно этот процесс продолжается минут восемь-десять. Оценивая процесс истечения, можно прикинуть каков объем масел, вытекающих из двигателя. По завершении процесса пробку надо завернуть на место.
  4. Отвернув фильтр, его снимают. Новый фильтр следует осмотреть, а потом нанести несколько капель моторной жидкости на резиновое кольцо, тогда оно лучше сомнется в момент закручивания. Заворачивать следует руками, не используя никаких усилителей. Бытует мнение, что в фильтр нужно залить масло. Но на самом деле этого делать не следует, наносятся всего несколько капель для смазки резинового кольца.
  5. Можно подниматься наверх и заняться заливкой свежей моторной жидкости. Отмерить половину количества масла в двигатель от того, которое требуется (обычно литра два или два с половиной). Его заливают сразу в заливную горловину. Потом, не торопясь, доливают миллилитров по двести-триста. Нужно проверять щупом уровень, обязательно вытирая щуп ветошью перед проверкой.
  6. Моторная жидкость довольно медленно стекает в картер, поэтому уровень растет не столь быстро. Иногда (в зависимости от температуры в момент заливки) процедура может занять минут десять пятнадцать, может быть и немного дольше.
  7. Решив, что необходимый уровень достигнут, следует, не торопясь выехать с ямы (эстакады или автоподъемника). Оставить авто на ровной площадке, мотор заводить можно. Можно также его и прогреть. А потом оставить минут на десять. Вот теперь и можно проверить уровень масла щупом. Если же масло находится вблизи верхней отметки, то доливка не нужна. В ином случае потребуется долить недостающее количество.

Масло заменено. Оставшаяся свежая смазка может быть перелита в меньшую по объему канистру, чтобы иметь в дороге запас на доливку. И можно двигаться в путь.

У многих возникают вопросы, куда девать отработку. Если есть друзья, проживающие в сельской местности, то они с удовольствием примут ее в дар. Способов использования отработки в сельском доме много. Если же таких нет, то за определенную плату отработанная моторная жидкость утилизируется на специальных пунктах приема.

Вязкость промывочного масла

В моторы, которые требуют некоторого ухода, и нуждаются в их чистке (промывке), также заливается специальное масло. Оно обладает практически теми — же характеристиками, что и обычное, но отличается от него большим количеством присадок.

Естественно, что после внимательного изучения параметров вязкости смазки, некоторых автовладельцев интересует два вопроса, как выбирать промывочное масло, а также можно ли смешивать масла.
Отвечая на первый вопрос, нужно сразу определиться, что промывочная жидкость предназначена для двух действий:

  1. Обеспечить нормальную работу двигателя на некоторое время. Фактически оно добавляется в мотор после удаления старой смазки, после чего силовой агрегат должен работать на холостых оборотах на протяжении определенного времени, которое установлено производителем промывочной жидкости. Фактически она должна создать определенную вязкость, чтобы детали не сильно терлись между собой.
  2. Обеспечить очищение силового агрегата. Под очищением подразумевается такое действие жидкости, при котором ее компоненты удаляют с загрязненных поверхностей деталей и корпуса двигателя смоляные, угарные и кристаллические налеты. Фактически происходит прочистка всех каналов и поверхностей мотора.

Исходя из того, что промывочное масло, должно находится в двигателе непродолжительное время, без сильных нагрузок, можно прийти к выводу, что его вязкость большого значения не имеет, и, если она ниже или выше заявленной производителем, мотору ничего не будет.

Можно ли доливать масло другой вязкости, это другой вопрос.

Смешение моторных масел, которые имеют различные показатели вязкости, не рекомендуется. Вызвано это тем, что они смешаются между собой, в результате чего общий показатель вязкости будет понижаться или повышаться, в зависимости от показателей смазок.

Специалисты допускают такой процесс только в том случае, когда водителю необходимо это сделать, чтобы доехать до СТО. Естественно, что после такого коктейля двигатель лучше помыть, и залить в него новую смазку.

Такой показатель моторного масла — это его свойство покрывать поверхность трущихся деталей при различных температурных показателях. Первое это возможность запуска мотора в зимнее время, а второе это не утрата таких способностей при сильных нагрузках, где в недрах двигателя появляются температуры, переваливающие за + 100 градусов.

Как производится смена жидкости

Если вы столкнулись с этой задачей первый раз, то вот вам несколько советов:

  1. Устанавливайте машину на ровную поверхность. Идеальный вариант – гаражная яма или эстакада.
  2. Перед сливом жидкости погоняйте автомобиль по городу или трассе в течение 30-40 минут, чтобы внутри двигательной системы установилась рабочая температура.
  3. При каждой замене масляной смазки меняйте масляный фильтр.
  4. Удаление старого масла производится путем откручивания маслозаливочной горловины в верхней части двигателя и вытаскивания сливной пробки под машиной. Защиту картера перед заменой необходимо снять.
  5. Пользоваться аппаратами для “экспресс-замены” слишком часто не рекомендуется: они вытягивают далеко не все количество смазки, оставляя часть рабочей жидкости на дне агрегата. В результате, происходит смешивание устаревшей и новой жидкостей, что приводит к снижению ресурса двигателя.

Общепринятая спецификация SAE

Известно, что аббревиатура SAE в переводе с английского языка обозначает ассоциацию автомобильных конструкторов. Это общепринятый международный стандарт, по которому устанавливается вязкость смазочных продуктов.

Отметим тот факт, что подобная спецификация не демонстрирует качество смазочных веществ, а также их основное применение для тех или иных моделей автомобилей, и типов силовых агрегатов.

Ознакомимся с общими требованиями, предъявляемыми стандартами SAE к моторным жидкостям:

Кинематическая вязкость

Указывает на принадлежность смазочных веществ по классу плотности текучести. Этот показатель выявляется при небольших скоростных сдвигах и температуре 100°C. Измеряется в двух вариантах: согласно принятой системе измерения – в м²/с, по СГС – в градусах Энглера.

Динамическая вязкость масла

Этот показатель указан в маркировке. По примеру с автомаслом SAE 10w30, на значение динамической вязкости указывает первое число, а именно – 10. Собственно, ДВ можно вычислить, перемножив данные плотности автомасла и КВ. Как таковой, показатель ДВ противоположен показателю текучести смазки. Измеряется в паскаль-секундах (Па·с) и пуазах соответсвенно.

Пусковые характеристики

Эти свойства обуславливаются сопротивлением в момент запуска холодного мотора и при начальных оборотах. Показатель может быть определен в момент испытания при низких условиях от -10 до -35, согласно степени плотности. То есть в тех условиях, при которых начинают эффективно работать подшипники коленвала в момент холодного запуска.

Высокий уровень плотности при больших температурных показателях

Это свойство демонстрирует качественную и реальную степень плотности смазки при использовании автомобиля в летний период времени. Здесь также стоит отметить высокие свойства против износа смазочных веществ, уменьшению трения и экономичного использования мотора. Выявляется при большом уровне плотности 150°C и скоростных сдвигах 106 с1. В результате наблюдается имитация загруженности подшипников коленвала в момент эксплуатации при высоких производительных нагрузках.

Прокачка масла

Характеризуется общей скоростью попадания смазки к поверхности трущихся деталей в момент холодного запуска мотора и вероятности износа по причине разворота вкладышей. Выявляется при низких условиях -15/-40 по Цельсию с общей скоростью передвижения 10с1. В результате при оценивании этих требований выполняются основные условия попадания смазочного продукта к приемнику и насосу в момент холодного запуска мотора.

Исходя из представленной информации, спецификация SAE указывает на основные показатели смазочного продукта по степени и классу вязкости. На этот момент к общим стандартам относятся 11 классов вязкости. Для зимних смазочных продуктов использую специальное обозначение в виде буквы W – Winter, в переводе с английского «зима». Соответственно, чем выше степень вязкости, тем большое число используется для определения класса. Летняя вязкость смазочного продукта обозначается SAE от 20 до 60. Зимние показатели вязкости обозначаются с буквой W от 0 до 25.

В качестве альтернативного варианта разберем класс SAE 10w30 для моторного масла. Показатель 10w обозначает тот факт, что состав может быть использован в зимний период. Этот параметр играет важную роль в грамотной эксплуатации двигателя, поэтому к выбору смазки следует подходить внимательно, чтобы не вызвать негативные последствия.

Степень вязкости 30 указывает на температуру использования. То есть такие масла применяются в летний сезон и успешно сохраняют основные свойства в процессе работы мотора при высоких температурах.

Если указывается сразу несколько обозначений SAE 10w30, то это говорит о том, что смазка является всесезонной.

Типы современных автомасел

Выпускаемые сегодня масла для двигателей машин включают в себя 2 компонента – базовую жидкость и присадочный пакет. Базовое масло занимает минимум восемьдесят процентов объема. Присадочные элементы могут занимать не более двадцати процентов от всего объема смазки. Базовая жидкость может быть минеральной, полусинтетикой, синтетикой. Присадочные пакеты могут различаться, однако не слишком значительно.

Есть 4 типа автомасел, в состав каждого из которых включена базовая жидкость и присадочный пакет. Присадки добавляют маслу особые свойства.

  1. Минеральные. Производятся из нефти посредством селективного очищения. При изготовлении выполняется отделение парафинов, проведение гидрообработки. Благодаря этому создается основа. Минеральное масло стоят меньше синтетики и полусинтетики.
  2. Синтетические. Изготавливаются посредством химического синтеза. В результате синтеза формируются углеводородные молекулы одинаковой величины. Процесс весьма сложен, потому подобные смазки стоят дороже прочих.
  3. Полусинтетические. Сочетают в себе искусственный продукт с минеральным. Цена полусинтетики выше, чем у минеральных смазок, однако ниже, чем у синтетики.
  4. Гидрокрекинговые. Промежуточный вариант между синтетическими и полусинтетическими автомаслами. Это минеральные смазки, которые обработали гидрокрекинговым методом. По стоимости подобная смазка дешевле, чем синтетическая.

Разновидности

Таким образом, смазочные продукты разделяют на несколько видов:

Летние смазки

Обеспечивают быстрый запуск силового агрегата при температурных условиях, не менее 0°C и эффективно смазывают основные детали системы благодаря высокой степени плотности.

Зимние

Имеют меньший уровень плотности, они способствуют холодному запуску силового агрегата при низких температурных условиях, но не выполняют эффективное смазывание трущихся деталей механизма.

Всесезонные

При низких температурных условиях обладают соответствующей вязкостью, а в летний период времени для них характерны высокие показатели. Таким образом, нередко они являются наиболее оптимальным вариантом, поскольку водителю не нужно затрачивать лишние средства и регулярно менять летние масла на зимние.

Помимо степени вязкости масла обладают антикоррозийными, противоизносными, моющими и антиокислительными свойствами

Но вязкостные характеристики имеют первостепенную важность в классификации масел для силовых агрегатов. Любые виды присадок и эффективных добавок увеличивает стоимость смазки

Но при этом их рекомендуется использовать по назначению, согласно производительным характеристикам двигателя, а также его основным условиям использования.

При выборе смазочного продукта особое внимание следует обращать на рекомендации производителя авто к используемым моторным жидкостям и добавкам, а также необходимой степени вязкости, указанной в инструкции по использованию. В основном на списке указываются, не только спецификации продукта, но и отдельные марки смазочного вещества, приведенные в качестве примера

Владельцу авто придется лишь сделать правильный выбор в пользу эффективного масла с определенным уровнем вязкости.

Расход моторного масла в двигателе

Перед автолюбителями возникает вопрос: «Сколько литров масла в двигателе?». По паспорту автомобиля несложно определить эту цифру. Практика же показывает, что реально в двигатель заливается масла несколько меньше, чем показано в паспортных данных.

Потому что на самом деле, при сливе отработки весь объем имеющейся моторной жидкости в двигателе не удаляется. Часть его остается во внутренних полостях, довольно значительная доля распределена по внутренним стенкам.

У современных легковых автомобилей с рабочим объемом силового агрегата, равным 1,4…1,8 л, количество масла в двигателе находится на уровне 3,5…5,5 литров.

В процессе эксплуатации транспортного средства часть смазки выгорает при сгорании топлива, еще определенная её доля испаряется через сапун, соединяющий картер с окружающей средой, определенное количество вытекает через неплотности в соединениях разных агрегатов. Расход масла в двигателе величина не постоянная.

Она зависит от многих факторов:

  • техническое состояние транспортного средства. У нового автомобиля, а также прошедшего текущий или капитальный ремонт, расходы масла в двигателе минимальные. У подержанного автомобиля, имеющего довольно значительный пробег между ремонтами этот показатель гораздо выше;
  • условия эксплуатации. Не секрет, что в городских условиях, когда время простоя перед светофором занимает столько же, сколько и реальное движение, а также сопровождается динамичным стартом и подобным торможением, характеризуется как высоконагруженный режим. Движение же за городом с постоянной скоростью и без резких перестроений для транспортного средства более благоприятно, хотя и реальный пробег может многократно превышать режим городского движения;
  • тип моторного масла, используемого в конкретном двигателе. Сегодня на рынке представлены: минеральный, полусинтетический и синтетический виды. Каждый из этих типов имеет свои неоспоримые преимущества, а также и недостатки;
  • регион проживания и эксплуатации автотранспортного средства. Жители с резконтинентальным климатом, который характеризуется жарким летом и чрезвычайно холодной зимой замечают, что их автомобили отличаются высоким расходом масла в двигателе. Жители территорий, где теплое (не жаркое) лето и умеренно прохладная зима доливают в процессе эксплуатации своего авто масло значительно реже.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *