Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора какое выбрать, как применять

Как работает АКБ

Свинцовые АКБ заряжают током, равным току их 10-часового разряда: 6 А для АКБ на 60 А/ч, 9 А для 90 А/ч, 12 А для 120 А/ч. Больший ток вызовет перегрев и, возможно, вскипание электролита, отчего ресурс батареи резко снижается вплоть до полной негодности. Меньший зарядный ток ресурс АКБ практически не увеличивает, но удлиняет время заряда.

Зарядный ток в АКБ течет обратно рабочему. Важнейшее условие при этом – напряжение на АКБ не должно превысить 2,7 В на банку (8,1 В для 6 В АКБ, 16,2 В для 12 В АКБ, 27 В для 24 В АКБ), иначе начнется химическое разложение электролита, пластин, и АКБ закипит даже при небольшом зарядном токе. Чтобы полностью исключить закипание, допустимое напряжение заряда ограничивают 2,6 В на банку (7,8 В, 15,6 В, 26 В соотв.); при этом недозаряд по энергии составит менее 5% и усиления сульфатации не будет.

Если отключить полностью заряженную АКБ от ЗУ, дать ей остыть и померить напряжение без нагрузки, увидим 2,4 В на банку (6,8 В, 14,4 В, 24 В). В работе при разряде напряжение АКБ плавно падает до 1,8 В на банку (5,4 В, 10,8 В, 21,6 В), после чего батарея считается полностью разряженной. На самом деле в ней остается ок. 25% «закачанной» при заряде энергии, и способы «высосать» ее в экстренной ситуации до последнего эрга есть, но АКБ после этого придется сдать на утилизацию. Выбрасывать нельзя, там свинец.

При заряде от внешнего ЗУ напряжение на АКБ ограничивают величиной 2,4 В на банку (6,8 В, 14,4 В, 24 В), т.к. «наливать энергии по горлышко», до 2,6 В на банку, рискованно – АКБ при заряде греется и может уйти в саморазогрев. Полностью АКБ дозаряжают и предохраняют от саморазряда т. наз. током содержания, равным 0,5-1 тока 100-часового разряда (0,3-0,6 А, 0,45-0,9 А и 0,6-1,2 А для АКБ на 60 А/ч, 90 А/ч и 120 А/ч соотв.); напряжение на батарее при этом не должно превысить 2,6 В на банку. Практически для этого в ЗУ ставят защиту от перенапряжения на 15,6 В для 12 В АКБ, 7,8 В и 26 В для 6 В и 24 В АКБ. Если она сработала, АКБ приняла энергии, сколько может, и дальше ее заряжать нельзя.

Особенности функционирования

Исполнений подобных устройств сегодня довольно много и каждое создано для работы с определенной группой батарей, аккумуляторов: для питания ноутбуков или мелкогабаритной техники, включая мобильные телефоны, а также крупногабаритные АКБ. Например, существует универсальное зарядное устройство для тяговых и стартерных аккумуляторов, оно совместимо с абсолютно любыми видами батарей, отличающихся по химическому составу (кислотные, щелочные, литиевые и прочие).

Смотрим видео, универсальное ЗУ для работы с группой АКБ:

Когда говорится о том, что устройство универсальное, следует обязательно уточнить, с какой группой АКБ работает такая зарядка. Например, если речь идет о варианте, предназначенном для питания батарей ноутбуков, то в этом случае в комплекте можно найти широкий выбор специальных разъемов для подключения. Такие приборы не являются сертифицированными и предлагаются обычно по заметно меньшей цене, чем фирменный товар.

Вне зависимости от исполнения зарядного устройства необходимо, чтобы ток заряда составлял 0,1 от емкости аккумуляторной батареи. Единого значения этого параметра нет, потому что в каждом случае требуется подавать ток заряда определенной величины, а это обусловлено разницей в вольтаже батарей. Некоторые универсальные приборы способны самостоятельно распределять ток заряда в зависимости от того, какой тип АКБ подключен и сколько всего единиц планируется питать одновременно. А в других случаях есть возможность устанавливать требуемое значение тока заряда.

Смотрим видео, о популярном ЗУ «Лягушка»:

https://youtube.com/watch?v=zXgsU40bhfQ

Существуют и более простые приспособления, которые носят название – универсальное зарядное устройство для аккумуляторов лягушка. Прибор называется так из-за внешнего сходства (конструкцией предусмотрена своего рода прищепка, с помощью которой крепится АКБ).

ЗУ типа «Лягушка»

Особенность данного вида аппаратов – ограничение по типу батарей (только литиевые, которые обычно применяются в телефонах и некоторой мелкогабаритной технике). Такое зарядное устройство питается от сети 220В.

Чтобы подключить этот прибор, достаточно подсоединить его к источнику питания, а с другой стороны посредством своеобразной прищепки закрепить АКБ, для чего предусмотрены два подвижных «усика». Такая конструкция создана с целью обеспечения возможности подключать аккумуляторы с разным количеством контактных площадок (от 2 до 4). Каждый из «усиков» подключается к «+» и «-» АКБ. Также предусмотрена световая индикация, позволяющая контролировать процесс заряда батареи.

3 Сонар УЗП-210

Современная система с импульсным преобразователем напряжения, облачённая в корпус эха 90-х годов. Модель настолько практичная, что первым достоинством можно назвать простое и понятное ручное управление. Остальные манипуляции попросту излишни: Сонар УЗП-210 делает всё сам, в автоматическом режиме. Это наглядный пример сочетания двух концептуально различных способов управления, который даёт прекрасные результаты. Режимов зарядки два – с максимальными 12 А или 6 А для разных типов аккумуляторов. Зарядка протекает по классическому сценарию автоматического метода: быстрая подзарядка, выравнивание подачи тока до стандартного значения, по мере насыщения аккумулятора переход в буферный режим и стабилизация напряжения на уровне насыщения.

Достоинства:

  • внушительный кратковременный пусковой ток (200 А в течение одной-двух секунд);
  • компактность;
  • автоматическая зарядка с настраиваемыми вручную параметрами.

Недостатки:

не обнаружены.

На вооружении

  • Алжир Алжир: 100 ЗУ-23, по состоянию на 2017 год.
  • Ангола Ангола: некоторое количество ЗУ-23-2, по состоянию на 2017 год.
  • Армения Армения: некоторое количество ЗУ-23-2, по состоянию на 2017 год.
  • Болгария Болгария: некоторое количество ЗУ-23, по состоянию на 2007 год.
  • Босния и Герцеговина Босния и Герцеговина: 29 ЗУ-23, по состоянию на 2017 год. 19 ЗУ-23-2, по состоянию на 2007 год.
  • Бурунди Бурунди: некоторое количество ЗУ-23, по состоянию на 2017 год.
  • Венесуэла Венесуэла: 200 ЗУ-23-2, по состоянию на 2017 год.
  • Джибути Джибути: 5 ЗУ-23, по состоянию на 2017 год. 5 ЗУ-23-2, по состоянию на 2007 год.
  • Египет Египет: 200 ЗУ-23-2, по состоянию на 2017 год.
  • Габон Габон: 24 ЗУ-23-2, по состоянию на 2017 год.
  • Гана Гана: 4 ЗУ-23-2, по состоянию на 2017 год.
  • Гвинея-Бисау Гвинея-Бисау: 18 ЗУ-23, по состоянию на 2017 год. 18 ЗУ-23-2, по состоянию на 2007 год.
  • Греция Греция: 523 ЗУ-23-2, по состоянию на 2017 год (306 из них получены безвозмездно от правительства ФРГ из арсеналов бывшей ННА ГДР после её расформирования).
  • Зимбабве Зимбабве: 45 ЗУ-23, по состоянию на 2017 год. 45 ЗУ-23-2, по состоянию на 2007 год.
  • Израиль Израиль: 150 ЗУ-23-2, по состоянию на 2017 год. некоторое количество на вооружении ВВС, по состоянию на 2007 год. 50 ЗУ-23-2, по состоянию на 1994 год.
  • Индия Индия: >320 ЗУ-23-2, по состоянию на 2017 год.
  • Ирак Ирак: некоторое количество ЗУ-23-2, по состоянию на 2017 год. некоторое количество в составе армии, по состоянию на 2015 год.
Иракский Курдистан Иракский Курдистан: 5 ЗУ-23-2, поставлены в марте 2016 года.
  • Иран Иран: >300 ЗУ-23-2, по состоянию на 2017 год. ~ 300 единиц на 2016 год; имеется собственное производство ЗУ-23-2.
  • Кабо-Верде Кабо-Верде: 12 ЗУ-23, по состоянию на 2017 год. 12 ЗУ-23-2, по состоянию на 2007 год.
  • КНДР КНДР: некоторое количество ЗУ-23, по состоянию на 2017 год.
  • Кот-д’Ивуар Кот-д’Ивуар: некоторое количество ЗУ-23-2, по состоянию на 2017 год.
  • Куба Куба: некоторое количество ЗУ-23, по состоянию на 2017 год.
  • Лаос Лаос: некоторое количество ЗУ-23, по состоянию на 2017 год.
  • Ливан Ливан: 57 ЗУ-23-2, по состоянию на 2017 год.
  • Ливия Ливия: некоторое количество ЗУ-23-2, по состоянию на 2017 год.
  • Мавритания Мавритания: 20 ЗУ-23-2, по состоянию на 2017 год.
  • Марокко Марокко: 75-90 ЗУ-23-2, по состоянию на 2017 год.
  • Мозамбик Мозамбик: 120 ЗУ-23-2, по состоянию на 2017 год.
  • Молдавия Молдавия: 28 ЗУ-23, по состоянию на 2017 год. 26 ЗУ-23-2, по состоянию на 2007 год.
  • Монголия Монголия: некоторое количество ЗУ-23, по состоянию на 2017 год.
  • Нигерия Нигерия: некоторое количество ЗУ-23, по состоянию на 2017 год.
  • Никарагуа Никарагуа: 18 ЗУ-23, по состоянию на 2017 год. 18 ЗУ-23-2, по состоянию на 2007 год.
  • Оман Оман: 4 ЗУ-23-2, по состоянию на 2017 год.
  • Перу Перу: 80 ЗУ-23-2 и 50 ЗУ-23, по состоянию на 2017 год.
  • Польша Польша: 252 ЗУ-23-2 и 72 ZUR-23-2KG/PG, по состоянию на 2017 год.
  • Россия Россия.
  • Сирия Сирия: некоторое количество ЗУ-23-2, по состоянию на 2017 год. 600 ЗУ-23-2, по состоянию на 2007 год.
  • Судан Судан: 50 ЗУ-23-2, по состоянию на 2017 год.
  • Танзания Танзания: 40 ЗУ-23, по состоянию на 2017 год. 40 ЗУ-23-2 в составе ВВС, по состоянию на 2007 год.
  • Украина Украина: некоторое количество ЗУ-23-2, по состоянию на 2017 год.
  • Финляндия Финляндия: некоторое количество ЗУ-23-2, по состоянию на 2017 год.
  • Чад Чад: некоторое количество ЗУ-23, по состоянию на 2017 год.
  • Эритрея Эритрея: некоторое количество ЗУ-23, по состоянию на 2017 год.
  • Эквадор Эквадор: 34 ЗУ-23, по состоянию на 2017 год. 34 ЗУ-23-2, по состоянию на 2007 год.
  • Эстония Эстония
  • Эфиопия Эфиопия: некоторое количество ЗУ-23, по состоянию на 2017 год.
  • Южный Судан Южный Судан: некоторое количество ЗУ-23-2, по состоянию на 2017 год.

Бывшие операторы

  • Азербайджан Азербайджан: некоторое количество по состоянию на 2007 год.
  • Афганистан Афганистан: некоторое количество, по состоянию на 2007 год.
  • Белоруссия Белоруссия: некоторое количество
  • Вьетнам Вьетнам: некоторое количество ЗУ-23-2 стоят на вооружении ПВО сторожевых кораблей проекта 159А[источник не указан 2687 дней]
  • Йемен Йемен: 100 ЗУ-23-2, по состоянию на 2007 год.
  • Китай Китай: некоторое количество, по состоянию на 2007 год.
  • ПМР ПМР

ЗУ-23/30 М1-3

ИП

Если лишнего ИБП под рукой нет, то для ИП ЗУ нужно искать трансформатор на железе, его собственная постоянная времени (электрическая инерция) больше таковой АКБ, что очень хорошо по безопасности пользования. «Лепить» самодельный ИБП ни в коем случае не надо, его постоянная времени по выходу на 2 порядка меньше, чем у АКБ. Самодельный ИБП для ЗУ без сложных встроенных схем защиты способен стать причиной разного рода нештатных ситуаций. Помните – кипение электролита это туман и брызги крепкой ядовитой кислоты! А если АКБ с герметичными банками, то возможен и ее взрыв!

ИП ЗУ состоит из понижающего трансформатора и выпрямителя. Сглаживающий фильтр для зарядки АКБ не нужен. Трансформатор ИП ЗУ рекомендуют искать силовой с накальными обмотками от старых ламповых телевизоров – ТС-130, ТС-180, ТС-220, ТС-270. По мощности они годятся с избытком, но, во-первых, от влаги никак не защищены, в гараже могут и не перезимовать. Во-вторых, специалисты по вторичным металлам прекрасно знают, сколько выручки дает ТС, и найти их становится все труднее.

Понижающие трансформаторы типов ТП и ТПП

Если нет желания и/или возможности рассчитать и намотать трансформатор самому, для ИП ЗУ лучше будет купить трансформатор ТП или ТПП, они дешевле, чем ИБП б/у. Мощность – от 50 Вт, ее указывают последние 2 цифры в обозначении типономинала, напр. ТПП 36-220-80. 3 цифры в середине – рабочее напряжение первичной обмотки, а первые 2 или 3 кодируют количество и напряжение вторичных обмоток, оно 6,3 или 12,6 В на обмотку. Предпочтение следует отдавать трансформаторам в паровлагозащищенном исполнении («зеленым», слева на рис.), они способны неограниченно долгое время работать в атмосфере с влажностью 100% и примесями химически агрессивных паров. Трансформатор с обмотками на каркасе из плавкого пластика (справа) – вариант на самый крайний случай. Такие не рассчитаны на эксплуатацию в условиях ЗУ: работу свыше 50% времени использования на полной мощности с систематическими перегрузками по току. Вдруг берете такой, его мощность нужна от 120 Вт.

Типовые схемы соединения обмоток ТП и ТПП на 12,6 В под выпрямление мостом или двухполупериодное со средней точкой даны на рис. слева и справа:

Схемы соединения обмоток типовых трансформаторов питания

У конкретного экземпляра они могут отличаться, т.к. производители вправе произвольно менять разводку выводов по ТУ заказчика. Остатки идут в продажу, а выпуск особо популярного типономинала может быть продолжен для рынка. Поэтому, приобретая ТП или ТПП, сверяйтесь со спецификацией к нему; если ее нет, придется вызванивать обмотки. Общие правила разводки выводов и соединения обмоток ТП/ТПП такие:

  1. Сетевые (первичные) обмотки выводятся на первые номера.
  2. Межобмоточные экраны выводятся на последние номера.
  3. Для соединения обмоток в параллель нечетные выводы соединяются с нечетными; четные – с четными.
  4. Для последовательного соединения обмоток нечетные выводы соединяются с четными.

Вариант подешевле – присмотреть на железном базаре старый накальный трансформатор ТН; система обозначений аналогична ТП/ТПП. «Кладоискатели» до ТНов не охочи: возни с разборкой много, медяшки мало. Типовая схема включения ТН для ЗУ дана на врезке в центре рис. Переключать, для повышения выходного напряжения, нижний по схеме диод с вывода 15 на 16 нельзя, нарушится симметрия обмоток!

Выпрямитель Шоттки

Выходные напряжения на схемах выше даны для входного (сетевого) 220 В. Если оно упадет, пойдет недозаряд. Вместе с тем, поскольку АКБ на заряд от внешнего ЗУ ставят холодной, остается некоторый запас на увеличение напряжения заряда; его возможно использовать полностью, если ЗУ с защитой. В таком случае выпрямитель нужно делать со средней точкой на сборке диодов Шоттки – выходное напряжение увеличится прим. на 0,6 В.

Современные диоды Шоттки с платиновым барьером для использования в ЗУ АКБ вполне пригодны, см. спецификацию на рис.:

Спецификация на сборку диодов Шоттки для выпрямителя зарядного устройства автоаккумулятора

Кроме того, на сборку из пары диодов Шоттки нужен радиатор от 50 кв. см, а каждому обычному, с p-n переходом, на ток до 10 А – от 100 кв. см. Брать сборки Шоттки нужно с максимальным обратным напряжением от 35 В и пиковым прямым током от 30 А, т.к. в схеме выпрямителя со средней точкой соотв. величины достигают 1,7 амплитудного значения напряжения вторичной обмотки и 2,4 выпрямленного тока (31 В и 24 А при 12,6 В и 10 А; начальный пиковый ток заряда полностью разряженной АКБ на 60 А/ч – 10 А).

Производство и экспорт

Расчёт ЗУ-23-2 из Отдельной дивизии оперативного назначения на комплексных занятиях подразделений оперативного и специального назначения приуроченных ко Дню внутренних войск МВД РФ.

Производство данной зенитной установки осуществлялось СССР, а затем целым рядом стран, в том числе Египтом, Ираном, КНР (только на экспорт), Чехией, Словакией, Болгарией и Финляндией.

В Советском Союзе производство установки было налажено следующими предприятиями военной промышленности:

  • Завод № 525, Куйбышев
  • Завод № 535, Тула

Производство 23-мм снарядов велось:

  • Завод № 184, Зеленодольск, ТатАССР
  • Завод № 398, Дзержинск, Горьковская обл.

В социалистических странах и странах соцориентации производство было налажено следующими предприятиями:

Тарнувский механический завод, Тарнув, ПНР

Заводы Северной промышленной корпорации, КНР

  • 23-мм спаренная зенитная установка Тип 80 (точная копия)
  • 25-мм спаренная зенитная установка Тип 87 под 25-мм снаряд Oerlikon (модификация)

Производство 23-мм боеприпасов ЗУ-23-2 в разное время осуществлялось Египтом, Ираном, Израилем, Францией, Финляндией, Нидерландами, Швейцарией, Болгарией, Югославией и ЮАР.

править Захват власти

После 505 года Юсуфу Зу-Нувасу, удалось свергнуть христианского царя Марсадилана Йануфа и в первый раз овладеть престолом. Начались преследования христиан. Получив известия об этом, эфиопский (аксумский) царь Калеб (Элла-Асбаха) отправил в Южную Аравию войско во главе с Хайваном, изгнал Юсуфа и поставил на троне Маадикариба Иафура, власть которого прекратилась после ухода аксумских войск и не позднее осени 516 года, вероятно, в результате восстания ранее свергнутого Юсуфа.

По рассказу Табари, ставленник эфиопов Маадикариб (Каниа Януф Ду-Шанатир или Ханиах Януф Зу Шантир) был узурпатором, не принадлежавший к царскому роду, при этом продажным царём, при котором фактическая власть в стране принадлежала аксумскому военному наместнику. Предание гласит, что царь приглашал законных претендентов на престол к себе на пир и убивал их, дабы устранить конкурентов. Однажды царь пригласил к себе на пир Зуру бен Заида — человека деятельного, известного своим умом и мужеством, который впоследствии, приняв иудаизм, прославился как Юсуф Ду-Нувас. Ду-Нувас понял, что Маадикариб задумал убить его, и спрятал у себя в сапоге острый нож. В разгар пира он выхватил нож и убил царя. В благодарности за убийство Маадикариба племена Йемена якобы провозгласили Ду-Нуваса своим царём.

Таким образом, во второй раз Юсуф пришёл к власти сместив «узурпатора» и «эфиопского ставленника» Маадикариба, который был убит. Это было видимо в сентябре-октябре 516 года.

Как видно из надписей полководца Юсуфа, Шарахила Иакбула, воцарение (второе?) Юсуфа должно было произойти, очевидно, осенью или зимой 516 года, когда, возможно, вспыхнули первые антихристианские волнения, инспирируемые Зу-Нувасом, и в Зафаре (Дафаре; Тафаре) был побит камнями Павел, епископ Наджрана.

Рейтинг зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов

Чтобы вам было проще приобрести такое полезное устройство, как ЗУ для автомобильного аккумулятора, мы подобрали Топ-5 наиболее надежных и фунциональных зарядок, это, несомненно лучшие зарядные устройства для автомобильных аккумуляторов 2018-2019 гг.

TELWIN NEVADA 15 110Вт 12/24В 9/4.5А 2.5кг

Это относительно недорогое зарядное устройство от проверенного производителя, специализирующегося именно на разработке пуско-зарядной техники. ЗУ выдает ток от 4,5 до 9А и может работать в двух режимах напряжения: 12 и 24 вольта, подходя таким образом и для легкового, и для грузового автомобилей. Кроме того, девайс защищен производителем от перегрузок и того, что будущий хозяин перепутает полярность клемм.

Стоимость этого устройства составляет 4,5 тыс. рублей.

Battery Service Expert PL-C010P

Немного более дорогое зарядное устройство — Battery Service Expert PL-C010P отличается простотой и универсальностью. Главная особенность здесь — возможность выбора максимального зарядного тока, таким образом разрешая дискуссию о том, как лучше заряжать аккумулятор: постоянно регулируя ток вручную или же положившись на автоматику. Здесь вы можете выбрать любой режим. ЗУ дает возможность выставить разные значения зарядного тока: 2,5, 6 и 10 А. При этом для каждого из значений предусмотрены автоматические программы: восстановление, объемный заряд, абсорбция заряда, режим хранения и циклы для батарей AGM, зарядка в мороз. Благодаря такой гибкости достигается широкий емкостей аккумуляторов – от 5 А·ч до 230 А·ч.

Стоимость такого зарядного устройства стартует от 7 тыс. рублей.

Bosch C3

Это устройство — также от проверенного производителя, хоть и собрано в Китае, но не обманывает ожиданий. Bosch C3 заряжает АКБ с максимальным током 3,8 А, при этом емкость заряжаемых аккумуляторов может составлять от 1,2–120 А·ч.

Производитель предлагает несколько автоматических режимов работы устройства.
Сюда входят режим заряда батареи 6 В. Заряд производится током 0,8 А до напряжения на клеммах 7,2 В; режим заряда аккумулятора небольшой емкости (до 14 А·ч). Заряд производится током 0,8 А до напряжения на клеммах 14,4 В, а также режим заряда батарей большой емкости (свыше 14 А·ч), заряд холодной батареи или батареи AGM. Кроме того, имеются режимы импульсного заряда и постоянного подзаряда, которое включается после окончания режима заряда.
К минусам этого устройства относится лишь то, что оно не может все же зарядить глубоко разряженный аккумулятор.
Стоимость устройства составляет около 3,5 тыс. рублей

«Автоэлектрика» Т-1051

Это исключительное в своем роде ЗУ, полностью разработанное и собранное в России. Оно и внешне отличается от прочих, имея свою логику работы, оригинальную конструкцию и даже цвет.Максимальный зарядный ток здесь составляет 9 А, минимальный – 0,1 А. Емкости АКБ, с которыми может работать данная модель, – от 6 до 240 А·ч. Для всех режимов работы используется технология заряда, называемая «4П» (процедура последовательных пропорциональных приращений). Устройство умеет работать в трех режимах: нормальный заряд батареи 12В, ускоренный заряд и режим реанимации. Если говорить о защиты, то производитель предусмотрел здесь переполюсовку и КЗ. К минусам здесь смело можно отнести эргономику и металлический корпус, все же такое решение — прошлый век, а также то, что ЗУ надопо икончании заряда отключать от аккумулятора. К плюсам, бесспорно, относится способность поднять аккумулятор из глубокого разряда.
Стоимость этой зарядки составляет около 4 тыс. рублей.

Это устройство просто необходимо для автолюбителя, который много ездит зимой.

Фото: компании-производители, pixabay

Боеприпасы

23-мм учебный патрон

В боекомплект российских ЗУ-23-2 и ЗСУ-23-4 «Шилка» входят 23-мм патроны со снарядами только двух типов — БЗТ и ОФЗТ (ОФЗ). Бронебойно-зажигательно-трассирующий снаряд БЗТ цельнокорпусной с полусферической головной частью и стальным баллистическим наконечником, массой 190 г, в донной части содержат вещество для трассирования и в головной — зажигательный состав. Осколочно-фугасные снаряды ОФЗТ массой 188,5 г укомплектованы головным взрывателем В19УК (ранее — МГ-25) с самоликвидатором и максимальным временем срабатывания 11 сек. Метательный заряд у обоих снарядов одинаковый — 77 г пороха марки 5/7 ЦФЛ. Масса патрона 450 г. Баллистические данные обоих снарядов одинаковы — начальная скорость 980 м/с, табличный потолок 1500 м, дальность табличная 2000 м.
В настоящее время ОФЗТ снаряды практически не используются из-за сравнительно низкой эффективности. Повсеместно применяется следующая схема снаряжения ленты: 4 ОФЗ — 1 БЗТ. Капризный взрыватель МГ-25 у снаряда ОФЗ заменён на всепогодный В-19УК, который, при той же чувствительности срабатывания по твёрдым преградам (плотный картон, дерево, дюралюминий, сталь и т. п.), не детонирует при столкновении с каплями дождя и имеет лучшую влагозащищённость.

Ещё до распада СССР, рядом стран осуществлена разработка и промышленный выпуск собственных усовершенствованных боеприпасов для ЗУ-23-2, в первую очередь, боеприпасов бронебойного действия. Известны 23-мм патроны с бронебойным подкалиберным снарядом (БПС), сердечник твёрдосплавный, фирм Sako (Финляндия) и Denel (ЮАР). Фирмы Oerlikon (Швейцария) и ZM Mesko (Польша) освоили выпуск БПС с отделяемым поддоном и тяжёлосплавным (вольфрамовым) сердечником типов APDS, FAPDS-T и APFSDS. Судя по характеристикам снарядов и типам используемых при испытаниях бронепреград, польские боеприпасы APDS и APFSDS предназначены для поражения в лобовой проекции российской БМП-3 и её модификаций с усиленной защитой.


Основные патроны бронебойного действия в калибре 23х152 мм

Тип, обозначение патрона Масса патрона, г Масса снаряда, г Масса заряда, г Начальная скорость, м/с Бронепробитие мм/град/м
БЗТ, СССР 450 190 78 5/7 Цфл 970 25/0/500 15/30/1000
БПС (APHC-T), Финляндия 454 195 75НЦ одноосновный 970 40/0/500
БПТС (FAPDS-T), Болгария 410 145 прибл. 82 1100 20/60/1000
БПТС (APDS-T), Польша 430 130 1170 10+20/45/1000
БОПТС (APFSDS-T), Польша 370 103 прибл. 84 S 102-02 1220 10+30/45/1000
БПТС (FAPDS-T), Швейцария 430 150 —НЦ одноосновный 1180 23/60/1000 14/60/2000

Примечания к таблице:
Начальные скорости снарядов при стрельбе из оружия с длиной ствола 1880 мм.
БПТС (FAPDS-T) фирмы Arsenal (Болгария) выполнен по технологии изготовления пластикового поддона литьём под давлением по месту, разработанной Oerlikon Contraves (в настоящее время Rheinmetall Waffe und Munition).
НЦ — нитроцеллюлозный порох одноосновный.
Массы метательного заряда FAPDS-T (Болгария) и APFSDS-T ZM MESKO (Польша) определены расчётом.
Порох семиканальный S 102-02 производства Чехии.
Угол (град) от нормали к поверхности брони.
Разнесённые бронепреграды 10+20 и 10+30 с воздушным промежутком 60 мм между ними.
APHC-T = Armor Piercing Hard Core with Tracer = БПС с твёрдым сердечником.
APDS-T = Armor Piercing Discarding Sabot with Tracer = БПС с отделяемым поддоном.
FAPDS-T = Frangible Armor Piercing Discarding Sabot with Tracer = БПС с повышенным заброневым (запреградным) осколочным действием. Эффективен, в том числе, по воздушным целям.
APFSDS-T = Armor Piercing Fin Stabilised Discarding Sabot with Tracer = БОПСТ.

3 SMART-POWER SP-25N Professional

Один из представителей немногочисленной когорты зарядных устройств, работающих не только с 12-вольтовыми, но и с 24-вольтовыми аккумуляторами. Несмотря на свои неказистые габариты, это довольно мощное устройство, способное заряжать электролитные батареи в реалиях промышленного масштаба. Если проследить тенденцию покупок, то становится ясно, что для личного пользования прибор покупают примерно 20% потребителей, в то время как остальные – это представители сервисных центров, станций ремонта и технического обслуживания автомобилей. Однако, высокое качество сборки и охватываемый рабочий диапазон значительно добавляют SMART-POWER SP-25N Professional в цене, за счёт чего бюджетные пользователи отсеиваются уже на стадии беглого выбора.

Тем не менее, состоявшиеся владельцы довольны работой зарядного устройства

Особе внимание в отзывах уделяется влагостойкости корпуса и наличию информационного дисплея, наглядно отражающего протекающие процессы заряда. Высоко оценивается качество сборки и надежность комплектующих деталей – прибор может работать практически без остановок, делая небольшие перерывы лишь на подключение к другому аккумулятору

Режимы восстановления батарей после глубокого разряда полностью оправдывают стоимость этого оборудования.

Изготовление автомобильного зарядного устройства

На самом деле, сделать своими руками зарядное устройство не так уж и сложно. Например, существует самая примитивная схема, для которой достаточно иметь один обогреватель и мощный диод.  Все это последовательно присоединяется к аккумулятору, и через 10-15 часов он полностью заряжен. Единственный и самый большой недостаток – низкий КПД. Расход электричества достигает 10-15 кВт.

Схема зарядного устройства

Представленная схема подойдет даже радиолюбителям-самоучкам, которые никогда не сталкивались с какими-либо сложными электросхемами. В ее основе лежит трансформатор с мощностью 200-300 Ватт. Идеально подойдет и трансформатор от всеми любимого лампового телевизора. Если такого не имеется, то приобрести отдельную деталь можно за копейки. На сердечнике подобных элементов находятся две обмотки, рассчитанные на 6-7 В напряжения и 10 А силы тока. Для достижения требуемых 12-24 В на выходе, нужно подсоединить обмотки последовательно. Сечение обмоточного провода составляет 0,5 мм и содержит 500 витков. При наматывании нельзя оставлять пустоты между витками: каждый последующий должен плотно прилегать к предыдущему.

Изоляция ставится через каждые 100 витков. Сечение провода для вторичной обмотки составляет 1,5-3 мм. При частоте в 50 Гц  4-5 витков выдают 1 В. То есть для получения 18 В нужно примерно 90 витков.

Пример сборки

С «трансформаторным» этапом закончили. Впереди самое интересное – электронная часть нашего зарядного устройства. Здесь нам понадобится диод высокой мощности. Хорошо подойдет генераторный диод автомобиля – он сможет обеспечивать достаточную для работы нагрузку. Но придется подумать и о системе охлаждения. Ведь перегрев диода нужно полностью исключить. Во избежание этого, нужно позаботиться о хорошей циркуляции воздуха внутри конечного устройства. Например, можно оставить специальные вентиляционные отверстия и всю систему обдувать при помощи куллера.  Но об этом чуть позже.

Немного о выборе транзистора

Идеальным вариантом будет модель КТ819, но обратите внимание, чтобы корпус был металлическим. Если данной модели вы не нашли, то можно поставить КТ814, но это только в крайних случаях

Лучше поискать КТ819. Данный элемент также устанавливаем на радиатор.

Наличие переменного резистора должно обеспечивать необходимое для работы сопротивление в 150 Ом и рабочую мощность в 5 Вт. Всем требуемым характеристикам полностью соответствует модель КУ202Н. Если такую не нашли, то можно подобрать и другой вариант, но с такими же параметрами. Резистор будет отвечать за регулировку напряжения на конце схемы. От этого будет зависеть интенсивность заряда аккумулятора (быстрая – 18 В, средняя – 16 В, размеренная – 14 В).

КУ202Н

Теперь вернемся к вопросу о кулере. Для данной схемы идеально подойдет кулер, снятый с блока питания компьютера. Он подключается к выходу зарядного устройства. Это позволит варьировать его работу в зависимости от интенсивности заряда. Он должен будет охлаждать алюминиевую обмотку и диод. Поэтому размещать его надо так, чтобы основной поток воздуха был направлен именно к этим элементам.

Для более наглядного наблюдения за зарядкой можно включить в систему апмер- и вольтметр. Все элементы нужно поместить в корпус. Для этого подойдет почти любая металлическая коробка с достаточными размерами. Идеально впишутся корпуса от различных стабилизаторов напряжения. Помимо симпатичного внешнего вида, он обеспечивает бесшумную работу. Итак, способ, как сделать пуско-зарядное устройство своими руками, рассмотрен.

Подобных схем и инструкций в интернете просто предостаточно. В основном, все они работают по выше описанному принципу. Отличаются лишь используемые детали и входные показатели, которые в конечном итоге сводятся к требуемым нормам (для зарядки аккумулятора). Поэтому принципиальных отличий от данного метода Вы не найдете. Возможна добавка дополнительных элементов для более точного контроля и регулировки. Используя изготовленное автомобильное зарядное устройство своими руками, не стоит забывать про правила безопасности и эксплуатации.

Боевое применение

Техничка сил ПНС Ливии, 11 октября 2011 года

  • Вооружённые силы СССР: В период Афганской войны широко применялось советскими войсками как средство огневого прикрытия при проводке автоколонн как (в варианте установки на грузовые автомобили ЗИЛ-130, ЗИЛ-131 или Урал-4320, КамАЗ). Их использование первыми начали в 159 одсбр, в связи с отсутствием в штатном расписании отдельной дорожно-строительной бригады бронетранспортёров, подразделений охраны, трудностями по согласованию выделения мотострелковых подразделений для охраны автомобильных колонн бригады. Позже для этой цели были перепрофилированы штатные зенитно-артиллерийские подразделения в составе всех полков и бригад ОКСВА, для которых не нашлось вражеских воздушных целей. Мобильность зенитного орудия установленного на грузовом автомобиле, вкупе с возможностью стрельбы на больших углах возвышения, оказалась эффективным средством для отражения нападений на автоколонны в условиях горной местности Афганистана. В редких случаях ЗУ-23-2 для тех же целей устанавливался также на МТ-ЛБ.
  • Вооружённые силы России: Во время всех военных кампаний Российской Федерации конца двадцатого века активно применялась для поражения наземных целей. Максимальное распространение орудие получило как средство огневой поддержки сухопутных подразделений (для частей ВДВ в варианте артустановки «Скрежет» на базе гусеничного БТР-Д индекс БТР-ЗД, в ряде источников упоминается как ЗСУ-23-2).
  • Вооружённые силы Вьетнама: Применялись во время Вьетнамской войны войсками ДРВ (Северный Вьетнам).
  • Вооружённые силы Ирана: Применялись во время ирано-иракской войны
  • Незаконные вооружённые формирования на территории Чеченской Республики: Применялись во время чеченского конфликта.
  • Вооружённые силы Ливии: самодельные ЗСУ на базе пикапов использовались в гражданской войне
  • Вооружённые силы Украины: Установки ЗУ-23-2 используются ВС Украины и Национальной гвардией.
  • Вооружённые силы Сирии: ЗУ-23-2 используются в боевых действиях.

Боевая эффективность

Зенитная установка ЗУ-23-2 преимущественно применяется против пехоты, авиации и легкобронированной бронетехники, хотя известны эпизоды её удачного применения против танков. Например, во время войны в Нигерии в 2015-2018 годах боевики с помощью ЗУ-23-2 установленных на джипах уничтожали танки «Виккерс» правительственной армии. Только не известна проекция танков куда вёлся огонь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *