События и новости

11 и 12 марта 2009 года проходила работа ежегодного совещания дилеров и дистрибуторов запасных частей товаропроводящей сети ОАО ЗМЗ

13.03.2009

В течение двух дней, 11 и 12 марта, проходила работа ежегодного совещания дилеров и дистрибуторов запасных частей товаропроводящей сети (ТПС) ОАО «ЗМЗ». На нем были подведены итоги за прошедший годовой период и обозначены задачи и цели на текущий.

Формат таких деловых встреч, когда дилеры получают возможность напрямую пообщаться с топ-менеджментом предприятия, включая исполнительного директора, узнать о планах работы завода и перспективных проектах, получить ответы на все проблемные вопросы, давно зарекомендовал себя. Поэтому ежегодно совещание собирает представителей дилерских организаций ТПС ОАО «ЗМЗ» не только изо всех регионов России, но стран СНГ и дальнего зарубежья.

На сей раз в его работе приняли участие более 100 человек, в том числе руководители станций технического обслуживания, имеющих договор по гарантии с ЗМЗ.

Как заявил руководитель департамента продажи автокомпонентов Александр Лбов, «в соответствии с решением задачи по расширению и укреплению позиций на рынке автокомпонентов ОАО «ЗМЗ» активно реализовывало в 2008 году стратегию «Двойной ресурс» – бескомпромиссное качество».

В рамках стратегии комплексно внедрялись мероприятия, охватывающие сферу от работы по улучшению качества деталей собственного производства и обязательному проведению испытаний допускаемого в ассортимент закупаемого продукта, продаваемого мод маркой «Двойной ресурс», до расширения фирменной сервисной сети «ЗМЗ- Двойной ресурс» и развития продаж автокомпонентов через сервисные станции. Что в итоге позволило увеличить в 2008 г. выручку от продаж на вторичном рынке к факту 2007 г. на 20, 0 млн. руб. и выйти на результат 3 млрд. 857 млн. руб.

С положительной динамикой выполнены показатели и по продажам на экспорт – рост 11,8%. При этом объемы продаж в страны СНГ увеличились к факту 2007 года на 8%, в том числе в Белоруссию и Болгарию — в 2 раза, Туркменистан – в 3,5 раза, Азербайджан – на 25%.

Эффективно реализовывались и проекты по поставкам двигателей ЗМЗ для модернизации парка «УАЗов» и комплектации «ГАЗиков», эксплуатируемых в странах дальнего зарубежья, в первую очередь, Кубе и Сирии. Рост продаж составил 45%.

Не менее успешно была выполнена задача по реализации моторных масел под маркой ЗМЗ для выпускаемых предприятием бензиновых двигателей. Суммарный итог продаж масел за 2008 г. превысил факт 2007 года в 2 раза — до 23,0 млн. руб.

Что касается задач на 2009 год, то в числе основных, несмотря на непростую экономическую обстановку, обозначены такие приоритеты, как увеличение объемов продаж на вторичном рынке на 18%, укрепление и развитие дилерской сети и СТО, обслуживающих двигатели ЗМЗ.

Кстати, работа уже началась. На 1 января 2009 года уже заключено 56 контрактов на поставку продукции, аттестовано 819 организаций субдилеров.

В рамках антикризисных мер для нижегородских и московских дилеров введена отсрочка платежей под банковскую гарантию, упрощена процедура доставки, введена продукция эконом-класса.

И есть уверенность, что поставленные цели будут достигнуты, о чем свидетельствуют и комментарии дилеров. Евгений Яковлев (Торговый Дом «Мотор» г. Новосибирск): «С ЗМЗ мы – партнеры, работаем около 10 лет. Планы на 2009 год, который будет достаточно сложный, амбициозные, планируется рост на 18%. И мы готовы помочь заводу. Хотя руководство ЗМЗ могло нам диктовать свои условия, но диктата – нет. Есть понимание и партнерские отношения». Сергей Беспалов (Н.Новгород) – наше сотрудничество с ЗМЗ позволило нам развиться, получить статус дилера и с помощью требований маркетинга выстроить свою субдилерскую сеть, которая находится в различных регионах Российской Федерации, география очень большая. Встречи такие всегда полезны. Руководство завода дает нам четкое понимание, как можно спланировать работу, чтобы не допустить ошибок, грамотно спланировать экономику. Федор Решетников (г. Волгоград) — самое благоприятное впечатление от работы с ЗМЗ. На все наши обращения мы получаем ответы, разъяснения, наши замечания учитываются.

Те вопросы, которые поднимались на совещании по скидкам, по новым условиям, расширению номенклатуры покупной продукции, уверен, дадут результат. По крайней мере, мы на этот год ставим такие же задачи — выйти с увеличением».

Награды лучшим. На совещании были награждены лучшие дилеры за большой вклад в продвижение продукции ЗМЗ на российском и зарубежных рынках в 2008 году.

Почетными знаками с присвоением звания «Надежный партнер ОАО «ЗМЗ», а также Почетными Дипломами в номинации «За активное продвижение продукции ОАО «ЗМЗ» были награждены 67 дилерских организаций.

« назад

Техническая характеристика двигателя и его систем

Двигатель бензиновый, 4-цилиндровый, 4-х тактный, рядный, с комплексной микропроцессорной системой управления впрыском топлива, зажиганием и впуском воздуха

Диаметр цилиндра и ход поршня, мм 95,5 х 94

Рабочий объем цилиндров, см3 2693

Степень сжатия 9,0

Порядок работы цилиндров 1-3-4-2

Направление вращения коленчатого вала (со стороны шкива) правое

Номинальная мощность при частоте вращения 4500±50 мин-1 брутто по ГОСТ 14846, кВт (л.с.) — 105 (142,8)

Максимальный крутящий момент при частоте вращения 3900±200 мин-1 брутто по ГОСТ 14846, Нм (кгсм) 230,0 (23,5)

Система питания — Распределённый впрыск топлива электромагнитными форсунками во впускную трубу

Минимальный удельный расход топлива, г/кВтч (г/л.сч) 265,2 (195)

Расход масла на угар, % от расхода топлива 0,3

Масса незаправленного двигателя со сцеплением, кг 190

Воздушный фильтр — С сухим сменным фильтрующим элементом (устанавливается на автомобиле)

Система вентиляции — Закрытая, принудительная, действующая за счет разряжения во впускной трубе

Система смазки — Комбинированная, с автоматическим регулированием температуры масла

Масляный фильтр — Полнопоточный, неразборный, тонкой очистки 2105С-1012005-НК-2

Датчик указателя давления масла — ММ-358

Датчик сигнализатора аварийного давления масла — 30.3829

Система охлаждения — Жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией жидкости

Термостат — двухклапанный, с температурой открытия основного клапана 82±2˚ C ТС 107-05 или ТР2-01 или ТА107-05

Электронная система управления — Управляет подачей воздуха, распределенным впрыском топлива электромагнитными форсунками во впускную трубу и зажиганием

свечи зажигания — DR17YC/A или А14ДВР

Катушки зажигания 406.3705

Электрооборудование — Постоянного тока, однопроводное, отрицательные клеммы источников и потребителей соединены с корпусом двигателя

Номинальное напряжение, В 12

Генератор — со встроенным выпрямительным блоком и регулятором напряжения 9422.3701 или 2502.3771

Стартер с дистанционным электромагнитным включением и редуктором 6012.3708 или 405.3708000 (AZE2154 12V1,9 kWz9 11.131.262)

Датчик сигнализатора перегрева охлаждающей жидкости — терморезисторного типа ТМ111-02

Сцепление — сухое, однодисковое, с диафрагменной нажимной пружиной

Давление в системе смазки на прогретом двигателе в месте установки датчика аварийного давления масла при частоте вращения коленчатого вала на холостом ходу 850±50 мин-1, кПа (кгс/см2), не менее 98 (1,0)

Зазор между электродами свечей зажигания, мм 0,7-0,85

Рабочая температура охлаждающей жидкости, °C 80-90

Минимальная частота вращения коленчатого вала на холостом ходу, мин-1 850±50

Повышенная частота вращения коленчатого вала, мин-1 3150±50

Обобщение

Нового мотора с большим крутящим моментом поклонники марки УАЗ ждали очень давно, и отчасти ЗМЗ 409 эти ожидания оправдал. Конечно, он не оказался именно тем двигателем, которого хотелось, но со своими обязанностями он справляется очень недурно. Хороший крутящий момент, потрясающая ремонтопригодность, надежность, доступность запасных частей — это, безусловно, плюсы двигателя.
Ругают же его за недостаточную эластичность при езде по бездорожью, требовательность к качественным ГСМ (УАЗ теперь хочет 92 бензина и хорошего масла… мыслимое ли дело), обслуживание стало более сложным и более дорогим. Теперь ремонт в поле уже нельзя назвать плевым делом, хотя и невыполнимым не назовешь тоже. Чинятся же.

ЗМЗ 409 более экономичен, более предсказуем и, будучи своевременно обслуживаемым, не требует промежуточных регулировок и подстроек. У него очень хороший потенциал для модернизации (чаще всего, ее первой жертвой становится вся «мишура», связанная с повышением экологичности), широкая унификация с другими моторами линейки.

Безусловно это не идеальный мотор для тяжелого рамного внедорожника, он не совершенно избавлен от детских болезней, однако является достаточно удачным двигателем с хорошим соотношением большинства характеристик и приемлемой ценой. И, несмотря на значительную унификацию с предшественниками, он получился совершенно новым — как по паспортным показателям, так и по характеру.

Тюнинг двигателя ВолгаГазель ЗМЗ-402

Форсирование ЗМЗ 402.

Как форсировать двигатель ЗМЗ 402 правильно и без потери ресурса, для этого нам потребуется увеличить диффузоры карбюратора до 26/30мм, установить распредвал (например ОКБ Двигатель 35) и прямоточный выхлоп равного диаметра по всей длине. Данный тюнинг можно запросто произвести своими руками, мощность двигателя на выходе составит 120-130 л.с. Для повышения эффективности, можно отфрезеровать головку блока цилиндров до высоты 93мм, под увеличение степени сжатия, это даст еще несколько лошадей.
Ставить более злой распредвал и крутить в небеса смысла нет, на ЗМЗ-402 используется тяжелая тракторная поршневая группа, весь плюс уйдет на инерционные потери и трение, данным шагом кроме скорейшего капитального ремонта, ничего не получим. Можно попробовать решить вопрос установкой кованой облегченной поршневой, облегченным коленвалом, отбалансировать и все равно после 6000 об/мин мотор будет сдуваться, благодаря особой конструкции ГБЦ, этот вопрос нерешаем, а покупка ковки совершенно нерационально. 

ЗМЗ-402 Турбо. Компрессор на 402 мотор

 Самый простой способ надуть Волгу, это купить компрессор, например SC-14 и дуть в карбюратор. Усиливать ШПГ не нужно, давление до 0.5-0.7 бар она держит, выхлоп нужно заменить на полностью прямоточный. Данный метод элегантностью исполнения не отличается и поэтому, чтоб получить серьезный эффект, нам нужно переводить мотор на инжектор, менять ШПГ и коленчатый вал на кованые, ставить распредвал, ресивер, компрессор SC-14 или Eaton M90, настраивать все на январе онлайн. Это поедет быстрее 406-го мотора, но стоимость…
Чтоб касается турбины, кроме вышеобозначенного, нам потребуется турбокит либо собирать его самому, варить коллектор под турбину, сама турбина, пайпинги, форсунки 440сс, подбирать валы, выхлоп на 63-76 трубе, нужно обязательно инжектировать двигатель и в конце концов стоимость выльется в 2-3 цены автомобиля. Поэтому турбину на 402 двигатель никто не ставит. Лучший выбор модернизации ЗМЗ 402 это либо атмосферный вариант либо замена на ЗМЗ 406 мотор или 1JZ-GTE.

1JZ на Волгу

Двигатель 1JZ-GE / 1JZ-GTE один из самых распространенных вариантов свапа на Волгу, становится без особых проблем, более того, ГАЗ 3102 с завода выпускались с таким мотором, поэтому это самый оптимальный выбор по модернизации вашего ЗМЗ-402, ищите донора, ищите сервис с опытом таких работ (благо их немало), оформляйте переделку и наслаждайтесь существенно возросшей мощностью, экономичностью, тишиной и надежностью легендарного мотора 1JZ.

РЕЙТИНГ ДВИГАТЕЛЯ: 2+

ДЕСЯТИЛЕТИЕ ОБНОВЛЕНИЯ

1988 год показал, что моторостроители могут добиваться высоких результатов в труде. Наш коллектив успешно выполнил плановые задания, в том числе по выпуску товарной продукции, обеспечив высокий рост производительности труда – 5,8 процента. План по балансовой прибыли выполнен на 125 процентов, что позволило эффективно решать социальную программу.

В 1989 году целый ряд трудовых коллективов завода досрочно завершил выполнение своих плановых заданий и социалистических обязательств. Это коллективы литейного корпуса, литейного цеха №2, цеха лент и вкладышей, инструментального производства, модельно-кокильного цеха, управления станкостроения, транспортного управления, электроремонтного и ремонтно-строительных цехов.

1990 год для завода был очень трудным в вопросах материально-технического обеспечения, обеспечения кадрами, организации производства. Несмотря на это, завод полностью обеспечил работу ГАЗа, ЗЗГТ и ПАЗа, а также РАФа по госзаказу, полностью были выполнены наряд-заказы по экспорту, товарам народного потребления, по кооперативным поставкам.

1991 год был для моторостроителей, как и для всего народного хозяйства страны очень сложным. В этих условиях коллектив смог сохранить порядок на производстве и ответственность перед народом. Все ранее заключенные договорные обязательства были выполнены, благодаря чему наши экономические позиции не были подорваны.

Явлением первой значимости в 1992 году стало изменение статуса моторного завода. На базе государственного предприятия было создано акционерное общество «Заволжский моторный завод». Были сохранены набранные ранее темпы по выпуску двигателей и запасных частей, сохранена от разрушения социальная инфраструктура и создан задел на работу в будущем.

В целом по 1993 году были выполнены все намеченные задачи. Всего изготовлено 456 тыс. двигателей. Этот показатель самый высокий за все годы работы моторного завода. В 1993 году по сравнению с 1992 годом выпуск увеличен на 36 тысяч моторов. Успешно выполнили план и по запасным частям.

1994 год был характерен не только началом стабилизации производства, но и дальнейшим его развитием, освоением новых видов продукции, расширением рынка её сбыта. Удалось сохранить промышленный потенциал и кадры предприятия. Осуществлялась, исходя из возможностей, социальная программа, социальная защита моторостроителей и их семей.

В 1995 году коллективом завода были обеспечены двигателями Горьковский автомобильный завод, другие предприятия отрасли, запасными частями — все запросы села и сферы услуг. Значительно больше планируемого заработали прибыли и вложили в развитие производства, тем самым создали дополнительные мощности для массового производства нового семейства двигателей.

1996 год останется в нашей памяти как год творческого поиска и созидания. Не было допущено снижение объемов производства и продаж продукции, что выгодно отличается от ситуации в нашей стране и Нижегородском регионе. Заслуженное признание получило наше акционерное общество на Всероссийской промышленно-художественной выставке, став победителем конкурса инвестиционных проектов.

В 1997 году производственные показатели были лучшими в течение последних трех лет. Двигателей всего выпущено на 4,8% больше по сравнению с предыдущим годом, на 7% больше изготовлено 4-цилиндровых моторов. Если в 1996 году был выпущен 5881 новый 406-й двигатель, то в 1997 году в ходе освоения конвейерной сборки их выпущено 24015, в том числе 21358 на конвейерах ЦСИД-4. В рейтинге 200 ведущих промышленных предприятий России моторный завод занял престижное 46-е место.

(По страницам газеты «Мотор» 1989-1997 г.г.)

Модификации и применяемость

К настоящему моменту ЗМЗ 409 — очень распространенный силовой агрегат. Основным его потребителем является ОАО УАЗ, наряду с другими двигателями устанавливающее его на всю линейку своих автомобилей:
УАЗ Барс;
УАЗ с вагонной компоновкой «Буханка»;
УАЗ 3163 «Патриот»;
УАЗ 3164 «Патриот» Спорт»;
УАЗ Хантер;
УАЗ 31632 «Пикап»;
УАЗ «Карго»;
УАЗ 3162 «Симбир»;
Кроме того, умельцами мотор успешно монтируется на автомобили ГАЗель.

За свою не такую уж и долгую, по меркам ЗМЗ, конвейерную жизнь, двигатель пережил достаточно много мелких и несколько серьезных модернизаций, в основном, направленных на устранение детских болезней и улучшение потребительских качеств. В результате последней доработки ЗМЗ 409 стал укладываться в экологические нормы ЕВРО 4. И, судя по тенденциям на рынке, вполне вероятна очередная доводка — теперь к нормам ЕВРО 5.

Семейное дело

В целом, в сравнении с двигателем ЗМЗ-402 «четырестошестой» более компактный мотор, причем межцилиндровое расстояние, диаметр шеек коленвала и поршневого пальца стали меньше, но при этом не потеряли в ресурсе. Двигатель ЗМЗ-406 стал родоначальником для других моторов семейства, сохраняя унификацию конструкции и технологий. В частности, у всех двигателей ЗМЗ-406, 405 и 409 одинаковая высота блока от оси коленвала до плоскости разъема с головкой, одинаковые шатуны, а разницу в радиусе кривошипа компенсируют изменением расстояния от оси поршневого пальца до днища поршня. Для «Газелей» главное достоинство двигателей ЗМЗ-405 и ЗМЗ-409 рабочим объемом 2,5 и 2,7 литра — больший крутящий момент: 215,8 Н.м и 235,4 Н.м при 4000 об/мин. В сравнении со стариной ЗМЗ-402 он больше на 23 процента. Но на «Газели» устанавливали только моторы ЗМЗ-405, более мощные ЗМЗ-409 по совокупности причин на Горьковский автозавод не поставляют. Установка на «Волги» и «Газели» двигателей Chrysler бразильской сборки — частичная альтернатива моторам ЗМЗ.

Устройство

Исходя из рисунка №2 мы видим, что двигатель ЗМЗ 406 состоит из:

  1. Поддона картера.
  2. Маслозборника.
  3. Масляного насоса.
  4. Валика привода насоса.
  5. Коленчатого вала.
  6. Шатуна.
  7. Ведомой шестерни привода масляного насоса.
  8. Крышки того же устройства.
  9. Ведущей шестерни привода масляного насоса.
  10. Поршней.
  11. Прокладки блока цилиндров.
  12. Выпускного клапана.
  13. Впускного трубопровода с ресивером.
  14. ГБЦ.
  15. Распредвала впускного клапана.
  16. Гидравлического толкателя.
  17. Распредвала выпускного клапана.
  18. Крышки ГБЦ.
  19. Указателя уровня масла.
  20. Выпускного коллектора.
  21. Выпускного клапана.
  22. Блока цилиндров.
  23. Пробки сливного отверстия.

Примечание: нумерация деталей двигателя ЗМЗ 406 совпадает с обозначением устройств на рисунке №2.

Что касается разработки, данный агрегат был сконструирован совместно с немецкой компанией «Мерседес», за счет чего инженерам удалось увеличить межсервисный интервал до 15 тысяч и значительно повысить срок службы основных деталей двигателя. Как показывает практика, ЗМЗ 406 может служить до 300-400 тысяч километров без всяких расточек блоков и замены цилиндропоршневых групп. Однако данное значение во многом зависит от состояния цепи. Если она придет в неисправность, выйдет из строя весь мотор. Отсюда и такое разногласие: у одних двигатель может служить и 400 тысяч без проблем, а у других ломается уже через сотню. Но однозначно участие немецких коллег-мотористов положительно повлияло на надежность данного агрегата, ведь по сравнению с 402-м мотором его ресурс эксплуатации был увеличен почти вдвое.

Ремонт двигателя ЗМЗ 406 – штука очень серьезная, ведь процесс расточки деталей усложняется еще и 16-ю клапанами. Поэтому за счет усложненной конструкции цена на капремонт данного мотора составляет от 1 до 2 тысяч долларов. Однако вместе с тем не стоит забывать, что 16 клапанов обеспечивают отменную динамику машине и служат куда дольше, чем на 402-м.

В заключение хочется сказать одно: заволжский 406-й двигатель действительно прошел этап эволюции и стал примером для подражания многих российских автопроизводителей. Его удивительно большой ресурс эксплуатации и отличные мощностные характеристики приблизили Горьковский и Заволжский заводы на шаг ближе к современности. И даже по сравнению с американским «Камминзом», которым укомплектовываются наравне с ЗМЗ все «ГАЗели» и «Волги», он не теряет свою популярность, и спрос на него растет.

Масляное голодание ЗМЗ-406

Как и все современные моторы, семейство ЗМЗ-406 оказалось весьма требовательно к качеству применяемого масла. К сожалению, многие перевозчики пренебрегали рекомендациями завода. Ведь «406-й» мотор более привередлив в масляном меню, чем ЗМЗ-402, который довольствовался стандартной группой масел с кодом API SE и SF, или по нашему с группой эксплуатационных свойств «Г», типа М10Ги, М12Ги, М5з/10Г. Быть может, при более частой периодичности замены масел этой группы качества и хватало бы, но стоит вспомнить, что в конце 90-х на рынке было полным-полно ГСМ крайне низкого качества. Так что «масляные пираты» внесли свой вклад в создание негативного имиджа двигателю ЗМЗ- 406.

При смене марки масла и производителя, и тем более при переходе на масло другой основы, вязкости или качества желательно промыть систему смазки двигателя. Однако у двигателя ЗМЗ-406 под клапанной крышкой, около клапанов и в масляных каналах головки блока остается примерно 300- 350 г масла. Половину из этого количества можно удалить, отвернув пробку в головке около датчиков давления. При переходе на синтетику вместе с затратами увеличиваются и пробеги до следующей замены до 15–20 тысяч км, что немного компенсирует вложения. Ну а многочисленные присадки к маслам лучше не использовать, а положиться на качество основного масла. В нем заложены все необходимые добавки для долговечной работы двигателя.

Для нового семейства, в конструкции которого применили гидротолкатели клапанов и гидронатяжители цепей привода ГРМ, рекомендуется применять масла улучшенного качества с кодом API SG, SH, SJ и не экономить на масляном фильтре. Ведь частички металла или отложения, попадая в узкие каналы или зазоры между сопряженными деталями меньше полмиллиметра закупоривают их, выводят из строя нежные гидравлические устройства. Отказ одного или нескольких гидротолкателей клапанов сразу заметен по характерному звонкому и частому стуку под клапанной крышкой. Конечно, к немедленным и большим разрушениям этот стук не приведет, но долго ездить с такой неисправностью не следует. Ведь пустой гидротолкатель не будет полностью открывать свой клапан, а значит, двигатель потеряет мощность. Кроме того, излишние ударные нагрузки на кулачок распредвала ресурса ему тоже не добавляют. Чтобы устранить стуки, необходима замена гидрокомпенсаторов, а это удовольствие не из дешевых. Те перевозчики, которые не экономили на масле, заливали полусинтетику или синтетику требуемого качества, горя не знали с новыми моторами, особенно если везло с качеством самих гидронатяжителей и гидрокомпенсаторов.

Неисправности и ремонт двигателя ВолгаГазель ЗМЗ-402

Двигатель ЗМЗ-402 один из самых известных и массовых моторов из Заволжья, представляет собой алюминиевый блок, с мокрыми гильзами из чугуна, с нижним расположением распредвала, клапана в движение посредством штанг и коромысел, по сути, это слегка доработанный ЗМЗ 24Д, в котором изменили выпускной коллектор, шпильки ГБЦ, установили распредвал с подъемом 9.5, вместо 9 мм, немного подкорректировалась сама головка, поменяли маслянный насос, а так же изменены другие, менее значимые, вещи. Двигатель ЗМЗ-402 есть высшая точка развития мотора ГАЗ 21, того самого движка конструкции 50-х годов…

Модификации двигателя ЗМЗ 402:

1. ЗМЗ 402.10 — основной и самый распространенный движок, СЖ 8.2, использует 92-й бензин. Используется на Волгах 2. ЗМЗ 4021.10 — мотор со сниженной СЖ до 6.7, под 76-й бензин. Используется на Волгах 3. ЗМЗ 4022.10 — двигатель с с форкамерно-факельным зажиганием. Этот тип мотора отличался другой ГБЦ, впуском, выпуском, другим распредвалом, измененным карбюратором и, в целом, более сложной конструкцией. Все эти нововведения должны были повысить тахнические характеристики, экономичность, токсичность и прочее. На выходе получился конструктивно сложный мотор, экономичность была не столь заметна и требовались дальнейшие работы по его совершенствованию, поэтому в 1992 году, производство форкамерных двигателей было свернуто. 4. ЗМЗ 4025.10 — аналог ЗМЗ 4021.10, но для автомобилей семейства Газель. 5. ЗМЗ 4026.10 — аналог ЗМЗ 402.10, но для автомобилей семейства Газель. 

Неисправности двигателей ЗМЗ 402

1. Самым известным слабым местом 402-го движка является задний сальник коленвала, который не что иное, как веревка пропитанная графитовой смазкой, держит она до 2500 об/мин, после превышения данного порога, ее свойства теряются и она начинает гнать масло наружу. Замена сальниковой набивки на ЗМЗ 402 решает все вопросы. 2. Конструкция от карбюратора до головы так же кривая, поэтому на холостых в цилиндры смесь подается не совсем равномерно, отсюда на холостом ходу у ЗМЗ-402 различные дергания, вибрации и прочие прелести жизни. 3. Стук двигателя ЗМЗ-402, обычно в этом виноваты неотрегулированные клапана, работы по регулировке зазоров клапанов, нужно проводить каждые 15000 км, некоторые владельцы ставят гидрокомпенсаторы на змз 402 и вопрос частично решается. Если же клапана в норме, тогда стук провоцирует распредвал либо шатунные вкладыши.
4. Вибрация ЗМЗ 402. Обычно ее провоцируют подушки, если же опоры в норме, тогда дело в дисбалансе КШМ, карбюраторе или системе зажигания.
5. Перегрев двигателя. Для ЗМЗ-402 данное явление норма, проблема в термостате, помпе либо воздушная пробка в системе охлаждения. В принципе, конструкция системы охлаждения 402-го мотора такова, что центральная часть ГБЦ греется сильнее и со временем происходит вдавливание шайб и ослаблением гаек, если их своевременно не подтянуть, вас ждет прогар прокладки.

Вышеназванные неисправности, естественно, не все, это самые основные и наиболее распространенные проблемы, список можно продолжать вечно, но владелец автомобиля с двигателем ЗМЗ-402 должен четко понимать — он обладатель ретро мотора и нужно быть готовым к любым его капризам.Плюсы у двигателя ЗМЗ 402 тоже есть, это простота, живучесть и ремонтопригодность, достать запчасти на Волгу/Газель не проблема в любое время дня и ночь, в любой точке СНГ. Приличный ресурс, если за мотором следить, передвигаться аккуратно и не выкручивать его без причины, то прослужит от 200 и более тыс.км.
В общем и целом, по меркам 60-70х годов, мотор хороший, но время идет, все развивается, совершенствуется и по меркам XXI века, его место в музее, куда он и был отправлен в 2006 году. У 402-го движка есть много копий, это двигатели производства УМЗ 451, 414, , ,некоторые из них выпускаются и по сей день, у всех этих моторов был один общий прародитель — ГАЗ 21 и конструкция практически один в один. В 1997 году на ЗМЗ был разработан преемник 402-го — ЗМЗ-406, об этом 16 клапанном моторе читаем здесь.

Шаг и ресурс цепи ЗМЗ-406

Увы, поспешный запуск в производство этого мотора не лучшим образом сказался на его качестве и ресурсе. Конечно, были и тогда отдельные экземпляры двигателей, набегавшие по 200 тысяч километров и более, но в основном проблемы возникали гораздо раньше. В то время ахиллесовой пятой нового перспективного мотора оказалась прецизионная плунжерная пара гидронатяжителя цепи привода ГРМ. Их в ЗМЗ-406 два, каждый работает на свою цепь. У тех натяжителей, которые шли на конвейер ЗМЗ, оказался чрезмерно велик шаг перемещения толкателя до очередной фиксации. Он составлял почти три миллиметра, а загрязнение или недостаточная точность обработки прецизионных пар вело к заклиниванию гидронатяжителя. При этом не обеспечивалось в необходимой степени демпфирование колебаний ведомой ветви цепи. Возрастали ударные нагрузки, что вызывало преждевременный износ деталей натяжного устройства и пластмассового башмака. Если водитель не обращал внимания на возникший шум, почти грохот ослабшей цепи, и продолжал движение, то разрушался башмак. А там, как повезет. В лучшем случае цепь перескакивала по зубьям звездочек, сбивались фазы газораспределения, и мотор останавливался. Хорошо, что конструкторы позаботились сделать выборки в поршнях для тарелок клапанов — их не гнуло. В этом случае ремонт сводился к восстановлению установки фаз и замене или «перезарядке» гидронатяжителя. Если цепь обрывалась, то часто еще и деформировалась передняя алюминиевая крышка, приходилось и ее покупать. Из-за такой мелочи срывались рейсы, машина на день-два вставала к забору. Самое обидное — поломки возникали на сравнительно молодом моторе, с пробегом всего-то в 30–40 тысяч километров. Часто установка нового гидронатяжителя давала лишь временный результат, потом опять все повторялось. Умельцы даже стали приспосабливать на двигатели ЗМЗ406 цанговые пружинные натяжители от мотора ВАЗ-2101 — отрегулировать натяжение цепей раз в 15–20 тысяч километров особого труда не составляло. Еще дальше пошла московская фирма «СЕТ», ее конструкторы в конце 90-х разработали свой вариант и установили на заволжский мотор натяжную звездочку вместо пластмассового башмака. Подобная схема применялась на уфимских моторах «Москвича-412», а в 80-х годах спортсмены ставили звездочку на двигатель «Жигулей». В последние пять лет положение с гидронатяжителями изменилось к лучшему. Появились альтернативные производители этого узла, их уже несколько разновидностей. Известно шесть основных конструкций гидронатяжителей для ЗМЗ-406, а всего набирается свыше полутора десятков вариантов, встречаются даже газонаполненные. В 2004 году Заволжский завод отказался от применения пластмассовых башмаков натяжителей, их место заняли звездочки. Получилось довольно надежно, хотя изготовлены они несколько небрежно — подшипник звездочки с большим люфтом, а ее кронштейн, как будто согнут вручную.

МНЕНИЕ

КОНСТАНТИН РУХАНИ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *