Кому можно не платить транспортный налог в России

В России могут отменить транспортный налог. Счетная палата заявила, что хочет изменить процедуру начисления этого вида налога, а в Госдуме предложили совсем отменить налог на транспорт.

Депутаты отметили, что отменить транспортный налог надо было еще около семи лет назад, когда в России перешли на акцизы на бензин.

Цитата первого заместителя председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Сергея Катасонова (цитирует Агентство «Москва»)

У нас вообще транспортный налог должен быть отменен порядка семи лет назад в связи с тем, что мы перешли на взыскание акцизов на бензин.

Я считаю, есть смысл вообще отменить его как элемент налога. А ту сумму, которую необходимо получать, в виде акциза закладывать в бензин. То есть принцип такой: машина ездит, если используются дороги, с точки зрения их эксплуатации это все через бензин закрывается

Ранее Счетная палата предложила изменить правила Налогового кодекса для расчета транспортного налога. А именно изменения должны затронуть корректировки параметров, по которым принимают решение о применении повышающих коэффициентов.

Счетная палата предлагала вместо стоимости автомобилей использовать критерий их мощности и иных неотъемлемых характеристик.

Подсказка от Системы Главбух

Перечень легковых автомобилей составляют с учетом Порядка определения средней стоимости автомобилей, утвержденного приказом Минпромторга от 28.02.2014 № 316. Однако на практике при расчете транспортного налога автовладельцы этот приказ не применяют

Для них важно одно: к какой ценовой группе в перечнях отнесена принадлежащая им модель автомобиля конкретного года выпуска. Фактическая стоимость автомобиля или цена, по которой приобреталась машина, для расчета транспортного налога значения не имеет

Напомним, что в 2019 году повышающий коэффициент используют для автомобилей  со стоимостью свыше 3 млн руб. Перечни автомобилей, в отношении которых применяют повышающий коэффициент, Минпромторг должен размещать на своем сайте не позднее 1 марта каждого года. Каждый перечень используют при расчете транспортного налога только за тот год, в котором этот перечень опубликовали.

Перечень автомобилей, в отношении которых применяют повышающий коэффициент в 2019 году, смотрите на сайте Минпромторга по этой ссылке (письмо ФНС от 22.03.2019 № БС-4-21/5177).

Стоимость легкового автомобиля, руб.

Количество лет, которое прошло с года выпуска автомобиля (включая год выпуска)

Повышающий коэффициент

от 3 000 000 до 5 000 000 включительно

не более 3 лет

1,1

от 5 000 000 до 10 000 000 включительно

не более 5 лет

2

от 10 000 000 до 15 000 000 включительно

не более 10 лет

3

свыше 15 000 000

не более 20 лет

3

На какие льготы по транспортному налогу можно рассчитывать в 2018 и 2019 годах

Если законодатель принимает решение об увеличение налоговых ставок, либо об ужесточении ответственности, такие новшества могут вступить в силу только со следующего календарного года. Однако налоговые послабления, полная или частичная отмена обязательств и сборов в бюджет, могут вступать в силу немедленно после обнародования закона. Поэтому вопрос о предоставлении дополнительных льгот гражданам по различным видам налогов может решаться в ускоренном порядке.

Предоставление льгот по транспортному налогу осуществляется по следующим направлениям:

  1. на федеральном уровне полностью освобождены от налога Герои СССР и РФ, инвалиды I группы, иные категории льготников;
  2. на региональном уровне полную или частичную отмену налога могут почувствовать на себе пенсионеры, ветераны боевых действий и труда, инвалиды и иные социально незащищенные категории населения;
  3. перечисленные виды льгот, в том числе и полное освобождение от оплаты, как правило, распространяются только на одну единицу автотранспорта, либо предусматривают ограничение по мощности ТС (например, освобождение будет предоставлено, если мощность не превышает 100 л.с.).

Региональные льготы могут носить временный или постоянный характер. Например, с учетом улучшения экономической ситуации, может вводиться отмена транспортного налога для пенсионеров сроком на 1 год. В последующем, такая льгота может быть отменена, либо заменена на относительно низкую ставку налога.

Предоставление частичного или полного освобождения от платежей носит заявительный или уведомительный характер. Например, при наличии справки об инвалидности I группы повторно подтверждать льготный характер не нужно – такая степень утраты трудоспособности устанавливает пожизненно. Для иных категорий граждан может потребоваться ежегодное обновление льготного статуса (например, для подтверждения права на льготу для инвалида III группы).

Таким образом, рассчитывать на полную отмену транспортного налога не приходится. Государство передало данный вид налоговых обязательств на уровень регионов, поэтому их отмена повлекла бы существенное снижение доходных показателей. Однако отдельные категории граждан могут рассчитывать на полное или частичное освобождение от оплаты налога за транспорт, если соответствующие изменения будут внесены в НК РФ и нормативные акты регионов страны.

Когда отменят транспортный налог в России в 2018 году если не пришло уведомление об уплате налога, нужно самостоятельно обратиться к налоговикам

Стоит отметить, что налоговая инспекция обязана присылать уведомление, где указана сумма платежа. Выслать этот документ налоговики должны не позднее чем за тридцать дней до наступления последнего термина уплаты. Получив уведомление, владелец машины может самостоятельно провести платеж.

Если по некоторым причинам уведомление не получено до первого декабря, не нужно надеяться на то, что ФНС полностью забыла о платеже. Нужно самостоятельно обратиться к налоговикам, это даст возможность в будущем избежать пеней и штрафов.

Если же уведомление вы получили, но не спешите перечислять средства, ФНС имеет право забрать средства в принудительном порядке.

Российскому правительству выгодно не отменять транспортный налог. Известно, что практически у каждого второго жителя страны есть своя машина, а то и не одна. Потому для бюджета получаются львиные поступления от данного налога.

Все деньги, которые поступают в бюджет из уплаты такого налога, переводятся на ремонт дорожного полотна. Налог платят все россияне, у которых есть хоть какое-то транспортное средство, даже владельцы мотоциклов, снегоходов и вертолетов.

На протяжении пяти лет правительство регулярно возвращается к обсуждению отмены транспортного сбора, но к единому решению прийти не удается до сих пор.

В последний раз депутатами было предложено сделать платеж по транспортному налогу частью стоимости нефтепродуктов, что уменьшило бы нагрузку на автовладельцев и увеличило бы спрос на автомобили. Однако комитет Госдумы рекомендовал отклонить данное предложение.

В России не прекращаются споры вокруг транспортного сбора. Много раз депутаты выступали с различными предложениями, но результата нет.

Как рассчитывается и оплачивается транспортный налог

Для того, чтобы рассчитать транспортный налог, служба ФНС пользуется простой формулой Н = НС х НБ х К1 х К2, в которой каждый коэффициент имеет своё значение, в частности:

Служба ФНС

Важно! Данный расчёт предназначен лишь для проверки гражданами начислений, так как в почтовый ящик им ложится уже рассчитанная сумма налога в виде уведомления, созданного по специальной форме. Кроме суммы, требуемой к взысканию, в бумаге также прописываются реквизиты для начислений и предельная дата оплаты налога

В случае нарушения сроков внесения денежных средств, с автолюбителя взимается пеня, равная 1/300 за каждый день просрочки платежа.

Отмена транспортного налога с 1 сентября 2018 налог будет включен в стоимость бензина

Хотя у медали есть и другая сторона: если регион сельскохозяйственный, как, например, Ставрополье, то сезонный рост цен на ГСМ может поставить под угрозу уборку урожая. Поэтому приходится клянчить у Москвы льготы и субсидии для АПК. Ну и, конечно, нельзя сбрасывать со счетов рядовых автолюбителей, возмущающихся тем, что цены на бензин в богатой нефтью стране уже подтягиваются до европейских. К слову, Федерация автовладельцев России, активно ратующая за отмену транспортного налога, после очередного скачка цен на ГСМ всего лишь за месяц собрала более 100 тысяч подписей в поддержку этого решения.

На таком протестном фоне и родился законопроект № 480908-7, о котором мы сегодня ведем речь. Он называется «О внесении изменений в Налоговый кодекс РФ в части отмены транспортного налога», поступил в Госдуму от группы депутатов из «Справедливой России» во главе с Сергеем Мироновым. Они предлагают отменить этот налог для всех плательщиков – как юридических, так и физических лиц.

В пояснительной записке к законопроекту парламентарии указывают, что Президент РФ еще в 2012 году, встречаясь с лидерами партийных фракций, сообщил, что он «за» отмену транспортного налога, поскольку этот вопрос крайне чувствителен для огромного числа россиян. А в 2016 году в поддержку идеи отмены этого налога высказывалось и Министерство транспорта РФ. Отмечу, что позиции по этому вопросу и президента, и ряда должностных лиц Правительства РФ сходились к одному: выпадающие доходы от отмены транспортного налога нужно включить в стоимость акциза на топливо. И это будет более справедливой формой оплаты, поскольку включится принцип «пользователь платит, когда едет».

Я тоже полагаю, что акциз, включенный в стоимость горючего, – оптимальное решение, позволяющее заменить транспортный налог. Логика здесь простая: те, кто ездит часто и много, покупают больше топлива. Да и владельцы мощных автомобилей заправляются чаще, чем хозяева малолитражек. А иной пенсионер вообще за год раз десять из гаража выедет…

Думаю, что власти регионов по названным выше причинам встретят инициативу «СР» без энтузиазма, однако нельзя не упомянуть, что собираемость транспортного налога все равно падает – по данным комитета ГД РФ по транспорту, она не превышает 50%. А акциз в топливе – это все-таки гарантированное поступление в бюджет. Хотя, конечно, обращаться с этим инструментом нужно аккуратно, чтобы в итоге не получить новый рост цен на ГСМ.

В этой связи не могу не упомянуть странные вбросы в Интернет, где утверждается, что транспортный налог в 2018 году уже отменен. Это фейк! Речь в данном случае лишь о налоговой амнистии для россиян, которая имела место быть в конце 2017 года. Гражданам были списаны некоторые безнадежные долги по налогам (в т. ч. по транспортному), образовавшиеся до 1 января 2015 года. Так что, как обычно, автовладельцы получат извещение об оплате транспортного налога либо по почте, либо в личном кабинете на сайте ФНС. Срок уплаты – до 1 декабря. Ну а если законопроект справедливороссов получит поддержку, то избавиться от платежей по транспортному налогу получится уже в следующем году.

Роман Савичев

Андрей ВОЛОДЧЕНКО

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Право и закон

Выпуски программы

  • Все видео
  • Полные выпуски

Полный выпуск 2 Гостей

  • Алексей Коренев аналитик Группы компаний «ФИНАМ»
  • Андрей Андреев главный научный сотрудник Института социологии РАН, доктор философских наук

1 Гостей 2 Гостей

  • Ирина Киркора ответственный секретарь Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, директор авторского центра «Мир семьи»
  • Игорь Серебряный основатель общественного движения «Международный Отцовский Комитет»

1 Гостей 1 Гостей 3 Гостей

  • Николай Лычев главный редактор журнала «Агроинвестор»
  • Виктор Аксючиц философ, политик
  • Борис Кагарлицкий профессор Московской высшей школы социальных и экономических наук

2 Гостей

  • Андрей Демин президент Российской ассоциации общественного здоровья, профессор
  • Евгений Потапов заведующий сектором гидрогеологии Пятигорского государственного НИИ курортологии, кандидат геолого-минералогических наук (г. Пятигорск)

Полный выпуск 2 Гостей

  • Михаил Кушнир член правления «Лиги образования»
  • Борис Чернышов зам. председателя комитета Госдумы РФ по образованию и науке

2 Гостей

  • Владимир Шикин заместитель директора по развитию бизнеса Национального бюро кредитных историй
  • Юрий Кормош первый вице-президент Ассоциации российских банков

1 Гостей Полный выпуск 3 Гостей

  • Михаил Пашкин председатель Московского межрегионального профсоюза полиции и Росгвардии
  • Вячеслав Бабурин заведующий кафедрой экономической и социальной географии России МГУ, доктор географических наук
  • Ирина Коваленко корреспондент ОТР

1 Гостей 2 Гостей

  • Ярослав Ашихмин кардиолог, терапевт, советник генерального директора Фонда Международного медицинского кластера
  • Илья Ясный руководитель научной экспертизы фармацевтического фонда «Инбио Венчурс»

1 Гостей 1 Гостей 4 Гостей

  • Дмитрий Журавлев генеральный директор Института региональных проблем
  • Дмитрий Андреянов корреспондент (г. Ростов-на-Дону)
  • Марат Аманлиев адвокат, президент общественной организации «Коллективная защита»
  • Магомед Ялхаро гид, экскурсовод по Северному Кавказу (Чечня)

2 Гостей

  • Василий Власов президент «Общества специалистов доказательной медицины», доктор медицинских наук, профессор
  • Алексей Водовозов врач-терапевт, токсиколог, медицинский блогер

2 Гостей

  • Людмила Иванова-Швец кандидат экономических наук, доцент кафедры управления человеческими ресурсами РЭУ им. Плеханова
  • Вадим Квачёв доцент базовой кафедры ТПП РФ «Развитие человеческого капитала» РЭУ им. Г.В. Плеханова

Показать ещё
Полный выпуск Полный выпуск 2 Гостей

  • Михаил Кушнир член правления «Лиги образования»
  • Борис Чернышов зам. председателя комитета Госдумы РФ по образованию и науке

Полный выпуск Полный выпуск Полный выпуск Полный выпуск Полный выпуск Полный выпуск Полный выпуск Полный выпуск Полный выпуск Полный выпуск Полный выпуск Полный выпуск Полный выпуск Полный выпуск Полный выпуск Полный выпуск Полный выпуск Полный выпуск
Показать ещё

Первопроходцами стали депутаты от ЛДПР

Первые разговоры о необходимости отменить транспортный налог начались в РФ несколько лет назад. Принято считать, что данный вопрос первыми официально подняли депутаты Госдумы от фракции ЛДПР в 2009 году. Лидер данной политической силы Владимир Жириновский тогда предложил включить транспортный налог в стоимость топлива. По его мнению, такой вариант является более справедливым. Логика в данном предложении действительно есть. Владельцы ТС в таком случае платили бы не за само наличие у них автомобиля, а за проделанный путь, то есть за километраж. Помимо этого, Жириновский также утверждал, что данная инициатива позволит избавиться от коррупционной составляющей в отрасли.

Тогда инициатива ЛДПР прогнозируемо не нашла поддержки среди депутатов Госдумы. Однако политическая сила Жириновского решила не опускать руки, и через год снова указала на необходимость отмены транспортного налога. При этом в 2010 году инициативу ЛДПР поддержал Дмитрий Медведев, занимавший тогда должность главы государства. Министерство финансов учло позицию президента страны и подготовило соответствующие поправки к Налоговому кодексу, согласно которым регионы получали право полностью отменять транспортный налог для авто с двигателем мощностью до 150 лошадиных сил.

Вместе с тем предлагалось снизить в 2 раза ставку налога на остальные средства передвижения. Однако в итоге оба законопроекта так и не были приняты. Запланированный на 2011 год переход от транспортного налога к повышению топливного акциза так и не состоялся.

Осенью 2010 года новая идея появилась у Минпромторга. В ведомстве решили привязать ставку транспортного налога к классу экологичности ТС. В итоге владельцы новых авто, соответствующих более высоким экостандартам, платили бы меньше автолюбителей, чьи железные кони гораздо существеннее загрязняют окружающую среду. Однако дальше разговоров дело так и не зашло. Минпромторг не сумел воплотить свою идею в законопроект, поэтому ни о каком широком обсуждении речь не идет.

Постепенно акциз на топливо повышался, однако региональные власти при этом не спешили идти на такой радикальный шаг, как отмена транспортного налога, поскольку это серьезный источник наполнения местных бюджетов. В конце 2013 года президент Владимир Путин констатировал, что страна пока еще не готова к этому. По его словам, полный отказ от транспортного налога в России невозможен, и следует заниматься поиском альтернативных путей ухода от него.

Тем не менее данный вопрос продолжает оставаться актуальным. Владельцы ТС постоянно задают вопрос: когда отменят транспортный налог в России? Под данной инициативой даже собирались подписи граждан. Однако пока никаких положительных сдвигов в данном направлении так и не произошло.

Кто освобожден от необходимости уплаты транспортного налога

Еще одну попытку отменить транспортный налог предприняли депутаты «Справедливой России» в 2015 году. Озвучена эта инициатива была как раз между чередой майских праздников. По мнению представителей данной политической силы, такой шаг позволит избежать двойного налогообложения. Объяснение, предоставленное депутатами «Справедливой России», было вполне логичным. Они, в частности, напомнили, что в России транспортный налог предназначен для финансирования обслуживания дорожной сети. На эти же нужды в бюджет перечисляются по 9 рублей с каждого приобретенного литра топлива. По мнению лидера «Справедливой России» Сергея Миронова, транспортный налог должен быть упразднен. Одновременно с этим он предложил повысить топливные акцизы – это стало бы компенсатором.

В феврале 2016 года на рассмотрение Государственной думы законопроект, предусматривающий отмену транспортного налога, снова был вынесен депутатами ЛДПР, однако эта инициатива так и не получила поддержки со стороны правительства. «Наверху» подсчитали, что если транспортный налог будет упразднен, то финансовые потери региональных бюджетов от такого шага составят 146 миллиардов рублей. Естественно, что данную сумму нужно каким-то образом компенсировать, однако никаких реальных предложений по данному поводу так и не последовало.

Как видим, данный вопрос обсуждается достаточно активно, в том числе и в Государственной думе. Однако пока говорить о полной отмене в России транспортного налога явно преждевременно. Не стоит также забывать о том, что такой шаг ударит по лицам, имеющим льготы. В случае отмены транспортного налога они будут лишены этой социальной защиты, поскольку никаких скидок при покупке бензина явно никто не предусмотрит.

Два года назад

Депутаты нескольких партий готовят проект закона, который уже в следующем году отменит транспортный налог. При этом было предложено несколько путей, в том числе признание утратившей силу главы кодекса, касающейся этого сбора. Однако инициативы не были приняты правительством.

Парламентарии в 2015 году возвращались к вопросу отмены налога для водителей большегрузов. Однако введение изменений грозило потерей порядка 146 млрд. рублей бюджета, а потому одобрено не было. На одной из пресс-конференций В.Путин дал рекомендации о принятии в начале 2016 года закона для грузовых авто, и разработкой документа занялось Министерство транспорта.

Ждать ли в ближайшем будущем

Тема по отказу от этого вида фискальных сборов актуальна и сегодня. Большинство автовладельцев задаются вопросом «когда уберут транспортный налог в России?».

Так, между чередой майских праздников депутаты Госдумы, представители партии «Справедливая Россия», вновь подняли этот вопрос.

Справороссы считают, что отмена транспортного налога избавит от двойного налогообложения, ведь автовладельцы уплачивают этот налог и он идет на обслуживание дорожной сети, а также покупают бензин, часть стоимости которого (9 рублей с каждого литра) также перечисляется на эти нужды в бюджет.

Предложение главы партии Сергея Миронова заключается в том, чтобы транспортный налог отменить, а стоимость бензина поднять до нужного уровня, чтобы компенсировать нехватку средств на дороги.

Так будет оптимально по его мнению – уплачивать сбор на содержание дорог автовладелец будет в зависимости от интенсивности их использования. Сколько бензина приобретено, столько вложено в поддержку данной отрасли. Используешь машину редко – платишь меньше, поскольку реже заправляешься.

Но депутатов этой партии опередили, ведь о намерении заменить транспортный налог топливным акцизом было заявлено Министерством транспорта в конце 2014 года. Решено вернуться к вопросу ровно через год – весной 2016 года. До этого момента законопроект будет прорабатываться экспертами и проходить межведомственные согласования.

Сейчас необходимо более тщательно проработать вопрос отмены транспортного налога и учесть интересы всех плательщиков.

Ведь в случае замены налога повышением топливных акцизов пострадают льготники, имеющие преференции по уплате транспортного налога.

В других предлагаемых схемах есть свои недостатки, поэтому нужно подойти к решению проблемы комплексно, избавив автовладельцев от двойного налогообложения и в то же время, не усложняя администрирование для фискальных органов.

Но главное – состояние дорог, которые должны содержаться именно на целевые средства от налогообложения автовладельцев, и денег на то, чтобы привести дорожную сеть в порядок, должно хватать в любом регионе страны.

Так что тема отмены налога на машины в России будет подниматься еще не раз.

Актуальную информацию к вопросу об отмене транспортного налога смотрите на видео:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *