Автопрокаты сегодня: как изменились цены на каршеринг, и к чему приведет ситуация на рынке

Услуга каршеринга за последние годы набрала популярность среди молодежи и людей среднего возраста. Большое число людей предпочитают аренду автомобиля покупке собственного транспорта. Владельцам авто приходится брать на себя оплату расходников, своевременно проводить ТО и следить за состоянием автомобиля в целом. Пользователи автопрокатов избавлены от таких заморочек.

Но что происходит на рынке аренды автомобилей сейчас? С чем неминуемо придется столкнуться большинству пользователей автопрокатов, и какие сценарии развития дел в каршеринге можно предположить?

Стоимость подписки набирает обороты

Подписка на автомобиль — крайне востребованная услуга, которую готовы предложить почти в каждой крупной автомобильной компании. Так, подписку можно оформить у Skoda, Volvo, Hyundai, Audi и многих других компаний. Помимо сотрудничества с брендами автомобилей напрямую, можно воспользоваться услугой посредников, таких как ВТБ, Сбер или Яндекс.

Обычно в стоимость подписки входит как сама аренда, так и обслуживание со страховкой. Отдельно пользователь оплачивает лишь бензин и полученные штрафы, если таковые имеются. Такие выгодные условия не могут не привлекать клиентов, тем более срок аренды может варьироваться по желанию клиента от нескольких дней до года с возможностью продления.

Однако в последние месяцы наблюдается стремительное повышение цен на тарифы по подписке. Так, популярный автомобиль Hyundai Creta с подпиской на год будет обходиться пользователю в 36 000 рублей ежемесячно. Подписка на тот же автомобиль в течение одного месяца будет стоить уже значительно дороже — примерно 47 500 рублей.

Несмотря на это, пропорциональное повышение цен на новые автомобили может заставить многих клиентов продолжать пользоваться подпиской на авто. Это все еще остается более выгодной альтернативой содержанию собственного автомобиля.

К тому же фиксировать падение или рост цен на тарифы рядовому пользователю достаточно сложно, ведь система формирования стоимости автопрокатов зависит от многих факторов, отслеживать которые не так просто.

Сервисы посуточной аренды уходят с рынка

Посуточную аренду автомобиля кризис затронул меньше всего. Количество автомобилей в таких компаниях значительно уступает другим автопрокатам, что ощутимо уменьшает расходы на обслуживание парка. А потенциальные клиенты посуточной аренды обычно приезжие туристы или те, кто находится в рабочей командировке. Таким людям удобно использовать посуточную аренду, ведь ее зачастую можно оформить прямо в аэропорту и без лишних заморочек. Стоимость аренды в сутки обойдется сейчас в среднем в 3-4 тысячи рублей.

Однако не все сервисы продолжают свою деятельность в стране. Не так давно с российского рынка ушла крупная компания Avis, плотно обосновавшаяся в 33 городах страны. На какой именно период компания покинула Россию, пока неизвестно.

Ключевые проблемы автопрокатов

Введение санкций и проблемы с логистикой серьезно сказались на функционировании многих сервисов, автопрокаты не стали исключением. Чем же обосновано повышение тарифов и уход некоторых компаний с рынка?

Содержание автопарка

Так как обслуживание автотранспорта в каршерингах полностью ложится на оператора, стоимость аренды растет пропорционально стоимости содержания автопарка. Стоимость запчастей и ремонта значительно подорожала за короткое время. Негативную роль играет и то, что контракты с обслуживающими сервисами заключаются обычно не на один год, а вероятность потерять клиентов гораздо раньше очень высока.

Продлевать лизинг становится просто нерационально, куда логичнее будет продать часть машин и получить выручку с этого. К тому же лизинговые компании сегодня зачастую отказывают в продлении контрактов, либо предлагают сотрудничество в крайне невыгодном для каршерингов формате. Таким образом, многие крупные операторы каршеринга могут лишиться большей части своих автомобилей. Так, «Яндекс.Драйв» может сократить автопарк на 35%.

Стоимость новых автомобилей и дефицит машин

Заоблачные цены на автомобили — еще полбеды. Хотя повышение стоимости авто и стимулирует рост цен на запчасти, острее стоит проблема нехватки иномарок в целом. «Нарушенные логистические цепочки и отсутствие возможности ввоза машин из-за рубежа ставят в тупик обновление парка» — утверждает основатель этого калининградского проката машин. А использование отечественного автопрома просто не годится для каршеринга в связи с малым пробегом машин. Отсюда — неизбежное увеличение срока эксплуатации автомобилей и, соответственно, большие затраты на ремонт.

Телеметрия

Системы отслеживания автомобилей в прокате и необходимое для них оборудование также растут в цене. Такие системы незаменимы для защиты автомобилей от кражи, а также контроля скорости и местоположения в режиме реального времени. Автопрокат просто не сможет существовать без постоянного мониторинга своих машин, а это, в свою очередь, пропорционально увеличивает расходы компаний и стимулирует рост цен на аренду для пользователей.

«Народный каршеринг»

Идея народного каршеринга обсуждалась уже неоднократно, и вот совсем недавно воплотилась в жизнь в крупнейших городах России — Москве и Санкт-Петербурге. Разработчики выпустили приложение «Рули» для удобного использования всех функций каршеринга. Смысл новой системы в том, чтобы позволить брать в аренду автомобили у родственников, друзей или соседей, тем самым сокращая количество машин на дорогах и позволяя подзаработать обычным владельцам авто.

Такая система будет особенно выгодна для тех, кто не использует часто автомобиль в личных целях. В ближайшее время «народный каршеринг» планирует предоставить пользователям ряд новых функций:

  • «безопасная сделка» — аренда оплачивается непосредственно в приложении;
  • страхование поездок с помощью «КАСКО»;
  • возможность сделать автомобиль видимым лишь для ограниченного списка лиц.

Пока приложение «Рули» работает в тестовом режиме и вряд ли может составить конкуренцию топовым сервисам по аренде машин, у которых уже имеется отлаженная система.

Что ждет рынок автопрокатов в ближайшее время

С большой долей вероятности можно ожидать сокращения автомобильного парка крупных компаний и неизбежного роста цен на каршеринг. Однако в связи с параллельным ростом цен на услуги такси автопрокаты все же будут в более выигрышном положении. К тому же многие люди сегодня отказываются от личного автомобиля в пользу каршеринга из-за нестабильной ситуации на рынке автопрома.

Незначительное уменьшение количества автомобилей вряд ли принесет негативные последствия рынку автопрокатов из-за вероятности снижения спроса на ту же величину. Это позволит снизить расходы и укрепить экономическое положение компаний на первых порах. Затем, когда неизбежно наступит пора обновлять парк и закупать новые автомобили, останется только искать инвесторов, готовых поверить в прибыльность данного процесса.

Вероятно, компании, которые смогут выбрать наилучшую тактику, просто вытеснят конкурентов. Наиболее гибкие компании смогут оперативно отреагировать на изменения в мире и остаться на плаву. Однако говорить о том, кто скорее станет проигравшим, а кто окажется на пьедестале, еще рано.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *