Volkswagen Passat Black Liner Бортжурнал Установка TPMS

О других средствах обеспечения безопасности

Раз уж выше были затронуты средства автоматического обеспечения безопасности, то имеет смысл хотя бы в порядке ознакомления затронуть и некоторые другие, используемые для этих целей.

Система автоматического торможения ACS

Фактически система ACS, разработанная компанией Форд, является комбинацией лазера и блока управления, подключенного к тормозной системе автомобиля. Работает система автоматического торможения ACS на скоростях движения от пятнадцати до тридцати километров в час. Луч лазера направлен впереди машины на определенное расстояние. Датчики контроля улавливают отраженный сигнал, и после соответствующего преобразования он передается в бортовой компьютер для оценки текущей дорожной ситуации.

Система ACS анализирует данные о скорости движения и определяет необходимый тормозной путь. Скажем так, этот прибор проводит необходимые расчеты и решает, требуется или нет включение автоматического торможения. По оценкам специалистов компании Форд, на скорости пятнадцать километров, подобная система полностью исключает возможность столкновения.

Система мониторинга слепых зон

Еще одним примером, показывающим, как существенно повышается безопасность движения автомобиля, является система BLIS. Речь в данном случае идет о контроле слепых зон. Так называются непросматриваемые в зеркалах участки дороги. Порой в этом месте может находиться движущаяся попутно машина, оставаясь невидимой в зеркалах. И когда водитель начинает маневр, не проведя контроль слепых зон визуально, то высока вероятность совершения ДТП. Чтобы этого избежать, мониторинг слепых зон осуществляет система BLIS.


Выполняется он с помощью ультразвуковых излучателей, расположенных под задним бампером или зеркалом бокового обзора. При обнаружении помехи в зоне контроля, загорается индикатор, расположенный на боковом зеркале. Дополнительную информацию и демонстрацию работы описанной системы можно получить при просмотре видео

Приведенные в настоящем материале описания некоторых систем и индикаторов, обеспечивающих безопасность автомобиля во время его движения, позволяют оценить их возможности. Конечно, практически всегда водитель может справиться с возникающими опасностями своими силами, но использование электроники и приборов:

  1. значительно повышает уровень безопасности;
  2. обеспечивает дополнительный комфорт при управлении;
  3. упрощает контроль слепых зон;
  4. помогает с выбором оптимального режима торможения.

Контроль давления в шинах автомобиля обязателен при любых условиях

Поведение автомобиля на дороге определяется множеством факторов, и одним из них является значение давления в шинах

Чтобы понять, насколько это важно, достаточно посмотреть на приведенный рисунок

Как видно из рисунка, уровень давления влияет на пятно контакта с дорогой, а значит, на управляемость автомобиля и срок службы шин.

Зачастую складывается ситуация, когда водитель не замечает прокол сразу (особенно актуально это при проколе задних колес), проезжая на спущенном колеса несколько сотен метров, а то и больше. В этом случае покрышка получает серьезные повреждения и, как правило, уже не может использоваться больше. Приборы и индикаторы позволяют своевременно заметить критическое падение давления, давая возможность применить экстренное торможение для спасения покрышки.

Как правило, контролируется оно при помощи манометра, но в комплект поставки многих машин уже входит (порой только как опция) система контроля давления в шинах (обозначаемая аббревиатурой TPMS), сообщающая водителю о текущем его значении. Подобный контроль может быть осуществлен несколькими способами.

Прямой контроль

Такой метод контроля обозначается dTPMS и основан на прямом измерении давления в шинах автомобиля. Для этого в каждое колесо вставляется датчик давления. Он оснащен измерителями давления, температуры и передатчиком, направляющим результаты на приемное устройство, как показано на рисунке

Здесь надо сделать небольшое отступление. Датчик давления может быть двух типов – внутренним и внешним. Внутренний датчик крепится вместо вентиля на шинах и кроме выполнения своих прямых функций передает данные о величине давления в них. Внешний датчик накручивается на вентиль.

Полученный сигнал обрабатывает блок управления и выдает результаты на приборную панель. Индикатором результатов может служить как лампочка и звуковой сигнал, так и экран бортового компьютера. Прямой контроль давления в шинах, позволяет оценить величину его изменения и информирует об этом водителя. Система мониторинга может установить такие изменения давления:

  • незначительное;
  • сильное;
  • внезапное.

Составной частью dTPMS, работающей при отказе одного из датчиков, является система DDS. Она не позволяет измерить величину давления в шинах автомобиля, а только фиксирует его изменение. Индикация результатов работы DDS осуществляется при помощи лампочки.

Надо отметить, система dTPMS достаточно сложна в обслуживании – в случае замены колеса или его балансировки необходимо проводить повторную калибровку, или как по-другому называется эта процедура – «обучение системы». Кстати, если на автомобиле работает dTPMS, пользоваться при проколе колеса гелями и другими подобными составами, заливаемыми внутрь, запрещено, датчик давления после такой процедуры может отказать, и система DDS выйдет из строя.

Косвенный контроль

Метод косвенного контроля давления в шинах, обозначаемый iTPMS, зачастую является частью ABS. По сути дела, ее функции и задачи, которые решает система DDS, совпадают. В этом случае на шинах не ставится дополнительный датчик давления, а измеряется скорость вращения колес с помощью штатных элементов ABS/ESP. При потере давления в щинах их геометрические размеры уменьшаются, что приводит к увеличению скорости вращения колеса, и изменение определяет система.

Допустимые значения изменений хранятся в памяти контроллера, и выход измеренных результатов за определенные пределы свидетельствует о снижении давления в колесе.

Достоинством подобной системы является ее простота, а недостатком то, что она должна калиброваться, запоминать значение давления каждого колеса даже после его подкачки или балансировки, не говоря уже о замене.

Колпачки контроля давления в шинах

Подобные колпачки – простой, а самое главное, дешевый способ контроля в шинах автомобиля давления, при котором не требуется устанавливать в машине никакой дополнительный датчик, а достаточно накрутить на вентили специальные колпачки, такие как на фото

Отслеживая их цвет (колпачки имеют прозрачную верхнюю часть, которая и выступает как индикатор), можно определить текущее состояние колес.
Недостатком, которым отличаются подобные колпачки, является необходимость их периодического визуального контроля и невозможность проведения этого в процессе движения.

Что это и как работает

Дословно TPMS можно перевести как система мониторинга давления в шинах. Это полностью раскрывает суть и функции этого датчика.

Военные и грузовые системы контроля ставили перед собой задачу максимально продлить работу техники в тяжёлых условиях. К ним можно отнести резкие температурные перепады, повышенные и экстремально низкие температуры, плохие дороги и пр.

Постепенно специалисты начали думать над возможностью использования системы контроля на обычных гражданских автомобилях. Вскоре появились первые автомобили с TPMS. Изначально датчики ставили только на дорогие автомобили в качестве дополнительной комплектации, дополняя системы слежения за слепыми зонами и автоматического торможения. Сейчас же датчики встречаются и на довольно бюджетных машинах.

Многих справедливо интересует, как же работает в машине TPMS и на чём основан её принцип работы. Когда в шинах меняется количество воздуха, также может меняться длина окружности покрышки, то есть ската. От этого потенциально увеличивается скорость, с которой вращается колесо. За этим процессом следит индикатор TPMS. Если параметры превышают установленную норму, поступает сигнал, включается специальная лампа, и водитель предупреждается о возможных неисправностях.

Уже сейчас существуют аналоги этой системы, предназначенные для работы совместно с Андроид-устройствами. Вся информация с датчиков поступает на смартфон или планшет пользователя.

По факту TPMS можно назвать достаточно простой электронной системой, которая работает по беспроводной технологии. Она следит за давлением в шинах и предупреждает автомобилиста, если происходит отклонение от нормы. Это альтернатива старым дедовским методам проверки, которая отличается повышенной точностью.

Если возникают какие-то серьёзные повреждения шин, об этом легко узнать безо всяких датчиков и систем контроля. Но вот уследить за постепенным спуском и небольшим дефектом колеса крайне сложно. Ощутить физически такие изменения тяжело. А если добавить к этому качество дорожного покрытия, то длительное время и вовсе всё будет казаться нормой.

Продолжая поездку на автомобиле со спускающим колесом, есть риск столкнуться с деформацией покрышки, а также с дальнейшим срывом резины с диска. А это уже прямая угроза для дорожно-транспортного происшествия. Если заглянуть в статистику аварий, то можно увидеть, насколько большой процент ДТП случается именно по причине внезапно лопнувшего колеса или слетевшей резины.

Понимая, что такое TPMS в современном автомобиле, возникает вопрос относительно целесообразности установки этого автомобильного шинного контроллера. Кто-то считает устройство бесполезным, и предпочитает ходить вокруг машины с манометром, проверяя давление в каждом колесе своими руками. Другие же называют датчик удобной и эффективной разработкой. Тут каждый сам делает для себя выводы.

Но не просто так система TPMS стала обязательной для каждого автомобиля, который выпускается в США и Европе.

Настройка

Покупая автомобиль, на котором установлена эта система контроля давления в покрышках, нельзя просто так начать эксплуатацию. Хотя датчики следят за шинами, сам водитель также должен следить за работой самих датчиков.

Это вовсе не означает, что теперь каждый день вместо ходьбы с манометром вокруг автомобиля придётся проводить какие-то манипуляции с контроллером. Речь идёт лишь о периодической калибровке.

Сейчас достаточно большое количество машин завозится из Европы и США. При этом для экономии места в контейнерах колёса демонтируются и складываются отдельно. Параллельно отключается аккумуляторная батарея. Подобные манипуляции порой необходимые, но из-за них происходят некоторые сбои.

Если машина с TPMS приходит в подобном состоянии, нужно обязательно откалибровать контроллеры, чтобы они смогли полноценно выполнять поставленные перед ними задачи.

В калибровке нет ничего сложного

Важно только помнить, что для каждого колеса, устанавливаемого на конкретную марку и модель автомобиля, производитель даёт чёткие рекомендации касательно оптимального давления в летний и зимний период. Именно эти значения нужно задать датчику

Монтаж и настройка выполняются в зависимости от того, с каким именно контроллером вы имеете дело.

  1. Механические. Самые простые и удобные в эксплуатации. Для установки достаточно вкрутить их на место стандартного колпачка. Никаких дополнительных настроек здесь проводить не нужно.
  2. Электронные. Здесь установка более сложная, поскольку дополнительно присутствует блок управления. Он функционирует в автономном режиме, либо подключается к гнезду прикуривателя. Сначала устройство включают в режиме обучения, после чего следуют заданному производителем алгоритму настройки. Такие устройства следует ставить на все 4 колеса, начиная с переднего левого. После установки следует убедиться, что каждый датчик правильно отображается на дисплее. Если нет, тогда их потребуется переставить, чтобы всё совпадало с параметрами на экране.
  3. Внутренние. Наиболее сложные в монтаже, поскольку для установки потребуется использовать шиномонтажное оборудование. Самостоятельно подобные контроллеры TPMS лучше не устанавливать. Дополнительно ничего настраивать не нужно в ситуациях, когда информация будет считываться с помощью дисплея, которым комплектуется система контроля.

Калибровка, то есть настройка для TPMS нужна после каждого вмешательства. Она проводится после замены покрышек, их ремонта, балансировки и пр.

Иногда возникает необходимость в сбросе настроек.

Чтобы выполнить сброс заданных параметров, проводятся следующие манипуляции:

  • во всех колёсах проверяется давление;
  • давление доводится до рекомендуемых производителем значений во всех шинах;
  • включается зажигание;
  • параллельно зажимается кнопка Set и удерживается несколько секунд;
  • при этом загорается индикатор датчика;
  • настройки автоматически сбрасываются, и запускается новая калибровка;
  • когда система подаст звуковой сигнал и отключит индикацию, это будет подтверждением обновления.

Ничего сложного в работе с контроллерами TPMS нет. Автомобилисту нужно лишь внимательно изучить инструкции изготовителя, а также строго следовать рекомендациям своего автопроизводителя относительно оптимального давления в покрышках.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *