Установка сабвуфера

Настройка — усилитель — промежуточная частота

Настройка усилителя промежуточной частоты включает проверку режимов транзисторов и настройку каскадов УПЧ и фильтра сосредоточенной селекции.

После настройки усилителя промежуточной частоты приступают к налаживанию высокочастотной части приемника, которая включает контуры гетеродина, преселектора ( антенные и сеточные), и если в приемнике имеется каскад усиления высокой частоты, то дополнительно и высокочастотные контуры этого каскада. Налаживание этой части приемника состоит в подстройке ( предусмотренными для этого органами или элементами схемы) всех высокочастотных контуров для обеспечения перекрытия по частоте в пределах требуемого диапазона и для обеспечения необходимого сопряжения между контурами гетеродина и соответствующими высокочастотными контурами в остальных цепях приемника.

Для настройки усилителя промежуточной частоты требуется ГСС-6 и ИВ-4 или ламповый вольтметр. Чтобы точно настроить контуры усилителя, необходимо выключить систему АРУ. Этого можно добиться, закоротив конденсатор фильтра АРУ ( С5з на рис. 15 — 8) или подав на вход регулируемого каскада такой сигнал, при котором амплитуда напряжения на входе выпрямителя АРУ будет меньше напряжения задержки.

Описывая настройку усилителя промежуточной частоты, мы предполагали, что в нем применены фильтры промежуточной частоты промышленного изготовления с индуктивной связью между контурами. В таких фильтрах расстояние между катушками устанавливают с расчетом получения необходимой степени связи. Обычно эта связь выбирается равной критической, при которой получается наибольшее усиление, а резонансная характеристика остается одногорбой.

Налаживание пробника заключается в настройке усилителя промежуточной частоты.

Настройка тракта AM начинается с настройки усилителя промежуточной частоты.

После налаживания низкочастотной части приемника переходят к настройке усилителя промежуточной частоты.

Убедившись в нормальной работе детектора, приступают к настройке усилителя промежуточной частоты.

Постоянство чувствительности и избирательности по диапазону в супергетеродине объясняется неизменностью настройки усилителя промежуточной частоты, вследствие чего его усилительные и избирательные свойства сохраняются в основном постоянными для любой частоты принимаемого сигнала.

Генератор предназначен для настройки высокочастотных трактов любительских радиовещательных приемников, в частности для настройки усилителей промежуточной частоты, укладки диапазонов по частоте, настройки входных контуров, проверки чувствительности в любой точке каждого диапазона.

Если параллельно динамику подключен измерительный прибор ( вольтметр переменного тока или другой индикатор), то по его показаниям настройка усилителя промежуточной частоты получается точнее, чем на слух. Последний способ очень удобен на практике.

Все остальные соображения и замечания, которые были изложены в разделе 10, остаются в силе и ими следует руководствоваться и в случае настройки усилителя промежуточной частоты по станциям.

Включив ГСС на вход лампы регулируемого каскада, устанавливают частоту ГСС по шкале настройки равной мин настраиваемого диапазона. Коэффициент модуляции а амплитуду выходного напряжения ГСС выбирают так же, как при настройке усилителя промежуточной частоты. С по — 1иощью ручки настройки приемника ротор блока конденсаторов переменной емкости, настраивающих контуры усилителя, устанавливают в положение максимальной емкости. Ротор подстроечного конденсатора поворачивают в среднее наложение. Затем, перемещая сердечник контурной катушки, добиваются максимума показании ИВ.

При отсутствии ИВ вместо него можно истюльзозат Н ЛВ или индикатор настройки аналогично тому, как она использовались при настройке усилителя промежуточной частоты. Настройку усилителя высокой частоты начинают с его последнего каскада, а в каждом каскаде — с наиболее коротковолнового диапазона, если в контуре применяются секционированные катушки. Если же для каждого диапазона служат отдельные катушки, то порядок настройки по диапазонам может быть любым.

Приемник должен принимать всю эту полосу частот, иначе высшие частоты модулирующего сигнала срезаются и передача искажается. Однако от ширины полосы пропускания усилителя промежуточной частоты зависит избирательность приемника по соседнему каналу, причем, чем уже полоса пропускания, тем лучше избирательность. Таким образом, настройка усилителя промежуточной частоты заключается не только в настройке его контуров на промежуточную частоту, но также в получении необходимой полосы пропускания, чте зависит от формы резонансной кривой этого усилителя.

Этапы настройки сабвуфера

Обычно настройка сабвуфера вызывают массу вопросов у новичков, если даже перед ним находится стандартная модель. Но все намного проще. Мы распишем поэтапно инструкцию:

Ищем разъем под названием «SUB IN», он так же может иметь названия: «Bypass», «Direct», «LFE». Эти названия зависит от приобретенной модели сабвуфера.
Далее нам потребуется соединительный кабель для подключения к входу обозначенный выше перечисленными названиями. Обычно его нужно покупать отдельно в магазинах, где продается бытовая техника. Но все чаще его стали укомплектовывать вместе с сабвуфером. Что касается его длины, то стоит всего лишь продавцу – консультанту обозначить цель его дальнейшего использования, и он сам подберет кабель. Не волнуйтесь по поводу того, если продавец ошибся, в этом случае, всегда можно прийти и обменять кабель на более длинный.
Теперь находим ручку регулятора кроссовера, которая регулирует частные характеристики, и поворачиваем её до максимума. При этом встроенная система A / V ресивер звукового сигнала, которая распределяет звуковой сигнал, предположительно должна направлять высокие и средние частоты на колонки, а басы, то есть низкие частоты будут воспроизводиться сабвуфером.
Далее ищем настройки кроссовера, которые определяют полосы частот воспроизводимых динамиками колонок. Обычно расположен расширенный диапазон частот от 40 герц до 200 герц. И если, у вас нет конкретных рекомендаций именно для вашего сабвуфера и подключаемых к нему колонок

То стоит обратить внимание на некоторые советы:Если колонки маленькие, а именно 2-х или 3-х дюймовые, то установите значения от 150 герц до 200 герц.
Если колонки средних размеров, а именно 4-х- 5-ти дюймовые, то установите значения от 40 герц и до 80-100 герц.
Если колонки больших размеров, в независимости от того полочные или напольные, установите значения до 60-80 герц.

Теперь рассмотрим регулятор звучания на сабвуфере, который обычно имеет название «Фаза». Для этого включаем музыку, где наибольшее количество басов и постепенно изменять положение регулятора «Фазы», от 0 до 180 градусов

И останавливаем регулятор в том положении, где звучание басов наиболее слышно.
И последний этап заключается в настройке громкости сабвуфера, его регулятор находится рядом с регулятором «Фазы». Сразу отметим, что выше перечисленные этапы, являются и ответом на вопрос о том, как настроить сабвуфер на компьютере и в машине. Продолжая говорить о настройках громкости, то здесь нет определенных критериев. Нужно включить диск с музыкой, где наибольшее количество басов и регулировать громкость по вкусу. Часто это занимает немалое количество времени, поэтому возможно придется прослушать несколько треков, чтобы понять, какая громкость наиболее приемлема именно для вашего слуха.

Теперь вы знаете все особенности того, как настроить сабвуфер в различных помещениях, и при этом избежать плохого качества звука. Напоследок скажем о том, что автоматические настройки сабвуфера оставляют желать лучшего, о чем может сказать любой продавец-консультант. Поэтому информация об подобных настройках крайне необходима перед использованием подобной техники. Если у вас возникнут проблемы с самостоятельной настройкой, то следует обратиться к специалисту в данной области. Найти такого можно там, где вы покупали технику. Желаем вам удачи.

Первый шаг включение LPF фильтра

LPF (Low Pass Filter) — низкочастотный фильтр, который позволяет проигрывать динамикам басы, указанные при настройке, при этом ослабляется попадание высоких звуковых частот. Он может быть расположен на головном устройстве автомобиля или на усилителе и обозначается LPF или LP.

Его необходимо включить в диапазоне низких частот 50-63 Гц. Далее этот параметр будет дополнительно регулироваться, после того как будут установлены настройки остальных фильтров. Если LPF фильтр расположен и на панели автомагнитолы и на усилителе сабвуфера, включить его нужно только на одном устройстве. Рационально будет выбрать магнитолу, так как регулировку на усилителе проводить немного сложнее.

Параметры, по которым можно определить правильность настройки

Правильно или неправильно проведена настройка, каждому придётся определять самому, так как вкусы в музыке у нас совершенно разные, да и автомобили с шумоизоляцией тоже разные

Кроме того, отличается конструкция сабвуферов, что тоже не маловажно. Несмотря на то, что ощущение музыки дело совершенно субъективное фильтры всё же необходимо хорошо отладить и можно быть совершенно уверенным, что басы звучат если и не идеально, то вполне качественно

Основным показателем можно считать тот факт, что на водительском сидении вы слышите всю музыку как целое произведение, звучащее из передних колонок и можете услышать каждый инструмент в отдельности.

Для установки и для контроля корректности настройки желательно использовать музыку, в которой максимально отчётливо звучат живые инструменты, а не электронные. Это обусловлено тем, что мы все знаем, как такие инструменты звучат вживую и будем стремиться получить такое звучание в своём салоне автомобиля. С электронной музыкой же всё будет гораздо сложнее.

Как самому настроить сабвуфер Тестовый диск Мастера.

Это что у тебя за ящик в багажнике?
Это сабвуфер.
А куда барсетку с зонтиком ложить?

Довольно часто народ спрашивает как настроить автозвук в машине, так чтобы было нормально. Понятие «нормально» у каждого свои, но есть несколько основных направлений — (из 100% опрошенных):

  1. Хочу качественный звук — 5%.
  2. Пусть брынчит — 15%.
  3. Нужно, чтоб долбило в салоне — 20%.
  4. Весь район должен слышать, что я еду, особенно девчонки — 60%.

Южный менталитет, ничего не скажешь… Но суть не в этом. Первый и третий владелец авто с музыкой понимают — нужна качественная настройка системы. Да, Вы не ошиблись, даже третьему нужно качество, ибо без правильной настройки того эффекта не будет.

В одной из статей обсуждался выбор головы, или магнитолы по-народному. И было упоминание некоего тестового диска, с которым надо идти в магазин. Такой диск существует и о нём сегодня пойдёт речь.

Используется не только во время выбора аппарата, акустики, усилителя и сабвуфера, но и служит основным Инструментом при настройке достоверности звучания, тонального баланса комплекта, а также уровня громкости и давления Вашего сабвуфера.

С его помощью можно определить провалы и «горбы» на определённых частотах, даже не используя специальную аппаратуру.

Мастером был разработан специальный трек, включённый в этот диск. На экране Вашей магнитолы отображается частота, которая сейчас звучит, в виде секунд. Начинается дорожка отсчётом в виде кратковременного звука от 0 до 19 секунд. С двадцатой секунды идёт уже полноценный звук.

Соответственно, 59 секунд — это 59 Герц, одна минута — 60 Гц, 1:20 — 80 Гц. Дорожка заканчивается на частоте 200 Герц, то есть на отметке 3:20.

Предупреждение! Трек прослушивается сначала на 10% громкости, дабы не повредить Ваш сабвуфер. Несоблюдение этого правила не освобождает Вас от ремонта динамика!

И это только малая часть полезного объёма этого тестового диска. Настраивая акустические компоненты, не раз убеждался — сделанное под себя работает как нельзя лучше. То есть многие из тестовых дисков, существующие на данный момент, работают только на соревнованиях. А в обычной жизни более пятидесяти процентов машин не соответствуют никаким правилам… 🙂 И поэтому приходится подстраиваться.

Мало того, скажу правду: этот Инструмент существует уже четыре года и постоянно дорабатывается по необходимости. У каждого профессионального установщика есть не один такой тестовый диск. Но так, чтобы единственный соответствовал всем запросам — я не встречал. Может, конечно есть такой, покажите мне его.

И решение поделиться пришло не сразу. Всё-таки своё, родное. Но в наше время всё меняется, и может Вам сейчас необходим именно такой аудиодиск для настройки. Да, это естественно диск в формате audioCD, никаких mp3 файлов 🙂

В нашем деле качество превыше всего. И довольные клиенты тоже. А если Вы инсталлятор со стажем, то поймёте о чём я Вам толкую. Кусочек опыта, накопленный с 2006 года просто обязан быть ценным…

Выгода — не надо тратить кучу времени, собирая по крупицам те знания, что пригодятся при создании такого диска. Перелопатить более 20 тестовых дисков от разных производителей и выбрать самое ценное можно, но это можно делать только при условии чёткого понимания достигаемого результата.

Вы скажете: мне проще иметь десять дисков, на которых я могу найти то что мне нужно. Да, можете, но никакого удобства и скорости при настройке Вы уж точно не получите, особенно в присутствии клиента, который торопится. И ещё эти десять дисков собрать надо…

Я предлагаю лучшее. Заказать сейчас.

P.S. Просматривая поисковые запросы, улыбнулся при виде слова сабфуфер 🙂 Хорошо, хоть не сабфуфел…

Адрес заметки: http://airsound.ru/post_1247237038.html

20 июля 2009, 09:00

Процесс настройки автомобильного сабвуфера

Вначале следует сказать, что настраивать это устройство обычно начинают ещё на этапе создания деревянного короба под низкочастотный динамик. Уже тогда учитываются размеры салона машины, мощность подключаемого усилителя и направление музыки, которую водитель предпочитает слушать. Затем начинается тонкая настройка фильтров, на которой мы и сосредоточимся.

Фильтр LPF

LPF включается либо на усилителе сабвуфера, либо в магнитоле. Аббревиатура LPF означает low pass filter. Задача фильтра — пропускать на динамик сабвуфера низкие частоты, обрезая частоты высокие.

Фильтр LPF регулируется отвёрткой

  • открывается доступ к регулятору LPF (обычно он располагается на задней стенке усилителя);
  • с помощью обычной плоской отвёртки этот регулятор поворачивается по часовой стрелке до частоты в 55–60 Гц. Это оптимальная частота среза для большинства автомобильных сабвуферов среднего ценового диапазона (возможно, в дальнейшем её придётся слегка подкорректировать);

Subsonic

Назначение фильтра Subsonic — обрезать инфразвук. Именно он и вырезает паразитные частоты ниже 25–30 Гц, о которых упоминалось выше. Однако этим фильтром оборудован далеко не каждый сабвуфер, о чём следует помнить.

Регулятор фильтра Subsonic есть не на всех усилителях

  • регулятор фильтра Subsonic также располагается на задней крышке сабвуферного усилителя;
  • плоской отвёрткой этот регулятор поворачивается на величину, которая будет примерно на 5 Гц ниже частоты фазоинверторного порта;

Пример: если фазоинвертор работает на частоте 40 Гц, то Subsonic следует устанавливать на 35 Гц. А штатную частоту фазоинвертора можно узнать в инструкции к сабвуферу.

Настройка уровня Gain

Gain — это уровень входной чувствительности сабвуфера. И его тоже необходимо отрегулировать (на некоторых усилителях этот уровень обозначается словом Level).

Регулятор уровня Gain вращается плоской отвёрткой

  • регулятор Gain может располагаться как на задней, так и на передней панели усилителя. Всё зависит от конкретной модели;
  • в ручке регулятора имеется прорезь в виде стрелки, в которую вставляется плоская отвёртка (диапазон регулируемых напряжений обычно варьируется от 0.2 до 5 вольт);
  • сначала регулятор Gain выставляется на минимум, после чего с магнитолы на сабвуфер начинает подаваться музыкальный сигнал с постепенным увеличением громкости. Подаётся он до тех пор, пока не появятся первые искажения звука;
  • как только это произошло, ручка громкости магнитолы поворачивается обратно до появления чистого звука;
  • теперь регулятор Gain с помощью отвёртки поворачивается по часовой стрелке до появления первых искажений;
  • после их появления регулятор откручивается назад не пару делений до появления качественного звука;

Установка акустической фазы

Если фазировка настроена верно, то сабвуфер будет звучать вместе с фронтальными колонками. Если же сабвуфер, по ощущениям водителя, грохочет где-то в районе багажника, значит, акустическую фазу следует отрегулировать.

  • регулятор фазовращателя находится на передней стенке сабвуферного усилителя и обозначается как Acoustic phase;
  • он поворачивается вручную по часовой стрелке до тех пор, пока фаза не «развернётся» под нужным углом и сабвуфер не зазвучит как единое целое с фронтальными динамиками;

Настройка стыка сабвуфера и средних частот

Здесь преследуется следующая задача: максимально точно состыковать по частотам сабвуфер и фронтальные колонки. К примеру, если нижние частоты сабвуфера обрезаны до 60 Гц, а «низ» в колонках выставлен на 100 Гц, то в звучании этих устройств могут возникнуть хорошо различимые на слух провалы. Для их устранения потребуется коррекция фильтра LPF, о которой уже упоминалось.

  • музыка, богатая низкими частотами, подаётся на колонки и усилитель сабвуфера;
  • регулятор фильтра LPF поворачивается отвёрткой вначале на пару делений против часовой стрелки, а если провалы не исчезли — на три деления по часовой стрелке. Обычно этого бывает достаточно для точной стыковки частот колонок и сабвуфера;

Видео: настройка сабвуфера в автомобиле

Итак, для точной настройки сабвуфера автовладельцу придётся больше полагаться на субъективные ощущения, а не на показания приборов. Объяснение этому простое: машины у всех разные, предпочитаемая музыка — тоже разная, да и конструкции сабвуферов могут существенно отличаться

Но даже в таких условиях необходимо уделить самое пристальное внимание настройке фильтров. Потому что без этого сабвуфер не будет звучать в полную силу

Музыка для настройки и проверки

Независимо от того, какой музыкальный стиль чаще всего будет прослушиваться через аудио-систему автомобиля, сабвуфер должен быть настроен оптимально для всех направлений, которые отличаются низким частотным спектром. Он делится на два вида низких частот:

  • полезные низы — придают насыщенности;
  • паразитные низы — не уловимы человеческим ухом, ощущаются на физическом уровне в виде легкого дискомфорта.

Настройка предполагает именно избавления или снижение паразитных низов, частота которых от 30 до 40 Гц. В основном они используются в электронных музыкальных композициях и являются ее характерной чертой, которую не стоит убирать. Поэтому использовать электронную музыку для настройки не целесообразно. Оптимальным материалом для проверки будет использование композиций с классическими инструментами. Это позволит сравнить звучание знакомых инструментов и определить паразитные звуковые частоты, так как в классической музыке редко встречаются басы ниже, чем 30 Гц.

Существуют также специальные программы для настройки акустических систем, тонгенераторы, которые помогают настроить автомобильный сабвуфер максимально точно при помощи проигрывания звука в указанным пользователем диапазоне частот.

Настраиваем сабвуфер

   1) Ручку уровень громкости на сабвуфере поставьте на на минимум.

  2) Ручку частоты среза на сабвуфере установите в значение 50 Гц (или  ниже  на 10-20 Гц значения нижней границы частотного диапазона Ваших фронтальных колонок).

   3) Включите фонограмму с хорошим уровнем низов (например тестовый диск — «музыка для сабвуфера» — Deep Bass (2004)    или реп, хип-хоп и т.п.). Поднимите уровень громкости сабвуфера с помощью его ручки громкости до уровня, примерно соответствующего громкости фронтальных колонок. Выключите фонограмму.

    4) Далее нам понадобится тестовый диск со списком частот типа АудиоДоктор FSQ. На нем последовательно произносится голосом значение частоты и звучит тон. Громкость звука не должна быть ни тихой, ни слишком громкой. На уровне громкости обычного разговора.

    Сначала проходим весь ряд частот от 20 до 200 Гц для выявления частот, на которых уровень или слишком громкий или слишком тихий, определяем частоты, на которых возникают резонансные явления (дребезжание стекол, гудение стенок мебели и т.п.).

   Если уровень громкости, начиная с 20 Гц, идет более или менее равномерно, потом уменьшается в районе 40-90 Гц, а еще через несколько частот (например на 110 Гц) громкость снова растет до нормального уровня, то Вам необходимо увеличить частоту среза сабвуфера до значения, после которого уровень снова начинает идти нормально (в данном случае — это 100-120 Гц).

     Пройдите ряд частот от 20 до 200 Гц заново. Скорректируйте уровень громкости, а может и частоту среза фильтра  сабвуфера. И так несколько раз, пока уровни громкости не станут достаточно равномерными.

    Какие явления Вы можете наблюдать при прохождении диапазона?

     a) Частоты 20-40 Гц вообще не слышны, а остальные частоты слышны нормально. Это ограничение полосы сабвуфера (загляните в его инструкцию в раздел «Технические характеристики» ).

     б) Предметы в комнате на определенных частотах резонируют. Определите эти предметы и, по возможности, удалите их или нейтрализуйте. На дребезжащие окна можно повесить тяжелые шторы. А, если рамы старые деревянные, «посадить» стекла на герметик.

     Попробуйте поэкспериментировать с расположением сабвуфера, проверяя каждое перемещение с помощью прослушивания частотного диапазона 20 — 200 Гц.

     5) После проведения всех настроек, необходимо включить воспроизведение музыки с глубокими басами. Если бас слишком громкий, искаженный и/или не четкий, то необходимо уменьшить уровень громкости сабвуфера до исчезновения искажений. Можно попробовать уменьшить динамический диапазон баса (если на сабвуфере имеется переключатель динамики баса). Можно покрыть стены, пол, потолок звукопоглощающими поверхностями. Если в сабвуфере имеется фазоинвертор сзади, то необходимо отодвинуть сабвуфер от стены, чтобы уменьшить количество басов, для увеличения — наоборот придвинуть.

    6) Далее включается обычная джазовая оркестровая музыка, потом симфоническая музыка, электронная, рок, кино со взрывами и т.д. и проверяется не слишком ли мало или много басов. Если мало —  уровень громкости сабвуфера слегка увеличивается, если много — наоборот. Можно попробовать увеличить или уменьшить динамический диапазон сабвуфера.

   При подключении сабвуфера через «колоночные» входы (минуя встроенный усилитель):

   — при подключении сабвуфера параллельно фронтальным колонкам, следует проводить настройку фильтра низких частот фронтальных каналов или в самом сабвуфере (если в нем имеется настраиваемый фильтр низких частот на «колоночном» входе);

  — при подключении к отдельному внешнему усилителю сабвуфера — используется фильтр низких частот либо в этом усилителе (канале усилителя), либо в самом сабвуфере фильтр низких частот на «колоночном» входе.

Наиболее распространённые модели низкочастотного динамика

Автомобильный «саб» включает в себя динамик для низких частот с резиновым подвесом и диффузор (полипропиленовый). Головку динамика помещают в корпус, чаще всего деревянный. Всю эту конструкцию располагают обычно в багажнике, так как конструкция очень громоздкая.

Сегодня основная масса современных автомобилей оснащены штатными аудиосистемами, в комплектацию которых входит и сабвуфер.

Для того чтобы почувствовать весь объём и глубину звучания музыкальных треков, «саб» необходимо правильно акустически оформить. Для этой цели динамик помещают в специальный короб. Сегодня существует несколько вариантов оформления. Наиболее распространёнными являются:

  1. Закрытый ящик.
  2. Фазоинверторный – это второй по распространённости вариант, который довольно легко монтируется и выглядит как ящик с портом (щелью или трубой). Такое строение значительно повышает КПД. Громкость и качество звучания очень хорошие, но такое устройство требует несколько больше места.
  3. Четвертьволновик (лабиринт). Это тоже довольно большое по размерам устройство, но качество звучания будет значительно лучше, чем в предыдущих вариантах.

Почему важно состыковать сабвуферы и мидбасом правильно

Если сабвуфер будет плохо состыкован с мидбасом, то звук будет некачественным и неполноценным. Особенно это заметно на низких частотах, когда вместо чистых басов получается какая-то несуразица. Иногда возможны и такие плачевные варианты, кода звук из сабвуфера вообще будет играть независимо.

На самом деле, это касается всех видов музыки, а не только скажем, классики или рок-музыки, где наблюдается игра «живых» музыкальных инструментов. Например, в треках, что относят к столь популярному среди молодежи жанру EDM, наиболее яркие басы находятся именно на стыке с мидбасом. Если состыковать их неправильно, то низкочастотные громкие басы в лучшем случае уже будут не столь впечатляющими, а в худшем – будут едва слышны.

Так как настроить усилитель необходимо на одинаковую частоту, рекомендуется пользоваться анализатором звукового спектра для получения наиболее точных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *