Как сделать и установить подогрев руля
Содержание:
Шаг первый добраться до улитки рулевого колеса
Нам необходимо добраться до разъема управления на контактной площадке или улитке рулевого колеса. Для этого необходимо снять рулевое колесо и коробку с системой подушки безопасности. Обычное крепление коробки с механизмом подушки – два боковых болта, закрытые пластиковыми заглушками. Крепление выворачиваем с помощью хитрого ключика
Совет! Прежде чем снимать клеммы модуля подушки безопасности, сверяемся с руководством по эксплуатации авто и снимаем клеммы аккумулятора.
Далее наступает черед руля. Стандартное крепление баранки – центральная гайка – легко откручивается накидным ключом. Корпус улитки, как правило, крепится на остов с помощью пары пластиковых защелок. Если на руле установлены кнопки дистанционного управления, перед снятием откидываем контактную фишку на улитке.
Именно этот разъем нас интересует в качестве источника питания подогрева. На большинстве моделей авто, благодаря высокой унификации, фишка имеет больше контактов, чем реально используется для управления. Рядом находится разъем подушки безопасности. На всякий случай контакты, выбранные под питание подогрева руля, стоит сверить с руководством по эксплуатации автомобиля, чтобы не пришлось впоследствии искать причину неработающих кнопок на руле.
В зависимости от сопротивления нагревательного элемента стоит предварительно измерить параметры тепловыделения и проверить, насколько шлейф улитки способен выдерживать ток нагрузки, не перегреваясь выше критической температуры. Для этого отрезаем несколько полос элементов подогрева и с помощью проводов и клемм подключаем фрагмент подогревателя к аккумуляторной батарее через свободную пару контактов шлейфа улитки.
Совет! Делайте длину ленты нагревателя максимально возможной. Ток будет меньше, что уменьшит тепловую нагрузку на шлейф. При этом изоляция будущей системы подогрева руля должна оставаться слегка теплой и, главное, – стабильной в течение часа.
Далее устанавливаем нагреватель непосредственно «под кожу» рулевого колеса. Чаще всего используется ленточный нагреватель из углеродных или углеграфитовых нитей.
Примерная длина одного фрагмента нагревателя – 55-60см. Этого как раз хватит для подогрева одной половинки руля. На внешнюю сторону руля приклеиваем подходящим клеем. Хорошо зарекомендовал себя клей «Момент» на основе полихлоропреновых каучуков.
В местах установки контактов стоит вырезать пазы, чтобы места спайки проводов не выпирали через чехол.
Контакты на концах элементов подогрева руля можно сделать своими руками из медной фольги либо использовать стандартные контактные клипсы.
К металлу припаиваем провода, которые коммутируем в свободные гнезда фишки улитки. На руле сами провода уложим в предварительно вырезанные пазы и зафиксируем хомутами.
Поверх приклеенных элементов подогрева намотаем изоляционную ленту на тканевой основе.
Если для элемента подогрева вы использовали нихромовую проволоку, то всю длину нагревателя, а это примерно 11м, необходимо равномерно распределить по окружности руля. Чтобы избежать контакта соседних витков и исключить выпячивание проволоки через чехол, лучше уложить витки в заранее выполненные канавки и зафиксировать проволоку изоляционным материалом. Остальные подключения проводят аналогично с подогревом углеродным элементом.
Реализация подогрева руля углеродной лентой, рассчитанной на 12 вольт, – наиболее безопасный путь и удобный способ обустройства, хотя бы потому, что лента будет греть наружную часть обода руля. Тогда как проволоку придется изолировать и наматывать на обод, что увеличит ненужные затраты энергии на нагрев тех частей руля, которых практически не касаются руками.
Оба варианта достаточно популярны и позволяют установить подогрев на участки руля, которые более всего используются вами при управлении автомобилем.
Подключение элемента подогрева к источнику питания
Нагрузка на шлейф улитки составит около 2А, это немного, но требует качественного соединения в контактных разъемах. Лучшим вариантом было бы использование прямой пайки проводов подогрева в разъеме руля. Как вариант, на концах двух проводов запаиваются концевики, взятые с колодки разъема блока питания компа, и вставляются в контактную фишку улитки. Минусовую часть проводки закручивают на крепление руля.
Альтернативный вариант подключения
Не обязательно для подключения элемента подогрева руля своими руками так сильно модифицировать устройство рулевого колеса. Если в вашем автомобиле нет подушки безопасности, можно установить подогрев руля и коммутировать проводку проще. Например, как вариант, используют дополнительные самодельные кольцевые дорожки, через которые непосредственно подводится питание к элементу подогрева руля.
Для этого два медных кольца, диаметром 65 и 85 мм, наклеиваются на тонкую (1 мм) текстолитовую основу. Кольца можно выполнить травлением на фольгированном стеклотекстолите. Через изоляционную прокладку самодельная контактная площадка монтируется на улитку. На руле устанавливаются два скользящих контакта, каждый на свое кольцо. К установленным контактам в обычном порядке подсоединяются соединительные провода подогрева руля.
Своими руками к плюсовому и минусовому кольцу установленной площадки припаивают контакты двужильного кабеля, который легко через реле подключить к батарее или замку зажигания. Более простым подключением системы подогрева будет включение схемы в разъем прикуривателя.
Преимущества подобной системы подогрева руля:
- высокая надежность и простота конструкции;
- отсутствие риска вывести из строя шлейф улитки руля;
- возможность подведения к рулевому колесу тока любой величины.
К недостаткам можно отнести более высокую трудоемкость изготовления подогрева и необходимость укладки дополнительной проводки для подключения системы.
Заключительные операции
Зачастую для того, чтобы скрыть систему подогрева руля, стараются сшить своими руками чехол, полностью закрывающий спицы и обод. Не у всех есть способности к сшиванию изделий из кожи или дермантина, поэтому более эстетичным решением будет покупка и монтаж на руль готового чехла. Чехол необходимо подобрать по размеру заранее с учетом увеличения размеров рулевого колеса на толщину элемента подогревателя и изоляции. Иногда кожаные изделия предварительно распаривают над паром или обрабатывают спиртом для смягчения материала, что упрощает монтаж и позволяет коже растягиваться и «садиться» по размеру.
Если нет желания собирать схему своими руками, можно легко заказать установочный комплект подогрева руля в интернете.
Как сделать обогрев рулевого колеса своими руками показано на видео:
- Как пользоваться динамометрическим ключом
- Какой толщиномер лучше выбрать
- Экспедиционный багажник на Ниву 2121, Ниву Шевроле, УАЗ
- Муфта сцепления
Этапы работы
Демонтаж руля
Прежде всего, необходимо снять само рулевое колесо. В зависимости от конструкции той или иной модели автомобиля, этот процесс происходит по-разному, однако в подавляющем большинстве случаев процесс демонтажа руля может вызвать определенные затруднения. Чтобы после финишной установки руля колесо встало на свое место без смещения относительно оси, рекомендуется промаркировать положение «баранки» относительно вала (можно просто нанести отметки маркером).
Нанесение разметки
теплый руль самимДемонтировав руль, необходимо маркером или фломастером нанести на его обод разметку, в соответствии с которой и будет осуществляться укладка нагревательного элемента. Разметку можно делать по своему усмотрению — как правило, это витки по ободу руля с шагом в 2-3 см. Если вырезать витки с большейчастотой шага, греющегося провода одного комплекта подогрева сидений может не хватить. После того, как разметка будет нанесена, канцелярским ножом для бумаги по разметке нужно надрезать внешнюю поверхность руля так, чтобы в разрез можно было бы уложить провод, служащий нагревательным элементом для установки обогрева руля машины своими руками. Прорезать канавки для провода лучше всего под углом. Во-первых, благодаря такому способу, провод будет лучше держаться при его укладке, а во-вторых, делать прорези будет гораздо проще.
Укладка нагревательного элемента для обогрева руля
Нагревательный шнур, предварительно извлеченный из автомобильной грелки, необходимо плотно уложить в прорезь на руле. При этом качественной система подогрева получится только в том случае, когда греющий шнур будет плотно прилегать к рулевому колесу, оставаясь зафиксированным клеем в нескольких местах. В местах заломов или перегибов электрошнур стоит закрепить изолетной, которую после полного высыхания клея можно легко убрать. Намотав нагревательный элемент на руль и тщательно зафиксировав его, следует покрыть уложенный провод герметиком таким образом, чтобы вырезанная на руле канавка и уложенный в нее провод не прощупывались. После высыхания герметика его излишки нужно убрать, аккуратно срезав ножом. Затем всю конструкцию сверху обшивают кожей или иным материалом на усмотрение владельца машины.
Завершающий этап
Еще одним технически сложным этапом самостоятельного изготовления системы обогрева руля своими руками является этап установки руля на место и подключение подогрева к бортовой системе электропитания. Для питания вновь смонтированной системы подогрева руля задействуются три свободных контакта, предусмотренных практически у каждого автомобиля. Четвертый контакт необходимо, как и до демонтажа рулевого колеса, замкнуть на клаксон. В целях упрощения всего процесса включение подогрева руля можно объединить с кнопкой включения обогревателя заднего стекла, выведя контакт на соответствующую электрическую цепь автомобиля.
При правильном изготовлении и монтаже системы подогрева руля нагрев до теплого состояния происходит уже через 2-3 минуты после нажатия кнопки включения.
Купить комплект или сделать своими руками
Желание дооснастить автомобиль подогревом руля можно воплотить 4-мя путями.
- Купить готовый для установки комплект, который будет включать в себя термовыключатель, нагревательный элемент, кнопку, реле, провода с держателем для предохранителя. В некоторых системах для повышения эффективности в цепь включен преобразователь напряжения с 12 В ≥ 30 В.
- Собрать комплект для установки своими руками. Если не учитывать преобразователь напряжения, который есть далеко не во всех моделях, комплект состоит из легкодоступных для покупки элементов.
- Установить штатный руль с подогревом. Вам потребуется купить руль, кнопку и, возможно, заменить подрулевой шлейф. Но это лишь при условии, что на вашу модель автомобиля более поздних годов выпуска либо в дорогих комплектациях штатно устанавливался обогрев руля.
- Изготовить подогрев своими руками, использовав в качестве нагревательного элемента провод МГТФ. Ранее, наряду с нихромовой проволокой, мы рассматривали изготовление нагревательного элемента из провода МГТФ для подогрева зеркал заднего вида. Этот же элемент часто используется в конструкции подогрева сидений.
Для выбора собственного пути вам достаточно оценить себестоимость готового комплекта, элементов по отдельности и временные затраты на установку подогрева руля каждым из способов.
Оплетка
Преимущества установки оплетки с подогревом:
- обогрев питается от прикуривателя, поэтому нет необходимости вмешиваться в конструкцию бортовой сети автомобиля;
- снятие и установка занимает не более 2-3 минут.
За кажущееся удобство придется заплатить серьезными недостатками:
невозможность включение подогрева руля в движении. Провод питания, идущий к прикуривателю, будет сковывать движения рулевого колеса, что затрудняет управление автомобилем и чревато попаданием в ДТП;
- незначительный эффект. При кратковременном включении руль будет нагреваться очень слабо и быстро отдавать тепло после снятия оплетки. Мы не рекомендуем ездить постоянно с такого рода аксессуаром на руле. Из-за своей универсальности и особенностей изготовления оплетка с подогревом плохо фиксируется на руле, что может помешать совершить контраварийное руление в случае заноса;
- оплетку, провод и переходник для питания подогрева руля придется постоянно хранить в автомобиле.
Инструмент и материалы
Для установки комплекта подогрева рулевого колеса вам потребуются:
- паяльник, флюс и немного припоя;
- инструмент для снятия обшивки рулевой колонки, руля. Подробную инструкцию по снятию вы можете найти в руководстве по ремонту и эксплуатации вашего автомобиля;
- перовое сверло для отверстия в спице руля под термовыключатель;
- универсальный клей «Момент». Клей не позволит токопроводящей ткани мяться, слезать с обода при подключении и перешивке.