Важные размеры колесных дисков
Содержание:
- 1 Сверловка 5×112
- 2 ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ КОЛЕС
- 3 Соответствие размера шины ширине диска
- 4 Соответствие типоразмера автошины ширине колесных дисков.
- 5 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
- 6 Характеристики колёсных дисков на примере радиальности R14
- 7 Размеры ободов
- 8 Пистонирование
- 9 Профиль обода
- 10 ЛЕГКОСПЛАВНЫЕ КОЛЕСА
- 11 Ширина — обод
- 12 Посадочные размеры для монтажа шины
Сверловка 5×112
Диски с такой сверловкой могут использоваться на следующих моделях авто:
Audi (37)
A3
A4
A4 Allroad
A5
A6
A6 Allroad
A7
A8
Allroad
Q2
Q3
Q5
Q7
Q8
R8
RS Q3
RS3
RS4
RS5
RS6
RS7
S2
S3
S4
S5
S6
S7
S8
SQ2
SQ5
SQ7
TT
TT RS
TT S
V8
e-tron
BMW (19)
1 Series
2 Series Active Tourer
2 Series Gran Tourer
3 Series
5 Series
6 Series Gran Turismo
7 Series
8 Series
M5
X1
X2
X3
X4
X5
X6
X7
Z4
i3
i8
Bentley (6)
Azure
Continental Flying Spur
Continental GT
Continental GTC
Continental Supersports
Flying Spur
Borgward (4)
BX5
BX6
BX7
BXi7
Chery (1)
Arrizo 7
Chrysler (1)
Crossfire
Cupra (1)
Ateca
Daewoo (1)
Chairman
Denza (1)
Denza
FAW Audi (5)
A3
A4
A6
Q3
Q5
FAW Volkswagen (7)
CC
Golf
Golf Sportsvan
Magotan
Sagitar
T-Roc
Tayron
Fisker (1)
Tramonto
Ford (3)
Galaxy
Granada
Scorpio
Infiniti (2)
Q30
QX30
Lamborghini (8)
Aventador
Centenario
Gallardo
Gallardo LP560-4
Gallardo LP560-4 Spyder
Gallardo Spyder
Huracan
Reventon
MG (2)
GS
Ruiteng
MINI (8)
Cabrio
Clubman
Convertible
Cooper
Countryman
Hardtop
Hatch
One
Mahindra (1)
XUV300
McLaren (5)
600LT
600LT Spider
720S
720S Spider
P1
Mercedes-Benz (63)
A-Класс
А-Класс AMG
AMG GT
AMG GT 4
B-Класс
C-Класс
C-Класс AMG
CL
CL-Class AMG
CLA
CLA-Class AMG
CLC
CLK
CLK-Class AMG
CLS
CLS-Class AMG
E-Класс
E-Class AMG
E-Class Cabriolet
E-Class Coupe
EQC
GL
GL-Class AMG
GLA
GLA-Class AMG
GLC
GLC-Class AMG
GLC-Class Coupe
GLC-Class Coupe AMG
GLE-Class AMG
GLE
GLE-Class Coupe
GLE-Class Coupe AMG
GLK
GLS-Class
GLS-Class AMG
M-Класс
M-Class AMG
Marco Polo
Metris
R-Класс
R-Class AMG
S-Класс
S-Class AMG
S-Class Cabrio
S-Class Cabrio AMG
S-Class Coupe
S-Class Coupe AMG
SL
SL-Class AMG
SLC-Class
SLC-Class AMG
SLK
SLK-Class AMG
SLR-Class
SLS AMG
V-Класс
Vaneo
Viano
Vito
W123
W124
Porsche (1)
Macan
Red Flag (4)
H7
HQ3
L5
Mingshi
Rolls-Royce (2)
Cullinan
Phantom
Seat (8)
Alhambra
Altea
Altea Freetrack
Ateca
Exeo
Leon
Tarraco
Toledo
Skoda (9)
Kamiq
Karoq
Kodiaq
Kodiaq GT
Octavia
Octavia Classic
Octavia Scout
Superb
Yeti
SsangYong (7)
Actyon
Chairman
Korando
LUVi
Tivoli
Tivoli XLV
XLV
Toyota (1)
Supra
Volkswagen (59)
Arteon
Atlas
Beetle
Bora
Bora SportWagen
CC
Caddy
CrossGolf
CrossTouran
Eos
Eurovan
Fusca
GTI
Golf
Golf Alltrack
Golf Cabriolet
Golf GTI
Golf Plus
Golf R
Golf R Variant
Golf SV
Golf SportWagen
Golf Sportsvan
Golf Touran
Golf Variant
Golf Variant Alltrack
Jetta
Jetta Variant
Kombi
Lamando
Lamando GTS
Magotan
Multivan
Passat
Passat Alltrack
Passat CC
Passat Variant
Phaeton
Phideon
R32
Rabbit
Sagitar
Scirocco
Sharan
T-Roc
Tayron
Teramont
Teramont X
Tharu
Tiguan
Tiguan Allspace
Tiguan L
Touareg
Touran
Touran L
Transporter
Vanagon
Vento
e-Golf
Brilliance (1)
V6
ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ КОЛЕС
Максимальная допустимая статическая нагрузка на колесо должна быть не менее 1/4 разрешенной максимальной массы автомобиля (в кгс), указанной в паспорте или свидетельстве о регистрации транспортного средства.
Основные размеры колес в основном определяются действующей на них нагрузкой и габаритами тормозных механизмов. В зарубежных каталогах размер «в» обозначается как ET; «г» – DIA; «д» – PCD. Определяющими для колеса размерами служат ширина обода и монтажный (посадочный) диаметр, как правило, представленные в дюймах. Кроме того, в обозначение колеса входит буква, обозначающая форму профиля обода. Например, в маркировке 5,5Jі15 первая цифра обозначает ширину обода, буква J – форму его профиля (встречаются также профили, обозначаемые буквами E, L, K) и последняя цифра – монтажный диаметр колеса, совпадающий с тем же размером шины. Посадочный диаметр – диаметр поверхности обода (в дюймах), на которую монтируется шина, например 12; 13; 14; 15; 16 и т.д. Этот размер должен точно соответствовать посадочному диаметру используемой шины. Посадочная ширина – расстояние между внутренними поверхностями бортовых закраин обода (в дюймах), например 4,0; 4,5; 5,0; 5,5; 6,0; 6,5 и т. д. Легкосплавные колеса выпускают диаметром 12–22 дюйма, при этом ширина посадочного обода варьируется в пределах 4–10 дюймов. Вылет обода – расстояние (в мм) от привалочной плоскости (прилегающей к ступице) колеса до плоскости, проходящей через середину обода. Этот размер определяется, если провести условную плоскость через середину обода колеса и измерить расстояние от нее до крепежной плоскости. Если плоскости совпадают, то вылет нулевой. Если привалочная плоскость выступает за плоскость симметрии, то вылет положительный. Если привалочная плоскость не доходит до плоскости симметрии – вылет отрицательный. Чаще всего считается допустимым изменение величины вылета в пределах ±5 мм, но некоторые производители дисков рекомендуют отклонение ±10 мм. Следует отметить, что изменение величины вылета сказывается на кинематике подвески, на управляемости, на сроке службы подшипников, на устойчивости автомобиля. Уменьшение вылета по сравнению со значением, принятым автопроизводителем, приводит к увеличению колеи и большему выступанию колес из арок. Если при этом используются обода с увеличенной шириной, то чрезмерно выступающие шины будут интенсивнее загрязнять автомобиль. Кроме этого, снизится уровень его безопасности. Диаметр расположения центров крепежных отверстий (определяется в мм) должен точно соответствовать диаметру окружности, на которой расположены центры крепежных (резьбовых) отверстий или шпилек ступицы. Обычно этот размер отображается двумя цифрами: перед условным диаметром обозначается количество отверстий, например 4×114,3 (четыре отверстия на окружности диаметром 114,3 мм). Так как автопроизводители не договорились об унификации диаметров расположения крепежных отверстий, то существует ряд довольно близких размеров: 4×98 и 4×100; 4×112 и 4×114,3; 5×98 и 5×100; 5×108 и 5×110; 5×112 и 5×114,3; 5×120 и 5×120,7 и т.п. Определять этот размер «на глазок» не следует. Ошибка может привести к тому, что даже правильно отбалансированное колесо будет иметь сильное биение, кроме того, возможно повреждение резьбовых соединений. С помощью штангенциркуля можно измерить этот размер, но лучше всего получить данные у консультанта-продавца. Диаметр центрального отверстия (определяется в миллиметрах) должен соответствовать диаметру центрирующего выступа на ступице автомобиля. Наиболее точно соосность колеса обеспечивается, когда центральное отверстие диска совпадает по диаметру с выступающим из ступицы цилиндром. В тех случаях, когда диаметр центрального отверстия диска больше диаметра цилиндра на ступице, применяют пластиковые центрирующие вставки-переходники (иногда входят в комплект легко-сплавных колес). Переходники обозначаются цифрами, соответствующими диаметру отверстия в диске и диаметру полуоси, например 67,1–56,6; 67,1–59,1. Центрирование колеса с помощью прилагаемых к диску болтов или гаек недопустимо, так как их основное назначение – прижать диск к ступице автомобиля и зафиксировать окончательное положение колеса. Кольцевые выступы (хампы) служат для дополнительной фиксации бескамерной шины на ободе колеса. Их обозначают «H» или «H2», что означает наличие на ободе одного или двух кольцевых выступов определенного профиля. Обода с кольцевым выступом типа «H2» обычно используются для шин с усиленной несущей боковиной (Run Flat).
Соответствие размера шины ширине диска
Соответствие типоразмера автошины ширине колесных дисков.
Какой ширины диск нужен для определенного типоразмера автошины?
Ширина диска, в дюймах | ||||
Профиль шины | Типоразмер шины | Рекомендуемая | Мин. | Макс. |
12 дюймов | ||||
82 | 125R12 | 3,5 | 3.0 | 4.0 |
135R12 | 4.0 | 3,5 | 4,5 | |
145R12 | 4.0 | 3,5 | 5.0 | |
155R12 | 4.5 | 4.0 | 5.0 | |
70 | 145/70R12 | 4,5 | 4.0 | 5.0 |
155/70R12 | 4,5 | 4.0 | 5,5 | |
13 дюймов | ||||
82 | 145R13 | 4.0 | 3,5 | 5.0 |
155R13 | 4,5 | 4.0 | 5,5 | |
165R13 | 4,5 | 4.0 | 5,5 | |
175R13 | 5.0 | 4,5 | 6.0 | |
80 | 135/80R13 | 3,5 | 3,5 | 4,5 |
145/80R13 | 4.0 | 3,5 | 5 | |
155/80R13 | 4,5 | 4.0 | 5,5 | |
165/80R13 | 4,5 | 4.0 | 5,5 | |
70 | 135/70R13 | 4.0 | 3,5 | 4,5 |
145/70R13 | 4,5 | 4 | 5 | |
155/70R13 | 4,5 | 4.0 | 5,5 | |
165/70R13 | 5.0 | 4,5 | 6.0 | |
175/70R13 | 5.0 | 5.0 | 6.0 | |
185/70R13 | 5,5 | 5 | 6,5 | |
195/70R13 | 6 | 5,2 | 7 | |
65 | 155/65R13 | 4,5 | 4 | 5,5 |
165/65R13 | 5 | 4,5 | 6 | |
175/65R13 | 5 | 5 | 6 | |
60 | 175/60R13 | 5 | 5 | 6 |
185/60R13 | 5,5 | 5,5 | 6,5 | |
205/60R13 | 6 | 5,5 | 7,5 | |
55 | 195/55R13 | 6 | 5,5 | 7 |
14 дюймов | ||||
82 | 145R14 | 4 | 3,5 | 5 |
155R14 | 4,5 | 4 | 5 | |
165R14 | 4,5 | 4 | 5,5 | |
175R14 | 5 | 4,5 | 6 | |
185R14 | 5,5 | 4,5 | 6 | |
80 | 175/80R14 | 5 | 4,5 | 5,5 |
185/80R14 | 5 | 5 | 6 | |
70 | 165/70R14 | 5 | 4,5 | 6 |
175/70R14 | 5 | 5 | 6 | |
185/70R14 | 5,5 | 5 | 6,5 | |
195/70R14 | 6 | 5,5 | 7 | |
205/70R14 | 6 | 5,5 | 7,5 | |
65 | 155/65R14 | 4,5 | 4 | 5,5 |
165/65R14 | 5 | 4,5 | 6 | |
175/65R14 | 5 | 5 | 6 | |
185/65R14 | 5,5 | 5 | 6,5 | |
195/65R14 | 6 | 5,5 | 7 | |
60 | 165/60R14 | 5 | 4,5 | 6 |
175/60R14 | 5 | 5 | 6 | |
185/60R14 | 5,5 | 5 | 6,5 | |
195/60R14 | 6 | 5,5 | 7 | |
205/60R14 | 6 | 5,5 | 7,5 | |
55 | 185/55R14 | 6 | 5 | 6,5 |
205/55R14 | 6,5 | 5,5 | 7,5 | |
15 дюймов | ||||
82 | 125R15 | 3,5 | 3 | 4 |
135R15 | 4 | 3,5 | 4,5 | |
145R15 | 4 | 3,5 | 5 | |
155R15 | 4,5 | 4 | 5 | |
165R15 | 4,5 | 4 | 5,5 | |
185R15 | 5,5 | 4,5 | 6 | |
80 | 185/80R15 | 5,5 | 4,5 | 6 |
70 | 175/70R15 | 5 | 5 | 6 |
195/70R15 | 6 | 5,5 | 7 | |
235/70R15 | 7 | 6,5 | 8,5 | |
65 | 185/65R15 | 5,5 | 5.0 | 6,5 |
195/65R15 | 6 | 5,5 | 7 | |
205/65R15 | 6 | 5,5 | 7,5 | |
215/65R15 | 6,5 | 6 | 7,5 | |
225/65R15 | 6,5 | 6 | 8 | |
60 | 195/60R15 | 6 | 5,5 | 7 |
205/60R15 | 6 | 5,5 | 7,5 | |
215/60R15 | 6,5 | 6 | 8 | |
225/60R15 | 6,5 | 6 | 8 | |
55 | 185/55R15 | 6 | 5 | 6,5 |
195/55R15 | 6 | 5,5 | 7 | |
205/55R15 | 6,5 | 5,5 | 7,5 | |
225/55R15 | 7 | 6 | 8 | |
50 | 195/50R15 | 6 | 5,5 | 7 |
205/50R15 | 6,5 | 5,5 | 7,5 | |
225/50R15 | 7 | 6 | 8 | |
45 | 195/45R15 | 6,5 | 6 | 7,5 |
16 дюймов | ||||
65 | 215/65R16 | 6,5 | 5,5 | 7,5 |
60 | 225/60R16 | 6,5 | 6 | 8 |
235/60R16 | 7 | 6,5 | 8,5 | |
55 | 205/55R16 | 6,5 | 5,5 | 7,5 |
225/55R16 | 7 | 6 | 8 | |
245/55R16 | 7,5 | 7 | 8,5 | |
50 | 205/50R16 | 6,5 | 5,5 | 7,5 |
225/50R16 | 7 | 6 | 8 | |
235/50R16 | 7,5 | 6,5 | 8,5 | |
255/50R16 | 8 | 7 | 9 | |
45 | 195/45R16 | 6,5 | 6 | 7,5 |
205/45R16 | 7 | 6,5 | 7,5 | |
225/45R16 | 7,5 | 7 | 8,5 | |
245/45R16 | 8 | 7,5 | 9 | |
40 | 215/40R16 | 7,5 | 7 | 8,5 |
225/40R16 | 8 | 7,5 | 9 | |
17 дюймов | ||||
55 | 225/55R17 | 7 | 6 | 8 |
50 | 205/50R17 | 6,5 | 5,5 | 7,5 |
215/50R17 | 7 | 6 | 7,5 | |
45 | 215/45R17 | 7 | 7 | 8,5 |
225/45R17 | 7,5 | 7 | 8,5 | |
235/45R17 | 8 | 7,5 | 9 | |
245/45R17 | 8 | 7,5 | 9 | |
255/45R17 | 8,5 | 8 | 9,5 | |
40 | 215/40R17 | 7,5 | 7 | 8,5 |
235/40R17 | 8,5 | 8 | 9,5 | |
245/40R17 | 8,5 | 8 | 9,5 | |
255/40R17 | 9 | 8,5 | 10 | |
265/40R17 | 9,5 | 9 | 10,5 | |
275/40R17 | 9,5 | 9 | 11 | |
285/40R17 | 10 | 8,5 | 11 | |
35 | 245/35R17 | 8,5 | 8 | 9,5 |
265/35R17 | 9,5 | 9 | 10,5 | |
335/35R17 | 11,5 | 11 | 13 | |
18 дюймов | ||||
50 | 235/50R18 | 7,5 | 6,5 | 8,5 |
45 | 255/45R18 | 8,5 | 8 | 9,5 |
40 | 225/40R18 | 8 | 7,5 | 9 |
235/40R18 | 8 | 7,5 | 9 | |
245/40R18 | 8,5 | 8 | 9,5 | |
265/40R18 | 9,5 | 9 | 10,5 | |
35 | 285/35R18 | 10 | 9,5 | 11 |
295/35R18 | 10,5 | 10 | 11,5 | |
30 | 325/30R18 | 12 | 11 | 13 |
20 дюймов | ||||
40 | 245/40R20 | 9 | 8 | 9,5 |
35 | 275/35R20 | 10 | 9 | 11 |
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Автомобили в базовой комплектации, как правило, оснащаются стальными штампованными колесами и дорожными шинами. Основные свойства таких (в обиходе летних) шин не допускают их использования при низких температурах. Сезонные перестановки на один и тот же диск то летних, то зимних шин не только требуют определенных затрат, но и могут привести к различным повреждениям. Поэтому все больше владельцев автомобилей стремятся иметь по отдельному комплекту колес в сборе с соответствующими шинами на каждое время года. Колесо (в обиходе – диск) это вращающийся и передающий нагрузку элемент транспортного средства, расположенный между ступицей и шиной. Современные колеса, как правило, включают в себя две основные части: обод, образующий кольцеобразную поверхность с бортами, на которую монтируется шина; диск, являющийся опорой обода и снабженный центральным отверстием для установки на одну из ступиц автомобиля (в некоторых случаях диск и обод соединяются с помощью спиц).
Колеса легковых автомобилей в большинстве случаев неразборные и отличаются по конструкции, размерам применяемых шин, материалам, из которых они изготовлены, и технологией производства. Обычные стальные сварные колеса состоят из штампованных из листа диска и обода, изготовленных методом прокатки. Они относительно недороги, но имеют повышенный вес и подвержены деформациям при ударах, что может привести к стравливанию давления из шины. Кроме того, такие колеса имеют скромный дизайн и многие владельцы вынуждены украшать их декоративными колпаками. Стальные штампованные диски ведущих мировых производителей по весу приближаются к литым дискам, предназначенным для тех же автомобилей. Тенденция к снижению массы колеса обусловлена тем, что при этом улучшаются условия работы подвески автомобиля, плавность хода, управляемость, тормозная и разгонная динамика.
Характеристики колёсных дисков на примере радиальности R14
Водитель должен знать, что любой колёсный диск имеет предельно допустимые параметры в зависимости от диаметра его обода, так как показатели, выходящие за эти границы в большую или меньшую сторону, просто не встречаются в обычной жизни. Если рассмотреть данные соотношения на примере колёсного диска с радиальностью R14, можно выделить следующие допустимые показатели всех остальных параметров:
- Данная размерность ставится исключительно на компактные маломощные автомобили, сверловка, или показатель PCD, не должен превышать 65-70 мм, и, как правило, составляет 56,1 мм или 66,1 мм, однако встречаются и некоторые промежуточные варианты диаметров.
- По тем же причинам колесо не крепится при помощи 6 и более шпилек, а их длина не должна превышать 120 мм. Таким образом, диапазон величин разболтовки составляет от 4 до 5 шпилек длиной 90-120 мм на каждую.
- Ширина обода для таких колёс колеблется в пределах 4,5-5,5 дюймов.
Маркировка размерности на дисках
- Как правило, малогабаритные авто не требуют повышенной устойчивости, так как не обладают слишком высокими динамическими характеристиками. Это означает, что вылет колес должен быть отличным от нуля, а изделие полностью скрывается под колёсной аркой. Так, допустимый диапазон показателей ЕТ варьируется от 15 до 45 мм или от 1,5 до 4,5 см.
- В отдельных случаях на эксклюзивных или нестандартных машинах применяются показатели геометрических величин, отличные от указанных выше диапазонов. Чтобы их заменить, водителю необходимо сделать спецзаказ или обратиться напрямую в представительство автомобильного концерна.
Важно!
Все указанные параметры для дисков с диаметром 14 дюймов можно вычленить и для всех прочих показателей радиальности, каждая из которых ставится на определённый класс авто, зависит от своих параметров и имеет индивидуальные величины геометрических характеристик.
Автомобильный концерн самостоятельно определяет посадочный размер диска, и это основано на множественных инженерных расчётах прочности и устойчивости, а также на их основе выделяется коэффициент запаса, на основании которого и рождаются допуски и отклонения.
Разболтовка диска под 5 шпилек
Это означает, что оригинальные диски, которые стояли на автомобиле при его выходе с производственной линии, являются единственным изделием с допустимой разболтовкой и сверловкой. Для точного определения параметра PCD водителю необходимо просто демонтировать диск со ступицей и изучить на его обратной стороне маркировку, которая помимо геометрических параметров может содержать иные важные сведения.
Многие колёсные диски также рассчитаны на определённую нагрузку, которую можно оказать на колесо, и от неё зависит также грузоподъёмность транспортного средства. Кроме того, стандартные диски могут деформироваться при интенсивной эксплуатации, если в покрышках будет нагнетаться давление, выходящее за пределы допустимых показателей.
Размеры ободов
Если не брать в учет складники, монстры с размером 36″ и еще не слишком распространенный размер 27,5″, то существует два основных размера велосипедных ободов.
Самый распространенный в мире — 622мм (посадочный размер покрышки). На него надевается шина 28″ — это шоссейные велосипеды, туринги, ситибайки и тд.
Не все знают, что обода для найнеров имеют точно такой же посадочный размер, просто за счет более высокой и толстой резины имеют больший внешний диаметр колеса — 29″.
Второй распространенный посадочный размер — 559мм. Это — горные байки 26″. Несмотря на то, что эти колеса стремительно уходят в прошлое, до сих пор они держат прочное второе место по популярности.
Также обода различаются по ширине. Например, шоссейные имеют размер 15мм, гибридные и для кросс-кантри — 19мм, 23 мм — для даунхила. Кстати, ничего страшного, если вы захотите поставить покрышку, не предназначенную по ширине для обода.
Например, моя жена катает в асфальтовых походах на шоссейной 26″ резине Contitnental Gator Skin, шириной 25мм, которую я ставлю на обода её горного байка. Нет проблем. Также можно поставить на найнер слики типа моих любимых Continental 4 season 28mm, и превратить его на время в велосипед для дальних дистанций. Очень рекомендую для велопоходов без оффроада.
_______________________________
Про карбоновые обода мне рассказать нечего. Личного опыта не имею, да и вообще такие колеса из-за их цены пока еще экзотика. Владельцы пишут о легком весе и особой жесткости — наверно, так и есть. Но думаю, что людям с весом, стремящимся к сотне, не стоит заглядываться на карбоновые колеса.
Читать также:
- Как править восьмерки на велосипеде
- Как выбрать велосипедное седло
- Выбор между найнером или 26″ мтб
Сказать спасибо за статью можно репостом в Фейсбуке или Вконтакте:
- Полезное
- Велосипедное
- Похудение
- Путешествия
- Мои дороги
- О жизни
- Об авторе
- Все статьи
Пистонирование
Очень важная технология, которая еще лет пятнадцать назад применялась только на колесах премиум класса. Так как каждая спица работает на натяжение, в месте её прикрепления к ободу накапливается усталость, хрупкий алюминий трескается, и спица может быть вырвана.
Для борьбы с этим явлением применили пистонирование — установка каждой спицы в специальный стакан в ободе — пистон. Это позволяет распределить нагрузку и таким образом в разы увеличить ресурс колеса.
Правда, при большом весе ездока, металл под пистоном всё равно подвержен трещинам — таким образом у меня ушли в утиль уже два задних колеса. Каждое из них прослужило по 10-15 тысяч километров.
Впрочем, ускорить появление трещин может и чрезмерное натяжение спиц, без тензометра трудно на ощупь выставить его правильно.
Профиль обода
Одностенный профиль обода (изготовленный из стальной полосы) остался, наверно, только на самых дешевых велосипедах, продающихся в супермаркетах. Это хорошо характеризует подход, с которым эти байки производятся. Взять всё самое дешевое и тяжелое, что сломается через короткое время даже при спокойной езде.
Как правило, все современные колеса сделаны из алюминиевого двустенного профиля. Двойной обод — это просто огромный шаг вперед, такая конструкция позволяет получить высокую жесткость.
Бывают еще и усиленные обода с трехстенным профилем, но они встречаются реже, и не слишком нужны для обычной езды по бездорожью.
ЛЕГКОСПЛАВНЫЕ КОЛЕСА
Сплавы на основе алюминия наиболее распространены в качестве материалов, используемых для изготовления колес. Реже используются более дорогие магниевые сплавы.
Литые колеса получают заливкой расплавленного металла в форму с последующим протачиванием посадочных поверхностей и сверлением отверстий после охлаждения полученной заготовки. Литые диски менее прочны, чем кованые, поэтому имеют достаточно толстые стенки. Кроме того, в процессе производства возможно появление скрытых пор и раковин.
Кованые колеса получают методом объемной штамповки с последующей механической обработкой на специальных токарных станках (обрабатывающих центрах). Кованые диски дороже, но прочнее и легче литых.
Главное преимущество колес из легких сплавов перед стальными, кроме меньшей массы, – точность изготовления (их биение не превышает 0,15 мм, в отличие от 1,5–1,8 мм у стальных). Особенности технологии изготовления дисков из легких сплавов позволяют придать им самую разнообразную форму, улучшающую внешний вид автомобиля (фото 2, 3). Дизайн дисков, а также свойства алюминиевых сплавов способствовали внедрению колес с большим посадочным диаметром обода (17–22 дюйма) и мощных тормозных механизмов.
Ширина — обод
Чугунный шкив. |
Ширина обода В достигает 550 мм.
Ширина ободьев b под все типы шин выбирается всегда меньшей ( на 2 5 — 3 5 %), чем ширина бортовой части шин.
Ширина обода шкива М ( г — ) е — f 2 /, где г — число ремней; е-шаг; / — расстояние от края до середины ремня.
Ширина обода тормозной полумуфты должна быть шире тормозной колодки на 5 — 10 мм. Полумуфты рекомендуется насаживать на конические концы валов. В этом случае демонтаж производится легче, чем при тугой посадке на цилиндрических концах. Сухари изготовляются из твердой резины, эбонита или текстолита. Необходимо следить, чтобы между металлическими выступами полумуфт не было соприкосновения, даже после износа сухаря, в противном случае муфта будет сильно шуметь.
Ширина обода цельнокатаного колеса или бандажа должна быть не менее 126 мм.
Ширину обода маховика в случае ременной или клиноременной передачи определяют по необходимой ширине ремня или по числу и профилю клиновидных ручьев.
Ширину обода маховика в случае ременной или клиноременной передачи определяют по ширине ремня или по числу и профилю клиновидных ручьев.
Обозначение размеров покрышки. |
Размеры ширины обода и высоты закраины указываются в его обозначении, где цифра означает ширину обода в дюймах, а латинская буква 5 — высоту закраины также в дюймах.
Увеличение ширины обода тормозного шкива при сохранении величины тормозного момента, способствуя уменьшению давления накладки на шкив и увеличению поверхности теплоотдачи ( при сохранении коэффициента недокрытия), приводит к уменьшению нагрева поверхности трения. Изменение толщины обода 6, как показали испытания, практически не влияет на изменение установившейся температуры поверхности трения ( при длительном тепловом процессе влияние толщины стенки, через которую проходит тепловой поток, сглаживается), и поэтому в условиях однозначности учитывать размер 6 не следует. Весьма существенным в этих условиях является влияние установочного зазора е на температуру поверхности трения. Как показали испытания, увеличение установочного зазора значительно снижает температуру поверхности трения вследствие улучшения условий теплоотдачи. В условиях однозначности должна также учитываться относительная продолжительность включения ПВ.
При ширине обода В; 350 мм в шкиве предусматривается один диск или один ряд спиц, а при В 350 мм — два диска или два ряда спиц.
Стальной клепаный шкив.| Желобки шкива для клинчатого ремня. |
При ширине обода В 300 мм шкивы выполняют с двумя рядами спиц.
При ширине обода В300 мм шкивы выполняют с двумя рядами спиц.
Посадочные размеры для монтажа шины
Посадочные размеры для монтажа шины. Таких размеров всего два. Это посадочный диаметр диска и ширина диска.
Посадочный диаметр колесного диска
Если посадочный диаметр диска больше посадочного диаметра шины, то при монтаже возможно повреждение или даже разрыв шины. Такие колёса нельзя эксплуатировать.
Если посадочный диаметр диска меньше посадочного диаметра шины, то диск будет просто вываливаться из шины.
Итак. Посадочный диаметр диска должен строго соответствовать посадочному диаметру шины. В этом случае шина будет сидеть на диске плотно и обеспечит прекрасную передачу, как крутящего момента, так и тормозных усилий.
Ширина диска
Ширина диска чуть менее критична по сравнению с посадочным диаметром. Обычно производители шин в спецификациях указывают некоторый диапазон, в котором может меняться ширина диска.
Если диск имеет существенно меньшую ширину, то покрышка будет не так устойчива, особенно на поворотах.
Покрышка, смонтированная на зауженный диск, обладает выраженным боковым уводом на повороте, что резко снижает устойчивость автомобиля и затрудняет точное руление.
Покрышка, смонтированная на широкий диск, обладает прекрасной устойчивостью. Боковой увод на повороте небольшой, что способствует точному рулению. Автомобиль хорошо стоит на траектории. Эту особенность часто используют в автоспорте и в тюнинге автомобилей. К недостаткам монтажа покрышки на излишне широком диске можно отнести повышенный износ боковин (из-за излишнего напряжения), а также возможные задевания такого колеса за колёсные ниши.
В обычной практике покрышки следует монтировать на колёсные диски, ширина которых находится в пределах, рекомендованных заводом-изготовителем шин.