Как заставить аккумулятор заряжаться

Что такое АКБ

Аккумулятор – важнейший компонент электрооборудования автомобиля. Он служит для обеспечения запуска двигателя. Кроме этого аккумулятор является поставщиком электрической энергии в бортовую сеть автомобиля.

Как правило, аккумулятор состоит из корпуса, который разделен перегородками на ячейки. В этих ячейках, их еще называют банками, находятся несколько соединенных между собой специальных блоков. 12-вольтовый автомобильный аккумулятор имеет 6 таких ячеек. Каждый из этих блоков содержит набор положительных и отрицательных электродов. Между разнополюсными электродами, состоящими из свинцовых решеток, обмазанных активным веществом, устанавливаются сепараторы, изготовленные из не проводящего ток материала.
При приведении аккумулятора в рабочее состояние вовнутрь банок наливают электролит (смесь серной кислоты и воды), после чего его заряжают с помощью специального зарядного устройства. В процессе заряда повышается плотность электролита, внутри аккумулятора происходят определенные химические реакции, в результате которых происходит накопление энергии. 

Принцип действия аккумуляторной батареи
Принцип работы свинцово-кислотных аккумуляторов основан на электрохимических реакциях свинца и диоксида свинца в сернокислотной среде.

Энергия возникает в результате окисления свинца серной кислотой до сульфата. Электрод из оксида свинца мог бы быть графитовым с выделением водорода. Оксид свинца нужен только, чтобы предотвратить выделение водорода на электроде. Водород реагирует с кислородом оксида и образует воду, восстанавливая оксид до металла и возможно дает дополнительный выход энергии из-за окисления водорода.

Во время разряда происходит восстановление диоксида свинца на катоде и окисление свинца на аноде. При заряде протекают обратные реакции, к которым в конце заряда добавляется реакция электролиза воды, сопровождающаяся выделением кислорода на положительном электроде и водорода — на отрицательном. В итоге получается, что при разряде аккумулятора расходуется серная кислота с одновременным образованием воды (и плотность электролита падает), а при заряде, наоборот, вода «расходуется» на образование серной кислоты (плотность электролита растёт). В конце заряда, при некоторых критических значениях концентрации сульфата свинца у электродов, начинает преобладать процесс электролиза воды. При этом на катоде выделяется водород, на аноде — кислород. При заряде не стоит допускать электролиза воды, в противном случае необходимо её долить. 

Плюсы и минусы

Кальциевые аккумуляторы имеют как положительные характеристики, так и существенные недостатки.

К плюсам этого вида накопителей электроэнергии относятся:

  1. Более длительный срок эксплуатации.
  2. Крайне низкий уровень саморазряда.
  3. Существенно снижен уровень электролиза воды.
  4. Пластины более устойчивы к механическим нагрузкам.
  5. Низкий уровень внутренней коррозии.
  6. Выдерживают длительный перезаряд.
  7. Более высокий ток холодной прокрутки.
  8. Большая часть АКБ с добавлением кальция выпускается полностью необслуживаемыми.

К недостаткам кальциевых батарей можно отнести:

  1. При частых глубоких разрядах батарея со временем полностью выйдет из строя.
  2. Из-за использования более сложного процесса производства, розничная стоимость аккумуляторов значительно выше батарей изготовленных по традиционной методике.
  3. При длительном простое или при использовании батареи с постоянным недозарядом снижается срок службы.

Несмотря на более высокую стоимость, при бережной эксплуатации, удаётся значительно сэкономить деньги за счёт увеличения срока службы изделия до 8 – 9 лет. Если приобретается необслуживаемая модель, то временные затраты на обслуживание АКБ сводятся только к периодической подзарядке.

Значимость автомобильного аккумулятора

Для поддержания стартера, силового узла и других механизмов в работоспособном состоянии требуется аккумуляторная батарея. Если во время запуска двигателя следует несколько холостых запуска, то заряд иссякает. АКБ используется в качестве резервного источника, а также для экстренного запуска. От работоспособности источника питания зависит и то, будут ли проблемы с транспортом зимой, в пути.

Как выявить разряженный автомобильный аккумулятор?

Определить, сел аккумулятор или нет, легко. На новых машинах присутствуют приборы и датчики, при помощи которых отслеживается степень заряда. На отечественных автомобилях таких индикаторов нет, поэтому владельцы руководствуются такими показателями:

  • Панель приборов практически или полностью не светится.
  • При подключении зажигания звук кардинально меняется.
  • Запуск мотора сопровождается щелчками, посторонними звуками.

Просмотрите видео как зарядить акб от зарядки шуруповерта.

Как зарядить источник питания без дополнительных устройств?

Как зарядить аккумулятор автомобиля без зарядного устройства? Возможно ли это? Реализовать этот вариант можно, хотя и потребуется определенная подготовка.

Дабы зарядить акб без зарядного агрегата, необходимы определенные знания в электронике. Для этого вносят коррективы в функционирование реле-регулятора, увеличивается показатель напряжения. Но подобные действия выполняют только мастера, которые способны все сделать грамотно и точно.

В домашних условиях батарею реанимируют, выполняя такие действия:

  1. Источники, которые потребляют электрическую энергию, отключаются. К таким приборам относят акустическую систему, регистраторы и фары, прочее.
  2. При стандартной скорости перемещения транспорта понижается передача. В результате, увеличивается работоспособность генератора.

В том случае, если электрическая система нормально работает, то выполненные действия позволят без зарядки восстановить заряд. После проведения данных мероприятий увеличиваются затраты горючего.

Перед тем как выполнить вышеперечисленные рекомендации, тестируем основные узлы и электрическую систему

Особое внимание уделяется работоспособности генератора

Если подзарядить аккумулятор не получилось, то стоит установить причину. Как правило, это происходит из-за:

  • Повреждения ремня, который сосредоточен на генераторе.
  • Нарушения работоспособности стабилизатора напряжения.
  • Нарушение целостности щеток, их износ.
  • Плохая натяжка генераторного ремня.

Норма заряда АКБ

Одним из основных параметров состояния автомобильной аккумуляторной батареи является напряжение. С помощью напряжения проверяется определённая норма заряда аккумулятора. Поэтому, владельцу автомобиля необходимо знать какое нормальное значение напряжения АКБ.

Но это не значит, что его нельзя использовать. В идеале, конечно, нужно поддерживать батарею полностью заряженной. Но на практике такое можно осуществить, только если полностью зарядить аккумулятор, а затем подавать на выводы ток, равный саморазряду. Так, что АКБ редко находится в полностью заряженном состоянии. Ниже можно посмотреть зависимость напряжения и степени зарядки батареи.

Плотность электролита, г/см. куб. (+15 гр. Цельсия) Напряжение, В (в отсутствии нагрузки) Напряжение, В (с нагрузкой 100 А) Степень заряда АКБ, % Температура замерзания электролита, гр. Цельсия
Плотность электролита, г/см. куб. (+15 гр. Цельсия) Напряжение, В (в отсутствии нагрузки) Напряжение, В (с нагрузкой 100 А) Степень заряда АКБ, % Температура замерзания электролита, гр. Цельсия
1,11 11,7 8,4 -7
1,12 11,76 8,54 6 -8
1,13 11,82 8,68 12,56 -9
1,14 11,88 8,84 19 -11
1,15 11,94 9 25 -13
1,16 12 9,14 31 -14
1,17 12,06 9,3 37,5 -16
1,18 12,12 9,46 44 -18
1,19 12,18 9,6 50 -24
1,2 12,24 9,74 56 -27
1,21 12,3 9,9 62,5 -32
1,22 12,36 10,06 69 -37
1,23 12,42 10,2 75 -42
1,24 12,48 10,34 81 -46
1,25 12,54 10,5 87,5 -50
1,26 12,6 10,66 94 -55
1,27 12,66 10,8 100 -60

Что касается нормы заряда, то в большинстве случаев не рекомендуется эксплуатировать аккумулятор с напряжением менее 12 вольт. В этом случае его нужно ставить на зарядку. Эксплуатация АКБ в таком состоянии отрицательно сказывается на состоянии батареи. Это способствует увеличению сульфатации пластин и как следствие, приводит к уменьшению ёмкости аккумулятора.

Критической нормой напряжения можно назвать 10,8 вольта. Ниже этого значения напряжение опускаться не должно. Это называется глубокий разряд АКБ, который очень вреден для батареи и сильно сокращает срок её службы. Особенно вреден глубокий разряд для кальциевых необслуживаемых аккумуляторов. Для них 2─3 таких глубоких разряда приводят к выходу из строя. После такого падения напряжения они необратимо теряют часть своей ёмкости.

Как вы видели в таблице выше, со степенью зарядки неразрывно связана плотность электролита. Это действительно так. Норму заряда аккумулятора можно проконтролировать не только по напряжению на его выводах, но и по величине плотности электролита. У полностью заряженной аккумуляторной батареи значение плотности должно быть 1,27─1,29 гр./см 3 . Измеряется плотность электролита специальным прибором – ареометром. Подробнее об электролите в аккумуляторе читайте по указанной ссылке.

https://youtube.com/watch?v=2wBQPVxCWd4

Измерение ЭДС аккумуляторной батареи

Электродвижущая сила (ЭДС) — это разность потенциалов положительного и отрицательного электродов аккумулятора при разомкнутой внешней цепи.

Величина ЭДС зависит, главным образом, от электродных потенциалов, т.е. от физических и химических свойств веществ, из которых изготовлены пластины и электролит, но не зависит от размеров пластин аккумулятора. ЭДС кислотного аккумулятора зависит также от плотности электролита.

Измерение электродвижущей силы (ЭДС) аккумуляторной батареи с помощью вольтметра является простым способом определения степени ее заряженности. ЭДС аккумуляторной батареи не является показателем, который гарантирует работоспособность аккумуляторной батареи, но этот параметр полнее характеризует состояние аккумуляторной батареи, чем просто ее осмотр. Аккумуляторная батарея, которая по внешнему виду вполне работоспособна, на самом деле может оказаться не такой хорошей, как кажется.

Эта проверка называется измерением напряжения в режиме холостого хода (проверкой ЭДС) аккумуляторной батареи потому, что измерение проводится на клеммах аккумуляторной батареи без подключенной к ней нагрузки, при нулевом токе потребления.

  1. Если проверка производится сразу же по окончании зарядки аккумуляторной батареи или в автомобиле по окончании поездки, перед измерением необходимо освободить аккумуляторную батарею от ЭДС поляризации. ЭДС поляризации — это повышенное, по сравнению с нормальным, напряжение, которое возникает только на поверхности аккумуляторных пластин. ЭДС поляризации быстро исчезает, когда аккумуляторная работает под нагрузкой, поэтому она не дает точной оценки степени заряженности аккумуляторной батареи.
  2. Для освобождения аккумуляторной батареи от ЭДС поляризации включите фары в режим дальнего света на одну минуту, а затем, выключите их и подождите пару минут.
  3. При выключенном двигателе и всем остальном электрооборудовании, при закрытых дверях (чтобы был выключен свет в салоне), подключите вольтметр к клеммам аккумуляторной батареи. Красный, плюсовой, провод вольтметра подсоедините к плюсовой клемме аккумуляторной батареи, а черный, минусовой, провод — к ее минусовой клемме.
  4. Зафиксируйте показание вольтметра и сравни те его с таблицей степени заряженности аккумуляторной батареи. Приведенная ниже таблица подходит для оценки степени заряженности аккумуляторной батареи по величине ЭДС при комнатной температуре — от 70°Ф до 80°Ф (от 21 °С до 27°С).

Таблица

ЭДС аккумуляторной батареи (В) Степень заряженности
12,6 В и выше Заряжена на 100%
12,4 Заряжена на 75%
12,2 Заряжена на 50%
12 Заряжена на 25%
11,9 и ниже Разряжена

На что обратить внимание при покупке АКБ

Уточнить тип, емкость, силу пускового тока и габариты старой (заменяемой) АКБ, способ ее крепления, в том числе расположение и размеры крепежных выступов в нижней части корпуса батареи, которые предназначены для крепления батареи в штатном гнезде автомобиля.

Узнать тип и электрические показатели новой (покупаемой) АКБ, которые должны быть не ниже, чем у старой. При одинаковом значении емкостей (новой и старой АКБ) значение пускового тока у новой АКБ может быть больше (при одинаковых режимах их определения), что должно способствовать более надежному режиму пуска двигателя в зимний период.

Выбрать аккумуляторную батарею, у которой форма исполнения полюсных выводов и их расположение (прямая и обратная полярность) как на старой батарее, поскольку у легкового автомобиля длина проводов для подключения может оказаться недостаточной, если пытаться установить АКБ другой полярности.

Определиться с необходимым исполнением батареи: в продаже имеются АКБ как сухозаряженного исполнения, так и залитые электролитом и заряженные. При срочной замене необходимо брать залитую и заряженную АКБ. Она готова к работе в отличие от сухозаряженной АКБ, которая требует заливки, пропитки и последующего заряда до выравнивания плотности электролита по всем ячейкам до значения плотности залитого электролита.

На прилавке необходимо освободить АКБ (как сухозаряженную, так и залитую электролитом) от упаковки и осмотреть целостность корпуса АКБ, наличие этикеток с обозначениями и показателями.

При покупке аккумуляторной батареи, готовой к работе, не отходя от прилавка необходимо попросить продавца выполнить следующие действия: проверить уровень и плотность электролита; замерить напряжение разомкнутой цепи на полюсных выводах; проверить на разряд (нагрузку) .

Выполнение этих операций позволяет обнаружить механические повреждения корпуса АКБ, убедиться в необходимой ее заряженности и работоспособности. Плотность электролита в новой батарее должна быть не ниже 1,25 г/см3, а ее НРЦ (напряжение разомкнутой цепи) — не ниже 12,5 В при положительной температуре. Напряжение при разряде на нагрузочную вилку не должно меняться в течение 3-5 секунд. Если показатели проверяемой батареи не удовлетворяют покупателя, он вправе от нее отказаться либо поменять на другую. Замеренные показатели АКБ должны быть занесены в гарантийный талон при его заполнении продавцом, так как он будет востребован при последующих претензиях к аккумуляторной батарее. Незаполненный гарантийный талон не дает права на предъявление претензий по гарантийным обязательствам. Уточните, каковы особенности данной батареи, как контролировать ее состояние при последующей эксплуатации.

Справочные материалы:Варианты расположения и конструкции выводов АКБРекомендованная емкость АКБ для различных двигателейОсновные параметры российских АКБОсновные параметры импортных АКБ

Блок питания, резистор и вольтметр

Для второго, более сложного и трудоемкого способа необходим блок питания с постоянным напряжением до 12 вольт. Лучше, чтобы вольтаж был от пяти или немного выше (так безопаснее). Можно использовать блок питания от роутера и даже зарядное устройство от самого смартфона. В качестве помощника подойдет резистор, который рассчитан на мощность от 0,5 ватт и номиналом от 330 Ом.

Что касается вольтметра, то это, скорее, прихоть, чем необходимость. Так что его наличие отнюдь не обязательно, хотя очень желательно.

Схема подключения до примитивности проста: минус источника присоединяем к минусу аккумулятора, а плюс через резистор на плюс аккумулятора. Где плюс, а где минус у источника? Если у вас зарядное по типу штекера от блока питания вай-фая, то плюс – это внутренняя сторона цилиндра, а минус – внешняя. Для зарядного типа USB нужно предварительно сделать тест мультиметром. Это позволит проверить где плюс, а где минус, прозвонив каждый канал.

После того как все надежно зафиксировано, нужно подать ток. Если наблюдать по вольтметру, то стоит дождаться, чтобы напряжение поднялось до 3,5 вольта – это около 15 минут непрерывной работы. Это идеальный способ для аккумуляторов старого типа, но и для смартфонов он тоже подойдет. Снова-таки, не торопитесь и сохраняйте спокойствие. Ошибка может стоить жизни аккумулятору.

Как устроен аккумулятор

Рис. 1. Схема устройства аккумулятора:
1 — корпус; 2 — токосъемник; 3 — активное
вещество; 4 — сепаратор; 5 — электролит.

С устройством и действием аккумулятора мы познакомимся в самых общих чертах, поскольку эти изделия, используемые в быту, выпускаются неразборными и ремонту не подлежат. Однако представление о «начинке» аккумулятора желательно при обсуждении некоторых вопросов их эксплуатации.

Схема устройства «обычного» аккумулятора приведена на рис. 1. Здесь в корпусе устройства находятся снабженные внешними выводами токосъемники, которые имеют вид металлической решетки, сетки либо тонкой перфорированной ленты. На поверхность токосъемников нанесён слой активной массы (активного вещества). Токосъемник с активной массой называют электродом. В корпусе оба электрода разделены дырчатым или микропористым сепаратором, который обеспечивает между ними изолирующий промежуток. Все свободное пространство в корпусе заполнено электролитом. Поскольку электролит химически агрессивен, для бытовых целей и вообще в переносной аппаратуре применяются аккумуляторы и батареи в герметичном корпусе. Иную конструкцию имеют миниатюрные «таблеточные» аккумуляторы (отечественные Д-0,06…Д-0,25), имеющие небольшую емкость. Металлические чашки корпуса, служащие электрическими выводами, здесь изолированы кольцевой прокладкой и скреплены завальцовкой краев.

Для заряда аккумулятора (батареи) к его выводам присоединяют (с учетом обозначенной полярности «+», «-») соответствующий источник питания. При этом происходит химическая реакция между активными веществами электродов и электролитом. В результате между выводами появляется электродвижущая сила. Полезно напомнить, что подключение зарядного источника с неправильной полярностью губит аккумулятор. Когда к выводам заряженного аккумулятора присоединено сопротивление нагрузки, в цепи возникает ток, протекание которого сопровождается в аккумуляторе химическими реакциями, обратными проходившим во время заряда.

Как проверить заряд аккумулятора автомобиля

Самый первый и простой способ – проверка напряжения мультиметром. Переведите устройство в режим контроля постоянного напряжения, и прислоните черный щуп к минусовой клемме, а красный – к плюсовой. Показания прибора необходимо сравнить со следующей таблицей: Таблица напряжения аккумулятора автомобиля

Напряжение Степень зарядки
12,6+ 100%
12,5 90%
12,42 80%
12,32 70%
12,20 60%
12,06 50%
11,9 40%
11,75 30%
11,58 20%
11,31 10%
10,5 0%

По таблице можно определить степень заряженности АКБ. Например, если у вас показатель 12,07 В, то заряд составляет 50% объема.

Второй и чуть более сложный способ – проверка плотности электролита. Выполняется данная процедура только на обслуживаемых аккумуляторах, у которых есть доступ внутрь. Необходимый прибор – ареометр, продается в любом автомагазине и стоит не дорого.

Необходимо свериться с показателями данной таблицы: Таблица плотности электролита

Если при применении какого-либо из данных способов выяснилось, что аккумулятор разряжен, необходимо его зарядить и лучше всего это сделать с помощью зарядного устройства.

Правила техники безопасности

Аккумуляторные батареи заполнены серной кислотой и в процессе нормального цикла заряда-разряда в них выделяются взрывоопасные газы (водород и кислород). Во избежание травмирования персонала или повреждения автомобиля неукоснительно соблюдайте следующие правила техники безопасности:

  1. Перед тем как приступать к работе с любыми электрическими компонентами автомобиля, отсоедините кабель питания от минусовой клеммы аккумулятора. При отсоединенном минусовом кабеле питания все электрические цепи в автомобиле будут разомкнуты, что обеспечит предотвращение случайного замыкания любого электрического компонента на массу. Электрическая искра создает потенциальную опасность травмирования и возникновения возгорания.
  2. Любые работы, связанные с аккумуляторной батареей, должны выполняться в защитных очках.
  3. Для защиты от попадания серной кислоты, которой заполнена аккумуляторная батарея, на кожу используйте защитную одежду.
  4. Не нарушайте указанных в процедурах технического обслуживания правил техники безопасности при обращении с оборудованием, используемым для технического обслуживания и испытания аккумуляторных батарей.
  5. Категорически запрещается курить или использовать открытый огонь в непосредственной близости от аккумуляторной батареи.

Только ли оживить

Еще один, не менее странный способ, – замораживание. Некоторые, кто уже проводил подобные эксперименты с батареей своего устройства, утверждают, что смогли не только «воскресить» ее, но и увеличить срок работы. Принцип работы этого способа в обмане контроллера, о котором говорилось выше, ведь при сниженной температуре химические реакции в аккумуляторе значительно замедляются.

До того как восстановить емкость аккумулятора телефона, убедитесь, что он не литий-ионный. Такой тип аккумуляторов подобных экспериментов может не перенести.

Сам процесс реанимирования состоит в следующем. Для начала разряженный ниже уровня аккумулятор отправляют в морозильную камеру на срок не более получаса. После в течение минуты заряжают его. При этом включать телефон строго запрещается. Далее необходимо изъять аккумулятор из устройства и дать ему прогреться до комнатной температуры самостоятельно. Нагревать и тереть при этом батарею никак нельзя.

Как только аккумулятор дойдет до комнатной температуры, его нужно поставить в устройство и зарядить обычным способом. Длится такая зарядка может больше суток, в некоторых случаях даже двое.

В какое время лучше менять аккумулятор

Если известно, что ресурс АКБ подходит к концу, но аккумулятор ещё способен заводить двигатель автомобиля, то рекомендуется заменить его в осеннее время года. При отрицательной температуре для запуска двигателя требуется значительно больше энергии, поэтому изделие, которое легко справится с такой операцией летом, может подвести в любой момент, когда наступят холодные дни.

Кроме этого владелец машины может быть неприятно удивлён, когда обнаружит аккумулятор машины полностью замёрзшим. Если батарея эксплуатируется много лет, то в результате образования большого количества налёта на пластинах, который не переходит обратно в раствор электролита, его плотность заметно уменьшается.

В результате, температура замерзания такой жидкости понижается, что приводит к образованию льда внутри корпуса батареи. Замерзание электролита, во многих случаях, приводит к разрушению пластин, что делает невозможной дальнейшую эксплуатацию АКБ.

Кроме вышеприведённых доводов в пользу замены аккумулятора осенью, можно назвать значительно больший расход электроэнергии в зимнее время. Прежде всего, нагрузка на аккумулятор возрастает из-за необходимости частого включения осветительных приборов, по причине короткого светового дня. Особенно остро встаёт эта проблема в северных широтах, где день зимой может длиться всего несколько часов.

Второй причиной является замедленное движение транспортных средств на обледеневших дорогах

Необходимость соблюдать осторожность не позволяет двигаться со значительными оборотами двигателя, поэтому в таком режиме работы мотора генератор может быть автоматически отключён, в результате чего основная нагрузка по обеспечению электричеством всех потребителей ляжет на плечи аккумуляторной батареи

Как выбрать аккумулятор, на что необходимо обращать внимание

  • Лучше всего покупать тот аккумулятор, который предусмотрен производителем вашего авто. Как правило, этот параметр указывается на информационной табличке, которая может крепиться под капотом или на водительских дверях.
  • Также узнать какой АКБ купить на свою машину можно в руководстве по эксплуатации к вашему авто.
  • Есть также и более простой способ выбрать АКБ на свой автомобиль — воспользоваться специальным онлайн-сервисом, которых в сети большое множество. К тому же, сами производители аккумуляторных батарей на своих сайтах абсолютно бесплатно проконсультируют вас в вопросе какой аккумулятор лучше купить на вашу машину.

Первое, на что необходимо обратить внимание при выборе аккумулятора — его размер. Если размер АКБ вам не подходит, то остальные его параметры не имеют абсолютно никакого значения

Чтобы понять какой размер вам необходим, можно измерить старый аккумулятор или просто посмотреть его габариты в интернете, вбив в строку поисковика его марку и модель.
Второй важный момент — мощность аккумулятора. Этот параметр указывается в ампер-часах (Ач). Существуют целые таблицы, которые помогают быстро выбрать аккумулятор на свой автомобиль по объему двигателя. См. изображение ниже.Но лучше все-таки купить АКБ той мощности, которая была на старом аккумуляторе, можно разве что взять чуточку мощнее, если мощность старого вас чем-то не устраивала. Недостаток мощности аккумуляторной батареи чреват плохой производительностью и недолгой службой батареи. С другой стороны, слишком мощный аккумулятор также ничего хорошего. Ваш генератор, скорее всего, не сможет его полностью зарядить, в результате жить такой АКБ будет недолго.

  1. Обслуживаемость аккумуляторной батареи. Существует три типа АКБ: обслуживаемые, малообслуживаемые и необслуживаемые.
  • Первый тип сегодня встречается редко и не отличается особой практичностью или долговечностью, поэтому его мы рассматривать не будем.
  • Второй тип — малообслуживаемые. Более качественные батареи, отличающиеся более медленным испарением электролита. Однако, как и первые требуют ухода и контроля уровня и состояния электролита. В продаже встречаются как готовые к эксплуатации, так и «сухие», малообслуживаемые батареи.
  • Третий тип – необслуживаемые аккумуляторы. Наиболее качественные и часто встречающиеся экземпляры. Благодаря герметичности, испарение электролита практически не происходит. Служат такие АКБ довольно долго, не доставляя при этом своим владельцам никаких хлопот.

Полярность. Имеется ввиду расположение «+» клеммы, она может располагаться как справа, так и слева, поэтому при выборе аккумуляторной батареи уточните с какой стороны у вас находится «+»

Почему это важно? Дело в том, что клеммы для подключения АКБ имеют определенную длину, рассчитанную именно на полярность, предусмотренную заводом производителем. Поэтому, купив батарею с другой полярностью, вы просто не дотянетесь проводами к клеммам

В некоторых случаях, даже если вы купили АКБ не с той полярностью, которая вам нужна, выход из ситуации есть. Например, батарею можно просто развернуть «лицом» (лицевая сторона АКБ) к лобовому стеклу, таким образом необходимая вам клемма будет с той стороны с которой нужно.

  • Если «+» клемма расположена справа — полярность «Европейская» (обратная) обозначается «0».
  • Если «+» клемма слева — полярность «Российская» (прямая) обозначается «1».
  • В Америке распространены АКБ, на которых клеммы располагают на одной стороне слева или справа.

Ток холодного запуска (Cold Cranking Amperes). Данный параметр особенно важен для российского сурового климата, особенно зимой. Что это значит? Этот параметр указывает, с каким максимальным током может работать батарея, вращая холодный мотор на протяжении 30 сек

Поэтому при выборе аккумулятора, обратите внимание на этот параметр и возьмите в расчет температурные особенности вашего климата

  1. Производитель аккумулятора. Рекомендую покупать АКБ известных производителей, таких как: BOSCH, VARTA, ISTA, ENERGIZER. Лучше переплатить за бренд, но купить качественную аккумуляторную батарею, которая не подведет в нужный момент и прослужит правдой и верой не один год. Именитый бренд — гарантия качества, которая играет важную роль при выборе АКБ, главное, чтобы это не была подделка.
  1. Гелевый или свинцово-кислотный? В последнее время все больше и больше становятся популярными гелевые АКБ, которые имеют свои преимущества, какие именно читайте в статье: Что лучше — гелевый аккумулятор или свинцово-кислотный? Что такое AGM аккумуляторы?

В чем отличие батарейки от аккумулятора

Чтобы отличить батарейку от аккумулятора, обратите внимание на надписи на элементе питания. На обычной с щелочным или солевым электролитом указывается battery (« »), alkaline (в переводе «щелочной»), do not recharge ( «не подзаряжать»)

На аккумуляторе должно иметься энергоемкости в миллиамперах — mAh. На батарейках эта надпись не указывается. Кроме того, может стоять обозначение rechargeable (в переводе «перезаряжаемое») или standardcharge («стандартный заряд»). Надписи Ni-Mh и Ni-Cd говорят о том, что перед вами находится никель-металлгидридный или никель-кадмиевый аккумулятор.

Если есть возможность, проверьте работу элемента питания на практике. Обычная батарейка довольно быстро разряжается, однако не до конца. При помощи небольшой хитрости вы можете на некоторое время продлить срок эксплуатации батарейки. Для этого просто помните ее плоскогубцами или иным твердым предметом. Разрядка аккумулятора происходит постепенно. Заряд можно восстановить, используя зарядное устройство.

Определить, что перед вами находится — батарейка или аккумулятор — можно при помощи проверки напряжения измерительным прибором: или вольтметром. У аккумулятора напряжение всегда ниже, чем у батарейки. У первого оно обычно составляет 1,2 вольт, а у обычной батарейки, как правило, — 1,6 вольт. Также эта может быть указана на упаковке элемента питания.

Существенным фактором аккумулятора от батарейки является цена: стоимость первого будет много выше. Нарушают эту закономерность лишь литиевые батарейки, сопоставимые по стоимости с Ni-MH аккумуляторами. Такие батарейки можно отличить по надписи Lithium.

Если у вас не имеется возможности проверить свойства источника питания либо вы сомневаетесь в своих предположениях, посоветуйтесь по этому поводу с продавцом-консультантом, уж он наверняка должен знать, какой именно товар продает.

Электрохимические системы аккумуляторов

В зависимости от электрохимической схемы е аккумуляторах применяют электроды и электролиты различного состава. Наиболее распространенными вследствие относительной дешевизны являются щелочные аккумуляторы с никель-кадмиевыми (НК) электродами и щелочным электролитом. Некоторое распространение получили аккумуляторы с серебристо-цинковыми (СЦ) электродами и также с щелочным электролитом. Реже встречаются другие системы. Так, в 70-х гг. у нас был разработан аккумуляторный аналог гальванической батареи «Крона» на основе свинцово-кислотных аккумуляторов (в массовое производство не пошел). Сейчас все более активно в обиход стали входить аккумуляторы, изготовленные с применением лития (понятно, за улучшение потребительских качеств покупателю приходится дополнительно облегчать свой карман).

Ну а теперь подробнее о технических характеристиках бытовых аккумуляторов для переносной аппаратуры. Повторю, что о свинцовокислотных автомобильных аккумуляторах мы здесь говорить не будем.

Аккумуляторы НК типа характеризуются сравнительной долговечностью, способностью к длительному хранению в полностью разряженном состоянии, скромной стоимостью. Однако из-за невысокой удельной энергоемкости (выражаемой в Вт•ч/кг), их «бытовой» ассортимент обычно ограничен типоразмерами с емкостью до 0,25 А•ч. Аккумуляторы же с большей емкостью оказываются слишком тяжелы и громоздки для переносной аппаратуры. Так, распространенная батарея 7Д-0,1 емкостью 0,1 А•ч весит 55 г, а батарея аккумуляторов КНГ-1,0Д с емкостью 1 А•ч на то же напряжение весит около 450 г.

В несколько раз лучшие удельные показатели имеют СЦ аккумуляторы. Собранная из аккумуляторов СЦ-0,5 батарея с параметрами упомянутой с КНГ-1,0Д весит всего около 150 г. Но долговечность СЦ изделий невелика, а стоимость значительна.

Здесь мы не касаемся чисто электрических характеристик изделий разных систем, поскольку речь о них пойдет ниже, в соответствующих разделах.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *