Трактор Т-16Устройство, принцип работы, характеристики и ремонт тракторов Т-16, Т-16 М и Т-16 МГ

Вкладыш — шатунный коренной подшипник

Вкладыши шатунных и коренных подшипников взаимозаменяемые. Взаимозаменяемость вкладышей обеспечивается точностью изготовг ления вкладышей и посадбчных гнезд и блоке и шатуне. Изношенные вкладыши заменяют новыми основного или ремонтного размера, в зависимости от состояния шеек коленчатого вала. При постановке ремонтных вкладышей шейки вала перешлифовывают на соответствующий размер.

Как устроены вкладыши шатунных и коренных подшипников.

При нормальной эксплуатации автопогрузчика смену вкладышей шатунных и коренных подшипников и поршневых колец, очистку головки блока и цилиндров и поршней от нагара производят через 1000 — 1200 ч работы.

Во втором случае унификация осуществляется по деталям двигателя, не обладающим необходимой износостойкостью ( детали поршневой группы, механизмы газораспределения, вкладыши шатунных и коренных подшипников и др.), что позволяет значительно увеличить срок службы двигателя.

Для предупреждения повторного ремонта и, главное, для длительного сохранения работоспособности шеек коленчатого вала целесообразно одновременно с заменой поршневых колец заменить вкладыши шатунных и коренных подшипников даже в том случае, если они еще работоспособны. Одновременно с заменой поршневых колец следует притереть клапаны к седлам.

Начальному и конечному микрометражу подвергаются следующие детали двигателей: гильзы цилиндров, поршни, поршневые кольца, поршневые пальцы, втулки верхней головки шатуна, шейки коленчатого вала, вкладыши шатунных и коренных подшипников.

Во время ремонта особое внимание необходимо обращать на посадку подшипников в постелях. Вкладыши шатунных и коренных подшипников изготовляют с увеличенным наружным диаметром.

Схема измерения толщины вкладыша разъемного подшипника скольжения.

Как известно, вкладыши шатунных и коренных подшипников тепловозных дизелей изготовляют с увеличенным наружным диаметром. При сборке подшипника вкладыши обжимают, создавая натяг, соответствующий примерно прессовой посадке. Ослабление вкладышей в посадке ( потеря натяга в соединении) у нормально собранного подшипника происходит из-за деформации гнезда подшипника или самих вкладышей, ослабления крепления крышки подшипника, незначительного изнашивания контактирующих поверхностей вкладышей и гнезд подшипников или фретинг-коррозии, а также усадки металла вкладышей. Чаще всего такое явление наблюдается у шатунных подшипников. Внешними признаками работы вкладышей со слабой посадкой могут служить гладкая, засветленная ( без следов механической обработки) поверхность торцов в плоскости разъема, наличие у кромок торцов мелких острых заусенцев, искаженная форма отверстия под штифт.

Двигатель ремонтируют со снятием или без снятия с автогрейдера. Без снятия могут быть заменены вкладыши шатунных и коренных подшипников, прокладки между блоком и головкой цилиндров, притерты клапаны к седлам и отрегулированы, а также установлены новые поршневые кольца, поршни или гильзы.

Винты регулировки системы холостого хода карбюратора.

Так как после ремонта двигатель еще не приработался и трение рабочих поверхностей новых деталей оказывает значительное сопротивление вращению, необходим определенный период приработки. Указанное в особенности относится к тем двигателям, на которых были заменены поршни, вкладыши шатунных и коренных подшипников, перешлифованы шейки коленчатого вала, а также отхонингованы цилиндры.

Практика показывает, что в большинстве случаев течи можно устранить подтягиванием соединений или заменой поврежденных прокладок. Повышенное дымление на выпуске дизеля или увеличенное содержание СО в отработавших газах бензинового или газового двигателя чаще всего возникает из-за неисправности топливной аппаратуры. Стуки и резкие шумы могут быть вследствие износа поршневых пальцев, отверстий в бобышках поршней и во втулках верхних головок шатунов, износа вкладышей шатунных и коренных подшипников. Они появляются и при задирах поверхностей цилиндров и поршней, а также при увеличении тепловых зазоров в приводе клапанов или поломке клапанных пружин.

Вкладыш — шатунный подшипник

Вкладыши шатунного подшипника ( верхний и нижний) и поршневые кольца маркируют соответственно номерам канавок, затем их промывают в бензине и просушивают.

Вкладыши шатунных подшипников должны плотно входить в обойму шатуна.

Вкладыши шатунных подшипников изготавливаются из биметаллической ленты ( сталеалюминиевой, со свинцовистой бронзой или баббитом) либо заливаются баббитом или свинцовистой бронзой.

Ключ для шпилек.

Вкладыши шатунных подшипников при этом, как правило, не заменяют. Надо только тщательно очистить скребками и ершами полости шатунных шеек ( вывернуть пробки коленчатого вала), промыть полости керосином и продуть сжатым воздухом.

Оппозитпый компрессор AOGOO.| Схема движения масла для смазки оппозитною компрессора.

Вкладыши шатунных подшипников залиты баббитом марки Б-83. Рама-литая чугунная, опирающаяся на фундамент широкими поперечными лапами, в которых оставлены отверстия под фундаментные болты. Сальниковое уплотнение конца коренного вала уложено в крышке, закрывающей отверстие в торцевой стороне рамы, со стороны электродвигателя.

Вкладыши шатунного подшипника ( верхний и нижний) и поршневые кольца маркируют соответственно номерам канавок, затем их промывают в бензине и просушивают.

Вкладыши шатунного подшипника коленчатого вала — тонкостенные, биметаллические, сталеалюминиевые. Все шатунные вкладыши одинаковые, взаимозаменяемые.

Вкладыши шатунных подшипников V-образных двигателей ЗИЛ, ЗМЗ и ЯМЗ выполнены из сталеалюминиевой ленты, антифрикционный слой которой представляет собой алюминиевый сплав с 20 % олова.

Вкладыши шатунных подшипников V-образных двигателей ГАЗ выполнены из сталеалюминиевой ленты, антифрикционный слой которой состоит из 20 % олова и 0 5 % меди на алюминиевой основе.

Вкладыши шатунных подшипников V-образных двигателей автомобилей ГАЗ-66 изготовлены из сталеалюминиевой ленты: на стальную ленту толщиной КЗ мм нанесен антифрикционный сплав толщиной 0 45 мм на алюминиевой основе с 20 % олова и 0 5 % меди.

Вкладыши шатунных подшипников V-образных двигателей Заволжского моторного завода выполнены из сталеалюминиевой ленты, антифрикционный слой которой состоит из 20 % олова и 0 5 % меди на алюминиевой основе. В двигателях ЯМЗ применены трехслойные вкладыши коренных и шатунных подшипников: стальное основание, рабочий слой из свинцовистой бронзы и тонкий слой специального свин-цовооловянистого сплава, уменьшающий износ шеек и повышающий долговечность коленчатого вала.

Подберите вкладыши шатунных подшипников заранее, пока шатуны не соединены с поршнями, а коленчатый вал не установлен в блок. Существует давний способ проверки оптимальности зазора в шатунном подшипнике: шатун ( гайки болтов крышки затянуты с моментом 4 4 — 5 5 кгс м) из положения под углом 45 к горизонтальной линии под действием собственного веса должен плавно опуститься в нижнее вертикальное положение или перейти через него и остаться в этом положении.

Толщина вкладышей шатунных подшипников с антифрикционным покрытием свинцовистой бронзы ( 30 % свинца и 70 % бронзы) слоем 0 5 — 0 9 мм должна быть 3 975 -о ш мм.

ВАЗ 2110 Проверка шатунных и коренных вкладышей

1. Очистите коренные и шатунные
шейки коленчатого вала от смазки, а смазочные отверстия продуйте сжатым
воздухом.

2. Установите вкладыши коренных
подшипников на блок цилиндров двигателя.

3. Установите упорные полукольца
коленчатого вала.

4. Установите коленчатый вал на
вкладыши коренных подшипников в блоке цилиндров.

5. Установите оставшиеся вкладыши
коренных подшипников в крышки коренных подшипников коленчатого вала.

6. Расположите отрезки пластикового измерительного
стержня Plastigauge на шейках коренных подшипников коленчатого вала.

7. В соответствии с маркировкой
установите крышки коренных подшипников.

8. Затяните болты крепления крышек
коренных подшипников коленчатого вала.

Момент затяжки: 54–59 Н•м

Предупреждение

Не проворачивайте
коленчатый вал двигателя при измерении зазора коренных подшипников
коленчатого вала.

9. Выверните болты и снимите крышки коренных
подшипников коленчатого вала. Измерительным шаблоном измерьте ширину
деформированного пластикового стержня Plastigauge и определите величину
зазора.

Предупреждение

Самый широкий
участок стержня Plastigauge соответствует наименьшему зазору, а
самый узкий участок соответствует наибольшему зазору.

10. Если зазор превышает предельно допустимое значение,
перешлифуйте шейки коленчатого вала и используйте ремонтные вкладыши
увеличенного размера.

Номинальный зазор: 0,018–0,036 мм
Максимально допустимый зазор: 0,08 мм

11. Снимите коленчатый вал с блока
цилиндров и удалите деформированный пластиковый стержень Plastigauge
с шеек коленчатого вала и вкладышей коренных подшипников.

12. Нанесите тонкий слой моторного
масла на вкладыши коренных подшипников в блоке цилиндров и установите
коленчатый вал на вкладыши.

13. Нанесите тонкий слой моторного
масла на коренные шейки коленчатого вала и вкладыши в крышках коренных
подшипников.

14. В соответствии с маркировкой
установите крышки коренных подшипников коленчатого вала.

15. В определенной последовательности затяните
болты крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала.

Момент затяжки: 54–59 Н•м

16. Проверните коленчатый вал и
проверьте, что он вращается легко и плавно.

17. Установите измерительный наконечник
индикатора часового типа на передний торец коленчатого вала.

18. Переместите коленчатый вал вдоль
оси до упора и установите шкалу индикатора часового типа на ноль.

19. Переместите коленчатый вал вдоль оси
в другую сторону до упора и прочтите значения осевого люфта на шкале
индикатора.

Осевой люфт коленчатого вала: 0,080–0,282 мм

20. Если осевой люфт превышает
допустимые значения, необходимо заменить упорные полукольца коленчатого
вала.

Толщина упорных полуколец

Упорное полукольцо

Толщина, мм

Номинальное

2,500–2,550

Номинальное (+0,25)

2,625–2,675

Номинальное (+0,50)

2,750–2,800

Номинальное (+0,75)

2,875–2,925

21. Вручную установите уплотнительное
кольцо в заднюю крышку блока цилиндров. Специальным приспособлением
вдавите уплотнительное кольцо в заднюю крышку так, чтобы торец кольца
находился на одном уровне с крышкой.

22. Установите заднюю крышку и закрепите
болтами.

23. Установите поршни с шатунами.

24. Установите маховик, переднюю
крышку, головку блока цилиндров, масляный поддон и зубчатый ремень.

Шатунные вкладыш

При расточке шатунных вкладышей необходимо выдерживать расстояние между центрами отверстий в верхней и нижней головках шатуна в пределах 202 д мм.

При осмотре шатунных вкладышей после опыта № 4 оказалось, что антифрикционный слой их был покрыт пленкой темно-коричневого цвета, которая при надавливании кое-где отделилась от основного металла, что указывает на непрочную ее связь с этим металлом.

Между половинками шатунных вкладышей устанавливают прокладки из листовой латуни. Косые прокладки к установке пе допускаются.

Изменение структуры поверхности шатунных вкладышей характеризуется также измельчением зерен, которые ориентируются по направлению вращения вала. Изменение твердости в тонком баббитовом слое незначительно, разница в твердости по сечению не превосходит 1 5 единиц. Тонкий слой баббита более однороден, меньше подвержен усадке при приработке и более прочен, чем толстый.

Изменение пробега ( L до повторных чисток свечей по мере общего увеличения длительности их работы.

Износы цилиндровых гильз и шатунных вкладышей примерно одинаковы. Что касается износа поршневых колец, то, за исключением одного двигателя, данные которого при усреднении были отброшены, износы также примерно равны.

Верхние и нижние половины шатунных вкладышей четырехтактных двигателей работают в различных условиях. Нижнюю половину вкладыша нагружают силы инерции поступательно движущихся и вращающихся масс шатуна, действующие на вкладыши в течение значительно большего времени — около 75 % времени рабочего цикла.

Кольцевые канавки на рабочих поверхностях коренных и шатунных вкладышей позволяют обеспечить непрерывность подачи смазочного материала к указанным узлам, но они разделяют рабочую поверхность подшипника на две части, делая в каждой опоре вместо одного широкого подшипника два узких. Это существенно снижает способность подшипника к образованию достаточной несущей способности.

Перед сборкой смазывают моторным маслом поверхности шатунных вкладышей, поршни, поршневые кольца и цилиндры. Поршни в сборке с шатунами устанавливают в соответствии с порядковыми номерами цилиндров, указанных на днищах поршней или шатунах.

Влияние температуры на коррозию сплавов — оловянистый баббит и кадмий-никель.

В таблице приведены средние данные только для нижних рамовых и верхних шатунных вкладышей.

Коррозионную активность масел оценивают по потере массы комплекта шатунных вкладышей и состоянию их рабочих поверхностей.

Коррозионную активность масел оценивают по потере массы комплекта шатунных вкладышей и состоянию их рабочих поверхностей.

Тс — коэффициент, равный 0 02 для стальных корпусов шатунных вкладышей без укреплений, 0 05 для корпусов из оловянистой бронзы, для шатунных вкладышей и коренных подшипников без укреплений; когда корпус вкладыша из алюминия, можно сохранять те же значения, однако нужно предусматривать укрепления корпусов вкладышей.

Проведенные лабораторные и эксплоатационные испытания показывают, что баббит БТ может применяться для заливки коренных и шатунных вкладышей газогенераторных и карбюраторных автотракторных двигателей, с успехом заменяя в ряде случаев высокооловя-нистый баббит.

Как узнать ремонтные размеры деталей двигателя ВАЗ

Силовой агрегат любого отечественного автомобиля рано или поздно изнашивается. Чем это продиктовано, сложно определить, но факт остается фактом – двигатель ВАЗ не может дожить до полной смерти самого автомобиля без единого ремонта. Как известно, один и тот же автомобиль запросто может сменить пару хозяев за год эксплуатации, и каждый старается сделать что-то. Но, как же узнать, ремонтировался ли двигатель ВАЗ? Для этого заводом изготовителем предусмотрено нанесение меток, на различные органы.

Это, своего рода, общепринятые стандарты, которые позволяют облегчить жизнь следующему хозяину ремонтируемого автомобиля. Для начала, следует определиться, какие же  узлы двигателя подлежат ремонту. Честно сказать, их не так уж и много, только вот добраться до этих самых меток, порою, бывает совсем не легко. Кроме того, желательно посмотреть их фотографии, потому что размеры оставляют желать лучшего.

Коленчатый вал

Основные детали силового агрегата – поршни. Именно они служат для передачи энергии взрыва горючей смеси на коленчатый вал. На последнем имеются шейки, к которым крепятся шатуны. Делается это при помощи крышки, как хомутом. Между шейками коленвала и шатунами имеются вкладыши, которые изготовлены из сталеалюминиевого сплава. Таким образом, они мягче, чем остальные сопрягающиеся детали и изнашиваются, нанося им минимальный ущерб. Здесь вкладыши выполняют функцию поршневых колец между цилиндром и поршнем.

Верным признаком износа коренных и шатунных вкладышей является падение давления в системе смазки, ели , конечно, на то нет иных видимых причин. Иногда для достижения желаемого результата достаточно просто заменить их, без шлифовки шеек коленчатого вала.

Стандартные вкладыши имеют фиксированную толщину. Ремонтные же утолщены с шагом 0,25 мм, что позволяет в случае ремонта сточить данную толщину с шейки коленчатого вала. Бывают случаи, когда шатунные шейки нуждаются в ремонте, а коренные – нет. Обратные случаи так же происходят, но они очень редки. Степень ремонта обозначается рисками, нанесенными на противовесы со стороны шестерни привода распределительного вала. Если же их нет, то замеры можно произвести только при помощи микрометра, с соответствующими пределам измерения.

Поршни

Определить класс поршней гораздо проще, нежели проделать процедуры, описанные выше. Для этого достаточно снять головку цилиндров и посмотреть на днище размер. Таблицу размеров поршней не так-то и сложно найти. Но не стоит обольщаться. Известны случаи, когда, к примеру, вместо 76,4 на днище было набито 76,8. В принципе, такого размера на двигателях ВАЗ вообще не существует.

Для проверки достигнутого результата желательно посмотреть на нижнюю часть блока цилиндров, где крепится поддон картера. На нем набито что-то вроде «B2». Это говорит о том, что поршни имеют второй размер. Поршни изготавливаются массово, после чего они замеряются и разбиваются на классы. Поэтому необязательно, что такой двигатель ремонтировался, потому что детали могли быть установлены на него на заводе.

Каждому классу поршней соответствует класс пальцев, которые подбираются по цвету.

Заключение

Ну вот и закончен краткий курс на тему, как определить ремонтные размеры деталей кривошипно-шатунного механизма, а так же поршневой группы. Если же данных меток нет, то единственный способ – это замеры при помощи нутромера и микрометров. Здесь надо быть очень дотошным, поскольку счет идет на микроны…

Замена коренных и шатунных вкладышей Т-16

Замена коренных и шатунных вкладышей Т-16. Зазоры в подшипниках проверяют путем измерения диаметров шейки вала и соответствующей ей вкладышей, зажатых крышками в постели картера (или шатуна). Измерения производят в плоскости, перпендикулярной к плоскости разъема подшипников.При зазоре в шатунных подшипниках 0.4 мм и в коренных 0,35 мм и овальности шеек 0.15 мм перешлифуйте шейки вала и замените коренные и шатунные вкладыши. Для монтажа крышек коренных подшипников рекомендуется использовать рым-болт, который ввернут в картер маховика двигателя.Шейки коленчатого вала изготовляются двух номиналов, которые приведены в табл. 7. Валы, коренные и шатунные шейки которых изготовлены по размеру первого номинала, специального обозначения не имеют. Валы, коренные и шатунные шейки которых изготовлены по размеру второго номинала, имеют на первой щеке обозначение «2 КШ».На валах, коренные шейки которых изготовлены по первому номиналу, а шатунные — по второму, нанесено обозначение «2Ш». На валах, коренные шейки которых выполнены по второму номиналу, а шатунные по первому, нанесено обозначение «2К». Номер номинала вкладышей шатунных, и коренных подшипников нанесен на наружной цилиндрической поверхности каждого вкладыша. На вкладышах первого номинала нанесено обозначение «H1» на вкладышах второго номинала — «Н2″Устанавливать на вал вкладыши номинала, не соответствующие условному обозначению на валу, запрещается. Нельзя также устанавливать верхний вкладыш вместо нижнего и наоборот.

Таблица 7Производственные и ремонтные размеры коренных и шатунных шеек коленчатого вала (Д-21А)

При подборе и замене коренных вкладышей обратите внимание на их комплектность. О комплектности вкладышей судят по номерам (кроме номера номинала и марки дизеля), нанесенным на вкладышах

Верхний и нижний вкладыши, поставляемые в запасные части, подбирают на заводе-изготовителе. Нарушение комплектности двух вкладышей недопустимо.Кроме двух производственных номиналов, существует четыре ремонтных размера шатунных и коренных вкладышей, которые обозначаются следующим образом: вкладыши первого ремонтного размера – Р1, вкладыши второго ремонтного размера – Р2 и т. д. Аналогичная маркировка наносится на боковой поверхности упорных полуколец только ремонтных размеров.В процессе шлифования строго выдерживайте радиус кривошипа, равный 60±0,9 мм и радиус переходных галтелей 6-0,5, так как при увеличении радиуса кривошипа возможен удар поршня в клапан или головку цилиндра, а при уменьшении радиуса галтели возможны поломки коленчатого вала.Острые кромки масляных каналов на шейках тщательно закругляйте, а поверхности шеек и переходных галтелей полируйте.При сборке коренных и шатунных подшипников категорически запрещается: шабрить рабочие поверхности вкладышей; подпиливать крышки коренных подшипников, а также ставить прокладки в стыке вкладышей и между вкладышами и постелями; разукомплектовывать вкладыши подшипников, а также устанавливать их на другую шейку вала; переставлять крышки нижней головки шатуна или переворачивать их; ставить шатунные болты и шпильки с вытянутой или сорванной резьбой; регулировать зазор в подшипниках неполной затяжкой гаек шатунных болтов и гаек шпилек коренных подшипников; стопорить гайки шпилек коренных подшипников пластинами, бывшими в употреблении более двух раз.Перед сборкой кривошипно-шатунного механизма все маслопроводящие каналы в картере и коленчатом вале, а также полости шатунных шеек следует очистить, промыть дизельным топливом и продуть сжатым воздухом. Постели и наружные поверхности вкладышей следует протереть насухо, а шейки вала смазать тонким слоем моторного масла. Правильно уложенный коленчатый вал должен свободно вращаться в затянутых подшипниках без признаков заедания, а нижние головки шатунов перемещаться вдоль шеек от усилия руки. Основные показатели и регулировочные параметры кривошипно-шатунного механизма рассматриваемых дизелей приведены в табл. 8.

См. также: картер дизеля. Коленчатый вал дизеля Т-16.

  • Вперёд >
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector