Лада 2109 Бортжурнал Резонатор

Тюнинг выпускной системы ВАЗ 2109 099

В большинстве своем тюнинг системы выпуска на автомобилях модельного ряда ВАЗ 2109 подразумевает установку вместо штатной системы прямоточной. Именно о ней мы и поговорим. Но, для начала, кратко разберем теоретическую сторону вопроса.

Несколько слов о теории прямотока для ВАЗ 2109

Известно, что за выпускным коллектором возникает обратное давление отработанных газов. Это давление мешает повышению мощности силового агрегата, а поэтому оно должно быть уменьшено насколько это возможно. Другими словами: если снизить уровень обратного давления, то существенно повысится эффективность выброса отработанных газов из камеры сгорания, что соответственно позволит нагнетать в нее больший объем топливной смеси. В свою очередь, чем большее количество топливной смеси поступит в цилиндр, тем большую мощность он сможет развить.

Основной задачей прямоточной системы является максимальное снижение потерь на выходе. Таким образом, за счет «прямотока» автомобиль гораздо быстрее реагирует при воздействии на педаль газа и обладает большим крутящим моментом.

Конструктивные особенности прямоточного глушителя

Н сегодняшний день на рынке тюнингованных автозапчастей представлен достаточно большой ассортимент самых различных прямоточных глушителей для ВАЗ 2109. При этом конструкция большинства из них одинакова.

Основным элементом такого глушителя является перфорированная труба. Благодаря перфорации, поступающие выхлопные газы, достаточно эффективно расширяются в корпусе («бочке») глушителя. За счет этого достигается боле быстрый их отвод.

Интересный момент: действительно качественный тюнинг глушитель для ВАЗ 21099 в общей длине может составлять более 80 % прямой трубы. То есть, если бы на вашем автомобиле был установлен такой глушитель, сопротивление выхлопной системы составляло бы всего на 10% больше, чем если бы вы ездили вовсе без глушителя.

Трубы для доработанного выхлопа

Разумеется, одного модернизированного глушителя не достаточно для того, чтобы получить эффективную прямоточную систему. В частности, помимо глушителя должны быть использованы и соответствующие трубы. Такие трубы должны быть достаточно большого диаметра, для того, чтобы они могли пропустить максимальный объем газов при минимальном сопротивлении.

Следует отметить, что как правило, такие трубы, помимо довольно значительного диаметра имеют внутри специальный сердечник. Благодаря этому при любых изгибах пропускная способность трубопровода остается практически неизменной.

При этом необходимо подчеркнуть, что далеко не все трубы с сердечником одинаково производительны. Идеальная выхлопная система получится лишь в том случае, если после выпускного коллектора установлена только одна труба, причем ее начало совпадает с выходом выходного коллектора. На практике же, прямоток создают путем сварочного соединения коротких переходных элементов с уже выполненными изгибами

При этом особое внимание уделяют качеству сварочных работ, ведь в процессе соединения внутри трубы могут образоваться «наросты» расплавленного металла. Такие наросты будут препятствовать прохождению газов, что крайне нежелательно

Обслуживание, устройство и ремонт автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 — Система выпуска отработавших газов- Лада СамараСпутник

Система выпуска отработавших газов

Описание конструкции

Система выпуска состоит из выпускного коллектора, приемной трубы 3, дополнительного
6 и основного 7 глушителей. На автомобилях, оснащенных системой впрыска, приемная
труба — с датчиком кислорода (лямбда-зондом). В системе выпуска этих автомобилей
может быть установлен трехкомпонентный нейтрализатор. На части карбюраторных
автомобилей (в экспортном варианте) также устанавливался нейтрализатор. Глушители
и нейтрализатор — неразборные узлы и при выходе из строя должны заменяться новыми.

Выпускной коллектор отлит из чугуна. Между ним и головкой цилиндров установлена
металлоармированная термостойкая прокладка. К нему на четырех шпильках крепится
приемная труба 3, изготовленная из нержавеющей стали. Она крепится к силовому
агрегату кронштейном с прижимом, охватывающим обе отводные трубы. Приемная труба
соединена с дополнительным глушителем через уплотнительное кольцо с хомутом
4. Для уменьшения шума и лучшей теплоизоляции дополнительный глушитель имеет
защитный кожух. Для автомобилей с нейтрализатором дополнительный глушитель выпускается
с укороченной передней трубой.

Нейтрализатор служит для уменьшения выбросов в атмосферу оксида углерода, оксидов
азота, а также несгоревших углеводородов. Он состоит из двух керамических блоков
со множеством пор, покрытых так называемыми катализаторами дожига: родием, палладием,
платиной. Проходя через поры нейтрализатора, оксид углерода превращается в малотоксичный
диоксид, а оксиды азота восстанавливаются до безвредного азота. Степень очистки
газов в исправном нейтрализаторе достигает 90–95%. Для нормальной работы нейтрализатора
состав отработавших газов (в частности, содержание в них кислорода) должен находиться
в строго заданных пределах. Эту функцию выполняет контроллер, изменяя количество
подаваемого топлива в зависимости от показаний датчика кислорода (см. Система
управления двигателем ВАЗ-2111). Нейтрализатор и датчик кислорода весьма
чувствительны к соединениям свинца: они «отравляются» и перестают работать.

Если ваш автомобиль оснащен
нейтрализатором, категорически запрещается его эксплуатация (даже кратковременная)
на этилированном бензине.

Также причиной выхода из строя нейтрализатора может стать неисправная система
зажигания: несгоревшее топливо, попадая в нейтрализатор в больших количествах,
догорает и спекает керамику, что может привести к полной закупорке выпускной
системы и остановке (или сильной потере мощности) двигателя.

Основной глушитель располагается после дополнительного и соединяется с ним через
уплотнительное кольцо с хомутами. Глушители подвешены к кронштейнам кузова на
пяти резиновых подушках. Обслуживание системы выпуска заключается в периодическом
осмотре труб и глушителей (на предмет коррозии) и в подтяжке или замене ослабленных
соединений.

Система выпуска двигателя -21081 отличается прокладкой коллектора, выпускным
коллектором, приемной трубой (одинарная), и кронштейном крепления приемной трубы
к блоку цилиндров.

Самостоятельная модернизация

Прежде чем провести тюнинг на автомобиле ВАЗ 21099 инжекторный, потребуется выяснить, как работает эта система. Исходящие выхлопные газы способствуют снижению мощности. Этот поток необходимо подавлять. Снижение его объема с целью быстрого отвода выхлопов позволяет в кратчайшие сроки заполнить камеру воздушными массами и горючим.

Необходимо учесть, что чем больше горючей смеси будет попадать в цилиндр, тем более высокая мощность получится. При этом снижается сопротивление воздуха в любой точке глушителя и прочих элементов рассматриваемой системы. Таким образом, улучшается реакция мотора и снижается расход топлива. Отметим, что выхлопная система бывает следующих видов.

  1. Обратнопоточная, которая способствует увеличению сопротивления газов. Они, проходя через изгибы системы, теряют скорость, создавая вихревые потоки и образовывая значительное сопротивление.
  2. Прямопоточная, которая представлена в виде прямой трубы с широкой перфорацией между выходом и входом.

Автотюнингу подвергается в основном прямоточная выхлопная система. В этом случае необходимо заменить ее элементы иными устройствами, у которых присутствуют изгибы.

Основные неисправности

Вообще, глушитель и сама выхлопная система ВАЗ обладают достаточно высокой надежностью. Фактически ломаться там почти нечему. Поэтому самое плохое, что может случиться с водителем – пробитый глушитель, причем на наших дорогах это бывает очень часто.

Глушитель ВАЗ 2109

Снятие и ремонт основного глушителя

Если после встречи с глубокой ямой, кочкой или выбоиной, автомобиль ВАЗ 2109 стал работать гораздо громче – скорее всего, пробит основной глушитель и в нем появилась дополнительная дыра. Передвигать с неисправной системой запрещает российский автомобильный технический регламент, поэтому вам не остается ничего другого, кроме как браться за ремонт глушителя.

Однако в любом случае снять глушитель, для замены или ремонта придется, поэтому давайте поговорим как раз о том, как это сделать правильно.

В первую очередь запаситесь необходимыми инструментами. Для демонтажа глушителя понадобится:

  • Торцевая головка на 13. Чем глубже она будет, тем лучше.
  • Ключ, который многие водители называют трещоткой, и еще накидной на «13».

Весь процесс как несложно догадаться выполняется на подъемнике или на смотровой яме.  Очень важно, прежде чем приступать к манипуляциям дождаться пока выхлопная система и основной глушитель полностью остынут, иначе все закончится сильными ожогами. https://www.youtube.com/embed/FGViHwUekuc

Если все в порядке приступает непосредственно к демонтажу глушителя:

  • Начинаем с того, что отсоединяем основной глушитель от резонатора. Для этого разыщите стяжной хомут. Прихватите гайку крепления накидным ключом и, удерживая, ее от проворачивания с помощью трещотки откручивайте сам болт.
  • После того как болт будет снят, можно разъединить и убрать сам хомут, чтобы освободить основной глушитель от резонатора.
  • Теперь аккуратно снимайте переднюю часть глушителя с прорезиненой подвески. После такого же образа вытаскивайте его с задних подвесок и все устройство вывода выхлопных газов ВАЗ 2109, можно вытаскивать наружу.

Замена дополнительного глушителя

Здесь все так же совсем несложно. Весь процесс можно поделить на несколько этапов:

  • Аналогичным образом разъединяйте оба глушителя, основной и дополнительный.
  • Теперь отсоединяем устройство от катализатора. Также с помощью накидного ключа надо открутить 2 болта крепления.
  • Теперь можно слегка приподнять агрегат и отсоединить его от резиновых подвесок. Если не получается сделать это вручную можно поддеть подвески отверткой.

На этом все дополнительный глушитель снимается даже легче чем основной. Установка детали на место производится в обратном порядке.

Замена катализатора

Этот прибор очень редко выходит из строя, однако, навыки по его ремонту и демонтажу все-таки могут вам пригодиться. Важный совет прежде чем начать, учтите эта деталь в процессе работы нагревается до 600 градусов и остывает гораздо дольше нежели, основной и дополнительный глушители.

Сам процесс демонтажа схематически выглядит следующим образом:

  • Первым делом отсоединяйте катализатор от дополнительного глушителя. Не забывайте удерживать гайки с помощью накидного ключа.
  • Далее, таким же образом откручивайте болты, которые крепят катализатор к приемной трубке.
  • Все, катализатор можно аккуратно снимать с резиновой подвести вытаскивать из автомобиля.

Фактически, как вы уже поняли ремонт выхлопной трубы дело элементарное, и легко выполняется в одиночку при наличии всех необходимых инструментов. Главное, соблюдать технику безопасности.

Повышенный расход

Если зависает перепускной клапан либо поршень соответствующего насоса, тогда топливная смесь поступает в недостаточном количестве. При этом мотор работает под нагрузкой. В подобной ситуации 21099 не развивает большую скорость. Зачастую автовладельцы могут наблюдать за самопроизвольной остановкой двигателя. Для такой ситуации характерен высокий расход бензина.

Если в отстойнике насоса либо бака появилась вода, тогда мотор в холодном состоянии плохо запускается. В прогретом виде он стартует лучше. Наличие мусора в топливных трубопроводах и отстойнике может привести к тому, что двигатель не запустится.

Это явление зачастую связано со слабой продувкой топливного трубопровода, который идет от соответствующего бака к насосу. Устранить эту проблему можно, прогрев замерзшую воду грелкой. Затем жидкость сливается. Если диафрагма прорвалась, тогда мотор «девятки» не запустится. Связано это с тем, что топливная смесь быстро повышает уровень масла в картере.

https://youtube.com/watch?v=TwJ9jCOZaVc

Ручная подкачка может привести к слабому поступлению бензина либо его полному отсутствию. При неполном открытии дроссельной заслонки автомобиль не способен развить значительную скорость. В этой ситуации наблюдается существенный расход топливной жидкости. Если воздушная заслонка открыта частично, тогда происходит нарушение структуры топлива.

Автомеханики советуют в этой ситуации перевести работу мотора с малых оборотов на большие. Если прогретый двигатель работает с перебоями, тогда нужно проверить форсунки и прочие элементы выхлопной системы. Зачастую автовладельцы ВАЗ 21099 инжекторного типа проводят ремонтные работы деталей системы питания по следующим причинам:

  • отсутствие подачи топлива с помощью насоса;
  • течь топливной смеси через соединения;
  • высокий расход топлива;
  • подсос;
  • засорение клапанов;
  • износ рычага привода соответствующего насоса.

Чтобы выхлопная и другие системы автомобиля работали без сбоя, рекомендуется регулярно заменять воздушный фильтр. Исключить возможное попадание пыли в горючее можно, осуществляя периодический слив жидкости с помощью пробки фильтра отстойника. В противном случае промывается фильтр.

Стреляет в выхлопной трубе, что делать

Зачастую владельцы «девятки» не знают, почему стреляет выхлопная труба. Это связано с неотрегулированной системой холодного хода. При переизбытке соответствующей смеси мотор запускается с выстрелами в глушителе. Повышение уровня рабочей смеси связано с неисправным клапаном ее подачи.

При засорении главного жиклера топливная смесь обедняется. Двигатель запускается с хлопками. Если автомобиль перевести в режим движения, тогда транспортное средство не сможет набрать нужную скорость для последующего перемещения. Жиклер засоряется по следующим причинам:

  • подсасывание воздуха;
  • нарушена регулировка винта качества топлива холостого хода;
  • подсос воздушных масс.

В этом случае мотор ВАЗа перегревается, повышается расход топлива. Вода, которая находится в радиаторе, начинает кипеть. В такой ситуации, для карбюраторных 21099, выстрелы появляются в карбюраторе.

Если предварительно включить клапан экономайзера, тогда топливная система обогатится преждевременно. Скорость автомобиля будет незначительной. Мотор, работая под большой нагрузкой, способствует появлению выстрелов в выхлопной трубе.

Конструктивные особенности

Устройство выхлопной системы практически у всех российских автомобилей одинаково. Типовым как раз является пример с ВАЗ 2109.

Схематически система вывода отработанных газов для этого автомобиля выглядит следующим образом:

  • Приемная труба. В ней установлен специальный зонд, прибор способен по составу отработанных газов контролировать и анализировать состав смеси, поступающей в блок цилиндров.
  • Далее, идет катализатор. Он то как раз и занимается тем, чтобы свести вредность выхлопных газов к минимуму.
  • К катализатору при помощи специального хомута, крепится дополнительный глушитель. Задача этого глушителя быть, что называется, на передовой и принимать на себя основной шумовой удар.
  • Ну и последний элемент – основной глушитель. Он прикрепляется к дополнительному при помощи такого же хомута.

Если посмотреть на систему выхлопа ВАЗ 2109 в сборе – она изначально находится в подвешенном состоянии. Держится за счет резиновых крепежных подвесов, которые, в свою очередь, вкручиваются в днище автомобиля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector