Расшифровки основных терминов Инкотермс условия поставки, важные для украинских грузоперевозчиков

Расшифровка и условия DAP по ИНКОТЕРМС 2010

DAP позволяет значительно сэкономить время на подготовку процедуры и оформление документов. Можно просто указать в договоре купли-продажи этот термин, чтобы избавиться от необходимости внесения деталей.

DAP — аббревиатура от английского выражения «Delivered At Point». Дословно его можно перевести, как «доставка в пункт назначения». После использования этого термина в документации принято указывать и выбранное ранее место поставки.

Этот термин подразумевает под собой соблюдение следующих пунктов:

  • Продавец может доставить продукт в пункт поставки любым транспортом. Условия DAP подразумевают, что товар должен пройти процедуру экспорта и готов к выгрузке, однако во многих случаях, ответственность за разгрузку товара он также берёт на себя.
  • Переход права собственности по DAP ИНКОТЕРМС 2010 осуществляется сразу после предоставления продукта покупателю для дальнейшей разгрузки.
  • Продавец несёт ответственность только за оформление таможенных процедур, связанных с экспортом товара.

При оформлении всех документов необходимо уделить особое внимание адресу поставки товара. Он должен быть прописан максимально точно

Общая характеристика условия поставки DAT Инкотермс 2010

EXW

Условие поставки DAT (поставка на терминале (название терминала в порту или в месте назначения)) в соответствии с Инкотермс 2010 используется белорусскими экспортерами, если в контракте согласовывается условие доставить товар до терминала в стране покупателя; в этом случае доставку с терминала до места назначения обеспечивает покупатель. При импорте данный термин используется, если белорусские субъекты хозяйствования хотят купить товар с доставкой до терминала (чаще всего склада временного хранения или таможенного склада), при этом логистику доставки с терминала они берут на себя.

В соответствии с условием поставки DAT продавец осуществляет поставку, когда товар, разгруженный с прибывшего транспортного средства, предоставлен в распоряжение покупателя на терминале в согласованном порту или в месте назначения. Согласно Инкотермс 2010 терминал включает любое место, закрытое или нет, такое как причал, склад, контейнерный терминал или автомобильный, железнодорожный или авиа карго терминал. Инкотермс 2010 не конкретизирует, какими характеристиками должен обладать терминал, не указывает также, что это должен быть таможенный терминал, где производится процесс таможенного оформления иностранных товаров. Однако практика применения данного условия поставки показывает, что местом назначения чаще всего является склад временного хранения, таможенный склад, т.е. таможенный терминал, где покупатель производит таможенное оформление ввезенного товара, уплачивает импортные таможенные пошлины.

Данный термин может быть использован независимо от избранного вида транспорта, а также при использовании более чем одного вида транспорта. Характеристика термина DAT представлена в таблице.

Таблица. Характеристика термина DAT (поставка на терминале (название терминала в порту или в месте назначения))

Характеристика Условия поставки
Применяемые виды транспорта Любой вид транспорта
Оплата основной перевозки Продавец
Таможенные формальности для вывоза, уплата экспортных таможенных пошлин Продавец
Таможенные формальности для ввоза, уплата импортных таможенных пошлин Покупатель
Погрузка / разгрузка Продавец
Переход рисков утраты или повреждения товара В момент предоставления товара в распоряжение покупателя на терминале в порту или месте назначения

Согласно условиям поставки DAT расходы по разгрузке на терминале в согласованном порту или месте назначения несет продавец. Транспортные расходы до терминала в порту или в месте назначения также несет продавец. Следует также учитывать, что продавец несет все риски утраты или повреждения товара до момента предоставления товара в распоряжение покупателя на терминале в согласованном порту или в месте назначения, т.е. момент перехода рисков утраты или повреждения товара совпадает с моментом передачи товара. Таким образом, продавец выполняет свою обязанность по поставке, когда он передает товар покупателю на терминале в согласованном порту или в месте назначения.

При использовании данного термина сторонам рекомендуется в контракте наиболее точно определить терминал и по возможности определенный пункт на терминале (пристань, причал и т.д.) в согласованном порту или в месте назначения, поскольку риски до этого пункта несет продавец. Также рекомендуется продавцу в договоре перевозки четко прописать терминал и / или определенный пункт на терминале в порту или в месте назначения.

DAT требует от продавца выполнения таможенных формальностей для вывоза, в том числе уплаты экспортных таможенных пошлин (если таковые применяются). Покупатель в свою очередь уплачивает импортные таможенные пошлины и обеспечивает выполнение иных таможенных формальностей при ввозе. Также покупатель берет на себя расходы по доставке товара, прошедшего таможенное оформление, с терминала до места назначения.

Термин DAT (поставка на терминале) Инкотермс 2010 заменил термин DEQ (поставка с пристани) Инкотермс 2000. DEQ определял, что продавец выполнил свои обязанности по поставке, когда товар, не прошедший таможенной очистки для импорта, предоставлен в распоряжение покупателя на пристани в названном порту назначения. Продавец несет все расходы и риски, связанные с транспортировкой и выгрузкой товара на пристань. Термин DEQ возлагал на покупателя обязанность таможенной очистки для импорта товара так же, как и уплату налогов, пошлин и других сборов при импорте. Термин DEQ применялся только при перевозке морским или внутренним водным транспортом или в смешанных перевозках, когда товар выгружается с судна на пристань в порту назначения.

Должен ли покупатель платить за проверку груза перед отгрузкой на условиях Инкотермс DAP

Есть важный момент, установленный Инкотермс: DAP — поставка, в ходе которой покупатель оплачивает проверку груза перед отгрузкой. Это показано в базисе при распределении обязанностей сторон в период, когда товар готовится к отправке — к передаче основному перевозчику:

«А9. Проверка, упаковка, маркировка

Продавец обязан нести все расходы, связанные с проверкой товара (проверка качества, измерение, взвешивание, подсчет), необходимой для поставки товара в соответствии с пунктом А4, а также расходы по инспектированию товара перед отгрузкой, которое предписывается властями страны вывоза.

Продавец обязан за свой счет обеспечить упаковку товара, за исключением случаев, когда в данной отрасли торговли обычно принято отгружать указанный в договоре товар без упаковки. Продавец может упаковать товар таким образом, как это необходимо для его перевозки, если только покупатель до заключения договора не известит продавца о специфических требованиях к упаковке. Маркировка упакованного товара должна быть осуществлена надлежащим образом.

Б9. Инспектирование товара

Покупатель обязан нести расходы по обязательному инспектированию товара перед отгрузкой, за исключением случаев, когда такое инспектирование осуществляется по предписанию властей страны вывоза».

Практическое применение терминологии INCOTERMS в украинских автоперевозках

DDP

Хотя терминология INCOTERMS, в основном, регулирует отношения между продавцами и покупателями из разных стран, автоперевозчиков оговоренные условия поставки касаются непосредственно. Во внутренних украинских договорах поставки и транспортировки терминология Инкотермс на практике используется редко. Для международных автоперевозок это обычная практика, которая начинается уже на уровне коммерческих предложений. В некоторых случаях это касается и внутренних украинских грузоперевозок.Изучив терминологию, Вы легко поймете, что украинская компания покупает товары на условиях DDP. При этом заказывает и оплачивает перевозку, таможенные пошлины продавец товара. С ним же украинский водитель-международник, взявшийся за доставку, к примеру,  световых табло в Калуш, должен заключать транспортный договор. Если продавцом будет украинская компания, исключается только оплата таможенных пошлин и сборов.

Планируя международные грузоперевозки по Инкотермс, украинские автоперевозчики должны разбираться в некоторых важных моментах договоров. Важнейшими вопросами для водителя становятся условия погрузки, выгрузки товаров, оплаты грузоперевозки.Их этой схемы видно, что погрузку товара чаще всего организует и оплачивает продавец (за исключением условий EXW). Водителю остается проконтролировать размещение и закрепление груза.Но по договорным условиям EXW за погрузку отвечает покупатель. Если украинский импортер не оплатил погрузку, не договорился о времени и организации погрузки, такелажные работы придется проводить водителю. Если это невозможно (для крупногабаритных грузов), неизбежен дорогостоящий простой грузовика за границей.

Аналогично обстоит дело и с выгрузкой товаров. Обычно грузы разгружаются на складе покупателя. Для этого работают бригады грузчиков, механизированные погрузчики. Условия INCOTERMS не оговаривают разгрузочных работ. Если автоперевозчик не выяснил условия разгрузки у заказчика грузоперевозки (покупателя или продавца), такелажными работами придется заниматься водителю.При международных поставках по условиям Инкотермс немаловажным моментом становится прохождение таможни. Если товар не сопровождается экспедитором, все вопросы с таможней приходится решать водителю-дальнобойщику. При ввозе товаров из Европы через украинскую таможню могут возникнуть недоразумения с неподготовленными (не владеющими терминологией Инкотермс) или недобросовестными таможенниками.Знание международной терминологии поможет дальнобойщику решить конфликт. Если оплата таможенных сборов или пошлины не произведена, автоперевозчик, заранее изучивший договор, будет знать, к кому (продавцу или покупателю) нужно обращаться для ускорения прохождения таможни.

В каких случаях не применяется

Помимо стандартных ситуаций, когда существует сторона, продающая продукцию, и сторона, ее приобретающая, иногда возникает необходимость временно ввезти специфическое оборудование или товар из одной страны в другую, необходимый для участия в различных выставках, конкурсах, ярмарках.

Порой возникают ситуации, когда во время разработки какого-либо оборудования его необходимо перевести из одной страны в другую для дополнительной отладки и тестирования. Это оборудование либо товар, в дальнейшем, будут вывезены в обратном направлении, но возникает вопрос с порядком таможенного оформления подобного оборудования. Ведь в такой ситуации право собственности на товар не переходит от одного субъекта хозяйствования к другому.

Решение подобных ситуаций можно найти, если воспользоваться специальным упрощенным вариантом таможенного оформления, который называется Carnet ATA.

Суть данного документа, который заменяет стандартную таможенную декларацию, состоит в упрощенном оформлении временного ввоза определенной группы товаров либо оборудования, которые необходимы для проведения различных культурных и экономических мероприятий.

При помощи Carnet ATA с территории одного государства на территорию другого могут быть временно ввезены следующие виды продукции:

  • оборудование, при помощи которого возможно проведение презентаций;
  • устройства, необходимые для проведения фото и видеосъемки;
  • декоративное, рекламное оборудование и театрально-цирковой реквизит;
  • образцы продукции, которая будет представлена на выставочных стендах либо оборудование, которое нуждается в определенной наладке на территории другого государства.

Весь перечень оборудования, ввезенного на территорию государства по оформленному Carnet ATA, не может быть реализован или перемещен в место, отличное от того, которое указано в самом карнете. В качестве исключения возможна бесплатная раздача образцов продукции, которая была завезена в режиме временного ввоза и имеет незначительную цену. Не может быть роздана продукция, относящаяся к подакцизной группе товаров или товаров, входящих в группу горюче-смазочных материалов.

Наличие данного Carnet ATA имеет ряд плюсов:

  • нет необходимости оформлять таможенные документы, которые предусмотрены на территории стран, куда осуществляется временный ввоз оборудования;
  • наличие данного карнета освобождает декларанта от уплаты таможенных пошлин и внесения залоговой стоимости ввозимого оборудования;
  • оформленный Carnet ATA позволяет в течение года посещать страны-участницы Конвенции, определяющий регламент временного ввоза подобного оборудования, без уплаты пошлин и оформления разрешительных документов;
  • при оформлении Carnet ATA процедура таможенного досмотра занимает минимально возможное время.

Карнет CPD оформляется при перевозке грузов между границами разных государств, где существуют строгие ограничения на ввоз машиностроительной продукции или оборудования.

Наличие данного карнета дает гарантию, что транспортное средство не подлежит отчуждению на территории страны, куда был осуществлен временный ввоз автомобиля.

Данный документ имеет ряд преимущества как для автовладельцев, так и для государственных органов надзора стран, на территорию которых ввозится автомобиль:

  • таможенная служба не нуждается в дополнительных проверках автомобиля, имеющего карнет CPD;
  • в случае невыполнения обязательств по своевременному вывозу авто за пределы государства, таможенные органы имеют возможность запросить подробную информацию о самом транспортном средстве и его автовладельце у Международной автомобильной ассоциации;
  • таможенное оформление и досмотр для держателя CPD карнета проводится гораздо быстрее, а также исключает необходимость внесения залоговой стоимости автомобиля во время пересечения границы;
  • срок обязательства по вывозу транспортного средства с таможенной территории иностранного государства строго фиксирован и составляет один год.

В заключение стоит отметить, что внешнеэкономическая деятельность во всех ее проявлениях требует четкого знания и соблюдения нормативных документов и правил, которые регламентируют ее ведение

В случае недостаточной осведомленности участника ВЭД можно допустить ряд ошибок при заключении контрактов и оформлении разрешительной документации на ввоз продукции, устранение которых займет немалое количество времени, а также заберет силы и, что немаловажно, денежные средства

Поэтому, занимаясь ВЭДом, очень важно изучать все изменения, связанные с законодательной базой в данной сфере. https://www.youtube.com/embed/WA8As5_WTAY

Обязанности продавца и покупателя

Как и при использовании других торговых терминов, и здесь есть основные обязанности участников сделки

Важно выполнять их в полном объёме, чтобы сделка была максимально эффективна и продуктивна

Основные обязанности

К основным обязанностям поставщика относят своевременное предоставление своему партнёру всей необходимой документации (счёт-инвойс; бумаги, которые подтверждают соответствие продукта ранее обговорённым условиям и т. д.).

В свою же очередь, другой участник операции должен вовремя оплатить товар.

Договоры перевозки и страхования

Страхование же не является обязательной процедурой в рамках термина DAP.

Что касается покупателя, то он не имеет никаких обязанностей по оформлению данных документов. Но при желании он может потребовать у своего коллеги нужную информацию для оформления страховки.

Переход рисков

Переход рисков от продавца к покупателю осуществляется после принятия поставки товара. Он должен быть готов к разгрузке. Вся ответственность за состояние товара и возможные расходы теперь лежит на плечах того, кто приобретает товар.

Но здесь необходимо учитывать несколько очень важных нюансов:

  1. После выполнения продавцом основного условия, а именно, поставки затаможенного груза, готового к разгрузке, вся ответственность за товар, в случае его повреждения или утери, перекладывается на то лицо, которое его приобретает.
  2. Вся ответственность за товар также перекладывается на покупателя, если он не направил своему партнёру должные извещения или направил, но не в назначенные договором сроки.
  3. Вся ответственность за состояние груза до принятия поставки перекладывается на покупателя в том случае, когда он не выполнил импортные таможенные формальности, которые предусмотрены в официальной документации.

DAP подходит для перевозок любым видом транспорта.

Поставка груза и её принятие

Тот участник сделки, который приобретает товар, должен вовремя принять поставку. Это является его прямой обязанностью.

Распределение расходов

Поставщик отвечает за оплату следующих операций:

  • Транспортировка до места назначения.
  • Все таможенные операции, связанные с экспортом товара.
  • Разгрузка товара (если это предусмотрено сопровождающими документами).

В свою очередь, его коллега должен оплачивать следующие операции:

  • Принятие поставки груза.
  • Разгрузка.
  • Таможенные операции, связанные с импортом товара.

Извещения

Что касается поставщика, то он обязан своевременно направить документы, которые осведомят партнёра о прибытии товара в место назначения и содержат необходимую для принятия поставки информацию.

Покупатель же, в свою очередь, самостоятельно определяет время и место поставки. О своих решениях он должен оповестить партнёра. Направить извещения необходимо в установленные договором сроки, чтобы поставщик успел своевременно подготовить товар и осуществить его поставку.

Доказательство поставки

Продавец берёт на себя ответственность и возможные расходы за оформление и отправку документа, подтверждающего факт поставки и содержащего в себе всю необходимую для её принятия информацию.

Его партнёр должен принять этот документ.

Упаковка и маркировка товара, проверка, инспектирование

Упаковка товара, его маркировка и проверка — прямые обязанности поставщика. Упаковка необходима для максимальной защиты продукта от возможных повреждений в процессе транспортировки.

Если упаковка была обеспечена не должным образом, все риски и расходы за состояние продукта перекладываются на поставщика.Исключения — та продукция, которая не нуждается в дополнительной упаковке.

Маркировка — не менее важная часть подготовки груза. Она необходима для различных видов учётов, в частности и для инспектирования. Маркировка должна осуществляться в соответствии со всеми правилами.

И последний этап, выполняемый продавцом, — проверка товара. В неё входят:

  • Проверка качества груза.
  • Проверка количества груза.

Все должно соответствовать официальной документации.

Инспектирование же — обязанность покупателя. Он должен проверить качество и количество товара перед принятием поставки.

Дополнительную информацию об условиях международной поставки DAP по ИНКОТЕРМС 2010 смотрите в данном видео:

DAP снимает часть ответственности покупателя за доставку груза до его приёмки, но эта привилегия обычно компенсируется продавцу финансово, то есть может отражаться на стоимости товара. Этот термин можно использовать для любого типа доставки, включая и смешанную перевозку.

Вы можете найти дополнительную информацию по теме в разделе Инкотермс 2010.

2010-2019 Таможенный портал «ВЭД Центр»

Применение условий в зависимости от вида транспорта перевозки

Рассмотренные выше условия поставки груза делятся на 2 группы, в зависимости от вида транспорта, который участвует в перевозке:

  1. EXW, FCA, CPT, CIP, DAP, DAT, DDP – данные варианты поставки можно применить в любом внешнеэкономическом контракте, независимо от типа транспортного средства, которое участвует в перевозке. Их можно использовать, когда в перевозке участвует как один перевозчик, так и несколько, даже если тип транспортного средства у каждого перевозчика разный;
  2. FAS, FOB, FCR, CIF – специальные условия поставки, которые принято использовать, если перевозка груза осуществляется с помощью морского судна или транспорта, передвигающегося через территориальные воды разных государств.

Договорные условия Инкотермс 2018 расшифровка основных терминов

Инкоте́рмс (Incoterms, International commercial terms) — международные правила в формате словаря, обеспечивающие однозначные толкования наиболее широко используемых торговых терминов в области внешней торговли частного характера, прежде всего, относительно мест перехода ответственности от продавца к покупателю.

Трехбуквенные аббревиатуры английских терминов нужны для исключения неоднозначных толкований участниками договора. В сокращенном виде терминология охватывает все виды условий поставки и транспортировки товаров. Каждая литера начала аббревиатуры имеет строго определенное значение:

  • «E» — с момента отгрузки со склада продавца ответственность за груз ложится на покупателя;
  • «F» — перевозку оплачивает покупатель;
  • «C» — перевозку оплачивает продавец (кроме рисков порчи и утери);
  • «D» — все риски, транспортные, страховые, таможенные расходы оплачиваются продавцом.

Нетрудно понять, что для продавцов и покупателей условия поставки различны. В договорах отгрузки с условиями EXW (отгрузка товаров с таможенным оформлением и доставкой) практически все оплаты ложатся на покупателя. Напротив, в договорах поставки DDP (поставка с оплатой пошлины) расходы несет продавец товаров.

Одним из важных условий для автоперевозчиков становится оплата транспортировки. По Инкотермс 2018 условия поставки могут предусматривать оплату транспортировки продавцом или покупателем.На изображении видно, что плата за перевозку грузов продавцом может не включаться в условия договора.

В настоящее время действуют термины свода Инкотермс, утвержденные в 2010 году. Предыдущая терминология, согласованная сводом 2000 года, от существующей отличается мало. С практической стороны для украинских автотранспортников при международных перевозках важнее всего национальная принадлежность участников договора.

Так, если в договоре поставки EXW покупателем выступает украинская сторона, а продавцом – немецкая компания, можно предугадать многочисленные трудности. При поставке EXW покупатель должен организовать (оплатить) погрузку, таможенные пошлины и сборы, страховку. При решении спорных вопросов могут возникнуть языковые сложности. Несвоевременная оплата украинским покупателем одного из платежей приведет к остановке грузовика на складе продавца или на границе. Поэтому все возможные нюансы нужно предусмотреть и оговорить в транспортном договоре.

Украинским грузоперевозчикам гораздо проще работать по договорам с условиями:

  • DAT — автоперевозчик загружается товарами иностранного продавца, прошедшими таможенную очистку, в украинском морском порту или на железнодорожной станции и доставляет их покупателю;
  • DAP — такая же схема перевозки с погрузкой в назначенном сторонами договора транспортном терминале;
  • FCA — украинский продавец нанимает автоперевозчика для доставки экспортного товара до морского порта, оплата морского фрахта, таможни, дальнейшей доставки ложится на покупателя.

С другой стороны, если заказчиком перевозки по условиям DDP является немецкий или чешский продавец, обычно автоперевозка проходит без осложнений. Пунктуальность и документальная скрупулезность поставщиков товаров обеспечивает своевременные оплаты погрузки, перевозки, таможенных сборов, разгрузки, безупречное оформление документов.

Морская терминология (условия FAS, FOB, CFR, CIF), касающаяся грузоперевозок на речном или морском транспорте, украинских автоперевозчиков интересует частично. В ней нужно разбираться автотранспортным компаниям, участвующим в мультимодальных перевозках из Китая, Америки, Австралии, Юго-Западной Азии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *