Maklaud-560 Blog Зис 101А-Спорт

ЗИС-Спорт

  • custodian

  • Винтажные автомобили
  • 24.11.2015
    23:00

Спортивную версию модели ЗИС-101 по собственной инициативе спроектировала группа молодых инженеров из КБ экспериментального цеха ЗИС: Анатолий Пухалин (общая проработка, передняя подвеска. В это время он заканчивал вечерний факультет МАДИ и темой его дипломной работы был «Скоростной автомобиль»), Владимир Кременецкий (задний мост), Николай Викторович Пульманов (форсировка двигателя ЗИС-101). Дизайнер — Валентин Ростков. Опытный образец появился благодаря тому, что молодым инженерам в 1938 году удалось внести автомобиль в список «подарков Матери-Родине» к 20-летию Комсомола. На XVII Московской Партконференции в 1939 году автомобиль был представлен наркомом среднего машиностроения И. А. Лихачевым и получил одобрение Сталина и Кагановича.

Далее словесных одобрений дело не пошло. Побыв подарком комсомола и объектом внимания на партконференции, ЗИС-Спорт оказался нужен только своим создателям. Проектную скорость 180 км/ч он не развивал. На официальном испытании автомобиль показал 162,4 км/ч — его проводили летом 1940 года на 43-м километре Минского шоссе.

Статья в «Комсомольской правде» посвященная автомобилю.

Сам спорткар потерялся, и его судьба неизвестна. Остались только фотографии и чертежи, по которым в реставрационном центре «МолотовГараж» сейчас воспроизводят ЗИС-101А-Спорт.

Этот автомобиль производится не в какой-то кустарной мастерской, а всеми специализированными цехами огромного завода. По выбранному эскизу в натуральную величину расчертили будущие лекала кузова. По этим лекалам сделали деревянный макет, а уже по нему вручную выстукали из листового железа кузовные панели. Подход к дизайну автомобиля принципиально отличался от всего, что было раньше.

Внешность ЗИС-Спорт вышла абсолютно футуристической — низкий силуэт с двухместным кокпитом на длиннобазовом шасси, крылья, объединенные с кузовом, воздухозаборник на капоте и дверцы с выемками под локти. Силовой агрегат был довольно длинным и тяжелым и для того, чтобы улучшить баланс по осям и нагрузить ведущие колеса двухместный кокпит сместили назад. Каркас кузова по технологиям тех лет сделали из дерева буковых пород. Готовый кузов покрасили в темно-зеленый цвет, отполировали и украсили хромированным декором, а на капот справа поместили надпись «ХХ лет ВЛКСМ». По словам того же Пульманова, «кузов получился на славу, не хуже лучших американских образцов».

На автомобиль установили восьмицилиндровый двигатель ЗИС-101 с увеличенной степенью сжатия, рабочим объемом до 6060 см³ и мощностью до 141 л.с. при 3300 об/мин. Впервые был применен карбюратор с падающим потоком, кованые из алюминиевого сплава шатуны, работающие по шейкам коленчатого вала без вкладышей.

Пухалин создал общую компоновку ходовой части. Переделал обе подвески ЗИС-101, в частности, они получили стабилизаторы поперечной устойчивости, появился вакуумный усилитель тормозов. Задний мост с гипоидной передачей (первой в СССР) проектировал Кременецкий. В переработанной коробке передач от ЗиС-101А появились конические синхронизаторы и ускоряющая передача.

Согласно чертежам, назывался именно «ЗИС-Спорт». Распространенное название ЗИС-101А-Спорт является, таким образом, неофициальным.

По материалам:

Советский спорткар

Идея создания сего автомобиля зародилась в умах трёх молодых людей, работающих в то время в цеху на заводе имени Сталина. Это были Владимир Кременецкий,
Николай Пульманов и Анатолий Пухалин. Пухалин получал образование в московском автодорожном и как раз писал дипломную работу о скоростных автомобилях. Это
и послужило «толчком» для парней. Стало неким стимулом, который побудил их к разработкам пресловутого автомобиля.

За выбором шасси дело не встало: предпочтение было отдано последней версии самого «продвинутого» на то время автомобиля – лимузина ЗИС-101, который
выпускался с 1936 года. К слову, длина машины составляла 6 метров, ширина – 2. А вес достигал 2,5 тонны! Можно лишь догадываться, каким образом
комсомольцам удалось сделать из такой махины родстер.

Работа не останавливалась ни на миг. Пухалин разработал общее компилирование, переработал подвески ЗИС-101, снабдив их необходимыми регуляторами и
стабилизаторами. Кременецкий спроектировал задний мост с гипоидной передачей, а Пульманов все свои силы бросил на работу с двигателем: он форсировал мотор,
увеличив число оборотов и степень сжатия. Также были изменены фазы газораспределения. Позже восьмицилиндровый двигатель увеличился в объёме и обзавёлся
головкой блока, поршнями и шатунами из алюминиевого сплава.

ЗИС-101А-Спорт и ЗИС-102

Нацелившись на всё принципиально новое, разработчики тщательно продумывали все нюансы

Не обошли вниманием и дизайн автомобиля – получилось что-то
совершенно необычное. В работу над дизайном был вовлечён кузовщик Валентин Ростков, предоставивший замечательные эскизы автомобилей, среди которых техсовет
выбрал лучший

Что и говорить всем трудящимся над созданием автомобиля несказанно повезло с талантами Валентина. Именно он помог им отойти от устоявшихся
форм, так как изготовлять обычный двухместный кузов молодым людям казалось слишком примитивным.

Если вы хотите защитить кузов автомобиля от царапин, то нанесением защитной полировки занимаются здесь.

Так как в итоге силовая установка оказалась очень длинной и тяжёлой, пришлось сместить назад двухместный кокпит, чтобы улучшить осевой баланс и загрузить
ведущие колёса. Ко всему прочему ЗИС-101А-Спорт оснастили съемным тентом, воздухозаборником и головной оптикой, вмонтированной в обтекатели передних
крыльев.

Однако все это выглядело воодушевляющим лишь на бумаге. Реализовать задуманное в жизни оказалось проблемно. Для молодых энтузиастов не представлялось
возможным в одиночку воплотить все свои идеи в реальность. Недостаток опыта и технического оборудования сказывались в ходе работы. Ещё бы: сделать литейные
модели или штампы для оковок, оснастку, деревянный болван для кузова – задачи практически непосильные.

Разумеется, поворачивать назад после проделанного было, по меньшей мере, нерационально, поэтому инициаторы создания автомобиля стали искать помощи. К таким
просьбам вышестоящие инстанции отнеслось прохладно. Верхушка не разделяла энтузиазма молодых, но процесс периодически контролировала, посылая комиссии.
Так одна из таких государственных проверок, во главе с Е. А. Чудаковым, который на то время был начальником кафедры колёсных машин, обнаружила перечень
упущений и погрешностей, для устранения которых требовалось снизить вес автомобиля на 600-700 кг. Разработчикам были даны некоторые рекомендации по
улучшению работы, но, как известно, одними советами делу не поможешь. Работа шла медленнее.

История

Архивное фото ЗИС 101 во время движения на дороге.

Конечно же, первое поколение 101-го 1936 модельного года принимало политическое бюро во главе с Иосифом Сталиным. Показ данной техники высшему руководству считался нормой, учитывая принадлежность к престижному классу. Во время смотрин заводчане испытывали волнение, ведь знали последствия возможного недовольства вождя. Но когда в ворота Кремля, 29 апреля, выехали два новых ЗИС-101, у «отца народов» прослеживалось явно хорошее настроение. Он шутил, улыбался и в целом машина ему понравилась. К тому же, один из главных конструкторов Орджоникидзе считал модель прямым конкурентом американским аналогам.

Конструкция модели скопирована с «Бьюика», поэтому автомобиль в ту пору еще неплохо выглядел на фоне одноклассников.

Фотография Сталина, принимающего новый ЗИС 101.

Что касается механических тормозов, пусть и снабженных сервоусилителем, они выглядели далеко уже не последним словом технического прорыва, как и сцепления с двумя дисками.

Разработкой легендарной машины руководил Евгений Важинский, считавшийся главным конструктором завода с 1935 года.

Фото почтовой марки, с изображением автомобиля ЗИС.

Конвейерный выпуск отпраздновали в ноябре 1936 года. Кузов машины требовал много внимания и старательности, ведь его каркас частично делали из бука. Если чуть не дотянуть шурупы – и по объемному салону раздавался неприятный и совсем не представительский скрип.

Автомобиль вскоре стал действующим флагманом великой третьей Сталинской пятилетки и гербом советского технического прогресса. Члены из политбюро все еще предпочитали модели «Паккардов» и «Линкольнов», а со временем некоторые пониже рангом чиновники пересаживались на «ЗИС». Естественно, приобрести такую махину обычному гражданину не позволялось. Ее заслуживали такие именитые ученые и мастера искусств, как например «красный граф» Алексей Толстой.

Евгений Иванович Важинский. (1889-1938). Главный конструктор завода им Сталина, расстрелянный по ложному доносу.

Не смотря на сверхсекретность, заводу выпуск ЗИС-101 давался с большим трудом. Да и по грузовикам выполняли план не всегда, а многие экземпляры приходилось доводить до ума после конвейера. Качество и надежность лимузинов постоянно хромало, однако правительственная комиссия под руководством Чудакова, вскоре отметила производственные и конструктивные недостатки машины. Ее масса была на 700 кг выше по сравнению с аналогами: один двигатель тянул на почти 500 кг, но мощностью при этом не впечатлял. Основной причиной такой унификации считалось нехватка денежных средств на совершенствование главного автомобиля страны. Кроме этого, предприятие постоянно испытывало дефицит специалистов. В числе конструкторов, признанных модернизировать аппарат, не хватало Важинского, которого в 1938 году арестовали и впоследствии расстреляли.

Модификации

Фото белого ЗИС-101А, находящегося в музее ЗИЛа.

Все понимали, что останавливаться на достигнутом никак нельзя. Автомобиль заметно отставал от европейских и заокеанских конкурентов. В связи с этим на заводе готовились к конвейеру не менее двух из модернизированных версий.

ЗИС 101Б снаружи отличался выступающим багажником, заменившим архаичную багажную решетку. Изменения коснулись панели приборов в виде вполне современных прямоугольных циферблатов. Также модель оснастили новым рулем с хромированным элементом звукового сигнала, усовершенствованными амортизаторами, шестнадцатилистовыми рессорами вместо девятилистовых.

Модификацию ЗИС-103 разрабатывали параллельно с таким же кузовом, но с полностью независимой подвеской. Скорее всего она считалась аналогичной американским изделиям той поры: вильчатые пружины и рычаги. Конструкторы трудились и над форсированным до 130 лошадиных сил двигателем.

В мае 1941 года начали испытания. Производство ЗИС-101 прекращено 7 июля, а 22 числа столица переживала первые военные дни. Из-за этого работы по ЗИС-101Б прекратили 15 октября. Немцы вошли в Калугу двумя днями раньше, а 14-го в Калинин. По истечению четырех дней после остановки производственного процесса всех ЗИСов 19 октября в Москве введено осадное положение.

Вскоре о испытателях и конструкторах в военное время просто забыли. Но их не зря проделанная работа преждевременно коснулась уже машины нового поколения ЗИС-110. Конечно же, это был совершенно иной автомобиль, однако опыт 101-ого в любом случае пригодился.

Экземпляров ЗИС-101 собрали всего 8752, из них версии 101А насчитываются в количестве 600 штук, а открытых кабриолетов и вовсе единицы. До сегодняшних дней дожили считанные образцы в убогом состоянии, да еще с неродными двигателями. В настоящее время подобные лимузины имеют внушительный вид, а их тесноватые по современным меркам салоны до сих пор скрывают тайны прошлого столетия.

Читайте так-же, другие обзоры

  • Тойота Приус ГибридПриус Гибрид стал одним из первых массовых автомобилей, использующих энергию гибридного двигателя. Его яркая внешность и экологичность сделали его …
  • Автомобиль Ниссан Х-ТрейлИкс Трейл – это классика, неизменно пользующаяся популярностью. Первое поколение было выпущено в 2001 году, с 2007 же на рынке представлена вторая …
  • Шевроле Кобальт седан 2В начале 2013 года на российский рынок вышел обновленный Кобальт, производства Шевроле, который злые языки уже успели прозвать «узбекским …

Комментарии

27 ноября 2006 г.
 Дмитрий

по темпераменту он не уступал всяким там Мерседесам и Бентли

27 ноября 2006 г.
 Дмитрий

ох нифига себе

27 ноября 2006 г.
 Дмитрий

но увы, кммунисты постили его на металлолом 🙁

27 ноября 2006 г.
 Денис Denlos78 Лосев

Вообще, как говорят, с этой машиной дизайнер машины Валентин Ростков по сути разработал новую стилистику всех машин ЗИС, которые должны были выпускаться в дальнейшем. Так что, если бы не партийные планы, идущие вразрез с идеей выпуска такого автомобиля, и не предстоящая война, возможно, послевоенный ЗИС-110 и не скопировали бы с Паккарда. Кстати, еще известно, что машина ЗИС-Спорт была зеленого цвета и что появилась она только благодаря очередному партийному юбилею: 20 лет комсомольской организации.

27 ноября 2006 г.
 Dmitry P.

Внешне — не хуже любого BMW или MB тех годов!

27 ноября 2006 г.
 Дмитрий

Denlos78, а где ты берёшь такие фотки?

27 ноября 2006 г.
 Денис Denlos78 Лосев

Если пятнадцать лет собирать многие автожурналы, можно все найти.

27 ноября 2006 г.
 Дмитрий

вот ещё что, объём был 6 литров

27 ноября 2006 г.
 Дмитрий

двигатель R8(!!!), мощность 141 л.с. , максималка 162 км/ч

27 ноября 2006 г.
 Tuner

Умели делать

27 ноября 2006 г.
 Денис Denlos78 Лосев

Спортивный автомобиль ЗИС — 101А Спорт, выущенный в единственном экземпляре в 1939 году на базе модели 101А. Архивное фото.

27 ноября 2006 г.
 Дмитрий

о, вот он спортивный ЗИС

27 ноября 2006 г.
 Quitter

Я молчу про советские МаслКары

6 декабря 2006 г.
Аноним

Интересный факт….барабанные тормоза от ЗИС 101 А с трудом могли остановить эту 2,5 тонную махину…Поэтому езда по дорогам общего пользования была крайне опасной

6 декабря 2006 г.
 Александр FUSION

Советские конструкторы все таки брали за исходное американские аналоги…Уж очень мне дизайн передней части что то напоминает из американских машин конца 30 х

6 декабря 2006 г.
 Денис Denlos78 Лосев

В США в 1938 году GM сделали концепт-кар Buick-Y-Job. Возможно, именно на него и похож ЗИС — Спорт.

18 января 2007 г.
Аноним

не это Ford Zefir такой то же был!!

1

11 мая 2007 г.
 Viper800

WOW

20 декабря 2007 г.
 KING

ОБОЖАЮ КЛАССИКУ 30-х!! Машина и фотка классная Денис — респект!

16 апреля 2008 г.
 алексей алексеевич

у него на такой скорости колёса отвалються

11 декабря 2008 г.
 Максим Алексеевич

Судя по техническим характеристикам этой тачки и Mark II 2006 г.в. ей не помеха!!!

21 сентября 2011 г.
 Дедлёша

Это единственный советский спорткар достигший несчастных 162 кмч….и так и сгинувший в истории бесследно. Это тогда когда серийные Дьюзенберги и Мерсы катали сь уже 200…Я понимаю вам хочется гордиться. Но эта страничка для этого не подходит…

26 декабря 2011 г.
 Александр К.

http://s003.radikal.ru/i204/1112/4a/ffe5627d1890.jpghttp://s58.radikal.ru/i159/1112/9a/901cdb292f28.jpghttp://s008.radikal.ru/i304/1112/39/fb30ac068aa8.jpghttp://s43.radikal.ru/i101/1112/78/790994ecb92c.jpg

27 ноября 2006 г.
 Денис Denlos78 Лосев

1939 ЗИС — 101А Спорт

Чтобы иметь возможность оставлять комментарии, необходимо зарегистрироваться или войти на сайт с помощью учётной записи в одной из социальных сетей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *